НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Тверского областного суда (Тверская область) от 19.06.2019 № А-2574

Дело а-2574 судья Новикова С.А. 2019 год

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 июня 2019 года г. Тверь

Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда

в составе председательствующего судьи Сиротиной Е.С.

судей Яшиной И.В. и Сергуненко П.А.

при секретаре судебного заседания Зайцевой М.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании

по докладу судьи Сиротиной Е.С.

административное дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Нелидовского городского суда Тверской области от 15 апреля 2019 года, которым постановлено:

«Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 5 по Тверской области к ФИО1 о взыскании задолженности и пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и медицинское страхование удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 задолженность по страховым взносам на общую сумму 15 065 (пятнадцать тысяч шестьдесят пять) рублей 43 копейки, в том числе:

- страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС за 2018 год – 2 514 (две тысячи пятьсот четырнадцать) рублей 44 копейки, пени в сумме 184 (сто восемьдесят четыре) рубля 33 копейки;

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на выплату страховой части пенсии за 2018 год - 11429 (одиннадцать тысяч четыреста двадцать девять) рублей 10 копеек, пени в сумме 937 (девятьсот тридцать семь) рублей 56 копеек.

Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 602 (шестьсот два) рубля 62 копейки.

Реквизиты для перечисления страховых взносов.

Банк получатель: Отделение г. Тверь

БИК банка 042809001

Счет № 40101810600000010005

Получатель: ИНН 6912006931 /КПП 691201001 Управление Федерального казначейства по Тверской области (Межрайонная ИФНС России № 5 по Тверской области) КБК 18210202140061110160 ОКТМО 28655101 – 11 429 рублей 10 копеек

КБК 18 ОКТМО 28655101 - 937 рублей 56 копеек

КБК 18 ОКТМО 28655101 -2 514 рублей 44 копейки

КБК 18 ОКТМО 28655101 - 184 рубля 33 копейки».

Судебная коллегия

установила:

Межрайонная ИФНС России № 5 по Тверской области обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании задолженности и пени по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование.

Требования мотивированы тем, что ФИО1 состоял на налоговом учете в качестве индивидуального предпринимателя в Межрайонной ИФНС России № 5 по Тверской области, являлся плательщиком страховых взносов, прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 5 июня 2018 года. Фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию за 2018 год установлен в сумме 5 840 рублей. Фиксированный размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию за 2018 год в сумме 26 545 рублей. Размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию, подлежащий уплате за 2018 год, составляет 2514 руб. 44 коп., размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию, подлежащий уплате за 2018 год, составляет 11 429 руб. 10 коп. За несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское и обязательное пенсионное страхование за 2017 год ответчику начислены пени: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 937 руб. 56 коп. за период с 10 января 2018 года по 25 июня 2018 года; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 184 руб. 33 коп. за период с 10 января 2018 года по 25 июня 2018 года.

Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 5 по Тверской области Скачкова Н.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме.

Административный ответчик ФИО1 в судебном заседании исковые требования Межрайонной ИФНС России № 5 по Тверской области не признал, ссылаясь на то, что о наличии задолженности он не знал, требования налогового органа об уплате страховых взносов не получал.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ФИО1 ставится вопрос об отмене решения и указывается на то, что он снят с налогового учета в качестве предпринимателя 5 июня 2018 года, с октября 2017 года по май 2018 года он находился на длительном лечении, после чего ему была установлена 3 группа инвалидности, деятельность в качестве индивидуального предпринимателя он практически не осуществлял, в связи с чем полагал, что никакие взносы и пени он уплачивать не должен. Страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2017 год им уплачены. В требовании указан адрес: <адрес>, а в реестре почтовых отправлений от 6 июля 2018 года указан адрес: <адрес>. При этом, по данному адресу он зарегистрирован только 4 декабря 2018 года.

Участвующие в рассмотрении административного дела лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, будучи извещены о рассмотрении дела своевременно и надлежащим образом.

В соответствии с положениями части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и признает решение суда постановленным в соответствии с нормами материального и процессуального права.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что ФИО1 был зарегистрирован с 21 января 2002 года по 5 июня 2018 года в качестве индивидуального предпринимателя и являлся плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование.

Фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию за 2018 год установлен в сумме 5 840 рублей.

Фиксированный размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию за 2018 год в сумме 26 545 рублей.

Поскольку ФИО1 прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 5 июня 2018 года, то размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию, подлежащий уплате за 2018 год, составляет 2 514 руб. 44 коп., размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию, подлежащий уплате за 2018 год, составляет 11 429 руб. 10 коп.

За несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское и обязательное пенсионное страхование за 2017 год, в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации ФИО1 С.А. начислены пени (процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, равной 7,5 годовых): по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 937 руб. 56 коп. за период с 10 января 2018 года по 25 июня 2018 года; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 184 руб. 33 коп. за период с 10 января 2018 года по 25 июня 2018 года.

Расчет пени, представленный истцом, судом проверен и сомнений в правильности не вызывает, ответчиком он не оспаривался.

Страховые взносы за 2017 год взысканы налоговым органом в судебном порядке, удерживаются в ходе исполнительного производства.

6 июля 2018 года заказным письмом ФИО1 по месту регистрации по адресу: <адрес>, Межрайонной ИФНС России № 5 по Тверской области направлено требование № 2848 от 25 июня 2018 года об уплате в срок до 25 июля 2018 года страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС за 2018 год – 2 514 рублей 44 копейки, пени в сумме 184 рубля 33 копейки; страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на выплату страховой части пенсии за 2018 год – 11 429 рублей 10 копеек, пени в сумме 937 рублей 56 копеек.

Направление требования подтверждается реестром внутренних почтовых отправлений от 6 июля 2018 года.

Согласно пункту 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В связи с невыполнением требования от 25 июня 2018 года ФИО1 Межрайонная ИФНС России № 5 по Тверской области обратилась к мировому судье судебного участка № 1 Нелидовского района Тверской области с заявлением о взыскании задолженности по страховым взносам в размере 15 065 руб. 43 коп.

18 января 2019 года мировым судьей судебного участка № 1 Нелидовского района Тверской области вынесен судебный приказ о взыскании с должника задолженности по страховым взносам в размере 15065 руб. 43 коп., из них: страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС за 2018 год - 2514 рублей 44 копейки, пени в сумме 184 рубля 33 копейки; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на выплату страховой части пенсии за 2018 год – 11 429 рублей 10 копеек, пени в сумме 937 рублей 56 копеек.

5 февраля 2019 года в связи с поступившими возражениями ФИО1 судебный приказ от 18 января 2019 года отменен.

Разрешая спор по существу, суд исходил из наличия предусмотренных законом оснований для удовлетворения заявленного налоговым органом административного иска.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, разрешая спор, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что заявленные требования налогового органа подлежат удовлетворению, поскольку для этого имеются предусмотренные законом основания - у налогоплательщика имеется задолженность по страховым взносам и уплате пеней в вышеуказанном размере, которая подлежит взысканию в судебном порядке, в том числе с уплатой госпошлины за рассмотрение дела в суде; срок обращения в суд соблюден, налоговый орган, обратившийся с требованием о взыскании обязательных платежей, наделен для этого соответствующими полномочиями.

В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года № 20-П указал, что налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.

Налоговое законодательство, в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового Кодекса Российской Федерации конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.

Федеральным законом от 3 июля 2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» налоговым органам переданы полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование.

Согласно части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу пункта 2 части 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования - индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

В соответствии с положениями статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В силу пунктов 1, 2 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года; в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года (29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года) плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года.

Согласно части 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

Согласно части 5 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе.

Частью 2 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса

Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что с административного ответчика ФИО1 подлежит взысканию задолженность по страховым взносам в размере 15 065 руб. 43 коп., из них: страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС за 2018 год в сумме 2514 рублей 44 копейки, пени на страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2017 год в сумме 184 рубля 33 копейки; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на выплату страховой части пенсии за 2018 год в сумме 11 429 рублей 10 копеек, пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в сумме 937 рублей 56 копеек.

Оценив применительно к изложенному фактические обстоятельства дела в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных требований налогового органа о взыскании с административного ответчика задолженности по страховым взносам; о том, что материалами дела подтверждается, что у налогоплательщика имеется недоимка по страховым взносам; при этом налогоплательщик был своевременно и в надлежащем порядке информирован о необходимости уплатить задолженность; неисполнение в добровольном порядке обязанности по уплате взносов и пени является основанием для их взыскания в судебном порядке; расчет взыскиваемых сумм является правильным, оснований для освобождения ответчика от уплаты взносов не установлено (налогоплательщикам льготы предоставляются по заявлению налогоплательщика на основании документа, подтверждающего право на льготу); срок обращения в суд соблюден, права административного ответчика не нарушены, административное исковое заявление рассмотрено в установленном порядке и в пределах установленного шестимесячного срока, исчисляемого со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь требованиями действующего законодательства, оценив в совокупности собранные по делу доказательства, пришел к верному выводу о наличии законных оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований.

Суд первой инстанции правильно определил характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, определил обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, постановил решение в соответствии с нормами материального и процессуального законодательства.

Вопреки доводам апелляционной жалобы о безосновательности и незаконности решения суда первой инстанции, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, поскольку доводы жалобы не опровергают выводов решения суда и не свидетельствуют о незаконности судебного постановления.

Обжалуемый судебный акт суда первой инстанции принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, решение содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Доводы апелляционной жалобы опровергнуты материалами административного дела, основаны на неверном понимании норм материального и процессуального права, не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого решения, повторяют правовую позицию административного ответчика, выраженную в суде первой инстанции, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования, им дана надлежащая правовая оценка, подробно мотивированная в решении суда. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Апелляционная жалоба не содержит обоснованных доводов о допущенных судом нарушениях норм материального и процессуального права, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, являющихся основанием для отмены или изменения решения суда, которые судебной коллегией также не установлены.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Нелидовского городского суда Тверской области от 15 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи