НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Тверского областного суда (Тверская область) от 19.02.2019 № 33-835

Дело № 33-835 судья Цветков Е.Ю. 2019 год

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда

в составе председательствующего судьи Пойменовой С.Н.,

судей Кубаревой Т.В. и Комаровой Ю.В.,

при секретаре Джамалове Б.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери

19 февраля 2019 года

по докладу судьи Кубаревой Т.В.

дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Московского районного суда города Твери от 10 декабря 2018 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г.Твери Тверской области (межрайонное) - отказать».

Судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Твери Тверской области (межрайонное) о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет страховой пенсии с момента назначения с учетом наиболее выгодного периода; включении в общий страховой страж периодов обучения, ухода за ребенком и работы до момента назначения пенсии в качестве индивидуального предпринимателя; признании за ней трудового стажа, учтенного до ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> лет; а также учтенного до ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> лет; об индексации пенсии.

В обоснование заявленных требований ФИО1 указала о своем несогласии с размером назначенной ей пенсии по старости, который с учетом фиксированной выплаты составляет 9 804 рубля 45 копеек.

Согласно данным трудовой книжки, справкам Государственного бюджетного учреждения культуры Тверской области «Тверской государственный объединенный музей» (далее ТГОМ) от ДД.ММ.ГГГГ, сведениям персонифицированного учета трудовой стаж истца до ДД.ММ.ГГГГ составил <данные изъяты> года и включает в себя следующие периоды: <данные изъяты> - обучение в Калининском государственном университете, <данные изъяты> - работа в ТГОМ, <данные изъяты> - уход неработающей матери за ребенком в возрасте до 1,5 лет, <данные изъяты> работа в ТГОМ, <данные изъяты> уход неработающей матери за ребенком в возрасте до трех лет.

Ответчиком учтено <данные изъяты>.

Трудовой стаж истца, учтенный до ДД.ММ.ГГГГ в целях валоризации в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» составляет <данные изъяты> лет, в который входят периоды: <данные изъяты> учеба в Калининском государственном университете, <данные изъяты> работа в ТГОМ, <данные изъяты> уход неработающей матери за ребенком до 1,5 лет, <данные изъяты> работа в ТГОМ.

Ответчиком учтено <данные изъяты>.

Кроме вышеуказанных периодов в страховой стаж истца входят также период <данные изъяты> уход неработающей матери за ребенком в возрасте до трех лет, <данные изъяты> работа в ООО «Теплоавтоматика», с ДД.ММ.ГГГГ до момента назначения пенсии (ДД.ММ.ГГГГ) - государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя.

Последний период подлежит включению в страховой стаж в полном объеме в связи с оплатой ею страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за <данные изъяты> годы, что подтверждается платежными поручениями от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 19356 рублей 48 копеек, от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 23539 рублей 41 копейка, от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 23400 рублей. При этом нарушение срока уплаты страховых взносов не влияет на включение данного периода в страховой стаж, поскольку задолженность по уплате страховых взносов за <данные изъяты> годы отсутствует, напротив, имеется переплата в размере 27 990 рублей.

С учетом изложенного истец полагает, что ее страховой стаж составляет <данные изъяты> лет.

Кроме того, ею была предоставлена ответчику справка от ДД.ММ.ГГГГ, выданная Государственным бюджетным учреждением культуры Тверской области «Тверской государственный объединенный музей» ДД.ММ.ГГГГ, о заработке, учитываемом при исчислении пенсии для расчета размера пенсии в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Закона № 173-ФЗ в редакции от 04 июня 2014 года. На основании данной справки для расчета районного коэффициента ей был наиболее выгоден период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (60 месяцев), ответчиком же учтен период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (43 месяца).

В соответствии с пунктом 7 статьи 30 Закона 173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии с учетом надбавок, повышений и компенсационной выплаты не может быть менее 660 рублей. Соответственно ПК1 = (РП-450)*Т, Т = 228, ПК1 = 210*228 - 47880.

Согласно ФЗ-213 от 24 июля 2009 года была произведена процедура валоризации (разового увеличения РПК на 01 января 2002 года).

Согласно пункту 1 статьи 30.1 Закона № 173-ФЗ величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, подлежит валоризации. Сумма валоризации составляет 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и, сверх того, 1 процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года, определенного в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящей статьи. Соответственно СВ = 10% * 47880 + 11%* 47880 = 48904,6. При этом СВ, являясь составной частью ПК, подлежит индексации, то есть умножению на индекс Правительства на 31 декабря 2014 года - 5,6148. Взносы истца за период <данные изъяты> в общем размере 120 086 рублей составляют ПК2 - третью составляющую расчетного пенсионного капитала.

Индексация определенного по состоянию на 01 января 2014 года расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц, которым страховая пенсия устанавливается, начиная с 01 апреля 2015 года, осуществляется с учетом части 6 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно пункту 2 статьи 29.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» индексация расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, с учетом которой исчисляется размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), осуществляется в порядке, установленном пунктом 6 статьи 17 настоящего Федерального закона для индексации трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости). Коэффициент индексации размера страховой части трудовой пенсии по старости и размеров трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца определяется Правительством Российской Федерации исходя из уровня роста цен за соответствующий период (пп. 4 п. б ст. 17 Закона № 173-ФЗ).

В соответствии с пунктом 6 статьи 35 Закона № 400-ФЗ в 2015 году стоимость одного пенсионного коэффициента с 1 февраля увеличивается на индекс роста потребительских цен за 2014 год, размер которого устанавливается Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2003 года № 152 «Об утверждении коэффициента дополнительного увеличения с 1 апреля 2003 года страховой части трудовой пенсии и коэффициента индексации расчетного пенсионного капитала» устанавливается коэффициент индексации (до 01 января 2014 года), произведение всех годовых коэффициентов индексации, начиная с 2003 года по 01 января 2014 года.

Индексация РПК, заработанного в период до 2002 года, производится за весь период, начиная с 01 января 2002 года до дня назначения трудовой пенсии по старости, однако ответчиком при расчете ПК истца не были проиндексированы СВ и ПК2.

С 01 сентября 2016 года введено понятие индивидуального пенсионного коэффициента (пункт 10 статьи 15 Закона № 400-ФЗ).

Периоды ее ухода за детьми <данные изъяты> не совпадали с периодами работы, предусмотренными статьями 11 и 13 Федерального закона от 28 декабря 2013года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», являются периодами ухода неработающей матерью за детьми, засчитываются в страховой стаж и за них начисляются коэффициенты.

С 01 января 2015 года введено понятие годовой пенсионный коэффициент. Согласно пункту 18 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» расчет годового индивидуального пенсионного коэффициента (балла) производится по формуле настоящего закона.

Годовой индивидуальный коэффициент (балл) это параметр, которым оценивается каждый календарный год трудовой деятельности застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, начиная с 1 января 2015 года, с учетом ежегодных отчислений страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно платежным поручениям от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ истец оплатила страховые взносы за <данные изъяты> годы, и на дату расчета пенсии - ДД.ММ.ГГГГ у ответчика имелись данные сведения, поскольку были представлены налоговым органом в территориальный орган ПФР не позднее пяти рабочих дней в форме электронного документа.

В порядке, предусмотренном пунктами 17-19 статьи 14 в редакции Федерального закона от 24 июля 2009года №213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» ответчиком должна производиться индексация при назначении трудовой пенсии по старости впервые, начиная с 01 января 2015 года.

В соответствии с пунктом 17 статьи 14 устанавливаемый гражданам фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости (пункт 2 настоящей статьи) за каждый полный год страхового стажа, превышающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин, на день назначения страховой части трудовой пенсии по старости впервые, увеличивается на 6%. Пункт 17 статьи 14 вступает в силу с 01 января 2015 года.

Федеральным законом от 28 декабря 2013года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в законную силу с 01 января 2015 года, было упразднено понятие «фиксированный базовый размер», и с указанной даты производится фиксированная выплата к страховой пенсии, которая подлежит индексации.

Также истцом указано о допущенных ответчиком нарушениях при оформлении пенсионного дела: выписка из лицевого счета, составлена по форме СЗИ-5, которая утратила силу 15 июня 2016 года; указаны сведения о страховых взносах только за <данные изъяты> год (34 870 рублей) и <данные изъяты> год (32 257 рублей); отсутствует расчет годовых коэффициентов в соответствии с пунктом 18 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013года №400-ФЗ; отсутствуют предусмотренные новой формой СЗИ-6 сведения о суммах заработка (дохода), на которые начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

Также в выплатном деле отсутствует уведомление застрахованному лицу о предварительной правовой обработке сведений о трудовом стаже и заработке, необходимых для назначения трудовой пенсии по старости от ДД.ММ.ГГГГ, основной документ для определения (подсчета) трудового стажа - трудовая книжка, информация о результатах расчета пенсии. В то же время в нем содержится заявление о перерасчете размера пенсии, которое истец не писала, имеющее в пункте 4 отметку о том, что истец не работает, тогда как ею сдана налоговая декларация за <данные изъяты> год и уплачены страховые взносы в размере 74 683 рубля, присутствует переплата в размере 27 990 рублей.

Истец полагает, что перечисленные факты привели к нарушению ответчиком оценки ее пенсионных прав, в связи с чем, обратилась в суд.

С учетом уточнения исковых требований ФИО1 просила суд первой инстанции возложить на ответчика обязанность выполнить перерасчет страховой пенсии с момента назначения (ДД.ММ.ГГГГ); включить в общий страховой страж следующие периоды: <данные изъяты> обучение в Калининском государственном университете, <данные изъяты> работа в ТГОМ, <данные изъяты> уход неработающей матери за ребенком в возрасте до 1,5 лет, <данные изъяты> работа в ТГОМ, <данные изъяты> уход неработающей матери за ребенком в возрасте до трех лет; <данные изъяты> работа в ООО «Теплоавтоматика», ДД.ММ.ГГГГ до момента назначения пенсии (ДД.ММ.ГГГГ) - государственная регистрация в качестве ИП; признать за ней трудовой стаж, учтенный до ДД.ММ.ГГГГ, продолжительностью <данные изъяты> года; признать за ней трудовой стаж, учтенный до ДД.ММ.ГГГГ, продолжительностью <данные изъяты> лет; при расчете пенсии учесть наиболее выгодный ей период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (60 месяцев) на основании справки , вместо периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; проиндексировать всю сумму расчетного пенсионного капитала на индекс 5,6148, установленный Правительством Российской Федерации на 31 декабря 2014 года; рассчитать согласно законодательству в действующей редакции сумму индивидуальных пенсионных коэффициентов за период после 31 декабря 2014 года до момента назначения пенсии (ДД.ММ.ГГГГ); на основании пункта 17 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009года №213-ФЗ проиндексировать фиксированный базовый размер страховой части ее трудовой пенсии по старости за каждый полный год страхового стажа, превышающего 25 лет для женщин, на день назначения страховой части трудовой пенсии по старости, впервые, на день достижения возраста, предусмотренного пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, увеличить на 6 % за каждый полный год страхового стажа сверх норматива стажа.

В судебном заседании истец ФИО1 поддержала заявленные требования с учетом уточнений.

Представитель ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Твери Тверской области (межрайонное) ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала, полагала их основанными на ошибочном толковании норм пенсионного законодательства. Также настаивала на отсутствии оснований для перерасчета размера страховой пенсии с момента назначения, поскольку на момент назначения пенсии сведения об оплате истцом страховых взносов за <данные изъяты> годы в пенсионном фонде отсутствовали, а после их поступления соответствующий перерасчет был произведен в установленном порядке.

Судом поставлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ФИО1 предлагается отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.

В обоснование жалобы приводятся доводы, изложенные в исковом заявлении и в уточнениях к нему.

В частности, обращается внимание на допущенные пенсионным органом нарушения при оформлении выплатного дела: отсутствие в нем трудовой книжки – основного документа, необходимого для подсчета трудового стажа; отсутствие уведомления о предварительной правовой обработке сведений о трудовом стаже и заработке, необходимых для назначения пенсии; отсутствие информации о результатах расчета пенсии. Кроме того, в выплатном деле имеется заявление истца о перерасчете пенсии, которое она не писала. Содержится отметка о том, что ФИО1 не работает, при том, что ею сдана налоговая декларация за <данные изъяты> год и уплачены страховые взносы в размере 74683 рубля, согласно акту сверки имеется переплата в размере 27990 рублей. При таких обстоятельствах судом необоснованно отказано в удовлетворении требований о перерасчете размера пенсии с момента назначения (ДД.ММ.ГГГГ).

Также судом оставлено без внимания то обстоятельство, что пенсионным органом для расчета среднемесячного заработка учтен не тот период, который был указан истцом в заявлении о назначении пенсии. Так, истцом была предоставлена справка, выданная Государственным бюджетным учреждением культуры Тверской области «Тверской государственный объединенный музей» ДД.ММ.ГГГГ, о заработке, учитываемом при исчислении пенсии. На основании данной справки для расчета районного коэффициента наиболее выгоден период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ответчиком же учтен период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

При таких обстоятельствах произведена неправильная оценка пенсионных прав истца.

Апеллянт не согласен с исключением из страхового стажа периода обучения в ВУЗе с <данные изъяты>, поскольку стипендия входила в заработок, на который начислялись страховые взносы в пенсионный фонд, в связи с чем относится к заработку для исчисления пенсий в соответствии со статьей 91 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Кроме того, необоснованно исключены из страхового стажа истца периоды ухода за детьми до достижения возраста 1,5 лет и 3 лет и заменены коэффициентами. По мнению апеллянта, данные периоды засчитываются в страховой стаж и за них начисляются коэффициенты.

С учетом приведенных нарушений пенсионным органом до ДД.ММ.ГГГГ учтено только <данные изъяты>, тогда как стаж истца составил <данные изъяты> лет. Общий страховой стаж истца составляет <данные изъяты> лет, трудовой стаж по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> года, вместе с тем, пенсионным органом учтено только ДД.ММ.ГГГГ.

Также указано, что при расчете пенсионного капитала ответчиком не были проиндексированы сумма валоризации и сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо, начиная с 01 января 2002 года, что, по мнению апеллянта, является нарушением действующего пенсионного законодательства.

В жалобе приводится расчет годового индивидуального пенсионного коэффициента в порядке, предусмотренном пунктом 18 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», который, по мнению апеллянта, составляет <данные изъяты> балла за <данные изъяты> год, вместо учтенных ей <данные изъяты>.

Обращается внимание на то, что в форме СЗИ-6, которая введена 15 июня 2016 года имеется форма учета сумм заработка (дохода), на которые начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. В форме СЗИ-5, содержащейся в выплатном деле истца, эти сведения отсутствуют. Также отсутствует расчет годовых индивидуальных коэффициентов за период с ДД.ММ.ГГГГ до момента назначения пенсии - ДД.ММ.ГГГГ

Апеллянт не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что со дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», утратили силу и не подлежат применению положения об индексации пенсии.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции явились: истец ФИО1, представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Твери Тверской области (межрайонное) на основании доверенности ФИО2

Проверив материалы дела, выслушав пояснения ФИО1, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, пояснения представителя ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Твери Тверской области (межрайонное) ФИО2, полагавшей решение суда первой инстанции законным и обоснованным, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом первой инстанции решения.

Основания возникновения и порядок реализации права на страховые пенсии лиц, застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования, с 01 января 2015 года регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Со дня вступления данного закона в силу Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ, в части ему не противоречащей (части 3, 4 статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).

Размер, страховой пенсии по старости определяется путем умножения индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) гражданина на стоимость одного пенсионного коэффициента, установленную Правительством Российской Федерации по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости.

При этом размер ИПК за периоды, имевшие место до 01 января 2015 года, определяется по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 10 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).

При определении величины ИПК осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01 января 2002 года (общий трудовой стаж и среднемесячная заработная плата, учтенная при исчислении пенсии) путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.

На основании статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с целью сохранения пенсионных прав, приобретенных гражданами до 01 января 2002 года, предусмотрены следующие варианты оценки пенсионных прав по выбору застрахованного лица:

- по нормам пункта 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ в целях оценки пенсионных прав граждан под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке.

- по нормам пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ оценка пенсионных прав осуществляется по нормам законодательства, действовавшего до 01 января 2002 года.

При данном варианте в общий трудовой стаж наравне с работой включаются периоды учебы и ухода неработающей матери за каждым ребенком до трех лет.

В соответствии с положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ в случае совпадения по времени периодов работы и (или) иной деятельности и иных нестраховых периодов, при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением страховой пенсии.

Таким образом, при исчислении размера страховой пенсии, граждане имеют право выбора варианта оценки пенсионных прав и учета нестраховых периодов, имевших место до 01 января 2015 года, либо с использованием механизма, который был предусмотрен действовавшим ранее Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», либо по новым правилам, предусмотренным частями 12-14 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», то есть, исходя из суммы коэффициентов, определенных за каждый полный календарный год указанных периодов.

Выбор варианта исчисления размера пенсии обратившегося за назначением пенсии гражданина обеспечивает ему возможность реализации пенсионных прав по собственному свободному волеизъявлению.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции, действовавшей на момент назначения истцу пенсии) право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет.

Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет 6 лет.

Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, начиная с 1 января 2016 года, ежегодно увеличивается на один год. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.

С 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии (части 1, 2, 3 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).

Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В статье 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ перечислены иные периоды, включаемые в страховой стаж наравне с периодами работы, среди которых периоды ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности. Периоды обучения в страховой стаж не включаются.

Согласно части 3 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ при исчислении страхового стажа периоды деятельности лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Порядок подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий определен Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года № 1015.

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ периоды страхового стажа подтверждаются:

- до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» сведениями индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

- после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В соответствии с частью 4 статьи 5 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ обращение за назначением страховой пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на страховую пенсию без ограничения каким-либо сроком.

В соответствии с частью 1, частью 2 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.

Судом первой инстанции установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированная в системе государственного пенсионного страхования, ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ГУ - УПФР в г.Твери Тверской области (межрайонное) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.

Решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ истцу в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ с 19 октября 2017 года назначена страховая пенсия по старости, размер которой с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии и ее повышений составил 9 804 рубля 45 копеек.

В страховой стаж ФИО1 ответчиком включены следующие периоды: <данные изъяты> работа, уход за ребенком до 1,5 лет, <данные изъяты> работа, уход за ребенком до 1,5 лет, <данные изъяты> уход за ребенком до 1,5 лет, <данные изъяты> работа, с <данные изъяты> работа, <данные изъяты> работа, <данные изъяты> работа, <данные изъяты> работа. Общая продолжительность страхового стажа ФИО1 составила <данные изъяты>.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии с учетом периодов отпуска по уходу за ребенком и использованием в расчетах сведений о ее заработной плате в <данные изъяты> году, в удовлетворении которого ей было отказано решением от ДД.ММ.ГГГГ.

Не согласившись с данным решением, ФИО1 обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь требованиями пенсионного законодательства, регулирующего спорные правоотношения, пришел к выводу об отсутствии оснований для перерасчета размера страховой пенсии по старости, а также о неправильном толковании истцом норм материального права.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, выводы суда первой инстанции являются законными и обоснованными. По убеждению судебной коллегии судом правильно и в полном объеме установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, а выводы суда, изложенные в решении, соответствуют требованиям закона.

На момент назначения пенсии периоды <данные изъяты> правомерно не были включены ответчиком в страховой стаж истца, поскольку в виду допущенной истцом просрочки уплаты страховых взносов за <данные изъяты> год период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не был подтвержден сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, а страховые взносы за <данные изъяты> год оплачены истцом только в <данные изъяты> году.

Так, ФИО1 как индивидуальным предпринимателем страховые взносы в фиксированном размере за <данные изъяты> должны были быть уплачены до ДД.ММ.ГГГГ включительно, однако фактически оплачены ДД.ММ.ГГГГ, а страховой взнос с суммы дохода, превышающей 300 000 рублей за расчетный период <данные изъяты> год, подлежавший уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ, фактически внесен ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с Соглашением об информационном взаимодействии Федеральной налоговой службы и Пенсионного Фонда Российской Федерации от 30 ноября 2016 года информация об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за периоды, начиная с 01 января 2017 года, плательщиками страховых взносов, не осуществляющими выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, передается из ФНС России в ПФР ежегодно не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным в электронной форме на федеральном уровне посредством системы межведомственного электронного взаимодействия.

В соответствии с пунктом 35 «Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах», утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21 декабря 2016 года № 766н, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации ежегодно в течение месяца со дня получения территориальным органом ПФ РФ сведений о физических лицах, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, представленные налоговым органом, вносит индивидуальные сведения на лицевые счета.

Как следует из объяснений представителя ответчика, сведений о страховых взносах за <данные изъяты> год, внесенных ФИО1 с пропуском установленных законом сроков, ФНС России в ПФР не передавала, в связи с чем, они не были отражены в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной ДД.ММ.ГГГГ. Сведения о страховых взносах на обязательное пенсионное страхование за <данные изъяты> год, уплаченных в <данные изъяты> году, нашли отражение на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица ФИО1 только в <данные изъяты> году.

Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.

Пунктом 3 части 2 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ предусмотрен механизм перерасчета размера страховой пенсии по старости в случае увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости, при ее назначении. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера с 01 августа каждого года.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для включения в страховой стаж истца периодов <данные изъяты> и установления пенсии с учетом суммы страховых взносов за <данные изъяты> год по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Вопреки доводам жалобы перерасчет пенсии с учетом поступивших в <данные изъяты> году сведений правомерно произведен с момента поступления указанных сведений.

Также обоснованными являются выводы суда первой инстанции о том, что включение периода обучения истца в ВУЗе <данные изъяты>, а так же периода ее ухода за ребенком с полутора до трех лет <данные изъяты> в страховой стаж противоречит требованиям статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ. При этом периоды ухода за каждым ребенком до достижения ими возраста полутора лет при подсчете страхового стажа ФИО1 учтены.

Вопреки доводам жалобы, в силу пункта 10 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ одновременный учет периодов ухода матерью за детьми до достижении ими возраста 1,5 лет при определении суммы индивидуальных коэффициентов в соответствии с указанным пунктом и при исчислении размера страховой части трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-Ф3 (статья 30 указанного закона), не предусмотрен.

Согласно положениям статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ размер страховой пенсии по старости определяется по формуле: СПст=ИПКхСПК, где СПст - размер страховой пенсии по старости; ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент; СПК - стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости.

Величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется по формуле (пункт 9 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ): ИПК=(ИПКс+ИПКн)хКвСП, где ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости; ИПКс - индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года; ИПКн -индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место с 1 января 2015 года, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости;

КвСП - коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента при исчислении размера страховой пенсии по старости (часть 15 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).

Величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 01 января 2015 года, определяется по формуле (пункт 10 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ): ИПКс=П/САКк+ ?НПi/К/КН, где ИПКс - индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место до 01 января 2015 года; П - размер страховой части трудовой пенсии по старости (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), исчисленный по состоянию на 31 декабря 2014 года по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; ?НПi – сумма коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных периодов, имевших место до 1 января 2015 года, указанных в части 12 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ (уход за ребенком до полутора лет), в порядке, предусмотренном частями 12-14 настоящей статьи.

При этом указанные периоды учитываются при определении ?НПi, если они по выбору застрахованного лица не учитываются при исчислении размера страховой части трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-Ф3, Федеральным законом от 21 марта 2005 года №18-ФЗ «О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан» и Федеральным законом от 04 июня 2011 года № 126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан».

К - коэффициент, для исчисления размера страховой пенсии по старости равный 1; КН - коэффициент, для исчисления размера страховой пенсии по старости равный 1; СПКк - стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015 года, равная 64 рублям 10 копейкам.

Величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место с 1 января 2015 года (ИПКн), определяется по формуле, указанной в пункте 11 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года. Величина ИПКн указывается в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в соответствующем разделе.

В расчете страховой пенсии по старости участвует величина П - размер страховой части трудовой пенсии по старости (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), исчисленный по состоянию на 31 декабря 2014 года по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-Ф3.

Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-Ф3 размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле: СЧ = ПК/Т + Б, где СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости; ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица (статьи 29.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-Ф3), учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости; Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого в соответствии со статьей 14 и статьей 32 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-Ф3 для расчета страховой части указанной пенсии, составляющего 19 лет (228 месяцев); Б - фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости.

В соответствии с пунктом 10 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ страховая часть трудовой пенсии применяется для расчета страховой пенсии по старости без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости.

Таким образом, размер страховой части трудовой пенсии по старости для расчета страховой пенсии по старости определяется по формуле: П = ПК/Т.

Сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, с учетом которой исчисляется размер страховой части трудовой пенсии по старости (ПК), определяется в соответствии со статьей 29.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-Ф3 по формуле: ПК = ПК1+СВ +ПК2, где ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица; ПК1 часть расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-Ф3; СВ - сумма валоризации (статья 30.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-Ф3); ПК2 - сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо начиная с 1 января 2002 года.

Согласно положениям статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-Ф3 при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по формуле: ПК1 = (РП - 450 рублей) х Т, где: ПК1- величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица; РП - расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-Ф3; 450 рублей - размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством Российской Федерации на 1 января 2002 года; Т - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом (228 месяцев).

Определение расчетного размера трудовой пенсии согласно пункту 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-Ф3 осуществляется по выбору застрахованного лица в соответствии с пунктом 3, пунктом 4 или пунктом 6 указанной статьи.

Вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что исчисление расчетного размера трудовой пенсии ФИО1 на основании пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-Ф3 являлось наиболее целесообразным.

В соответствии с пунктом 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-Ф3 расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле: РП = ЗР х СК, где РП - расчетный размер трудовой пенсии; ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами; СК - стажевый коэффициент, который для женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20.

В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются, в том числе, периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму до установления Советской власти и за границей), члена колхоза или другой кооперативной организации, иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию, работа (служба) в военизированной охране, в органах специальной системы горноспасательной части независимо от ее характера, индивидуальная трудовая деятельность, в том числе в сельском хозяйстве; а так же периоды подготовки к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (в средних специальных и высших учебных заведениях), пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре.

Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, по общему правилу производится в календарном порядке по их фактической продолжительности.

Расчетный размер трудовой пенсии, определенный в соответствии с настоящим пунктом, при наличии общего трудового стажа, равного 20 лет для женщин, не может превышать сумму, равную 555 рублей 96 копеек. За каждый полный год, превышающий 20 лет для женщин, указанная сумма повышается на 1 процент, но не более чем на 20 процентов.

При определении расчетного размера пенсии в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи к расчетному размеру пенсии начисляется компенсационная выплата в связи с ростом стоимости жизни в Российской Федерации, предусмотренная законодательством Российской Федерации по состоянию на 31 декабря 2001 года (пункт 5 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-Ф3).

Согласно пункту 7 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-Ф3 расчетный размер трудовой пенсии с учетом надбавок, повышений и компенсационной выплаты не может быть менее 660 рублей.

Общий трудовой стаж ФИО1, учитываемый ответчиком в целях определения расчетного размера трудовой пенсии (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ), составил <данные изъяты>, с учетом приведенных правовых норм в него обоснованно включены следующие периоды: <данные изъяты> обучение; <данные изъяты> работа (за исключением периода ухода за ребенком, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до 1,5 лет <данные изъяты>); <данные изъяты> работа (за исключением отпуска по уходу за ребенком, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до 1,5 лет <данные изъяты>).

Исключенные из подсчета общего трудового стажа периоды ухода за ребенком до ДД.ММ.ГГГГ составили <данные изъяты>.

При этом, периоды ухода за детьми, ДД.ММ.ГГГГ рождения и ДД.ММ.ГГГГ рождения (3 года в общей сложности), учтены при определении величины ИПК начислены следующие индивидуальные пенсионные коэффициенты в соответствии с частью 12 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ: 2,7 - в отношении периода ухода за первым ребенком до достижения им возраста полутора лет; 5,4 - в отношении периода ухода за вторым ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В связи с указанным, периоды ухода за детьми до полутора лет правомерно не включены ответчиком в общий трудовой стаж для расчета пенсии по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ, а так же в стаж для расчета валоризации.

Как обоснованно указано в обжалуемом решении, стаж ФИО1 для валоризации величины расчетного пенсионного капитала в соответствии с пунктом 1 статьи 30.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ составляет <данные изъяты>, и в него включаются следующие периоды: <данные изъяты> обучение; <данные изъяты> работа; <данные изъяты> - работа.

Также обоснованно не учтены ответчиком в составе страхового и общего трудового стажа периоды отвлечения ФИО3 от осуществления трудовой деятельности в ООО «Теплоавтоматика» <данные изъяты>, нашедшие отражение в выписке из лицевого счета застрахованного лица.

Также не могут быть приняты во внимание доводы жалобы о неверном определении ответчиком периода, за который должна определяться средняя заработная плата для расчета ей пенсионного капитала. Утверждение истца о том, что ей наиболее выгоден период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, тогда как ответчиком учтен период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, основан на неверной оценке представленных доказательств и неверном толковании норм пенсионного законодательства.

В документе, на который ссылается истец (страница <данные изъяты> выплатного дела) приведен расчет показателей по средней заработной плате в нескольких вариантах в соответствии с различными нормами, регламентирующими порядок конвертации пенсионных прав граждан по состоянию на 01 января 2002 года:

- для расчета по пункту 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-Ф3, в котором указан размер отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации за 60 месяцев, начиная с ДД.ММ.ГГГГ;

- для расчета по пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-Ф3, в котором указан размер наибольшего осовремененного среднемесячного заработка за 60 месяцев начиная с ДД.ММ.ГГГГ.

Средний заработок ФИО1 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составил 335,09 рублей, в то время как средний заработок за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 568,01 рублей.

Таким образом, вывод суда о нецелесообразности использования при расчете пенсии показателя среднемесячной заработной платы за период, указанный истцом, является обоснованным.

Вопреки доводам жалобы, справка о заработной плате , выданная государственным бюджетным учреждением культуры Тверской области «Тверской государственный объединенный музей» от ДД.ММ.ГГГГ, и представленная истцом ответчику, правомерно не была принята для производства расчетов, поскольку проведенной пенсионным органом в рамках части 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ проверки ответчиком была получена справка от ДД.ММ.ГГГГ, составленная на основании первичных документов и содержащая, достоверные сведения.

Также не основано на законе требование истца о необходимости индексации расчетного пенсионного капитала определенного в соответствии со статьей 29.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ с применением индекса увеличения, равного 5,6148 (индекс увеличения страховой части пенсии с 01 января 2002 года по 31 декабря 2014 года).

По мнению апеллянта, размер расчетного пенсионного капитала определяется путем сложения размера части расчетного пенсионного капитала, исчисленного по состоянию на 01 января 2002 года, суммы валоризации (исходя из суммы РПК на 01 января 2002 года без учета его индексации) и суммы страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо начиная с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Полученную сумму истец умножает на индекс 5,6148.

Вместе с тем, такой расчет противоречит нормам, регламентирующим порядок определения размера расчетного пенсионного капитала.

Размер расчетного пенсионного капитала определяется по состоянию на 31 декабря 2014 года с целью определения индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 01 января 2015 года (пункт 10 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).

Пенсионный капитал по состоянию на 31 декабря 2014 года определяется по формуле, предусмотренной статьей 29.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-Ф3: ПК = ПК1 + CB +ПК2, где ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица; ПК1 - часть расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-Ф3; СВ - сумма валоризации (статья 30.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-Ф3); ПК2 - сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо начиная с 1 января 2002 года.

Соответственно, каждый из показателей для определения суммы расчетного пенсионного капитала рассчитывается отдельно.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-Ф3 рассчитывается ПК1 (часть расчетного пенсионного капитала, исчисленная по состоянию на 01 января 2002 года), которая и подлежит индексации в силу части 11 указанной статьи за весь период начиная с 01 января 2002 года по 31 декабря 2014 года, то есть на 5,6148.

Величина расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-Ф3 (то есть ПК) подлежит валоризации (повышению) в соответствии со статьей 30.1 указанного закона, что выражается в том, что пенсионный капитал, рассчитанный по состоянию на 31 декабря 2001 года и проиндексированный в установленном законом порядке с 01 января 2002 года по 31 декабря 2014 года на 5,6148, увеличивается на 10 процентов его величины, и, сверх того, на 1 процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 01 января 1991 года, определенного в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 30.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-Ф3.

В соответствии с частью 2 статьи 30.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-Ф3 в общий трудовой стаж в целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала включаются периоды трудовой и иной общественно полезной деятельности, которые были включены в указанный стаж при осуществлении оценки пенсионных прав в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона. Включение соответствующих периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности в общий трудовой стаж производится в том же порядке, который был применен при определении расчетного размера трудовой пенсии.

Таким образом, в соответствии с нормами действующего пенсионного законодательства, сумма валоризации рассчитывается исходя из размера расчетного пенсионного капитала ПК (часть пенсионного капитала на 01 января 2002 года, проиндексированного по состоянию на 31 декабря 2014 года), с применением стажа, который был учтен при расчете этого пенсионного капитала, составляющего у истца ФИО1 <данные изъяты>. Дополнительной индексации сумма валоризации не подлежит.

Не подлежит увеличению на индекс 5,6148 так же и величина ПК2 - сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо начиная с 01 января 2002 года по 31 декабря 2014 года. Сведения о сумме страховых взносов содержатся в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица. Сумма страховых взносов за каждый год (<данные изъяты>) подлежит индексации отдельно в зависимости от года уплаты (начисления).

Судом первой инстанции установлено, что сумма страховых взносов, начисленных работодателем и уплаченных ФИО1 за период с <данные изъяты>, составила 120 086 рублей 15 копеек. С учетом индексации величина ПК2 составила 191 468 рублей 68 копеек, и имена данная сумма подлежит учету при расчете ПК (расчетного пенсионного капитала на 31 декабря 2014 года).

Также суд первой инстанции обоснованно согласился с возражениями ответчика относительно правильности производимого истцом расчета индивидуальных пенсионных коэффициентов за <данные изъяты> годы.

Согласно части 18 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется за каждый календарный год, начиная с 1 января 2015 года, с учетом суммы страховых взносов на страховую пенсию по старости в размере, рассчитываемом исходя из индивидуальной части тарифа страховых взносов на финансирование страховой пенсии по старости, уплаченных индивидуальным предпринимателем за соответствующий календарный год в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.

В соответствии с положениями Федерального закона от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», с 2011 года при исчислении страхового взноса в фиксированном размере для индивидуальных предпринимателей, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, применяется тариф страховых взносов 26%, из них: 10% - солидарная часть тарифа страховых взносов; 16% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов.

Таким образом, сумма страховых взносов, учитываемая при определении размера индивидуального пенсионного коэффициента за <данные изъяты> год, составляет 19 850,58 рублей (16% из 26% уплаченных страховых взносов в размере 32 257,20 рублей : 32257/26x16=19850,58), ИПКi за 2015 год составил (19850,58/113760)х 10 =<данные изъяты>.

ИПКi за <данные изъяты> год ответчиком правомерно при назначении пенсии не рассчитывался, поскольку по состоянию на дату назначения (ДД.ММ.ГГГГ) в выписке из индивидуального лицевого счета ФИО1 отсутствовали сведения об уплате страховых взносов за <данные изъяты> год.

Требование ФИО1 об увеличении фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 и 17 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 213 также не обосновано.

Пунктом 17 статьи 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года №173-Ф3 предусматривалось, что устанавливаемый гражданам фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости за каждый полный год страхового стажа, превышающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин, на день назначения страховой части трудовой пенсии по старости впервые увеличивается на 6 процентов.

Согласно части 3 статьи 37 указанного Федерального закона установление фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном пунктами 17 - 19 статьи 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», производится при назначении трудовой пенсии по старости впервые начиная с 1 января 2015 года.

В соответствии с пунктом 5 статьи 41 указанного закона часть 3 статьи 37 вступает в силу с 1 января 2015 года.

Вместе с тем, со дня вступления в силу Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ перечисленные нормы утратили силу и не подлежат применению (статья 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 года).

Доводы апеллянта о допущенных пенсионным органом нарушениях при оформлении выплатного дела не могут быть приняты во внимание судебной коллегией и повлечь отмены состоявшегося судебного решения, поскольку не нашли подтверждения в ходе разбирательства дела. Вопреки утверждениям апеллянта пенсионный орган при назначении пенсии располагал всеми необходимым сведениями, в том числе данными об общем трудовом и страховом стаже истца, размере ее заработной платы, сумме уплаченных страховых взносов.

С учетом изложенного, доводы жалобы не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку при разрешении заявленных исковых требований юридически значимые обстоятельства судом определены и оценены правильно.

Каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы повлечь отмену обжалуемого решения, судом не допущено.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Московского районного суда города Твери от 10 декабря 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий С.Н. Пойменова

Судьи Т.В. Кубарева

Ю.В. Комарова