НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Тверского областного суда (Тверская область) от 18.10.2023 № 2А-1780/2023

УИД 69RS0040-02-2023-003531-79

Дело № 2а-1780/2023 (№ 33а-4458/2023) судья Давыденко Н.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 октября 2023 года город Тверь

Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда в составе председательствующего судьи Никитушкиной И.Н.,

судей Иванова Д.А. и Сельховой О.Е.,

при секретаре судебного заседания Кутиловой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании

по докладу судьи Иванова Д.А.

административное дело по апелляционной жалобе администрации города Твери, департамента финансов администрации города Твери и департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери на решение Центрального районного суда города Твери от 03.08.2023

по административному исковому заявлению прокурора Московского района города Твери, действующего в интересах и в защиту социальных прав <данные изъяты> к администрации города Твери о признании незаконным бездействия в части не обеспечения земельного участка инженерной инфраструктурой, возложении обязанности обеспечить строительство объектов инженерной инфраструктуры к границам земельного участка,

установила:

08.06.2023 прокурор Московского района города Твери, действующий в интересах и защиту социальных прав <данные изъяты> обратился в суд с приведенным административным иском.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Московского района города Твери проведена проверка реализации требований пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильём и повышению качестве жилищно-коммунальных услуг», Закона Тверской области № 75-30 от 07.12.2011 «О бесплатном предоставлении гражданам, имеющим трёх и более детей, земельных участков на территории Тверской области».

По результатам проведённой проверки установлено, что администрацией города Твери семье <данные изъяты>, относящейся к категории <данные изъяты> предоставлен в общедолевую собственность земельный участок площадью 1449 кв.м. из земель населенных пунктов с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>

Между тем, как на момент предоставления, так и в настоящее время предоставленный земельный участок не обеспечен инженерно-техническими коммуникациями: газовыми, электрическими сетями, сетями питьевого и технического водопровода, водоотвода, транспортной инфраструктурой.

Администрация города Твери не принимает мер по обеспечению строительства инженерных сетей к земельному участку, что нарушает социальные права граждан, относящихся к льготной категории, и создаёт препятствия к осуществлению прав по использованию земельного участка в соответствии с назначением.

Ссылаясь на приведенные обстоятельства, прокурор просил:

- признать незаконным бездействие администрации города Твери по обеспечению земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, предоставленного гражданам, имеющим трех и более детей, инженерно-техническими коммуникациями (газовыми, электрическими, канализационными сетями, а также сетями питьевого и технического водопровода, транспортной инфраструктурой);

- обязать администрацию города Твери до 31.12.2014 осуществить организацию комплекса мер, направленных на обеспечение строительства объектов инженерной инфраструктуры, а именно: водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, устройства автомобильной дороги местного значения, электроснабжения к границам названного земельного участка.

Протокольным определением суда от 07.07.2023 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены департамент финансов администрации города Твери, департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери, администрация Калининского муниципального района Тверской области, Правительство Тверской области, Министерство финансов Тверской области, администрация МО «Бурашевское сельское поселение» Калининского муниципального района Тверской области, Министерство строительства Тверской области, Главное управление архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области.

Административным ответчиком - администрацией города Твери и заинтересованным лицом - департаментом жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери (далее – Департамент ЖКХ и строительства) представлены письменные возражения на иск, в которых содержится просьба об отказе в его удовлетворении. Указано, что администрацией принимаются меры по обеспечению земельных участков инженерно-техническими коммуникациями.

Министерством строительства Тверской области в отзыве на иск указано, что вопросы обеспечения населения коммунальными услугами и создания необходимых коммуникаций, в том числе на земельных участках, подлежащих предоставлению многодетным семьям под строительство индивидуальных жилых домов, относятся к вопросам местного значения и в данном случае подлежат разрешению органами местного самоуправления.

В суде первой инстанции помощник прокурора Московского района города Твери Ашевская М.Ю. заявленные требования поддержала, просила суд их удовлетворить.

Представитель административного ответчика администрации города Твери и заинтересованного лица департамента ЖКХ и строительства Паршин А.В. в судебном заседании суда первой инстанции возражал против удовлетворения заявленных требований.

Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились.

Решением Центрального районного суда города Твери от 03.08.2023 административный иск прокурора удовлетворен.

Суд признал незаконным бездействие администрации города Твери в части необеспечения земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, предоставляемого гражданам, имеющим трех и более детей, в рамках реализации закона Тверской области от 07.12.2011 № 75-ЗО «О бесплатном предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков на территории Тверской области», инженерно-техническими коммуникациями (газовыми, электрическими, канализационными сетями, а также сетями питьевого и технического водопровода, транспортной инфраструктурой).

Суд обязал администрацию города Твери в срок до 31.12.2024 организовать проведение работ по строительству инженерной инфраструктуры, а именно: водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, устройства автомобильной дороги местного значения, электроснабжения к границам земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 149 +/- 27 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> для использования в целях индивидаульного жилищного строительства в границах, указанных в выписке из ЕГРН на земельный участок.

Мотивированное решение суда изготовлено 14.08.2023.

08.09.2023 в суд поступила апелляционная жалоба администрации города Твери, департамента финансов администрации города Твери и департамента ЖКХ и строительства, в которой содержится просьба об отмене принятого по делу решения суда с вынесением нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Приведя доводы, аналогичные изложенным в суде первой инстанции, заявители указали, что совокупностью представленных администрацией города Твери доказательств подтверждается отсутствие бездействия административного ответчика, поскольку с 2014 года администрацией и ее структурными подразделениями осуществляются последовательные действия, направленные на организацию обеспечения проведения работ по строительству (формированию) инженерной инфраструктуры в отношении земельных участков, расположенных в селе Бурашево.

Ссылаются на то, что длительность разрешения вопроса по обеспечению земельных участков газоснабжением связана с выполнением мероприятий, на необходимость проведения которых указано АО «Газпром газораспределение Тверь».

Администрация не может выступать в качестве заявителя на присоединение к газораспределительным сетям, возложение обязанности по осуществлению организации комплекса мер, направленных на обеспечение газоснабжения не основано на законе.

Технологическое присоединение к сетям электроснабжения не обеспечено по заявке структурного подразделения администрации города Твери, поскольку, как следует из сообщения ПАО «МРСК Центра», собственниками новых земельных участков в ответ на заявки на технологическое присоединение были получены оферты договоров, в рамках исполнения которых в границах комплексной жилой застройки по месту расположения названных земельных участков ПАО «МРСК Центра» построены КТП и СТП.

Строительство дорог до электрификации, газификации, водоснабжения земельных участков экономически неэффективно, поскольку при прокладке сетей дорожное покрытие будет нарушено.

Кроме того, работы по строительству (формированию) инженерной инфраструктуры в отношении других земельных участков, расположенных в том же массиве, выполняются на основании вступивших в законную силу решений суда. В связи с изложенным полагали незаконным возложение на администрацию обязанности по повторному выполнению этих работ.

Прокурором принесены возражения на апелляционную жалобу, в которых критикуются изложенные в ней доводы.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации города Твери и департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери Филиппова Е.В. поддержала доводы жалобы, просила ее удовлетворить. Пояснила также, что мероприятия по обеспечению земельных участков инженерной инфраструктурой организуются, однако они являются затратными и могут быть выполнены при условии включения в адресную инвестиционную программу субъекта. Согласия на такое включение Правительство Тверской области до настоящего времени не дало.

Прокурор Степенкова О.В. полагала решение суда законным и обоснованным, просила оставить его без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Иные участвующие в деле лица о дне и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Руководствуясь статьями 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступивших на нее возражений, выслушав явившихся в судебное заседание лиц, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для его отмены.

Как следует из материалов дела, 04.09.2015 <данные изъяты> для индивидуального жилищного строительства в общую долевую собственность по 1/5 доле каждому предоставлен земельный участок из земель населенных пунктов площадью 1449 кв.м. с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается приказом департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации г. Твери № 1534/р от 04.09.2015 о бесплатном предоставлении земельного участка в собственность гражданам и выпиской из ЕГРН.

Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильём и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено до июля 2012 года разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трёх и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

В соответствии с пунктом 39 Приказа Минрегиона России от 09.09.2013 N 372 «Об утверждении методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей» при планировании расходов на строительство объектов инженерной инфраструктуры различных видов рекомендуется принимать во внимание, что строительство таких объектов следует осуществлять синхронизированно, с предоставлением гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков для индивидуального жилищного строительства и с освоением таких земельных участков.

До предоставления многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного строительства рекомендуется утвердить план мероприятий по их освоению, предусматривающий мероприятия по строительству объектов инженерной инфраструктуры различных видов, ответственных исполнителей, в том числе органы местного самоуправления и организации в сфере водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, осуществляющие деятельность на территории, в границах которой расположен земельный участок, этапы освоения, а также мероприятия по контролю за осуществлением строительства и подключением (технологическим присоединением) объектов индивидуального жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Пунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что порядок предоставления в собственность бесплатно земельного участка гражданам, имеющим трёх и более детей, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В целях обеспечения инженерной инфраструктурой земельных участков, подлежащих предоставлению для жилищного строительства семьям, имеющим трех и более детей Правительством Тверской области 16.04.2013 издано распоряжение № 167-рп, согласно плану мероприятий к которому реализация «дорожной карты» «Обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков, подлежащих предоставлению для жилищного строительства семьям, имеющим трех и более детей» (далее – «дорожная карта») направлена на создание необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых для жилищного строительства семьям, имеющим трех и более детей.

В соответствии с данным планом мероприятий организация проведения работ по обустройству инженерной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых для жилищного строительства семьям, имеющим трёх и более детей, подлежит исполнению органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области, а внесение изменений в закон Тверской области об областном бюджете Тверской области на соответствующий финансовый год и плановый период, предусматривающих финансирование мероприятий «дорожной карты», возложено на Министерство строительства Тверской области и Министерство финансов Тверской области.

В силу пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

При таком положении суд пришёл к обоснованному выводу, что действующим законодательством установлена обязанность органов местного самоуправления по принятию комплекса мер, связанных с предоставлением земельных участков многодетным семьям, в том числе по обеспечению их инженерной и транспортной инфраструктурой.

Изложенное согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 09.11.2017 № 2516-О, согласно которой органы местного самоуправления при определении земельных участков для предоставления в установленных субъектом Российской Федерации случаях в собственность гражданам, имеющим трех и более детей (а равно в иных случаях реализации в такой форме государственной поддержки семей, имеющих детей), должны исходить из оснащенности такого земельного участка объектами необходимой инфраструктуры, организация которой возложена, в частности, на органы местного самоуправления городских округов положениями пунктов 4, 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Инженерно-технические коммуникации (газовые, электрические, канализационные сети, а также сети питьевого и технического водопровода, транспортная инфраструктура) к границам указанных земельных участков не подведены, что подтверждается материалами дела, в том числе проведённой прокурором проверки, административным ответчиком не отрицается.

Отсутствие у границ земельного участка с кадастровым , предоставленного в 2015 году многодетной семье <данные изъяты>, инженерной и транспортной инфраструктуры, вопреки доводам апелляционной жалобы, свидетельствует о допущенном административным ответчиком незаконном бездействии, нарушающем права и законные интересы названной семьи.

В этой связи вывод суда о том, что на администрации города Твери лежит обязанность организовать проведение работ по строительству инженерной инфраструктуры (газовых, электрических, канализационных сетей, а также сетей питьевого и технического водопровода, транспортной инфраструктуры) к границам земельного участка, предоставленного в собственность административным истцам, является верным.

Поскольку данная обязанность административным ответчиком не исполнена, суд обоснованно признал незаконным допущенное администрацией города Твери бездействие по формированию инженерной инфраструктуры для указанного земельного участка, поскольку такое бездействие свидетельствует о нарушении социальных прав многодетной семьи и создании препятствий к использованию земельных участков в целях, в соответствии с которыми они были предоставлены многодетной семье для улучшения их жилищных условий, и удовлетворил административный иск.

В качестве способа восстановления прав членов многодетной семьи, с учётом характера допущенного бездействия, судом на административного ответчика обоснованно возложена обязанность обеспечить земельные участки необходимой инфраструктурой, то есть организовать проведение соответствующих работ.

Доводы апелляционной жалобы о проводимой администрацией города работе по обеспечению участков, предоставленных многодетным семьям, инженерной инфраструктурой не свидетельствует об отсутствии бездействия административного ответчика.

Земельный участок предоставлен в 2015 году, до настоящего времени обязанность публичного органа по обеспечению земельных участков необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность строительства и пользования жилыми объектами, не выполнена.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 09.11.2017 № 2516-О, если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определённого разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведённым жилым объектом.

Исходя из изложенного судебная коллегия отвергает доводы административного ответчика о незаконном возложении на Администрацию обязанности по организации работ по обеспечению земельного участка административных истцов газоснабжением, обоснованные ссылкой на Федеральный закон от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» и постановление Правительства Российской Федерации от 13.09.2021 № 1547, которым утверждены Правила подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, исходя при этом из того, что при разрешении данного срока подлежат применению специальные нормы права, которые верно были применены судом первой инстанции.

Срок, установленный судом для исполнения администрацией города Твери возложенной на неё обязанности, с учётом характера спора, конкретных обстоятельств дела, является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.

Таким образом, судом первой инстанции полно и верно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения, нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь отмену принятого решения, не допущено.

В целом содержащиеся в апелляционной жалобе доводы не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого решения, повторяют позицию административного истца, которой судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка.

Нарушений норм процессуального права, которые повлекли принятие неправильного решения, не допущено.

Между тем, судебная коллегия отмечает следующее.

В абзаце третьем резолютивной части решения суда площадью земельного участка административных истцов указано 149 +/- 27 кв.м.

При этом согласно выписке из ЕГРН КУВИ-001/2023-98787642 от 27.04.2023 однозначно усматривается, что площадь участка составляет 1449 +/- 27 кв.м.

Поскольку изложенное носит характер явной описки, судебная коллегия полагает необходимым изменить резолютивную часть решения суда в данной части.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда города Твери от 03.08.2023 изменить, заменив в абзаце третьем резолютивной части решения суда фразу «общей площадью 147 +/-27 кв.м» фразой «общей площадью 1449 +/- 27 кв.м.».

В остальной части указанное решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Твери, департамента финансов администрации города Твери и департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери – без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи