Дело № 33-3467 судья Комарова Е.С. 2016 год
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 августа 2016 года г. Тверь
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда в составе: председательствующего судьи Золина М.П.,
судей Пойменовой С.Н., Комаровой Ю.В.,
при секретаре судебного заседания Крупенниковой Е.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Тверского областного суда по докладу судьи Золина М.П.
дело по апелляционной жалобе ответчика МКУ «Централизованная бухгалтерия муниципальных учреждений города Вышний Волочек» на решение Вышневолоцкого городского суда Тверской области от 30 мая 2016 года, которым постановлено:
«Иск Вышневолоцкого межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации, муниципального образования «Город Вышний Волочек» к администрации города Вышний Волочек Тверской области, муниципальному казенному учреждению «Централизованная бухгалтерия муниципальных учреждений города Вышний Волочек» о возложении обязанности организовать и провести энергетическое обследование, обеспечить финансирование энергетического обследования удовлетворить.
Обязать муниципальное казенное учреждение «Централизованная бухгалтерия муниципальных учреждений города Вышний Волочек» (ОГРН №) в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать и провести первое энергетическое обследование, то есть сбор и обработку информации об использовании энергетических ресурсов в целях получения достоверной информации об объеме используемых энергетических ресурсов, о показателях энергетической эффективности, выявления возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте в отношении юридического лица - муниципального казенного учреждения «Централизованная бухгалтерия муниципальных учреждений города Вышний Волочек», расположенного по адресу: <адрес>, г. ФИО1, <адрес>.
Обязать администрацию города Вышний Волочек в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к финансовому обеспечению для проведения первого энергетического обследования муниципального казенного учреждения «Централизованная бухгалтерия муниципальных учреждений города Вышний Волочек», расположенного по адресу: <адрес>, г. ФИО1, <адрес>.
Взыскать с муниципального казенного учреждения «Централизованная бухгалтерия муниципальных учреждений города Вышний Волочек государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования «Город Вышний Волочек» в сумме № (<данные изъяты>) рублей».
Судебная коллегия
установила:
Вышневолоцкий межрайонный прокурор Тверской области в интересах Российской Федерации, муниципального образования «Город Вышний Волочек» обратился в суд с исковым заявлением к администрации города Вышний Волочек Тверской области, муниципальному казенному учреждению «Централизованная бухгалтерия муниципальных учреждений города Вышний Волочек» о возложении обязанности организовать и провести первое энергетическое обследование, обеспечить финансирование энергетического обследования. В обоснование требований указал, что Вышневолоцкой межрайонной прокуратурой по заданию прокуратуры Тверской области проведена проверка исполнения законодательства об энергосбережении и энергетической эффективности. Проведенной Вышневолоцкой межрайонной прокуратурой проверкой установлено, что первое энергетическое обследование муниципальным казенным учреждением «Централизованная бухгалтерия муниципальных учреждений города Вышний Волочек» не проведено. МКУ «Централизованная бухгалтерия муниципальных учреждений города Вышний Волочек» является некоммерческой организацией и осуществляет свою деятельность в здании по адресу: <адрес>, г. ФИО1, <адрес>, принадлежащем на праве собственности муниципальному образованию «город Вышний Волочек» Учредителем организации выступает Администрация г. Вышний Волочек. Непринятие МКУ «Централизованная бухгалтерия муниципальных учреждений города Вышний Волочек» мер к получению энергетического паспорта препятствует достижению целей федерального законодательства об энергетической эффективности на создание правовых экономических и организационных основ стимулирования энергоснабжения и повышения энергетической эффективности. Просил обязать МКУ «Централизованная бухгалтерия муниципальных учреждений города Вышний Волочек» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать и провести первое энергетическое обследование, то есть сбор и обработку информации об использовании энергетических ресурсов в целях получения достоверной информации об объеме используемых энергетических ресурсов, о показателях энергетической эффективности, выявления возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте в отношении юридического лица - муниципального казенного учреждения «Централизованная бухгалтерия муниципальных учреждений города Вышний Волочек», расположенного по адресу: <адрес>, г. ФИО1, <адрес>; обязать администрацию города Вышний Волочек в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к финансовому обеспечению для проведения первого энергетического обследования муниципального казенного учреждения «Централизованная бухгалтерия муниципальных учреждений города Вышний Волочек», расположенного по адресу: <адрес>, г. ФИО1, <адрес>.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Антонова К.В. поддержала заявленные требования по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчика муниципального казенного учреждения «Централизованная бухгалтерия муниципальных учреждений города Вышний Волочек» по доверенности Савина Л.И. в судебном заседании не признала исковые требования, пояснила, что МКУ «Централизованная бухгалтерия муниципальных учреждений города Вышний Волочек» расположена и является пользователем отдельных помещений по адресу: г. ФИО1, <адрес>, <адрес>, расходы по оплате коммунальных услуг не несут, следовательно не уполномочены совершать действия по проведении, энергетического обследования. Кроме того, владельцем данного здания отделом образования администрации г. Вышний Волочек энергетическое обследование проведено, на здание получен энергетический паспорт.
Представитель ответчика администрации города Вышний Волочек Яковлева Ю.С. в судебном заседании заявленные исковые требования не признала.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе МКУ «Централизованная бухгалтерия муниципальных учреждений города Вышний Волочек» просит решение отменить и принять по делу новое решение. Считает решение № не своеобразным так как, Муниципальное казенное учреждение «Централизованная бухгалтерия муниципальных учреждений города Вышний Волочек» осуществляет свою деятельность в отдельных помещения на основании договора безвозмездного пользования между Муниципальным казенным учреждением «Централизованная бухгалтерия муниципальных учреждений города Вышний Волочек» и Отделом образования администрации города Вышней Волочек. Согласно п.п.2.3.2. «Ссудодатель несет за свой счет расходы по содержанию Имущества, в том числе расходы по коммунальному и эксплуатационному обеспечению», что делает невозможным сбор и обработку информации об использовании энергетических ресурсов в целях получения достоверной информации об объеме используемых энергетических ресурсов.
Информационные письма ФИО8 свидетельствует о проведении энергетического обследования, здания Отдела образования администрации Города Вышний Волочек в том числе и помещений которые занимает Муниципальное казенное учреждение «Централизованная бухгалтерия муниципальных учреждений города Вышний Волочек».
Согласно решения суда необходимо будет тогда повторное провести энергетическое обследование помещений, которые занимает Муниципальное казенное учреждение «Централизованная бухгалтерия муниципальных учреждений города Вышний Волочек» (что технически не возможно, так как Муниципальное казенное учреждение «Централизованная бухгалтерия муниципальных учреждений города Вышний Волочек» занимает 13 отдельных помещений на 2-х этажах и отдельные помещения своих приборов учета не имеют). Повторное проведение энергетического обследования будет являться нецелевым использованием бюджетных денежных средств.
Ответчиком администрацией города Вышний Волочек Тверской области представлен отзыв на апелляционную жалобу, повторяющий содержание апелляционной жалобы.
Представитель ответчика муниципального казенного учреждения «Централизованная бухгалтерия муниципальных учреждений города Вышний Волочек», представитель ответчика администрации города Вышний Волочек в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, были надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела. В связи с этим суд в соответствии со статьями 167, 327 ГПК РФ рассмотрел дело в их отсутствие.
В соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части. Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
Проверив материалы дела по правилам части 1 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов жалобы ввиду отсутствия оснований для проверки законности решения суда первой инстанции в полном объеме, обсудив доводы жалобы, выслушав пояснения прокурора Краковской Е.М., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 261-ФЗ) энергетическим обследованием признается сбор и обработка информации об использовании энергетических ресурсов в целях получения достоверной информации об объеме используемых энергетических ресурсов, о показателях энергетической эффективности, выявления возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона № 261-ФЗ энергетическое обследование может проводиться в отношении продукции, технологического процесса, а также юридического лица, индивидуального предпринимателя. Основными целями энергетического обследования в силу части 2 статьи 15 Федерального закона являются получение объективных данных об объеме используемых энергетических ресурсов, определение показателей энергетической эффективности, определение потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности, разработка перечня типовых, общедоступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и проведение их стоимостной оценки.
Частью 5 названной статьи, энергетическое обследование проводится в добровольном порядке, за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Федеральным законом оно должно быть проведено в обязательном порядке.
В силу пунктов 1 и 2 части 1 статьи 16 Федерального закона № 261-ФЗ проведение энергетического обследования является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления, наделенных правами юридических лиц, организаций с участием государства или муниципального образования.
Частью 2 статьи 16 Федерального закона № 261-ФЗ установлено, что лица, указанные в части 1 данной статьи, обязаны организовать и провести первое энергетическое обследование в период со дня вступления в силу данного Федерального закона до 31 декабря 2012 года, последующие энергетические обследования - не реже чем один раз каждые пять лет.
Приказом Министерства энергетики РФ от 30 июня 2014 года № 400 утверждены требования к проведению энергетического обследования и его результатам.
Как следует из материалов дела, МКУ «Централизованная бухгалтерия муниципальных учреждений города Вышний Волочек» является некоммерческой организацией.
В соответствии с п. 1.1 Устава МКУ «Централизованная бухгалтерия муниципальных учреждений города Вышний Волочек», организация создана в целях повышения эффективности использования бюджетных средств и минимизации управленческих затрат в муниципальных учреждениях г. Вышний Волочек Тверской области.
В соответствии с п. 1.3 Устава, учредителем и собственником имущества МКУ «Централизованная бухгалтерия муниципальных учреждений города Вышний Волочек» является Муниципальное образование «Город Вышний Волочек», от имени которого полномочия собственника осуществляет Комитет по управлению имуществом г. Вышний Волочек, а полномочия учредителя - Администрация г. Вышний Волочек.
Согласно п. 1.7 Устава МКУ «Централизованная бухгалтерия муниципальных учреждений города Вышний Волочек» является самостоятельным юридическим лицом, от своего имени приобретает имущественные и неимущественные права, несет обязанности, имеет самостоятельный баланс, бюджетную смету и лицевые счета.
Согласно п. 3.2 Устава имущество Учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Решение о закреплении муниципального имущества за Учреждением принимает Учредитель.
Согласно п. 4.7.1 Устава имущество, собственником которого является МО «Город «Вышний Волочек» закрепляется за МКУ «Централизованная бухгалтерия муниципальных учреждений города Вышний Волочек» на праве безвозмездного пользования.
Согласно п. 3.4.6 Устава финансовое обеспечение деятельности Централизованной бухгалтерии осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования «Город Вышний Волочек».
Судом достоверно установлено и подтверждено материалами дела, что фактически МКУ «Централизованная бухгалтерия муниципальных учреждений города Вышний Волочек» осуществляет свою деятельность в здании, занимаемом отделом образования администрации. Вышний Волочек: <адрес>.
Согласно договору безвозмездного пользования от 13 января 2015 года и распоряжения мэра г. Вышний Волочек №-р от 13 января 2015 года в целях осуществления уставной деятельности МКУ «Централизованная бухгалтерия муниципальных учреждений города Вышний Волочек» приняло в безвозмездное пользование от Городского отдела образования администрации г. Вышний Волочек следующие объекты недвижимого имущества: помещение № (площадью 31.1 кв.м.), помещение № (площадью 24,6 кв.м.), помещение № (площадью 9,8 кв.м.), помещение № (площадью 11,8 кв.м.), помещение № (площадью 3,5 кв.м.), помещение № (площадью 4,8 кв.м.), помещение № (площадью 13, кв.м.), помещение № (площадью 42 кв.м.), помещение № (площадью 35,8 кв.м.), помещение № (площадью 34,4 кв.м.), помещение № (площадью 38,8 кв.м. - мезонин), помещение № (площадью 13,5 кв.м. - мезонин), помещение № (площадью 5,4 кв.м. - мезонин), расположенные по адресу: <адрес>, г. ФИО1, <адрес>
Из сообщения МКУ «Централизованная бухгалтерия муниципальных учреждений города Вышний Волочек» от 28 марта 2016 года следует, что договор на проведение энергетического обследования не заключался, энергетическое обследование в отношении МКУ «Централизованная бухгалтерия муниципальных учреждений города Вышний Волочек» не проводилось.
Разрешая исковые требования суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными нормами закона, исследовав представленные доказательства, пришел к правильному выводу о том, что на МКУ «Централизованная бухгалтерия муниципальных учреждений горда Вышний Волочек», как казенное учреждение, т.е. организацию с участием муниципального образования, законом возложена обязанность провести энергетическое обследование.
При этом суд правильно указал, что МКУ «Централизованная бухгалтерия муниципальных учреждений города Вышний Волочек» является муниципальным учреждением, с учетом требований пункта 2 части 1 статьи 16 Федерального закона № 261-ФЗ проведение энергетического обследования в отношении указанного юридического лица является обязательным.
Судебная коллегия такой вывод суда первой инстанции находит верным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы о технической невозможности проведения энергетического обследования помещений, поскольку МКУ «Централизованная бухгалтерия муниципальных учреждений города Вышний Волочек» осуществляет свою деятельность в отдельных помещениях, которые своих приборов учета не имеют, судебной коллегией отклоняются.
В соответствии с Федеральным законом № 261-ФЗ необходимость проведения указанными в законе юридическими лицами обязательного энергетического обследования не зависит от вида и объема прав на помещение и иные объекты, находящиеся в их пользовании.
Повышения энергетической эффективности осуществляется путем установления запретов, и требований не только относительно зданий, строений, сооружений, но и с целью установления объективных данных об объеме используемых им энергетических ресурсов, а также определения потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности (статьи 9, 15 ФЗ № 261).
Представленный в материалы дела энергетический паспорт в отношении Отдела образования г. Вышний Волочек Тверской области, осуществляющего деятельность по адресу: <адрес>, г. ФИО1, <адрес>, а также информационное письмо ИП ФИО10, в котором указано, что энергетическое обследование здания Отдела образования администрации г. Вышний Волочек, проведено в том числе в отношении помещений МКУ «Централизованная бухгалтерия муниципальных учреждений города Вышний Волочек», суд обоснованно не принял в качестве подтверждения надлежащего исполнения возложенной законом обязанности по проведению энергетического обследования, поскольку, как правильно указано судом, в данном случае объектом обследования выступал отдел образования администрации г. Вышний Волочек, а не юридическое лицо МКУ «Централизованная бухгалтерия муниципальных учреждений города Вышний Волочек», в отношении которого заявлены требования.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не являются основанием (статья 330 ГПК РФ) для отмены или изменения решения суда, которое судебная коллегия находит законным и обоснованным, поэтому подлежащим оставлению без изменения.
На основании изложенного и, руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Вышневолоцкого городского суда Тверской области от 30 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу МКУ «Централизованная бухгалтерия муниципальных учреждений города Вышний Волочек – без удовлетворения.
Председательствующий: М.П. Золин
Судьи: С.Н. Пойменова
Ю.В. Комарова