НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Тверского областного суда (Тверская область) от 14.03.2018 № 33А-1065

Дело № 33а-1065 судья Некрасов Р.Ю. 2018 год

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 марта 2018 года город Тверь

Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда

в составе председательствующего судьи Яшиной И.В.,

судей Сергуненко П.А. и Сиротиной Е.С.,

при секретаре Седовой Е.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании

по докладу судьи Сергуненко П.А.,

дело по апелляционной жалобе Разгулова В.В. на решение Вышневолоцкого городского суда Тверской области от 19 декабря 2017 года, которым постановлено:

«В удовлетворении административных исковых требований Разгулова Валерия Валентиновича к Государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения» города Вышний Волочек и Вышневолоцкого района Тверской области, Территориальному отделу социальной защиты населения города Вышний Волочек и Вышневолоцкого района Тверской области, Министерству социальной защиты населения Тверской области, о признании незаконным действия, выразившегося в отказе в мерах социальной поддержки по оплате дополнительного отпуска и жилищно-коммунальных услуг и возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав, отказать.

В удовлетворении административных исковых требований Разгулова Валерия Валентиновича к Министерству социальной защиты населения Тверской области, Филиалу АО «Концерн Росэнергоатом» «Калининская атомная станция» о признании недействительным удостоверения серии <данные изъяты> участника ЛПА-ЧАЭС Разгулова Валерия Валентиновича; о признании действий Министерства социальной защиты населения Тверской области по выдаче удостоверения серии <данные изъяты><данные изъяты> г. участнику ЛПА-ЧАЭС Разгулову Валерию Валентиновичу незаконными; об обязании исправить допущенные нарушения путем выдачи удостоверения участнику ЛПА-ЧАЭС Разгулову Валерию Валентиновичу в соответствии с Приказом МЧС РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Минфина РФ от 08 декабря 2006 г. №727/831/165н «Об утверждении Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС», отказать»

Судебная коллегия

установила:

Разгулов Валерий Валентинович обратился в суд с административным иском к Государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения» города Вышний Волочек и Вышневолоцкого района Тверской области с требованием о признании ответа ГКУ «Центр социальной поддержки населения» №968 от 09.08.2017 года об отказе в мерах социальной поддержки по оплате дополнительного отпуска и жилищно-коммунальных услуг незаконными и обязании устранить допущенные нарушения прав административного истца.

В обоснование административного иска указал, что в период работы на Калининской атомной станции в г.Удомля Тверской области он был направлен для ликвидации последствий аварии на Чернобыльскую АЭС, где выполнял работы с 22.04.1988 года по 26.04.1988 года в пределах 30-ти километровой зоны Чернобыльской АЭС (зоны отчуждения) в измененных условиях труда на работах по объекту «Укрытие».

В течение 4-х дней он выполнял работы в зоне отчуждения на объекте «Укрытие» между реакторами. Работа заключалась в проверке приборами и обнаружении утечек гамма, бета, альфа излучений в трубопроводах. По обнаружении утечек прибывали специалисты и ликвидировали, то есть производили сварочные работы. При выполнении работ получена доза радиации значительно превышающая норму, чем обосновывается кратковременность командировки.

С 2011 года он работает в специальном отряде ведомственной охраны в филиале ФГП ВО ЖДТ России на Московской железной дороге. На протяжении всего времени работы ему ежегодно предоставлялся дополнительный оплачиваемый отпуск за участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС длительностью 14-ть календарных дней. 21.07.2017 года по месту работы руководителем издан приказ о предоставлении дополнительного отпуска. Приказ о предоставлении дополнительного отпуска он как и ранее передал в ТОСЗН г.Вышнего Волочка. Однако в предоставлении отпуска на личном приеме отказано. 07.08.2017 года он обратился с письменным заявлением - претензией. В полученном ответе административный ответчик, со ссылкой на Закон РФ от 15.05.1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы Чернобыльской АЭС» без объяснения причин отказано в предоставлении ранее предоставляемых льгот как участнику ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Определением Вышневолоцкого городского суда от 08 декабря 2017 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен Территориальный отдел социальной защиты населения города Вышний Волочек и Вышневолоцкого района Тверской области.

В судебном заседании 08 декабря 2017 года от административного истца Разгулова В.В. поступили уточнения административных исковых требований. Просил признать удостоверение серии <данные изъяты> года участника ЛПА-ЧАЭС Разгулова Валерия Валентиновича недействительным. Признать действия Министерства социальной защиты населения Тверской области незаконными и обязать исправить допущенные нарушения путем выдачи удостоверения участнику ЛПА-ЧАЭС в соответствии с Приказом МЧС РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Минфина РФ от 8 декабря 2006 г. №727/831/165н «Об утверждении Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС». Принять по делу частное определение в соответствии с ст.200 КАС РФ в отношении виновных лиц государственных органов и Филиала ОАО «Концерна Росэнергоатом» «Калининская атомная станция» г.Удомля с учетом правовой позиции КС РФ, выраженной в Определении от 29.09.2011 года №1316-0-0 и п.31 Постановления ПВС РФ от 10.02.2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих».

В судебном заседании административный истец Разгулов В.В. и его представитель Волков В.Н. административный иск поддержали дали пояснения, аналогичные указанным в административном иске, в письменных пояснениях и уточненном административном иске.

Представитель Государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки населения» города Вышний Волочек и Вышневолоцкого района Тверской области, Территориального отдела социальной защиты населения города Вышний Волочек и Вышневолоцкого района Тверской области Смирнова И.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска. Представила два аналогичных отзыва от ГКУ ТО «ЦСПН» города Вышний Волочек и Вышневолоцкого района Тверской области и ТОСЗН города Вышний Волочек и Вышневолоцкого района Тверской области, согласно которым административные ответчики не согласны административным иском, просят в его удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в отзывах.

Представитель Министерства социальной защиты населения Тверской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика. Согласно представленному отзыву на исковое заявление просил в удовлетворении административного иска отказать.

Представитель Филиала АО «Концерн Росэнергоатом» «Калининская атомная станция» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. Согласно представленному отзыву просил в удовлетворении административного иска отказать.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого указана выше.

Не согласившись с решением суда, Разгулов В.В. обратился с апелляционной жалобой, в которой содержится просьба об отмене решения суда, как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права, и вынесении нового решения об удовлетворении административных исковых требований в полном объеме. Жалоба содержит доводы, аналогичные административному исковому заявлению и уточнению к иску, указанные выше. Дополнительно указывает о не разрешении судом заявленных ходатайств, не применение судом при разрешении дела положений п.5 ст.13 и ст.16 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1, неправильном применении судом положений Приказа МЧС РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Минфина РФ от 08.12.2006 г. №727/831/165н.

Административный истец Разгулов В.В. и его представитель Волков В.Н. в суде апелляционной инстанции поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просили решение суда отменить и постановить по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований. На вопросы суда Разгулов В.В. пояснял, что о неправильно выданном удостоверении он узнал в момент выдачи, т.е. в апреле 2015 года. Полагает, что срок обращения в суд не пропущен, т.к. по выданному удостоверению ему оплачивали дополнительный отпуск, а когда оплачивать перестали, он посчитал, что может обратиться в суд с требованием о признании удостоверения участника ЛПА-ЧАЭС от 16.04.2015 года недействительным.

Остальные участники процесса, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Судебная коллегия на основании ч.7 ст.150, ч.1 ст.307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Разгулова В.В. и его представителя Волкова В.Н., поддержавших доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч. 1 ст. 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Разгулов Валерий Валентинович, <данные изъяты>, с 22 апреля по 26 апреля 1988 года принимал участие в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах 30-ти километровой зоны Чернобыльской АЭС (зоны отчуждения) в измененных условиях труда.

В соответствии с протоколом вручения удостоверений и нагрудных знаков участникам ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, директором Калининской АЭС т. Щаповым Г.А., от имени Совета Министров СССР и ВЦСПС Разгулову В.В. выдано удостоверение участника ЛПА-ЧАЭС серии <данные изъяты>

С 2011 года по настоящее время Разгулов В.В. работает в специальном отряде ведомственной охраны в филиале ФГП ВО ЖДТ России на Московской железной дороге. 21.07.2017 года по месту работы он обратился с заявлением, на основании которого работодателем издан приказ о предоставлении дополнительного отпуска в размере 14 календарных дней за участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Приказ о предоставлении дополнительного отпуска он передал в ТОСЗН г.Вышнего Волочка для предоставления льгот. В ответе административный ответчик, со ссылкой на Закон РФ от 15.05.1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы Чернобыльской АЭС» отказал в мерах социальной поддержки по оплате дополнительного отпуска и жилищно-коммунальных услуг, как не предусмотренных действующим законодательством для категории лиц – участники ликвидации последствий катастрофы Чернобыльской АЭС.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований в данной части, суд первой инстанции исходил из того, что Разгулову В.В. не предусмотрена льгота в виде предоставления дополнительного 14-дневного отпуска.

Судебная коллегия соглашается с вышеуказанным выводом суда в данной части, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона.

В соответствии с п.1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – Закон) определяются категории граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, к таковым в частности относятся 1) граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; 2) инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы; 3) граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 - 1987 годах службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 - 1990 годах в работах по объекту «Укрытие»; младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений; 4) граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1988 - 1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в эти годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1988 - 1990 годах службу в зоне отчуждения; 5) граждане, занятые на работах в зоне отчуждения.

По материалам дела Разгулов В.В., относится к категории граждан, принимавших в 1988 - 1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения (п.4 ч.1 ст.13 Закона).

Гражданам, указанным в пункте 4 части первой статьи 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 4, 6, 7, 9 - 12, 14 части первой статьи 14 настоящего Закона и пунктом 2 части первой ст.15 Закона. Разгулову В.В. гарантируются:

выплата пособия по временной нетрудоспособности в размере 100 процентов среднего заработка, учитываемого при начислении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации, независимо от продолжительности страхового стажа; доплата до размера прежнего заработка при переводе по медицинским показаниям на нижеоплачиваемую работу. Эта доплата осуществляется работодателем до восстановления трудоспособности или до установления инвалидности; выплата пособия по временной нетрудоспособности в размере 100 процентов среднего заработка, учитываемого при начислении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации, независимо от продолжительности страхового стажа, в том числе при направлении на врачебную консультацию в другой населенный пункт; преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата независимо от времени работы на данном предприятии, в учреждении, организации и первоочередное трудоустройство при ликвидации или реорганизации предприятия, учреждения, организации; внеочередное обслуживание в лечебно-профилактических учреждениях и аптеках; обслуживание в поликлиниках, к которым они были прикреплены до выхода на пенсию; внеочередное обеспечение детей местами в дошкольных образовательных организациях, специализированных детских учреждениях лечебного и санаторного типа с выплатой ежемесячной денежной компенсации в размере 90 рублей на питание ребенка в данной организации; преимущественное обеспечение местами в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме; использование ежегодного очередного оплачиваемого отпуска в удобное для них время; преимущественное вступление в гаражно-строительные кооперативы и садоводческие товарищества (кооперативы); постановка на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются специальные удостоверения инвалидов, а гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-I гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируется, в том числе, использование ежегодного очередного оплачиваемого отпуска в удобное для них время, а также получение дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней.

Статьей 16 Закона предусмотрено, что гражданам (в том числе временно направленным или командированным), указанным в пункте 5 части первой статьи 13 настоящего Закона, устанавливается повышенная оплата труда, сокращенный рабочий день и дополнительный оплачиваемый отпуск.

Между тем, согласно пункту 5 статьи 13 настоящего Закона к данной категории лиц, которым предусмотрены вышеприведенные льготы, относятся граждане, занятые на работах в зоне отчуждения, а к гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона относятся граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа.

К указанной категории граждан Разгулов В.В. не относится, в связи с чем довод жалобы о необходимости применения указанных положений закона подлежит отклонению.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 13 вышеуказанного Закона к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1988 - 1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в эти годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1988-1990 годах службу в зоне отчуждения.

Согласно ч. 4 ст. 15 названного Закона гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются специальные удостоверения инвалидов, а гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления.

Порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.

Приказом МЧС России №727, Минздравсоцразвития России №831, Министерства финансов России №165н от 08.12.2006 утверждены Порядок и условия оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, которым установлены единые обязательные на всей территории Российской Федерации правила оформления и выдачи удостоверения гражданам, указанным в п. п. 3 и 4 части первой статьи 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (п. 1).

Пунктом 2 указанного Порядка установлено, что удостоверение выдается военнослужащим и военнообязанным, призванным на специальные сборы и привлеченным в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ.

Из анализа вышеизложенных нормативных актов следует, что обязательным условием отнесения военнослужащих и категории граждан, на которых распространяется действие Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1, является выполнение ими в 1986 - 1990 года работ в пределах зоны отчуждения независимо от того, где дислоцировалась их войсковая часть, какие работы в зоне отчуждения выполнялись.

Административный истец указывает, что при прохождении воинской службы на контрактной основе в «горячей» точке механиком водителем, его автомобиль был подбит, он получил ожоги, сгорела одежда и с ней удостоверение участника ЛПА-ЧАЭС серии <данные изъяты> года. Факт выдачи указанного удостоверения сторонами не оспаривается и подтверждается материалами дела.

Вместе с тем, сам по себе факт выдачи Разгулову В.В. удостоверения участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, при отсутствии подтверждающих документов, не подтверждает статус истца как участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1988 - 1990 годах по объекту «Укрытие», п. п. 3 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1, дающего основания для предоставления истцу соответствующих мер социальной поддержки.

Довод административного истца о том, что судом первой инстанции ошибочно сделан вывод об отсутствии оснований для признания удостоверения серии <данные изъяты> недействительным и выдачи нового удостоверения в соответствии с Приказом МЧС РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Минфина РФ от 8 декабря 2006 г. №727/831/165н, судебная коллегия также отклоняет, исходя из следующего.

Указанным Приказом установлен Порядок и условия оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В соответствии с п.3 Приказа Оформление и выдача гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС производится следующими уполномоченными органами (далее - уполномоченные органы):

федеральными органами исполнительной власти, в том числе в системе которых законодательством предусмотрена военная (приравненная к ней) служба, - гражданам, работающим или проходящим военную (приравненную к ней службу) в этих федеральных органах исполнительной власти и их территориальных органах, в учреждениях и организациях, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, пенсионерам этих органов, а также членам семьи, в том числе вдовам (вдовцам) умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, указанных в данном абзаце;

органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - гражданам, работающим в указанных органах исполнительной власти, а также в учреждениях и организациях, находящихся в их ведении, работникам организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, гражданам, занимающимся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, неработающим гражданам (за исключением инвалидов) и гражданам, работающим в органах государственной власти, не относящихся к органам, уполномоченным на оформление и выдачу удостоверений, а также членам семьи, в том числе вдовам (вдовцам) умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, указанных в настоящем абзаце;

органами в сфере социальной защиты населения, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации, - пенсионерам, пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации, неработающим инвалидам, членам семьи, в том числе вдовам (вдовцам) умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, указанных в настоящем абзаце.

В силу пункта 4 Порядка для оформления и получения удостоверения по форме согласно приложениям №1 или №2 к настоящему Порядку участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС обращаются в уполномоченный орган по месту жительства (работы, службы) с письменным заявлением, одновременно с которым предъявляются: паспорт гражданина Российской Федерации; удостоверение установленного образца, подтверждающее факт участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В случае первичного обращения гражданина за получением удостоверения, а также при отсутствии в уполномоченном органе личного дела с материалами, послужившими основанием для выдачи ему ранее удостоверения либо при отсутствии в его личном деле, подлежащем постоянному хранению в органах (их правопреемниках), оформивших и выдавших ему ранее удостоверение союзного (российского) образца, документов, подтверждающих выполнение работ в зоне отчуждения, заявителем представляется кроме вышеперечисленных один или несколько документов (оригиналы либо заверенные в установленном порядке копии) из числа документов, предусмотренных пунктом 6 настоящего Порядка.

Документами, подтверждающими участие граждан в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, являются:

командировочное удостоверение с отметками о пребывании в населенных пунктах (пункте), находящихся в зоне отчуждения;

справка об участии в работах в зоне отчуждения, выданная в 1986 - 1990 годах предприятием, организацией, учреждением, воинскими частями, выполнявшими работы непосредственно в зоне отчуждения; Штабом Гражданской обороны СССР, соответствующими архивами;

трудовая книжка (раздел «Сведения о работе») с записью о работе в зоне отчуждения;

табель учета рабочего времени в зоне отчуждения;

справка о праве на повышенный размер оплаты труда (о выплате денежного содержания в повышенных размерах) за работу в зоне отчуждения (в зонах опасности внутри зоны отчуждения);

задания (заявка) на полет в зону отчуждения, летная книжка и полетные листы летно-подъемного состава с записью о полетах в зону отчуждения;

военный билет (разделы «Прохождение учебных сборов» и «Особые отметки») с записью о работе по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (в зоне отчуждения);

выписка из приказа по личному составу воинской части, принимавшей участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, о прибытии, убытии и работе в зоне отчуждения;

выписка из приказа по личному составу начальника органа безопасности (государственной безопасности) о командировании военнослужащих КГБ СССР для участия в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и сроках пребывания в зоне отчуждения в 1986 - 1990 годах.

Пунктом 6 Порядка предусмотрено, что документами, подтверждающими участие в работах по объекту «Укрытие» (с указанием о работе по данному объекту), являются любой из нижеперечисленных:

выписка из приказа по воинским частям, принимавшим участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, о направлении для работ на объекте «Укрытие» и включенным в Перечень воинских частей, личный состав которых принимал участие в работах (выполнял служебные обязанности) по ликвидации последствий аварии, соответствующего архива;

выписка из журналов выдачи дозиметров и контроля доз по проходу на объект «Укрытие»; выписка из наряда допуска на проведение работ на объекте «Укрытие»; пропуска для прохода на объект «Укрытие» для ведения соответствующих работ: с июля 1987 года по 31 декабря 1988 года с шифром «Шлем» (рисунок «буденновки»); с 1 января 1989 года с шифром «Тубус» (рисунок микроскопа); с 1 января 1989 года по пропускам 3 группы и временным с шифром «Птица» (рисунок птицы с поднятыми крыльями);

справка о времени работы на объекте «Укрытие», табели учета рабочего времени, относящегося к работе на объекте «Укрытие», справки об оплате труда, относящиеся к работе на объекте «Укрытие», выданные администрациями Чернобыльской АЭС, либо Комплексной экспедицией Института им. И.В. Курчатова, либо Межотраслевым научно-техническим центром «Укрытие» Национальной академии наук Украины (правопреемником Комплексной экспедиции Института им. И.В. Курчатова).

Документы, перечисленные в абзацах 13 (кроме пропусков), 14 пункта 6, должны быть заверены гербовой печатью администрации Чернобыльской АЭС, либо Комплексной экспедицией Института им. И.В. Курчатова, либо ПО «Комбинат», либо их соответствующими службами, выдавшими эти документы.

Под работами в 1988 - 1990 годах по объекту «Укрытие» понимаются все работы внутри защитного сооружения 4-го энергоблока Чернобыльской АЭС независимо от времени пребывания в нем и полученной дозовой нагрузки, а также практическое несение боевой службы военнослужащими внутренних войск по охране объекта «Укрытие» на постах №№ 15 - 19, работы по контролю за несением службы, уровнем дозовых нагрузок на постах и проверке инженерно-технических средств охраны объекта «Укрытие» по периметру, ограниченному указанными постами.

Действительно пунктом 15 Порядка предусмотрено, что оформление и выдача дубликата удостоверения производится уполномоченными органами (в ред. Приказа МЧС России №368, Министерства труда и социальной защиты РФ №7н, Минфина России №91н от 27.06.2012).

При этом в левой части удостоверения ставится штамп «Дубликат», ниже делается надпись черными чернилами – «Выдан взамен удостоверения серии.. . №.. .» и заверяется печатью уполномоченного органа.

Дубликат удостоверения выдается на основании личного заявления гражданина с объяснением обстоятельств утраты или порчи удостоверения и указанием места его получения на основании первичных документов, указанных в пунктах 4 и 6 Порядка. При утрате удостоверения уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия запрашивает справку из органа внутренних дел, подтверждающую, что утраченное удостоверение не найдено. Испорченное удостоверение сдается гражданином по месту получения дубликата удостоверения.

Как было указано выше, Министерством социальной защиты населения Тверской области 16 апреля 2015 года Разгулову В.В. предоставлено новое удостоверение <данные изъяты>, однако административным истцом какие-либо письменные доказательства, предусмотренные пунктом 6 и подтверждающие факт участия Разгулова В.В. в работах по объекту «Укрытие», в материалы дела не представлены. Отсутствие в новом удостоверении штампа «Дубликат», и записи «Выдан взамен удостоверения серии.. . №.. .» не влияет на законность выданного удостоверения, поскольку материалами дела не установлено фактическое содержание утраченного удостоверения участника ЛПА-ЧАЭС серии <данные изъяты> года, наличие в нем оттиска печати «Укрытие» материалами дела не подтверждено. Таким образом основания для выдачи дубликата удостоверения фактически отсутствовали.

Судебная коллегия полагает, что при изложенных обстоятельствах основания для признания действий Министерства социальной защиты населения Тверской области, нарушающими свободы и законные интересы административного истца, отсутствуют.

Доводы жалобы о нарушении процессуальных прав административного истца и его представителя в суде первой инстанции не нашли своего подтверждения, опровергаются содержанием протоколов судебных заседаний. Замечания на протокол судебного заседания в порядке ст.207 КАС РФ участвующими в деле лицами не подавались.

Остальные доводы апелляционной жалобы истца аналогичны тем, которые являлись предметом исследования суда первой инстанции, фактически сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой установленных по делу обстоятельств и представленных в их подтверждение доказательств, с которой судебная коллегия соглашается, не усматривая оснований для признания ее ошибочной. Обстоятельства дела, возражения и доводы сторон, и имеющиеся доказательства получили надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в постановленном по делу решении, доводы истца, как не опровергающие правильности выводов суда, не могут служить основанием для его отмены.

Нарушений судом норм процессуального права, которые являются безусловным основанием к отмене решения суда, или норм материального права, которые могли привести к принятию неправильного решения, судом второй инстанции не установлено.

Выводы суда по существу разрешения спора являются правильными, таким образом, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены судебная коллегия не усматривает в связи с чем, оно подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь ст.ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Вышневолоцкого городского суда Тверской области от 19 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Разгулова В.В. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи