НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Тверского областного суда (Тверская область) от 13.10.2015 № 33-3858

Дело № 33-3858 судья Шалыгин А.А. 2015 год

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 октября 2015 года город Тверь

Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда

в составе председательствующего Цветкова В.В.,

судей Парфеновой Т.В., Комаровой Ю.В.,

при секретаре Некрасовой В.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Твери

по докладу судьи Комаровой Ю.В.

дело по апелляционной жалобе Смирновой З.П. на решение Старицкого районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований Смирновой З.П. к администрации <адрес><адрес>, Муниципальному образованию «<адрес>» <адрес>, Собранию депутатов <адрес><адрес> об обязывании произвести индексацию и перерасчет муниципальной надбавки к государственной пенсии по старости, взыскании суммы недополученной надбавки в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки, отказать».

Судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Смирнова З.П. обратилась в суд с иском к администрации <адрес><адрес> о возложении обязанности произвести перерасчет муниципальной надбавки к государственной пенсии с учетом перерасчета (индексации) денежного содержания в связи с увеличением должностного оклада муниципального служащего - главы администрации <адрес><адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время, и производить такой перерасчет в дальнейшем.

В обоснование исковых требований указала, что с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год она работала председателем сельского Совета <адрес>, затем главой администрации <адрес>. Стаж
муниципальной службы составляет <данные изъяты> года <данные изъяты> месяца <данные изъяты> дней. При выходе на пенсию по старости, как муниципальному служащему на основании
распоряжения администрации <адрес><адрес> от ДД.ММ.ГГГГ л\с, с ДД.ММ.ГГГГ ей была назначена доплата к трудовой пенсии по старости в размере <данные изъяты>% денежного содержания. Согласно распоряжению администрации <адрес><адрес> «Об установлении пенсии за выслугу лет к трудовой пенсии по старости Смирновой З.П.» от ДД.ММ.ГГГГл\с произведен перерасчет муниципальной доплаты к пенсии за выслугу лет из расчета увеличения (индексации) денежного содержания в связи с увеличением должностного оклада муниципального специалиста, а не из должностного оклада главы администрации сельского поселения. Других перерасчетов размера муниципальной доплаты к пенсии не производилось, хотя должностные оклады и денежное содержание муниципальных служащих постоянно увеличивались.

Со ссылкой на пункт 7 Временного Положения о порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости муниципальным служащим <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ полагала, что при перерасчете (индексации) денежного содержания муниципального служащего подлежит перерасчету и муниципальная надбавка к пенсии. По ее расчету, муниципальная доплата к пенсии должна составлять <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек. Полагала, что администрация <адрес><адрес> обязана ежегодно производить перерасчет размера муниципальной доплаты к пенсии с учетом указанного выше Временного положения. Не оспаривая факт законности начисления ей муниципальной надбавки, полагала, что ответчик нарушает ее права, не производя перерасчет (индексации) указанной надбавки в соответствии с принятыми нормативными документами, а именно Временным Положением от ДД.ММ.ГГГГ. Указала, что на ее обращение в администрацию <адрес><адрес> о перерасчете муниципальных доплат к пенсии было отказано.

В ходе рассмотрения деда исковые требования Смирновой З.П. уточнялись. В уточненном, исковом заявлении Смирнова З.П. просила взыскать с администрации <адрес><адрес> в ее пользу недоплаченную муниципальную надбавку к трудовой пенсии в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки; обязать Собрание депутатов <адрес><адрес> производить индексацию, а Администрацию <адрес><адрес> перерасчет ее муниципальной надбавки к государственной пенсии по старости с учетом увеличения (индексации) денежного содержания муниципального служащего - руководителя отдельного подразделения Администрации <адрес><адрес>, начиная со дня вынесения решения.

В обоснование уточненных исковых требований указала, что в соответствии с действующими нормативными актами администрации <адрес><адрес> она имеет право на увеличение муниципальной доплаты к трудовой пенсии в связи с увеличением денежного содержания муниципального служащего, к которому приравнена ранее занимаемая ею должность - руководителя отдельного подразделения администрации <адрес><адрес> в периоды с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время. Размер недоплаченной ей муниципальной надбавки к трудовой, пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ, согласно приложенному расчету, составляет <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки.

Определениями суда от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Муниципальное образование «<адрес>» <адрес> и Собрание депутатов <адрес><адрес>.

Ответчиками администрацией <адрес><адрес>, Муниципальным образованием «<адрес>» <адрес>, Собранием депутатов <адрес><адрес> представлены письменные возражения на иск.

В судебном заседании истица Смирнова З.П. и ее представитель адвокат ФИО8 уточненные исковые требования поддержали в полном объеме.

Представители ответчиков администрации <адрес><адрес>ФИО9 и ФИО10 против удовлетворения иска возражали, поддержали доводы письменных возражений, указали на отсутствие финансовой возможности индексации муниципальной пенсии за выслугу лет, ввиду большого количества непредвиденных бюджетных расходов и отсутствия дополнительных источников финансирования.

Ответчики МО «<адрес>» <адрес> и Собрания депутатов <адрес><адрес> в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело без участия своих представителей.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Смирнова З.П. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Полагает, что нарушены ее права на муниципальную доплату к пенсии, которые закреплены Законом РФ «О муниципальной службе», Законом Тверской области «О регулировании отдельных вопросов муниципальной службы в Тверской области», Положением о порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет к трудовой пенсии по старости муниципальным служащим <адрес><адрес>.

В возражениях на апелляционную жалобу Глава Администрации <адрес><адрес>ФИО11 и Глава <адрес> района, председатель совета депутатов ФИО12 просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Проверив материалы дела по доводам апелляционной жалобы, заслушав объяснения истца Смирновой З.П., поддержавшей доводы жалобы, представителя ответчика Администрации <адрес><адрес>, полагавшую решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с пунктами «ж» и «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствии с Федеральным законом.

Пунктом 11 части 1 статьи 52 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено, что в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих (как федеральных, так и субъектов Российской Федерации) им гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу. Такой федеральный закон до настоящего времени не принят.

В соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12 части 1 статьи 11), в области пенсионного обеспечения на него в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 24); муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 5 части 1 статьи 23).

Таким образом, правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств соответствующих бюджетов, отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 8.2 Закона Тверской области «О регулировании отдельных вопросов муниципальной службы в Тверской области» № 121 - З0 от 9 ноября 2007 года (введена Законом Тверской области от 13 марта 2009 года № 15-З0) в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами Тверской области.Условия предоставления права на пенсионное обеспечение муниципальным служащим за счет средств местного бюджета определяются актами органов местного самоуправления и аналогичны условиям предоставления права на пенсионное обеспечение федеральным государственным гражданским служащим и условиям предоставления права на пенсию за выслугу лет к трудовой пенсии по старости (инвалидности) государственным гражданским служащим Тверской области, установленным соответственно федеральным законодательством и законодательством Тверской области.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Смирнова З.П. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ непрерывно замещала должности муниципальной службы <адрес><адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ распоряжением главы администрации <адрес><адрес> л/с Смирнова З.П. была освобождена от замещаемой муниципальной должности муниципальной службы <адрес><адрес> главы администрации <адрес> сельского округа в связи с выходом на государственную пенсию.

Согласно распоряжению главы администрации <адрес><адрес> от ДД.ММ.ГГГГ л/с ее общий стаж муниципальной службы на момент увольнения в связи с выходом на пенсию составил <данные изъяты> года <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней.

Распоряжением главы администрации <адрес><адрес> от ДД.ММ.ГГГГ л/с Смирновой З.П. с ДД.ММ.ГГГГ установлена доплата к государственной пенсии в размере, не превышающем <данные изъяты>% денежного содержания.

Условия и порядок установления и выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии муниципальным служащим <адрес><адрес> на момент выхода Смирновой З.П. на пенсию, регулировался разделом У11 Положения о муниципальном служащем муниципальной службы <адрес> района, утвержденного решением Собрания депутатов <адрес><адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ решением Собрания депутатов <адрес><адрес> утверждено Положение о порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет к трудовой пенсии по старости (инвалидности) муниципальным служащим <адрес><адрес> (далее по тексту - Положение), действующее в настоящее время.

На основании данного Положения, распоряжением главы администрации <адрес><адрес> от ДД.ММ.ГГГГ л/с произведен перерасчет пенсии за выслугу лет к трудовой пенсии по старости Смирновой З.П. по приравненной муниципальной должности муниципальной службы руководителя самостоятельного структурного подразделения администрации <адрес><адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ ей установлена пенсия за выслугу лет к трудовой пенсии по старости исходя из стажа муниципальной службы <данные изъяты> полных года, суммарно с учетом трудовой пенсии по старости <данные изъяты> % месячного денежного содержания, которое не должно превышать <данные изъяты> % месячного оклада по указанной должности. Этим же распоряжением установлено предельное месячное денежное содержание в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., в том числе, месячный оклад <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.

Из материалов дела следует, что суммарный размер пенсии за выслугу лет и трудовой пенсии по старости, установленный Смирновой З.П. с ДД.ММ.ГГГГ, с этого времени не изменялся, не индексировался и составляет <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки.

Как правильно указано в решении суда первой инстанции, доводы истца о том, что в связи с неоднократным повышением в период с ДД.ММ.ГГГГ должностных окладов и денежного содержания муниципальных служащих, назначенная ей пенсия за выслугу лет должна была индексироваться одновременно с увеличением должностных окладов, являются необоснованными.

Действовавший в спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ порядок индексации пенсии за выслугу лет был установлен пунктом 1 раздела 4 Положения, утвержденного решением Собрания депутатов <адрес><адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно первоначальной редакции которого, пенсия муниципальному служащему индексируется при централизованном увеличении (индексации) размера окладов денежного содержания по муниципальным должностям на индекс повышения окладов денежного содержания. Индексация пенсии за выслугу лет производится путем индексации размера оклада денежного содержания муниципального служащего, из которого исчислялась пенсия, на соответствующий индекс (при последующем применении всех предшествующих индексов), и последующего определения размера пенсии, исходя из размера проиндексированного оклада денежного содержания. Индексация пенсии за выслугу лет производится со дня повышения в централизованном порядке размера окладов денежного содержания муниципального служащего. Индексация пенсии за выслугу лет производится исполнителем на основании распоряжение администрации об индексации пенсий.

Согласно пункту 2 раздела 4 Положения, перерасчет пенсии за выслугу лет производится в случаях: изменения размера трудовой пенсии по старости (инвалидности), с учетом которой установлен размер пенсии за выслугу лет; изменения стажа муниципальной службы.

Впоследствии, решением Собрания депутатов <адрес><адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, пункт 1 раздела 4 Положения был изменен и изложен в новой редакции, согласно которой, индексация доплаты к государственным пенсиям отдельным категориям работников и лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы <адрес> района, может производиться при условии наличия средств в бюджете МО «<адрес>» Тверской области в пределах индекса повышения должностных окладов муниципальных служащих муниципальной службы <адрес><адрес>. Индекс устанавливается решением Собрания депутатов <адрес> района.

Решением Собрания депутатов <адрес><адрес> от ДД.ММ.ГГГГ пункт 1 раздела 4 вышеназванного Положения вновь был изменен. Согласно его новой и действующей в настоящее время редакции, индексация пенсии за выслугу лет и перерасчет ее размера производится с соблюдением правил, установленных настоящим Положением. Индексация пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы <адрес><адрес>, производится при условии наличия средств в бюджете МО «<адрес>» <адрес>. Индекс повышения пенсии за выслугу лет устанавливается решением Собрания депутатов <адрес><адрес>. Расходы на пенсионное обеспечение муниципальных, служащих осуществляются органами местного самоуправления за счет средств местного бюджета.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в период ДД.ММ.ГГГГ годов решения об установлении индекса повышения пенсии Собранием депутатов не принимались, средства на индексацию пенсий в муниципальном образовании «<адрес>» <адрес> не предусматривались.

Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, неоднократно изложенной в своих определениях, законодатель субъекта Российской Федерации вправе вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы в данном субъекте Российской Федерации, дополнительного обеспечения (в виде ежемесячной доплаты либо пенсии за выслугу лет) к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, в том числе корректировать правила исчисления таких выплат исходя из имеющихся у него финансово-экономических возможностей, и такое изменение, осуществленное с учетом конституционных принципов равенства и социальной справедливости, право граждан на социальное обеспечение не нарушает.

Приведенная правовая позиция - с учетом одинаковой юридической природы дополнительного пенсионного обеспечения для государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих - в полной мере применима и к изменению правового регулирования дополнительных пенсионных выплат, устанавливаемых муниципальным служащим.

Таким образом, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований Смирновой З.П. о перерасчете размера этой надбавки в связи с увеличением должностных окладов и денежного содержания муниципальных служащих <адрес><адрес> и взыскании недополученной суммы надбавки удовлетворению не подлежат.

Также является правильным вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований Смирновой З.П. об обязывании Собрания депутатов <адрес><адрес> производить индексацию муниципальной надбавки к государственной пенсии, поскольку возложение на орган местного самоуправления обязанности по индексации Смирновой З.П. пенсии за выслугу лет будет нарушать права органа местного самоуправления на самостоятельное регулирование вопросов, связанных с дополнительным пенсионным обеспечением лиц, замещавших муниципальные должности.

Указанный вывод подробно мотивирован в решении суда, сомнений у коллегии не вызывает.

Представленные доказательства правильно оценены судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ с точки зрения их достаточности и взаимной связи, и результаты их оценки отражены в оспариваемом решении в соответствии с требованиями статьи 198 Гражданского процессуального кодекса РФ. Вопреки доводам жалобы обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно.

Приведенные в жалобе доводы являются фактически позицией истца в суде первой инстанции и не содержат правовых оснований к отмене оспариваемого судебного акта.

Выводы в решении суда подробно мотивированы, соответствуют обстоятельствам дела, основаны на полном, всестороннем, непосредственном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Все доводы, в том числе и те, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, являлись предметом судебного разбирательства и суд первой инстанции дал им правильную правовую оценку, обоснованно признал эти доводы несостоятельными, поскольку они основаны на ином толковании норм материального права и направлены на переоценку доказательств, собранных и исследованных судом, а поэтому судебной коллегией не могут быть приняты во внимание.

Существенных нарушений гражданского процессуального закона, способных повлечь отмену состоявшегося решения, не допущено.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Старицкого районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Смирновой З.П. – без удовлетворения.

Председательствующий В.В. Цветков

Судьи Т.В. Парфенова

Ю.В. Комарова