НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Тверского областного суда (Тверская область) от 13.01.2016 № 33А-201

Дело № 33а-201 судья Климова К.В. 2016 год

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 января 2016 года г.Тверь

Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда

в составе председательствующего судьи Образцовой О.А.

судей Улыбиной С.А. и Акатьевой Т.Я.

при секретаре судебного заседания Цховребадзе Г.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Твери

по докладу судьи Акатьевой Т.Я.

дело по апелляционному представлению прокурора Пролетарского района города Твери на решение Московского районного суда г.Твери от 30 октября 2015 года, которым постановлено:

«В удовлетворении административного искового заявления прокурора Пролетарского района г. Твери в интересах неопределенного круга лиц к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Твери и Калининском районе Тверской области о признании незаконным бездействия Управления Пенсионного фонда РФ в г.Твери и Калининском районе Тверской области, возложении обязанности по принятию мер в части исполнения требований федерального законодательства по организации выплаты социального пособия на погребение лишь лицам супругам, близким родственникам, иным родственникам, законным представителям умершего или иным лицам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего - отказать».

Судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Прокурор Пролетарского района г. Твери обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в г.Твери и Калининском районе Тверской области о признании незаконным бездействия Управления Пенсионного фонда РФ в г.Твери и Калининском районе Тверской области.

В обоснование заявления указано, что прокуратурой Пролетарского района г. Твери по поручению прокуратуры Тверской области проведена проверка обращения Депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации ФИО1 в интересах гр. ФИО по вопросу неправомерных действий со стороны ООО «Вечная память», которое зарегистрировано на территории Пролетарского района г. Твери по адресу: <...> осуществляет свою деятельность по адресу: <...>. Основным видом деятельности данного общества, согласно Уставу, является организация похоронного дела.

В ходе проверки установлено, что ФИО при организации похорон умершей матери - ФИО воспользовалась услугами «Вечная память». За предоставленные ООО «Вечная память» ФИО услуги по организации похорон и приобретению товаров, необходимых для погребения ФИО было оплачено <данные изъяты> рублей.

Вместе с тем, согласно квитанции №000677, выданной ООО «Вечная память», стоимость услуг, предоставленных ФИО приобретенных ею товаров необходимых для погребения, составила <данные изъяты> рублей.

Сотрудники ООО Вечная память» не разъяснили подробно ФИО, что часть суммы подлежащей к оплате за предоставляемые услуги и товары будет получена ими самостоятельно в Пенсионном фонде, тем самым ввели ее в заблуждение.

ООО «Вечная память», не являясь специализированной службой по вопросам похоронного дела, неоплаченную ФИО сумму в размере <данные изъяты> рублей, получили путем предъявления оригинала справки формы №33, утвержденной постановлением Правительства РФ от 31.10.1998 № 1274, в ГУ УПФР в г. Твери и Калининском районе Тверской области, через сотрудника фирмы ФИО2

Как установлено, справка о смерти гражданина формы № 33 получена сотрудниками ООО «Вечная память» на основании доверенности, выданной ФИО, где она уполномочивает сотрудников ООО «Вечная память» быть ее представителем в компетентных органах г. Твери, в том числе в морге, на кладбище, в отделе ЗАГС, ТГМКУ по вопросам похоронного дела «Радуница».

Вместе с тем, установлено, что погребение умершей ФИО осуществлялось за счет личных средств ФИО., которая взяла на себя данную обязанность.

Исходя из положений ст.ст. 9, 10 Федерального закона от 12.01.1996г. №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», поскольку ФИО самостоятельно несла расходы на погребение своей умершей матери ФИО что подтверждается квитанцией на оплату товаров, услуг, она как близкий родственник умершей и как лицо, взявшее на себя обязательство осуществить погребение умершего, только она имела право на получение социального пособия на погребение.

ФИО3 не возлагала обязанность на получение указанного социального пособия на третьих лиц.

Сотрудники ООО «Вечная память» воспользовавшись тем, что ФИО выдала им доверенность на право быть ее представителем, в том числе в органах ЗАГС, завладели справкой о смерти ФИО формы № 33, не сказав об этом ФИО, после чего, сотрудник ООО «Вечная память» ФИО2, действуя, как физическое лицо, предоставила в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Твери и Калининском районе Тверской области, справку о смерти ФИО формы № 33 на основании которой ей было выдано поручение на доставку социального пособия на погребение и далее получено в отделении ФГУП «Почта России» социальное пособие на погребение ФИО в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, в то время как ООО «Вечная память», а также ФИО2 не имело полномочий на получение указанного пособия.

Предоставленные сведения из филиала ФГУП «Почта Россия» ОСП Тверской почтамт подтверждают сведения о том, что ФИО2 единовременно выплачивались пособия на погребения на нескольких умерших.

Согласно представленным ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в г.Твери и Калининском районе в 2014 году в Управлении зарегистрировано 95 обращений для выдачи пособия ФИО2, 6 обращений ФИО4 В 2013 году в Управлении зарегистрировано 14 обращений для выдачи пособий ФИО2

Таким образом, в нарушение ст.9, 10 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ « О погребении и похоронном деле» сотрудники Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в г. Твери и Калининском районе, не запрашивая у ФИО2 документа, подтверждающего осуществление затрат на погребение по 97 гражданам в 2014 году, по 11 в 2013 году, оформляли ей документы, необходимые для получения социального пособия для погребения.

В результате ненадлежащего исполнения действующего законодательства Российской Федерации «О погребении и похоронном деле» со стороны ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в г.Твери и Калининском районе, выразившегося в отсутствии контроля за работой подчиненных сотрудников и неистребования документов, подтверждающих осуществление погребения умершего и несения в связи с этим самостоятельных затрат конкретным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, как того требует действующее законодательство, привело к тому, что отдельными сотрудниками фирм, занимающихся похоронным делом в г.Твери, являющимися физическими лицами, не имеющими отношения к процессу погребения умерших и права на получение пособия на погребение незаконно получены значительные денежные средства, находящиеся в государственной собственности, а лица, имеющие право на эти средства по закону лишились их. В случае дальнейшего не осуществления должного исполнения вышеуказанного законодательства и непринятия мер в части исполнения требований федерального законодательства по организации выплаты социального пособия на погребение лишь лицам - супругам, близким родственникам, иным родственникам, законным представителям умершего или иным лицам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего указанные незаконные выплаты будут продолжены, чем причинен существенный ущерб Российской Федерации по выплате из Пенсионного фонда РФ государственных средств, а также неопределенному кругу лиц, имеющих на это право, круг которых невозможно индивидуализировать.

В связи с выявленными нарушениями закона прокуратурой Пролетарского района г.Твери 18.02.2015 в адрес начальника ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в г.Твери и Калининском районе Тверской области внесено представление об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о погребении и похоронном деле с требованием принять меры, направленные на устранение выявленных нарушений, причин и условий им способствующих и недопущению их впредь.

Однако, рассмотрев представление прокуратуры, ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в г.Твери и Калининском районе Тверской области не приняло мер по устранению нарушения, недопущению их впредь, мотивируя тем, что действующее законодательство не регламентирует процедуру документального подтверждения обязательств, взятых лицом по погребению умершего с последующим правовым регулированием отказа в выплате социального пособия на погребение. Кроме того, полагает, что законодателем не возложена на территориальные органы Пенсионного Фонда Российской Федерации обязанность по истребованию документов, подтверждающих осуществление погребения и произведения по нему затрат, о чем сообщило в прокуратуру в письме от 18.03.2015 №01-09/9980.

Прокурор просил признать незаконным бездействие Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в г. Твери и Калининском районе по непринятию мер в части исполнения требований федерального законодательства по организации выплаты социального пособия погребение лишь лицам - супругам, близким родственникам, иным родственникам, законным представителям умершего или иным лицам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего и обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в г. Твери и Калининском районе принять меры в части исполнения требований федерального законодательства по организации выплаты социального пособия на погребение лишь лицам - супругам, близким родственникам, иным родственникам, законным представителям умершего или иным лицам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего.

Представитель административного истца по доверенности ФИО5 в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержала полностью.

Представитель административного ответчика ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Твери и Калининском районе Тверской области по доверенности ФИО6 в судебном заседании административный иск не признала и возражала относительно заявленных требований.

Представитель заинтересованных лиц ГУ Отделение Пенсионного фонда по Тверской области и ГУ Пенсионного фонда РФ ФИО7 возражала в удовлетворении заявленных требований.

Представитель Министерства финансов РФ в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционном представлении прокурор ставит вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований.

Критикуя выводы суда, прокурор полагает, что судом неправильно определены и исследованы все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения данного дела, неправильно применены нормы материального права.

Анализируя положения Федерального закона от 12 января 1996 года N8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", прокурор указывает, что для получения соответствующего пособия в Пенсионный фонд помимо справки о смерти, выданной органом ЗАГС, должны предоставляться заявление о выплате пособия на погребение; документы, подтверждающие оплату услуг по погребению. Заявление о выплате социального пособия на погребение истребуется в связи с тем, что выплата социального пособия конкретному лицу исключает возможность предъявления аналогичных требований иными лицами. Необходимость предоставления документов, подтверждающих расходы на погребение, объясняется компенсационным характером данного пособия, тем, что его размер определяется не фиксировано, а в зависимости от реально понесенных затрат, хотя и не может превышать сумму, установленную законодательством, кроме того, позволяет определить конкретное лицо, понесшее эти расходы.

Поскольку ООО «Вечная память» не является специализированной службой по вопросам похоронного дела в Твери, то оно не имело полномочий для получения социального пособия на погребение в силу положений Федерального закона "О погребении и похоронном деле", постановления Главы администрации г. Твери от 03.11.2005 №4210 «О специализированной службе по вопросам похоронного дела в городском округе Тверь», постановления Главы администрации города Твери от 03.03.2011 №286, п. 2 решения Тверской городской Думы от 25.09.2008 №126 «Об утверждении положения об организации ритуальных услуг и содержании муниципальных мест погребения города Твери».

Кроме того, ФИО самостоятельно несла расходы на погребение своей умершей матери ФИО и, выдавая доверенность ООО «Вечная память» для ведения похоронного дела, она не наделяла указанную организацию полномочиями по получению в ГУ УПФ РФ в г. Твери и Калининском районе Тверской области денежных средств (в т.ч. социального пособия на погребение).

В нарушение вышеуказанных требований закона, не запрашивая у представителя ООО «Вечная память» документов, подтверждающих осуществление затрат на погребение, Пенсионным Фондом РФ необоснованно были оформлены документы на получение пособия для погребения не только вместо ФИО., но и на протяжении 2013-2015 года еще за 120 человек. При этом в самой доверенности на получение данного пособия, предъявленной в Пенсионный фонд ФИО Бобровой не указана.

Указанные факты подтверждаются представленными Пенсионным фондом данными о зарегистрированных в 2014 году 101 обращении о выдаче пособия для погребения представителям ООО «Вечная память» - ФИО2 - 95, ФИО4 - 6, а в 2013 году 14 обращений представителю ФИО2 А также данными ФГУП «Почта России» ОСП Тверской почтамт о получении вышеуказанными лицами пособий. Всего по данным почты ФИО2 за период с января 2014 по март 2015 года получено пособие на погребение в сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. по 97 документам.

С учетом того, что денежные средства Пенсионного фонда РФ находятся в государственной собственности РФ, а должностные лица Пенсионного фонда при нарушения требований действующего законодательства на общих основаниях несут ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций относящихся к его компетенции, а также за нецелевое расходование денежных средств, предназначенных для выполнения этих целей, прокурор полагает, что судом надлежащая оценка доводам прокуратуры, не дана, выводы суда об отсутствии у территориального органа Пенсионной фонда правовых оснований для выплаты социального пособия на погребение лишь лицам - супругам, близким родственникам, иным родственникам законным представителям умершего или иным лицам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, и только при предоставлении всего необходимого пакета документов: заявление о выплате социальной пособия на погребение, документов, подтверждающих расходы на погребение справки о смерти по форме №33, являются ошибочными.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Филиппова В.М. поддержала доводы апелляционного представления.

Представитель ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в г.Твери и Калининском районе ФИО6 и представитель пенсионного фонда Российской Федерации по Тверской области ФИО7 полагали доводы апелляционного представления несостоятельными.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления и письменного отзыва на него, выслушав объяснения Филипповой В.М., ФИО6, ФИО7, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда..

Как следует из материалов дела, 02 февраля 2015 года в прокуратуру Тверской области поступило обращение Депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ ФИО1 в интересах ФИО о проверке обоснованности отказа отделения Пенсионного фонда в выдаче денежных средств, затраченных на погребение матери, в связи с отсутствием у нее оригинала справки о ее смерти, ранее полученной сотрудниками ООО «Вечная память».

Прокуратурой Пролетарского района города Твери по поручению прокуратуры Тверской области, прокуратуры Центрального района города Твери проведена проверка данного обращения, в ходе которой было установлено, что на территории Пролетарского района города Твери зарегистрировано по адресу: <...> осуществляет свою деятельность по адресу: <...>, ООО «Вечная память». Основным видом деятельности данного общества, согласно Уставу, является организация похоронного дела. При этом, ООО «Вечная память» не является специализированной службой по вопросам похоронного дела.

ФИО, являясь лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершей - ФИО при организации похорон умершей воспользовалась услугами ООО «Вечная память». При этом ФИО была выдана доверенность физическим лицам - ФИО9 и ФИО4, которые являлись сотрудниками ООО «Вечная память».

Согласно выданной доверенности, ФИО уполномочила указанных лиц быть ее представителем в компетентных органах города Твери, в том числе в морге, на кладбище, в отделе ЗАГС, ТГМКУ «Радуница» расписываться за нее и совершать прочие действия, связанные с организацией похорон ее умершей матери ФИО Полномочия по получению в ГУ УПФ РФ в городе Твери и Калининском районе Тверской области денежных средств в доверенности не оговорены.

За предоставленные услуги по организации похорон и приобретению товаров, необходимых для погребения, ФИО было оплачено <данные изъяты> рублей. Вместе с тем, согласно квитанции №000677, выданной ООО «Вечная память», стоимость услуг, предоставленных ФИО и приобретенных ею товаров, необходимых для погребения, составила <данные изъяты> рублей.

ФИО не было разъяснено, что часть подлежащих к оплате за предоставляемые услуги и товары денежных средств будет получена ООО «Вечная память» самостоятельно в Пенсионном фонде, в связи с чем, она полагала, что пособие на погребение подлежит выплате ей по ее обращению.

ООО «Вечная память», не являясь специализированной службой по вопросам похоронного дела, неоплаченную ФИО денежную сумму в размере <данные изъяты> рублей получило путем предъявления оригинала справки формы №33, утвержденной постановлением Правительства РФ от 31.10.1998 года №1274, в ГУ УПФР в городе Твери и Калининском районе Тверской области, через сотрудника фирмы ФИО2

Справка о смерти гражданина формы № 33 получена сотрудниками ООО «Вечная память» на основании выданной ФИО9 и ФИО4 доверенности.

Оригинал справки о смерти ФИО и соответствующее заявление было подано в ГУ УПФ РФ в городе Твери и Калининском районе Тверской области от имени физического лица ФИО2, являющейся сотрудником ООО «Вечная память». На основании указанных документов ГУ УПФ РФ в городе Твери и Калининском районе Тверской области ФИО2 было выдано поручение на доставку социального пособия на погребение ФИО и получено в отделении ФГУП «Почта России» данное пособие в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.

Принимая решении об отказе в заявленных требованиях, суд первой инстанции исходил из того, что действующее законодательство не наделяет органы Пенсионного Фонда Российской Федерации полномочиями по истребованию иных документов, подтверждающих осуществление погребения и произведения по нему затрат, а также оснований для последующего отказа в случае непредставления указанных документов и пришел к выводу о том, что у территориального органа Пенсионного фонда нет правовых оснований для проверки обоснованности получения справки о смерти форма N 33 лицом, предъявившим оригинал такой справки и подавшим соответствующее заявление в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Твери и Калининском районе Тверской области.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку суд полно и объективно исследовал материалы дела, правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и установил фактические обстоятельства, верно применил материальный закон; совокупности собранных по делу доказательств судом дана надлежащая оценка, выводы суда, положенные в основу решения, должным образом мотивированы.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в п.1 ст.9 настоящего Федерального закона, но не превышающем <данные изъяты> рублей, с последующей индексацией исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, в сроки, определяемые Правительством Российской Федерации (ч. 1). Выплата социального пособия на погребение производится в день обращения на основании справки о смерти органом, в котором умерший получал пенсию (ч.2). Социальное пособие на погребение выплачивается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня смерти (ч.3).

Основанием для отказа ФИО в получении пособия на погребение в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Твери и Калининском районе явилось отсутствие оригинала справки о смерти форма N 33.

Постановлением Правительства РФ от 31.10.1998 N 1274 в соответствии с Федеральным законом "Об актах гражданского состояния" утверждены формы бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния, в том числе форма N 33 справки о смерти, которая выдается органом записи актов гражданского состояния, которая предусматривает указание в ней сведений об умершем лице (его фамилия, имя, отчество и дата рождения), о составлении записи акта о его смерти (номер, дата записи и место государственной регистрации с указанием наименования органа ЗАГС), а также о причине и месте смерти.

Таким образом, указанная справка выдается в подтверждение факта государственной регистрации акта о смерти, необходима для реализации определенных прав и гарантий и изымается у представившего его лица для оформления пособия на погребение.

В соответствии с Указанием Министерства социальной защиты населений Российской Федерации от 15.04.1992 № 1-27-У/2588 «О порядке выплаты ритуального пособия» заявление о выплате пособия на погребение и справка о смерти подаются членами семьи умершего или другими гражданами, которые взяли на себя организацию похорон, в районный (городской) отдел социальной защиты по месту получения умершим пенсии, в заявлении указываются сведения о работе умершего и сведения по паспорту заявителя. Работник отдела социальной защиты в присутствии обратившегося за пособием оформляет в двух экземплярах поручение на выплату пособия на погребение соответствующему предприятию связи. Заявление о выплате пособия на погребение, справка о смерти, послужившие основанием для выплаты, остаются в районном отделе в качестве отчетных документов и брошюруются в отдельное дело (срок хранения 3 года).

При таких обстоятельствах у судебной коллегии не имеется оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судом апелляционной инстанции не установлено.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.309-311 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Московского районного суда г.Твери от 30 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Пролетарского района города Твери – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи