НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Тверского областного суда (Тверская область) от 10.09.2015 № 33-2988

Дело № 33-2988 судья Прохоров Ф.А. 2015 год

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 сентября 2015 года город Тверь

Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда

в составе председательствующего Пойменовой С.Н.,

судей Гудковой М.В., Комаровой Ю.В.,

при секретаре Денисенко Д.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Твери

по докладу судьи Комаровой Ю.В.

дело по апелляционной жалобе Верховского А.Н. на решение Максатихинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:

«Верховского А.Н. в удовлетворении исковых требований к администрации <адрес> о взыскании недополученной доплаты за выслугу лет муниципальной службы к государственной пенсии по старости, отказать».

Судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Верховский А.Н. обратился в суд с иском к Администрации <адрес> о взыскании недополученной доплаты за выслугу лет муниципальной службы к государственной пенсии по старости.

В обоснование заявленных требований истец указал, что он как бывший муниципальный служащий получает доплату за выслугу лет муниципальной службы к государственной пенсии по старости от Администрации <адрес>. При выходе на пенсию по старости ему была назначена ежемесячная доплата к государственной пенсии по старости в размере <данные изъяты>% предельного среднемесячного содержания, составляющего <данные изъяты> ежемесячного должностного оклада. В связи с изменениями, внесенными в Закон Тверской области № 89-30 «О государственной гражданской службе в Тверской области» изменился размер предельного среднемесячного содержания и составил <данные изъяты> ежемесячного должностного оклада.

В соответствии с Законом Тверской области № 121-30 «О регулировании отдельных вопросов муниципальной службы в Тверской области» он обратился в Администрацию <адрес> о проведении перерасчета его ежемесячной доплаты к государственной пенсии по старости за выслугу лет как муниципальному служащему и выплате с учетом перерасчета, недоплаты со времени внесения изменений в Закон Тверской области № 89-ЗО «О государственной гражданской службе в Тверской области». Администрацией <адрес> в его просьбе было отказано из-за отсутствия ассигнований в бюджете <адрес> района на эти цели в ДД.ММ.ГГГГ году.

Просил взыскать с Администрации <адрес> в его пользу недоплату получаемой им доплаты за выслугу лет муниципальной службы к государственной пенсии по старости в размере <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек.

Истец Верховский А.Н. в судебном заседании свои исковые требования поддержал и просил их удовлетворить.

Представители ответчика Администрации <адрес>ФИО6 и ФИО13 в судебном заседании исковые требования не признали, представили письменные возражения, просили в иске отказать.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Верховский А.Н. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Вывод суда о том, что Положение о порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет к страховой пенсии по старости (инвалидности), являющегося приложением на него не распространяется, является необоснованным.

В отзыве на апелляционную жалобу представитель Администрации <адрес> по доверенности ФИО6 просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Проверив материалы дела по доводам апелляционной жалобы, заслушав объяснения истца Верховского А.Н., поддержавшего доводы жалобы, представителей ответчика ФИО7, ФИО8, возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что <адрес> района Верховский А.Н. согласно распоряжению Главы <адрес> района № от ДД.ММ.ГГГГ уволен на основании личного заявления в связи с выходом на пенсию ДД.ММ.ГГГГ, ему предоставлены социальные гарантии, установленные для муниципальных служащих: выплата единовременного денежного вознаграждения в размере <данные изъяты> месячных должностных окладов, установлена с ДД.ММ.ГГГГ, исходя из стажа муниципальной службы <данные изъяты> лет ежемесячная доплата к государственной пенсии, составляющая суммарно с учетом пенсии <данные изъяты>% предельного среднемесячного денежного содержания (<данные изъяты> месячного оклада), составляющего по занимаемой должности <данные изъяты> рублей при ежемесячном должностном окладе <данные изъяты> рублей.

Согласно сведениям, представленным Администрацией <адрес>ДД.ММ.ГГГГ года, исходя из стажа муниципальной службы <данные изъяты> лет ежемесячная доплата к государственной пенсии Верховского А.Н. составила суммарно, с учетом государственной пенсии <данные изъяты>% предельного денежного содержания (<данные изъяты> месячного оклада), составляющая по занимаемой должности <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек при ежемесячном окладе <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек. Денежное содержание индексировалось дважды. В ДД.ММ.ГГГГ году по распоряжению № от ДД.ММ.ГГГГ «Об индексации ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости муниципальным служащим» на <данные изъяты>% и в ДД.ММ.ГГГГ году по распоряжению № от ДД.ММ.ГГГГ на <данные изъяты>%. Соответственно после индексации сумма денежных содержаний изменилась: с ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, с ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек. Сумма доплаты к государственной пенсии: с ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек х <данные изъяты>% = <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки - <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек (гос.пенсия)= <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек. С ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек х <данные изъяты>% = <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек — <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек (гос.пенсия) = <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки. С ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек х <данные изъяты>% - <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек - <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки (гос.пенсия) = <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Положение о порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет к трудовой пенсий по старости (инвалидности), являющееся приложением (в редакции <адрес>от ДД.ММ.ГГГГ) распространяется лишь на государственных гражданских служащих <адрес>, уволенных с государственной гражданской службы в связи с сокращением штата государственных служащих.

Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда первой инстанции.

В соответствии с пунктами «ж» и «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

Пунктом 11 части 1 статьи 52 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено, что в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих (как федеральных, так и субъектов Российской Федерации) им гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу.

Такой федеральный закон до настоящего времени не принят, в связи с чем условия предоставления права на пенсию государственных служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

В соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12 части 1 статьи 11), в области пенсионного обеспечения на него в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 24); муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 5 части 1 статьи 23).

В силу части 2 статьи 24 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Пункт 5 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривает, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.

В данном случае основания возникновения права на пенсионное обеспечение за выслугу лет государственных гражданских служащих Тверской области, а также порядок назначения пенсии за выслугу лет и определения ее размера урегулированы Законом Тверской области от 21 июня 2005 года № 89-ЗО «О государственной гражданской службе Тверской области».

Положением о порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет к трудовой пенсии по старости (инвалидности), являющимся приложением 7 к Закону Тверской области от 21 июня 2005 года № 89-ЗО (в редакции Закона Тверской области от 03 февраля 2010 года № 9-ЗО) предусмотрено, что лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Тверской области, пенсия за выслугу лет устанавливается при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет, в размере 45 процентов среднемесячного денежного содержания государственного гражданского служащего за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости либо пенсии по инвалидности. За каждый полный год стажа государственной гражданской службы сверх 15 лет пенсия за выслугу лет увеличивается на 3 процента среднемесячного заработка. При этом общая сумма пенсии за выслугу лет и страховой части трудовой пенсии по старости либо общая сумма пенсии за выслугу лет и трудовой пенсии по инвалидности не может превышать 75 процентов среднемесячного заработка гражданского служащего и составлять более 2,8 должностного оклада.

Особенности организации муниципальной службы в Тверской области и правовое положение муниципальных служащих Тверской области урегулированы Законом Тверской области от 09 ноября 2007 года № 121-ЗО «О регулировании отдельный вопросов муниципальной службы в Тверской области». В соответствии со статьей 8.2 этого Закона, в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами Тверской области. Условия предоставления права на пенсионное обеспечение муниципальным служащим за счет средств местного бюджета определяются актами органов местного самоуправления и аналогичны условиям предоставления права на пенсионное обеспечение федеральным государственным гражданским служащим и условиям предоставления права на пенсию за выслугу лет к страховой пенсии по старости (инвалидности) государственным гражданским служащим Тверской области, установленным соответственно федеральным законодательством и законодательством Тверской области.

Из приведенных законоположений следует, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования.

Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.

Временным положением о порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) муниципальным служащим Максатихинского района, утвержденным Постановлением Главы Максатихинского района от 28 ноября 2007 года № 327, действовавшим на момент назначения истцу доплаты к пенсии, было предусмотрено, что муниципальным служащим ежемесячная доплата к пенсии устанавливается при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет, при этом общая сумма пенсии (базовая и страховая часть) и ежемесячная доплата к ней составляет 45 процентов среднемесячного денежного содержания муниципального служащего. За каждый полный год стажа муниципальной службы сверх 15 лет доплата увеличивается на 3 процента среднемесячного денежного содержания. При этом общая сумма пенсии (базовая и страховая части) и ежемесячная доплата к ней не может превышать 75 процентов среднемесячного денежного содержания муниципального служащего и составлять более 2,3 месячного оклада.

Решением Собрания депутатов Максатихинского района от 20 апреля 2010 года № 105 утверждено Положение о порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет к трудовой пенсии по старости (инвалидности) муниципальным служащим Максатихинского района Тверской области и лицам, замещавшим муниципальные должности Максатихинского района Тверской области, которым было установлено, что общая сумма пенсии за выслугу лет и страховой части трудовой пенсии по старости либо общая сумма пенсии за выслугу лет и трудовой пенсии по инвалидности не может превышать 75 процентов среднемесячного заработка гражданского служащего и составлять более 2,8 должностного оклада.

Таким образом, поскольку муниципальным образованием в установленном порядке были изменены порядок и условия выплаты пенсии муниципальным служащим <адрес>, то размер пенсии за выслугу лет истцу должен быть пересмотрен.

Поскольку исходя из системного толкования положений п.п. 1,18, 19,28 Положения о порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет к трудовой пенсии по старости (инвалидности) муниципальным служащим <адрес> и лицам, замещавшим муниципальные должности <адрес>, назначение и перерасчет размера пенсии носит заявительный характер, с заявлением о перерасчете размера пенсии Верховский А.Н. обратился к Администрации <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, то исковые требования подлежат удовлетворению частично за период ДД.ММ.ГГГГ года.

Расчет взыскиваемых сумм необходимо произвести следующим образом:

<данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. – <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. = <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., где

<данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. – общая сумма пенсии за выслугу лет и трудовой пенсии по старости, исчисленная с учетом индексации <данные изъяты> % и <данные изъяты> %.

<данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. – размер трудовой пенсии, получаемой истцом

<данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. – размер пенсии за выслугу лет, которую должен получать истец.

<данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. – <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. (размер получаемой пенсии за выслугу лет) = <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. (размер задолженности за 1 месяц)

<данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. х 2 = <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. (размер задолженности за ДД.ММ.ГГГГ года).

В связи с изложенным решение суда первой инстанции подлежит отмене, а исковые требования Верховского А.Н. – частичному удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Максатихинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменить, постановить по делу новое решение, которым исковые требования Верховского А.Н. удовлетворить частично.

Взыскать с администрации <адрес> в пользу Верховского А.Н. пенсию за выслугу лет к трудовой пенсии по старости (инвалидности) муниципальным служащим <адрес> и лицам, замещавшим муниципальные должности <адрес> в сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.

Председательствующий С.Н. Пойменова

Судьи М.В. Гудкова

Ю.В. Комарова