УИД 69RS0014-02-2020-001875-72
Дело № 2-1724/2020 (№ 33а-575/2021) судья – Никитина Е.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 февраля 2021 года город Тверь
Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда в составе председательствующего судьи Никитушкиной И.Н.,
судей Сергуненко П.А. и Сельховой О.Е.
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Кирилловой Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании
по докладу судьи Сельховой О.Е.
административное дело по апелляционной жалобе муниципального учреждения «Администрация Козловского сельского поселения» Конаковского района Тверской области на решение Конаковского городского суда Тверской области от 25 ноября 2020 года по административному исковому заявлению муниципального учреждения «Администрация Козловского сельского поселения» Конаковского района Тверской области к судебным приставам-исполнителям Конаковского РОСП УФССП России по Тверской области Прозоровой Н.Ф. и Судариковой О.А., Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Тверской области о восстановлении пропущенного процессуального срока на обжалование, признании незаконным постановления о возбуждении исполнительного производства № от 17 июня 2020 года,
у с т а н о в и л а:
05 августа 2020 года муниципальное учреждение «Администрация Козловского сельского поселения» Конаковского района Тверской области (далее – МУ «Администрация Козловского сельского поселения», администрация) обратилось в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю Конаковского РОСП УФССП России по Тверской области Прозоровой Н.Ф. о признании незаконным постановления о возбуждении исполнительного производства № от 17 июня 2020 года и восстановлении срока для подачи данного административного иска.
В обоснование заявленных требований указано, что на основании постановления мирового судьи судебного участка № 29 Тверской области от 26 февраля 2020 года по делу № 5-435/2019 постановлением судебного пристава-исполнителя № от 17 июня 2020 года возбуждено исполнительное производство в отношение МУ «Администрация Козловского сельского поселения» и установлен срок в 5 дней для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Администрация полагает, что оспариваемое постановление противоречит положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве) и нарушает права должника.
Поскольку МУ «Администрация Козловского сельского поселения» является казённым учреждением, его счета не открыты в учреждении Центрального банка Российской Федерации или в кредитной организации, то исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета, не производится в соответствии с требованиями Закона об исполнительном производстве.
В данном случае должны применяться положения главы 24.1 БК РФ, согласно которым исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется путем предъявления исполнительных документов (исполнительного листа, судебного приказа) к исполнению в орган, исполняющий судебные акты в порядке, определённом главой 24.1 БК РФ, то есть в финансовый орган муниципального образования – Управление финансов администрации Конаковского района Тверской области, где открыты счета МУ «Администрация Козловского сельского поселения».
Таким образом, при поступлении исполнительного документа, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, судебный пристав-исполнитель должен был отказать в возбуждении исполнительного производства на основании пункта 8 части 1 статьи 31 Закона об исполнительном производстве.
На основании изложенного, административный истец просил признать незаконным и отменить постановление судебного пристава-исполнителя Конаковского РОСП УФССП России по Тверской области Прозоровой Н.Ф. № от 17 июня 2020 года о возбуждении исполнительного производства, как не отвечающее требованиям БК РФ и нарушающее права органа местного самоуправления на использование средств местного бюджета, а также восстановить срок подачи данного административного иска, поскольку оспариваемое постановление получено МУ «Администрация Козловского сельского поселения» только 28 июля 2020 года.
Определением Конаковского городского суда Тверской области от 07 августа 2020 годаприняты меры предварительной защиты в виде запрета Конаковскому РОСП УФССП по Тверской области, судебному приставу-исполнителю Конаковского РОСП УФССП России по Тверской области Прозоровой Н.Ф. осуществлять списание со счетов МУ «Администрация Козловского сельского поселения» или изъятие из кассы учреждения бюджетных средств в рамках данного исполнительного производства.
При подготовке дела к судебному разбирательству и в процессе рассмотрения административного дела к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены УФССП России по Тверской области и судебный пристав-исполнитель Конаковского РОСП УФССП России по Тверской области Сударикова О.А., в качестве заинтересованных лиц - Конаковское РОСП УФССП России по Тверской области и старший судебный пристав Конаковского РОСП УФССП России по Тверской области Басторин Д.С.
МУ «Администрация Козловского сельского поселения» представило дополнительные пояснения, в которых указало, что администрация является казённым учреждением.
Судебный пристав-исполнитель Конаковского РОСП УФССП России по Тверской области Сударикова О.А. в письменных возражениях просила в удовлетворении требований административного истца отказать, поскольку нарушений действующего законодательства и прав администрации при возбуждении исполнительного производства и в рамках его исполнения допущено не было. Также указала, что главой 24.1 БК РФ регулируется только исполнение судебных актов в форме исполнительного листа и судебного приказа, и, поскольку положения данной главы БК РФ не определяют организацию исполнения иных исполнительных документов, то порядок, установленный указанными нормами, не может применяться в отношении постановлений государственных органов о наложении (взыскании) административного штрафа. Также подтвердила, что МУ «Администрация Козловского сельского поселения» оспариваемое постановление получено 28 июля 2020 года.
УФССП России по Тверской области представило в суд письменные возражения на административный иск, в которых представитель управления просит отказать в удовлетворении требований МУ «Администрация Козловского сельского поселения».
Заинтересованным лицом Управлением финансов администрации Конаковского район поданы письменные пояснения, в которых поддержана позиция административного истца.
Начальником Конаковского РОСП УФССП России по Тверской области Басториным Д.С. представлен суду отзыв на административный иск, в котором указано, что постановление о возбуждении исполнительного производства соответствует закону и прав должника не нарушает.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда первой инстанции не явились, своих представителей не направили, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, в связи с чем судом определено рассмотреть дело в их отсутствие.
Решением Конаковского городского суда Тверской области от 25 ноября 2020 года отказано в удовлетворении административных исковых требований МУ «Администрация Козловского сельского поселения» Конаковского района к судебным приставам-исполнителям Конаковского РОСП УФССП России по Тверской области Прозоровой Н.Ф. и Судариковой О.А., УФССП России по Тверской области о восстановлении пропущенного процессуального срока на обжалование, признании незаконным постановления о возбуждении исполнительного производства № от 17 июня 2020 года. Принятые в рамках возбужденного исполнительного производства меры предварительной защиты в виде запрета Конаковскому РОСП УФССП по Тверской области, судебному приставу-исполнителю Конаковского РОСП УФССП России по Тверской области Прозоровой Н.Ф. осуществлять списание со счетов МУ «Администрация Козловского сельского поселения» Конаковского района Тверской области или изъятие из кассы учреждения бюджетные средства, отменены.
В апелляционной жалобе МУ «Администрация Козловского сельского поселения» просит решение суда отменить, принять по административному делу новое решение об удовлетворении требований административного истца.
Ссылаясь на положения статьи 6, статьи 9.2 БК РФ, пункта 1 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации, податель жалобы критикует выводы суда первой инстанции об отнесении МУ «Администрация Козловского сельского поселения» к категории бюджетных учреждений, полагая, что административный истец является казённым учреждением, а потому исполнительный документ – постановление мирового судьи о назначении административного наказания подлежало предъявлению к исполнению в Управление финансов администрации Конаковского района Тверской области на основании положений статей 239, 241.1, 245.1 БК РФ, а также пункта 3.1 Главы III Методических рекомендаций по исполнению судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденных Приказом ФССП РФ от 15 мая 2009 года № 195.
Участники процесса, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседании не явились, в связи с чем на основании положений статьи 150, статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
Согласно статье 2 Закона об исполнительном производстве задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
В силу пункта 6 части 1 статьи 12 указанного закона исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 30 данного закона судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства (часть 8 статьи 30 Закона об исполнительном производстве).
Из материалов административного дела следует, что постановлением мирового судьи судебного участка № 29 Тверской области от 26 февраля 2020 года по делу № 5-435/2019 МУ «Администрация Козловского сельского поселения» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей.
На основании указанного выше постановления мирового судьи, 17 июня 2020 года судебным приставом-исполнителем Конаковского РОСП УФССП России по Тверской области Прозоровой Н.Ф. возбуждено исполнительное производство № в отношении МУ «Администрация Козловского сельского поселения» и установлен срок в 5 дней для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Обращаясь в суд с настоящим иском, административный истец полагал, что, поскольку МУ «Администрация Козловского сельского поселения» является казённым учреждением, его счета не открыты в учреждении Центрального банка Российской Федерации или в кредитной организации, то исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета, не производится в соответствии с требованиями Закона об исполнительном производстве, а осуществляется в соответствии с положениями главы 24.1 БК РФ посредством предъявления исполнительного документа к исполнению в финансовый орган муниципального образования.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что нормами главы 24.1 БК РФ предусмотрено только исполнение судебных актов на основании следующих исполнительных документов: исполнительного листа и судебного приказа, а в соответствии с положениями статьи 32.2 КоАП РФ исполнение постановления о наложении административного штрафа осуществляется судебными приставами-исполнителями. В связи с изложенным, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что постановление судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства № от 17 июня 2020 года является законным и отмене не подлежит. Поскольку оспариваемое постановление получено должником 28 июля 2020 года, с настоящим иском он обратился 05 августа 2020 года, то суд признал срок обращения не пропущенным и в этой связи не подлежащим восстановлению.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает, так как они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и основаны на правильном применении норм материального права, регулирующего спорные правоотношения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 239 БК РФ иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, установленных статьями 93.3, 93.4, 93.6, 142.2, 142.3, 166.1, 218, 242 и 242.6 настоящего Кодекса.
В силу пунктов 2, 3 статьи 239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Из указанных выше правовых норм следует, что предусмотренный в главе 24.1 БК РФ порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации предусмотрен только для таких исполнительных документов, как исполнительный лист, судебный приказ. При этом, бюджетным законодательством не урегулированы вопросы исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях.
Вместе с тем, порядок исполнения постановления о наложении административного штрафа установлен главой 32 КоАП РФ в статье 32.2 КоАП РФ.
Так, согласно пункту 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьёй 31.5 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 5 данной статьи при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, должностное лицо, вынесшее постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Таким образом, анализ положений статьи 32.2 КоАП РФ, пункт 5 которой предусматривает бесспорный порядок исполнения постановления о наложении административного штрафа судебными приставами-исполнителями, статьи 12 Закона об исполнительном производстве, относящей судебные акты по делам об административных правонарушениях к исполнительным документам, позволяет сделать вывод о том, что перечисленные нормы являются специальными по отношению к главе 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. В связи с этим, судебная коллегия считает правильным вывод суда о том, что в данном случае постановление мирового судьи судебного участка № 29 Тверской области от 26 февраля 2020 года по делу № 5-435/2019, подлежит исполнению в соответствии с Законом об исполнительном производстве судебным приставом-исполнителем, а потому постановление о возбуждении исполнительного производства № от 17 июня 2020 года является законным и отмене не подлежит.
Доводы жалобы о том, что судом ошибочно отнесено МУ «Администрация Козловского сельского поселения» к бюджетным учреждениям, в то время как административный истец является казённым учреждением, не являются основанием для отмены решения суда, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное или муниципальное учреждение может быть казённым, бюджетным или автономным учреждением.
Согласно части 2 статьи 41 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом. Представительный орган муниципального образования и местная администрация как юридические лица действуют на основании общих для организаций данного вида положений настоящего Федерального закона в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации применительно к казенным учреждениям.
Согласно статье 30 Устава муниципального образования «Козловское сельского поселения» администрация Козловского сельского поселения является исполнительно-распорядительным органом поселения и имеет статус юридического лица.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ муниципальное учреждение «Администрация Козловского сельского поселения» внесено в реестр юридических лиц 22 декабря 2005 года.
Таким образом, МУ «Администрация Козловского сельского поселения» в силу закона отнесено к казённым учреждением.
Вместе с тем, суждение суда первой инстанции о том, что должник МУ «Администрация Козловского сельского поселения» является бюджетным учреждением, на правильность выводов суда не повлияло и не привело к вынесению незаконного решения.
Существенных нарушений процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного постановления, не установлено.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Конаковского городского суда Тверской области от 25 ноября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального учреждения «Администрация Козловского сельского поселения» Конаковского района Тверской области – без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции во Второй кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи