НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Тверского областного суда (Тверская область) от 05.10.2022 № 2А-265/2022

УИД 69RS0021-01-2022-000735-02

Дело № 2а-265/2022 (№ 33а-3629/2022) судья – Павлов Э.Ю.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

5 октября 2022 года город Тверь

Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда в составе председательствующего судьи Никитушкиной И.Н.,

судей Иванова Д.А. и Сельховой О.Е.

при ведении протокола судебного заседания

помощником судьи Кирилловой Ю.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании

по докладу судьи Сельховой О.Е.

административное дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Нелидовского межрайонного суда Тверской области от 06.07.2022 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Тверской области к ФИО1 о взыскании пени,

у с т а н о в и л а:

05.05.2022 Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 5 по Тверской области (далее также Межрайонная ИФНС России № 5 по Тверской области, Инспекция, налоговый орган) обратилась в суд с приведенным выше административным исковым заявлением.

В обоснование заявленных требований указала, что ФИО1 являлся плательщиком страховых взносов. ДД.ММ.ГГГГ он прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, о чем сделана соответствующая запись в ЕГРИП.

В связи с передачей полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование налоговым органам, Пенсионным Фондом РФ в МИФНС России № 5 по Тверской области переданы в отношении ФИО1 сальдовые остатки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование по состоянию на 01.01.2017 в размере 7049 руб. 63 коп. На данную недоимку начислены пени в сумме 1 422 руб. 57 коп за период с 17.09.2018 по 14.12.2021.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в сумме 23 400 руб. взысканы в соответствии со статьей 47 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) на основании постановления МИФНС России № 12 по Тверской области № 121 от 22.02.2018 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика.

В связи с уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в сумме 23 400 руб. с пропуском установленного срока (09.01.2018) Инспекцией в соответствии со статьей 75 НК РФ ФИО1 начислены пени в сумме 257 руб. 17 коп. за период с 23.09.2019 по 13.01.2020.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в сумме 26 545 руб. и страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2018 год в сумме 5 840 руб. взысканы в соответствии со статьей 47 НК РФ на основании постановления МИФНС России № 12 по Тверской области № 1435 от 27.03.2019 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика.

В связи с неуплатой в полном объеме страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в сумме 26 545 руб. и страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2018 год в сумме 5 840 руб. в установленный срок (09.01.2019) Инспекцией в соответствии со статьей 75 НК РФ ФИО1 начислены пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 3 894 руб. 81 коп. за период с 26.01.2019 по 14.12.2021 и пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 717 руб. 46 коп. за период с 25.03.2019 по 14.12.2021.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2019 год в сумме 29 354 руб. и страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2019 год в сумме 6 884 руб. взысканы постановлением МИФНС России № 12 по Тверской области № 202 от 26.02.2020 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика.

В связи с неуплатой в полном объеме страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2019 год в сумме 29 354 руб. и страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2019 год в сумме 6 884 руб. в установленный срок (31.12.2019) Инспекцией в соответствии со статьей 75 НК РФ ФИО1 начислены пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 2 450 руб. 81 коп. за период с 13.01.2020 по 14.12.2021 и пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 574 руб. 76 коп. за период с 13.01.2020 по 14.12.2021.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2020 год в сумме 20 318 руб. и страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2020 год в сумме 8 426 руб. взысканы постановлением МИФНС России № 12 по Тверской области № 167 от 03.03.2021 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика.

В связи с неуплатой в полном объеме страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2020 год в сумме 20 318 руб. и страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2020 год в сумме 8 426 руб. в установленный срок (31.12.2020) Инспекцией в соответствии со статьей 75 НК РФ ФИО1 начислены: пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 244 руб. 81 коп. за период с 15.01.2021 по 08.04.2021 и пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 101 руб. 53 коп. за период с 15.01.2021 по 08.04.2021.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2021 год в сумме 15 142 руб. 40 коп. и страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2021 год в сумме 3 932 руб. 13 коп. взысканы на основании судебного приказа мирового судьи судебного участка № 41 Тверской области от 15.09.2021 № 2а-1258/2021.

В связи с неуплатой в полном объеме страховых взносов на обязательно пенсионное страхование за 2021 год в сумме 15 142 руб. 40 коп. и страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2021 год в сумме 3 932 руб. 13 коп. в установленный срок (05.07.2021) Инспекцией в соответствии со статьей 75 НК РФ ФИО1 начислены пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование сумме 513 руб. 59 коп. за период с 20.07.2021 по 14.12.2021 и пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 133 руб. 37 коп. за период с 20.07.2021 по 14.12.2021.

Кроме того, ФИО1 в период с 13.01.2017 по 28.02.20 являлся плательщиком торгового сбора.

Межрайонной ИФНС России № 29 по Москве 13.01.2017 ФИО1 поставлен на учет в качестве плательщика торгового сбора, а 28.02.2017 снят с учета.

Поскольку в 1 квартале 2017 года ФИО1 являлся плательщиком торгового сбора, то не позднее 25.04.2017 обязан был произвести уплату сбора, исходя из ставки сбора, установленной законом города федерального значения Москвы, в размере 28 350 руб.

До настоящего времени торговый сбор за 1 квартал 2017 года в сумме 28 350 руб. налогоплательщиком не уплачен.

В связи с неуплатой торгового сбора за 1 квартал 2017 года в сумме 28 350 в установленный срок (25.04.2017) Инспекцией в соответствии со статьей 75 НК РФ ФИО1 начислены пени по торговому сбору в сумме 9 595 руб. 79 коп. за период с 26.04.2017 по 14.12.2021.

На основании положений статей 69, 70 НК РФ МИФНС России № 5 по Тверской области выставила и направила в адрес должника требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) от 15.12.2021 № 14573, в котором сообщалось о наличии у него задолженности по взносам, сбору и пеням, а также предлагалось в сроки, указанные в требовании, погасить указанные суммы задолженности.

Указанное требование направлено ФИО1 через личный кабинет налогоплательщика, что подтверждается информацией о подключении к личному кабинету.

В связи с неисполнением ФИО1 в установленный срок вышеуказанного требования налогового органа об уплате задолженности по обязательным платежам административный истец обратился к мировому судье судебного участка № 41 Тверской области с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности по налогам и страховым взносам.

Вынесенный судебный приказ от 21.02.2022 был отменен мировым судьей 05.03.2022 по причине поступивших от административного ответчика возражений.

На основании изложенного и с учетом уменьшения административных исковых требований в связи с добровольной уплатой административным ответчиком части долга МИФНС России № 5 по Тверской области просила взыскать с ФИО1 пени:

на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, за период с 17.09.2018 по 14.12.2021 в размере 1 187 руб. 67 коп.;

на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 за периоды с 25.03.2019 по 14.12.2021, с 13.01.2020 по 14.12.2021, с 15.01.2021 по 08.04.2021, с 20.07.2021 по 14.12.2021 в размере 1 527 руб. 12 коп.;

на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в т.ч. по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017) за периоды с 23.09.2019 по 13.01.2020, с 26.01.2019 по 14.12.2021, с 13.01.2020 по 14.12.2021 в размере 6 602 руб. 79 коп.;

на недоимку по торговому сбору, уплачиваемому на территориях городов федерального значения, за период с 26.04.2017 по 14.12.2020 пеня в размере 9 595 руб.79 коп.;

а в общей сумме - 18 913 руб.37 коп.

Участники процесса, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда первой инстанции не явились, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, в связи с чем судом определено рассмотреть дело в их отсутствие.

Решением Нелидовского межрайонного суда Тверской области от 06.07.2022 административное исковое заявление МИФНС России № 5 по Тверской области удовлетворено.

С ФИО1 взыскана задолженность: по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017: пеня в размере 1 187 руб. 67 коп. за период с 17.09.2018 по 14.12.2021; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017: пеня в размере 1 527 руб. 12 коп. за периоды с 25.03.2019 по 14.12.2021, с 13.01.2020 по 14.12.2021, с 15.01.2021 по 08.04.2021, с 20.07.2021 по 14.12.2021; по страховым взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 01.01.2017): пеня в размере 6 602 руб. 79 коп. за периоды с 23.09.2019 по 13.01.2020, с 26.01.2019 по 14.12.2021, с 13.01.2020 по 14.12.2021, с 15.01.2021 по 08.04.2021, с 20.07.2021 по 14.12.2021; торговому сбору, уплачиваемому на территориях городов федерального значения: пеня в размере 9 595 руб. 79 коп. за период с 26.04.2017 по 14.12.2021.

Также с ФИО1 в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 756 руб. 53 коп.

Решение в окончательной форме изготовлено 08.07.2022.

03.08.2022 ФИО1 подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по административному делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование доводов жалобы апеллянт указывает, что он добросовестно, в установленный законом срок и в полном объеме исполнил обязанность по уплате налогов, сборов и обязательных взносов. Несмотря на данное обстоятельство, административный истец, злоупотребляя правом на подачу иска, с нарушением срока исковой давности предъявил ко взысканию заявленные суммы.

Полагает, что пени за неуплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, не подлежат удовлетворению, поскольку недоимка оплачена административным ответчиком.

Кроме того, в соответствии с действующим законодательством в отношении недоимки по страховым взносам за периоды, истекшие до 01.01.2017, объявлена «налоговая амнистия» и такая задолженность признается безнадежной к взысканию и подлежит списанию.

Помимо указанного, административное исковое заявление подано Инспекцией 20.04.2022, а сумма недоимки образована до 01.01.2017, что превышает сроки исковой давности и сроки давности привлечения к налоговой ответственности, в связи с чем срок исковой давности на предъявление производного от основного требования – о взыскании пеней, также истек. Судом не мотивирован отказ в применении сроков исковой давности по взысканию указанных пеней.

Считает, что требования о взыскании с административного ответчика пеней за неуплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование и пенсионное страхование за расчетные периоды 2017-2019 гг., начиная с 01.01.2017 являются необоснованными, поскольку они также заявлены с пропуском истом срока исковой давности и срока давности привлечения к ответственности.

Пени в размере 993 руб. 32 коп. оплачены административным ответчиком в полном объеме, соответствующие платежные документы были представлены суду, однако суд проигнорировал данное обстоятельство.

Также апеллянт указал, что он не является плательщиком торгового сбора, постановку в налоговом органе в качестве плательщика торгового сбора он не осуществлял. Кроме того, по указанным требованиям также пропущен срок исковой давности.

В отзыве на апелляционную жалобу МИФНС России № 5 по Тверской области полагает решение суда законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы несостоятельными.

Участники процесса, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, в связи с чем, на основании положений статьи 150, статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Принимая решение об удовлетворении административного иска в полном объеме, суд первой инстанции исходил из того, что обязанность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское и пенсионное страхование, а также суммы торгового сбора в заявленные Инспекцией периоды налогоплательщиком в установленный законом срок не исполнена, в связи с чем налоговым органом ФИО1 обоснованно начислены пени.

Судебная коллегия не в полной мере соглашается с таким выводами суда первой инстанции.

Так, удовлетворяя требования о взыскании пеней за период с 17.09.2018 по 14.12.2021, начисленные на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, в размере 1 187 руб. 67 коп., суд не применил положения части 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которыми признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Исходя из смысла приведенных положений списанию подлежат все неуплаченные в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования взносы (недоимки) в пределах размера, определенного за соответствующие расчетные периоды согласно части 11 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, а также задолженность по пеням и штрафам.

При этом нормы статьи 11 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ не содержат ограничений по сфере применения положений о списании недоимки в зависимости от того, по какому из предусмотренных законодательством оснований и в каком конкретном размере исчислены страховые взносы, а касаются лишь максимального размера списываемой недоимки, исчисленной за соответствующий расчетный период.

Соответствующее решение о признании недоимки и задолженности безнадежными к взысканию и об их списании принимается налоговым органом по месту жительства физических лиц (месту учета индивидуальных предпринимателей). При этом решение принимается на основании сведений о суммах недоимки и задолженности, имеющихся у налогового органа, и сведений из органов пенсионного фонда, подтверждающих основания возникновения и наличие таких недоимки и задолженности (части 2,3 статьи 11 приведенного Закона).

Следовательно, вопреки позиции налогового органа, исходя из смысла положений статьи 11 Федерального закон от 28 декабря 2017 года № 436-ФЗ списанию подлежат все неуплаченные в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования взносы (недоимки) в пределах размера, определенного за соответствующие расчетные периоды согласно части 11 статьи 14 Закона № 212-ФЗ, а также задолженность по пеням и штрафам.Правовая позиция по данному вопросу изложена в кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 27.05.2020 № 75-КА20-1.

Позиция Инспекции о том, что задолженность размере 7 049 руб. 63 коп. взыскана в принудительном порядке до вступления в силу Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ постановлениями МИФНС России № 12 по Тверской области от 14.04.2015 № 2043 и от 16.05.2016 № 2044, а потому вышеуказанные положения закона не подлежат применению, являются несостоятельной.

Напротив, как следует из материалов дела, в принудительном порядке указанная задолженность не взыскана и на основании постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства в связи с невозможностью взыскания, решением МИФНС России № 5 по Тверской области от 20.12.2021 № 1255 задолженность, начисленная на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017,в размере 7 049 руб. 63 коп. признана безнадежной к взысканию и постановлено произвести ее списание.

Поскольку, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08.02.2007 № 381-О-П, обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и согласно части 5 статьи 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме, то пени за просрочку уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, следуют судьбе основного обязательства, которые являются безнадежными к взысканию, в связи с чем требования в данной части не подлежали удовлетворению судом.

В этой связи решение суда подлежит отмене в части взыскания с ФИО1 пеней за период с 17.09.2018 по 14.12.2021, начисленных на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, в размере 1 187 руб. 67 коп. с принятием нового решения об отказе в удовлетворении указанных требований.

Относительно обоснованности взыскания в судебном порядке с ФИО1 пеней за период 15.01.2021 по 08.04.2021, начисленных на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за расчетный период 2020 года в размере 101 руб. 53 коп., а также пеней за период 20.07.2021 по 14.12.2021, начисленных на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за расчетный период 2021 года в размере 133 руб. 37 коп., судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога прекращается с уплатой налога и на основании подпункта 1 пункта 3 статьи 45 указанного Кодекса, по общему правилу, считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика (со счета иного лица в случае уплаты им налога за налогоплательщика) в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.

Согласно подпункту 4 пункта 4 статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налога не признается надлежаще исполненной в случае неправильного указания налогоплательщиком или иным лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств в счет уплаты налога за налогоплательщика, в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.

В силу пункта 1 статьи 40 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы от федеральных налогов и сборов, региональных налогов, местных налогов и сборов, страховых взносов на обязательное социальное страхование, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, зачисляются на казначейские счета для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом, для их распределения органами Федерального казначейства в соответствии с нормативами, установленными настоящим Кодексом, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями настоящего Кодекса, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Частью 2 данной статьи установлено, что денежные средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации с момента их зачисления на единый счет этого бюджета.

Как следует из материалов дела, 27.05.2022 ФИО1 осуществлены 2 платежа, которые подтверждаются соответствующими чеками-ордерами ПАО Сбербанк, представленными административным ответчиком суду первой инстанции, а именно:

в сумме 101 руб. 53 коп. (назначение платежа «оплата пени по страховым взносам на ОМС за период с 15.01.2021 по 08.04.2021») (л.д.77).

в сумме 133 руб. 37 коп. (назначение платежа «оплата пени по страховым взносам на ОМС за период с 20.07.2021 г. по 14.12.2021») (л.д.81).

Однако указанные платежи необоснованно зачтены налоговым органом в счет уплаты задолженности по пеням на недоимку, начисленную по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017.

Принимая во внимание, что платежи в сумме 101 руб. 53 коп. и 133 руб. 37 коп. с назначением платежа «оплата пени по страховым взносам на ОМС за период с 15.01.2021 по 08.04.2021» и 133 руб. 37 коп. с назначением платежа «оплата пени по страховым взносам на ОМС за период с 20.07.2021 г. по 14.12.2021» поступили в бюджетную систему Российской Федерации, исходя из смысла статьи 45 НК РФ, обязанность ФИО1 по уплате пеней за спорный период, является исполненной, в связи с чем решение в данной части подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении данных административных исковых требований.

Относительно взыскания задолженности по пеням за период с 26.04.2017 по 14.12.2021, начисленным на недоимку по торговому сбору, уплачиваемому на территориях городов федерального значения, в размере 9 595 руб. 79 коп., судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что, решением МИФНС России № 5 по Тверской области от 29.04.2022 № 463 недоимка по торговому сбору в размере 28 350 руб. на основании постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства в связи с невозможностью взыскания, признана безнадежной к взысканию и постановлено произвести ее списание (л.д. 153).

По приведенным выше мотивам, в связи утратой возможности принудительного взыскания основной задолженности, пени за период с 26.04.2017 по 14.12.2021, начисленные на недоимку по торговому сбору, уплачиваемому на территориях городов федерального значения, в размере 9 595 руб. 79 коп. взысканию судом не подлежали, а потому решение суда в указанной части также следует отменить с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении названных требований.

Также судом апелляционной инстанции подлежит исключению из резолютивной части решения указание суда на взыскание пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017) 15.01.2021 по 08.04.2021, с 20.07.2021 по 14.12.2021, поскольку от взыскания пени за эти периоды налоговый орган отказался.

В остальной части решение суда отмене либо изменению не подлежит, исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, ФИО1 являлся индивидуальным предпринимателем с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из ЕГРИП (л.д. 12-14).

Постановлением МИФНС России № 12 по Тверской области от 22.02.2018 № 121 с ФИО1 взыскана задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в сумме 23 400 руб. (л.д. 37).

Задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за 2018 год взыскана постановлением МИФНС России № 12 по Тверской области от 27.03.2019 № 1435 с ФИО1 в сумме 26 545 руб. и 5 840 руб., а всего 32 385 руб. (л.д. 40).

Постановлением МИФНС России № 12 по Тверской области от 26.02.2020 № 202 с ФИО1 взыскана задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за 2019 год в сумме 29 354 руб. и 6 884 руб., в общей сумме 36 238 руб. (л.д. 43).

Постановлением МИФНС России № 12 по Тверской области от 03.03.2021 № 167 с ФИО1 взыскана задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за 2020 год в сумме 20 318 руб. и 8 426 руб., в общей сумме 28 744 руб. (л.д. 46).

Указанные решения налогового органа не обжалованы налогоплательщиком, вступили в законную силу.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за 2021 год в сумме 15 142 руб. 40 коп. и в сумме 3 932 руб. 13 коп. взысканы судебным приказом мирового судьи судебного участка № 41 Тверской области от 15.09.2021 № 2а-1258/2021. Данный судебный приказ вступил в законную силу и не отменен.

В связи с неуплатой в установленные законом сроки сумм страховых взносов, подлежат взысканию пени, начисленные на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское и пенсионное страхование, а именно:

пени за период 25.03.2019 по 14.12.2021, начисленные на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, за расчетный период 2018 года в размере 717 руб. 46 коп.;

пени за период 13.01.2020 по 14.12.2021, начисленные на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, за расчетный период 2019 года в размере 574 руб. 76 коп.;

пени за период 23.09.2019 по 13.01.2020, начисленные на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, за расчетный период 2017 года в размере 257 руб. 17 коп.;

пени 26.01.2019 по 14.12.2021, начисленные на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, за расчетный период 2018 года в размере 3 894 руб. 81 коп.;

пени за период 13.01.2020 по 14.12.2021, начисленные на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за расчетный период 2019 года в размере 2 450 руб. 81 коп.;

а всего: 7 895 руб. 01 коп.

Подробный расчет пени приведен налоговым органом при подаче административного иска (л.д. 23-24, 32-36, 50-51), проверен судебной коллегией и признается правильным.

Вопреки доводам апелляционной жалобы срок обращения в суд налоговым органом соблюден.

Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

В силу положений статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (пункт 1).

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2).

Аналогичные положения содержатся в части 2 статьи 286 КАС РФ.

Как следует из материалов дела, налоговым органом в адрес административного ответчика было направлено требование от 15.12.2021 № 14573, в котором налогоплательщику сообщено о наличии у него задолженности по налогу и пеням, а также предложено в срок до 11.01.2022 исполнить настоящее требование (л.д. 18-21).

Данное требование направлено ФИО1 через личный кабинет налогоплательщика и получено им 16.12.2021 (л.д. 22).

В связи с неисполнением требования в добровольном порядке Инспекция обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа в течение шестимесячного срока, а именно 21.02.2022.

21.02.2022 мировым судьей судебного участка № 41 Тверской области по делу № 2а-477/2022 выдан судебный приказ о взыскании с ФИО1 в пользу МИФНС России № 5 по Тверской области задолженности по пени, начисленным на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование.

05.03.2022 определением мирового судьи судебного участка № 41 Тверской области данный судебный приказ отменен в связи с поступлением возражений должника относительно его исполнения.

05.05.2022 МИФНС России № 5 по Тверской области обратилась в Нелидовский межрайонный суд Тверской области с настоящим иском.

Таким образом, нарушений приведенных выше положений законодательства административным истцом в части соблюдения порядка взыскания налога не допущено: в налоговом требовании указан срок исполнения налоговой обязанности - до 11.01.2022, обращение Инспекции за выдачей судебного приказа последовало в течение шести месяцев после указанной даты, а обращение в суд в порядке административного судопроизводства произошло в течение шести месяцев после отмены 05.03.2022 судебного приказа от 21.02.2022.

В связи с изложенным, судебная коллегия полагает, что доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании положений действующего законодательства и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Процессуальных нарушений при рассмотрении настоящего дела судом не допущено.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

апелляционную жалобу ФИО1 удовлетворить частично.

Решение Нелидовского межрайонного суда Тверской области от 06.07.2022 отменить в части взыскания с ФИО1:

пени за период с 17.09.2018 по 14.12.2021, начисленные на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, в размере 1187 руб. 67 коп.;

пени за период 15.01.2021 по 08.04.2021, начисленные на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за расчетный период 2020 года в размере 101 руб. 53 коп.;

пени за период 20.07.2021 по 14.12.2021, начисленные на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за расчетный период 2021 года в размере 133 руб. 37 коп.;

пени за период с 26.04.2017 по 14.12.2021, начисленные на недоимку по торговому сбору, уплачиваемому на территориях городов федерального значения в размере 9595 руб. 79 коп.

Постановить в этой части новое решение, которым отказать в удовлетворении данных административных исковых требований.

В остальной части решение суда изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции:

«Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Тверской области к ФИО1 удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, ИНН , зарегистрированного по адресу: <адрес> пользу в пользу МИФНС России № 10 по Тверской области пени, начисленные на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское и пенсионное страхование, а именно:

пени за период 25.03.2019 по 14.12.2021, начисленные на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, за расчетный период 2018 года в размере 717 руб. 46 коп.;

пени за период 13.01.2020 по 14.12.2021, начисленные на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, за расчетный период 2019 года в размере 574 руб. 76 коп.;

пени за период 23.09.2019 по 13.01.2020, начисленные на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, за расчетный период 2017 года в размере 257 руб. 17 коп.;

пени 26.01.2019 по 14.12.2021, начисленные на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, за расчетный период 2018 года в размере 3 894 руб. 81 коп.;

пени за период 13.01.2020 по 14.12.2021, начисленные на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за расчетный период 2019 года в размере 2450 руб. 81 коп.;

а всего: 7895 руб. 01 коп.

Взыскать с ФИО1 в доход бюджета Нелидовского городского округа Тверской области государственную пошлину в размере 400 рублей.»

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции во Второй кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи