НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Тверского областного суда (Тверская область) от 04.05.2017 № 33-2037

Дело № 33-2037 судья Калько И.Н. 2017 год

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда

в составе председательствующего судьи Кубаревой Т.В.,

судей Комаровой Ю.В. и Варицкой С.В.,

при секретаре Сергеевой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери

04 мая 2017 года

по докладу судьи Кубаревой Т.В.

дело по апелляционной жалобе Министерства социальной защиты населения Тверской области на решение Бологовского городского суда Тверской области от 06 марта 2017 года, которым постановлено:

«Исковые требования ФИО1 к Территориальному отделу социальной защиты населения Бологовского района Тверской области, Министерству социальной защиты населения Тверской области, Министерству обороны Российской Федерации, войсковой части <данные изъяты> и Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Тверской области» о возложении обязанности оплатить дополнительный оплачиваемый отпуск и выплатить единовременную компенсацию на оздоровление, выплачиваемую одновременно с дополнительным отпуском гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, удовлетворить частично.

Обязанность Территориальный отдел социальной защиты населения Бологовского района Тверской области оплатить ФИО1 дополнительный оплачиваемый отпуск за <данные изъяты> в сумме <данные изъяты>.

В удовлетворении исковых требований ФИО1 о возложении обязанности оплатить дополнительный оплачиваемый отпуск к Министерству социальной защиты населений Тверской области, Министерству обороны РФ, войсковой части <данные изъяты> и Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Тверской области», а также в удовлетворении исковых требований о возложении обязанности выплатить единовременную компенсацию на оздоровление, вытачиваемую одновременно с дополнительным оплачиваемым отпуском гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, отказать в полном объеме».

Судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Территориальному отделу социальной защиты населения Бологовского района Тверской области о возложении обязанности оплатить дополнительный оплачиваемый отпуск и выплатить единовременную компенсацию на оздоровление, выплачиваемую одновременно с дополнительным отпуском гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Заявленные требования мотивированы тем, что ФИО1 относится к категории граждан, которым в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гарантирован ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск 14 календарных дней.

В период работы в войсковой части <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ такой дополнительный отпуск был предоставлен истцу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Для оплаты отпуска ФИО1 обратилась в Территориальный отдел социальной защиты населения Бологовского района Тверской области в порядке, предусмотренном Правилами оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска и предоставления единовременной компенсации на оздоровление, выплачиваемой одновременно с дополнительным оплачиваемым отпуском гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 марта 2007 года № 136, представив все необходимые документы, однако ей было отказано в выплате, в связи с чем она вынуждена обратиться в суд с настоящим иском.

Определением Бологовского городского суда Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным в порядке подготовки дела к судебному разбирательству, к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство социальной защиты населения Тверской области, Министерство обороны Российской Федерации и войсковая часть <данные изъяты>.

Определением Бологовского городского суда Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве соответчика привлечено Федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Тверской области».

В судебном заседании истец ФИО1 поддержала заявленные требования в полном объеме.

Представитель ответчика Территориального отдела социальной защиты населения Бологовского района Тверской области ФИО2 в судебном заседании иск не признала, пояснив, что согласно статье 1 Федерального закона № 428-ФЗ от 22 декабря 2014 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий в сфере социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации» все компенсации и выплаты военнослужащим и гражданскому персоналу федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, осуществляются за счет средств бюджета соответствующих федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба.

Представитель ответчика ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Тверской области» ФИО3 в судебном заседании пояснила, что выплаты, связанные с предоставлением гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, в том числе оплата дополнительного отпуска, к заработной плате (оплате труда) не относится, и обязанность по выплате этих сумм не может быть возложена на работодателя, поскольку данные выплаты относятся к расходным обязательствам Российской Федерации и осуществляются соответствующими территориальными отделами социальной защиты населения.

С учетом изложенного, просила отказать в удовлетворении исковых требований к ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Тверской области».

Ответчик Министерство социальной защиты населения Тверской области, будучи надлежащим образом извещенным о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил, представил письменный отзыв на исковое заявление, доводы которого сводятся к тому, что средства федерального бюджета на предоставление мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим от воздействия радиации, из числа гражданского персонала федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, предусмотрены Министерству обороны Российской Федерации, в связи с чем у территориальных отделов социальной защиты населения Тверской области отсутствуют основания для оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска и предоставления единовременной компенсации на оздоровление гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, из числа гражданского персонала федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба.

Ответчики Министерство обороны Российской Федерации и войсковая часть <данные изъяты>, будучи надлежащим образом извещенными о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили, ходатайств об отложении дела не заявляли, возражений по иску не представили.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерства социальной защиты населения Тверской области предлагается отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований в отношении Территориального отдела социальной защиты населения Бологовского района Тверской области и Министерства социальной защиты населения Тверской области отказать.

В обоснование жалобы указано следующее.

В соответствии с пунктом 2 Правил финансового обеспечения расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и Федеральным законом «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 542 от 30 августа 2005 года, финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год Федеральной службе по труду и занятости, за исключением расходных обязательств Российской Федерации, указанных в пункте 6 настоящих Правил.

В соответствии с пунктом 6 Правил финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению мер социальной поддержки сотрудникам ряда органов исполнительной власти, в том числе, военнослужащим, гражданскому персоналу указанных федеральных органов исполнительной власти, подвергшимся радиационному воздействию, осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба.

Таким образом, средства федерального бюджета на предоставление мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим от воздействия радиации, из числа гражданского персонала федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, по мнению апеллянта, предусмотрены Министерству обороны Российской Федерации.

Субъектам Российской Федерации средства на предоставление мер социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации, предоставляются в соответствии с Федеральным законом от 22 декабря 2014 года № 428-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий в сфере социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации». Данные средства предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

С учетом вышеизложенного, у территориальных отделов социальной защиты населения Тверской области отсутствуют основания для оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска и предоставления единовременной компенсации на оздоровление гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, из числа гражданского персонала федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба.

Федеральным казенным учреждением «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской федерации по Тверской области» поданы возражения на апелляционную жалобу, согласно которым решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы несостоятельными.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции явилась представитель ответчика ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Тверской области» ФИО3

Остальные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, не явились, об отложении дела не ходатайствовали, в связи с чем на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Тверской области» ФИО3, возражавшей против доводов жалобы, изучив доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что ФИО1 является лицом, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и имеет право на меры социальной поддержки, установленные для данной категории граждан Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в том числе и получение дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней.

Материалами дела подтверждено, что истцу в период работы в войсковой части <данные изъяты> Министерства обороны Российской Федерации в должности <данные изъяты> предоставлен дополнительный отпуск за <данные изъяты> сроком на <данные изъяты> календарных дней с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на основании приказа командира войсковой части <данные изъяты> Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в ТОСЗН Бологовского района Тверской области с заявлением о выплате денежной компенсации за дополнительный отпуск, однако в оплате ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска ФИО1 было отказано со ссылкой на то, что данная выплата в силу положений действующего законодательства, регулирующего порядок финансирования и предоставления мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации, из числа военнослужащих осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба.

Удовлетворяя исковые требования в части возложения на Территориальный отдел социальной защиты населения Бологовского района Тверской области обязанности оплатить ФИО1 дополнительный оплачиваемый отпуск за <данные изъяты>, и отказывая в удовлетворении требований к Министерству социальной защиты населений Тверской области, Министерству обороны РФ, войсковой части <данные изъяты> и Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Тверской области», суд первой инстанции исходил из того, что выплаты, связанные с предоставлением гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, дополнительного отпуска в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», к их заработной плате не относятся и обязанность по выплате этих сумм на работодателя законом не возложена.

Меры социальной поддержки, предусмотренные названным Законом, являются расходными обязательствами Российской Федерации, порядок предоставления таких выплат, включая порядок оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска, предусмотренного пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1, установлен Правилами оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска и выплаты единовременной компенсации на оздоровление, предоставляемой одновременно с дополнительным оплачиваемым отпуском гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 136 от 03 марта 2007 года.

Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции законными и обоснованными.

В соответствии с частью 1 статьи 56 Трудового кодекса Российской Федерации на работодателя возлагается обязанность по своевременной и полной выплате работнику заработной платы, которая согласно части 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотренные им меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.

Исходя из содержания приведенной нормы права, выплаты, связанные с предоставлением гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, дополнительного отпуска, не относятся к их заработной плате (оплате труда) и обязанность по выплате этих сумм на работодателя законом не возложена.

Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, установлен Правилами финансового обеспечения расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки, предусмотренных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и Федеральным законом «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2005 года № 542.

Согласно пункту 6 данных Правил финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению мер социальной поддержки военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов и федеральных органов налоговой полиции, а также пенсионерам из их числа, в том числе ныне работающим (независимо от места работы), подвергшимся радиационному воздействию, осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба.

В указанном порядке осуществляется финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с возмещением вреда и предоставлением мер социальной поддержки гражданскому персоналу указанных федеральных органов исполнительной власти.

Вместе с тем, порядок предоставления таких выплат, включая порядок оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска, предусмотренного пунктом 5 части 1 статьи 14 Закона № 1244-1, установлен Правилами оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска и выплаты единовременной компенсации на оздоровление, предоставляемой одновременно с дополнительным оплачиваемым отпуском гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 марта 2007 года № 136.

В соответствии с пунктом 2 названных Правил получатель подает по месту жительства в орган в сфере социальной защиты населения, уполномоченный органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган), заявление об оплате дополнительного оплачиваемого отпуска и выплате единовременной компенсации на оздоровление, предоставляемой одновременно с дополнительным оплачиваемым отпуском (с указанием своего почтового адреса или реквизитов счета, открытого им в кредитной организации). К заявлению прилагаются следующие документы: копия удостоверения, дающего право на меры социальной поддержки; справка о размере среднего заработка с указанием причитающейся к выплате итоговой суммы.

По месту подачи заявления об оплате дополнительного оплачиваемого отпуска и выплате единовременной компенсации на каждого получателя формируется дело, подлежащее хранению в установленном порядке (пункт 4, 5 Правил).

Для осуществления оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска и выплаты единовременной компенсации уполномоченный орган составляет списки получателей, которые предоставляются в территориальный орган Федерального казначейства (пункт 6 Правил).

Территориальный орган Федерального казначейства на основании списков получателей перечисляет средства федерального бюджета, предусмотренные на оплату дополнительного оплачиваемого отпуска и выплату единовременной компенсации, в организацию федеральной почтовой связи либо на счет, открытый получателем в кредитной организации (пункт 7 Правил).

С учетом изложенного, судебная коллегия отклоняет довод апелляционной жалобы о том, что выплаты в счет возмещения вреда здоровью (включая и оплату дополнительного отпуска) гражданскому персоналу федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год федеральным органом исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, то есть в данном случае - по месту работы истца и за счет средств, предусмотренных в бюджете Министерства обороны Российской Федерации.

Проанализировав положения действующих нормативно-правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Правила финансового обеспечения расходных обязательств, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2005 года № 542, определяют порядок финансового обеспечения расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению гражданам мер социальной поддержки, то есть регулируют правоотношения в области бюджетных отношений, в которых граждане не участвуют.

Правила оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска и выплаты единовременной компенсации на оздоровление, предоставляемой одновременно с дополнительным оплачиваемым отпуском гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 марта 2007 года № 136, устанавливают порядок обращения граждан за получением указанных выплат и порядок осуществления данных выплат, то есть, регулируют правоотношения с участием самих граждан, в связи с чем подлежат применению при определении органа, обязанного производить выплаты, предусмотренные Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Установив, что ФИО1 относится к категории граждан, которым в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гарантирован ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск 14 календарных дней, и что она в установленном порядке обратилась в Территориальный отдел социальной защиты населения Бологовского района Тверской области за соответствующей выплатой, представив все необходимые документы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований в указанной части.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению доводов, ранее изложенных в отзыве на исковое заявление и уже являвшихся предметом исследования суда первой инстанции.

С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Бологовского городского суда Тверской области от 06 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социальной защиты населения Тверской области - без удовлетворения.

Председательствующий Т.В. Кубарева

Судьи Ю.В. Комарова

С.В. Варицкая