Дело №а- 3932 судья Харази Д.Т.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
03 октября 2018 года г. Тверь
Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда в составе: председательствующего судьи Образцовой О.А.,
судей Сергеева А.В. и Сергуненко П.А.,
при секретаре судебного заседания Гусейновой З.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Сергеева А.В. административное дело по апелляционной жалобе Межрайонной ИФНС № 7 по Тверской области на решение Ржевского городского суда Тверской области от 25 июля 2018 года, которым постановлено:
«Административные исковые требования ФИО1 к Межрайонной ИФНС России № 7 по Тверской области удовлетворить.
Признать безнадежной ко взысканию задолженность ФИО1 к Межрайонной ИФНС России № 7 по Тверской области по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд на выплату страховой пенсии, задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд на выплату накопительной части пенсии и пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым на страховую часть трудовой пенсии и накопительную часть пенсии за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01 января 2017 г. на общую сумму 96 647 руб. 97 коп., задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01 января 2017 г. на сумму 14 031 руб. 94 коп. и пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фондОМС за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01 января 2017 г. на сумму 30 руб. 52 коп., а всего на общую сумму 14 061 руб. 52 коп.
Обязать Межрайонную ИФНС России № 7 по Тверской области устранить нарушения прав и законных интересов ФИО1 путем списания задолженности».
Судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Межрайонной ИФНС России № 7 по Тверской области о признании безнадежной ко взысканию задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд на выплату страховой пенсии и задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд на выплату накопительной части пенсии и пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым на страховую часть трудовой пенсии и накопительную часть пенсии за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01 января 2017 года на общую сумму 98 845 руб. 65 коп. и обязанность по уплате данной задолженности признать прекращенной.
Требования мотивированы тем, что согласно уведомлению о снятии с учета ФЛ в налоговом органе от 29 ноября 2017 года, с 28 ноября 2017 года административным истцом прекращена деятельность в качестве ИП и в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись. Истцом было подано заявление в МИФНС № 7 по Тверской области о принятии решения о признании безнадежными к взысканию недоимки по указанным выше налогам и задолженности по пеням, начисленным на 01 января 2017 года и принятии решения о списании недоимки по указанным выше налогам, задолженности по пеням, начисленным на указанную недоимку и задолженности по штрафам, образовавшиеся на 01 января 2017 года Согласно ответу МИФНС № 7 по Тверской области от 13 марта 2018 года № у административного истца имеется задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии в общей сумме 72 018 руб. 84 коп., а также пени по данным платежам в общей сумме 26 826 руб. 81 коп. Ссылаясь на положения ст. ст. 44, 59 НК РФ, Федерального закона от 03 июля 2016 г. № «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» административный истец просит признать безнадежной к взысканию Межрайонной ИФНС России № 7 по Тверской области с нее задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд на выплату страховой пенсии и задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд на выплату накопительной части пенсии и пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым на страховую часть трудовой пенсии и накопительную часть пенсии за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01 января 2017 года на общую сумму 98 845 руб. 65 коп. и обязанность по уплате данной задолженности признать прекращенной.
Определением суда от 18 июля 2018 года принято заявление административного истца об уточнении (увеличении) размера заявленных исковых требований.
В судебном заседании административный истец ФИО1 и ее представитель ФИО5 поддержали уточненные административные исковые требования в полном объеме и просили удовлетворить их.
Представитель административного ответчика Межрайонной ИФНС России № 7 по Тверской области Петров А.А. возражал против удовлетворения административных требований истца по доводам, изложенным в представленных в суд возражениях, согласно содержанию которых, в соответствии с ч. 11 ст. 14 Федерального закона № 212-ФЗ сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В случае, если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного п. 1 ч. 2 ст. 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз. В размере, определяемом в соответствии с ч. 11 ст. 14 Федерального закона № 212-ФЗ исходя из 8 МРОТ ФИО1 Пенсионным фондом РФ начислены страховые взносы за 2014-2015 г.г., за 2016 год страховые взносы исходя из 8 МРОТ не начислялись. Согласно решениям №К.04170061609, №К.04170061610 от 15 декабря 2017 года, переданным Пенсионным фондом РФ в электронном виде, страховые взносы за 2014-2015 г.г., начисленные исходя из 8 МРОТ, уменьшены. Таким образом, оснований для принятия решения о признании безнадежной к взысканию задолженности по страховым взносам, пени в соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 436-ФЗ не имеется. Кроме того, ч. 11 ст. 14 Федерального закона № 212-ФЗ введена Федеральным Законом от 23 июля 2013 г. № 237-ФЗ, вступившим в силу 01 января 2014 года, следовательно, страховые взносы за 2013 год не могли быть исчислены в размере, определяемом, данной нормой. Страховые взносы за 2013 год начислялись в соответствии со ст. 58.2 Федерального закона № 212-ФЗ. Таким образом, требования ФИО1 в части признания безнадежной к взысканию задолженности по страховым взносам за 2013 год, соответствующих пеней на основании Федерального закона № 436-ФЗ удовлетворению не подлежат. Возможность взыскания недоимки по страховым взносам за 2013-2016 г.г., пени Инспекцией не утрачена, данная задолженность находится на исполнении в Ржевском районном отделе судебных приставов УФССП России по Тверской области. Дополнительно сообщают, что в соответствии с п. 3 ст. 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при исчислении страхового стажа периоды деятельности лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств, членов семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, периоды работы у физических лиц (группы физических лиц) по договорам включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Таким образом, в случае признания безнадежной к взысканию задолженности по страховым взносам за 2013-2016 г.г. данные периоды деятельности ФИО1 не будут включены в страховой стаж.
Судом постановлено приведенное выше решение, с которым представитель административного ответчика МИФНС № 7 по Тверской области Балова М.Е. не согласилась и подала на него апелляционную жалобу, в которой считает, что судебный акт принят с нарушением норм материального права, подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных ФИО1 требований в полном объеме.
В обоснование совей позиции указывает, что в соответствии со ст. 1 и 5 Федеральный закон от 24 июля 2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее- Федеральный закон № 212-ФЗ), действовавшего до 01 января 2017 года истец обязан был уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование. Вместе с тем страховые взносы за 2013-2016 год им уплачены не были.
С 01 января 2017 года в соответствии с Федеральным законом от 03 июля 2016 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» полномочия по взысканию указанных взносов переданы налоговым органам.
Как следует из ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее- Федеральный закон № 436-ФЗ), признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Таким образом, ст. 11 Федерального закона № 436-ФЗ признает безнадежной к взысканию и подлежащей списанию не всю недоимку по страховым взносам и пени на указанную недоимку за периоды до 01 января 2017 года, а только недоимку, исчисленную в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
Часть 11 ст. 14 Федерального закона № 212-ФЗ введена Федеральным Законом от 23 июля 2013 года № 237-ФЗ, вступившим в силу 01 января 2014 года, следовательно, страховые взносы за 2013 год не могли быть исчислены в размере, определенном данной нормой.
В связи с чем, требования ФИО1 в части признания безнадежной к взысканию задолженности по страховым взносам за 2013 год, соответствующих пеней на основании Федерального закона № 436-ФЗ удовлетворению не подлежат.
За 2014-2015 год начислены страховые взносы исходя из 8 МРОТ, определенном в соответствии с ч. 11 ст. 14 Федерального закона № 212 - ФЗ. Согласно решениям № 078R04170061609, № 078R04170061610 от 15 декабря 2017 года, переданным Пенсионным фондом РФ в электронном виде, страховые взносы за обозначенный период, начисленные исходя из 8 МРОТ, уменьшены.
За 2016 год страховые взносы начислены в соответствии с положениями частей 1.2 и 1.1 ст. 14 Федерального закона № 212-ФЗ.
Следовательно, задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии и задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату накопительной части пенсии на сумму 72 018 руб. 84 коп. и пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым на страховую часть трудовой пенсии и накопительную часть пенсии за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01 января 2017 года на сумму 24 629 руб. 13 коп., а всего на общую сумму 96 647 руб. 97 коп., а также задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС до 01 января 2017 года на сумму 14 031 руб. 94 коп. и пеней по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС до 01 января 2017 года на сумму 30 руб. 52 коп., а всего на общую сумму 14 061 руб. 52 коп., не подпадает под действие Федерального закона № 436 - ФЗ.
В возражениях на апелляционную жалобу административного ответчика МИФНС № 7 по Тверской области административный истец ФИО1 и ее представитель ФИО5 считают решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу подлежащей оставлению без изменения, поскольку выводы Ржевского городского суда, изложенные в судебном акте, основаны на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения сторон, и на установленных обстоятельствах, подтвержденных представленными доказательствами, в том числе письменными, которым судом дана надлежащая оценка в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ. Выводы суда в обжалуемом решении достаточно мотивированы, тогда как доводы апелляционной жалобы, оспаривающие указанные выводы суда первой инстанции, являются несостоятельными, поскольку основаны на ошибочном понимании норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на них, выслушав представителя административного ответчика ФИО8, полагавшую решение суда подлежащим отмене, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными ст.ст. 150 и ст. 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствии иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания, не явившихся в заседание суда апелляционной инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 в период с 03 июня 2010 года по 28 ноября 2017 года была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии со ст. 1 и 5 Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», действовавшего до 01 января 2017 года, истица обязана была уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование.
Вместе с тем, согласно представленному налоговым органом расчету страховых взносов в фиксированном размере, у ФИО1 за 2013-2016 г.г. образовалась задолженность, которая рассчитана следующим образом:
-2013 г. МРОТ 5 205 руб. 00 коп.; сумма фиксированного платежа - 35 664 руб. 66 коп., в том числе: ОПС (5 205 * 2 * 26 % * 12) = 32 479 руб. 2 коп.; для лиц 1967 г.р. и моложе 20 % - страховая часть трудовой пенсии, 6 % - накопительная часть трудовой пенсии: 5 205 * 2 * 20 % * 12 = 24 984 руб. (страховая часть), 5 205* 2 * 6 % * 12 = 7 495 руб. 20 коп. (накопительная часть); ОМС 5 205 * 5,1 * 12 = 3 185 руб. 46 коп.;
-2014 г. МРОТ 5 554 руб. 00 коп.; сумма фиксированного платежа - 20 727 руб. 53 кбп., в том числе: ОПС (5 554 * 26 % * 12) = 17 328 руб. 48 коп.; ОМС (5 554 * 5,1 % * 12) - 3 399 руб. 05 коп.; исходя из 8 МРОТ: ОПС (5 554 * 8 % * 26% * 12) = 138 627 руб. 84 коп. (уменьшено ПФР 121 299 руб. 36 коп.);
-2015 г. МРОТ 5 965 руб. 00 коп.; сумма фиксированного платежа - 22 261 руб. 38 коп., в том числе: ОПС (5 965 * 26 % * 12) = 18 610 руб. 80 коп.; ОМС (5 965 * 5,1 % * 12) = 3 650 руб. 58 коп.; исходя из 8 МРОТ: ОПС (5 965 * 8 % * 26% * 12) = 148 886 руб. 40 коп. (уменьшено ПФР 130 275 руб. 60 коп.);
-2016 г. МРОТ 6 204 руб. 00 коп.; сумма фиксированного платежа - 23 153 руб. 33 коп., в том числе: ОПС (6 204 * 26 % * 12) = 19 356 руб. 48 коп.; ОМС (6 204 * 5,1 % * 12) = 3 796 руб. 85 коп.
В связи с вступившими в законную силу изменениями в Налоговый кодекс Российской Федерации вопросы, связанные с взысканием недоимки по страховым взносам, отнесены к компетенции налоговых органов.
Удовлетворяя исковые требования ФИО1, суд первой инстанции сослался, в том числе на положения ст. 14 Федерального закона № 212-ФЗ, а также положения ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которой, признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Вместе с тем, ст. 11 Федерального закона № 436-ФЗ признает безнадежной к взысканию и подлежащей списанию не всю недоимку по страховым взносам и пени на указанную недоимку за периоды до 01 января 2017 года, а лишь только недоимку, исчисленную в размере, определяемом в соответствии с ч. 11 ст. 14 Федерального закона № 212-ФЗ, которой предусматривалось взыскание страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
В данном случае истица обратилась в суд о признании безнадежной к взысканию задолженности по страховым взносам, исчисленным ответчиком в соответствии с положениями частей 1.1 и 1.2. ст. 14 Федерального закона № 212-ФЗ, обоснованность размера, которой не проверяется, так как это обстоятельство не было предметом рассмотрения суда первой инстанции. В связи с чем, ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 436-ФЗ не могла быть применена по настоящему делу, а требования ФИО1 о признания безнадежной к взысканию задолженности по страховым взносам за 2013-216 г.г. не подлежали удовлетворению.
Так, часть 11 ст. 14 Федерального закона № 212- ФЗ введена Федеральным Законом от 23 июля 2013 года № 237-ФЗ, вступившим в силу 01 января 2014 года, следовательно, данная часть указанной статьи названного закона, судом по настоящему делу применена ошибочно, поскольку страховые взносы за 2013 год ФИО1 исчислялись в ином порядке.
За 2014-2015 г.г. страховые взносы налоговым органом начислены исходя из 8 МРОТ, определенном в соответствии с ч. 11 ст. 14 Федерального закона № 212- ФЗ, которые согласно решениям Пенсионного фонда от 15 декабря 2017 года, уменьшены.
За 2016 год страховые взносы начислены в соответствии с положениями частей 1.2 и 1.1 ст. 14 Федерального закона № 212-ФЗ.
При таких обстоятельствах, оснований для признания имеющейся у ФИО1 задолженность по страховым взносам перед налоговым органом безнадежной, на основании положений Федерального закона № 436-ФЗ, у суда не имелось.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что разрешая настоящий спор, суд первой инстанции неверно определил обстоятельства, имеющие значение для дела и неправильно применил нормы материального права, а поэтому обжалуемое решение подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе ФИО1 в удовлетворении заявленных исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ржевского городского суда Тверской области от 25 июля 2018 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым ФИО1 в удовлетворении административного иска к Межрайонной ИФНС России № 7 по Тверской области о признании безнадежной к взысканию задолженности по страховым взносам- отказать.
Председательствующий
Судьи