НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Тульского областного суда (Тульская область) от 31.08.2017 № 33-2704

Дело № 33 – 2704 судья Черникова Н.Е.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

31 августа 2017 года город Тула

Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:

председательствующего Алдошиной В.В.,

судей Колотовкиной Л.И., Быковой Н.В.,

при секретаре Илларионовой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Новомосковск Новомосковском районе Тульской области на решение Новомосковского городского суда Тульской области от 18 мая 2017 года по делу по иску ФИО1 к государственному учреждению -
Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Новомосковск и Новомосковском районе Тульской области о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Заслушав доклад судьи Алдошиной В.В., судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с иском к ГУ-УПФ РФ в г.Новомосковск и Новомосковском районе Тульской области о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости.

В обоснование заявленных требований ссылался на то, что 29 декабря 2016 года обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп.5 п.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Однако ответчик отказал в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа.

С отказом в назначении льготной пенсии не согласен, поскольку имеет право на включение в специальный стаж периодов службы в Вооруженных Силах СССР и учебы, которые предшествовали работе по Списку № 1 и которая суммирована с работой на железнодорожном транспорте.

Просил признать за ним право на назначение досрочной страховой пенсии по старости на основании пп.5 п.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», обязав пенсионный орган назначить пенсию с 29 декабря 2016 года.

В судебное заседание ФИО1 исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

Представитель истца ФИО1 по ордеру адвокат Банников В.Д., поддержал позицию своего доверителя.

Представитель ответчика ГУ-УПФ РФ в г.Новомосковск и Новомосковском районе Тульской области по доверенности ФИО2 иск не признала в связи с отсутствием правовых оснований для его удовлетворения. Дополнительно пояснила, что Список № 272 от 24 апреля 1992 не применяется для учета периодов работы истца, имевших место до 1 января 1992 года, а должность «монтера пути», в которой работал ФИО1 с 16 июля 1990 года по 18 августа 1991 года не предусматривалась Списком № 2 разделом ХХХ «Транспорт», в связи с чем суммирование периодов работы истца в должности монтера пути с работами с вредными условиями труда с учетом службы в армии и учебы невозможно.

Суд постановил решение, которым исковые требования ФИО1 удовлетворил: признал за ним право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пп.5 п.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»; обязал пенсионный орган назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пп.5 п.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 29 декабря 2016 года.

В апелляционной жалобе пенсионный орган ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Новомосковск Новомосковском районе Тульской области, согласно доверенности ФИО2, поддержавшую доводы апелляционной жалобы и просившую решение суда отменить, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено, что 29 декабря 2016 года ФИО1 обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп.5 п.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением от 17 января 2017 года ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с тем, что отсутствует требуемый специальный стаж.

Не согласившись с отказом ФИО1 обратился в суд, полагая, что в его специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии на льготных условиях, должны быть включены периоды службы в Вооруженный Силах СССР с 28 октября 1981 года по 22 ноября 1983 года и период учебы в техническом училище № 5 г.Донского с 3 января 1984 года по 4 сентября 1984 года (в совокупности 2 года 5 месяцев 1 день).

В соответствии с п.5 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч.2 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч.3 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 №665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, применяется Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом «д» ст.12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.1992 №272 «Об утверждении Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда».

Этим же постановлением предусмотрено, что при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости, лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах применяются Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»; и Список № 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.

Из представленных в апелляционную инстанцию материалов дела следует, что у ФИО1 имеются периоды работы по Списку № 1 – в должности подземного электрослесаря шахты и периоды деятельности на железнодорожном транспорте по Списку № 272 от 24 апреля 1992 года.

За назначением пенсии в пенсионный орган ФИО1 обратился по основаниям, предусмотренным пп.5 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с осуществлением деятельности на железнодорожном транспорте.

В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях с 1 января 2015 года стаж на соответствующих видах работ, исчисленный с учетом норм ранее действовавшего законодательства, учитывается при определении права на досрочную страховую пенсию по старости и соответственно при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал.

В случае исчисления стажа на соответствующих видах работ в соответствии с

частями 3 и 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», то есть по нормам законодательства, действовавшего в период выполнения работы, страховой стаж, разновидностью которого является стаж на соответствующих видах работ, также должен исчисляться по нормам законодательства, действовавшего в период выполнения работы, по нормам части 8 статьи 13 данного закона.

Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 предусмотрено суммирование периодов работ в
должностях рабочих локомотивных бригад с работами с вредными условиями труда
путем прибавления к работе на железнодорожном транспорте работы по Списку №1, при условии, если в результате суммирования периодов работ с различными условиями труда получается полный стаж, 12 лет 6 месяцев.

Из материалов дела следует, что при суммировании, на основании указанных выше Правил, на момент обращения ФИО1 в пенсионный орган за назначением пенсии по пп.5 п.1 ст.30 Федерального Закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» его стаж составит 10 лет 6 месяцев 28 дней (8 лет 1 месяц 27 дней по пп.5 п.1 ст.30 ФЗ № 400-ФЗ и 2 года 5 месяцев 1 день по пп.1 п.1 ст.30 ФЗ № 400-ФЗ), что недостаточно для применения такого порядка и назначении досрочной страховой пенсии именно по пп.5 п.1 ст.30 ФЗ № 400-ФЗ.

В соответствии с Законом СССР от 14 июля 1956 года к периодам работы, предусмотренной Списками №1 и №2, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 № 1173 на основании подпункта «з» пункта 109 Положения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 № 590 приравнивались периоды иной работы и деятельности (военная служба по призыву, обучение в училищах) при условии когда между работой и службой в Советской Армии имело место учеба. При этом, приравниваемые к работе по Спискам №1 и №2 периоды деятельности учитываются в размере, не превышающем имеющегося стажа такой работы и включаются в страховой стаж и в стаж на соответствующих видах работ последовательно.

Применительно к рассматриваемому случаю, специальный стаж по Списку №1 с учетом службы в Советской Армии и учебы в техническом училище составляет — 4 года 5 месяцев 25 дней (путем суммирования последовательно работы по Списку №1, службы в Вооруженных Силах ССР, учебы в техническом училище).

Следовательно, право на досрочное назначение страховой пенсии при таком суммировании может возникнуть только по основаниям, предусмотренным пп.1 п.1 ст.30 Закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Однако, у истца и в этом случае нет права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, поскольку не выполнено условие для назначение пенсии по Списку № 1 – отсутствует необходимый стаж работы, не менее половины установленного срока продолжительности работы с вредными условиями труда - 5 лет.

Произвести обратное суммирование периодов работ в должностях рабочих локомотивных бригад с работами с вредными условиями труда нельзя, поскольку нельзя прибавить к Списку №1 работу" на железнодорожном транспорте, о чем прямо указывают Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11июля 2002 № 516.

Как указывалось ранее, в случае исчисления стажа на соответствующих видах работ в соответствии с частями 3 и 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», по нормам законодательства, действовавшего в период выполнения работы, страховой стаж, разновидностью которого является стаж на соответствующих видах работ, также должен исчисляться по нормам законодательства, действовавшего в период выполнения работы, по нормам части 8 статьи 13 названного Федерального закона.

В период службы ФИО1 в Вооруженных Силах СССР и учебы в техническом училище действовало Положение о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года № 590.

Данное Положение фактически утратило силу в связи с принятием Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (в силу ст. 130 закона, срок введения в действие закона - с 1 января 1992 года).

В связи с тем, что Список № 272 от 24 апреля 1992 года «Об утверждении Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда» для учета периодов работы ФИО1, имевших место до 1 января 1992 в силу постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 не применяется, соответственно суммировать работы на железнодорожном транспорте ( 8 лет 1 месяц 27 дней) и работы по Списку № 1, с учетом включения в этот период службы в Вооруженных Силах СССР и учебы в техническом училище ( 4 года 5 месяцев 25 дней) нельзя, такое суммирование пенсионным законодательством не предусмотрено.

К рассматриваемому случаю, с учетом норм пенсионного законодательства, в том числе постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 и постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периоды работы на железнодорожном транспорте можно суммировать с работами по Списку № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах.

ФИО1 в период с 16 июля 1990 по 11 декабря 1992 работал в должности монтера пути станции Левшино Левшинской дистанции пути Свердловской железной дороги.

Подразделом 1 «Железнодорожный транспорт и метрополитен» раздела XXX «Транспорт» Списка №2, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 №1173, профессия «монтер пути» не была поименована, она предусмотрена Списком № 272, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года.

Таким образом, суммирование возможно только следующим образом: работы на железнодорожном транспорте (за исключением «монтера пути» с 16 июля 1990 по 1 января 1992) (8 лет 1 месяц 27 дней — 1 год 5 месяцев 11 дней = 6 лет 8 месяцев 16 дней) и Список №1, с учетом службы в Вооруженных Силах СССР и периода обучения в техническом училище (4 года 5 месяцев 25 дней)), что составляет 11 лет 2 месяца 11 дней, и это недостаточный специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по пп.5 п.1 ст.30 Закона №400-ФЗ (менее 12 лет 6 месяцев).

С учетом приведенных обстоятельств решение суда признать законным и обоснованным нельзя, оно подлежит отмене.

Руководствуясь ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Новомосковского городского суда Тульской области от 18 мая 2017 года – отменить, постановить по данному делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО1 – отказать.

Председательствующий

Судьи