Дело № 33-2212 Судья Бездетнова А.С.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 июля 2021 года город Тула
Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Алдошиной В.В.,
судей Иваниной Т.Н., Семеновой Т.Е.,
при секретаре Заплатниковой Я.К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Туле Тульской области (межрайонное) на решение Советского районного суда г. Тулы от 11 марта 2021 года по гражданскому делу № 2-209/2021 по иску Мишиной Т.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Туле Тульской области (межрайонное) о признании права на назначение пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста как лицу, проживавшему на территории зоны радиоактивного загрязнения,
установила:
Мишина Т.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Туле Тульской области (межрайонное) (далее - ГУ-УПФР в г. Туле Тульской области (межрайонное)) о признании права на назначение трудовой пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста как лицу, проживавшему на территории зоны радиоактивного загрязнения.
В обоснование заявленных требований указала, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживала в зоне радиоактивного загрязнения, в связи с чем полагала, что имеет право на назначение пенсии по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 4 года.
25 августа 2020 года обратилась в ГУ-УПФР в г. Туле Тульской области (межрайонное) с заявлением о назначении пенсии по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста, однако получила отказ в назначении пенсии со ссылкой на непредставление доказательств проживания в зоне радиоактивного загрязнения; территория, обозначенная как Тула-50, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации не отнесена к зоне радиоактивного загрязнения. С данным выводом она (истец) не согласна, поскольку располагает документами, подтверждающими факт проживания ее в зоне радиоактивного загрязнения - Тула-50, на территории войсковой части №, которая в настоящее время именуется пгт. Славный Арсеньевского района Тульской области.
Просила суд признать за ней право на назначение пенсии по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 4 года и обязать пенсионный орган назначить и выплачивать пенсию по старости.
В судебном заседании суда первой инстанции истец Мишина Т.В. заявленные требования поддержала и просила суд их удовлетворить.
Представитель ответчика ГУ-УПФР в г. Туле Тульской области (межрайонное) по доверенности Щербаков Т.И. в судебном заседании суда первой инстанции заявленные истцом требования не признал и просил суд отказать в их удовлетворении.
Решением Советского районного суда г. Тулы от 11 марта 2021 года исковые требования Мишиной удовлетворены; суд признал за Мишиной Т.В. с ДД.ММ.ГГГГ право на назначение пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста в связи с проживанием в зонах с правом на отселение с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с льготным социально-экономическим статусом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; обязал Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Туле Тульской области (межрайонное) назначить Мишиной Т.В. пенсию со снижением общеустановленного пенсионного возраста в связи с проживанием в зонах радиоактивного загрязнения с ДД.ММ.ГГГГ; взыскал с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Туле Тульской области (межрайонное) в пользу Мишиной Т.В. в возмещение судебных издержек 300 рублей.
В апелляционной жалобе Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Туле Тульской области (межрайонное) ставит вопрос об отмене постановленного решения, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 04.09.2020 года ГУ-УПФР в г. Туле Тульской области (межрайоное) Мишиной Т.В. отказано в назначении пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 статьи 28 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1233-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» за проживание (работу) на территории зоны проживания с правом на отселение в связи с отсутствием документального подтверждения факта проживания (работы) на территории зоны проживания с правом на отселение.
Оспаривая правомерность отказа в назначении пенсии, Мишина Т.В. обратилась в суд с иском к ГУ-УПФР в г. Туле Тульской области (межрайонное), в котором просила признать за ней право на назначение пенсии по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста на четыре года.
В обоснование заявленных требований указала, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживала на территории военного гарнизона, расположенного на территории административно-территориального образования Тула-50, находящегося, в свою очередь, на территории д.Прилепы Стрикинского с/с Арсеньевского района Тульской области, преобразованного в 2008 году в поселок городского типа Славный.
Как следует из материалов дела, истице ДД.ММ.ГГГГ выдано удостоверение №, как проживающей с ДД.ММ.ГГГГ в населенном пункте д. Прилепы (Тула-50) на территории зоны проживания с правом на отселение и имеющей право на компенсации и льготы, установленные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Согласно справке от 14.08.2020 № 1015, выданной <данные изъяты>», Мишина Т.В. была зарегистрирована и проживала по месту жительства по адресу: <адрес>) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет; страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В соответствии статьи 10 Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зонах радиоактивного загрязнения, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых пенсиях», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения, в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
В силу требований ст. 28.1 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном статьями 30-37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1. статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону "О страховых пенсиях". Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях", или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации") при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
В соответствии с п. 1.1 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» к числу данной категории граждан относятся лица, замещающие государственные должности Российской Федерации и замещаемые на постоянной основе государственные должности субъектов Российской Федерации, замещаемые на постоянной основе муниципальные должности, должности государственной гражданской службы Российской Федерации и должности муниципальной службы. Лицам данной категории страховая пенсия по старости назначается по достижении ими в соответствующем году возраста, указанного в приложении 5 к настоящему Федеральному закону, то есть в отношении наступления права выхода на пенсию в 2019 г. (со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 4 года) – по истечении 18 месяцев после наступления соответствующего возраста, в отношении наступления права выхода на пенсию в 2020 г. (со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 3 года) – по истечение 24 месяцев после наступления соответствующего возраста.
Статьи 33 и 34 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривают, что гражданам, указанным в пункте 7 части первой его статьи 13, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности; гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Исходя из примечания к ст.ст. 32-35 названного Закона РФ, установленная ими первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года № 237-р был утвержден Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения. Статус территорий, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, изменялся с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 г. N 1582 "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Постановления Правительства РФ от 08.10.2015 N 1074 "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Согласно пункту 7 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и" пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в РФ» и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», утвержденного Постановлением Минтруда РФ и ПФР от 27.02.2002 №16/19па, к заявлению о назначении пенсии по старости граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, должны быть приложены документы о проживании или работе в определенных зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
П. 100 Перечня от 28.11.2014 № 958н указано, что в качестве документов, подтверждающих проживание и работу в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, принимаются: удостоверения установленного образца, документы, подтверждающие проживание в указанных зонах (регистрация по месту жительства или месту пребывания).
Как следует из материалов дела и представленных истицей документов, в том числе, справки, выданной ООО «<данные изъяты>» за № 75 от 15.01.2021, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица была зарегистрирована и проживала в <адрес>, который в соответствии с упомянутыми распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года № 237-р был отнесен к зонам с льготным социально-экономическим статусом.
Согласно справке от 14.08.2020 № 1015, выданной <данные изъяты>», Мишина Т.В. была зарегистрирована и проживала по месту жительства по адресу: <адрес>) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выданного истице удостоверения №, выданного ДД.ММ.ГГГГ, Мишина Т.В. как проживающая с ДД.ММ.ГГГГ в населенном пункте д. Прилепы (Тула-50) на территории зоны проживания с правом на отселение имеет право на компенсации и льготы, установленные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Согласно Перечню населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного распоряжением Правительства РСФСР N 237-р от 28 декабря 1991 года, до 1 февраля 1998 года территория населенного пункта д. Прилепы Стрикинского сельсовета Арсеньевского района Тульской области относилось к зоне проживания с правом на отселение.
Постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 N 1582 "Об утверждении Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" данная территория была исключена из числа населенных пунктов, входящих в зону проживания с правом на отселение, д. Прилепы Стрикинского с/с Арсеньевского района Тульской области была отнесена к территории зон с льготным социально-экономическим статусом. Аналогичный статус данная территория имеет на основании Постановления Правительства РФ от 08.10.2015 N 1074 "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В соответствии с законами Тульской области от 09 июня 2008 года N 1012-ЗТО, от 26 ноября 2008 года N 1128-ЗТО, постановлением Правительства Российской Федерации от 08 декабря 2008 года N 923 административно-территориальное образование Тула-50 преобразовано в поселок городского типа Славный с территориальным статусом - городской округ.
Территория административно-территориального образования Тула-50 являлась до 1998 года территорией закрытого военного гарнизона, где с 1961 г. дислоцировалась войсковая часть №. После ее расформирования на данной территории было создано административно-территориальное образование Тула-50, входящее в состав Тульской области, но не включенное в перечень объектов административно-территориальных образований Тульской области.
Как установлено судом, населению, проживающему на территории закрытого военного городка Тула-50, до 1998 года выплачивались компенсации и льготы согласно Закону РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, а с 1998 года по декабрь 2002 года - органом социальной защиты на основании замеров радиоактивной загрязненности и справок администрации муниципального образования Арсеньевского района Тульской области о проживании в зоне радиоактивного загрязнения с указанием ближайшего населенного пункта д. Прилепы или д. Араны Арсеньевского района Тульской области.
С 01.01.2003 года Управлением федерального казначейства по Тульской области прекращена выплата экологических выплат и компенсаций, предусмотренных Законом РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», проживающим и работающим в административно-территориальном образовании Тула-50 до решения вопроса по внесению изменений в Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 года № 1582.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что истец в спорный период с времени проживала на территории, относящейся к зоне проживания с правом на отселение, впоследствии на территории с льготным социально-экономическим статусом в связи с отнесением ее к воинским формированиям называвшимися Тула-50, что дает истцу право на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Мишина Т.В. работала в должности <данные изъяты>, расположенной в с. Тургенево Чернского района Тульской области, и данная территория относится к зонам с льготным социально-экономическим статусом, а в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в <данные изъяты>, расположенном в п. Чернь Тульской области, также относящемся к зонам с льготным социально-экономическим статусом.
Установив, что Мишина Т.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживала в зоне с льготным социально-экономическим статусом, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в зоне с правом на отселение, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в зоне с льготным социально-экономическим статусом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что у истца имеется право на снижение пенсионного возраста на первоначальную величину – 1 год за проживание в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также с учетом постоянного проживания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (включая периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) на территории д. Прилепы Стрикинского с/с (Тула-50), ныне пгт. Славный Арсеньевского района Тульской области, статус которого первоначально в течение 8 лет ее проживания являлся статусом зоны проживания с правом на отселение, а последующих 6 лет – зоны с льготным социально-экономическим статусом, что дает право на снижение общеустановленного пенсионного возраста, соответственно на, 2 года и 1 год, что в общей сумме составляет 4 года.
Доводы пенсионного органа об отсутствии оснований для суммирования указанных льгот верно не были приняты судом первой инстанции, поскольку, противоречат правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, выраженной в определении от 11.07.2006 N 403-О о том, что при решении вопроса о назначении пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию гражданам, проживающим (работающим) или проживавшим (работавшим) на такой территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в результате чернобыльской катастрофы, которая первоначально была отнесена к зоне проживания с правом на отселение, а затем по решению Правительства Российской Федерации - к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, факт проживания (работы) на этой территории не может игнорироваться: эти граждане имеют право на назначение пенсии с уменьшением возраста на 2 года, если они проживали (работали) на такой территории в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на той же территории до пересмотра Правительством Российской Федерации ее статуса, но не более чем на 5 лет в общей сложности.
Право на досрочное назначение пенсии указанным гражданам должно быть обеспечено с учетом периода проживания на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения независимо от того, на какой территории они проживают на момент обращения за пенсией. Иное противоречило бы смыслу и назначению правовых норм, устанавливающих льготное пенсионное обеспечение для лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, означало бы неправомерное ограничение закрепленного в статье 42 Конституции Российской Федерации права на возмещение ущерба, причиненного здоровью, и тем самым нарушение статьи 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, приводило бы к нарушению принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе право на социальное обеспечение, и которые, по смыслу статей 1,2,6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1),18,19 и 55 (часть1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в этой сфере.
Следовательно, дополнительные величины снижения пенсионного возраста при определении возраста выхода на пенсию граждан, проживающих в зоне радиоактивного загрязнения, границы которой менялись, могут суммироваться. Однако при таком суммировании полученная величина снижения пенсионного возраста не должна превышать предельную величину, установленную соответствующей статьей Закона N 1244-1.
Из вышеприведенных положений следует, что вред, причиненный в связи с проживанием в различных зонах радиоактивного загрязнения, должен возмещаться в адекватном размере.
Обратившись в пенсионный орган 25 августа 2020 года Мишина Т.В., в силу положений со ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» требуемого возраста достигла ДД.ММ.ГГГГ, с учетом отложенного права на назначение пенсии на 18 месяцев, право на пенсию у нее имелось с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем суд и определил дату назначения пенсии.
Все доводы изложенные в апелляционной жалобе были предметом рассмотрения суда первой инстанции, каких либо новых доводов, либо фактов, которые не были учтены или исследованы судом первой инстанции апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем оснований для отмены постановленного судом решения отсутствуют.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Тулы от 11 марта 2021 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Туле Тульской области (межрайонное) – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи