НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Тульского областного суда (Тульская область) от 28.03.2019 № 33-1122

Дело № 33-1122 судья Шаталова Л.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 марта 2019 года город Тула

Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:

председательствующего Абросимовой Ю.Ю.,

судей Алдошиной В.В., Сенчуковой Е.В.,

при секретаре Провоторовой А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Чесноковой А.В. на решение Ефремовского районного суда Тульской области от 18.01.2019 года по делу по иску Чесноковой А.В. к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Ефремов Тульской области (межрайонное), государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда РФ по Тульской области о признании незаконными действий по расчету пенсии, назначении пенсии по иному основанию, выплате недополученной пенсии.

Заслушав доклад судьи Алдошиной В.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Чеснокова А.В. обратилась в суд с иском к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Ефремов Тульской области (межрайонное), государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда РФ по Тульской области о признании незаконными действий по расчету пенсии, назначении пенсии по иному основанию, выплате недополученной пенсии.

В обоснование исковых требований указала, что является работающим пенсионером и после ее обращений по поводу учета страховых отчислений при новом назначении пении размер ее пенсии с 01.11.2018 уменьшился в связи с обнаруженной ошибкой и стал составлять <данные изъяты>. (в октябре 2018 года размер пенсии составлял <данные изъяты>.), при этом после 01.10.2017 ответчиками подтверждалась правильность расчета пенсии. Указывает, что получает пенсию с ДД.ММ.ГГГГ, при этом первоначально ей была назначена досрочная трудовая пенсия по пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Между тем, с ДД.ММ.ГГГГ у нее возникло право на пенсию по возрасту с учетом снижения общеустановленного возраста за проживание в зоне радиоактивного загрязнения, которое она смогла реализовать только с 01.10.2017.

При новом назначении пенсии был применен период ожидания «Т» - 228, а баллы за 2015-2016 годы учтены с ограничениями, как при корректировке (не более 3 баллов).

В тоже время, согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица ею заработано за 2015 год – 4,145 баллов, за 2016 год – 3,779 баллов, за 9 месяцев 2017 года (январь – сентябрь) – 3 балла, а за полный 2017 год – 4,12 баллов, при этом страховые отчисления за 2017 год не были учтены вообще; в сентябре за I и II кварталы они отражены в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, но ей было указано, что страховые отчисления учтут в августе 2018 года, хотя эту сумму она могла получать с октября 2017 года.

При этом отмечает, что имеет место новое назначение пенсии, а не перерасчет и не перевод с одного вида пенсии на другой.

В августе 2018 года страховые отчисления учтены, но с уменьшением. При обращении в ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Тульской области ей подтвердили правильность расчетов «Т» - 228, предоставили выписку из индивидуального лицевого счета застрахованного лица со всеми данными, а когда обратилась повторно после корректировки, имевшей место в августе 2018 года, с просьбой учесть страховые отчисления с момента нового назначения пенсии, была обнаружена ошибка, при этом ей сообщили об уменьшении размера пенсии и период ожидания «Т» стал 252.

С 01.01.2013 предусмотрен особый порядок определения периода ожидания «Т» для лиц, указанных в п. 1 ст. 27 и п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ, и в представленном ею письме от 26.12.2012 говорится о том, что в случае реализации на основании соответствующего заявления лицами, указанными в ст.ст. 27 и 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ, права на трудовую пенсию по старости в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ, размер пенсии должен исчисляться из общего порядка определения величины «Т», предусмотренного п. 1 ст. 32 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ.

Просила с учетом уточнения признать действия специалистов Пенсионного фонда РФ некомпетентными, нарушающими применение и выполнение норм пенсионного законодательства, ущемляющими права граждан, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС; признать изначально доказанным факт ее работы в зоне с льготным социально-экономическим статусом при назначении пенсии с ДД.ММ.ГГГГ; признать ее право в связи с достижением возраста <данные изъяты> (ст. 8 Федерального закона № 400, ст. 28.1 и ст. 34 Закона РФ № 1244-1) на изменение вида пенсии с досрочной на пенсию по старости в «сохраненном» виде с ДД.ММ.ГГГГ; учесть, что на досрочной пенсии столько времени она находилась по вине специалистов Пенсионного фонда РФ; обязать специалистов Пенсионного фонда РФ сделать уточнение ее пенсии согласно п. 5 ст. 35 Федерального закона № 400 и учесть все страховые отчисления, находящиеся на ее индивидуальном лицевом счете застрахованного лица на 31.12.2014, которые не были учтены при предыдущих корректировках и вели к уменьшению размера пенсии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; обязать специалистов Пенсионного фонда РФ привести размер ее пенсии на 30.09.2017 в соответствии с действующим пенсионным законодательством, отменить новое назначение пенсии с 01.10.2017, которое было назначено непонятно по каким правилам, и назначить пенсию по старости в «сохраненном» виде с 01.10.2017 с учетом последующих индексаций, как наиболее выгодный вариант; в случае отказа Пенсионного фонда РФ оставить пенсию по старости в «сохраненном» виде с 01.10.2017, обязать специалистов Пенсионного фонда РФ предоставить подробные письменные объяснения с указанием законов и правил, назначить пенсию по старости в виде нового назначения с 01.10.2017, применяя при этом ст. 15 Федерального закона № 400, приложение № 4 к Федеральному закону № 400, п. 1 ст. 32 Федерального закона № 173; обязать специалистов Пенсионного фонда РФ назначить и выплатить недополученные суммы за период, предусмотренный законом, предоставить расчеты с подробными пояснениями (том 1, л.д. 226-230).

Истец Чеснокова А.В. в судебном заседании исковые требования с учетом уточнений поддержала, просила удовлетворить.

Представители ответчика государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Ефремов Тульской области (межрайонное) по доверенностям Мартынова О.Н., Маркина Е.А. в судебном заседании исковые требования не признали, просили отказать в их удовлетворении.

Представитель ответчика государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда РФ по Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Судом постановлено решение, которым Чесноковой А.В. отказано в удовлетворении исковых требований.

В апелляционной жалобе Чеснокова А.В. ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения Чесноковой А.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы и просившей решение суда отменить, возражения представителей государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Ефремов Тульской области (межрайонное) по доверенностям Мартыновой О.Н., Пазон Т.А. судебная коллегия приходит к следующему.

С 01.01.2002 года пенсионное обеспечение граждан осуществляется по нормам Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в РФ» и Федерального закона № 166-ФЗ от 15.12.2001 «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».

В силу ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

В соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

С 01 января 2015 года вступил в действие Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Подпунктом 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Согласно подп. 7 п. 1 ст. 10 Федерального закона № 166-ФЗ от 15.12.2001 «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют, в частности, граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

В соответствии с ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 166-ФЗ от 15.12.2001 «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» гражданам, указанным, в частности, в подпункте 7 п. 1 настоящей статьи, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2018 года, в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

В силу ст. 28.1. Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами. Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном статьями 30-37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1. статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону «О страховых пенсиях». Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» при наличии трудового стажа не менее 5 лет. Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет). Гражданам, указанным в статье 13 настоящего Закона, которым предоставлено право выхода на пенсию по старости с уменьшением возраста, установленного частью второй настоящей статьи, в порядке, предусмотренном статьями 30-37 настоящего Закона, и которые одновременно имеют право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1-10,16-18 части 1 статьи 30 и пунктами 1-6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях», уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию, предусмотренному Федеральным законом «О страховых пенсиях», и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом. По достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, получатели пенсии по старости, назначенной в соответствии с настоящим Законом, вправе обратиться за установлением страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях». При этом указанные граждане по их выбору имеют право на получение пенсии по одному основанию.

Первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32-35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения (примечание к ст. 35 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»).

При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что Чеснокова А.В. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Ефремов и Ефремовском районе с заявлением о назначении пенсии в связи с лечебной деятельностью по подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (том 1, л.д. 73-75).

Пенсия по данному основанию была ей назначена с ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>. (том 1, л.д. 61).

ДД.ММ.ГГГГ Чеснокова А.В. вновь обратилась в пенсионный орган заявлением о назначении пенсии по старости, предусмотренной Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», поскольку проживала в зоне радиоактивного загрязнения и имела право на снижение общеустановленного пенсионного возраста.

Согласно распоряжению ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Ефремов Тульской области (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ размер страховой пенсии Чесноковой А.В. с ДД.ММ.ГГГГ составил <данные изъяты> (том 1, л.д. 190), а в дальнейшем размер пенсии с ДД.ММ.ГГГГ составлял <данные изъяты>, а с ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> (том 1, л.д. 191-192).

Обращаясь в суд за защитой своих пенсионных прав Чеснокова А.В. ссылалась на то, что работала в зоне с льготным социально-экономическим статусом, и в связи с достижением <данные изъяты> возраста приобрела право на изменение вида пенсии, то есть с ДД.ММ.ГГГГ на пенсию, предусмотренную Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Между тем, в силу ч. 2 ст. 3 Федерального закона № 166-ФЗ от 15.12.2001 «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Статьей 4 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшего до 01.01.2015, также предусмотрена норма о том, что гражданам, имеющим право на одновременное получение трудовых пенсий различных видов, в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается одна пенсия по их выбору.

По смыслу ст. 22 Федерального закона № 166-ФЗ от 15.12.2001 «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 № 227-ФЗ) назначение пенсии, перерасчет ее размера и перевод с одного вида пенсии на другой производятся по заявлению гражданина, поданному в том числе в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации.

Из содержания ст. 22 Федерального закона № 166-ФЗ от 15.12.2001 «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» (в действующей редакции) также следует, что установление пенсии производится по заявлению гражданина, при этом обращение за установлением пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на ее установление без ограничения каким-либо сроком.

Таким образом, назначение пенсии, перерасчет ее размера и перевод с одного вида пенсии на другой носит заявительный характер, то есть вышеуказанные нормативно-правовые положения наделают гражданина свободой действий по реализации (отказу от реализации) права на пенсию.

В силу ст. 3 ГПК РФ судебной защите подлежит нарушенное право.

По смыслу ст. 11 ГПК РФ исковые требования предъявляются к лицам, нарушившим либо оспорившим какие-либо права, свободы или законные интересы истца.

Обращения истца в пенсионный орган за устной консультацией для проведения перерасчета пенсии и необходимости предоставления документов, для предварительного расчета пенсии, не могут быть по смыслу вышеуказанных правовых норм рассматриваться как заявления гражданина о назначении пенсии, переводе с одного вида пенсии на другой.

Как следует из материалов дела Чеснокова А.В., несмотря на то, что факт ее работы (проживания) в зоне с льготным социально-экономическим статусом, в частности, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, подтверждался документально, а также она с ДД.ММ.ГГГГ имела право на назначение пенсии по Закону РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», что никем не оспорено, тем не менее до ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о назначении пенсии по Закону РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не обращалась, ответчик в назначении такой пенсии ей не отказывал, как и не оспаривал факта работы или проживания истца в зоне с льготным социально-экономическим статусом.

Поэтому-то каких-либо нарушений со стороны пенсионного органа прав Чесноковой А.В. судом при рассмотрении дела не установлено. С чем соглашается и судебная коллегия.

В обоснование своих доводов о нарушении пенсионных прав истец ссылалась на необходимость уточнение ее пенсии согласно п. 5 ст. 35 Федерального закона № 400, при этом учесть все страховые отчисления, находящиеся на ее индивидуальном лицевом счете застрахованного лица на 31.12.2014, которые не были учтены при предыдущих корректировках и вели к уменьшению размера пенсии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ч. 5 ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» размеры страховых пенсий лиц, которым до дня вступления в силу настоящего Федерального закона установлены трудовые пенсии, в том числе доля страховой части трудовой пенсии, с 1 января 2015 года подлежат уточнению по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на основании сведений о сумме страховых взносов, которые не были учтены при определении величины суммы расчетного пенсионного капитала для исчисления размеров указанных трудовых пенсий, в том числе доли страховой части трудовой пенсии, по состоянию на 31 декабря 2014 года в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Указанное уточнение производится до 1 августа 2015 года.

В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.

Согласно ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» перерасчет размера страховой пенсии производится в случае:

1) увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года;

2) увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в части 12 статьи 15 настоящего Федерального закона, имевших место после 1 января 2015 года до даты назначения страховой пенсии;

3) увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона) с 1 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия.

На основании ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» максимальное значение индивидуального пенсионного коэффициента при перерасчете страховой пенсии, предусмотренном пунктом 3 части 2 настоящей статьи, учитывается в размере:

1) 3,0 - для застрахованных лиц, у которых в соответствующем году не формируются пенсионные накопления за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;

2) 1,875 - для застрахованных лиц, у которых в соответствующем году формируются пенсионные накопления за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Таким образом, с 01.01.2015 уточнение размера трудовой пенсии по старости лицам, которым она была назначена до этой даты, производится по данным персонифицированного учета в системе пенсионного страхования на основании сведений о сумме страховых взносов, которые не были учтены при определении величины суммы расчетного пенсионного капитала для исчисления размеров пенсии по состоянию на 31.12.2014 в порядке, предусмотренном п. 5 ст. 17 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В силу ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» размер страховой пенсии по старости определяется по формуле: СПст = ИПК x СПК, где СПст - размер страховой пенсии по старости; ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент; СПК - стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» для лиц, которым по состоянию на 31 декабря 2014 года установлена трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности, трудовая пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года определяется на основании документов выплатного дела исходя из размера установленной им трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, трудовой пенсии по случаю потери кормильца (без учета доли страховой части трудовой пенсии по старости (по инвалидности), фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, трудовой пенсии по случаю потери кормильца и накопительной части трудовой пенсии), деленного на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015 года, указанную в части 10 статьи 15 настоящего Федерального закона.

В процессе рассмотрения дела судом первой инстанции проверялись расчеты пенсии истца, представленные, как ею, так и пенсионным органом.

Проверив их, суд счел верным расчет пенсионного органа, с чем согласна и судебная коллегия.

При этом судебная коллегия принимает во внимание, что размер пенсии Чесноковой А.В. по состоянию на 31.12.2014 составил <данные изъяты>., в том числе фиксированный базовый размер <данные изъяты>., страховая часть <данные изъяты>., которая была установлена в таком размере с ДД.ММ.ГГГГ (том 1, л.д. 134).

Согласно ст. 16 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» одновременно с назначением страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается фиксированная выплата к страховой пенсии в размере <данные изъяты> руб. в месяц, которая подлежит ежегодной индексации с 01 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год.

По состоянию на 01.01.2015 общий размер пенсии истца составлял <данные изъяты>., в том числе фиксированная выплата <данные изъяты>.; страховая часть <данные изъяты>.

Постановлением Правительства РФ от 23.01.2015 № 39 утвержден индекс роста потребительских цен за 2014 год в размере 1,114 для установления стоимости одного пенсионного коэффициента с 1 февраля 2015 г., а также установлена с 1 февраля 2015 г. стоимость одного пенсионного коэффициента, исходя из индекса роста потребительских цен, утвержденного настоящим постановлением, - 71 рубль 41 коп.

Постановлением Правительства РФ от 23.01.2015 № 40 утвержден коэффициент индексации с 1 февраля 2015 г. размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в размере 1,114.

Таким образом, с 01.02.2015 размер пенсии истца составил <данные изъяты>., в том числе фиксированная выплата к пенсии <данные изъяты>., страховая часть пенсии <данные изъяты>.

Согласно ст. 32 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при определении размера страховой части трудовой пенсии начиная с 1 января 2002 года ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, предусмотренный пунктом 1 статьи 14 настоящего Федерального закона, устанавливается продолжительностью 12 лет (144 месяца) и ежегодно увеличивается на 6 месяцев (с 1 января соответствующего года) до достижения 16 лет (192 месяцев), а затем ежегодно увеличивается на один год (с 1 января соответствующего года) до достижения 19 лет (228 месяцев).

Согласно выписке из лицевого счета застрахованного лица по состоянию на 18 июля 2015 года (том 1, л.д. 139), сумма неучтенных страховых отчислений на 31.12.2014 составила <данные изъяты>.

Согласно расчету пенсионного органа с учетом периода ожидания «Т» в 228 месяцев сумма увеличения пенсии за январь 2015 года составила <данные изъяты>.

Таким образом, с 01.01.2015 размер пенсии истца составил <данные изъяты>., в том числе фиксированная выплата к пенсии <данные изъяты>., страховая часть пенсии <данные изъяты>., а с учетом коэффициента индексации в 1,114, установленного Постановлением Правительства РФ от 23.01.2015 № 40, размер увеличения пенсии с 01.02.2015 составит <данные изъяты>. х 1,114).

В связи с этим с 01.02.2015 размер пенсии истца составил <данные изъяты>., в том числе фиксированная выплата к пенсии <данные изъяты>., страховая часть пенсии <данные изъяты> руб.

Впоследствии за период с 01.01.2015 по 31.07.2015 истцу была произведена доплата пенсии в размере <данные изъяты>. (с учетом вышеуказанного увеличения за январь 2015 года и индексации), что подтверждается сведениями лицевого счета (том 2, л.д. 27).

Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2015 № 385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий» индексация размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частью 1 статьи 6 настоящего Федерального закона и корректировка размера страховой пенсии в соответствии с частями 1 и 3 статьи 5 настоящего Федерального закона с 1 февраля 2016 года не производятся пенсионерам, осуществлявшим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Факт осуществления работы устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета по состоянию на последний день последнего отчетного периода, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, на день вступления в силу настоящего Федерального закона. Факт осуществления иной деятельности устанавливается на основании сведений о регистрации в качестве страхователя в Пенсионном фонде Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, на день вступления в силу настоящего Федерального закона.

Вопросы осуществления выплаты страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности урегулированы положениями ст. 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В силу п. 1 ст. 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

Судом установлено, что по состоянию на 01.02.2016 истец Чеснокова А.В. являлась получателем страховой пенсии и работающим пенсионером, в связи с чем ей в силу п. 1 ст. 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 01.02.2016 суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), должны выплачиваться в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

В соответствии со ст.ст. 5 и 6 Федерального закона от 29.12.2015 № 385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий» с 1 февраля 2016 года стоимость одного пенсионного коэффициента увеличивается на коэффициент, равный 1,04, и устанавливается в размере, равном 74 рублям 27 коп.; с 1 февраля 2016 года размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, предусмотренной частью 1 статьи 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», индексируется на коэффициент, равный 1,04, и устанавливается в сумме, равной 4 558 рублям 93 копейкам.

Таким образом, с 01.02.2016 размер пенсии составил <данные изъяты>., в том числе фиксированная выплата к пенсии <данные изъяты>., страховая часть пенсии <данные изъяты>., а поскольку в силу ч. 1 ст. 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» истцу Чесноковой А.В., как работающему пенсионеру, сумма страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством РФ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющих место в период осуществления работы, то размер пенсии истца к выплате составил <данные изъяты>., в том числе фиксированная выплата к пенсии <данные изъяты>., страховая часть пенсии <данные изъяты>.

В связи с тем, что подп. 3 п. 2 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрен беззаявительный порядок перерасчета пенсии с 1 августа каждого года с учетом страховых взносов, не учтенных в предыдущем перерасчете, и п. 4 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрена корректировка размера страховой пенсии по старости на максимальное значение - 3 балла, то размер пенсии истца Чесноковой А.В. с 01.08.2016 увеличился на <данные изъяты>. (3 х 74,27 (стоимость одного пенсионного коэффициента (балла) на 01.08.2016) и составил <данные изъяты>, в том числе фиксированная выплата к пенсии <данные изъяты>., страховая часть пенсии <данные изъяты>.

Поскольку в силу ч. 1 ст. 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» истцу, как работающему пенсионеру, сумма страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством РФ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющих место в период осуществления работы, то размер пенсии к выплате с 01.08.2016 увеличился на 214,23 руб. (3 х 71,41 – стоимость одного пенсионного коэффициента (балла) без учета индексации до 01.02.2016) и составил <данные изъяты>., в том числе фиксированная выплата к пенсии <данные изъяты>., страховая часть пенсии <данные изъяты>.

Размер пенсии истца с 01.08.2017 увеличился на 234,74 руб. (3 х 78,58 (стоимость одного пенсионного коэффициента (балла) с 01.04.2017) и составил <данные изъяты>., в том числе фиксированная выплата к пенсии <данные изъяты>., страховая часть пенсии <данные изъяты>..

Поскольку в силу ч. 1 ст. 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» истцу Чесноковой А.В., как работающему пенсионеру, сумма страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством РФ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющих место в период осуществления работы, то размер пенсии к выплате с 01.08.2017 увеличился на 214,23 руб. (3 х 71,41 – стоимость одного пенсионного коэффициента (балла) без учета индексации до 01.02.2016) и составил <данные изъяты> руб., в том числе фиксированная выплата к пенсии <данные изъяты> руб., страховая часть пенсии <данные изъяты>.

Кроме того, в силу ч. 6 ст. 25 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при восстановлении выплаты страховой пенсии по старости, выплата которой была прекращена в связи с отказом от ее получения, или при назначении указанной пенсии вновь учитывается сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов и коэффициентов за иные засчитываемые в страховой стаж периоды, имевшие место до назначения страховой пенсии впервые, за периоды после назначения страховой пенсии впервые, за которые выплата указанной пенсии или иной пенсии либо ежемесячного пожизненного содержания, предусмотренных законодательством Российской Федерации (за исключением граждан, имеющих право на одновременное получение различных пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации), не осуществлялась, но не ранее чем с 1 января 2015 года.

При этом в силу п. 3 ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в случае увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, производится перерасчет размера страховой пенсии.

Следует иметь в виду, что в силу ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» максимальное значение индивидуального пенсионного коэффициента при таком перерасчете учитывается в зависимости от участия застрахованного лица в формировании пенсионных накоплений за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Поскольку Чеснокова А.В. ранее являлась получателем трудовой пенсии по старости (страховой пенсии), то при определении пенсии вновь учитывается сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов (баллов) до 01.01.2015 в порядке, установленном до назначения пенсии, а за период с 01.01.2015 – в порядке, предусмотренном для перерасчета пенсии, то есть с применением ограничений, предусмотренных ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», о максимальном значении индивидуального пенсионного коэффициента – 3, в связи с чем сумма балов за 2015 год составила – 3 балла, за 2016 год – 3 балла.

При рассмотрении спора суд первой инстанции также установил, что в отношении Чесноковой А.В. с 01.10.2017 был установлен размер пенсии <данные изъяты>., в том числе фиксированная выплата к пенсии <данные изъяты>., страховая часть пенсии <данные изъяты>., при этом расчет страховой части пенсии был произведен следующим образом:

Размер страховой пенсии по старости на 31.12.2014 – <данные изъяты>. <данные изъяты> (пенсионный капитал) / 228 (количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости)).

Индивидуальный пенсионный коэффициент за период до 01.01.2015 – <данные изъяты> баллов (<данные изъяты>. / 64,10 (стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 01.01.2015)).

Сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов с учетом ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» составляет <данные изъяты> (<данные изъяты> + <данные изъяты> (индивидуальный пенсионный коэффициент в размере 3 баллов за 2015 и 2016 годы).

Таким образом, размер страховой пенсии был определен пенсионный органом в <данные изъяты> руб. (<данные изъяты> х 78,58 (стоимость одного пенсионного коэффициента на дату назначения пенсии согласно Федеральному закону от 19.12.2016 № 416-ФЗ)).

На основании ч.ч. 1 и 2 ст. 32 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при определении размера страховой части трудовой пенсии начиная с 1 января 2002 года ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, предусмотренный пунктом 1 статьи 14 настоящего Федерального закона, устанавливается продолжительностью 12 лет (144 месяца) и ежегодно увеличивается на 6 месяцев (с 1 января соответствующего года) до достижения 16 лет (192 месяцев), а затем ежегодно увеличивается на один год (с 1 января соответствующего года) до достижения 19 лет (228 месяцев). Лицам, указанным в пункте 1 статьи 27 и пункте 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, страховая часть трудовой пенсии по старости и накопительная часть трудовой пенсии по старости определяются исходя из установленного в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости. Начиная с 1 января 2013 года этот период ежегодно (с 1 января соответствующего года) увеличивается на один год, при этом общее количество лет такого увеличения не может превышать количество лет, недостающих при досрочном назначении трудовой пенсии до возраста выхода на трудовую пенсию, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона (для мужчин и женщин соответственно).

Соответственно, ожидаемый период выплаты пенсии по состоянию на 01.10.2017 в отношении Чесноковой А.В. составлял 252 месяца (228 мес. + 12 мес. + 12 мес.), а не 228 месяцев.

Кроме того, суд установил, что в связи с допущенной пенсионным органом ошибкой в применении ожидаемого периода выплаты ответчиком на основании ч. 4 ст. 28 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» произведен перерасчет пенсии истца с 01.11.2018.

Установив, при рассмотрении настоящего дела, что пенсионным органом пенсионные права истца не были нарушены, при этом, суд подробно привел все расчеты в постановленном решении, судебная коллегия, полагает, что вывод суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Чесноковой А.В. является законным и обоснованным.

Что касается заявленных исковых требований истца, то фактически речь идет о признании незаконными действий по расчету пенсии, назначении пенсии по иному основанию, выплате недополученной пенсии, основная часть требований сформулированных Чесноковой А.В. нее является исковыми требованиями как таковыми, по сути это обстоятельства дела и оценка действий пенсионного органа.

Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции, поскольку суд правильно опредеил характер спорных правоотношений, с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела, имеющие значение для правильного его разрешения. Выводы суда, положенные в основу обжалуемого решения, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждены исследованными судом доказательствами в их совокупности, удовлетворяющими требования закона об их относимости и допустимости, содержат исчерпывающие суждения из установленных фактов, оценка которых произведена судом по правилам статьи 67 ГПК РФ.

Вопреки доводам жалобы Чесновой А.В., критикующей выводы суда, неправильного применения норм материального права судебной коллегией не установлено.

Доводы апелляционной жалобы, по существу аналогичные приведенным в ходе судебного разбирательства, основаны на неправильном, ошибочном, субъективном толковании истцом норм материального права и не могут повлечь отмены правильного по существу решения суда первой инстанции.

При таких обстоятельствах решение суда следует признать соответствующим закону и фактическим обстоятельствам дела, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Ефремовского районного суда Тульской области от 18.01.2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Чесноковой А.В. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи