НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Тульского областного суда (Тульская область) от 26.01.2017 № 33-237

Дело №33-237 судья Илларионова А.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 января 2017 года город Тула

Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:

председательствующего Селищева В.В.,

судей Назарова В.В., Быковой Н.В.,

с участием прокурора Алисина М.М.,

при секретаре Волковой А.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации г. Тулы на решение Центрального районного суда г. Тулы от 6 октября 2016 года по иску прокурора Центрального района г. Тулы, действующего в интересах неопределённого круга лиц к администрации города Тулы, Муниципальному казенному учреждению «Управление по городскому хозяйству администрации г. Тулы» об обязании произвести мероприятия по устранению ограничения видимости дорожных знаков, замене дорожного знака, оборудованию тротуара.

Заслушав доклад судьи Селищева В.В., судебная коллегия

установила:

прокурор Центрального района города Тулы обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц к администрации города Тулы, Муниципальному казенному учреждению «Управление по городскому хозяйству администрации г.Тулы» об обязании произвести мероприятия по устранению ограничения видимости дорожных знаков, замене дорожного знака, оборудованию тротуара, указав, что в ходе проведенной прокуратурой Центрального района г. Тулы совместно с представителем ОГИБДД УМВД России по г. Туле проверки установлено, что по адресу: <адрес>, около МБОУ «Центр образования №» выявлены нарушения требований законодательства, а именно в нарушение п. 5.1.4. ГОСТ Р 52289-2004 в районе д. № по ул. <данные изъяты> древесно-кустарниковая растительность ограничивает видимость дорожного знака 1.23 «Дети», в районе д. № по ул. <данные изъяты> древесно-кустарниковая растительность ограничивает видимость дорожного знака 1.23 с табличкой 8.21; в нарушение п. 4.1.2. ГОСТ Р 50597-93 на подъезде к МБОУ «Центр образования №» в районе дома № по ул. <данные изъяты> требуется замена дорожного знак 1.23. с табличкой 8.21. (поврежден и загнут).

Кроме того, в нарушение п. 4.5.1. «ГОСТ Р 52766-2007 Национальный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» в районе МБОУ «ЦО №» по ул. <данные изъяты> и на участке дороги от ул. <данные изъяты> и до ул. <данные изъяты> отсутствует тротуар.

Ограничение видимости дорожных знаков либо их отсутствие по указанным адресам делает фактически невозможным соблюдение требований Правил дорожного движения водителями транспортных средств на данных участках дороги, что ставит под угрозу жизнь и безопасность неопределенного круга лиц, в том числе детей в районе детского учреждения.

В связи с чем, просил суд обязать администрацию города Тулы, управление по городскому хозяйству администрации г. Тулы провести мероприятия по устранению ограничения видимости дорожных знаков 1.23 «Дети» в районе д. № по ул. <данные изъяты>, 1.23 с табличкой 8.21 в районе д. № по ул. <данные изъяты>, по замене дорожного знака 1.23. с табличкой 8.21. в районе д. № по ул. <данные изъяты>, по оборудованию тротуара по ул. <данные изъяты> и на участке дороги от ул. <данные изъяты> и до ул. <данные изъяты> в районе МБОУ «Центр образования №», в срок не позднее 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Центрального района г. Тулы Доморощина М.Г. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить.

Представитель ответчиков администрации г. Тулы и МКУ «Управление по городскому хозяйству администрации г. Тулы» по доверенностям Волынкин А.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, просил отказать в их удовлетворении.

Представитель третьего лица ОГИБДД УМВД России по г. Туле в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, письменных объяснений не представил.

Решением Центрального районного суда г. Тулы от 6 октября 2016 года исковые требования прокурора Центрального района г. Тулы удовлетворены.

Судом постановлено: обязать администрацию города Тулы, МКУ «Управление по городскому хозяйству администрации г. Тулы» провести мероприятия по устранению ограничения видимости дорожных знаков 1.23 «Дети» в районе д. № по ул. <данные изъяты>, 1.23 с табличкой 8.21 в районе д. № по ул. <данные изъяты>, по замене дорожного знака 1.23. с табличкой 8.21. в районе д. № по ул. <данные изъяты>, по оборудованию тротуара по ул. <данные изъяты> и на участке дороги от ул. <данные изъяты> и до ул. <данные изъяты> в районе МБОУ «Центр образования № » в срок не позднее 1 месяца со дня вступления решения в законную силу.

В апелляционной жалобе администрация г. Тулы просит отменить решение Центрального районного суда г. Тулы от 6 октября 2016 года, как незаконное и необоснованное и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель ответчиков администрации г. Тулы и МКУ «Управление по городскому хозяйству администрации г. Тулы» по доверенностям Волынкин А.А. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Прокурор Алисин М.М. в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, находя решение суда, принятое по делу, законным и обоснованным.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснение прокурора Алисина М.М., судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Пунктом 4 ст. 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходным обязательством муниципальных образований.

Статьей 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесений изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определены полномочия органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, к которым в том числе относится: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.

Согласно п. 3 ст. 15 вышеуказанного Федерального закона осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

В силу ст. 14 Федерального Закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения.

Частью 1 ст. 3, ст. 34 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

Элементами обустройства автомобильных дорог являются сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.

Как следует из материалов дела и установлено судом, что 18.07.2016 года комиссией в составе помощника прокурора Центрального района г.Тулы Ш. С.Г. и старшего государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по г.Туле было установлено, что по адресу: <адрес>, около МБОУ «Центр образования №» выявлены нарушения требований законодательства, а именно в нарушение п. 5.1.4. ГОСТ Р 52289-2004 в районе д. № по ул. <данные изъяты> древесно-кустарниковая растительность ограничивает видимость дорожного знака 1.23 «Дети», в районе д. № по ул. <данные изъяты> древесно-кустарниковая растительность ограничивает видимость дорожного знака 1.23 с табличкой 8.21;

в нарушение п. 4.1.2. ГОСТ Р 50597-93 на подъезде к МБОУ «Центр образования №» в районе дома № по ул. <данные изъяты> требуется замена дорожного знак 1.23. с табличкой 8.21. (поврежден и загнут).

Кроме того, в нарушение п. 4.5.1. «ГОСТ Р 52766-2007 Национальный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» в районе МБОУ «ЦО №» по ул. <данные изъяты> и на участке дороги от ул. <данные изъяты> и до ул. <данные изъяты> отсутствует тротуар.

Установив данные обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что ограничение видимости дорожных знаков либо их отсутствие по указанным адресам делает фактически невозможным соблюдение требований Правил дорожного движения водителями транспортных средств на данных участках дороги, что ставит под угрозу жизнь и безопасность неопределенного круга лиц, в том числе детей в районе детского учреждения.

Требования «ГОСТ Р 52289-2004 Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 № 120-ст (ред. от 09.12.2013), устанавливают правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков, дорожной разметки, дорожных светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств на всех улицах и дорогах.

Согласноп.5.2.25. ГОСТ Р 52289-2004 знак 1.23. «Дети» устанавливают перед участками дорог, проходящими вдоль территории детских учреждений или часто пересекаемыми детьми независимо от наличия пешеходных переходов.

Повторный знак устанавливают с табличкой 8.2.1, на которой указывают протяженность участка дороги, проходящего вдоль территории детского учреждения или часто пересекаемого детьми.

Согласно п. 5.1.4 ГОСТ Р 52289-2004 расстояние видимости знаки должно быть не менее 100 м.

Из пункта 4.1.2. «ГОСТ Р 50597-93 Государственный стандарт РФ. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» следует, что поверхность знаков должна быть чистой, без повреждений, затрудняющих их восприятие.

В силу пп. 4.5.1.1 - 4.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I - III категорий по ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, а также на подходах к населенным пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 чел./сут. В населенных пунктах городского типа тротуары устраивают в соответствии с требованиями нормативных документов на планировку и застройку городских и сельских поселений. Тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны.

В населенных пунктах городского типа тротуары устраивают в соответствии с требованиями нормативных документов на планировку и застройку городских и сельских поселений.

Тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны.

Согласно решению Тульской городской Думы от 28.10.2015 № 17/457 (в редакции от 27.01.2016 № 20/535) управление по транспорту и дорожному хозяйству администрации города Тулы переименовано в управление по городскому хозяйству администрации города Тулы.

Из раздела 2 указанного Положения следует, что управление по городскому хозяйству администрации города Тулы осуществляет мероприятие по обеспечению безопасности дорожного движения, а также, осуществляет иные задачи, в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Тульской области и муниципальными правовыми актами муниципального образования город Тула отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в сфере создания условий для предоставления транспортных услуг населению, организации транспортного обслуживания населения, осуществления дорожной деятельности и обеспечения безопасности дорожного движения в границах муниципального образования город Тула, в сфере жилищно-коммунального хозяйства, гражданской защиты и спасательных работ, капитального ремонта объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры, управления многоквартирными домами и реформирования жилищно-коммунального хозяйства.

Согласно п. 1.1. Положения «Об управлении по городскому хозяйству администрации города Тулы», утвержденного решением Тульской городской Думы от 28.10.2015 года № 17/457, управление по городскому хозяйству администрации города Тулы является муниципальным казенным учреждением, отраслевым (функциональным) органом администрации города Тулы, проводящим политику в области транспорта и дорожного хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства, управления многоквартирными домами, энергосбережения, мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального образования город Тула от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, мероприятий по осуществлению контроля по обеспечению безопасности людей на водных объектах, мероприятий по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам.

В соответствии с п. 2.1 вышеуказанного Положения в целях формирования и реализации единой политики в области создания условий для предоставления транспортных услуг населению, организации транспортного обслуживания населения, осуществления дорожной деятельности и обеспечения безопасности дорожного движения в границах муниципального образования город Тула, а также в целях решения вопросов местного значения, установленных Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», управление решает в том числе, задачи по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования город Тула и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования город Тула.

Для реализации указанных задач управление в соответствии с законодательством Российской Федерации выполняет следующие функции:

- организация мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах муниципального образования город Тула при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения, и участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории муниципального образования город Тула.

Согласно п. 4.1. Положения «Об управлении по городскому хозяйству администрации города Тулы» управление обладает следующими полномочиями:

- взаимодействовать с отраслевыми (функциональными) и территориальными органами администрации города Тулы, органами государственной власти, в том числе с Управлением государственного автодорожного надзора по Тульской области, организациями по вопросам, относящимся к функциям и полномочиям управления;

- осуществлять иные права в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации, Тульской области, муниципальными правовыми актами муниципального образования город Тула, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в сфере создания условий для предоставления транспортных услуг населению, организации транспортного обслуживания населения, осуществления дорожной деятельности и обеспечения безопасности дорожного движения в границах муниципального образования город Тула, в сфере жилищно-коммунального хозяйства, гражданской защиты и спасательных работ, капитального ремонта объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры, управления многоквартирными домами и реформирования жилищно-коммунального хозяйства.

Источниками финансирования расходов управления по его содержанию являются средства бюджета муниципального образования город Тула. Финансирование расходов осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств (п. 7.3).

Проанализировав установленные по делу обстоятельства, руководствуясь положениями вышеприведенных норм материального права, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что уполномоченными и обязанными лицами по осуществлению мероприятий по обустройству тротуаров, установке дорожных знаков, устранению ограничения видимости дорожных знаков являются исполнительный орган местного самоуправления, являющийся распорядителем бюджетных средств, - администрация г. Тулы, МКУ «Управление по городскому хозяйству администрации г.Тулы».

При таких обстоятельствах суд обоснованно усмотрел наличие правовых оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований.

С учетом изложенного, судебная коллегия находит решение суда по делу законным и обоснованным, так как оно соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиям действующего законодательства при его правильном толковании.

Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для отмены правильного по существу решения суда, а выражают лишь несогласие с ним. Нормы материального права к отношениям сторон применены судом первой инстанции правильно, процессуальных нарушений не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Тулы от 6 октября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Тулы - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи