НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Тульского областного суда (Тульская область) от 25.12.2018 № 33А-437925ДЕКАБ

№ 33а-4379 25 декабря 2018 года город Тула

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Тульского областного судав составе

председательствующего Епихиной О.М.,

судей Щербаковой Н.В., Юрковой Т.А.,

при секретаре Карловой Е.С.,

рассмотрела в открытом судебной заседании административное дело по апелляционной жалобе Яковины Василия Тимофеевича на решение Привокзального районного суда г. Тула от 9 октября 2018 года по делу по административному исковому заявлению Яковины Василия Тимофеевича к Тульской таможне о признании решения по пассажирской таможенной декларации незаконным, обязании принять решение о выпуске автомобиля в свободное обращение,

Заслушав доклад судьи Епихиной О.М., судебная коллегия

установила:

Яковина В.Т. обратился в суд с административным исковым заявлением к Тульской таможне о признании решения незаконным, обязании принять решение о выпуске автомобиля в свободное обращение, указав, что административным ответчиком 07.05.2018 г. вынесено решение об отказе в выпуске в свободное обращение принадлежащего ему транспортного средства для личного пользования, в связи с несоблюдением им условий, предусмотренных пп. б п. 6 приложения № 3 к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 г. № 107, а именно: обращение ввоз транспортного средства на таможенную территорию Союза из страны предыдущего проживания осуществляется не позднее 18 месяцев с даты выдачи документа, подтверждающего признание иностранного физического лица переселившимся на постоянное место жительства в государство-член, или документа, подтверждающего получение таким лицом статуса беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством государства-члена, что нарушает его права и законные интересы как члена семьи участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, о чем ему выдано свидетельство от 23.08.2016 г., зарегистрированное соответствующим образом 27.08.2016 г.

Ответчик неверно определил дату, не позднее которой должен осуществляться ввоз транспортного средства на таможенную территорию Союза из страны предыдущего проживания, производя отсчет 18 месяцев от даты регистрации его в качестве участника выше упомянутой Государственной программы, то есть с 27.08.2016 г., проставленной на второй странице свидетельства, без ссылки на какой-либо нормативно-правовой документ.

Просил признать незаконным решение Тульской таможни от 07.05.2018 г. об отказе в выпуске в свободное обращение транспортного средства для личного пользования, сведения о котором заявлены в пассажирской таможенной декларации 10116050/070518/А000060 и принять решение о выпуске автомобиля в свободное обращение.

В судебном заседании административный истец Яковина В.Т. административное исковое заявление с учетом его уточнения поддержал, просил удовлетворить.

Представитель административного ответчика Тульской таможни по доверенности Рыбаков К.И. в судебном заседании требования не признал.

Решением Привокзального районного суда г. Тулы от 9 октября 2018 года в удовлетворении заявленных административных исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, постановленное ввиду неправильного применения норм материального права при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения административного истца Яковины В.Т. и представителя административного ответчика по доверенности Рыбакова К.И.., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, административный истец переселился из Украины в Российскую Федерацию на постоянное место жительства в соответствии с Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22.06.2006 № 637, и получил гражданство Российской Федерации.

Положениями статьи 266 ТК ЕАЭС установлено, что в отношении товаров для личного пользования, ввозимых на таможенную территорию Союза, подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, взимаемые по единым ставкам, либо таможенные пошлины, налоги, взимаемые в виде совокупного таможенного платежа, за исключением случаев, когда в отношении таких товаров для личного пользования установлен иной порядок применения таможенных пошлин, налогов.

Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 107 утвержден Перечень случаев и условий ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза товаров для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов {далее — Перечень).

В соответствии с подпунктом «б» пункта 6 Перечня иностранное физическое лицо, признанное переселившимся на постоянное место жительства в государство-член или получившее статус беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством государства-члена, может ввозить на таможенную территорию Союза любым способом с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов авто- и мототранспортные средства, прицепы к авто- и мототранспортным средствам, являющиеся транспортными средствами для личного пользования, в количестве не более 1 единицы каждого вида при одновременном соблюдении следующих условий:

-ввоз на таможенную территорию Союза из страны предыдущего проживания осуществляется не позднее 18 месяцев с даты выдачи документа, подтверждающего признание иностранного физического лица переселившимся на постоянное место жительства в государство-член, или документа, подтверждающего получение таким лицом статуса беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством государства-члена;

- авто- и мототранспортные средства, прицепы к авто- и мототранспортным средствам, являющиеся транспортными средствами для личного пользования, находились в собственности и были зарегистрированы на иностранное физическое лицо, признанное переселившимся на постоянное место жительства в государство-член или получившее статус беженца, вынужденного переселенца, в стране предыдущего проживания в течение не менее 6 месяцев либо иного более жесткого срока, установленного законодательством государства-члена, до даты выдачи документа, подтверждающего признание такого иностранного физического лица переселившимся на постоянное место жительства в государство-член, или документа, подтверждающего получение таким физическим лицом статуса беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством государства-члена;

-таким физическим лицом ранее не осуществлялся ввоз на таможенную территорию Союза авто- и мототранспортных средств, прицепов к авто- и мототранспортным средствам, являющихся транспортными средствами для личного пользования, с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов в связи с признанием его переселившимся на постоянное место жительства в государство-член или получением статуса беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством государства-члена.

Яковина К.В., являющийся членом семьи участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, обратился 7 мая 2018 года в Тульскую таможню с заявлением об освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов на основании подпункта «б» пункта 6 Перечня в отношении ранее ввезенного на территорию Российской Федерации транспортного средства <данные изъяты> с целью его выпуска в свободное обращение, представив пассажирскую таможенную декларацию о ввозе транспортного средства <данные изъяты>.

Ответчиком отказано удовлетворении заявления в связи с несоблюдением условий, предусмотренных пп. б п. 6 приложения №3 к Решению совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 года № 107, поскольку декларация подана за пределами 18-ти месячного срока.

Отметка о регистрации Яковина К.В. участника Государственной программы, членом семьи которого является истец, в территориальном органе Федеральной миграционной службы – УФМС России по Рязанской области поставлена 27.08.2016 года, что подтверждается соответствующим свидетельством .

Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что собственник транспортного средства, являясь участником Государственной программы либо членом его семьи, вправе при одновременном выполнении указанных выше условий задекларировать автомобиль с освобождением от уплаты таможенных платежей.

В данном случае таможенным органом правомерно отказано истцу в удовлетворении заявления об освобождении от уплаты таможенных пошлин, в связи с пропуском последним установленного срока для реализации права на предоставление указанных таможенных льгот.

Данные выводы суда являются правильными.

Определяя начало течения данного срока, суд исходил из даты принятия на учет в качестве участника программы, поскольку постановка на учет в качестве участника Государственной программы в территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации осуществляется после прибытия участника Государственной программы и членов его семьи на выбранную ими территорию вселения.

Участник Государственной программы - соотечественник, достигший возраста 18 лет, обладающий дееспособностью и соответствующий требованиям, установленным Государственной программой. Подтверждением участия соотечественника в Государственной программе является свидетельство участника Государственной программы установленного Правительством Российской Федерации образца.

Член семьи участника Государственной программы - лицо, переселяющееся совместно с участником Государственной программы на постоянное место жительства в Российскую Федерацию. К членам семьи участника Государственной программы относятся:

супруг (супруга);

дети, в том числе усыновленные или находящиеся под опекой (попечительством);

родители участника Государственной программы и его супруги (супруга), родные сестры и братья участника Государственной программы и его супруги (супруга);

дети родных сестер и братьев участника Государственной программы и его супруги (супруга), в том числе усыновленные или находящиеся под опекой (попечительством), бабушки, дедушки, внуки.

Пунктом 15 Государственной программы установлено, что решение соотечественника об участии в Государственной программе оформляется путем подачи им личного заявления в уполномоченный орган в стране своего постоянного проживания.

Согласно пункту 16 Государственной программы соотечественники, являющиеся иностранными гражданами, постоянно или временно проживающие на законном основании на территории Российской Федерации либо прибывшие на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке, признанные беженцами на территории Российской Федерации или получившие временное убежище на территории Российской Федерации, вправе подать заявление об участии в Государственной программе и получить на территории Российской Федерации свидетельство участника Государственной программы.

Участнику Государственной программы выдается свидетельство установленного Правительством Российской Федерации образца (пункт 18 Государственной программы).

Пунктом 44 Государственной программы установлено, что участники Государственной программы и члены его семьи, переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, при ввозе товаров для личного пользования, включая транспортные средства, освобождаются от уплаты таможенных платежей в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.

В соответствии с пунктом 46 Государственной программы свидетельство участника Государственной программы является документом, подтверждающим право переселенца на провоз личного имущества через Государственную границу Российской Федерации на указанных в Государственной программе условиях.

В соответствии с пунктом 26 Положения об организации работы с соотечественниками, проживающими за рубежом и желающими добровольно переселиться в Российскую Федерацию, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2007 № 403, свидетельство подтверждает статус участника Государственной программы, его права и обязательства, права и обязательства членов его семьи, а также обязательства по предоставлению государственных гарантий и социальной поддержки, предусмотренных для выбранной категории территории вселения, в том числе обязательства субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации Государственной программы.

В силу п. 8 Описания бланка свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2006 № 817, на станице 2 бланка свидетельства проставляются отметки о постановке на учет в качестве участника Государственной программы в территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации. Отметки производятся путем проставления оттиска штампа либо путем внесения записи с указанием дня постановки на учет и наименование территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Исходя из указанных положений Государственной программы, суд обоснованно исходил из того, что документом, подтверждающим право переселенца на провоз личного имущества через государственную границу Российской Федерации является свидетельство участника, в котором дата проставления на странице 2 бланка отметки о регистрации в территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации, является датой выдачи свидетельства.

Согласно отметке на странице 2 бланка свидетельства участника Государственной программы , участник Государственной программы и члены его семьи, в том числе административный истец, поставлены на учет в территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации в Рязанской области (выбранный субъект Российской Федерации в качестве территории вселения) 27.08.2016.

Учитывая, что декларация подана Яковина В.Т. на Московский таможенный пост Тульской таможни и зарегистрирована таможенным органом 07.05.2018, срок установленный подпунктом «б» пункта 6 Перечня истцом пропущен.

В соответствии с пунктом 11 Порядка при несоблюдении декларантом условий, предусмотренных международными договорами и актами, составляющими право Союза, таможенный орган отказывает в выпуске товаров.

Выводы суда о соблюдении ответчиком порядка принятия оспариваемого решения соответствуют требованиям закона.

С доводами Яковина о том, что датой выдачи документа, подтверждающего признание иностранного физического лица переселившимся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, в его случае является дата проставления отметки о регистрации по месту жительства в паспорте гражданина Российской Федерации, приведенные со ссылкой на положения Закона Российской Федерации от 25.06.93 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», суд первой инстанции обосновано не согласился, указав, что они основаны неправильном толковании закона.

Уважительных причин нарушения установленного срока истцом при обращении с заявлением не приведено, и на наличие таких обстоятельств в ходе рассмотрения дела Яковина В.Т. также не ссылался.

При таких обстоятельствах, суд пришел к верному выводу б отсутствии оснований для освобождения административного истца от уплаты таможенных платежей на ввоз на таможенную территорию Таможенного союза транспортного средства <данные изъяты>, поскольку административным ответчиком легитимно, в установленные сроки и в рамках своих полномочий принято оспариваемое решение.

Доводы апелляционной жалобы о том, что переселившимся на постоянное место жительства является лицо прибывшее в регион переселения и в данном случае начало течения установленного срока для реализации права на освобождение от таможенных платежей надлежит исчислять с даты принятия лица на регистрационный учет по месту жительств в Российской Федерации, несостоятельны. Данные доводы были предметом проверки суда первой инстанции и им дана надлежащая оценка в обжалуемом судебном постановлении.

Иных доводов апелляционная жалоба по существу не содержит.

Материалы дела свидетельствуют о том, что предусмотренные ст. 310 КАС РФ основания для отмены решения суда в апелляционном порядке отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 308, 309 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Привокзального районного суда от 9 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Яковины Василия Тимофеевича – без удовлетворения.

Председательствующий: