Дело № 33-3249 Судья Елисеева М.В.
Стр. 54
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
25 декабря 2012 года город Тула
Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Бобковой С.А.,
судей Полосухиной Н.А., Чернецовой Н.А.,
при секретаре Макаровой Н.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения <адрес> «Управление социальной защиты населения <адрес>» на решение Новомосковского городского суда Тульской области от 2 октября 2012 года по иску Шуева В.И. к Государственному учреждению <адрес> «Управление социальной защиты населения <адрес>», Министерству здравоохранении и социального развития <адрес>, Министерству финансов <адрес> о признании права на субсидию по оплате жилья.
Заслушав доклад судьи Полосухиной Н.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
Шуев В.И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению <адрес> «Управление социальной защиты населения <адрес>» (далее по тексту - ГУ ТО «УСЗН <адрес>») о признании права на субсидию по оплате жилья.
В обоснование заявленных требований истец сослался на то, что он проживает в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, с семьей, состоящей из четырех человек.
Он является пенсионером и инвалидом 3 группы. Доход его семьи за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составил <...> руб. <...> коп., таким образом, среднемесячный доход семьи составляет <...> руб. <...> коп., а среднедушевой доход – <...> руб. <...> коп., что ниже прожиточного минимума.
По указанному основанию он обратился к ответчику с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, однако в ее предоставлении Шуеву В.И. было отказано в связи с включением в расчет дохода их семьи ежемесячных денежных выплат.
Полагая указанные действия ответчика незаконными, истец просил суд признать право на получение жилищной субсидии на оплату расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <...> руб. <...> коп. ежемесячно и обязать ответчика выплатить ее.
Определением суда к участию в деле привлечены Министерство здравоохранения и социального развития <адрес> и Министерство финансов <адрес>.
Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал, уточнил их и просил признать право на предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и обязать ГУ <адрес> «УСЗН <адрес>» предоставить ему с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Представитель ответчика - ГУ <адрес> «УСЗН <адрес>» по доверенности ФИО2, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований ФИО1 и пояснила, что в соответствии с п. 34 Правил предоставления субсидий по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 761 от 14.12.2005 г., совокупный доход гражданина в целях предоставления субсидии исчисляется по правилам, установленным в абз. 2 ст. 5 и ст. ст. 6-12 Федерального закона «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания малоимущими и оказания им государственной социальной помощи». Из перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 512 от 20.08.2003 г., следует, что в состав доходов включаются пенсии, компенсационные выплаты и дополнительное материальное обеспечение пенсионеров, денежные эквиваленты льгот и социальных гарантий, установленных органами государственной власти РФ, субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями.
В связи с этим при реализации постановления Правительства РФ от 14.12.2005 г. № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» в совокупный доход семьи следует, в частности, учитывать ежемесячные денежные выплаты, установленные федеральным и региональным законодательством; ежемесячные денежные выплаты, установленные для инвалидов.
Представитель ответчика – Министерства здравоохранения и социального развития <адрес> по доверенности ФИО3, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в представленном суду письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика – Министерства финансов <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в письменных возражениях просил в иске ФИО1 к Министерству финансов <адрес> отказать, ссылаясь на то, что Министерство не решает вопросы предоставления гражданам мер социальной поддержки, а является финансовым органом исполнительной власти <адрес>, в задачи которого входит организация исполнения закона <адрес> о бюджете <адрес>.
Руководствуясь ст. 167 ГПК Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие указанных выше не явившихся участвующих в деле лиц.
Решением Новомосковского городского суда Тульской области от 2 октября 2012 года исковые требования ФИО1 удовлетворены, за ним признано право на предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, на Государственное учреждение «Управление социальной защиты населения <адрес>» возложена обязанность представить истцу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В апелляционной жалобе ГУ <адрес> «УСЗН <адрес>» просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное. Указывает, что судом необоснованно исключены из совокупного дохода семьи ФИО1 единовременные денежные выплаты, установленные ст. 27.1 Закона РФ № 1244-1 от 15.05.1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», ст. 28.1 Федерального закона РФ № 181-ФЗ от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», которые производятся истцу и членам его семьи, в связи с чем просит постановленное решение отменить и отказать в удовлетворении исковых требований ФИО1 в полном объеме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика ГУ ТО «УСЗН <адрес>» по доверенности ФИО4, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1. ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Разрешая спорные правоотношения, суд первой инстанции установил обстоятельства, имеющие значение для дела, проверил доводы и возражения сторон по существу спора и обоснованно пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Этот вывод мотивирован в постановленном по делу решении, подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ, и не противоречит требованиям материального закона, регулирующего спорные правоотношения.
Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг регламентировано статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно частям 2 и 3 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации право на субсидии имеют граждане: пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений.
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 данной статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.
На основании части 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановления и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761.
В соответствии с пунктом 2 данных Правил субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Согласно пункту 6 указанных Правил, субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 Правил, предоставляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением документов, указанных в пункте 8 Правил.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ФИО1 является собственником двухкомнатной квартиры по адресу: <адрес>, в которой проживают ФИО1, истец по делу, его супруга - Ш.Л.В., и несовершеннолетние дети Ш.И.В. и Ш.Е.В., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии 71-АА №, справкой ООО «Н» и не оспаривалось участвующими в деле лицами.
Согласно справке серии № от ДД.ММ.ГГГГ истцу установлена третья группа инвалидности.
По делу установлено, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратился в ГУ <адрес> Управление социальной защиты населения <адрес>» с письменным заявлением о предоставлении жилищной субсидии, приложив необходимые документы.
Из материалов выплатного дела ФИО1, в частности, справки о расчетной сумме начисленной субсидии от ДД.ММ.ГГГГ и расчета субсидии, усматривается, что ГУ <адрес> «УСЗН <адрес>» не предоставило ФИО1 субсидию на оплату жилья и коммунальных услуг, включив в совокупный доход его семьи ежемесячные денежные выплаты, установленные ст. 27.1 Закона РФ от 15.05.1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», которые выплачиваются ФИО1 и членам его семьи, а также сумму ежемесячной денежной выплаты, установленной ст. 28.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Порядок исчисления совокупного дохода семьи получателя субсидий установлен разделом 5 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 г. № 761.
Согласно п. 34 Правил совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина в целях предоставления субсидии исчисляется по правилам, установленным в абзаце втором статьи 5 и статьях 6 - 12 Федерального закона «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи», с учетом:
а) видов доходов, указанных в пункте 1 перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. № 512, за исключением денежных эквивалентов полученных членами семьи льгот и социальных гарантий, установленных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в том числе льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемых гражданам в виде скидок в оплате. Указанное изъятие применяется также в отношении одиноко проживающих граждан;
б) денежных выплат, предоставленных гражданам в качестве мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг;
в) доходов, полученных от сдачи жилых помещений в поднаем;
г) компенсаций на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, выплачиваемых отдельным категориям граждан;
д) денежных средств, выделяемых опекуну (попечителю) на содержание подопечного;
е) денежных средств, направленных на оплату обучения в образовательных учреждениях всех типов, в случаях, когда такая оплата производится не из собственных доходов обучающихся либо проживающих совместно с ним членов его семьи, а за счет средств иных лиц, предоставляемых на безвозмездной и безвозвратной основе;
ж) доходов, полученных от заготовки древесных соков, сбора и реализации (сдачи) дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод, лекарственных и пищевых растений или их частей, других лесных пищевых ресурсов, а также технического сырья, мха, лесной подстилки и других видов побочного лесопользования;
з) доходов охотников-любителей, получаемых от сдачи добытых ими пушнины, мехового или кожевенного сырья либо мяса диких животных.
Согласно в абзацу второму статьи 5 и статьям 6 - 12 Федерального закона 5апреля2003года №44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» (с последующими изменениями) доходы, полученные семьей или одиноко проживающим гражданином от организаций, индивидуальных предпринимателей, использования земельных участков в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг, плодов, продукции), иного имущества, определяются как стоимость этих товаров (работ, услуг, плодов, продукции), иного имущества, исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, установленном статьей 40 части первой Налогового кодекса Российской Федерации. В указанные доходы не включаются плоды и продукция, которые получены на земельном участке и использованы для личного потребления членов семьи или одиноко проживающего гражданина.
Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Доходы семьи или одиноко проживающего гражданина, получаемые в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату фактического получения этих доходов.
Доходы каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина учитываются до вычета налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Сумма заработной платы, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, предусмотренная системой оплаты труда и выплачиваемая по результатам работы за месяц, учитывается в доходах семьи или одиноко проживающего гражданина в месяце ее фактического получения, который приходится на расчетный период.
При иных установленных сроках расчета и выплаты заработной платы, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, сумма полученной заработной платы, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, делится на количество месяцев, за которые она начислена, и учитывается в доходах семьи или одиноко проживающего гражданина за те месяцы, которые приходятся на расчетный период.
Суммы оплаты сезонных, временных и других видов работ, выполняемых по срочным трудовым договорам, доходов от исполнения договоров гражданско-правового характера, а также доходов от предпринимательской и иной деятельности делятся на количество месяцев, за которые они начислены (получены), и учитываются в доходах семьи или одиноко проживающего гражданина за те месяцы, которые приходятся на расчетный период.
Доходы, полученные членом крестьянского (фермерского) хозяйства, учитываются в его доходах или в доходах его семьи исходя из размеров, установленных заключенным в определенном законодательством Российской Федерации порядке соглашением (договором) между членами крестьянского (фермерского) хозяйства об использовании плодов, продукции и доходов, которые получены в результате деятельности этого хозяйства.
Доходы, полученные от реализации плодов и продукции личного подсобного хозяйства, учитываются в сумме доходов семьи или одиноко проживающего гражданина исходя из утверждаемых в субъектах Российской Федерации нормативов чистого дохода в стоимостном выражении от реализации полученных в личном подсобном хозяйстве плодов и продукции.
Суммы доходов от сдачи в аренду (наем) недвижимого и иного имущества делятся на количество месяцев, за которые они получены, и учитываются в доходах семьи или одиноко проживающего гражданина за те месяцы, которые приходятся на расчетный период.
При этом, согласно пп. «б» п. 35 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 г. № 761, при исчислении размера совокупного дохода семьи или одиноко проживающего гражданина не учитываются до вступления в силу соответствующего федерального закона сумма ежемесячной денежной выплаты, установленной в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 г. № 3061-1), Федеральными законами «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 2 января 2000 г. № 40-ФЗ), «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».
Содержание указанных нормативных правовых актов свидетельствует о том, что оснований для включения в расчет совокупного дохода семьи истца для назначения денежной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ежемесячных денежных выплат, установленных ст. 27.1 Закона РФ от 15.05.1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», которые выплачиваются ФИО1 и членам его семьи, а также суммы ежемесячной денежной выплаты, установленной ст. 28.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», не имеется.
Ссылку ответчика на порядок определения общей суммы материального обеспечения пенсионера, установленный ч. 1 ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», судебная коллегия не может отнести к числу состоятельных.
Так, статьей 12.1 данного Федерального закона установлено, что общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации.
Установленный частью 2 данной нормы порядок применяется для подсчета общей суммы материального обеспечения пенсионера при выплате социальной доплаты к пенсии, которая представляет собой предоставление гражданину (пенсионеру) денежной суммы к пенсии с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, которые предусмотрены этим Федеральным законом, иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъектах Российской Федерации по месту его жительства или месту пребывания, за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и состоит из федеральной социальной доплаты к пенсии или региональной социальной доплаты к пенсии.
На определение же критериев нуждаемости граждан в иных видах государственной социальной помощи, в том числе субсидий, этот порядок названным Федеральным законом не распространен.
При таких обстоятельствах, исходя из приведенных выше положений закона, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оснований для включения в расчет совокупного дохода семьи истца для назначения денежной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ежемесячных денежных выплат, установленных ст. 27.1 Закона РФ от 15.05.1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», которые выплачиваются ФИО1 и членам его семьи, а также суммы ежемесячной денежной выплаты, установленной ст. 28.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», не имеется, и удовлетворил заявленные истцом требования.
Доводы апелляционной жалобы представителя ГУ <адрес> «УСЗН <адрес>» по существу аналогичны тем, которые являлись предметом исследования суда первой инстанции, основаны на ошибочном толковании приведенных выше норм материального права, регулирующего спорные правоотношения, направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств и представленных в их подтверждение доказательств, получивших надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. ст. 67, 198 ГПК РФ в постановленном по делу решении и, как не опровергающие правильности выводов суда, не могут служить основанием для его отмены.
Нарушений судом норм процессуального права, которые являются безусловным основанием к отмене решения суда, или норм материального права, которые могли привести к принятию неправильного решения, судом второй инстанции не установлено.
По приведенным мотивам судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения постановленного по делу решения по доводам, изложенным в апелляционной жалобе ГУ <адрес> «УСЗН <адрес>».
Руководствуясь ст. 328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Новомосковского городского суда Тульской области от 2 октября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения <адрес> «Управление социальной защиты населения <адрес>» – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи