№ 33-2646 судья Черникова Н.Е.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 августа 2018 года город Тула
Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Федоровой С.Б.,
судей Алдошиной В.В., Копаневой И.Н.,
при секретаре Балакиной А.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Новомосковск Тульской области (межрайонное) на решение Новомосковского городского суда Тульской области от 31 мая 2018 года по делу по иску Натарова С.И. к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Новомосковск Тульской области (межрайонное) о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
Заслушав доклад судьи Алдошиной В.В., судебная коллегия
установила:
Натаров С.И. обратился в суд с иском к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Новомосковск Тульской области (межрайонное) о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование исковых требований указал, что 12 апреля 2018 года обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по Списку №1, однако ему было отказано, в связи с отсутствием требуемого специального стажа, в специальный стаж не был включен период службы в Вооруженных Силах СССР с 16.05.1984 года по 21.05.1986 года, после которого следовала работа по Списку №1, просил признать за ним право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.1 ч.1 ст.30 Федерального Закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», обязать ответчика назначить пенсию с 12.04.2018 года.
В судебном заседании истец Натаров С.И. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика по доверенности Шитикова В.С. в судебном заседании иск не признала.
Решением Новомосковского городского суда Тульской области от 31 мая 2018 года исковые требования Натарова С.И. к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Новомосковск Тульской области (межрайонное) о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости удовлетворены.
Суд признал за Натаровым С.И. право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.1 ч.1 ст.30 Федерального Закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», обязал ответчика назначить Натарову С.И. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.1 ч.1 ст.30 Федерального Закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 12 апреля 2018 года.
В апелляционной жалобе государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Новомосковск Тульской области (межрайонное) ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Новомосковск Тульской области (межрайонное), согласно доверенности Шитикову В.С., поддержавшую доводы апелляционной жалобы и просившую решение суда отменить, судебная коллегия не находит основания для отмены судебного решения.
Согласно п.1 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях» (далее - Закон №400-ФЗ) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам;
Частью 2 ст.30 Закона №400-ФЗ предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
На основании ч.3 ст.30 Закона №400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Правом на досрочное назначение пенсии в соответствии со Списком №1, утвержденным Постановлением кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года №10, пользуются рабочие, занятые на ремонте, профилактике и обслуживании аппаратурного оборудования в производствах, перечисленных в Списке №1.
В силу п.1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 года №665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости работникам, занятым на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, применяется Список №1, утвержденный Постановлением кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года №10.
В соответствии с п.3 Постановления от 16.07.2014 года №665, исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 года №516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Пунктом 14 Разъяснений «О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12,78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденных Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 года №5, работникам специализированных ремонтных организаций, цехов, участков, постоянно полный рабочий день занятым на работах, дающих право на пенсию в связи с особыми условиями труда, специальный трудовой стаж исчисляется по общим правилам. Если же указанные работники постоянно на этих работах не заняты, то специальный трудовой стаж исчисляется им по фактически отработанному времени. При этом, минимальной расчетной величиной может быть только рабочий день, в течение которого работник был в особых условиях труда.
Как следует из материалов дела, 12 апреля 2018 года истец обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по Списку №1, однако ему было отказано, в связи с отсутствием требуемого специального стажа, в специальный стаж не был включен период службы в Вооруженных Силах СССР с 16.05.1984 года по 21.05.1986 года.
Судом установлено, что Натаров С.И. состоял в штате специализированного ремонтного цеха. Данная специальность предусмотрена Списком №1 разделом VIII подраздел А позиция 1080А010 «Рабочие, мастера и старшие мастера, механики и энергетики цехов, занятые на ремонте, профилактике и обслуживании технологического оборудования и электрооборудования в производствах, перечисленных в Списке№1».
В период с 11.05.1984 года по 21.05.1986 года истец проходил службу в Вооруженных Силах СССР.
Согласно трудовой книжке с 22.09.1986 года Натаров С.И. принят на работу в должности слесаря по ремонту аппаратурного оборудования в цехах химического производства.
Как следует из льготно-уточняющей справки ОАО «СТРОМ» от 24.12.2003 года, характер работы истца был с вредными условиями труда по Списку №1 с 22.09.1986 года по 31.12.1990 года.
Из выписки записи работ и отработанному времени Натарова С.И. в цехах с вредными и особо вредными условиями труда, дающим право на льготную пенсию, усматривается, что с сентября 1986 года по декабрь 1990 года работа Натарова С.И. проходила во вредных условиях труда, в том числе, в сентябре 1986 года отработано 7 рабочих дней по Списку №1.
Приходя к верному выводу об обоснованности исковых требований, суд первой инстанции правильно исходил из того, что в период службы Натарова С.И. в Вооруженных Силах СССР действовало Положение о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года №590.
В абз.7 п.14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях», Закон СССР от 15 мая 1990 года «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года №2-П указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
В пп."к" п.109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года №590 (действовавшего в период возникновения спорных отношений), было определено, что в общий стаж работы засчитывается в числе прочих оснований служба в составе Вооруженных Сил СССР.
При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (пп. "а" и "б" п.16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (пп. "в" п.16) периоды, указанные в подпунктах "к" и "л", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода (п.109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий).
Таким образом, в соответствии с указанным Положением период прохождения службы может быть включен в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. В данном случае истец просил приравнять период службы в армии к работе во вредных условиях труда, которая следовала за службой.
Поскольку, период работы истца по Списку №1 следовал за окончанием периода службы в Вооруженных Силах СССР, данный период подлежит зачету при исчислении специального стажа истца.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с указанным выводом, поскольку судом первой инстанции правильно определен характер спорных правоотношений, с достаточной полнотой исследованы обстоятельства дела, имеющие значение для правильного его разрешения. Выводы суда, положенные в основу обжалуемого решения, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждены исследованными судом доказательствами в их совокупности, удовлетворяющими требования закона об их относимости и допустимости, содержат исчерпывающие суждения из установленных фактов, оценка которых произведена судом по правилам ст.67 ГПК РФ.
При таких обстоятельствах вывод суда о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Натарова С.И. о включении в его специальный стаж периода службы в Вооруженных Силах СССР с 16.05.1984 года по 21.05.1986 года является правильным.
Поскольку с учетом вышеприведенного периода, обоснованность включения которого нашла свое подтверждение в ходе судебного разбирательства по делу, на момент обращения истца в ГУ-УПФ РФ в г. Новомосковск Тульской области (межрайонное) у Натарова С.И. имелся необходимый страховой стаж работы для назначения пенсии, суд первой инстанции, учитывая положения ст. 8 Закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», пришел к обоснованному выводу об обязании назначить истцу досрочную страховую пенсию с 12 апреля 2018 года.
Доводы апелляционной жалобы ГУ-УПФ РФ в г. Новомосковск Тульской области (межрайонное) о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции не свидетельствуют, Положение о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года №590 не содержит изъятий о предоставленной льготе работникам с вредными условиями труда, что касается включения в специальный стаж службы в армии при определенных условиях. Эти условия истцом соблюдены
Все обстоятельства дела были проверены судом с достаточной полнотой, выводы суда соответствуют собранным по делу доказательствам и требованиям закона.
Нарушений судом норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, допущено не было, оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Новомосковского городского суда Тульской области от 31 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Новомосковск Тульской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи