№ 33а-948 судья Кузнецова Н.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 апреля 2019 года город Тула
Судебная коллегия по административным делам Тульского областного суда в составе
председательствующего Юрковой Т.А.,
судей Башкирова А.А., Щербаковой Н.В.,
при секретаре Кузнецове Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца Зотова В.А. на решение Пролетарского районного суда г. Тулы от 24 декабря 2018 г. по делу по административному иску Зотова В.А. к Межрайонной ИФНС России № 12 по Тульской области о признании незаконным решения, взыскании излишне взысканных налога, пени, процентов на сумму излишне взысканных налога, пени, судебных расходов.
Заслушав доклад судьи Юрковой Т.А., судебная коллегия
установила:
Зотов В.А. обратился в суд с административным иском к Межрайонной ИФНС России № 12 по Тульской области о признании незаконным решения, взыскании излишне взысканных налога, пени, процентов на сумму излишне взысканных налога, пени, судебных расходов, в котором просил признать незаконными действия налогового органа по взысканию с него налога на недвижимое имущество и пени, обязании административного ответчика произвести перерасчет налога по ставке налогообложения 0,5 % из кадастровой стоимости объекта ***, взыскании в его пользу переплаты по налогу в размере ***, процентов за пользование денежными средствами со дня, следующего за днем взыскания налога, по день фактического возврата переплаченных сумм по ставке рефинансирования Центрального банка России, взыскании расходов по оплате государственной пошлины в размере ***.
В обоснование заявленных требований административный истец Зотов В.А. указал на то, что является собственником недвижимого имущества с кадастровым номером *** ***, и обязан к уплате налога на указанное имущество.
Им получено уведомление № *** от 09.09.2017 об уплате налога на имущество в размере 24 ***. При этом налог был исчислен из 2% налоговой ставки на кадастровую стоимость объекта ***, в то время как кадастровая стоимость указанного недвижимого имущества на 2016 год по данным Росреестра Тульской области составляла 22***.
Налог им уплачен 03.12.2017. После поступило уведомление о начислении пени в размере ***, которые он также оплатил.
Считает, что расчет суммы налога произведен административным ответчиком неверно, поскольку принадлежащий ему на праве собственности объект недвижимости не включен в Перечень № 2391 объектов на 2016 год, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, также кадастровая стоимость объекта не превышает 300000000 рублей.
Полагает, что налог на объект недвижимости с кадастровым номером *** должен был быть рассчитан по ставке налогообложения 0,5%, исходя из кадастровой стоимости объекта 22 *** за расчетный период 6 месяцев, и составлять 55***, в связи с чем, имеется переплата налога в размере 19***.
30.07.2018 он обратился в УФНС РФ по Тульской области с жалобой в порядке ст. 137-139 Налогового кодекса РФ, однако 04.09.2018 по почте получил отказ в удовлетворении жалобы.
В судебном заседании административный истец Зотов В.А. требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просил их удовлетворить.
Представители административного ответчика Межрайонной ИФНС России № 12 по Тульской области по доверенности Чергинец М.Г., заинтересованного лица УФНС России по Тульской области по доверенности Грудина М.В. в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований, считая их необоснованными.
Решением Пролетарского районного суда г. Тулы от 24 декабря 2018 г. постановлено:
в удовлетворении административного искового заявления Зотова В.А. к Межрайонной ИФНС России № 12 по Тульской области о признании незаконным действий налогового органа по взысканию налога на недвижимое имущество и пени за 2016 год, об обязании произвести перерасчет налога на недвижимое имущество - объект с кадастровым номером ***, по налоговой ставке 0,5% из кадастровой стоимости объекта 22***, взыскании сумм переплаты по налогу и процентов за пользование денежными средствами, взыскании судебных расходов, отказать.
В апелляционной жалобе административный истец Зотов В.А. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, а также ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельства дела.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения административного истца Зотова В.А., представителя административного ответчика Межрайонной ИФНС России № 12 по Тульской области по доверенности Чергинец М.Г., представителя заинтересованного лица УФНС России по Тульской области по доверенности Петровой Г.А., обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Часть 1 ст. 46 Конституции РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.
Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами (ст. 4 КАС РФ).
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров (ч. 1 ст. 218 КАС РФ).
Как установлено судом и следует из материалов дела, Зотов В.А. на основании договора купли-продажи от 05.07.2016 является собственником объекта недвижимого имущества - нежилого помещения с кадастровым номером ***, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 11.07.2016.
Зотов В.А. является налогоплательщиком налога на имущество физических лиц в отношении принадлежащего ему на праве собственности объекта недвижимости.
09.09.2017 Зотову В.А. выставлено налоговое уведомление № *** об уплате налога на указанный объект недвижимости в размере 24*** за налоговый период шесть месяцев 2016 года с уплатой до 01.12.2017.
При этом, налог исчислен исходя из налоговой ставки 2 % налоговой ставки и кадастровой стоимости объекта в размере 24***. Согласно налоговому уведомлению Зотову В.А. надлежало уплатить налог на имущество физических лиц за вышеуказанный объект до 01.12.2017.
Зотовым В.А. налог уплачен 03.12.2017, что следует из квитанции об оплате от 03.12.2017.
В последующем, Зотову В.А. в связи с несвоевременной уплатой по налогу на имущество физических лиц начислены пени в размере ***, которые заявителем уплачены 15.05.2017.
08.12.2017 Зотов В.А. обратился в Управление ФНС России по Тульской области с заявлением о возврате сумм переплаты налога.
09.01.2018 Зотову В.А. отказано в удовлетворении заявления в связи с правомерностью его исчисления.
Считая, что имеет место излишне взысканный налог, Зотов В.А. обратился в суд за его взысканием.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции не нашел оснований для их удовлетворения, указав на то, что налоговым органом расчет налога, исходя из налоговой ставки в размере 2% и кадастровой стоимости объекта в размере 24*** исчислен правильно.
С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может.
Согласно ст. 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение суда является законным и обоснованным в том случае, если оно принято в точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Постановленное по делу решение указанным требованиям не отвечает.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (п.п. 3, 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ).
В силу п. 1 ст. 79 Налогового кодекса РФ налогоплательщик имеет право на возврат излишне взысканного с него налога, которое в соответствии с п. 2 данной статьи может быть реализовано путем обращения в суд в течение трех лет считая со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания.
Такие судебные способы защиты прав налогоплательщиков, как оспаривание ненормативных правовых актов налоговых органов и истребование излишне взысканного налога, являются независимыми, если иное прямо не следует из законодательства. При наличии нескольких возможных способов защиты права налогоплательщик имеет право выбора между ними. Избрав конкретный способ защиты своего права, частный субъект должен соблюдать сроки и процедуры (в том числе досудебные), как они установлены применительно к этому способу защиты права.
В рамках инициированной налогоплательщиком процедуры обжалования суд решает вопрос о законности ненормативного правового акта, а по ее результатам возможно признание незаконного акта недействительным, что, в частности, исключает последующее взыскание налога на его основании.
В том случае, когда налогоплательщик инициирует процедуру истребования излишне взысканного налога, суд также решает вопрос о законности ненормативного правового акта, но по ее результатам возможно обязание налогового органа возвратить налог, уже взысканный в излишней сумме на основании незаконного акта, без его признания недействительным.
Имущественные требования о взыскании излишне взысканной суммы налога налогоплательщик может предъявить в суд независимо от оспаривания ненормативных правовых актов налоговых органов, в том числе и по основаниям необоснованности начисления сумм налога, пеней, уплатив государственную пошлину в соответствующем размере (подпункт 1 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса РФ).
Налоги считаются взысканными, если их перечисление в бюджет произведено в связи с принятием соответствующего решения налогового органа. Следовательно, добровольное перечисление налогов во исполнение решения налогового органа не является препятствием для последующего возврата такого платежа, как излишне взысканного.
Соответственного, Зотов В.А., уплатив сумму налогов и пени на основании принятого налоговым органом решения от 09.09.2017 № ***, вправе поставить вопрос о возврате соответствующих сумм, как излишне взысканных в пределах сроков, установленных ст. 79 Налогового кодекса РФ, а суд должен исследовать вопрос о законности указанного решения.
Срок обращения с требованием о возврате излишне взысканных налога, пени Зотовым В.А. соблюден, поскольку о факте излишнего взыскания он узнал 01 декабря 2017 года, получив налоговое уведомление об уплате налога, в то время как в суд обратился 30 ноября 2018 года, то есть в течение трех лет считая со дня, когда лицо узнал о факте излишнего взыскания.
Статьей 57 Конституции РФ предусмотрено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
По смыслу подпункта 1 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса РФ вынесенные решения налогового органа должны быть законными и обоснованными, основываться на нормах действующего законодательства.
Исходя из положений ст. 3 Налогового кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы, страховые взносы), когда и в каком порядке он должен платить. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).
В соответствии со ст. 5 Налогового кодекса РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Федеральные законы, вносящие изменения в настоящий Кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования (ч. 1 ст. 5 Налогового кодекса РФ).
Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги, сборы и (или) страховые взносы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов и (или) плательщиков страховых взносов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют (ч. 2 ст. 5 Налогового кодекса РФ).
Положения, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на издаваемые в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством о налогах и сборах нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (ч. 5 ст. 5 Налогового кодекса РФ).
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам (ст. 15 Налогового кодекса РФ) и устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (ст. 399 Налогового кодекса РФ).
Решением Тульской городской Думы от 28.11.2014 № 4/75 «Об установлении и введении в действие на территории муниципального образования город Тула налога на имущество физических лиц» с 01.01.2015 на территории муниципального образования г. Тула введен налог на имущество физических лиц, налоговая база по которому определяется исходя из кадастровой стоимости.
При этом, налоговые ставки установлены в отношении: 1) жилых домов, квартир, комнат; объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом; единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы один жилой дом; гаражей и машино-мест; хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства, - 0,1 процента; 2) объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн. рублей, - 2,0 процента; 3) прочих объектов налогообложения - 0,5 процента.
Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога (ст. 17 Налогового кодекса РФ).
Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 Налогового кодекса РФ (ст. 400 Налогового кодекса РФ), к которому в том числе, относятся иное здание, строение, сооружение, помещение, расположенное в пределах муниципального образования (п. 1 ст. 400 Налогового кодекса РФ).
Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи (п. 1 ст. 402 Налогового кодекса РФ).
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым п. 10 ст. 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения (п. 3 ст. 402 Налогового кодекса РФ).
Налоговая ставка по налогу на имущество физических лиц в случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей; 0,5 процента в отношении прочих объектов налогообложения.
В соответствии с положениями ст. 403 Налогового кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ) налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей
В отношении объекта налогообложения, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого объекта на государственный кадастровый учет. Изменение кадастровой стоимости объекта имущества в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В силу ч. 3 ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости (с 01 января 2017 года - Единый государственный реестр недвижимости согласно ст. 6 Федерального закона от 03.07.2016 № 361-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации»).
Постановлением правительства Тульской области от 24.12.2012 № 766 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Тульской области» утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Тульской области по состоянию на 15.07.2012.
Постановлением правительства Тульской области от 12.09.2012 № 414 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Тульской области» утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Тульской области по состоянию на 15.07.2015.
Как следует из письма ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области от 28.03.2019 объект недвижимости с кадастровым номером ***30 учтен в Едином государственном реестре недвижимости 21.01.2016. Кадастровая стоимость внесена в Единый государственный реестр недвижимости 22.01.2016 в размере 22 ***, рассчитанная с использованием среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости на основании постановления правительства Тульской области от 24.12.2012 № *** в соответствии с п. 3.2 Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценке осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения пи изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, утвержденного Минэкономразвития РФ от 18.03.2011 № 113.
В связи с вступлением в законную силу постановления правительства Тульской области от 12.09.2016 № 414 кадастровая стоимость на объект недвижимости ***30 рассчитана в размере 24*** и внесена в Единый государственный реестр недвижимости 29.12.2016.
04.05.2018 в Единый государственный реестр недвижимости внесена кадастровая стоимость на объект недвижимости в размере 39 ***, установленная решением Тульского областного суда от 13.02.2018, дата применения кадастровой стоимости – 01.01.2017.
Аналогичные сведения содержатся и в имеющихся в материалах дела выписках из Единого государственного реестра недвижимости, представленных административным истцом.
Налоговым период для расчета налога на имущество физических лиц признается календарный год (ст. 405 Налогового кодекса РФ), следовательно, налоговый период определяется с 01 января по 31 декабря соответствующего года.
В настоящем деле оспаривается правомерность установления налога на имущество физических лиц за 2016 год, следовательно, для Зотова В.А. налоговым периодом будет являться шесть месяцев 2016 года.
Исходя из положений ст. ст. 5, 403 Налогового кодекса РФ установленная кадастровая стоимость объекта недвижимости на основании постановления правительства Тульской области от 12.09.2016 № 414 в размере 24 *** подлежала применению с 01.01.2017, в то время как для расчета налога за шесть месяцев 2016 года подлежала применению кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером ***30 в размере 22 ***, рассчитанная на основании постановления правительства Тульской области от 24.12.2012 № 766.
При таких обстоятельствах, исчисление налога на имущество физических лиц за шесть месяцев 2016 года исходя из кадастровой стоимости в размере 24 ***, указанной в налоговом уведомлении № *** от 09.09.2017, нельзя считать обоснованным.
В соответствии с п. 7 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее в настоящей статье - перечень).
Как следует из пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ), налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно п. 3 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ) в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (п. 9 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ).
Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, согласно п. 7 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ определяет уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, каковым по состоянию на 27 ноября 2015 года являлось министерство экономического развития Тульской области.
27.11.2015 министерством экономического развития Тульской области издано распоряжение № 2391 «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год».
Пунктом 1 распоряжения определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год.
В названный Перечень в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, под номером *** включен без указания площади объект с кадастровым номером ***375, расположенный по адресу: ***.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках зарегистрированных правах на объект недвижимости от 21.12.2018 объект площадью 3808,3 кв.м с кадастровым номером ***375, расположенный по адресу: ***, является многоквартирным домом, количество этажей 5, в том числе подземных 1. Объект с кадастровым номером ***530, принадлежащий на праве собственности Зотову В.А., указан в данной выписке в графе «кадастровые номера помещений, машино-мест, расположенных в здании или сооружении».
В обоснование своей позиции сторона административного ответчика в ходе судебного разбирательства дела указывала на то, что поскольку объект недвижимости с кадастровым номером ***530, принадлежащий на праве собственности Зотову В.А. входит в состав объекта с кадастровым номером ***375, включенного в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, то налог на имущество физических лиц, исчислен исходя из налоговой ставки в размере 2 %, правомерно.
При этом, указывалось на то, что при начислении налога налоговый орган исходил из сведений, предоставленных Управлением Росреестра по Тульской области, представленных в адрес налоговой инспекции и имеющейся в материалах дела (л.д. 110).
Однако суждения стороны административного ответчика о том, что поскольку здание включено в Перечень объектов недвижимого имущества, то и все помещения в нем, принадлежащие одному или нескольким собственника, подлежат налогообложению, исходя из кадастровой стоимости вне зависимости от отсутствия этих помещений в Перечне, судебная коллегия находит не применимым в настоящем деле.
Действительно, в письме Министерства финансов РФ от 16.03.2017 № *** «О применении положений ст. 378.2 Налогового кодекса РФ к помещениям, не вошедшим в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» изложена указанная правовая позиция. Однако в данном письме речь шла о налогообложении административно-деловых и торговых центров (комплексов) и помещений в них, а не многоквартирных домах.
Кроме этого, проанализировав сведения, представленные Росреестром, на которые административный ответчик ссылается в обоснование возражений по существу заявленного административного иска, судебная коллегия приходит к выводу о том, что представленные сведения не подтверждают включение спорного объекта в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, поскольку в нем указаны только наименование объекта, его собственник и кадастровая стоимость.
Самостоятельно объект недвижимости с кадастровым номером ***530, принадлежащий на праве собственности Зотову В.А., в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год не включен.
Доводы стороны административного ответчика о том, что из Росреестра в налоговый орган уже приходят сведения об объекте недвижимости, в отношении которого установлена налоговая ставка 2 %, сотрудник налогового органа не принимает участия в исчислении суммы налога, поскольку это происходит в автоматическом режиме, судебная коллегия находит несостоятельными.
Обязанности налогового органа регулируются ст. ст. 32-33 Налогового кодекса РФ. Подпункт 1 п. 1 ст. 32 содержит обязанность по соблюдению законодательства о налогах и сборах. Законодательство о налогах и сборах определяет порядок определения объекта налогообложения; налоговой базы; налогового периода; налоговой ставки; исчисления налога и сроки уплаты налога. Тем самым, обязанность по правильному определению названных элементов налогообложения относится не только к налогоплательщику, но и к налоговому органу.
В связи с чем, при администрировании налога на имущество физических лиц налоговый орган обязан соблюдать законодательство о налогах и сборах и правильно и обоснованно исчислять налоги.
То обстоятельство, что объект недвижимости с кадастровым номером ***530 вошел в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, само по себе не подтверждает обоснованность исчисления в отношении спорного объекта налога на имущество физических лиц за 2016 год, исходя из налоговой ставки 2%.
Принимая во внимание, что объект недвижимости с кадастровым номером ***530 самостоятельно не включен в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, свидетельство о государственной регистрации права от 11.07.2016, выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках зарегистрированных правах на объект недвижимости, кадастровый паспорт на данный объект недвижимости не содержат указание на то, что спорный объект является административно-деловым центром, а также используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо фактически используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, установление вида фактического использования нежилого помещения применительно к ст. 378.2 Налогового кодекса РФ не относится к компетенции налогового органа, а определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений), учитывая предписание федерального законодателя о толковании всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика (п. 7 ст. 3 Налогового кодекса РФ), то судебная коллегия приходит к выводу о том, что исчисление налоговой ставки в размере 2% в отношении объекта налогообложения с кадастровым номером ***530 – нежилого помещения, принадлежащего на праве собственности Зотову В.А., противоречит положения ст. 378.2, 406 Налогового кодекса РФ и влечет нарушение прав административного истца как собственника и плательщика налога на имущество физических лиц.
Зотов В.А. неоднократно, в том числе и в порядке ст. 137-139 Налогового кодекса РФ, обращался в налоговый орган с требованием о перерасчете суммы налога по имущество на физических лиц, исходя из иных, чем указано в налоговом уведомлении № *** от 09.09.2017, налоговой базы и налоговой ставки, однако в этом ему было отказано.
Поскольку в ходе судебного разбирательства дела судебной коллегией установлено, что при исчислении Зотову В.А. налога на имущество физических лиц за шесть месяцев 2016 года налоговым органом необоснованно и неправомерно применены налоговая база в размере 24 *** и налоговая ставка в размере 2 % по основаниям, изложенным выше, то уплаченные Зотовым В.А. суммы налога и исчисленные на нее пени, являются излишне взысканными, в пересчете суммы налога и пени заявителю налоговым органом отказано, то судебная коллегия полагает необходимым произвести перерасчет суммы налога на имущество физических лиц за шесть месяцев 2016 года, исходя из налоговой базы в размере кадастровой стоимости объекта недвижимости 22 ***, применив налоговую ставку 0,5%, и взыскать с Межрайонной ИФНС России № 12 по Тульской области в пользу Зотова В.А. излишне взысканный налог на имущество физических лиц за шесть месяцев 2016 года в размере 19 ***, излишне взысканные пени в размере ***, а также в соответствии с п. 5 ст. 79 Налогового кодекса РФ проценты на сумму излишне взысканного налога в размере 20075 рублей 99 копеек, проценты на сумму излишне взысканных пени в размере 07 рублей 28 копеек согласно следующему расчету.
излишне взысканный налог
24 ***. – сумма уплаченного налога
55 ***. – сумма налога на имущество физических лиц за шесть месяцев 2016 года, которая должна быть уплачена исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости в 2016 году в размере 22 *** (налоговая база) х 0,5% (налоговая ставка)
19 ***. – излишне взысканная сумма налога (24 ***. – 55 ***.)
проценты на сумму излишне взысканного налога необходимо исчислять с 05.12.2017, поскольку 03.12.2017 – дата уплаты, 04.12.2017 – дата зачисления соответствующей суммы в банк, 05.12.2017 – день, следующий за днем взыскания, 16.04.2019 – день вынесения решения
период с 05.12.2017 по 18.12.2017
8,25% - ставка рефинансирования
17 дней
17:360=0,047
0,047 х 8,25%= 0,38775
0,38775 х 194412 руб. 37 коп. : 100% = 753 руб. 83 коп.
период с 18.12.2017 по 12.02.2018
7,75% - ставка рефинансирования
54 дня
54:360=0,15
0,15 х 7,75%= 1,1625
1,1625 х 194412 руб. 37 коп. : 100% = 2260 руб. 04 коп.
период с 12.02.2018 по 26.03.2018
7,50% - ставка рефинансирования
44 дня
44:360=0,15
0,15 х 7,50%= 0,9
0,9 х 194412 руб. 37 коп. : 100% = 1749 руб. 71 коп.
период с 26.03.2018 по 17.09.2018
7,25% - ставка рефинансирования
171 день
171:360=0,475
0,475 х 7,25%= 3,44375
3,44375 х 194412 руб. 37 коп. : 100% = 6695 руб. 08 коп.
период с 17.09.2018 по 17.12.2018
7,50% - ставка рефинансирования
90 дней
90:360=0,25
0,25 х 7,50%= 1,875
1,875 х 194412 руб. 37 коп. : 100% = 3645 руб. 23 коп.
период с 17.12.2018 по 16.04.2019
7,75% - ставка рефинансирования
120 дней
120:360=0,33
0,33 х 7,75%= 2,5575
2,5575 х 194412 руб. 37 коп. : 100% = 4972 руб. 10 коп.
всего 20075 руб. 37 коп.
излишне взысканные пени
137 руб. 43 коп. – сумма уплаченных пени за два дня
30 руб.65 коп. – сумма пени, которая должна быть уплачена исходя из суммы налога 55 ***.
106 руб. 78 коп. – сумма излишне взысканных пени (137 руб.43 коп. - 30 руб.65 коп.)
проценты на сумму излишне взысканных пени необходимо исчислять с 17.05.2018, поскольку 15.05.2018 – дата уплаты, 16.05.2018 – дата зачисления соответствующей суммы в банк, 17.05.2018 – день, следующий за днем взыскания, 16.04.2019 – день вынесения решения
период с 17.05.2018 по 17.09.2018
7,25% - ставка рефинансирования
120 дней
120:360=0,33
0,33 х 7,25%= 2,3925
2,3925 х 106 руб. 78 коп. : 100% = 2 руб. 55 коп.
период с 17.09.2018 по 17.12.2018
7,50% - ставка рефинансирования
90 дней
90:360=0,25
0,25 х 7,50%= 1,875
1,875 х 106 руб. 78 коп.: 100% = 2 руб.
период с 17.12.2018 по 16.04.2019
7,75% - ставка рефинансирования
120 дней
120:360=0,33
0,33 х 7,75%= 2,5575
2,5575 х 106 руб. 78 коп. : 100% = 2 руб. 73 коп.
всего 7 руб.28 коп.
В соответствии со ст. ст. 103, 106 КАС РФ судебные расходы состоят из госпошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
В пользу Зотова В.А. подлежат также взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины, исчисленные согласно подпунктом 1 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса РФ в пределах заявленных требований в размере 5*** рубля.
Учитывая, что судом первой инстанции допущены ошибки в применении и толковании норм материального права, выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, не соответствуют установленным обстоятельствам дела, что в соответствии со ст. ст. 309, 310 КАС РФ является основанием для отмены постановленного по делу судебного акта, то решение Пролетарского районного суда г. Тулы от 24 декабря 2018 года подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении заявленных Зотовым В.А. требований по основаниям, изложенным выше.
Руководствуясь ст. ст. 308, 309, 310 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Пролетарского районного суда г. Тулы от 24 декабря 2018 года отменить.
Постановить по делу новое решение, которым административные исковые требования Зотова Владимира Анатольевича к Межрайонной ИФНС России № 12 по Тульской области о признании незаконным решения, взыскании излишне взысканных налога, пени, процентов на сумму излишне взысканных налога, пени, судебных расходов удовлетворить.
Взыскать с Межрайонной ИФНС России № 12 по Тульской области в пользу Зотова Владимира Анатольевича излишне взысканный налог на имущество физических лиц за шесть месяцев 2016 года в размере 19 ***, проценты на сумму излишне взысканного налога в размере 20 ***, излишне взысканные пени в размере 106 рублей 78 копеек, проценты на сумму излишне взысканных пени в размере 07 рублей 28 копеек, судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 5 ***.