Дело № 33-4266 судья Казгалеева М.И.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 января 2016 года город Тула
Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Абросимовой Ю.Ю.,
судей Фатеевой Л.В., Алдошиной В.В.,
при секретаре Шаталиной К.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ в г. Узловая и Узловском районе на решение Узловского городского суда Тульской области от 2 ноября 2015 года по иску Жуковой В.К. к Государственному учреждению Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области о признании права на досрочную государственную пенсию.
Заслушав доклад судьи Абросимовой Ю.Ю., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Жукова В.К. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ в г. Узловая и Узловском районе о признании права на досрочную государственную пенсию.
В обоснование заявленных требований ссылалась на то, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она проживала в <адрес>, то есть на территории зоны с правом на отселение, что составило более трех лет, в связи с чем имеет право на льготу по снижению пенсии на первоначальную величину - два года и на 1 год за каждые три года проживания.
В период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она проживала в <адрес>, а с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, то есть более 25 лет, проживает в <адрес>, которые в указанный период относятся к зоне с льготным социально-экономическим статусом. Период её проживания в указанной зоне составляет более 25 лет, что дает ей снижение пенсионного возраста на 3 года.
Она обратилась в Управление Пенсионного Фонда РФ в г.Узловая и Узловском районе Тульской области за назначением пенсии по старости на льготных условиях, в чем ей на основании решения Комиссии Пенсионного фонда РФ в г.Узловая от ДД.ММ.ГГГГ отказано в связи с отсутствием требуемого пенсионного возраста, при этом указано, что в её случае льготы на снижение пенсионного возраста, предусмотренные ст.ст. 33 и 34 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», ФЗ № 166 от 15.12.2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» не суммируются.
Ссылаясь на указанные положения Закона, просила признать за ней право на досрочную государственную пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, обязав ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области назначить ей досрочную государственную пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании Жукова В.Н. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика ГУ-УПФ РФ в г.Узловая и Узловском районе по доверенности Колпинская И.И. в судебном заседании иск не признала, в его удовлетворении просила отказать. Полагала требования о снижении пенсионного возраста не подлежащими удовлетворению, поскольку на основании Закона РФ №1244-1 от 15.05.1991 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» право на пенсионное обеспечение может представляться по нормам ст. 33 или ст. 34, т.е. по одному из оснований, поскольку суммирование льгот по указанным статьям вышеназванным законом не предусмотрено.
Суд решил: исковые требования Жуковой В.К. удовлетворить.
Признать за Жуковой В.К. право на государственную пенсию по старости, обязав Государственное учреждение Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области назначить её и выплачивать Жуковой В.К. с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Государственного учреждения Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области в пользу Жуковой В.К. в возмещение расходов по оплате госпошлины <...> руб., а также расходов по оплате услуг представителя в размере <...> руб., а всего <...> руб..
В апелляционной жалобе ГУ-УПФ РФ в г.Узловая и Узловском районе Тульской области ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ГУ-УПФ РФ в г.Узловая и Узловском районе Тульской области по доверенности Колпинской И.И., судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены постановленного решения суда.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Жукова В.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной государственной пенсии по старости.
Решением ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в назначении пенсии в связи с недостаточным возрастом. Не согласившись с отказом в назначении пенсии Жукова В.К. обратилась в суд с настоящим иском.
На основании ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию имеют женщины, достигшие возраста 55 лет. Данный возраст, может быть снижен при наличии какой-либо льготы на назначение досрочной пенсии.
Согласно ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет.
Законом РФ № 1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с дополнениями и изменениями) установлены пределы права на снижение общеустановленного пенсионного возраста гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Частью первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7).
Пенсионное обеспечение указанной категории граждан регулируется
разделом IV «Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы» названного Закона, а также Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Согласно статьи 10, устанавливающей условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, пенсия по старости гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение, назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О страховых пенсиях в Российской Федерации», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»
Статьи 33 и 34 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривают, что гражданам, указанным в пункте 7 части первой статьи 13, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности; гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Исходя из примечания к ст.ст. 32-35 названного Закона РФ, установленная ими первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, что Жукова В.К. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживала в <адрес>. В период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она проживала в <адрес>, а с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время проживает в <адрес>. Указанные обстоятельства подтверждены справками РСК <...>, ООО «УК <...>.
Распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года № 237-р был утвержден Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения. Данным перечнем <адрес> был отнесен к зоне проживания с правом на отселение, а <адрес> - к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. В соответствии с постановлением Правительства РФ № 1582 от 18 декабря 1997 года статус <адрес> изменен, с ДД.ММ.ГГГГ он относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Кроме того, согласно копии трудовой книжки, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - обучалась на дневном отделении Новомосковского химико-механического техникума;
в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в <...>;
в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в <...>;
в период с ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ - в <...>;
в период с ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ - в <...>;
в период с ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ - в <...>;
в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в <...>;
с ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени работает в <...>.
Таким образом, на момент обращения истца за назначением пенсии стаж проживания в зоне проживания с правом на отселение вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС составляет 03 года 09 месяцев 08 дней с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и более 25 лет - за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время - в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В силу положений п. 7 ст. 13, ст.ст. 33, 35 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» № 1244-1 от 15 мая 1991 года истец имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста на первоначальную величину на 3 года за проживание в зоне с правом на отселение.
В силу положений п. 8 ст. 13, ст. 34, 35 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Жукова В.К. имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста за проживание в зоне с льготным социально экономическим статусом на 3 года.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации № 403-О от 11 июля 2006 года, положения статей 33 и 34 во взаимосвязи с пунктами 7 и 8 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и пунктом 2 статьи 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего нормативно-правового регулирования не лишают граждан права на досрочное назначение пенсии по старости с учетом периодов проживания в каждой зоне радиоактивного загрязнения - независимо от места проживания на момент обращения за назначением пенсии.
При суммировании величин уменьшения пенсионного возраста истца по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ общая величина составляет 6 лет.
Согласно положениям ст.ст. 33, 34 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Жукова В.К. имеет право на снижение пенсионного возраста на 5 лет.
Приняв во внимание, что истец имеет право на снижение пенсионного возраста за проживание и работу в различных зонах радиоактивного загрязнения, а также то, что Жуковой В.К. 50 лет исполнилось ДД.ММ.ГГГГ, а ДД.ММ.ГГГГ обратилась за назначением пенсии по старости с учетом снижения пенсионного возраста в соответствии со ст.ст.33, 34 Закона РФ № 1244-1, суд первой инстанции правомерно указал, что Жуковой В.К. пенсия по старости должна быть назначена с ДД.ММ.ГГГГ.
Вопрос о взыскании судебных расходов разрешен судом первой инстанции с учетом положений ст.ст. 88, 94, 98 Гражданского процессуального кодекса РФ. Данные расходы непосредственно связаны с рассмотрением заявленного иска и подлежат возмещению в указанном судом первой инстанции размере.
Правильно установив обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне и полно проверив доводы и возражения сторон, суд первой инстанции постановил законное решение в пределах заявленных требований.
Нарушений норм процессуального и материального права, которые в соответствии со ст. 330 ГПК РФ привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
Доводы жалобы относительно того, что законом №1244-1 от 15.05.91 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не предусмотрено суммирование льгот по уменьшению возраста выхода на пенсию в соответствии со ст. 30-37 указанного закона, то есть одновременное снижение возраста за работу на территории зоны проживания с правом на отселение и за проживание на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, по мнению судебной коллегии, являются несостоятельными, поскольку суд первой инстанции исходил из того обстоятельства, что вред, причиненный в связи с проживанием в различных зонах радиоактивного загрязнения возмещается в полном объеме.
С учетом приведенных обстоятельств решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований его отмены не имеется.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Узловского городского суда Тульской области от 2 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ-УПФ РФ в г. Узловая и Узловском районе – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи