НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Тульского областного суда (Тульская область) от 13.04.2017 № 33-1136

Дело № 33-1136 судья Бездетнова А.С.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 апреля 2017 года город Тула

Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:

председательствующего Абросимовой Ю.Ю.,

судей Алдошиной Т.Д., Фатеевой Л.В.,

при секретаре Маклиной Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Погудина А.А. на решение Советского районного суда г.Тулы от 26 января 2017 года по иску Погудина А.А. к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда РФ в городе Туле Тульской области о выплате средств пенсионных накоплений.

Заслушав доклад судьи Абросимовой Ю.Ю., судебная коллегия

установила:

Погудин А.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда РФ в городе Туле Тульской области о выплате средств пенсионных накоплений.

В обоснование заявленных требований ссылался на то, что являлся участником программы софинансирования пенсий, в 2014 году им были уплачены дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии в размере <данные изъяты> В специальной части его индивидуального лицевого счета застрахованного лица размер денежных средств пенсионных накоплений определен в соответствии с ч.2 ст.13 ФЗ от 30.04.2008 №56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений». Производя уплату дополнительных страховых взносов он полагал, что в соответствии с указанным ФЗ от 30.04.2008 №56-ФЗ ему будет определен и выплачен размер взноса на софинансирование пенсионных накоплений исходя из увеличенной в четыре раза суммы дополнительных страховых выплат, а именно <данные изъяты> Однако по его заявлению от 22.07.2015 ему была выплачена единовременная выплата средств пенсионных накоплений в размере <данные изъяты> В выплате оставшихся <данные изъяты> отказано по причине установления ему пенсии с учетом норм ФЗ от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». С отказом не согласен, поскольку на момент формирования указанных накоплений он являлся получателем пенсии в соответствии со ст.28.1 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», которая ему была назначена со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 3 года в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом. Данный Закон не предусматривает положений о порядке исчисления размера пенсии, в связи с чем размер пенсии может быть исчислен либо по нормам ФЗ от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», либо по нормам ФЗ от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». По наиболее выгодному варианту ему пенсия была исчислена по нормам ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ. По достижении 60 лет он за установлением трудовой пенсии не обращался. Просил суд обязать ответчика выплатить ему средства пенсионных накоплений с учетом четырехкратного софинансирования пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, в размере <данные изъяты>

В судебном заседании истец Погудин А.А. и его представитель по заявлению Погудина В.М. исковые требования поддержали, просили их удовлетворить.

Представитель ответчика ГУ-УПФ РФ в г. Туле по доверенности Морозова А.А. исковые требования не признала в связи с отсутствием оснований для удовлетворения иска.

Суд постановил решение, которым отказал Погудину А.А. в удовлетворении исковых требований.

В апелляционной жалобе Погудин А.А. ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения Погудина А.А., судебная коллегия приходит к следующему.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Погудин А.А., ДД.ММ.ГГГГ, с 16.05.2011 являлся получателем трудовой пенсии, назначенной с учетом положений Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а с 16.05.2014 – трудовой пенсии по старости на общих основаниях.

12.09.2013 Погудиным А.А.уплачены дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии в размере <данные изъяты>

19.12.2014 истцом были перечислены дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии в размере <данные изъяты>

Согласно выписке из специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица Погудина А.А. о его дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии, данные дополнительные страховые взносы софинансированы с применением государственной поддержки в порядке, установленном ч.2 ст.13 ФЗ от 30.04.2008 №56-ФЗ.

По заявлению истца от 25.07.2014 в соответствии с решением №3320 от 07.08.2014 Погудину А.А. была произведена единовременная выплата средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета, в сумме <данные изъяты>

22.07.2015 истец вновь обратился за единовременной выплатой средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета, в связи с чем ответчиком принято решение от 27.07.2015 о выплате Погудину А.А. <данные изъяты> то есть без учета четырехкратного размера взносов, софинансированных с применением государственной поддержки.

Суд первой инстанции правильно признал данное решение ответчика обоснованными.

Федеральным законом №56-ФЗ от 30.04.2008 «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» в целях стимулирования формирования пенсионных накоплений и повышения уровня пенсионного обеспечения граждан в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» определен порядок добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, установлен порядок и условия уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов работодателя, а также предоставления государственной поддержки формирования пенсионных накоплений.

Так, в соответствии со ст.ст.3-5 указанного Федерального закона участниками правоотношений по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, застрахованным лицом и/или его работодателем могут производиться платежи в целях формирования пенсионных накоплений.

В соответствии с п.4 ст.2 Федерального закона №56-ФЗ от 30.04.2008 государственная поддержка формирования пенсионных накоплений состоит во взносах на софинансирование формирования пенсионных накоплений, осуществляемых за счет средств Фонда национального благосостояния, образованного в составе федерального бюджета, и передаваемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в пользу застрахованного лица, уплатившего дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом.

Статьей 10 Федерального закона №56-ФЗ от 30.04.2008 (в редакции, действующей в спорный период) предусмотрено, что поступающие в Пенсионный фонд Российской Федерации суммы дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию и взносов работодателя до их отражения в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица инвестируются в порядке, установленном для инвестирования страховых взносов на финансирование накопительной пенсии в соответствии с Федеральным законом «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»(ч.1).

Дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию, взносы работодателя, а также доход от их инвестирования отражаются Пенсионным фондом Российской Федерации в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Из частей 1, 2, 3 ст.12 Федерального закона №56-ФЗ от 30.04.2008 следует, что право на получение государственной поддержки формирования пенсионных накоплений в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, имеют застрахованные лица, вступившие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в период с 1 октября 2008 года до 1 октября 2013 года. При этом застрахованные лица, вступившие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии после дня вступления в силу Федерального закона«О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», имеют право на получение государственной поддержки формирования пенсионных накоплений в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, в случае, если на день подачи заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии они не являются получателями ни одного из видов пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации либо ежемесячного пожизненного содержания, выплачиваемого пребывающему в отставке судье, за исключением лиц, которые являются получателями пенсий в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Государственная поддержка формирования пенсионных накоплений осуществляется в течение 10 лет начиная с года, следующего за годом уплаты застрахованными лицами дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию. Право на получение государственной поддержки формирования пенсионных накоплений предоставляется в текущем календарном году застрахованным лицам, уплатившим в предыдущем календарном году дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию в сумме не менее 2 000 рублей.

Согласно ч.1 ст.13 Федерального закона №56-ФЗ от 30.04.2008 размер взноса на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц определяется исходя из суммы дополнительных страховых взносов, уплаченной застрахованным лицом за истекший календарный год, но не может составлять более <данные изъяты> в год.

В силу ч.2 ст.13 Федерального закона №56-ФЗ от 30.04.2008 (в редакции от 12.03.2014 г., действовавшей до 01.01.2015) размер взноса на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц, достигших возраста, установленного п.1 ст.7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и не обратившихся за установлением ни одной из частей трудовой пенсии, определяется исходя из увеличенной в четыре раза суммы дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, уплаченной застрахованным лицом за истекший календарный год, но не может составлять более <данные изъяты> в год.

Размер взноса на софинансирование формирования пенсионных накоплений рассчитывается Пенсионным фондом Российской Федерации с учетом условий предоставления государственной поддержки формирования пенсионных накоплений, определенных настоящим Федеральным законом, в отношении каждого застрахованного лица на основании данных индивидуального персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования. Взносы на софинансирование формирования пенсионных накоплений включаются в состав пенсионных накоплений застрахованных лиц (п.3, 4 ст.13 Федерального закона №56-ФЗ от 30.04.2008).

Как видно из материалов дела, Погудин А.А. с 16.05.2011 являлся получателем трудовой пенсии, назначенной в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а с 16.05.2014 – трудовой пенсии по старости на общих основаниях.

Из исследованного пенсионного дела, следует, что 22.04.2011 истец обратился с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости на общих основаниях со снижением общеустановленного пенсионного возраста, расчет пенсии ему произведен по нормам ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с выплатой базовой и страховой частей трудовой пенсии.

Установив, что на момент участия в правоотношениях по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в 2014 году истец фактически являлся получателем базовой и страховых частей трудовой пенсии, суд первой инстанции, руководствуясь выше изложенными требованиями пенсионного законодательства, пришел к правильному выводу, что у ответчика не было правовых оснований для выплаты Погудину А.А. средств пенсионных накоплений с учетом четырехкратного софинансирования пенсионных накоплений, поскольку особые условия государственной поддержки (увеличение объема государственного софинансирования в четыре раза) установлены для граждан, достигших пенсионного возраста, имеющих необходимый стаж, но не обратившихся в территориальный орган пенсионного фонда за начислением пенсии (ч.2ст.13 Закона №56-ФЗ, ст.8 Закона от 28.12.2013 №400-ФЗ, ст.2 Закона от 30.11.2011 №360-ФЗ).

Доводы о том, что определение размера пенсии, назначенной с 16.05.2011 было произведено вне его выбора, противоречит поданному 22.04.2011 заявлению о назначении трудовой пенсии. Кроме того, на протяжении всего периода с 16.05.2011 истец фактически получал начисленную трудовую пенсию, включающую в составе расчета базовую и страховую часть, заявлений о переходе на социальную пенсию не подавал.

Утверждение о том, что в отсутствие заявления о назначении частей трудовой пенсии не имеется препятствий для произведения выплат софинансированных с применением государственной поддержки сумм пенсионных накоплений, противоречит вышеприведенным положениям законодательства.

То обстоятельство, что фактически произведен учет софинансированных с применением государственной поддержки сумм пенсионных накоплений истца с применением четырехкратного размера начислений, и размер его страховых взносов в этом размере учтен на его индивидуальном лицевом счете, что подтверждается выпиской от 08.11.2016, не может являться основанием в силу вышеприведенных положений законодательства для выплаты сумм пенсионных накоплений с учетом данных страховых взносов, что не умаляет пенсионных прав истца, поскольку увеличение суммы страховых взносов в порядке ч.2 ст.13 Федерального закона от 30.04.2008 №56-ФЗ производится из средств Фонда национального благосостояния, образованного в составе федерального бюджета, и передаваемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в пользу застрахованного лица, уплатившего дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, и истец своими средствами в данном процессе не участвует.

Мотивы, по которым суд пришел к таким выводам, подробно изложены в судебном решении, не вызывают сомнения у судебной коллегии.

Вывод суда основан на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст.67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Доводы истца, изложенные в апелляционной жалобе, о том, что он не является получателем ни одной из частей трудовой пенсии, поскольку пенсия ему была назначена по другому Закону от 15.05.1991 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» основаны на неправильном толковании пенсионного законодательства и опровергаются обстоятельствами дела, установленными судом, о том, что Погудин А.А. является получателем трудовой пенсии по старости, расчет которой произведен по нормам Закона «О трудовых пенсиях в РФ», но со снижением общеустановленного пенсионного возраста по нормам Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1.

Другие доводы не могут являться основанием к отмене судебного решения, поскольку по существу сводятся к иной оценке имеющихся в материалах дела доказательств и иному толкованию норм закона.

Нарушений норм процессуального и материального права, которые в соответствии со ст.330 ГПК РФ привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом первой инстанции не допущено.

С учетом приведенных обстоятельств решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г.Тулы от 26 января 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Погудина А.А. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи