Стр. 27
Дело № 33-324 судья Якушева С.И.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 марта 2014 года город Тула
Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Абросимовой Ю.Ю.,
судей Алдошиной В.В., Фатеевой Л.В.,
при секретаре Гусевой В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Савушкина Ю.И. по доверенности Пивоварова А.В. на решение Советского районного суда г. Тулы от 19 ноября 2013 года по делу по иску Савушкина Ю.И. к Управлению пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле о возложении обязанности по перерасчету досрочной трудовой пенсии по старости, взыскании недополученной суммы пенсии.
Заслушав доклад судьи Алдошиной В.В., судебная коллегия
установила:
Савушкин Ю.И. обратился в суд с иском к Управлению пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле об обязании произвести перерасчет досрочной трудовой пенсии по старости с применением повышенного отношения заработков 1,9 с 03.01.2002 г., взыскании с ответчика суммы недополученной трудовой пенсии по старости за период с 03.01.2002 г. по 01.01.2010 г. в размере <...> коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере <...>
В обоснование заявленных требований указал, что с 03.01.2002 г. является получателем досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.2 п.1 ст.27 ФЗ от 17.12.2001 г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ», при этом, общая продолжительность его трудовой деятельности в районных Крайнего Севера (РКС), составила 18 лет 08 мес. 15 дней.
Согласно перечню районных коэффициентов и надбавок, в г.Норильске районный коэффициент к заработной плате установлен в размере 1,8, следовательно, отношение среднемесячной заработной платы в РКС к среднемесячной заработной плате по стране учитывается не свыше 1,9.
Указал, что 11.10.2010 г. обратился к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии с применением повышенного отношения заработков 1,9 на основании справки о заработной плате, полученной из ПО «Норильскремонт» (РКС), в связи с чем с 01.01.2010 г. ответчиком был произведен перерасчет пенсии.
Считает, что перерасчет трудовой пенсии по старости должен быть произведен не с момента поступления заявления о перерасчете от 11.10.2010 г., а с 03.01.2002 г., то есть с момента первоначального установления трудовой пенсии по старости.
Письмом УПФ РФ в г.Туле № 12-С-04-14 от 12.08.2012 г. ему было отказано в перерасчете с даты назначения пенсии, поскольку на дату назначения пенсии в документах его пенсионного дела отсутствовала справка о заработной плате из ПО «Норильскремонт», в связи с чем, основания для перерасчета пенсии с применением повышенного отношения заработков 1,9 с 03.01.2002. отсутствуют.
Полагает, что отсутствие указанной справки не может являться основанием для ущемления его пенсионных прав, поскольку факт осуществления им трудовой деятельности в районах Крайнего Севера установлен и не оспаривался Управлением Пенсионного фонда по г. Туле.
Просил признать незаконным решение УПФ РФ в г. Туле № 12-С- 04-14 от 12.08.2013 г. об отказе в перерасчете трудовой пенсии и осуществлении выплаты недоплаченной суммы трудовой пенсии, обязать Управление Пенсионного фонда РФ в г. Туле произвести перерасчет трудовой пенсии по старости с учетом применения повышенного отношения заработков 1,9 с 03.01.2002г., взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ в г. Туле в его пользу сумму недоплаченной трудовой пенсии по старости с учетом применения повышенного отношения заработков 1,9 за период с 03.01.2002г. по 01.01.2010г. в размере <...>., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере <...>
В процессе судебного разбирательства истец уточнил заявленные требования, изменив основание иска, сославшись на положения ст.17 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», в соответствии с которой, размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
В судебное заседание истец Савушкин Ю.И. не явился, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Представитель истца по доверенности Бондаренко А.С. поддержал позицию своего доверителя.
Представитель ответчика по доверенности Морозова А.А. заявленные истцом требования не признала, просила в иске отказать.
Решением Советского районного суда г.Тулы от 19 ноября 2013 года Савушкину Ю.И. в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Савушкин Ю.И. ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, считая, что судом неправильно применены нормы пенсионного законодательства.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения Савушкина Ю.И., представителя Савушкина Ю.И. по доверенности Бондаренко А.С., поддержавших доводы апелляционной жалобы и просивших решение суда отменить, удовлетворив требования истца, возражения представителя УПФ РФ (ГУ) в городе Туле по доверенности Морозовой А.А., просившей отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене постановленного судом решения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, с 03.01.2002 г. Савушкин Ю.И. является получателем досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.2 п.1 ст.27 ФЗ от 17.12.2001г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ», размер которой на дату назначения составил <...>, в том числе, базовая часть-<...>., страховая-<...>
11.10.2010 г. Савушкин Ю.И. обратился к ответчику с заявлением об уточнении пенсионного капитала с применением повышенного отношения заработков, представив дополнительные документы, а именно справку о заработке за период с июня 1980 года по май 1987 года.
Письмом УПФ РФ в г.Туле от 23.01.2012 г. №12-С-0016 истцу было разъяснено, что поскольку обращение за перерасчётом пенсии последовало до 31.12.2010 г., то соответственно, уточнение пенсионного капитала истцу было произведено с 01.01.2010 г.
Также в письме был приведен расчет пенсии с применением повышенного отношения заработков и указано истцу на то, что отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в РФ (ЗР/ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2, а для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях установлены районные коэффициенты к заработной плате, это отношение учитывается в повышенных размерах - от 1,4 до 1,9, в зависимости от величины районного коэффициента. Так, в районах и местностях, где коэффициент составляет до 1,5 значение указанного отношения установлено в размере не свыше 1,4, при величине коэффициента от 1,5 до 1,8 - величина отношения не может превышать 1,7 и при коэффициенте от 1,8 и выше - соответствующее значение отношения установлено не свыше 1,9.
Поскольку истец работал в г. Норильске, где районный коэффициент к заработной плате установлен в размере 1,8, следовательно, отношение среднемесячной заработной платы истца к среднемесячной заработной плате по стране учитывается не свыше 1,9.
Размер пенсии истца с 01.01.2010 г. составил <...>., в том числе ФБР- <...>., страховая часть пенсии без ФБР-<...> <...>. (с учетом валоризации <...>
С 01.04.2010 г. согласно постановлению Правительства от 18.03.2010 г. № страховая часть пенсии проиндексирована на 6,3% и размер пенсии составил <...>., в том числе фиксированный базовый размер (ФБР) страховой части -<...> страховая часть (без учёта ФБР) - <...>
С 01.02.2011 согласно постановлению Правительства от 26.01.2011 № страховая пенсии истца проиндексирована на 8,8% и размер пенсии составил <...>., в том числе фиксированный базовый размер (ФБР) страховой части пенсии - <...>., страховая часть (без учёта ФБР) - <...>
Согласно п. 5 ст. 17 пенсия истца была откорректирована без заявительного порядка с учетом взносов начисленных работодателем и учтённых на лицевом счёте в системе обязательного пенсионного страхования в сумме <...>. Размер пенсии с 01.08.2011 составил <...> в том числе фиксированный базовый размер страховой части пенсии - <...>., страховая часть (без учёта ФБР) — <...>
Из письма УПФ РФ в г.Туле от 12.08.2013 г. №12-С-О-04-14 следует, что истцу повторно разъяснено, что перерасчет пенсии по справке о заработной плате, полученной пенсионным органом из ПО «Норильскремонт» с применением повышенного отношения заработков 1,9 произведен по нормам п.2 ст.30.3 ФЗ от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», согласно которому определение размера трудовой пенсии при перерасчете указанного размера в случаях, предусмотренных п.п.1-3 и 5 п.1 этой статьи, осуществляется с применением порядка и сроков, которые установлены ст. 20 настоящего федерального закона. Поскольку на момент назначения пенсии истцу в документах пенсионного дела справка о заработной плате из ПО «Норильсремонт» отсутствовала, основания для перерасчета пенсии с применением повышенного отношения заработка 1,9 с 03.01.2002 г. отсутствует.
Вышеуказанные обстоятельства объективно подтверждаются как пояснениями участвующих в деле лиц, так и письменными доказательствами, которые были предметом исследования суда первой инстанции.
Обращаясь в суд с заявленными требованиями, истец Савушкин Ю.И. просил признать незаконным решение УПФ РФ в г. Туле № 12-С- 04-14 от 12.08.2013 г. об отказе в перерасчете трудовой пенсии и осуществлении выплаты недоплаченной суммы трудовой пенсии, обязать Управление Пенсионного фонда РФ в г. Туле произвести перерасчет трудовой пенсии по старости с учетом применения повышенного отношения заработков 1,9 с 03.01.2002г., взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ в г. Туле в его пользу сумму недоплаченной трудовой пенсии по старости с учетом применения повышенного отношения заработков 1,9. за период с 03.01.2002г. по 01.01.2010г. в размере <...> рублей 89 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере <...>.
Разрешая заявленные требования, суд исходил из следующего.
В целях сохранения ранее приобретенных прав на трудовую пенсию пунктом 1 статьи 30 Федерального Закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
Согласно пункту 3 статьи 30 данного Закона, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.
Для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, установлено более высокое, чем для других граждан, соотношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации, учитываемое при оценке пенсионных прав, а именно: не свыше 1,4 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5; не свыше 1,7 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8; не свыше 1,9 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.
Пунктом 4 Разъяснения Министерства труда и социального развития РФ от 22 апреля 2003 года № 3 «О порядке применения пункта 2 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в части определения повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за пределами этих районов и местностей» предусмотрено, что повышенное отношение заработков определяется на основании сведений о заработной плате за периоды, предусмотренные пунктом 2 статьи 30 указанного Федерального закона, то есть за 2000 - 2001 годы либо за любые 60 месяцев до 01 января 2002 года, включающие периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При этом в состав заработка, приходящегося на эти периоды, должны входить выплаты по районному коэффициенту за периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях продолжительностью не менее одного полного месяца.
Статьей 29 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ предусмотрен перерасчет размеров трудовых пенсий по документам пенсионного дела.
Из представленных в апелляционную инстанцию материалов дела следует, что с 03.01.2002 г. Савушкин Ю.И. является получателем досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.2 п.1 ст.27 ФЗ от 17.12.2001г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ», размер которой на дату назначения составил <...> в том числе, базовая часть-<...>., страховая-<...>
11.10.2010 г. Савушкин Ю.И. обратился к ответчику с заявлением об уточнении пенсионного капитала с применением повышенного отношения заработков, представив дополнительные документы, а именно справку о заработке за период с июня 1980 года по май 1987 года.
Письмом УПФ РФ в г.Туле от 23.01.2012 г. №12-С-0016 истцу было разъяснено, что поскольку обращение за перерасчётом пенсии последовало до 31.12.2010 г., то соответственно, уточнение пенсионного капитала истцу было произведено с 01.01.2010 г.
Также пенсионным органом был приведен расчет пенсии с применением повышенного отношения заработков и указано Савушкину Ю.И. на то, что отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в РФ (ЗР/ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2, а для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях установлены районные коэффициенты к заработной плате, это отношение учитывается в повышенных размерах - от 1,4 до 1,9, в зависимости от величины районного коэффициента. Так, в районах и местностях, где коэффициент составляет до 1,5 значение указанного отношения установлено в размере не свыше 1,4, при величине коэффициента от 1,5 до 1,8 - величина отношения не может превышать 1,7 и при коэффициенте от 1,8 и выше - соответствующее значение отношения установлено не свыше 1,9.
Поскольку истец работал в г. Норильске, где районный коэффициент к заработной плате установлен в размере 1,8, следовательно, отношение среднемесячной заработной платы истца к среднемесячной заработной плате по стране учитывается не свыше 1,9.
Размер пенсии истца с 01.01.2010 г. составил <...>., в том числе ФБР- <...>., страховая часть пенсии без ФБР-<...> 49 коп. (с учетом валоризации <...>.).
С 01.04.2010 г. согласно постановлению Правительства от ДД.ММ.ГГГГ № страховая часть пенсии проиндексирована на 6,3% и размер пенсии составил <...>., в том числе фиксированный базовый размер (ФБР) страховой части -<...>., страховая часть (без учёта ФБР) - <...>
С 01.02.2011 согласно постановлению Правительства от 26.01.2011 № страховая пенсии истца проиндексирована на 8,8% и размер пенсии составил <...>., в том числе фиксированный базовый размер (ФБР) страховой части пенсии - <...>., страховая часть (без учёта ФБР) - <...>
Согласно п. 5 ст. 17 пенсия истца была откорректирована без заявительного порядка с учетом взносов начисленных работодателем и учтённых на лицевом счёте в системе обязательного пенсионного страхования в сумме <...>. Размер пенсии с 01.08.2011 составил <...> в том числе фиксированный базовый размер страховой части пенсии - <...>., страховая часть (без учёта ФБР) — <...>.
Из письма УПФ РФ в г.Туле от 12.08.2013 г. №12-С-О-04-14 следует, что истцу повторно разъяснено, что перерасчет пенсии по справке о заработной плате, полученной Управления из ПО «Норильскремонт» с применением повышенного отношения заработков 1,9 произведен по нормам п.2 ст.30.3 ФЗ от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», согласно которому определение размера трудовой пенсии при перерасчете указанного размера в случаях, предусмотренных п.п.1-3 и 5 п.1 этой статьи, осуществляется с применением порядка и сроков, которые установлены ст. 20 настоящего ФЗ. Поскольку на момент назначения пенсии истцу в документах пенсионного дела справка о заработной плате из ПО «Норильскремонт» отсутствовала, основания для перерасчета пенсии с применением повышенного отношения заработка 1,9 с 03.01.2002 г. отсутствует.
Давая оценку правильности выводов пенсионного органа суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что назначение, перерасчет размеров и выплата трудовых пенсий в Российской Федерации производится в соответствии с Федеральным законом РФ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», вступившим в силу с 01 января 2002 года.
Статьями 17 и 20 данного Закона установлено, что размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение о назначении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день. Перерасчет размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) производится: с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размера трудовой пенсии в сторону уменьшения; с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) в сторону увеличения.
Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в пункте 2 статьи 18 определил, что перечень документов, необходимых для установления пенсии (трудовой пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению), правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета пенсии, перехода с одной пенсии на другую, выплаты пенсии, ведения пенсионной документации устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2002 г. N 30 "О реализации Федеральных законов "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Министерству труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионному фонду Российской Федерации было поручено совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработать и принять нормативные правовые акты, определяющие порядок установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Законодатель предоставил право Правительству РФ определять порядок принятия нормативных правовых актов, касающихся процедуры пенсионного обеспечения. Во исполнение правительственного Постановления Минтруд России и Пенсионный фонд России утвердили вышеприведенные Правила.
В соответствии с Правилами обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета пенсии, утвержденных Постановлением Минтруда и социального развития РФ, Пенсионным фондом № 17/19пб (зарегистрировано в Минюсте РФ 31.05.2002г. № 3491) п.28 предусмотрено, что перерасчет размера установленной пенсии в сторону увеличения в случаях, предусмотренных Законом от 17.12.2001г. и Законом от 15.12.2001г., производится на основании письменного заявления пенсионера, принятого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Заявление пенсионера о перерасчете размера пенсии с необходимыми документами регистрируется в журнале регистрации заявлений и решений территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Факт и дата приема заявления и необходимых документов о перерасчете размера пенсии подтверждаются распиской-уведомлением, выдаваемой территориальным ПФР по месту нахождения пенсионного дела получателя пенсии.
Согласно п.33 Правил, заявление о перерасчете размера пенсии рассматривается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в пятидневный срок.
Перерасчет размера пенсии оформляется распоряжением территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, которое подшивается в пенсионное дело получателя пенсии.
Отказ в удовлетворении заявления пенсионера о перерасчете размера пенсии оформляется решением территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации. Распоряжение территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о перерасчете размера пенсии выносится не позднее последнего дня срока, указанного в настоящем пункте.
В соответствии с п.2 ст. 30.3 Федерального закона от 17,12.2001 №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ» (в редакции Федерального закона от 24.07.2009 №213-ФЗ) в случае предоставления дополнительных документов перерасчёт размера пенсии производится со сроков, установленных ст.20 настоящего Федерального закона - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера пенсии.
Между тем, ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 №213 ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2010, установлено, что в случае предоставления дополнительных документов перерасчёт размера трудовой в связи с изменением величины расчётного пенсионного капитала и (или) изменением суммы валоризации производится с 01 января 2010 года при обращении с указанными документами в органы ПФР по 31 декабря 2010 года включительно, далее данный перерасчёт будет производиться на основании ст.20 Закона.
Однако установленный Правилами № 17/19п/б порядок обращения за перерасчетом пенсии истцом был соблюден только 11.10.2010 г. путем подачи заявления о перерасчете и предоставлением справки о заработной плате, полученной из ПО «Норильскремонт».
В соответствии со ст.37 Федерального закона Федерального закона от 24.07.2009 №213 ФЗ территориальный орган произвел перерасчет пенсии истцу с 1 января 2010 г., то есть после предоставления дополнительных документов о заработке истца.
Как установлено судом в процессе рассмотрения настоящего дела, до 11.10.2010 г. Савушкин Ю.И. не предоставлял в пенсионный орган необходимые документы, подтверждающие право на перерасчет трудовой пенсии с применением повышенного отношения заработков 1,9, отсутствовали такие сведения и в материалах пенсионного дела.
Пунктом 1 ст. 17 Закона № 173-ФЗ предусматрены правила определения размера пенсии: размер трудовой пенсии определяется на основании «соответствующих данных», под которыми понимаются документы, содержащие сведения о застрахованном лице или о нетрудоспособном члене его семьи; размер трудовой пенсии определяется на основании только тех данных, которые имеются в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении трудовой пенсии. День, в который пенсионный орган выносит решение о назначении трудовой пенсии или о перерасчете ее размера, относится к процедурным срокам. Под ним следует буквальным образом понимать именно тот день, в который пенсионный орган принял документально оформленное решение об установлении пенсии застрахованному лицу или нетрудоспособному члену его семьи.
В том случае, если даже надлежащие данные, непосредственно влияющие на определение размера трудовой пенсии, поступят в распоряжение пенсионного органа после того, как он вынесет решение об установлении трудовой пенсии с определенной даты, они не могут быть приняты во внимание. Для того чтобы учесть такие данные, потребуется перерасчет размера пенсии, который производится уже с другой даты (более поздней).
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что в материалах пенсионного дела на дату назначения Савушкину Ю.И. досрочной трудовой пенсии па старости - 03.01.2002 г., справка о заработной плате за периоды его работы на Крайнем Севере, не была им представлена, а потому орган пенсионного обеспечения определил размер трудовой пенсии на основании только тех данных, которые имелись на данную дату в распоряжении органа пенсионного обеспечения в пенсионном деле, то есть исходя из отношения заработков 1,2.
Из пенсионного дела Савушкина Ю.И. следует, что 21.12.2001 г. истец представил в орган пенсионного обеспечения заявление, в котором просил рассчитать размер пенсии, исходя из 24 месяцев, то есть за период 2000-2001г.г., когда он работал в ОАО «Туласпирт», при этом, в перечне документов представленных истцом при подаче заявления, вышеуказанная справка о заработной плате за период его работы ПО «Норильскремонт» отсутствует.
Справка о заработной плате за периоды работы на Крайнем Севере была предоставлена истцом ответчику только 11.10.2010 г., после чего ему был произведен перерасчет трудовой пенсии в соответствии с действующим пенсионным законодательством, с 01.01.2010 г.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела не было добыто доказательств обращения истца в пенсионный орган по вопросу перерасчета трудовой пенсии с предоставлением необходимых для этого перечнем документов в период с момента назначения пенсии по 11.10.2010 г., а потому у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения требований истца о перерасчете пенсии с момента ее назначения.
При этом, как следует из представленных в апелляционную инстанцию материалов дела, у истца на дату назначения отсутствовал необходимый пятнадцатилетний стаж работы в районах Крайнего Севера, на дату назначения пенсии у Савушкина Ю.И. имелось только 10 лет 9 месяцев и 16 дней работы в районах Крайнего Севера. Необходимые условия для применения коэффициента 1,9 (проживание в районах Крайнего Севера или 15 лет работы в районах Крайнего Севера) на дату назначения пенсии отсутствовали.
Трудовая пенсия Савушкину Ю.И. была назначена по подпункту 2 пункта 1 ст.27 Закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» за работу во вредных условиях труда, а не по подпункту 6 пункта 1 ст.28 этого же закона, предусматривающую назначение пенсии за работу на Крайнем Севере.
Постановление Правительства «Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», предусматривающие суммирование стажа работы во вредных условиях труда и северного стажа, было принято ДД.ММ.ГГГГ и авторизированным способом производился перерасчет пенсий пенсионным органом только тем у кого трудовые пенсии были назначены по закону № 340-ФЗ «О государственных пенсиях».
Следовательно, с учетом заявления о назначении пенсии, представленных документов и установленных обстоятельств дела, применения коэффициента 1,9 истцу на момент назначения пенсии не имелось. В силу действующего пенсионного законодательства назначение пенсии по соответствующим основаниям носит заявительный характер.
Доводы апелляционной жалобы о том, в соответствии с ч. 3 ст. 30.3 Закона РФ определение размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) при перерасчете указанного размера при изменении величины расчетного пенсионного капитала, влекущего за собой изменение суммы валоризации и увеличение размера трудовой пенсии, в случае выбора иного варианта определения расчетного размера трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованных лиц, предусмотренного статьей 30 настоящего Федерального закона, чем тот, который был применен при установлении ему трудовой пенсии, на основании документов, имеющихся в пенсионном деле, производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, по материалам пенсионного дела, а также на основании заявления пенсионера со дня первоначального установления трудовой пенсии с учетом суммы валоризации, а потому перерасчет трудовой пенсии по старости должен был произведен истцу не с момента поступления заявления о перерасчете от 11.10.2010 г., а с 03.01.2002 г. Судебная коллегия не может признать обоснованными, поскольку в соответствии с п.2 ст. 30.3 Федерального закона от 17,12.2001 №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ» (в редакции Федерального закона от 24.07.2009 №213-ФЗ) в случае предоставления дополнительных документов перерасчёт размера пенсии производится со сроков, установленных ст.20 настоящего Федерального закона - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера пенсии.
Между тем, ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 №213 ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2010, установлено, что в случае предоставления дополнительных документов перерасчёт размера трудовой в связи с изменением величины расчётного пенсионного капитала и (или) изменением суммы валоризации производится с 01 января 2010 года при обращении с указанными документами в органы ПФР по 31 декабря 2010 года включительно, далее данный перерасчёт будет производиться на основании ст.20 Закона.
Иные доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Таким образом, правильно установив обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне и полно проверив доводы и возражения сторон, оценив исследованные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд постановил законное и обоснованное решение.
Нарушений норм процессуального и материального права, которые в соответствии со ст. 330 ГПК РФ привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом первой инстанции не допущено.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут быть признаны судебной коллегией основанием к отмене постановленного судебного решения, поскольку, фактически они были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, по существу доводы сводятся к иной оценке имеющихся в материалах дела доказательств, но не опровергают правильности выводов суда, изложенных в решении.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г.Тулы от 19 ноября 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Савушкина Ю.И. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи