дело № 33а-493 судья Иванина Т.Н.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 марта 2020 года город Тула
Судебная коллегия по административным делам Тульского областного суда в составе: председательствующего Епихиной О.М.,
судей Юрковой Т.А., Щербаковой Н.В.,
при секретаре Кузнецовой И.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика ФИО1 на решение Привокзального районного суда г. Тулы от 26 ноября 2019 года по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 12 по Тульской области к ФИО1 о взыскании налога и пени.
Заслушав доклад судьи Щербаковой Н.В., судебная коллегия
установила:
Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы №12 по Тульской области (далее Межрайонная ИФНС России №12 по Тульской области) обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании налога на имущество, пени, мотивируя свои требования тем, что ответчик состоит на учете в Межрайонной ИФНС России №12 по Тульской области.
ФИО1 на праве собственности принадлежат объекты недвижимости, а также транспортное средство, в связи с чем на нее возложена обязанность по уплате налога на имущество физических лиц. Налогоплательщику направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ года №№ об уплате налога на имущество по месту регистрации налогоплательщике, которое исполнено не было. ДД.ММ.ГГГГ налогоплательщику для добровольного исполнения обязанности по оплате налога и пеней, установленной п.1 ст.23, п.1 ст.45, ст.69, ст.75 НК РФ направлено требование №№ на сумму 132601 рубля, пени 430 рублей 95 коп. Задолженность до настоящего времени не погашена. Просит суд взыскать с ФИО1 недоимку по налогу на имущество в размере 132601 рубля, пени в размере 430 рублей 95 коп.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России №12 по Тульской области по доверенности ФИО2 в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась. О времени и месте его проведения извещена надлежащим образом. Своего представителя, с полномочиями, оформленными в порядке, предусмотренном ст.ст. 55 - 57 КАС РФ, в суд не направила.
В соответствии с положениями ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие административного ответчика ФИО1
Решением Привокзального районного суда г. Тулы от 26 ноября 2019 года постановлено:
административное исковое заявление Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Тульской области удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 в пользу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Тульской области недоимку по налогу на имущество в сумме 132601 рубля, пени в сумме 430 рублей 95 коп., всего взыскать 133031 рубль 95 коп.
Взыскать с ФИО1 в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 3860 рублей 64 коп.
В апелляционной жалобе административный ответчик ФИО1 просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, ссылаясь на неправильный перерасчет налога исчисленного в отношении, принадлежащего ей нежилого здания с кадастровым номером №.
В соответствии со ст.ст. 150, 307 КАС РФ судебная коллегия рассмотрела административное дело по апелляционной жалобе в отсутствие извещенного о времени и месте судебного заседания административного ответчика ФИО1 и ее представителя.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца Межрайонной ИФНС России № 12 по Тульской области по доверенности ФИО3, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, проверил доводы и возражения сторон по существу спора и обоснованно пришел к выводу об удовлетворении административных исковых требований Межрайонной ИФНС России № 12 по Тульской области.
Этот вывод мотивирован судом в постановленном по делу решении, подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами и не противоречит требованиям материального закона, регулирующего спорные правоотношения.
Согласно ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу ст. 57 Конституции РФ, ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Пунктом 2 статьи 45 Налогового кодекса РФ закреплено, что если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, за ФИО1 за налоговый период <данные изъяты> год было зарегистрировано следующие имущество, подлежащие налогообложению:
Земельные участки:
с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>;
с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>;
с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
Квартиры, нежилые помещения:
квартира, с кадастровым номером: №, расположенная по адресу: <адрес>;
иные строения, помещения и сооружения, с кадастровым номером: №, расположенные по адресу: <адрес>.
Транспортное средство: <данные изъяты> гос.рег.знак №, налоговая база – <данные изъяты>.
Межрайонной ИФНС России № 12 по Тульской области 11.10.2018 почтой России заказным письмом ФИО1 было направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ № № по уплате начисленного налога на имущество физических лиц за 2017 год перерасчет налога в отношении помещений с кадастровым номером: №, расположенных по адресу: <адрес> за <данные изъяты> год в размере 132 601 руб., с указанием срока уплаты налога - до ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с неисполнением налогоплательщиком возложенных на него законом обязанностей по уплате налогов, на основании ст.69 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом через личный кабинет административному ответчику было направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ № 62406 об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ налога на имущество физических лиц по сроку уплаты до ДД.ММ.ГГГГ в размере 132 601 руб. и пени в размере 430,95 руб.
Как следует из материалов судебного приказа № №, на основании заявления Межрайонной ИФНС России № 12 по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ мировым судьёй судебного участка № 60 Привокзального судебного района г. Тулы вынесен судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с ФИО1 задолженности по налогам и пени, в том числе: задолженность по уплате налога на имущество физических лиц за <данные изъяты> год в размере 132 601 руб., пени за несвоевременную уплату налога в размере 430,95 руб.
Таким образом, налоговый орган обратился за выдачей судебного приказа о взыскании указанной задолженности в установленный ч.2 ст. 48 Налогового кодекса РФ НК РФ.
Выданный мировым судьей судебного участка №60 Привокзального судебного района г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ года о взыскании указанной заложенности отменен определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ.
Обращение с настоящим иском последовало ДД.ММ.ГГГГ, то есть с соблюдением установленного ч. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ шестимесячного срока исчисляемого для обращения в порядке искового производства со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, установленный налоговым законодательством порядок взыскания сумм налогов налоговым органом соблюден.
Согласно п.1 ст. 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно п. 1 и п. 2 ст.409 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Пунктом 1 ст.387 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно ст. 397 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
В соответствии с п.1 ст.358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьями 14 и 356 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что транспортный налог является региональным налогом, вводится в действие в соответствии с названным Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате только на территории субъекта Российской Федерации. Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных указанным Кодексом, порядок и сроки его уплаты. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
В соответствии с пунктами 1 и 3 ст.363 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
В соответствии с п. 1 ст. 361 Налогового кодекса Российской Федерации и п. 1 ст. 5 Закона Тульской области от 28.11.2002 № 343-ЗТО «О транспортном налоге», транспортный налог исчисляется с учетом мощности двигателя указанного транспортного средства и налоговой ставки.
С учетом установленных обстоятельств и в соответствии с приведенными положениями закона, удовлетворяя административные исковые требования, суд правильно исходил из того, что ФИО1, являясь плательщиком транспортного, земельного налогов, а также налога на имущество физических лиц данную обязанность в установленные сроки не исполнила.
В апелляционной жалобе ФИО1 полагает, что налоговым органом при расчете суммы налога на принадлежащее ей нежилое здание с кадастровым номером № применена завышенная налоговая ставка в размере 2%, что привело к необоснованному завышению суммы налога за <данные изъяты> года.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными доводами по следующим основаниям.
Пунктом 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Решением Тульской городской Думы от 28.11.2014 № 4/75 "Об установлении и введении в действие на территории муниципального образования город Тула налога на имущество физических лиц" в соответствии с Федеральным законом от 04.10.2014 N 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц", Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Тульской области от 20.11.2014 N 2219-ЗТО "Об установлении единой даты начала применения на территории Тульской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" и Уставом муниципального образования город Тула введен в действие с 1 января 2015 года на территории муниципального образования город Тула налог на имущество физических лиц.
Установлено, что налоговая база по налогу в отношении объектов налогообложения определяется исходя из кадастровой стоимости.
Установлены следующие налоговые ставки в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн. рублей, - 2,0 процента.
Кроме того, пунктом 2 ст.406 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих, в том числе: 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей.
Недвижимое имущество с кадастровым номером № включено в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость на <данные изъяты> год, установленный распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 18.11.2014 № 1904 под номером 2821, Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость на 2016 год, установленный распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 27.11.2015 № 2391 под номером 2915, Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость на 2017 год, установленный распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 29.11.2016 № 3359 под номером 2829.
Как следует из материалов дела в <данные изъяты> году инспекцией было произведено исчисление налога на имущество физических лиц за <данные изъяты> год согласно налоговому уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ № № без учета положений п.3 ст. 402 НК РФ и решения Тульской городской Думы от 28.11.2014 № 4/75 в размере <данные изъяты> руб. и за 2016 год в размере <данные изъяты> руб.
Таким образом, исходя из приведенных нормативных правовых актов, судебная коллегия приходит к выводу о правомерности начисления налоговым органом ФИО1 суммы налога на имущество физических лиц за 2015, 2017 годы.
Доводы апелляционной жалобы об обратном основаны на неверном понимании истцом указанных норм материального права.
Материалы дела свидетельствуют о том, что установленные ст. 310 КАС РФ основания для отмены обжалуемого решения в апелляционном порядке отсутствуют.
Между тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда о взыскании с ФИО1 государственной пошлины в размере 3 860 руб. 64 коп. в федеральный бюджет исходя из нижеследующего.
Согласно ст. 114 КАС РФ государственная пошлина от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления, взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от ее уплаты, в доход федерального бюджета.
Вместе с тем порядок уплаты налогов и сборов регулируется нормами налогового законодательства Российской Федерации, согласно которым (статья 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации) государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме.
Порядок зачисления доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации регулируется нормами бюджетного законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 61.1 и пункту 2 статьи 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации налоговые доходы от государственной пошлины, уплачиваемой по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации) подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов и городских округов.
В пункте 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» разъяснено, что при разрешении коллизий между частью 1 статьи 114 КАС РФ и положениями Бюджетного кодекса РФ судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В связи с этим, государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления подлежит взысканию с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход бюджета муниципального района или городского округа по месту рассмотрения административного дела.
Исходя из изложенного с ФИО1 подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования город Тула в размере 3 860 руб. 64 коп., от уплаты которой административный истец был освобожден.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308, 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Привокзального районного суда г. Тулы от 26 ноября 2019 года в части взыскания с ФИО1 государственной пошлины в доход федерального бюджета изменить, изложив 4 абзац резолютивной части решения в следующей редакции: «Взыскать с ФИО1 в доход бюджета муниципального образования город Тула государственную пошлину в сумме 3 860 руб. 64 коп.», в остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи