НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Тульского областного суда (Тульская область) от 09.12.2020 № 33-3587

Дело № 33-3587 судья Свиридова О.С.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

9 декабря 2020 года город Тула

Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:

председательствующего Абросимовой Ю.Ю.,

судей Полосухиной Н.А., Старцевой Т.Г.,

при секретаре Шевяковой Л.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело №2-1093/2020 по апелляционной жалобе ГУ-УПФ РФ в г. Туле Тульской области (межрайонное) на решение Советского районного суда г. Тулы от 29 июня 2020 года по иску Косач Л.Г. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в городе Туле Тульской области (межрайонное) о включении периодов работы в страховой стаж и обязании назначить досрочную страховую пенсию.

Заслушав доклад судьи Абросимовой Ю.Ю., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Косач Л.Г. обратилась в суд с иском к ГУ-УПФ РФ в г. Туле Тульской области (межрайонное) о включении периодов работы в страховой стаж и обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости, как педагогическому работнику.

В обоснование заявленных требований указала, что 01.07.2019 обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона РФ от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением ГУ-УПФ РФ в г.Туле Тульской области (межрайонное) ей отказано в назначении пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального стажа, при этом в специальный стаж не включен период ее работы с 16.08.1993 по 03.05.2002 в должности учителя русского языка и литературы в КГУ «общеобразовательная средняя школа №31 им. Терешковой» Управления образования г. Шымкент Республики Казахстан, поскольку с 27.07.1996 в Республике Казахстан не предусмотрено назначение пенсии за выслугу лет педагогическим и медицинским работникам. Специальный стаж составил 20 лет 3 месяца 15 дней.

Просила суд признать ее право на досрочную страховую пенсию по старости, возложив на ответчика обязанность, включить в специальный стаж период работы с 27.07.1996 по 31.12.2001 в должности учителя русского языка и литературы в КГУ «Общеобразовательная средняя школа №31 имени Терешковой» Управления образования г. Шымкент Республики Казахстан и обязать ГУ-УПФ РФ в г. Туле Тульской области (межрайонное) назначить ей досрочную страховую пенсию с 01.07.2019.

Истец Косач Л.Г., ее представитель по ордеру адвокат Котова Н.Н. в судебном заседании исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске, просили их удовлетворить в полном объеме и назначить истцу досрочную страховую пению по старости с 01.07.2019.

Представитель ответчика государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Туле Тульской области (межрайонное) по доверенности Морозова А.А. в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что решение об отказе в установлении пенсии является законным и обоснованным, так как на момент обращения Косач Л.Г. с соответствующим заявлением она не имела специального 25-летнего педагогического стажа. Также пояснила, что в случае включения в специальный стаж Косач Л.Г. спорного периода работы с 27.07.1996 по 31.12.2001 по состоянию на 12.04.2019 ее специальный стаж составит 25 лет 00 месяцев 00 дней, право на досрочную пенсию по старости наступает с 12.10.2019.

Решением Советского районного суда г. Тулы от 29.06.2020 исковые требования Косач Л.Г. удовлетворены. Судом постановлено обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Туле включить в специальный стаж Косач Л.Г. период работы в должности учителя с 27.07.1996 по 31.12.2001; обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Туле Тульской области (межрайонное) назначить Косач Л.Г. страховую пенсию по старости с 12.10.2019.

В апелляционной жалобе ГУ-УПФ РФ в г.Туле Тульской области (межрайонное) ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ГУ-УПФ РФ в г.Туле Тульской области (межрайонное) по доверенности Морозовой А.А., поддержавшей доводы жалобы, возражения Косач Л.Г. и ее представителя адвоката Котовой Н.Н., просивших решение суда первой инстанции оставить без изменений, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене постановленного судом решения.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2015.

Согласно ч. 2 ст. 11 Закона "О страховых пенсиях" периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ.В случае, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрены ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ применяются правила международного договора РФ(ч.3ст.2ФЗ ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

13.03.1992 государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе РФ и Республикой Казахстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств, в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13.03.1992), статьей 1 которого предусматривается, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13.03.1992 определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения. Законодательством Российской Федерации не предусмотрен иной порядок зачета периодов работы за пределами территории Российской Федерации в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, то есть до 13.03.1992.

Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 г.).

Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.

В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, указаны возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

В силу п.19 ч.1ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 N 400-ФЗ право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

Институт досрочной пенсии педагогическим работникам в Республике Казахстан отменен в связи с принятием Закона Республики Казахстан от 20.06.1997 № 136-1 с 1 января 1998 г.

С 1 января 1998 г. вступил в действие Закон Республики Казахстан от 16.01.1996 № 32-1 «О внесении изменений и дополнений в Закон Казахской ССР «О пенсионном обеспечении граждан в Казахской ССР», которым не предусмотрено назначение пенсии за выслугу лет.

В силу части 2 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Аналогичные положения изложены в пункте 2 статьи 10 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Законодательством Российской Федерации не предусмотрен иной порядок зачета периодов работы за пределами территории Российской Федерации в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости.

Поскольку в соответствии с Соглашением от 08.12.1991 «О создании Содружества Независимых Государств», ратифицированным Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991 № 2014-1, СССР прекратил свое существование 12.12.1991, то из буквального толкования пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13.03.1992 следует, что для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12.12.1991, а после распада этих государств - до 13.03.1992.

Никаких изменений, дополнений, касающихся возможности учета трудового стажа, приобретенного на территории любого из государств-участников этого Соглашения, за иной период, в данное Соглашение не вносилось.

В силу п. 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР (приложение N 1 к распоряжению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 N 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего ССР»), для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.

При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (Письмо Минтруда России от 29.01.2003 №203-16). Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. При этом периоды работы по найму после 01.01.2002 (после вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Учитывая изложенное, суд правильно указал, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан, как государстве-участнике Соглашения от 13.03.1992) и которые включаются в страховой стаж, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, и имевших место за пределами Российской Федерации до 01.01.2002, учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.

Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2014 №958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).

Согласно пункту 2 Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Пунктом 6 Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (подпункт "а" пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт "б" пункта 6 Перечня).

В соответствии с подпунктом "а" пункта 12 Перечня для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 этого перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Как видно из материалов дела, 01.07.2019 истец Косач Л.Г. обратилась в ГУ - УПФ РФ в г. Туле Тульской области (межрайонное) с заявлением о назначении пенсии в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400 «О страховых пенсиях в Российской Федерации».

Решением от 17.02.2020 Косач Л.Г. было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости.

Решением государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Туле Тульской области (межрайонное) от 10.03.2020, вынесенным в отмену решения от 17.02.2020, пенсионный фонд вновь отказал истцу в установлении досрочной пенсии.

18.03.2020 истец Косач Л.Г. вновь обратилась в государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Туле Тульской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с осуществлением педагогической деятельности. Решением пенсионного фонда от 01.04.2020 в удовлетворении данного заявления отказано ввиду отсутствия требуемой продолжительности стажа работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Согласно принятому ответчиком решению специальный стаж Косач Л.Г., принятый к зачету, составляет 20 лет 3 месяца 15 дней. В зачет специального стажа не принят период работы истца с 27.07.1996 по 03.05.2002 в должности учителя русского языка и литературы в КГУ «Общеобразовательная средняя школа №31 имени Терешковой» Управления образования г. Шымкент Республики Казахстан, поскольку с 27.07.1996 в Республике Казахстан не предусмотрено назначение пенсии за выслугу лет педагогическим и медицинским работникам.

Как видно из записей в трудовой книжке серии ЕТ-I №7838822 от 16.08.1993 Косач Л.Г. работала в КГУ «Общеобразовательная средняя школа №31 имени Терешковой» с 16.08.1993 по 03.05.2002.

Установив, что спорный период работы истца, с 27.07.1996 по 31.12.2001, подтвержден документально, исходя из положений норм материального права, регулирующих порядок и условия назначения страховых пенсий, в том числе досрочных, гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность на территории государств – участников Соглашения от 13.03.1992, т.е. за пределами РФ, и прибывшим в РФ из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, принимая во внимание, что работа за период с 16.08.1993 по 31.12.2001 выполнялась истцом за пределами территории РФ (в Казахстане) до 01.01.2002 и подлежат включению в специальный стаж, при этом необходимости в дополнительном истребовании документов, подтверждающих периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 ФЗ"О страховых пенсиях") и справок об уплате страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность, не требовалось, учитывая, что отмена на территории Республики Казахстан с 01.01.1998 института досрочных пенсий не имеет значения, поскольку в статье 1 Соглашения от 13.03.1992 указано, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают, а истец проживает на территории Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о включении спорного периода в зачет специального стажа истца.

Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с указанными выводами, поскольку судом первой инстанции правильно определен характер спорных правоотношений, с достаточной полнотой исследованы обстоятельства дела, имеющие значение для правильного его разрешения. Выводы суда, положенные в основу обжалуемого решения, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждены исследованными судом доказательствами в их совокупности, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, содержат исчерпывающие суждения из установленных фактов, оценка которых произведена судом по правилам ст.67 ГПК РФ.

Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений ч.7 ст. 21 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях».

В соответствии с положениями статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» трудовая (страховая) пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Согласно ответу пенсионного фонда от 09.06.2020, в случае включения в специальный стаж истца периода работы с 27.07.1996 по 31.12.2001 стаж работы, дающий право на назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности согласно пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2003 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», по состоянию на 12.04.2019 составит 25 лет 00 месяцев 00 дней.

С учетом Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» право на досрочную страховую пенсию по старости у истца наступает с 12.10.2019, то есть через 6 месяцев с момента выработки полного специального стажа продолжительность 25 лет.

Доводы апелляционной жалобы, направленные на оспаривание судебного решения, судебная коллегия не может признать состоятельными, поскольку отсутствуют правовые основания для иной оценки представленных сторонами и исследованных судом доказательств, приведенные выводы суда не противоречат материалам настоящего дела и ответчиком не опровергнуты.

Суждения пенсионного органа о том, что условия назначения досрочных пенсий по старости в Республике Казахстан отличны от условий, предусмотренных пенсионным законодательством РФ, в связи с чем, стаж работы истца, дающий право на досрочную страховую пенсию, может быть учтен только до даты отмены института досрочных пенсий в Республике Казахстан, также нельзя признать правомерным, поскольку истец проживает на территории РФ, спор об определении оснований для включения в специальный стаж периодов работы правильно был разрешен судом с учетом указанных норм законодательства РФ.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции по доводам жалобы отмене не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Советского районного суда г. Тулы от 29 июня 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ГУ- УПФ РФ в г. Туле Тульской области (межрайонное) – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи