НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Тульского областного суда (Тульская область) от 09.08.2022 № 2А-151/2022

дело № 2а-151/2022 (№ 33а-2388/2022) судья Дидыч Н.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

9 августа 2022 г. город Тула

Судебная коллегия по административным делам Тульского областного суда в составе:

председательствующего Юрковой Т.А.,

судей Епихиной О.М., Голомидовой И.В.,

при секретаре Кузнецовой Н.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Алешина В.А. по доверенности Суворова И.В. на решение Привокзального районного суда г. Тулы от 13 апреля 2022 г. по делу по административному иску Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области к Алешину Вячеславу Александровичу о взыскании недоимки по налогам, пени.

Заслушав доклад судьи Юрковой Т.А., судебная коллегия

установила:

Управление Федеральной налоговой службы по Тульской области (далее - УФНС России по Тульской области) с учетом уточнения в порядке ст. 46 КАС РФ обратилось в суд с административным иском к Алешину В.А. о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2019 год в размере 1489 рублей, пени в размере 15 рублей 82 копеек, по налогу на имущество физических лиц за 2017, 2019 годы на общую сумму 12417 рублей 98 копеек, (2017 год - 1698 рублей 98 копеек, 2019 год -10719 рублей 00 копеек), по земельному налогу за 2019 год в размере 4407 рублей, пени в размере 46 рублей 82 копеек.

В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что Алешин В.А. является плательщиком транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц в связи с нахождением в его собственности объектов недвижимого имущества и транспортного средства.

В адрес Алешина В.А. направлено налоговое уведомление № от 03.08.2020 о необходимости уплаты транспортного и земельного налога за 2019 год, налога на имущество физических лиц за 2017, 2018, 2019 года по сроку уплаты до 01.12.2020.

За 2019 год налогоплательщику начислен налог на имущество физических лиц по объектам налогообложения с кадастровыми номерами , расположенным по адресу: .

В связи с поступлением в феврале 2020 года из органов Росреестра сведений о том, что Алешин В.А. в период с 21.08.2007 по настоящее время является собственником нежилого сооружения с кадастровым номером налоговым органом на основании п. 2 ст. 52 Налогового кодекса РФ по указанному объекту начислен налог на имущество физических лиц за 2017, 2018, 2019 года, который включен в налоговое уведомление № от 03.08.2020.

Кроме того, в указанном налоговом уведомлении отражен перерасчет на уменьшение ранее исчисленного налога на имущество физических лиц за 2017, 2018 года в отношении объектов недвижимости с кадастровыми номерами .

В связи с неуплатой налогов в установленный срок налогоплательщику направлено требование № по состоянию на 15.02.2021 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) со сроком исполнения до 13.04.2021.

Указанное требование налогоплательщик не исполнил.

28.05.2021 налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № 62 Привокзального судебного района г. Тулы с заявлением о вынесении судебного приказа.

Судебным приказом мирового судьи судебного участка № 62 Привокзального судебного района г. Тулы № от 02.06.2021 с Алешина В.А. взыскана недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу и пени.

11.06.2021 судебный приказ отменен в связи с поступившими возражениями Алешина В.А.

Представитель административного истца УФНС России по Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства дела извещен надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщил, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Административный ответчик Алешин В.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных административных исковых требований, считая их необоснованными.

Решением Привокзального районного суда г. Тулы от 13 апреля 2022 г. постановлено:

административные исковые требования Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области удовлетворить.

Взыскать с Алешина Вячеслава Александровича в пользу Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области недоимку по налогу и пени, а именно: транспортный налог с физических лиц в размере 1489,00 руб., пени - 15,82 руб. за 2019 год; налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым с объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений, в размере 12417,98 руб. за 2017, 2019 г.г., земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений, в размере 4407,00 руб., пени – 46,82 руб. за 2019 год, всего 18376,62 руб.

Взыскать с Алешина Вячеслава Александровича государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 735,06 руб.

В апелляционной жалобе представитель административного ответчика Алешина В.А. по доверенности Суворов И.В. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, постановленное ввиду неправильного применения норм материального права и неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения административного дела.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения административного ответчика Алешина В.А., представителей административного ответчика Алешина В.А. по доверенности и ордеру адвоката Суворова И.В., административного истца УФНС России по Тульской области по доверенности Сергиенко О.С., обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, исследовав в порядке ст. 308 КАС РФ новые доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы; аналогичное положение содержится также в п. 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ, конкретизировано в подпункте 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ.

Согласно ст. 3 Налогового кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

Статьей 23 Налогового кодекса РФ установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах.

Пунктом 2 ст. 52 Налогового кодекса РФ установлено, что в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога. В налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам (п. 3 ст. 52 Налогового кодекса РФ).

Согласно п. 1 ст. 57 Налогового кодекса РФ сроки уплаты налогов, сборов, страховых взносов устанавливаются применительно к каждому налогу, сбору, страховому взносу.

Пунктом 2 ст. 57 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что при уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно п. 1 ст. 69 Налогового кодекса РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (п. 2 ст. 69 Налогового кодекса РФ).

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах (п.4 ст.69 Налогового кодекса РФ).

С направлением предусмотренного ст. 69 Налогового кодекса РФ требования налоговое законодательство связывает последующее применение механизма принудительного взыскания налога и пени.

Из положений ст. 75 Налогового кодекса РФ следует, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Согласно п. 5 ст. 75 Налогового кодекса РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме, однако данные положения не исключают самостоятельного (отдельно от взыскания налога) взыскания пени посредством выставления требования и обращения в суд с заявлением о взыскании.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08.02.2007 № 381-О-П обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога.

В силу ч. 4 ст. 52, ч. 6 ст. 69 Налогового кодекса РФ в случае направления налогового уведомления, требования об уплате налога, по почте заказным письмом налоговое уведомление и требование об уплате налога считаются полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке, предусмотренном статьями 69 и 70 Налогового кодекса РФ.

Как установлено судебной коллегией и следует из материалов дела, Алешин В.А. в 2019 году являлся собственником:

- транспортного средства , государственный регистрационный знак ;

- земельных участков с кадастровыми номерами ;

а в период с 2017 по 2019 года также являлся собственником иных строений, помещений и сооружений с кадастровыми номерами , расположенных по адресу: .

Тем самым, Алешин В.А. является плательщиком транспортного налога, земельного налога, налога на имущество физических лиц.

Как у собственника указанных объектов недвижимого имущества, транспортного средства у Алешина В.А. возникла обязанность по уплате транспортного налога за 2019 год, земельного налога за 2019 год, налога на имущество физических лиц за 2017, 2018, 2019 года, о чем Алешину В.А. направлено налоговое уведомление № от 03.08.2020.

Из указанного налогового уведомления усматривается, что Алешину В.А. исчислен налог на имущество физических лиц за 2019 год в отношении объектов недвижимости с кадастровыми номерами . В отношении объекта недвижимости с кадастровым номером налог на имущество исчислен также за 2017 и 2018 года. Кроме того, налоговым органом произведен перерасчет налога на имущество физических лиц в отношении объектов недвижимости с кадастровыми номерами за 2017, 2018 года в сторону уменьшения.

В связи с неуплатой налогов Алешину В.А. налоговым органом направлено требование № об уплате задолженности по состоянию на 15.02.2021 по транспортному налогу в размере 1489 рублей, исчисленные на данную сумму пени в размере 15 рублей 82 копеек, по земельному налогу в размере 4407 рублей 00 копеек, пени – 46 рублей 82 копеек, по налогу на имущество физических лиц в размере 38102 рублей 98 копеек, пени - 404 рублей 84 копеек со сроком исполнения требования до 13.04.2021.

При наличии недоимки по налогам, пени 28.05.2021 налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № 62 Привокзального судебного района г. Тулы с заявлением о вынесении судебного приказа.

Судебным приказом мирового судьи судебного участка № 62 Привокзального судебного района г. Тулы от 02.06.2021 с Алешина В.А. взыскана недоимка по налогам и пени за 2017-2019 года в общем размере 44466 рублей 46 копеек.

В связи с поступившими от Алешина В.А. возражениями определением мирового судьи судебного участка № 62 Привокзального судебного района г. Тулы от 11.06.2021 данный судебный приказ отменен.

После отмены судебного приказа налоговый орган 23.11.2021 с учетом уточнения обратился в суд с административным иском о взыскании с Алешина В.А. недоимки по транспортному налогу за 2019 год в размере 1489 рублей, пени в размере 15 рублей 82 копеек, по налогу на имущество физических лиц за 2017, 2019 года в размере 12417 рублей 98 копеек, по земельному налогу за 2019 год в размере 4407 рублей, пени в размере 46 рублей 82 копеек.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об их удовлетворении в полном объеме.

Проверяя соблюдение порядка принудительного взыскания исчисленной налоговым органом суммы недоимки по транспортному налогу за 2019 год, земельному налогу за 2019 год, налогу на имущество физических лиц за 2017, 2018, 2019 года, пени судебная коллегия полагает, что он не нарушен в соответствии с положениями ч. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ.

Согласно ч. 1 ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (ч. 2 ст.48 Налогового кодекса РФ).

Аналогичные положения содержатся и в ст. 286 КАС РФ.

Учитывая сроки исполнения требования № от 15.02.2021 об уплате недоимки по транспортному налогу за 2019 год, земельному налогу за 2019 год, налогу на имущество физических лиц за 2017, 2018, 2019 года, пени, даты обращения УФНС России по Тульской области с заявлением о вынесении судебного приказа – 28.05.2021, в суд 23.11.2021 с административным иском после отмены 11.06.2021 судебного приказа, то налоговым органом установленный законом срок, предусмотренный ч. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ, на принудительное взыскание недоимки по налогам, пени соблюден.

Поскольку обращение к мировому судье за выдачей судебного приказа, является обязательным, а обращение налогового органа в суд с исковыми требованиями возможно в течение шести месяцев со дня отмены судебного приказа, исходя из положений ч. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ, судебная коллегия полагает, что установленный законом срок на обращение в суд с требованием о взыскании налогов, пеней в порядке искового производства, административным истцом не пропущен.

По смыслу подпункта 1 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса РФ вынесенные решения налогового органа должны быть законными и обоснованными, основываться на нормах действующего законодательства.

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога (ст. 17 Налогового кодекса РФ).

Обязанность по исчислению суммы транспортного налога, земельного налога в соответствии со ст. 52 Налогового кодекса РФ возложена на налоговый орган.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (ч. 6 ст. 289 КАС РФ).

Статьей 357 Налогового кодекса РФ определено, что налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 названного Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Объектами налогообложения, в частности, являются автомобили (ст. 358 Налогового кодекса РФ).

В соответствии со ст. 362 Налогового кодекса РФ сумма транспортного налога, подлежащего уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, представляемых в налоговые органы, органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Уплата налога и авансовых платежей по транспортному налогу производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств, в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации (п. 1 ст. 363 Налогового кодекса РФ).

Законом Тульской области от 28.11.2002 № 343-ЗТО «О транспортном налоге» с 01.01.2003 на территории Тульской области введен транспортный налог. Данный Закон определяет ставки, порядок и сроки уплаты налога.

Положениями ст. 387 Налогового кодекса РФ определено, что земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом, нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В соответствии со ст. 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (ст. 389 Налогового кодекса РФ).

В соответствии со ст. ст. 390, 391 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию права на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований.

Согласно ст. 399 Налогового кодекса РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 Налогового кодекса РФ (ст. 400 Налогового кодекса РФ), к которому в том числе, относятся иное здание, строение, сооружение, помещение, расположенное в пределах муниципального образования (п. 1 ст. 400 Налогового кодекса РФ).

Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества (п. 1 ст. 402 Налогового кодекса РФ).

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым п. 10 ст. 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения (п. 3 ст. 402 Налогового кодекса РФ).

Из п. 1 и пп. 2 п.2 ст. 406 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.

В случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливаются в размере, не превышающем 2 процентов.

Законом Тульской области от 20.11.2014 № 2219-ЗТО «Об установлении единой даты начала применения на территории Тульской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Тульской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с 1 января 2016 г.

Проанализировав указанные выше нормы действующего законодательства, судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции надлежащим образом определены налоговый период, в котором у Алешина В.А. возникла обязанность по уплате земельного налога за 2019 год, транспортного налога за 2019 год и налога на имущество физических лиц за 2019 год, налоговая база, проверен порядок взыскания суммы недоимки за 2019 по налогам, на которую исчислены предъявленные ко взысканию пени за период со 02.12.2020 по 14.02.2021.

Земельный налог, налог на имущество физических лиц, транспортный налог за 2019 год рассчитаны налоговым органом математически верно, исходя из действующих налоговых ставок и сведений о регистрации недвижимого и движимого имущества на имя административного ответчика.

Выражая несогласие с постановленным по делу решением, административный ответчик указывал на то, что у него отсутствует задолженность по налоговому уведомлению № от 03.08.2020, поскольку им произведена оплата задолженности, что оставлено судом первой инстанции без внимания.

В соответствии с ч. 7 ст. 45 Налогового кодекса РФ поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства заполняется налогоплательщиком в соответствии с правилами заполнения поручений. Указанные правила устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Во исполнение указанной нормы Налогового кодекса РФ, Приказом Минфина России от 12.11.2013 № 107н утверждены Правила указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами (далее - Правила).

Согласно пункту 3 Правил распоряжение о переводе денежных средств составляется только по одному коду бюджетной классификации Российской Федерации.

В одном распоряжении о переводе денежных средств по одному коду бюджетной классификации Российской Федерации может быть заполнено только одно значение основания платежа, указываемое в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил.

Пунктом 7 указанных Правил установлено, что в реквизите «106» распоряжения о переводе денежных средств указывается значение основания платежа, которое имеет 2 знака: «ТП» - платежи текущего года, «ЗД» - добровольное погашение задолженности по истекшим налоговым, расчетным (отчетным) периодам при отсутствии требования налогового органа об уплате налогов (сборов, страховых взносов), «БФ» - текущий платеж физического лица - клиента банка (владельца счета), уплачиваемый со своего банковского счета, «ТР» - погашение задолженности по требованию налогового органа об уплате налогов (сборов, страховых взносов), «РС» - погашение рассроченной задолженности; «ОТ» - погашение отсроченной задолженности, «РТ» - погашение реструктурируемой задолженности; «ПБ» - погашение должником задолженности в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве; «ПР» - погашение задолженности, приостановленной к взысканию; «АП» - погашение задолженности по акту проверки; «АР» - погашение задолженности по исполнительному документу; «ИН» - погашение инвестиционного налогового кредита; «ТЛ» - погашение учредителем (участником) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия или третьим лицом задолженности в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве; «ЗТ» - погашение текущей задолженности в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве.

В случае указания в реквизите «106» распоряжения о переводе денежных средств значения ноль («0») налоговые органы при невозможности однозначно идентифицировать платеж самостоятельно относят поступившие денежные средства к одному из указанных выше оснований платежа, руководствуясь законодательством о налогах и сборах.

В реквизите «107» распоряжения о переводе денежных средств указывается значение показателя налогового периода, который имеет 10 знаков, восемь из которых имеют смысловое значение, а два являются разделительными знаками и заполняются точкой («.») (п. 8 Правил).

В реквизите «109» распоряжения о переводе денежных средств указывается значение даты документа основания платежа, которое состоит из 10 знаков: первые два знака обозначают календарный день (могут принимать значения от 01 до 31), 4-й и 5-й знаки - месяц (значения от 01 до 12), знаки с 7-го по 10-й обозначают год, в 3-м и 6-м знаках в качестве разделительных знаков проставляется точка (".") (п. 10 Правил).

В реквизите «Код» распоряжения о переводе денежных средств указывается уникальный идентификатор начисления, состоящий из 20 или 25 знаков.

В суд апелляционной инстанции Алешиным В.А. представлены квитанции об уплате налогов, пени, однако представленные платежные документы не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о том, что у Алешина В.А. отсутствует недоимка по уплате соответствующих видов налогов за 2019 год.

В ходе судебного заседания в суде апелляционной инстанции представитель административного ответчика Алешина В.А. по доверенности и ордеру адвокат Суворов И.В. указывал на то, что налоги по налоговому уведомлению от 03.08.2020 № оплачены его доверителем 25.10.2019, в подтверждение чего в материалы дела представлены: чек-ордер от 25.10.2019 на сумму 4407 рублей 00 копеек, чек-ордер от 25.10.2019 на сумму 1286 рублей 00 копеек, чек-ордер от 25.10.2019 на сумму 1563 рубля 00 копеек.

Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с доводами стороны административного ответчика относительно того, что данные квитанции подтверждают оплату налогов за 2019 год.

Из положений ч. 1 ст. 360, ч. 1 ст. 393, ст. 405 Налогового кодекса РФ следует, что налоговым периодом по транспортному налогу, земельному налогу и налогу на имущество физических лиц признается календарный год.

Следовательно, транспортный налог, земельный налог и налог на имущество физических лиц за 2019 год исчислялся за период с 01.01.2019 по 31.12.2019.

Налоговым органом в соответствии со ст. 52 Налогового кодекса РФ транспортный налог, земельный налог и налог на имущество физических лиц за 2019 год, в том числе, в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером за 2017, 2018 годы, исчислены и выставлены Алешину В.А. в налоговом уведомлении № от 03.08.2020.

Таким образом, транспортный налог, земельный налог и налог на имущество физических лиц за 2019 год не могли быть оплачены Алешиным В.А. чек-ордерами от 25.10.2019, поскольку на тот момент у Алешина В.А. не наступила обязанность по их оплате, данные налоги еще не были исчислены налоговым органом.

Кроме того, Алешиным В.А. вместе с вышеуказанными чек-ордерами от 25.10.2019 в материалы дела также представлено налоговое уведомление № от 04.07.2019 об уплате транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц за 2018 год, содержащее информацию, необходимую для перечисления налога в бюджетную систему Российской Федерации (реквизиты платежа), где указаны уникальные идентификаторы начислений (далее также – УИН) для уплаты названных налогов.

УИН - это номер квитанции, выписанной налоговой инспекцией человеку для уплаты налога. УИН формирует не плательщик, а администратор налога. Он указывает этот номер в составе реквизитов извещения об уплате недоимок по налогам, штрафов и пеней.

Уникальные идентификаторы начислений, указанные в представленных Алешиным В.А. чек-ордерах от 25.10.2019 соответствует реквизитам, указанным в налоговом уведомлении от 04.07.2019 № , что подтверждает уплату налогоплательщиком транспортного налога за 2018 год в размере 1286 рублей (чек-ордер № 50 от 25.10.2019, индекс документа ) и частичную уплату земельного налога за 2018 год в размере 4407 рублей (чек-ордер № от 25.10.2019, индекс документа ) и 1563 рублей (чек-ордер № от 25.10.2019, индекс документа ).

Чек-ордера №№ от 25.10.2021 подтверждают оплату Алешиным В.А. по налоговому уведомлению № от 01.09.2021 за 2020 год соответственно транспортного налога в размере 1489 рублей (индекс документа , земельного налога в размере 4407 рублей (индекс документа ), а по чек-ордеру № от 20.11.2021 – налога на имущество физических лиц за 2020 год в размере 10737 рублей (индекс документа ).

Иные, представленные Алешиным В.А. чек-ордера, выписки по счетам по дебетовым картам также не подтверждают оплату транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц за 2019 год, содержащиеся в них идентификаторы не соответствуют уникальным идентификаторам платежей, указанным в налоговом уведомлении № от 03.08.2020. В случаях, когда в платежных документах плательщиком указаны индексы документы, явившихся основанием к уплате налогов, то при их сопоставлении со сведениями, указанными в налоговых уведомлениях, квитанциях к налоговым уведомлениям, достоверно установлена уплата Алешиным В.А. иных видов налогов за другие периоды.

Также, проверяя доводы Алешина В.А. в названной части, судебная коллегия приходит к выводу о том, что поскольку в части представленных административным ответчиком платежных документах не указаны реквизиты, позволяющие идентифицировать платеж, то налоговый орган правомерно произвел зачет поступивших денежных средств в счет имеющейся задолженности по налогам за предыдущие периоды.

В ходе апелляционного производства судебной коллегией Алешину В.А. неоднократно предлагалось представить платежные документы, достоверно подтверждающие оплату транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц за 2019 год, поскольку ранее представленные им чек-ордера уплату налогов за спорные периоды не подтверждают.

Однако каких-либо иных платежных документов Алешиным В.А. не представлено, равно как и не указано им на конкретные в представленных платежных документах данные, позволяющие идентифицировать платежи как произведенные в счет погашения спорной задолженности, заявленной ко взысканию в настоящем деле.

Кроме этого, административный ответчик с заявлением об уточнении периода платежа в налоговый орган не обращался.

При таких данных суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что налогоплательщиком Алешиным В.А. не представлено доказательств, подтверждающих уплату налогов за 2019 год, и взыскал с Алешина В.А. транспортный налог, земельный налог и налог на имущество физических лиц за 2019 год.

Несогласие административного ответчика с выводами суда первой инстанции в части взыскания с него налогов за 2019 год, иная оценка фактических обстоятельств дела, не означают, что имеет место нарушение судом первой инстанции норм права.

Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции о взыскании с Алешина В.А. недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2017 год.

Согласно ст. 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Решение суда является законным и обоснованным в том случае, если оно принято в точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Постановленное по делу решение указанным требованиям не отвечает.

Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (п.п. 3, 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ).

В нарушение ч. 3 ст. 62 КАС РФ обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле, судом первой инстанции определены не в полном объеме.

Вступившие в законную силу судебные акты (решения, судебные приказы, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Исчисление налога на имущество физических лиц налогоплательщикам – физическим лицам производится налоговым органом на основании сведений, предоставляемых органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 4 ст. 85, п. 2 ст. 408 Налогового кодекса РФ).

На территории Тульской области указанные сведения представляет в налоговые органы Управление Росреестра по Тульской области.

В январе 2020 года Управлением Росреестра по Тульской области в налоговый орган предоставлена информация о том, что Алешин В.А. с 21.08.2007 по настоящее время является собственником нежилого сооружения с кадастровым номером .

Впоследствии налоговым органом установлено, что объект недвижимости с кадастровым номером , на который ежегодно происходило начисление налога на имущество физических лиц, снят с кадастрового учета, как дублирующий сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером , поставленном на государственный кадастровый учет 01.08.2016.

В связи с исключением из числа объектов недвижимого имущества объекта с кадастровым номером произведен перерасчет налога на имущество физических лиц за 2017-2018 года в сторону уменьшения ранее исчисленного налога на имущество физических лиц в отношении объектов недвижимости с кадастровыми номерами , о чем налогоплательщику направлено налоговое уведомление № от 03.08.2020.

В силу абз.2 п. 1 ст. 54 Налогового кодекса РФ при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).

Из абз.2 п. 6 ст. 58 Налогового кодекса РФ следует, что в случае перерасчета налоговым органом ранее исчисленного налога уплата налога осуществляется по налоговому уведомлению в срок, указанный в налоговом уведомлении. При этом налоговое уведомление должно быть направлено не позднее 30 дней до наступления срока, указанного в налоговом уведомлении.

В соответствии с п. 2.1 ст. 52 Налогового кодекса РФ перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Перерасчет, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта, не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов.

Тем самым, в силу положений действующего законодательства в случае выявления недостоверных сведений, на основании которых происходило исчисление налога, налоговый орган наделен полномочиями по перерасчету ранее исчисленного налога за предшествующие три налоговых периода в сторону уменьшения налога.

Вместе с тем, при удовлетворении требований налогового органа о взыскании с Алешина В.А. недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в отношении объектов недвижимости с кадастровыми номерами , по которому произведен перерасчет в налоговом уведомлении № от 03.08.2020, судом первой инстанции не учтено следующее.

Вступившим в законную силу 22.02.2020 решением Привокзального районного суда г. Тулы от 16.01.2020 по делу № по административному иску Межрайонной ИФНС России № 5 по Тульской области к Алешину В.А. о взыскании недоимки, пени по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц, с Алешина В.А. взыскана недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 10737 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 280 рублей 42 копейки (объекты недвижимости с кадастровыми номерами ), недоимка по земельному налогу за 2017 год в размере 40728 рублей, пени по земельному налогу в размере 664 рублей 85 копеек, а всего 52410 рублей 27 копеек.

На основании решения Привокзального районного суда г. Тулы от 16.01.2020 налоговому органу 28.02.2020 выдан исполнительный лист серия ФС № о взыскании с Алешина В.А. недоимки по указанным видам налогам, пени.

Из объяснений стороны налогового органа следует, что указанный исполнительный лист предъявлен налоговым органом в ОСП Привокзального района г. Тулы для исполнения только на сумму недоимки по земельному налогу, пени за 2017 год в размере 41392 рубля 85 копеек, в то время как сумма недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2017 год ко взысканию не предъявлялась, поскольку к моменту направления исполнительного листа в службу судебных приставов произведен перерасчет налога по новому сроку уплаты до 01.12.2020, и в настоящее время задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2017 год у Алешина В.А. составляет 1698 рублей 98 копеек.

Данные объяснения подтверждаются материалами исполнительного производства № , согласно которому, действительно, ко взысканию предъявлена сумма 41392 рубля 85 копеек, исполнительное производство окончено фактическим исполнением в полном объеме.

Поскольку сумма недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2017 год с Алешина В.А. взыскана вступившим в законную силу решением суда, то последовавший за этим перерасчет суммы налога в сторону уменьшения не исключает исполнение решения Привокзального районного суда г. Тулы от 16.01.2020 в данной части путем предъявления исполнительного документа на оставшуюся сумму недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2017 год и не требует повторного вынесения судебного решения о взыскании недоимки, в противном случае при установленных по делу обстоятельствах имело бы место двойное взыскание с налогоплательщика в судебном порядке недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2017 год.

Таким образом, поскольку имеется вступившее в законную силу решение суда о взыскании с Алешина В.А. недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 10737 рублей, пени в размере 280 рублей 42 копейки, налоговым органом произведено уменьшение суммы налога на имущество физических лиц за 2017 год, остаток недоимки по данному периоду составляет 1698 рублей 98 копеек, то у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения требований налогового органа в части взыскания с Алешина В.А. недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2017 год, в связи с чем, решение Привокзального районного суда г. Тулы от 13.04.2022 в данной части подлежит отмене, с вынесением нового решения об отказе Управлению Федеральной налоговой службы России по Тульской области в удовлетворении требований к Алешину В.А. о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2017 год.

При этом у налогового органа не утрачено право на обращение в службу судебных приставов за принудительным взысканием недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2017 год на основании исполнительного документа, выданного по делу № , в размере 1698 рублей 98 копеек.

Помимо этого, имеются основания для изменения решения Привокзального районного суда г. Тулы от 13.04.2022 в части взысканной суммы налога на имущество физических лиц за 2019 год, государственной пошлины.

Удовлетворяя заявленные требования в части взыскания с Алешина В.А. недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2017, 2019 года, суд первой инстанции не указал за какой налоговый период происходит взыскание налога и в каком размере, резолютивная часть решения суда содержит лишь общие сведения о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2017, 2019 года в размере 12417 рублей 98 копеек.

Из мотивировочной части решения также усматривается, что суд первой инстанции не устанавливал за какой налоговый период в каком размере взыскивается налог на имущество физических лиц, ограничившись сведениями налогового органа о наличии общей недоимки за 2017, 2019 года в размере 12417 рублей 98 копеек.

Учитывая, что решение суда первой инстанции в части взыскания недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2017 год подлежит отмене, а указания на конкретный размер недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2019 год, подлежащий взысканию с Алешина В.А., оно не содержит, возникает правовая неопределенность, для устранения которой судебная коллегия полагает необходимыми решение Привокзального районного суда г.Тулы от 13.04.2022 в части взыскания налога на имущество физических лиц за 2019 год изменить, взыскав с Алешина В.А. налог на имущество физических лиц за 2019 год в размере 10791 рубля.

В соответствии с ч.1 ст.114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Порядок уплаты налогов и сборов регулируется нормами налогового законодательства Российской Федерации, согласно которым государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме (ст. 333.18 Налогового кодекса РФ).

Порядок зачисления доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации регулируется нормами бюджетного законодательства Российской Федерации.

В силу ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела (ч. 1). Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (ч. 2).

Согласно ч. 1 ст. 104 КАС РФ льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

На основании ч. 1 ст. 111 данного Кодекса, по делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.

В соответствии с п. 2 ст. 61.1 и п. 2 ст. 61.2 Бюджетного кодекса РФ налоговые доходы от государственной пошлины, уплачиваемой по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации) подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов и городских округов.

В пункте 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» разъяснено, что при разрешении коллизий между ч. 1 ст. 114 КАС РФ и положениями Бюджетного кодекса РФ судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса РФ.

Принимая во внимание изложенное, и исходя из положений ст.333.19 Налогового кодекса РФ, с административного ответчика в доход муниципального образования г. Тулы подлежит взысканию государственная пошлина пропорционально удовлетворенным требованиям, то есть в размере 667 рублей 10 копеек.

Руководствуясь ст. ст. 308, 309, 310 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Привокзального районного суда г. Тулы от 13 апреля 2022 г. отменить в части взыскания налога на имущество физических лиц за 2017 год, постановив в указанной части новое решение об отказе Управлению Федеральной налоговой службы по Тульской области в удовлетворении требований к Алешину Вячеславу Александровичу о взыскании налога на имущество физических лиц за 2017 год.

Решение Привокзального районного суда г. Тулы от 13 апреля 2022 г. изменить в части суммы налога на имущество физических лиц за 2019 год, государственной пошлины, взыскав с Алешина Вячеслава Александровича налог на имущество физических лиц за 2019 год в размере 10791 рубля, государственную пошлину в доход муниципального образования г. Тулы в размере 667 рублей 10 копеек.

В остальной части решение Привокзального районного суда г. Тулы от 13 апреля 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного ответчика Алешина В.А. по доверенности Суворова И.В. – без удовлетворения.

В соответствии с ч. 2 ст. 318, ч. 1 ст. 319 КАС РФ кассационная жалоба (представление) может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи