НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Тульского областного суда (Тульская область) от 07.03.2013 № 33-361

Стр. 54

дело № 33-361 судья Жигулина М.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

7 марта 2013 года город Тула

Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:

председательствующего Дорохина О.М.,

судей Селищева В.В., Башкиров А.А.,

при секретаре Рахаеве Д.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Аликановой И.А. на решение Центрального районного суда г. Тулы от 07.12.2012 года по гражданскому делу по иску Аликановой И.А. к Счетной палате Тульской области о признании незаконным отказа в зачете периодов замещения должностей в стаж государственной гражданской службы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, о включении указанных периодов работы в стаж государственной гражданской службы.

Заслушав доклад судьи Селищева В.В., судебная коллегия

установила:

Аликанова И.А. обратилась в суд с иском к Счетной палате Тульской области о признании незаконным отказа в зачете периодов замещения должностей в стаж государственной гражданской службы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, о включении указанных периодов работы в стаж государственной гражданской службы.

В обоснование заявленных требований указала, что 26.06.2012 года она была освобождена от занимаемой должности <данные изъяты> Счетной палаты Тульской области и уволена с государственной гражданской службы на основании п. 6 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с сокращением должности гражданской службы.

20.09.2012 года ответчиком ей была назначена пенсия за выслугу лет, в соответствии с Законом Тульской области от 25.07.2005 года №610-ЗТО «О пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим в Тульской области и муниципальным служащим Тульской области» исходя из 20-летнего стажа государственной гражданской службы.

В период государственной гражданской службы 22.06.2012 года она обратилась к представителю нанимателя – Председателю Счетной палаты Тульской области с заявлением о зачете в стаж гражданской службы иных периодов ее работы: с 15.10.1981 года по 21.05.1984 года в должности <данные изъяты> Тульской оптовой базы «Р»; с 18.12.1991 года по 6.05.1994 года в должности <данные изъяты> ОАО «К»; с мая 1984 года по май 1987 года – периода работы в советских войсках за границей.

Решением комиссии Счетной палаты Тульской области по определению периодов работы (службы) для включения в стаж государственной гражданской службы от ДД.ММ.ГГ. ей было отказано в зачете (включении) периодов замещения должностей <данные изъяты> войсковой части п.п. № с 28.05.1984 года по 8.02.1986 года и войсковой части №-В с 10.02.1986 года по 30.08.1987 года в стаж государственной гражданской службы, дающей право на назначение пенсии за выслугу лет. А также оставлено в силе решение комиссии Счетной палаты Тульской области по определению периодов работы (службы) для включения в стаж государственной гражданской службы от ДД.ММ.ГГ., которым ей было отказано во включении в стаж государственной гражданской службы, дающей право на назначение пенсии за выслугу лет, периодов ее работы: в должности <данные изъяты> Тульской оптовой базы «Р» с 15.10.1981 года по 21.05.1984 года и должности <данные изъяты> ОАО «К» с 18.12.1991 года по 6.05.1994 года.

С указанным решением Счетной палаты Тульской области от ДД.ММ.ГГ. она не согласна в связи с тем, что у работодателя не было правовых оснований для отказа в зачете (включении) указанных периодов работы в стаж государственной гражданской службы в общей совокупности не более 5 лет, поскольку для зачета указанных периодов по требованию Закона Тульской области от 25.07.2005 года №610-ЗТО «О пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим в Тульской области и муниципальным служащим Тульской области» следует подтвердить, что опыт и знания работы в должностях специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях необходимы (были необходимы) гражданскому служащему для выполнения его должностных обязанностей, что ею было сделано, посредством предоставления соответствующих документов. Представителем нанимателя не было учтено, что опыт и знание работы <данные изъяты> были необходимы при поступлении 05.10.1994 года на государственную службу в Комитет по торговле администрации Тульской области. Кроме того имеется распоряжение губернатора Тульской области от ДД.ММ.ГГ. № «О ежемесячной надбавке за выслугу лет к должностному окладу государственных служащих департамента развития потребительского рынка», которым в её стаж зачтен период ее работы в должности <данные изъяты> ОАО «К» для исчисления указанной надбавки.

По мнению истца, при рассмотрении её заявлений имел место необъективный подход к решению вопроса о зачете в её стаж государственной гражданской службы иных периодов работы.

В судебном заседании Аликанова И.А. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснила, что упомянутые ею федеральные и региональные нормативно-правовые акты не содержат указание на необходимость соответствия должностных обязанностей, на что указано ответчиком. Ссылка ответчика на то, что зачет иных периодов работы в стаж государственной службы является правом, а не обязанностью представителя нанимателя, по мнению истца, является недопустимым толкованием требований ст. 3 Закона Тульской области от 7.10.2008 года №1091-ЗТО.

Представитель ответчика Счетной палаты Тульской области по доверенности Тютерева Л.Н. иск, заявленный Аликановой И.А., не признала, указав на то, что при рассмотрении вопроса о зачете Аликановой И.А. в стаж государственной гражданской службы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, периодов работы на Тульской оптовой базе «Р», в ОАО «К», и в войсковых частях Счетная палата Тульской области действовала в пределах своей компетенции, установленной Законом Тульской области от 07.10.2008 №1091-ЗТО «Об исчислении стажа государственной гражданской службы государственных гражданских служащих Тульской области, дающего право на назначение пенсии за выслугу лет, и стажа муниципальной службы муниципальных служащих в Тульской области», постановлением губернатора Тульской области от ДД.ММ.ГГ. № «О порядке зачета иных периодов замещения отдельных должностей в стаж государственной гражданской службы, дающий право для назначения пенсии за выслугу лет». Истцом не представлено никаких доказательств того обстоятельства, что опыт и знания, приобретенные ею в период работы <данные изъяты> в войсковых частях, были необходимы для выполнения должностных обязанностей <данные изъяты> Счетной палаты Тульской области.

Представители третьего лица Министерства здравоохранения и социального развития Тульской области по доверенностям Голованов О.И. и Елисеева Ю.Б. в судебном заседании не возражали против исковых требований, оставив их разрешение на усмотрение суда.

Суд постановил решение, которым отказал Аликановой И.А. в удовлетворении заявленных ею исковых требований.

В апелляционной жалобе Аликанова И.А. просит отменить решение Центрального районного суда г. Тулы от 7 декабря 2012 года как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального права, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных ею требований в полном объеме.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции Аликанова И.А. поддержала апелляционную жалобу, ссылаясь на те же доводы.

Представитель Счетной палаты Тульской области по доверенности Тютерева Л.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, находя решение Центрального районного суда г. Тулы от 7 декабря 2012 года законным и обоснованным.

Проверив и изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся в судебное заседание сторон, судебная коллегия приходит к следующему.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27.07.2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», который в числе основных государственных гарантий для гражданских служащих предусматривает государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей (п. 11 ч. 1 ст. 52). Такой федеральный закон до настоящего времени не принят.

Введенный в действие с 01.01.2002 года Федеральный закон от 15.12.2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» регламентирует условия пенсионного обеспечения за выслугу лет только федеральных государственных служащих. Что касается государственных служащих субъектов Российской Федерации, то согласно п. 4 ст. 7 данного Федерального закона условия предоставления им права на пенсию за счет средств субъектов Российской Федерации определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, в рамках действующего правового регулирования полномочие по реализации гарантий государственного пенсионного обеспечения граждан, замещавших должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, возложено федеральным законодателем на субъекты Российской Федерации, которые - впредь до принятия федерального закона, устанавливающего общий для всех граждан Российской Федерации, проходящих государственную службу, порядок пенсионного обеспечения, - сохраняют полномочие самостоятельно устанавливать такой порядок за счет собственных бюджетных средств, предусматривая различные виды социальных гарантий государственным служащим (в том числе ежемесячную доплату к трудовой пенсии, пенсии за выслугу лет и др.) с учетом общих правовых и организационных основ регулирования данного вида правоотношений.

Во исполнение вышеназванных полномочий, Тульской областной Думой принят Закон Тульской области от 25.07.2005 года №610-ЗТО «О пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Тульской области и муниципальным служащим в Тульской области», который регулирует правоотношения, связанные с назначением и выплатой пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Тульской области и муниципальным служащим в Тульской области за счет средств бюджета области и местных бюджетов соответственно.

Данный закон определяет, что право на пенсию за выслугу лет имеют лица, замещавшие должности государственной гражданской службы Тульской области, предусмотренные Реестром должностей государственной гражданской службы Тульской области, и должности муниципальной службы в Тульской области, предусмотренные Реестром должностей муниципальной службы в Тульской области, при соблюдении установленных настоящим Законом условий.

Согласно ст. 5 названного Закона Тульской области пенсия за выслугу лет назначается государственным гражданским (муниципальным) служащим при наличии стажа государственной гражданской (муниципальной) службы не менее 15 лет в размере 45 процентов среднемесячного заработка государственного гражданского (муниципального) служащего за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости либо за вычетом трудовой пенсии по инвалидности, установленных в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», с учетом ежемесячной выплаты, установленной к пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

За каждый полный год стажа государственной гражданской (муниципальной) службы сверх 15 лет пенсия за выслугу лет увеличивается на 3 процента среднемесячного заработка. При этом общая сумма пенсии за выслугу лет и страховой части трудовой пенсии по старости либо общая сумма пенсии за выслугу лет и трудовой пенсии по инвалидности не может превышать 75 процентов среднемесячного заработка государственного гражданского (муниципального) служащего.

Стаж государственной гражданской (муниципальной) службы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, исчисляется в соответствии с Законом области об исчислении стажа государственной гражданской и муниципальной службы государственных гражданских (муниципальных) служащих (ст. 6 указанного закона Тульской области).

Статья 3 Закона Тульской области от 07.10.2008 года №1091-ЗТО «Об исчислении стажа государственной гражданской службы государственных гражданских служащих Тульской области, дающего право на назначение пенсии за выслугу лет, и стажа муниципальной службы муниципальных служащих в Тульской области» определяет, что в стаж гражданской (муниципальной) службы могут засчитываться иные периоды замещения отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, не указанных в статье 2 данного Закона, опыт и знание работы в которых, необходимы (были необходимы) гражданским (муниципальным) служащим для выполнения должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией) гражданского (муниципального) служащего. Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать пять лет.

Иные периоды замещения отдельных должностей могут засчитываться в стаж гражданской (муниципальной) службы на основании решения представителя нанимателя в порядке, установленном губернатором области для гражданских служащих и представительным органом муниципального образования для муниципальных служащих.

В целях реализации Закона Тульской области от 7 октября 2008 года №1091-ЗТО «Об исчислении стажа государственной гражданской службы государственных гражданских служащих Тульской области, дающего право на назначение пенсии за выслугу лет, и стажа муниципальной службы муниципальных служащих в Тульской области» постановлением Губернатора Тульской области от ДД.ММ.ГГ. № «О порядке зачета иных периодов замещения отдельных должностей в стаж государственной гражданской службы, дающий право для назначения пенсии за выслугу лет» утвержден Порядок зачета иных периодов замещения отдельных должностей в стаж государственной гражданской службы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет.

Вышеназванным Порядком зачета предусмотрено, что для рассмотрения вопроса о зачете в стаж гражданской службы иных периодов замещения должностей гражданский служащий подает заявление на имя представителя нанимателя. К заявлению прилагаются: копия трудовой книжки; копия должностного регламента гражданского служащего по замещаемой должности гражданской службы; другие документы, обосновывающие зачет иных периодов замещения должностей в стаж гражданской службы.

Заявление с приложенными к нему документами рассматривается в течение одного месяца. О результатах рассмотрения заявителю сообщается в установленном порядке.

Зачет в стаж гражданской службы иных периодов замещения должностей производится актом представителя нанимателя.

Для предварительного рассмотрения заявлений гражданских служащих в государственных органах Тульской области актом представителя нанимателя могут создаваться соответствующие комиссии.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в период с 21.05.2009 года до 26.06.2012 года Аликанова И.А. занимала должность государственной гражданской службы Тульской области – <данные изъяты> Счетной палаты Тульской области.

При увольнении стаж государственной гражданской службы Аликановой И.А. исчислен представителем нанимателя в размере 20 лет 6 мес. 23 дня, который в полном объеме подлежал применению для исчисления размера пенсии за выслугу лет.

В указанный стаж вошли периоды работы Аликановой И.А.: <данные изъяты> в Управлении торговли и общественного питания, <данные изъяты> и <данные изъяты> Комитета по торговле (неоднократно реорганизованного и переименованного впоследствии), <данные изъяты> Государственно-правового управления аппарата администрации Тульской области, департамента социального развития Тульской области, <данные изъяты> службы по организационному обеспечению деятельности мировых судей в Тульской области, <данные изъяты> Счетной палаты Тульской области.

Судом также установлено, что до 2011 года Аликанова И.А., работая на различных должностях государственной гражданской службы, с заявлениями о включении в её стаж иных периодов работы не обращалась.

Проверяя законность отказа представителя нанимателя во включении иных периодов работы Аликановой И.А. в стаж государственной гражданской службы, суд установил, что установленные в постановлении Губернатора Тульской области от ДД.ММ.ГГ. № порядок и сроки рассмотрения соответствующего заявления Аликановой И.А. комиссией Счетной палаты Тульской области по определению периодов работы (службы) для включения в стаж государственной гражданской службы, образованной на основании распоряжения председателя Счетной палаты Тульской области № от ДД.ММ.ГГ., соблюдены.

Решение об отказе в зачете (включении) в стаж государственного служащего Аликановой И.А. иных периодов ее работы принято коллегиальным органом при наличии кворума единогласно после изучения доводов ее заявления, представленных документов, с учетом вышеприведенных положений действующего законодательства и предыдущего решения комиссии счетной палаты Тульской области, созданной на основании распоряжения председателя Счетной палаты Тульской области № от ДД.ММ.ГГ. Решение доведено до сведения Аликановой И.А., как следует из отметки в ознакомлении, 10.08.2012 года. Срок его обжалования истцом не пропущен.

Разрешая спорные правоотношения, суд установил, что предметом изучения комиссии на заседании от ДД.ММ.ГГ. являлись: материалы по обращению Аликановой И.А. в 2011 году, должностной регламент государственного гражданского служащего Тульской области – <данные изъяты> - Счетной палаты Тульской области, вышеназванные заявления Аликановой И.А., справка Военного комиссариата Тульской области № от ДД.ММ.ГГ., выписки из должностных инструкций товароведа по изучению спроса, товароведа по ценам ЗАО «Г», справка ЗАО «Г» № от ДД.ММ.ГГ.

Из содержания справки Военного комиссариата Тульской области № от ДД.ММ.ГГ. следует, что Аликанова И.А. на основании приказа Тульского областного военного комиссара от ДД.ММ.ГГ. № была направлена для работы по вольному найму в группу Советских войск, находящуюся в <данные изъяты>. По возвращению из командировки 14.05.1987 года получила паспорт гражданина СССР.

Исходя из того, что истец не проходила военной службы, суд пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для зачета указанного периода работы, обоснованно указав на то, что истцом не было представлено суду доказательств, обосновывающих возможность зачета данного периода её работы в стаж гражданской службы.

Судом также установлено, что истцом не было представлено представителю нанимателя ни устава ОАО «К», ни должностной инструкции, по занимаемой ею должности <данные изъяты>, для обеспечения возможности оценки указанных документов на предмет включения в стаж государственной службы Аликановой И.А. периода ее работы в обществе с 18.12.1991 года по 6.05.1994 года.

В силу ст. 5 Закона Тульской области от 07.10.2008 года №1091-ЗТО «Об исчислении стажа государственной гражданской службы государственных гражданских служащих Тульской области, дающего право на назначение пенсии за выслугу лет, и стажа муниципальной службы муниципальных служащих в Тульской области» (в ред., действующей на момент принятия оспариваемого решения), периоды работы (службы), которые были включены в стаж государственной гражданской службы в установленном ранее порядке до вступления в силу настоящего Закона (19.10.2008 года), при исчислении стажа государственной гражданской службы, дающего право на назначение пенсии за выслугу лет, не учитываются.

Учитывая вышеприведенные положения Закона, суд обоснованно отклонил довод истца о необходимости включения периода её работы в должности <данные изъяты> ОАО «К» в стаж государственной службы по тем основаниям, что указанный период ранее был учтен при определении её права на ежемесячную надбавку за выслугу лет к должностному окладу.

Проанализировав собранные и исследованные в судебном заседании доказательства, дав им надлежащую правовую оценку, а также исходя из вышеуказанных положений материального права, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований, обоснованно указав на отсутствие доказательств, свидетельствующих о незаконности и необоснованности оспариваемого отказа и наличии оснований для удовлетворения требований Аликановой И.А. о зачете (включении) перечисленных ею периодов работы в стаж государственной гражданской службы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет.

Приходя к данному выводу, суд, помимо прочего, обоснованно исходил из того, что именно представитель нанимателя с учетом утвержденного должностного регламента и специфики работы государственного органа (учреждения) определяет объем необходимых знаний и опыта, для найма и последующей службы государственного служащего. Именно к числу его прав, а не безусловной обязанности, как полагает истец, закон относит определение возможности включить в стаж государственного служащего иные периоды его работы по замещению должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях с учетом критерия необходимости опыта и знаний для выполнения его должностных обязанностей.

Утверждения истца о предвзятом к ней отношении представителя нанимателя не нашли своего подтверждения какими – либо объективными доказательствами, представленными истцом.

Таким образом, учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными, направлены на иное толкование норм действующего законодательства, переоценку собранных по делу доказательств и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Тулы от 7 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Аликановой И.А. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи