НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Тульского областного суда (Тульская область) от 02.04.2019 № 33А-647КО

дело №33а-647 Коновалова Е.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Тульского областного судав составе:

председательствующего Епихиной О.М.,

судей Башкирова А.А., Юрковой Т.А.,

при секретаре Карловой Е.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования город Болохово на решение Киреевского районного суда Тульской области от 18 сентября 2018 года по административному исковому заявлению Сурченко Ольги Вячеславовны к администрации муниципального образования город Болохово Киреевского района Тульской области о признании незаконным ответа на обращение и возложении обязанности.

Заслушав доклад судьи Епихиной О.М., судебная коллегия

установила:

Сурченко О.В. обратилась с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования город Болохово Киреевского района о признании незаконным ответа на обращение и возложении обязанности, указав в обоснование требований, что она и Сурченко В.В. являются собственниками жилого помещения расположенного по адресу: <адрес>

Постановлением главы администрации муниципального образования город Болохово Киреевского района от 10.09.2001 № 787 дом <адрес> отнесен к ветхому жилому фонду.

Постановлением главы администрации от 22.06.2012 года №38 «Об утверждении муниципальной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом развития малоэтажного строительства в муниципальном образовании город Болохово на 2012 – 2016 годы» указанный дом внесен в список жилищного фонда подлежащего переселению граждан из аварийного жилищного фонда. На данный момент процесс переселения не произведен и не запущен. На запросы Сурченко О.В. от 09.02.2018 г. и 20.02.2018 г. администрация муниципального образования Киреевский район и администрация муниципального образования город Болохово сообщили, что постановлением администрации муниципального образования горд Болохово Киреевского района от 17.12.2013 № 82 утверждена «Муниципальная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальном образовании город Болохово Киреевского района Тульской области на 2013-2017 г.». В данную программу дом <адрес> не вошел. Ранее истец писала заявление о согласии участия в адресной программе по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальном образовании город Болохово Киреевского района Тульской области на 2013-2017г.

Постановление администрации муниципального образования город Болохово Киреевского района от 22.06.2012 N2 38 до настоящего времени не признано утратившим силу, изменения в него не вносились. На программу были выделены денежные средства. На данный момент времени программа является действующей, не финансировалась должным образом, что в свою очередь не соответствует ст. 179 БК РФ, ст. 14 ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Сурченко О.В., считая нарушенными свои права исключением жилого дома по адресу <адрес> из муниципальной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальном образовании город Болохово Киреевского района Тульской области на 2013-2017г., просила суд признать ответ администрации муниципального образования город Болохово Киреевского района от 21.03.2018 № 805 незаконным, обязать администрацию муниципального образования Болохово Киреевского района включить указанный жилой дом в муниципальную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальном образовании Болохово Киреевского района Тульской области на 2013-2017 года, утвержденную постановлением администрации муниципального образования горд Болохово Киреевского района от 17.12.2013 г. № 82.

Административный истец Сурченко О.В. в судебном заседании требования поддержала по указанным исковом заявлении основаниям.

Представитель административного истца по заявлению Дмитриев Д.А. в судебном заседании требования также просил удовлетворить.

Представитель административного ответчика администрации муниципального образования город Болохово Киреевского района по доверенности Глазков А.А. в судебном заседании административные исковые требования не признал, указывая на отсутствие оснований для включения указанного жилого дома в муниципальную программу на 2013-2017 год, а также окончание ее действия.

Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования Киреевский район в судебное заседание не явился, причину неявки суду не сообщил, о слушании дела извещен надлежащим образом.

Заинтересованное лицо Сурченко В.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении административного дела в его отсутствие.

Заинтересованные лица Рыжакова А.В., Рыжаков В.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного извещения извещены надлежащим образом.

Заинтересованное лицо министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства явку своего представителя не обеспечило, причину неявки суду не сообщило.

Решением Киреевского районного суда Тульской области от 18 сентября 2018 года признаны незаконными действия администрации муниципального образования город Болохово Киреевского района Тульской области по исключению дома <адрес> из адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальном образовании город Болохово Киреевского района Тульской области на 2013-2017 годы, и возложена обязанность на администрацию муниципального образования город Болохово Киреевского района устранить допущенное нарушение.

В апелляционной жалобе административный ответчик просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что суд неправильно определил имеющие значение для дела обстоятельства, нарушил нормы материального права и нормы процессуального права. Указывается, что дом <адрес> не соответствовал требованиям для включения в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальном образовании город Болохово Киреевского района Тульской области на 2013-2017 г., поскольку признан аварийным и подлежащим сносу в августе 2018 года.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ, судебная коллегия рассмотрела административное дело по апелляционной жалобе в отсутствие извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом и не просивших об отложении судебного разбирательства заинтересованных лиц, явка которых в судебное заседание не признана обязательной.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя административного ответчика администрации муниципального образования город Болохово Киреевского района по доверенности Серегиной Т.В., административного истца Сурченко О.В. и ее представителя Дмитриева Д.А., исследовав новые доказательства в порядке ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела и нарушением норм материального и процессуального права (п. п. 3, 4 ч. 2 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции Сурченко О.В. принадлежит на праве общей долевой собственности ( 4/9 доли в праве) квартира №2 в доме №18 по ул. Первомайской г. Болохово Киреевского района Тульской области.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий 21 июля 2007 года принят Федеральный закон №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», который устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Согласно п. 11 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства предоставляет финансовую поддержку за счет средств Фонда при наличии региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона, в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», региональная программа должна содержать перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

Аварийный жилищным фонд – это совокупность жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном до 01 января 2012 года порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации (п.п. 2, 3 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»).

Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства в Тульской области на 2013-2015 годы, утвержденная постановлением правительства Тульской области №209 от 7 мая 2013 года, не содержит указания на включение в перечень домов аварийного жилищного фонда по муниципальному образованию город Болохово дома № по <адрес>.

В целях реализации Федерального закона от 21 июля 2007 года №185- ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» постановлением главы администрации муниципального образования город Болохово Киреевского района №82 от 17 декабря 2013 года утверждена муниципальная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом развития малоэтажного строительства в муниципальном образовании город Болохово Киреевского района на 2013-2017 год.

Постановлением главы администрации муниципального образования город Болохово Киреевского района от 8 августа 2014 года №44 в связи с изменениями лимитов предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда утверждена муниципальная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом развития малоэтажного строительства в муниципальном образовании город Болохово Киреевского района на 2013-2017 год.

Основной целью указанной программы является переселение в течение 2013-2017 года аварийного жилищного фонда, признанного таковым на 1 января 2012 года, вошедшего в перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки в рамках программы по приложению(перечень аварийных многоквартирных домов).

Перечень аварийных многоквартирных домов, в том числе в редакции последующих постановлений, не содержит указания на включение в программу дома <адрес>.

В редакции постановления главы администрации муниципального образования город Болохово Киреевского района№28 от 19 февраля 2018 года Перечень также не содержит указания на включение дома <адрес> в программу.

Удовлетворяя требования Сурченко О.В., суд первой инстанции исходил из того, что в установленном порядке до 01 января 2012 года многоквартирный жилой дом истицы признан непригодным для проживания и не подлежащим капитальному ремонту, включен в перечень ветхого и аварийного жилого фонда по муниципальному образованию Киреевский район Тульской области, то его исключение из Программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы противоречит п. 1 ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», а право истцов на участие в Программе и получение нового благоустроенного жилья нарушено ответчиком и требует защиты.

С данными выводами судебная коллегия согласиться не может.

Порядок отнесения жилых домов к категории непригодных для постоянного проживания до 23 сентября 2003 года был регламентирован Положением по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденным приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 5 ноября 1985 года N 529.(далее- Положение)

В силу пункта 2.4 указанного Положения к непригодным для постоянного проживания жилым помещениям относятся жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в случае угрозы обрушения единичных строительных конструкций (плиты, балки, ригеля, колонны, простенки, панели и т.п.).(подпункт «д» пункта 2.4 Положения)

Из акта межведомственной комиссии МО «Киреевский район» от 9 августа следует, что по результатам обследования жилого дома <адрес> указанный дом следует отнести к ветхому, пригодному для проживания, целесообразность проведения капитального ремонта определить проектом.

Постановлением администрации муниципального образования Киреевский район Тульской области №787 от 10.09.2001 года жилой дом <адрес> утвержден список жилых домов непригодных для проживания, с учетом физического, повреждений несущих конструкций, а также санитарных требований, включающий дом <адрес>.

Таким образом, указанные акты не содержат сведений об отнесении дома <адрес> к категории аварийных.

Как следует из акта обследования многоквартирного дома от 23 августа 2018 года, заключения межведомственной комиссии, постановления администрации муниципального образования город Болохово Киреевского района №152 от 27 августа 2018 года с соответствии Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года №47, дом <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.

В материалах дела не имеется доказательств признания до 01 января 2012 года в установленном порядке указанного многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

Учитывая, что указанный дом в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе его эксплуатации до августа 2018 года не признавался, доводы административного ответчика относительно отсутствия оснований для включения его в муниципальную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом развития малоэтажного строительства в муниципальном образовании город Болохово Киреевского района на 2013-2017 год являются обоснованными.

Из материалов дела также следует, что на обращение Сурченко О.В. администрацией муниципального образования город Болохово о предоставлении жилья в рамках программы на 2012-2016 год сообщено о том, что дом <адрес> в муниципальную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом развития малоэтажного строительства в муниципальном образовании город Болохово Киреевского района на 2013-2017 годы не включен, при продлении действия программы на 2018 год будет рассмотрен вопрос о включении указанного дома, программа 2012-2016 года признана утратившей силу постановлением №44 от 13 марта 2018 года.

Из адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом развития малоэтажного строительства в муниципальном образовании город Болохово Киреевского района Тульской области на 2012-2016 годы, утвержденной постановлением администрации муниципального образования город Болохово Киреевского района №38 от 22.06.2012 года следует, что указанный дом был включен в перечень.

Доказательств исполнения и реализации данной программы не имеется. Указанная программа признана постановлением администрацией муниципального образования город Болохово №44 от 13 марта 2018 года утратившей силу.

По результатам рассмотрения обращения административного истца о предоставлении жилья в рамках программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом развития малоэтажного строительства в муниципальном образовании город Болохово Киреевского района Тульской области на 2012-2016 годы и при отсутствии условий реализации указанной программы на 2012-2016 год, заместителем главы администрации по социальным вопросам-руководителем аппарата администрации муниципального образования город Болохово Киреевского района направлен мотивированный отказ.

Оспариваемый административным истцом ответ администрации муниципального образования город Болохово от 21 марта 2018 года на обращение Сурченко О.В. фактически содержит изложение указанных обстоятельств. Основания принятия данного решения являются законными, оно принято надлежащим должностным лицом и соблюдением срока рассмотрения обращения гражданина, установленного Федеральным законом от 02 мая 2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан», законные права административного истца не нарушает.

Вместе с тем отказывая в удовлетворении требований Сурченко О.В. в части признания незаконным ответа от 21 марта 2018 года, суд первой инстанции в нарушение требований ч.9 ст.226 КАС РФ исходил только из отсутствия доказательств, свидетельствующих о нарушении администрацией муниципального образования город Болохово порядка рассмотрения указанного обращения истца, по результатам которого подготовлен ответ от 21.03.2018 г. №805.

Факт включения указанного дома в перечень аварийных домов для целей адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом развития малоэтажного строительства в муниципальном образовании город Болохово Киреевского района Тульской области на 2012-2016 годы, утвержденной постановлением администрации муниципального образования город Болохово Киреевского района №38 от 22.06.2012 года, равно как и неисполнение указанной программы, не может являться основанием для признания незаконным ответа администрации муниципального образования город Болохово от 21 марта 2018 года на обращение Сурченко О.В. и включения дома <адрес> в муниципальную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальном образовании город Болохово Киреевского района Тульской области на 2013-2017 годы, как об этом заявлены административные исковые требования.

Доводы истца о том, что администрацией было получено согласие Сурченко В.В.. и ее на участие в программе на 2013-2017 годы, также не могут быть основанием для возложения на ответчика обязанности включить указанный дом в данную программ.

Таким образом, у суда первой инстанции правовых оснований для удовлетворениям требований не имелось, поскольку отсутствуют обстоятельства, свидетельствующие о нарушении действиями ответчика законных прав и интересов истца.

Кроме того, избранный административным истцом способ защиты права в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства РФ нельзя признать надлежащим, поскольку по существу данные требования направлены на оспаривание муниципальной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом развития малоэтажного строительства в муниципальном образовании город Болохово Киреевского района на 2013-2017 годы.

При таких обстоятельствах, постановленное по делу судебное решение не может быть признано законным, подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.

Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Киреевского районного суда Тульской области от 18 сентября 2018 года отменить.

В удовлетворении административных исковых требований Сурченко Ольге Вячеславовне к администрации муниципального образования город Болохово Киревского района о признании незаконным ответа и возложении обязанности включить дом <адрес> в муниципальную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальном образовании город Болохово Киреевского района Тульской области на 2013-2017 годы отказать.

Председательствующий

Судьи