НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 30.03.2021 № 66А-364/2021

№ 66а-364/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Сочи

Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составепредседательствующего Сиротиной Е.С.,судей Артамоновой Т.А. и Печуриной Ю.А.при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Козловской Л.И.рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-812/2020 (УИД № 23OS0000-01-2020-000427-78) по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю на решение Краснодарского краевого суда от 28 августа 2020 г. об удовлетворении административного искового заявления открытого акционерного общества «Краснодарское предприятие промышленного железнодорожного транспорта» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка. Заслушав доклад судьи Сиротиной Е.С., объяснения представителя административного истца Адаркина О.И., представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Рягузовой М.В., судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции

установила:

открытое акционерное общество «Краснодарское предприятие промышленного железнодорожного транспорта» (далее – ОАО «Краснодарпромжелдортранс») обратилось в Краснодарский краевой суд с административным исковым заявлением, с учетом уточнения, к департаменту имущественных отношений Краснодарского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка в связи с использованием недостоверных сведений об объекте недвижимости при определении его кадастровой стоимости.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 44012 кв. м, расположенного по адресу: <адрес> Решением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 28 ноября 2018 г. № 23/18-220686 «Об исправлении технических ошибок в кадастровых сведениях» кадастровая стоимость указанного земельного участка определена в размере 55 483 287, 68 руб. с применением удельного показателя кадастровой стоимости, равного 1 260,64 руб. за 1 кв. м., установленного для земельных участков, расположенных в кадастровом квартале 23:43:0412001, относящихся к тринадцатой группе видов разрешенного использования, указанных в приложении № 2 к приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от 14 декабря 2016 г. № 2640 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края», в связи с изменением кадастрового квартала, на основании абзаца 1 пункта 2.1.3. «Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка», утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12 августа 2006 г. № 222 (далее – Методические указания № 222). Использование при определении кадастровой стоимости недостоверных сведений об объекте оценки привело к нарушению прав административного истца существенным увеличением кадастровой стоимости земельного участка.

Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Решением Краснодарского краевого суда от 28 августа 2020 г. административные исковые требования ОАО «Краснодарпромжелдортранс» удовлетворены: признаны незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, выразившиеся в принятии решения государственного регистратора прав от 28 ноября 2018 г. № 23/18-220686; допущенная решением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 28 ноября 2018 г. № 23/18-220686 техническая (кадастровая) ошибка исправлена путем установления новой кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , в размере 32 657 000 рублей, определенной на основании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 28 декабря 2017 г. № 39/23; на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю возложена обязанность внести в ЕГРН сведения о кадастровой стоимости в размере 32 657 000 рублей с указанием периода применения – с 31 января 2017 г.

В апелляционной жалобе Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю просит решение суда отменить как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, приводит доводы о том, что на основании абзаца 1 пункта 2.1.3. Методических указаний № 222, действовавших до 1 марта 2019 г., в связи с изменением кадастрового квартала, решением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 28 ноября 2018 г. № 23/18-220686 «Об исправлении технических ошибок в кадастровых сведениях» кадастровая стоимость земельного участка определена в размере 55 483 287, 68 руб., исходя из равного 1 260,64 руб./кв. м удельного показателя кадастровой стоимости, действующего для тринадцатой группы видов разрешенного использования, указанных в приложении № 2 к приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от 14 декабря 2016 г. № 2640 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края», с учетом вида разрешенного использования земельного участка – для размещения железнодорожных путей.

Административным истцом поданы письменные возражения относительно доводов апелляционной жалобы.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Рягузова М.В. поддержала доводы апелляционной жалобы, ссылаясь на незаконность решения суда.

Представитель административного истца Адаркин О.И. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.

Иные участвующие в рассмотрении административного дела лица в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, будучи извещены о рассмотрении дела своевременно и надлежащим образом.

В соответствии с положениями части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения участвующих в деле представителя административного истца Адаркина О.И., представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Рягузовой М.В., обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 307 КАС РФ, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пунктов 1 - 4 части 2 статьи 310 КАС РФ ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанности установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; неправильного применения норм материального права.

Из материалов дела следует, что с 25 апреля 2011 г. ОАО «Краснодарпромжелдортранс» является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 44012 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>

Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 14 декабря 2016 г. № 2640 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края» по состоянию на 1 января 2016 г. утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере 55 483 287,68 руб.

14 декабря 2017 г. ОАО «Краснодарпромжелдортранс» обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Краснодарского края с заявлением о пересмотре результатов кадастровой оценки объекта.

Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Краснодарского края от 28 декабря 2017 г. № 39/23 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером установлена в размере его рыночной стоимости 32 657 000 руб. и применена с 31 января 2017 г.

12 ноября 2018 г. федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения об изменении кадастрового квартала, в котором находится земельный участок с кадастровым номером , с № 23:43:0413001 на № 23:43:0412001 в связи с новым кадастровым делением территории, установленным федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» от 9 ноября 2017 г. № П/447.

Решением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 28 ноября 2018 г. № 23/18-220686 «Об исправлении технических ошибок в кадастровых сведениях» кадастровая стоимость указанного земельного участка определена в размере 55 483 287, 68 руб. с применением удельного показателя кадастровой стоимости, равного 1 260,64 руб. за 1 кв. м., установленного для земельных участков, расположенных в кадастровом квартале № 23:43:0412001, относящихся к тринадцатой группе видов разрешенного использования, указанных в приложении № 2 к приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от 14 декабря 2016 г. № 2640 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края» с учетом вида разрешенного использования земельного участка «Для эксплуатации линейных объектов (железнодорожных путей)», на основании абзаца 1 пункта 2.1.3. Методических указаний № 222.

Согласно данному решению на основании рассмотрения представленных документов от 27 ноября 2018 г. № 23/ТО/18-62109 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в ходе проведения анализа сведений об экономических характеристиках объекта недвижимости с кадастровым номером выявлено, что при обработке документа о верификации сведений от 12 ноября 2018 г. № 23/301/18-53541 и внесении сведений о номере кадастрового квартала сотрудником филиала учреждения не было пересчитано значение кадастровой стоимости участка, исходя из удельного показателя кадастровой стоимости, установленного для земельных участков с видом разрешенного использования «Для эксплуатации линейных объектов (железнодорожных путей)» в кадастровом квартале № 23:43:0412001.

17 февраля 2020 г. ОАО «Краснодарпромжелдортранс» обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Краснодарского края с заявлением о пересмотре результатов кадастровой оценки объекта в связи с недостоверностью использованных при определении кадастровой стоимости сведений об объекте.

Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Краснодарского края от 3 марта 2020 г. № 4/12 заявление административного истца отклонено в связи с отсутствием недостоверных сведений при определении кадастровой стоимости объекта.

Удовлетворяя административные исковые требования, суд исходил из наличия предусмотренных законом оснований для пересмотра кадастровой стоимости земельного участка в связи с использованием недостоверных сведений об объекте оценки при определении его кадастровой стоимости.

С указанным выводом суд апелляционной инстанции не может согласиться, поскольку выводы суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения административного искового заявления являются ошибочными.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 245 КАС РФ и разъяснениями, данными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», статьи 373, 388, 400 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 1 части 1 статьи 248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

В соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности), регулировавшим вопросы проведения кадастровой оценки объектов недвижимости до вступления в силу Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» и продолжающим применяться в настоящее время к правоотношениям, связанным с государственной кадастровой оценкой (включая оспаривание ее результатов), начатой до указанного момента, под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона (статья 3).

Статьей 24.18 указанного закона предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими и юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в том числе по мотиву недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении кадастровой стоимости. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

Являясь собственником земельного участка и налогоплательщиком, административный истец вправе оспорить его кадастровую стоимость.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.

Согласно пункту 7 постановления Пленума Верховного Суда Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» по делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, административным ответчиком является государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

В силу положений статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесении в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.

Предусмотренные данной статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.

Согласно приказу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 12 мая 2015 г. № П/210 полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, наделено Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».

В соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 18 октября 2016 г. № П/0515 « О наделении федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» отдельными полномочиями органа регистрации прав» федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее также - ФГБУ «ФКП Росреестра») наделено полномочиями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - орган регистрации прав), по ведению Единого государственного реестра недвижимости, в том числе в части загрузки содержащихся в документах, поступивших для осуществления государственного кадастрового учета или для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, а также в порядке межведомственного информационного взаимодействия, основных и дополнительных сведений об объекте недвижимости в федеральную государственную информационную систему ведения Единого государственного реестра недвижимости (далее - ФГИС ЕГРН), в том числе осуществления проверок на соответствие таких сведений актуальным записям Единого государственного реестра недвижимости, отсутствие причин, препятствующих внесению соответствующих сведений в запись об объекте недвижимости; а также формирования посредством сервисов ФГИС ЕГРН запросов для обеспечения осуществления государственного кадастрового учета.

Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ) Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

В силу части 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

Частью 3 статьи 16 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ предусмотрено, что датой государственного кадастрового учета является дата внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи об объекте недвижимости.

В соответствии с подпунктом 27 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные сведения об объекте недвижимости, в том числе номер кадастрового квартала, в котором находится объект недвижимости.

На сведения о кадастровом квартале распространяются общие правила ведения ЕГРН.

В соответствии с частью 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся, в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Удовлетворяя административные исковые требования, суд исходил из того, что утвержденный приказом Минэкономразвития России от 24 сентября 2018 г. № 514 Порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, не предусматривает в качестве основания определения кадастровой стоимости объекта изменение кадастрового квартала, в котором находится данный объект.

Однако, указанный порядок не применим к спорным правоотношениям, поскольку действует с 2 марта 2019 г.

Вывод суда первой инстанции о том, что пунктом 1.2. Методических указаний № 222 не предусмотрено определение кадастровой стоимости в случае изменения номера кадастрового квартала, основан на ошибочном толковании правовой нормы.

Согласно пунктам 1.1 и 1.2 Методических указаний № 222 данные указания разработаны в соответствии с пунктами 11 и 13 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. № 316, и применяются для определения кадастровой стоимости земельных участков в случаях: образования нового земельного участка; изменения площади земельного участка; изменения вида разрешенного использования земельного участка; перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель; включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке.

Пунктом 2.1.3. Методических указаний № 222 предусмотрено, что в случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в границах существующего населенного пункта кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.

Пунктом 1.3. Методических указаний № 222 определено, что кадастровая стоимость земельных участков в случаях, перечисленных в пункте 1.2 настоящих Методических указаний, определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, либо на основании решения данного органа - подведомственными ему государственными бюджетными учреждениями.

Согласно разъяснениям, содержащимся в письмах Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 марта 2015 г. № 15-исх/04342-МС/15, от 30 августа 2016 г. № 15-01170/16@, определение кадастровой стоимости объекта недвижимости исходя из сведений о кадастровом квартале, не соответствующих содержащимся в государственном кадастре недвижимости на момент расчета, не допускается. Изменение сведений государственного кадастра недвижимости о кадастровом квартале может быть осуществлено как в общем порядке учета изменения (корректировка кадастрового деления), так и по результатам исправления технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости в части сведений о кадастровом квартале. В случае исправления сведений о кадастровом квартале в порядке исправления технической ошибки (в случае если кадастровая стоимость такого здания, помещения или земельного участка была определена с использованием показателя «ошибочного» кадастрового квартала согласно статье 24.19 Закон об оценочной деятельности) принимается решение о выявлении технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости, которая исправляется в установленном законом порядке.

Частью 3 статьи 5 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ определено, что в целях присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров орган регистрации прав осуществляет кадастровое деление территории Российской Федерации на кадастровые округа, кадастровые районы и кадастровые кварталы (единицы кадастрового деления).

В силу части 4 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.

В соответствии с пунктами 1 – 4 порядка кадастрового деления территории Российской Федерации, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2015 г. № 877, в целях присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет кадастровое деление территории Российской Федерации, устанавливая или изменяя кадастровые округа, кадастровые районы и кадастровые кварталы (единицы кадастрового деления). Территория Российской Федерации делится на кадастровые округа. Территория кадастрового округа делится на кадастровые районы. Территория кадастрового района делится на кадастровые кварталы. Каждому кадастровому кварталу присваивается уникальный учетный номер, который состоит из учетного номера кадастрового района, разделителя в виде двоеточия и порядкового номера кадастрового квартала в кадастровом районе.

Согласно пунктам 5, 7, 8 порядка присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров, номеров регистрации, реестровых номеров границ, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2015 г. № 877, кадастровый номер объекта недвижимости состоит из учетного номера кадастрового квартала, в котором расположен такой объект недвижимости, разделителя в виде двоеточия и порядкового номера записи об объекте недвижимости в ЕГРН в пределах данного кадастрового квартала. Кадастровый номер, присвоенный объекту недвижимости в соответствии с порядком, не изменяется, в том числе в связи с изменением кадастрового деления, а также в случаях, если кадастровый номер объекта недвижимости присвоен по правилам, установленным пунктом 4 Порядка, или если кадастровый номер присвоен объекту недвижимости в кадастровом квартале, в котором такой объект недвижимости фактически не находится. Кадастровые номера, присвоенные объектам недвижимости до вступления в силу порядка, сохраняются, если иное не предусмотрено порядком.

Суд первой инстанции при удовлетворении исковых требований руководствовался статьей 61 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», согласно которой техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня исправления технической ошибки в записях уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

При применении указанной правовой нормы судом не приняты во внимание следующие обстоятельства.

На момент постановки на кадастровый учет 27 ноября 2002 г. земельный участок с кадастровым номером находился в границах кадастрового квартала 23:43:0413001, сведения о границах которого были внесены в ЕГРН на основании приказа комитета по земельным ресурсам и землеустройству Краснодарского края от 4 сентября 2001 г. № 126-П «Об утверждении схемы расположения и номеров кадастровых кварталов в кадастровом районе № 43 города Краснодара», принятого в соответствии с утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2000 г. № 660 Правилами кадастрового деления территории Российской Федерации и Правилами присвоения кадастровых номеров земельным участкам.

В соответствии с пунктом 1.6. приказа Росреестра от 18 октября 2016 г. № П/0515 «О наделении федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» отдельными полномочиями органа регистрации прав» осуществление кадастрового деления территории Российской Федерации на кадастровые районы и кадастровые кварталы входит в полномочия ФГБУ «ФКП Росреестра».

В целях реализации положений Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», приказа Минэкономразвития России от 24 ноября 2015 г. № 877 «Об утверждении порядка кадастрового деления территории Российской Федерации, порядка присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров, номеров регистрации, реестровых номеров границ», приказа ФГБУ «ФКП Росреестра» от 26 сентября 2017 г. № 377 «Об алгоритме подготовки приказов ФГБУ «ФКП Росреестра» об утверждении кадастрового деления кадастровых округов Российской Федерации на кадастровые районы и кадастрового деления кадастровых районов кадастровых округов Российской Федерации на кадастровые кварталы в электронном виде» приказом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» от 9 ноября 2017 г. № П/447 утверждено кадастровое деление кадастрового округа «Краснодарский» (23) на кадастровые районы и кадастровое деление кадастровых районов кадастрового округа «Краснодарский» (23) на кадастровые кварталы.

В соответствии с описанием местоположения границ кадастрового района, перечнем номеров кадастровых кварталов и схемой расположения кадастровых кварталов в границах кадастрового района «г. Краснодар» (23:43) земельный участок с кадастровым номером находится в кадастровом квартале № 23:43:0412001, в связи с чем в результате верификации 12 ноября 2018 г. в ЕГРН внесены сведения о номере кадастрового квартала - 23:43:0412001.

Согласно приказу Росреестра от 23 ноября 2010 г. № П/618 «Об организации работ по повышению качества данных Единого государственного реестра прав и государственного кадастра недвижимости» верификацией данных являются работы по повышению качества (целостности, взаимоувязанности) данных в информационных ресурсах (базах данных) единой федеральной информационной системы недвижимости.

Судебная коллегия приходит к выводу о том, что использование при определении 28 ноября 2018 г. кадастровой стоимости земельного участка достоверных сведений об объекте, а именно – номере кадастрового квартала, не свидетельствует о применении искаженных данных об объекте при проведении государственной кадастровой оценки.

Вопреки доводам административного истца кадастровая стоимость земельного участка определена на основании абзаца 1 пункта 2.1.3. Методических указаний № 222, решением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 28 ноября 2018 г. № 23/18-220686 в размере 55 483 287, 68 руб., в связи с изменением кадастрового квартала, с использованием достоверных сведений о кадастровом квартале, исходя из равного 1 260,64 руб./кв. м удельного показателя кадастровой стоимости, действующего для тринадцатой группы видов разрешенного использования, указанных в приложении № 2 к приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от 14 декабря 2016 г. № 2640 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края» - «Земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно-созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития подземных и наземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещение наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов».

Вывод суда первой инстанции о доказанности факта применения недостоверных сведений при определении кадастровой стоимости земельного участка, выразившихся в наличии технической (кадастровой) ошибки, допущенной решением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 28 ноября 2018 г. № 23/18-220686 об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , не основан на материалах административного дела.

Вопреки доводам административного истца определение кадастровой стоимости решением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 28 ноября 2018 г. № 23/18-220686 не является ни технической (кадастровой) ошибкой, ни применением недостоверных сведений об объекте оценки.

Отсутствие изменений в категории земель, виде разрешенного использования, площади земельного участка не ограничивает орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, в определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером в размере 55 483 287, 68 рублей в связи с включением в государственный кадастр недвижимости сведений о новом кадастровом квартале.

Из содержания решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 28 ноября 2018 г. № 23/18-220686 следует, что исправлением технической ошибки фактически являются действия органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, выразившиеся в определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером в размере 55 483 287, 68 рублей в связи с изменением кадастрового квартала.

Наделение приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 12 мая 2015 г. № П/210 полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» не препятствовало органу, осуществляющему функции по государственной кадастровой оценке, в определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером в связи с изменением кадастрового деления территории Российской Федерации.

Согласно разъяснениям пункта 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, лежит на административном истце (часть 5 статьи 247 и часть 1 статьи 248 КАС РФ).

Если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.

Исходя из обстоятельств настоящего административного дела, судебная коллегия приходит к выводу о том, что административным ответчиком доказана достоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении 28 ноября 2018 г. кадастровой стоимости земельного участка, при этом административным истцом не представлено доказательств и обоснованных доводов, свидетельствующих о недостоверности этих сведений.

Как неоднократно указывалось в решениях Конституционного Суда Российской Федерации, конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы имеет особый, а именно публично-правовой (а не частно-правовой) характер, что обусловлено самой природой государства и государственной власти. Налоги, обеспечивая финансовую основу деятельности государства, являются необходимым условием его существования. Соответственно, налоговое обязательство налогоплательщика следует не из договора, а из закона, и налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью принадлежащего ему имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну; соответствующие же органы публичной власти наделены правомочием в односторонне-властном порядке, путем государственного принуждения взыскивать с лица причитающиеся налоговые суммы. Иначе нарушались бы воплощенный в статье 57 Конституции Российской Федерации конституционно защищаемый публичный интерес и связанные с ним права и законные интересы налогоплательщиков, публично-правовых образований, государства в целом (Постановления от 17 декабря 1996 г. № 20-П и от 14 июля 2005 г. № 9-П, Определения от 27 декабря 2005 г. № 503-О и от 7 ноября 2008 г. № 1049-О-О).

Использование достоверных сведений при определении государственным органом кадастровой стоимости свидетельствует об объективном отражении налоговой базы по земельному налогу организации.

Такая кадастровая стоимость в соответствии с пунктом 1 статьи 53 Налогового кодекса Российской Федерации является надлежащей (основанной на объективных и экономически обусловленных показателях) стоимостной характеристикой объекта недвижимости, подлежащего налогообложению.

Поскольку настоящий спор направлен на установление новых условий налогообложения судебная коллегия приходит к выводу о необоснованности заявленных требований.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что имеющие значение обстоятельства дела установлены, сбор дополнительных доказательств не требуется, обоснованность доводов административного истца не нашла подтверждение в ходе судебного разбирательства, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции и принятию по делу нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований.

Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции

определила:

решение Краснодарского краевого суда от 28 августа 2020 г. – отменить, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю – удовлетворить.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований открытого акционерного общества «Краснодарское предприятие промышленного железнодорожного транспорта» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка – отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Председательствующий

Судьи