НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 22.10.2020 № 66А-1025/20

№ 66а-1025/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Сочи

Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Гылкэ Д.И.,

судей Сиротиной Е.С. и Солдатовой С.В.

при секретаре судебного заседания Беляк В.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-196/2020 (УИД № 23OS0000-01-2019-001807-93) по апелляционной жалобе акционерного общества «Шапсугский чай» на решение Краснодарского краевого суда от 16 июня 2020 г. об отказе в удовлетворении административного искового заявления акционерного общества «Шапсугский чай» о признании недействующими отдельных положений приказа департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 ноября 2015 г. № 1609 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края».

Заслушав доклад судьи Сиротиной Е.С., объяснения представителя административного истца Рыхлетского П.Л., представителя административного ответчика департамента имущественных отношений Краснодарского края Алексеева С.С., заключение прокурора Екимцова М.Н., судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции

установила:

Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 ноября 2015 г. № 1609 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края» по состоянию на 1 января 2015 г. утверждена кадастровая стоимость земельных участков:

- с кадастровым номером в размере 1 877 777 187,58 рублей (пункт 214290 Приложения № 2);

- с кадастровым номером в размере 245 336 224,76 рублей (пункт 241134 Приложения № 2).

Акционерное общество «Шапсугский чай» (далее – АО «Шапсугский чай») обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим приказа департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 ноября 2015 г. № 1609 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края» в части утверждения пунктом 214290 Приложения № 2 кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером в размере 1 877 777 187,58 рублей и пунктом 241134 Приложения № 2 кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером в размере 245 336 224,76 рублей.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что АО «Шапсугский чай» владеет на праве постоянного (бессрочного) пользования указанными земельными участками, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного использования: выращивания многолетних насаждений (чая), для сельскохозяйственного производства. В ходе государственной кадастровой оценки в 2015 г. исполнителем работ по государственной кадастровой оценке – оценщиком ООО «Земельные ресурсы» в отчете о выполнении работ по государственной кадастровой оценке была допущена ошибка при проведении группировки земельных участков - кадастровая стоимость данных земельных участков в указанном размере определена исходя из недостоверных сведений - отнесения земельных участков к землям садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан вместо земель сельскохозяйственного использования: выращивания многолетних насаждений (чая), сельскохозяйственного производства. Решением Краснодарского краевого суда от 2 августа 2017 г. кадастровая стоимость земельных участков пересмотрена и установлена соответственно в размере 20 336 062,11 рублей и 2 880 092,28 рублей в связи с недостоверностью использованных при государственной кадастровой оценке сведений на период с 1 января 2017 г. до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

В судебном заседании представитель административного истца Рыхлетский П.Л. поддержал исковые требования в полном объеме.

Представитель административного ответчика департамента имущественных отношений Краснодарского края Рябич А.М. возражал против удовлетворения иска.

Решением Краснодарского краевого суда от 16 июня 2020 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.

В апелляционной жалобе АО «Шапсугский чай», ссылаясь на нарушение норм материального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам административного дела, указывает на установленное судебным актом использование недостоверных сведений при утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, просит об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении административных исковых требований.

Департаментом имущественных отношений Краснодарского края представлены письменные возражения относительно доводов апелляционной жалобы.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель административного истца Рыхлетский П.Л. поддержал апелляционную жалобу.

Представитель административного ответчика департамента имущественных отношений Краснодарского края Алексеев С.С. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность решения суда.

Прокурор Екимцов М.Н. полагал апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению.

Иные участвующие в рассмотрении административного дела лица в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, будучи извещены о рассмотрении дела своевременно и надлежащим образом.

В соответствии с положениями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, заключение прокурора, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пунктов 3 и 4 части 2, пункта 3 части 3 статьи 310 КАС РФ ввиду несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела и неправильного истолкования закона.

В силу пунктов «в» и «к» части 1 статьи 72, части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

В соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности), регулировавшим вопросы проведения кадастровой оценки объектов недвижимости до вступления в силу Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Согласно статье 24.11 Закона об оценочной деятельности (в редакции, действовавшей на момент проведения государственной кадастровой оценки) под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающих в себя принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости; внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, который в этом случае признается заказчиком работ по определению кадастровой стоимости (абзацы первый и второй статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности).

Суд первой инстанции сделал правомерный вывод о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят компетентным органом - департаментом имущественных отношений Краснодарского края в пределах полномочий, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие и по этим основаниям не оспаривается.

Оказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый акт не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает права административного истца.

С указанным выводом суд апелляционной инстанции не может согласиться, поскольку выводы суда первой инстанции о наличии оснований для отказа в удовлетворении административного искового являются ошибочными.

Проверяя соответствие содержания приказа департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 ноября 2015 г. № 1609 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края» в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что АО «Шапсугский чай» владеет на праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного использования: выращивания многолетних насаждений (чая), для сельскохозяйственного производства:

- земельным участком с кадастровым номером , площадью 734 419 кв. м, расположенным по адресу: <адрес>»;

- земельным участком с кадастровым номером , площадью 104 012 кв. м, расположенным по адресу: <адрес>.

Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 ноября 2015 г. № 1609 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края» по состоянию на 1 января 2015 г. утверждена кадастровая стоимость земельных участков:

- земельного участка с кадастровым номером в размере 1 877 777 187,58 рублей (пункт 214290 Приложения № 2);

- земельного участка с кадастровым номером в размере 245 336 224,76 рублей (пункт 241134 Приложения № 2).

Решением Краснодарского краевого суда от 2 августа 2017 г., с учетом определения Краснодарского краевого суда от 25 сентября 2017 г. об исправлении описки, кадастровая стоимость земельных участков пересмотрена и установлена соответственно в размере 20 336 062,11 рублей и 2 880 092,28 рублей в связи с недостоверностью использованных при государственной кадастровой оценке сведений на период с 1 января 2017 г. до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 5 декабря 2017 г. решение Краснодарского краевого суда от 2 августа 2017 г. оставлено без изменения.

Судебными актами установлено использование административным ответчиком недостоверных сведений при утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков - в ходе государственной кадастровой оценки исполнителем работ по государственной кадастровой оценке – оценщиком ООО «Земельные ресурсы в отчете о выполнении работ по государственной кадастровой оценке была допущена ошибка при проведении группировки земельных участков - кадастровая стоимость данных земельных участков в указанном размере определена исходя из недостоверных сведений об отнесении земельных участков к землям садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан вместо земель сельскохозяйственного использования - выращивания многолетних насаждений (чая), для сельскохозяйственного производства.

Исходя из обстоятельств настоящего административного дела, судебная коллегия приходит к выводу о том, что применение в оспариваемом акте недостоверных сведений при утверждении результатов государственной кадастровой оценки противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с требованиями пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

В соответствии с Законом об оценочной деятельности под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Государственная кадастровая оценка проводится в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости. Перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее - перечень), формируется и предоставляется заказчику работ по его запросу органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, в порядке и в соответствии с требованиями к содержанию запроса, которые установлены уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. При формировании перечня указываются количественные и качественные характеристики объектов недвижимости, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки и содержащиеся в государственном кадастре недвижимости. (статья 24.13 Закона об оценочной деятельности).

Согласно статье 24.15 Закона об оценочной деятельности определение кадастровой стоимости осуществляется оценщиками в соответствии с требованиями данного Федерального закона, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости.

Приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 г. № 508 утвержден Федеральный стандарт оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)», согласно пунктам 1 и 2 которого данный стандарт оценки разработан с учетом международных стандартов оценки и федеральных стандартов оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)», «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», содержит требования к определению кадастровой стоимости объектов недвижимости и является обязательным к применению при определении кадастровой стоимости.

Пунктом 6 ФСО № 4 предусмотрено, что под массовой оценкой недвижимости понимается процесс определения стоимости при группировании объектов оценки, имеющих схожие характеристики, в рамках которого используются математические и иные методы моделирования стоимости на основе подходов к оценке.

При определении кадастровой стоимости оценщик использует данные, включенные в фонд данных государственной кадастровой оценки, а также государственный кадастр недвижимости, фонд данных землеустроительной документации, фонды данных и базы данных, имеющиеся в распоряжении организаций и учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных образований. Допускается использование информации из иных источников, содержащих сведения доказательного значения. (пункт 14 ФСО № 4).

При определении кадастровой стоимости с использованием методов массовой оценки все объекты оценки, содержащиеся в перечне для целей проведения государственной кадастровой оценки, разбиваются на группы объектов оценки на основании анализа информации о рынке объектов оценки, обоснования модели оценки кадастровой стоимости, состава ценообразующих факторов и сведений о значениях ценообразующих факторов объектов оценки для каждого исследуемого вида объектов оценки. В набор ценообразующих факторов должны быть включены только те факторы, которые оказывают существенное влияние на стоимость объектов оценки и могут быть достоверно определены и объективно измерены. (пункт 16 ФСО № 4).

В соответствии с пунктом 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. № 316 (действовали до 1 января 2019 г.), государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и по виду функционального использования.

Принципиальный подход к государственной кадастровой оценке земельных участков, заключающийся в классификации земель по целевому назначению и по виду функционального использования, подтверждается «Методическими указаниями о государственной кадастровой оценке», утвержденными приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12 мая 2017 г. № 226, согласно пункту 1.10. которого земельный участок характеризуется его целевым назначением (принадлежностью к определенной категории земель) и (или) разрешенным использованием, а также видом осуществляемой на нем деятельности.

Вид разрешенного использования земельного участка является одной из его характеристик как объекта недвижимости. Содержание этого понятия раскрывается в земельном, градостроительном законодательстве и законодательстве о кадастровом учете. При кадастровом учете земельного участка вид его разрешенного использования определяется исходя из совокупности всех предъявляемых требований, являясь единым и единообразно понимаемым для всех возможных впоследствии правоотношений.

Отнесение земельного участка к одной из групп осуществляется с учетом правового зонирования территории, вида деятельности, для которого земельный участок был ранее предоставлен и фактически осуществляемого.

Учтенный в государственном кадастре недвижимости вид разрешенного использования должен соответствовать фактическому использованию участка.

Судебная коллегия приходит к выводу о том, что использование недостоверных сведений об отнесении земельных участков к землям садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан вместо земель сельскохозяйственного использования: выращивания многолетних насаждений (чая), сельскохозяйственного производства при утверждении приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 ноября 2015 г. № 1609 результатов государственной кадастровой оценки земельных участков сельскохозяйственного назначения исходя из удельного показателя кадастровой стоимости, действующего для четвертой группы видов разрешенного использования «Земельные участки садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан» вместо удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков, отнесенных ко второй оценочной группе сельскохозяйственного использования, к которой относятся земельные участки, малопригодные под пашню, используемые для выращивания некоторых видов технических культур, многолетних насаждений, ягодников, чая, винограда, риса, и существенное увеличение кадастровой стоимости земельных участков не соответствует требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу и привело к нарушению прав административного истца, которые не могут быть восстановлены иным способом судебной защиты, отличным от избранного истцом по настоящему делу.

Как неоднократно указывалось в решениях Конституционного Суда Российской Федерации, конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы имеет особый, а именно публично-правовой (а не частно-правовой) характер, что обусловлено самой природой государства и государственной власти. Налоги, обеспечивая финансовую основу деятельности государства, являются необходимым условием его существования. Соответственно, налоговое обязательство налогоплательщика следует не из договора, а из закона, и налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью принадлежащего ему имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну; соответствующие же органы публичной власти наделены правомочием в односторонне-властном порядке, путем государственного принуждения взыскивать с лица причитающиеся налоговые суммы. Иначе нарушались бы воплощенный в статье 57 Конституции Российской Федерации конституционно защищаемый публичный интерес и связанные с ним права и законные интересы налогоплательщиков, публично-правовых образований, государства в целом (Постановления от 17 декабря 1996 г. № 20-П и от 14 июля 2005 г. № 9-П, Определения от 27 декабря 2005 г. № 503-О и от 7 ноября 2008 г. № 1049-О-О).

Использование недостоверных сведений при утверждении государственным органом кадастровой стоимости свидетельствует об объективном искажении налоговой базы по земельному налогу организации.

Такая кадастровая стоимость вопреки пункту 1 статьи 53 Налогового кодекса Российской Федерации не является надлежащей (основанной на объективных и экономически обусловленных показателях) стоимостной характеристикой объекта недвижимости, подлежащего налогообложению.

Принимая во внимание, что административным истцом реализовано в порядке главы 25 КАС РФ право на пересмотр кадастровой стоимости земельных участков в связи с выявлением недостоверности сведений об объектах недвижимости, использованных при утверждении их кадастровой стоимости, учитывая, что настоящий спор направлен не на установление новых условий налогообложения и не на исправление ошибок (искажений), допущенных по результатам проведенной государственной кадастровой оценки, судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности заявленных требований ввиду противоречия отдельных положений оспариваемого акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что имеющие значение обстоятельства дела установлены, сбор дополнительных доказательств не требуется, обоснованность доводов административного истца нашла подтверждение в ходе судебного разбирательства, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции и принятию по делу нового решения об удовлетворении административных исковых требований АО «Шапсугский чай».

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, в соответствии со статьей 215 КАС РФ и с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» судебная коллегия, исходя из необходимости восстановления нарушенных прав административного истца, полагает, что для достижения указанной цели нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим в оспариваемой части с даты его принятия.

Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции

определила:

решение Краснодарского краевого суда от 16 июня 2020 г. отменить, принять новое решение, которым административное исковое заявление акционерного общества «Шапсугский чай» удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия приказ департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 ноября 2015 г. № 1609 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края» в части утверждения пунктом 214290 Приложения № 2 кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером в размере 1 877 777 187,58 рублей и пунктом 241134 Приложения № 2 кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером в размере 245 336 224,76 рублей.

Сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит размещению на официальном сайте департамента имущественных отношений Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Председательствующий

Судьи