судья Журба О.В. дело № 66а-1622/2021 УИД № 61OS0000-01-2021-000088-64 | |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ | |
город Сочи |
Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Сицинской О.В.,
судей Рассказовой Г.В., Брянцевой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Передеро Ю.Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-151/2021 по апелляционным жалобам государственного унитарного предприятия Ростовской области «Управление развития систем водоснабжения», Региональной службы по тарифам Ростовской области на решение Ростовского областного суда от 15 июля 2021 г.
на решение Ростовского областного суда от 115 июля 2021 г., вынесенное по административному иску государственного унитарного предприятия Ростовской области «Управление развития систем водоснабжения» (ГУП РО «УРСВ») о признании не действующим постановления Региональной службы по тарифам Ростовской области от 18 декабря 2020 г. № 54/56 «О корректировке тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ГУП РО «УРСВ» (ИНН 6167110467), на 2021 год» в части размеров тарифов установленных в пункте 1 приложения к постановлению на питьевую воду «Белокалитвинский филиал участок г.Белая Калитва для потребителей города Белая Калитва», в пункте 3 приложения к постановлению на водоотведение «Белокалитвинский филиал участок г.Белая Калитва»,
заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Сицинской О.В.,
установила:
Региональной службой по тарифам Ростовской области (далее - РСТ, орган регулирования) 15 января 2019 г. принято постановление № 1/2 «Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ГУП РО «УРСВ» на период с момента официального опубликовании постановления по 31 декабря 2022 г. Пунктом 1 этого постановления установлены тарифы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ГУП РО «УРСВ» (ИНН 6167110467) (далее - Предприятие) согласно приложению № 1 к постановлению. В приложении № 1 установлены тарифы на питьевую воду, на техническую воду, на водоотведение, на водоотведение (очистка сточных вод). Все перечисленные тарифы установлены с разбивкой по полугодиям. Пунктом 2 постановления № 1/2 установлены долгосрочные параметры регулирования тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения Предприятию согласно приложению № 2 к постановлению.
Постановление опубликовано на официальном портале правовой информации Ростовской области pravo.donland.ru 15 января 2019 г. № 6145201901150021.
18 декабря 2020 г. РСТ принято постановление № 54/56 «О корректировке тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ГУП РО «УРСВ» (ИНН 6167110467), на 2021 год», в пункте 1 которого установлены тарифы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на 2021 год с учетом корректировки согласно приложению к постановлению. В п. 2 данного постановления указано, что тарифы, установленные постановлением от 15 января 2019 г. № 1/2 на 2021 год признаны утратившими силу.
В пункте 1 приложения к постановлению установлены тарифы на питьевую воду Белокалитвинский филиал участок г.Белая Калитва для потребителей города Белая Калитва на период с 1 января 2021 г. по 30 июня 2021 г. (без учета НДС) в размере 35,80, для населения (с учетом НДС) в размере 42,96; на период с 1 июля 2021 г. по 31 декабря 2021 г. (без учета НДС) в размере 37,23, для населения (с учетом НДС) в размере 44,68.
В пункте 3 приложения к постановлению установлены тарифы на питьевую воду Белокалитвинский филиал участок г.Белая Калитва для потребителей города Белая Калитва на период с 1 января 2021 г. по 30 июня 2021 г. на водоотведение (без учета НДС) в размере 35,42, для населения (с учетом НДС) в размере 42,50; на период с 1 июля 2021 г. по 31 декабря 2021 г.(без учета НДС) в размере 36,09, для населения (с учетом НДС) в размере 43,31.
Постановление № 54/56 опубликовано на официальном портале правовой информации Ростовской области pravo.donland.ru 23 декабря 2020 г. № 6145202012230098.
Обращаясь в суд и оспаривая установленные тарифы на водоснабжение и водоотведение, ГУП РО «УРСВ» указывает на необоснованное снижение заявленного фактического объема воды из источника водоснабжения, фактических затрат на приобретение электрической энергии, объема покупки холодной воды у другой регулируемой организации, расходов на оплату водного налога; необоснованное и немотивированное исключение заявленных предприятием фактических и плановых расходов на приобретение топлива (газа), плановых транспортных расходов, фактических и плановых расходов на аренду объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения, концессионную плату, лизинговые платежи, на компенсацию экономически обоснованных расходов, не учтенных органом регулирования при установлении тарифов в прошлые периоды, недополученных доход; отказе в корректировке необходимой валовой выручки. Установленные размеры тарифов, по утверждению административного истца, рассчитаны с нарушением законодательства, не обеспечивают ГУП РО «УРСВ» возмещения понесенных затрат, связанных с оказанием услуг по водоснабжению и водоотведению, влекут возникновение убытков, не позволяют обеспечить нормальное функционирование, бесперебойное оказание потребителям услуг надлежащего качества.
Решением Ростовского областного суда от 15 июля 2021 г. удовлетворены требования административного искового заявления.
С принятым решением не согласились стороны по делу, подав апелляционные жалобы, в которых полагают решение суда подлежащим отмене, как принятое при неверном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и нарушении норм материального права.
Относительно апелляционных жалоб представлены письменные возражения сторон и участвующим в деле прокурором.
Заслушав доклад дела, изучив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта и признает решение суда постановленным в соответствии с нормами материального и процессуального права и не подлежащим отмене, по следующим основаниям.
Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», а также Методическими указаниями.
Установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, в том числе тарифов на питьевую воду и водоотведение, относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 5, пункт 1 части 2, пункт 1 части 8 статьи 31 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Органом исполнительной власти Ростовской области в сфере государственного регулирования тарифов является Региональная служба по тарифам Ростовской области, полномочия которой на утверждение соответствующих видов тарифов закреплены в разделе 2 Положения о Региональной службе по тарифам Ростовской области, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 13 января 2012 г. № 20.
Судом первой инстанции верно установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в установленной форме, официально опубликован, имеет признаки нормативного акта. По данным основаниям решение суда не оспаривается.
Согласно материалам дела, оспариваемые нормативные правовые акты приняты на основании выводов экспертных заключений, подготовленных РСТ по Ростовской области по результатам изучения материалов в рамках дел об установлении тарифов и о корректировке тарифов, открытых, соответственно по заявлениям регулируемой организации.
При установлении тарифов регулирующим органом в отношении ГУП РО «УРСВ» применен метод индексации.
Согласно пунктам 30, 33 Основ ценообразования тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения могут устанавливаться с применением метода индексации на основе долгосрочных параметров регулирования (долгосрочные тарифы). Данные тарифы ежегодно корректируются с учетом отклонений фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений (пункт 80 Основ ценообразования).
В соответствии с пунктами 29, 74 Основ ценообразования тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего вида регулируемой деятельности, и расчетного объема отпуска воды (принятых сточных вод). Указанные объемы рассчитываются в соответствии с Методическими указаниями исходя из фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года.
Аналогично в пункте 5 Методических указаний закреплено общее правило, в силу которого при расчете объема воды, отпускаемой абонентам, на очередной год используются расчетные объемы отпуска воды за текущий год и фактические объемы отпуска воды за предшествующие три года, определяемые органом регулирования с учетом представленной регулируемыми организациями информации в соответствии со стандартами раскрытия информации.
В соответствии с пунктом 6 Методических указаний объем отпуска воды, определяемый в целях установления тарифов для регулируемых организаций, ранее не осуществлявших регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения, определяется исходя из фактических объемов и динамики отпуска воды организации, ранее осуществлявшей такую деятельность в централизованной системе холодного водоснабжения и (или) горячего водоснабжения, и заключенных организацией договоров водоснабжения, единых договоров водоснабжения и водоотведения. При создании новых объектов централизованных систем водоснабжения объем отпуска (транспортировки) воды определяется расчетным способом с учетом технических параметров таких объектов.
Судом первой инстанции на основании исследованных доказательств установлено, что ГУП РО «УРСВ» в соответствии с постановлением Администрации Белокалитвинского городского поселения от 10 декабря 2018 г. № 644 наделено статусом гарантирующей организации города Белая Калитва, и оказывает услуги по холодному водоснабжению и водоотведению на указанной территории.
Установлено, что на основании заявления ГУП РО «УРСВ», поступившего в РСТ 29 апреля 2020 г. тарифным органом 15 мая 2020 г. открыто дело № 40.3/369/15.05.2020 с целью корректировки необходимой валовой выручки и одноставочных тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных на 2021 г. с применением метода индексации, поставляемых ГУП РО «УРСВ» потребителям города Белая Калитва.
18 декабря 2020 г. по результатам проведения специалистами тарифного органа экспертизы предложения Предприятия на заседании Правления принято постановление № 54/56, утверждена корректировка на 2021 г.
Согласно экспертному заключению по делу о корректировке от 16 декабря 2020 г. и выписке из протокола заседания Правления РСТ от 18 декабря 2020 г. № 66, тарифным органом снижен заявленный Предприятием размер необходимой валовой выручки: предприятием к корректировке предложена необходимая валовая выручка по услуге холодное водоснабжение – 99 224,02 тыс. руб., по водоотведению – 98 207,91 тыс.руб., учтено органом регулирования при установке тарифов: по холодному водоснабжению – 73 860,93 тыс. руб., по водоотведению – 75 573,64 тыс.руб.
Решение суда в части установления РСТ для ГУП РО «УРСВ» баланса водоснабжения сторонами не оспаривается.
Разрешая и удовлетворяя административные требования ГУП РО «УРСВ» о внесении в корректировку необходимой валовой выручки фактических расходов на приобретение электрической энергии в 2019 г. по холодному водоснабжению (вода питьевая) и по водоотведению, суд первой инстанции верно исходил из положений пункта 64 Основ ценообразования.
Согласно которому, расходы на приобретение электрической энергии (мощности) включаются в необходимую валовую выручку в объеме, определенном исходя из удельных расходов на электрическую энергию (мощность) в расчете на объём поданной воды (принятых сточных вод) и объем используемой мощности, а также исходя из плановых (расчетных) цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность). При изменении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) величина, на которую изменились расходы на электрическую энергию (мощность), учитывается при установлении тарифов на очередной период регулирования в составе неподконтрольных расходов. При снижении удельного расхода электрической энергии и объёма используемой мощности средства, сэкономленные в результате уменьшения указанных расходов при условии выполнения производственной программы в полном объёме, не исключаются при расчёте тарифов регулируемой организации в течение 5 лет, начиная от года, следующего за годом, в течение которого была получена экономия указанных средств.
По итогам экспертизы РСТ приняты фактические расходы на приобретение электрической энергии на питьевую воду 12 086,45 тыс.руб., на водоотведение 16 638,16 тыс. руб. При этом фактические затраты на приобретение электрической энергии определены органом регулирования на основании фактического объема отпуска воды из источников водоснабжения и фактического значения показателя удельного расхода электрической энергии.
Судом установлено, что органом регулирования объем электроэнергии на 2021 г. рассчитан исходя из планового объёма поднимаемой воды на 2021 год и принятых показателей удельного расхода электроэнергии, с учётом фактического значения показателя удельного расхода электроэнергии (п.2 приложения 1.2 к заключению по делу № 40.3/369/15.05.2020) - 0,872 кВт ч/куб.м.
Согласно подпункту «г» пункта 79 Основ ценообразования к долгосрочным параметрам регулирования тарифов, определяемым на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов с использованием метода индексации, относятся: показатели энергосбережения и энергетической эффективности (уровень потерь воды, удельный расход электрической энергии).
Удельный расход электрической энергии в силу пункта 84 Методических указаний является долгосрочным параметром регулирования тарифов, определяемым на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов с использованием метода индексации.
Согласно абзацу 3 пункта 95 Методических указаний при определении фактических расходов учитываются расходы на приобретение электрической энергии (мощности) в объеме, определенном исходя из удельных расходов на электрическую энергию в расчете на общий объем воды, в отношении которой, осуществляется водоподготовка, и (или) на общий объем транспортируемой питьевой воды (общий объем сточных вод, подвергающихся очистке, и (или) общий объем транспортируемых сточных вод), и объема используемой мощности, а также исходя из фактических цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность).
Пунктом 43 Методических указаний предусмотрено, что при определении расходов на приобретение электрической энергии (мощности) и холодной воды учитываются значения долгосрочных параметров регулирования тарифов, таких как удельный расход электрической энергии и уровень потерь воды в случае, если установление тарифов осуществляется на основе долгосрочных параметров регулирования.
В соответствии с приведенными правовыми нормами, корректировка тарифов должна осуществляться с учётом соблюдения долгосрочных параметров регулирования тарифов, которые не подлежат пересмотру в течение всего долгосрочного периода регулирования.
Постановлением РСТ от 15 января 2019 г. №1/2 (Приложение №2) установлен долгосрочный параметр регулирования в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на питьевую воду Белокалитвинский участок г.Белая Калитва - удельный расход электроэнергии – 0,9782.
Поскольку в нарушении указанных положений расходы на приобретение электрической энергии за 2019 г. приняты РСТ с применением фактического значения показателя удельного расхода, а не утвержденного постановлением №1/2, суд пришел к выводу о том, что подобный расчет повлечет снижение затрат на приобретение электроэнергии, что не соответствует требованиям пункта 80 Основ ценообразования, пункту 43 Методических указаний.
С указанным выводом судебная коллегия соглашается как верно постановленным в соответствии с изложенными выше Основами ценообразования, Методическими указаниями.
Рассматривая требования ГУП РО «УРСВ» об учете фактических и плановых расходов на топливо, исключенных полностью административным ответчиком при установлении корректировок, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 24 Основ ценообразования, необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - показатели надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения).
Оценив предоставленные ГУП РО «УРСВ» документы в обоснование применения требуемой корректировки и сопоставив их с положениями подпункта «е» пункта 17 Правил регулирования тарифов, суд указал о недоказанности указанных расходов, наличия противоречивых данных в заявке и предоставленных договорах, отсутствие необходимой информации.
Предоставление в дальнейшем подтверждающих документов, вопреки доводов апелляционной жалобы, не свидетельствует о незаконности установленного тарифа, рассчитанного регулирующим органом исходя из предоставленных документов к заявке, и не является основанием к отмене решения суда в указанной части.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 65 Основ ценообразования, неподконтрольные расходы включают в себя расходы на оплату товаров (услуг, работ), приобретаемых у других организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности.
При установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации (пункт 74 Основ ценообразования).
При применении метода индексации регулируемые тарифы устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов, к которым в том числе относится базовый уровень операционных расходов, включаемых в текущие расходы регулируемой организации (пункты 58, 75, подпункт "а" пункта 79 Основ ценообразования).
Согласно пункту 61 Основ ценообразования базовый уровень операционных расходов определяется в соответствии с методическими указаниями и включает в себя производственные расходы (за исключением расходов на электрическую энергию (мощность), тепловую энергию и другие виды энергетических ресурсов), ремонтные расходы, административные расходы и сбытовые расходы, определенные в соответствии с пунктами 21 - 23, 39 - 42, 48 - 52 Основ ценообразования.
Операционные расходы регулируемой организации определяются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации установленного базового уровня операционных расходов. При индексации применяются индекс потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), определенный в базовом варианте прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год и плановый период, индекс эффективности операционных расходов и индекс изменения количества активов.
При определении операционных расходов на год долгосрочного периода регулирования, не вошедший в плановый период прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, применяется индекс потребительских цен, установленный на последний год этого планового периода (пункт 60 Основ ценообразования).
Необходимая валовая выручка, определяемая на i-й год на основе фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных, рассчитывается с учетом пунктов 22 - 23 Основ ценообразования по формуле 38 пункта 95 Методических указаний.
Операционные расходы, определяемые на основе фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных, рассчитываются по формуле 39 пункта 95 Методических указаний, используемой при корректировке регулируемых тарифов на очередной год долгосрочного периода регулирования.
Рассматривая требования административного истца о несогласии со снижением регулирующим органом расходов по приобретению у сторонних организаций покупки воды, судом было установлено отсутствие достаточных доказательств для удовлетворения требований ГУП РО «УРСВ» в заявленных объемах. Исследовав предоставленные документы, суд указал, что представленные административным истцом в обоснование размера затрат документы, верно оценены и сформированы органом исходя из презумпции достоверности информации, представленной ГУП РО «УРСВ» с учетом фактического объёма покупки воды, и не свидетельствуют о необходимости приобретения воды в большем объеме, чем установлено органом регулирования.
При этом ГУП РО «УРСВ», являясь коммерческой организацией и профессиональным участником рынка, должно быть заинтересовано в проявлении инициативы по предоставлению обосновывающих материалов для установления уровня тарифа, выгодного для осуществления своей деятельности.
В этой связи законодательством на него возложена обязанность предоставления соответствующего комплекта документов, содержащего необходимые и достаточные сведения для установления необходимой корректировки тарифа. Неисполнение данной обязанности имеет последствием в виде риска принятия регулирующим органом решения без учета всех обстоятельств. Таким образом, права и законные интересы административного истца не нарушены, поскольку он не был лишен возможности соблюсти установленный для обращения порядок (с представлением надлежащих документов) необходимый для обоснованного разрешения обращения на законной основе.
Доводы административного истца о неверном применении регулирующим органом формулы при исчислении операционных расходов, определяемых на основе фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных, основаны на неверном понимании пункта 95 Методических указаний.
Согласно подпункту "б" пункта 65 Основ ценообразования N 406 неподконтрольные расходы включают в себя расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, в том числе обязательного страхования, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, включая плату за негативное воздействие на окружающую среду, в пределах установленных для регулируемой организации нормативов и (или) лимитов.
Судом, рассматривавшим дело, установлено, что сумма налога определена без учета фактической налоговой базы и ставок, установленных гл. 25.2, ст. 333.12 ч. 2 Налогового кодекса Российской Федерации для подземных источников, в связи с чем удовлетворил заявленные требования в указанной части, указав на необходимость пересмотра тарифа на питьевую воду с учетом установленных обстоятельств применения в расчете размера ставок для поверхностных источников, без учета источников водоснабжения.
Заявляя в апелляционной жалобе о несогласии с вынесенным решением и необходимости применения для корректировки фактически понесенных расходов, административный истец ГУП РО «УРСВ» не учитывает следующее.
Органом регулирования установлен фактический объем потребления холодной воды с учетом уровня потерь воды, установленного постановлением РСТ от 15.01.2019 № 1/2.
ГУП РО «УРСВ», предоставляя в адрес РСТ лицензии на пользование недрами, договоры водопользования и налоговые декларации, фактический расчет водного налога с разбивкой объемов водоснабжения по категориям потребителей и источников водозабора не предоставило, что исключило возможность применения к заявителю ставок водного налога за сверхлимитное водоотведения. Применение к ГУП РО «УРСВ» ставки сверх установленных лимитов следует из предоставленных заявителем деклараций. Фактическое возложение на потребителей расходов за неисполнение ГУП РО «УРСВ» своих обязанностей по получению лимитов не отвечает принципам законности при установлении лимитов, и правомерно в указанной части исключено судом в качестве обоснованного требования.
Согласно подпункту «в» пункта 65 Основ ценообразования неподконтрольные расходы включают в себя расходы на арендную плату и лизинговые платежи, размер которых определяется с учетом требований, предусмотренных пунктом 44 настоящего документа.
Пунктом 44 Основ ценообразования предусмотрено, что расходы на арендную плату и лизинговые платежи в отношении централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем, определяются органом регулирования тарифов в размере, не превышающем экономически обоснованный размер такой платы, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.
Экономически обоснованный размер арендной платы или лизингового платежа определяется исходя из принципа возмещения арендодателю (лизингодателю) амортизации, налогов на имущество, в том числе на землю, и других обязательных платежей собственника передаваемого в аренду (лизинг) имущества, связанных с владением указанным имуществом. Экономически обоснованный уровень размера арендной платы или лизингового платежа не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата (лизинговый платеж) являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора.
Пункт 29 Методических указаний содержит аналогичные положения.
Изучив предоставленные документы относительно расходов на арендную плату, суд, посчитав необоснованным их исключение из расчета корректировки, удовлетворил заявленные требования.
Доводы апелляционной жалобы регулирующего органа в указанной части сводятся к несогласию с проведенной судом оценкой содержания предоставленных договоров аренды, порядка расчета арендной платы и т.п., сомнениям в обоснванности заключения данных договоров и их содержания, отсутствия инвентарных карточек на имущество, со ссылкой на пункт 29 Методических указаний, отклоняются судебной коллегией как необоснованные поскольку РСТ обладало возможность проверить предоставленные документы и расчеты и принять по ним решение в рамках предоставленных полномочий.
Согласно подпункту «ж» пункта 65 Основ ценообразования, неподконтрольные расходы включают в себя расходы на компенсацию в соответствии с пунктом 15 настоящего документа экономически обоснованных расходов, не учтенных органом регулирования тарифов при установлении тарифов в прошлые периоды регулирования, и (или) недополученных доходов.
Согласно пункту 91 Методических указаний размер корректировки НВВ, осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, рассчитывается по формуле (33) с применением данных за последний расчетный период регулирования, по которому имеются фактические значения.
Судом первой инстанции, с учетом объяснений сторон установлено, что формирование отчетности регулируемой организации по ранее не учтенным расходам и недополученным доходам за 2019 г. завершено в 2020 г.
Пунктом 15 Основ ценообразования предусмотрено, что в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с Методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.
Действующие нормы не предусматривают обязанность регулирующего органа по распределению ранее не учтённых экономически обоснованных расходов и недополученных доходов равномерно в течение трёх лет, при этом определён лишь предельный срок, в котором такие расходы должны быть учтены.
Отклоняя позицию административного истца об обязанности РСТ по Ростовской области произвести корректировку тарифов с учетом компенсации заявленных сумм экономически обоснованных расходов 2019 г. и сумм недополученного за 2019 г. дохода при настоящем тарифном регулировании, суд первой инстанции, руководствуясь приведенным положением пункта 15 Основ ценообразования и исходя из фактических обстоятельств дела, обоснованно указал, что орган регулирования, в отсутствие норм, предписывающих его обязанность распределять суммы соответствующих расходов и недополученных доходов в течение названного трехлетнего периода, обязан учесть их в экономически обоснованных размерах не позднее, чем при установлении (корректировке) тарифов регулируемой организации на 2023 г.
Следует также исходить из того, что экономическая обоснованность соответствующих расходов и доходов, равно как и их документальное подтверждение, являются предметом оценки непосредственно при принятии тарифного решения.
Пунктом 80 Основ ценообразования предусмотрена ежегодная корректировка необходимой валовой выручки регулируемой организации и тарифов, установленных с применением метода индексации, с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений.
Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, предусмотренной в пункте 90 Методических указаний.
Пунктом 90 Методических указаний предусмотрено, что в целях корректировки долгосрочного тарифа, установленного с применением метода доходности инвестированного капитала или метода индексации, в соответствии с пунктом 73 Основ ценообразования орган регулирования тарифов ежегодно уточняет необходимую валовую выручку регулируемой организации на следующий i-й год долгосрочного периода регулирования (начиная со второго года долгосрочного периода регулирования) с использованием уточненных значений прогнозных параметров регулирования, а также с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений.
Корректировка необходимой валовой выручки регулируемой организации и тарифов, установленных с применением метода индексации, осуществляется по формуле 32.
В формуле отсутствует указание на невозможность её применения в случае, если организация осуществляла регулируемую деятельность не в течение полного года.
Пунктом 27 Правил регулирования тарифов предусмотрено, что срок действия тарифов для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, может составлять менее года.
С учетом изложенного, позиция административного ответчика по корректировке необходимой валовой выручки, не соответствует требованиям Основ ценообразования и Методических указаний.
Примененный РСТ подход полностью исключает учет фактических результатов деятельности предприятия за истекший период 2019 года, что нарушает права Предприятия на установление экономически обоснованных тарифов.
Удовлетворяя требования в указанной части, суд указал, что в соответствии с пунктом 27 Правил регулирования тарифов, разделом 2 Регламента установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (утвержденного Приказом ФСТ России от 16 июля 2014 г. № 1154-э), тарифное дело по установлению тарифов открывается по заявлению регулируемой организации в 10-дней срок; решение принимается не позднее 20 декабря года, предшествующего периоду регулирования, на который устанавливаются (корректируются) тарифы. ГУП РО «УРСВ» наделено статусом гарантирующей организации на территории города Белая Калитва с 10 декабря 2018 г., заявление об установлении тарифов Предприятия зарегистрировано 24 декабря 2018 г., Постановление РСТ № 1/2 вступило в силу 15 января 2019 г.
Примененный РСТ подход не учитывает своевременность обращения ГУП РО «УРСВ» с заявлением о корректировке, полностью исключая учёт фактических результатов деятельности за истекший 2019 г. период, что не соответствует принципам соблюдения баланса экономических интересов, установления тарифов исходя из экономически обоснованных расходов организации.
Доводы апелляционных жалоб, проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта. Все документы и обстоятельства спора, на которые ссылается стороны административного дела, были приняты во внимание судом первой инстанции, что нашло подтверждение в ходе проверки и повторного рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Оснований для отмены судебного акта не имеется. Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ,
определила:
решение Ростовского областного суда от 15 июля 2021 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы государственного унитарного предприятия Ростовской области «Управление развития систем водоснабжения», Региональной службы по тарифам Ростовской области, - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 КАС РФ в течение 6 месяцев.
Председательствующий
судьи