НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 16.07.2021 № 66А-699/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Сочи 16 июля 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего судьи Артамоновой Т.А.,

судей Сиротиной Е.С., Носковой А.А.,

при секретаре Дораевой А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Верховного Суда Республики Дагестан, Пятигорского городского суда административное дело УИД № 05OS0000-01-2020-000233-43 по административному исковому заявлению акционерного общества «Оборонэнерго» о признании не действующими нормативных правовых актов в части

по апелляционной жалобе акционерного общества «Оборонэнерго» на решение Верховного Суда Республики Дагестан от 6 ноября 2020 года, которым в удовлетворении административных исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи Артамоновой Т.А., заключение прокурора третьего отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Сочи) управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации Калиниченко А.В., полагавшего решение суда подлежащим отмене, объяснения представителя административного истца Нардина И.В., поддержавшего апелляционную жалобу, представителя административного ответчика Магомедова М.А., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции

установила:

постановлением Региональной службы по тарифам Республики Дагестан (далее также – РСТ РД, тарифный орган) от 27 декабря 2019 года № 124 (далее – постановление от 27 декабря 2019 года № 124) внесены изменения в постановление РСТ РД от 26 декабря 2014 года № 140 «Об утверждении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров деятельности территориальных сетевых организаций, и необходимой валовой выручки сетевых организаций на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь)», необходимая валовая выручка сетевых организаций без учета оплаты потерь для акционерного общества «Оборонэнерго» (далее также - АО «Оборонэнерго», общество) на 2020 год установлена в размере 16 230,15 тыс. руб. (пункт 9 приложения № 2).

Постановлением РСТ РД от 27 декабря 2019 года № 125 (далее – постановление от 27 декабря 2019 года № 125) утверждены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Дагестан и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями», введенные в действие с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года, в том числе, установлена необходимая валовая выручка сетевых организаций без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в субъекте Российской Федерации, для АО «Оборонэнерго» в размере 16 230,15 тыс. руб. (пункт 8 приложения № 2).

Поименованные нормативные правовые акты 31 декабря 2019 года опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации Республики Дагестан http://pravo.e-dag.ru, а также размещены на официальном сайте РСТ РД в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (rst.e-dag.ru), вступили в законную силу с даты официального опубликования.

Постановление от 27 декабря 2019 года № 125 утратило силу с 1 января 2021 года в связи с истечением срока действия тарифов.

Оспариваемые постановления приняты уполномоченным органом исполнительной власти Республики Дагестан в области государственного регулирования тарифов – Республиканской службой по тарифам Республики Дагестан в соответствии со статьей 23 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», постановлениями Правительства Республики Дагестан от 30 мая 2011 года № 165 «Вопросы Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан», от 21 февраля 2011 года № 97 «Об утверждении Типового положения об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов», Указом Президента Республики Дагестан от 3 марта 2010 года № 54 «О структуре органов исполнительной власти Республики Дагестан».

Таким образом, оспариваемые постановления приняты уполномоченным органом исполнительной власти в пределах полномочий и компетенции, с соблюдением процедуры опубликования и обнародования и по этим основаниям не оспариваются.

АО «Оборонэнерго» обратилось в Верховный Суд Республики Дагестан с административным исковым заявлением о признании с момента принятия и в течение всего срока действия принятых РСТ РД постановления от 27 декабря 2019 года № 124 в части установления необходимой валовой выручки (далее – НВВ) на 2020 год в пункте 9 приложения № 2; постановления от 27 декабря 2019 года № 125 в части установления НВВ, учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в субъекте Российской Федерации, для АО «Оборонэнерго» в пункте 8 приложения № 2; возложении на административного ответчика обязанности устранить нарушения законодательства путем принятия заменяющего акта; взыскании с административного ответчика расходов по оплате государственной пошлины.

Основанием для признания не действующими постановления от 27 декабря 2019 года № 124 и постановления от 27 декабря 2019 года № 125, по мнению административного истца, является их несоответствие пунктам 6,7,16,17,20,28,33 Основ ценообразования в области цен (тарифов) в области электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178, пункту 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных Приказом ФСТ от 17 февраля 2012 года № 98-э, Приказам МВД России от 24 ноября 2008 года № 1001 и от 28 июня 2018 года № 399, статье 23 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» ввиду установления НВВ в экономически необоснованном размере в части определения неподконтрольных расходов (налога на транспорт, налога на прибыль и выпадающих затрат за 2018 год) на очередной период регулирования (2020 год).

Решением Верховного Суда Республики Дагестан от 6 ноября 2020 года в удовлетворении административных исковых требований отказано в полном объеме.

В апелляционной жалобе АО «Оборонэнерго» просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска.

Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, административным ответчиком РСТ РД поданы письменные возражения.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, судебная коллегия установила следующее.

В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования) и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178 (далее также - Правила государственного регулирования цен (тарифов), а также Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных Приказом ФСТ от 17 февраля 2012 года № 98-э (далее - Методические указания № 98-э).

Согласно пункту 12 Основ ценообразования одним из методов регулирования цен (тарифов) является метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

Из пункта 38 Основ ценообразования, пункта 8 Методических указаний следует, что на основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования.

Пунктом 2 Основ ценообразования необходимая валовая выручка определяется как экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования.

Согласно пунктам 16 - 18 Основ ценообразования определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. К экономически необоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, относятся, в том числе выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов: расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, в предыдущем периоде регулирования, не связанные с осуществлением регулируемой деятельности этих организаций и покрытые за счет поступлений от регулируемой деятельности; учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) расходы, фактически не понесенные в периоде регулирования, на который устанавливались регулируемые цены (тарифы) (за исключением случая применения в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала и метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки).

Регулирующие органы принимают меры по исключению из расчетов при установлении регулируемых цен (тарифов) экономически необоснованных доходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, полученных в предыдущем периоде регулирования.

В случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования.

В соответствии с пунктом 11 Методических указаний № 98-э налог на прибыль, имущество, иные налоги относятся к неподконтрольным расходам, которые включаются в НВВ базового года и очередного года долгосрочного периода регулирования и определяются методом экономически обоснованных расходов.

Согласно пунктам 22, 23, 28 Правил государственного регулирования цен (тарифов) регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов) и (или) предельных уровней и устанавливает срок ее проведения.

Экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать, в том числе оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов и (или) их предельных уровней; анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов; анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.

Основания, по которым отказано во включении в тариф отдельных расходов, предложенных организацией, осуществляющей регулируемую деятельность, указываются в протоколе.

Как усматривается из материалов дела, АО «Оборонэнерго» является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих ему объектов электросетевого хозяйства. На территории Республики Дагестан указанный вид деятельности осуществляет одно из обособленных подразделений – филиал «Северо-Кавказский» АО «Оборонэнерго», к которому относятся ПУ «Каспийский», ПУ «Ботлихский», ПУ «Буйнакский».

Необходимая валовая выручка АО «Оборонэнерго» (без учета оплаты потерь) на 2020 год долгосрочного периода регулирования 2019-2021 годы в рамках корректировки была определена в размере 16 230,15 тыс. руб.

В соответствии с Основами ценообразования по общему правилу тарифные решения принимаются исходя из предложений регулируемых организаций о плановых (прогнозных) величинах.

Обращаясь в суд с административным исковым заявлением, АО «Оборонэнерго» указало, что при принятии оспариваемых постановлений орган регулирования необоснованно исключил из НВВ заявленные обществом в размере 14,097 тыс. руб. расходы на оплату транспортного налога по 6 автомобилям, находящимся в собственности филиала, обслуживающим его сетевое имущество, расположенное на территории Республики Дагестан, в подтверждение чего обществом представлены расчет налога, копии налоговой декларации за 2018 год, путевых листов.

Согласно протоколу заседания Правления РСТ РД от 27 декабря 2019 года № 34, а также экспертному заключению в качестве основания для исключения транспортного налога в полном объеме послужил факт регистрации указанных транспортных средств на территории иного субъекта Российской Федерации – Ставропольского края и уплаты в связи с этим транспортного налога на территории и по ставкам Ставропольского края, с чем согласился суд первой инстанции.

Вместе с тем, такие основания нельзя в полной мере признать соответствующими действующему законодательству, поскольку положения статей 357, 358 и 252 НК РФ во взаимосвязи с вышеприведенными требованиями Основ ценообразования не ставят в зависимость экономическую обоснованность расходов организации, подлежащих включению в НВВ в случае доказанности их несения при осуществлении регулируемой деятельности, от получателя налоговых платежей, учитывая, что в данном конкретном случае регулятору были представлены расчет налога на транспорт по филиалу, налоговая декларация по филиалу и видам транспортных средств, подтверждающая факт владения, пользования, распоряжения транспортными средствами, путевые листы с указанием марки, регистрационного номера, места отправки автомобиля, пробега, что свидетельствовало об их эксплуатации на территории Республики Дагестан, а также принимая во внимание практику оценки тарифным органом обосновывающих документов на предыдущие периоды регулирования (согласно выписке из протокола № 32 от 26 декабря 2016 года при утверждении затрат на 2017 год РСТ РД были учтены затраты по налогу на транспорт по автомобилям, обслуживающим сетевое имущество на территории Республики Дагестан) и факт утверждения в составе НВВ на 2020 год затрат общества на горюче-смазочные материалы, обязательное страхование гражданской ответственности, материалы на ремонт указанного автотранспорта в качестве расходов, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности.

Исключение расходов по транспортному налогу из НВВ на 2020 год по приведенному в экспертном заключении и протоколе основанию в данном случае не соответствует принципам тарифного регулирования, согласно которым подход тарифного органа должен быть предсказуемым для регулируемой организации и не создающим непреодолимых препятствий для установления экономически обоснованного тарифа.

Иных оснований для отказа во включении затрат на транспортный налог тарифным органом в протоколе и экспертном заключении не приведено.

По статье «налог на прибыль» АО «Оборонэнерго» заявлена сумма в размере 1 213,82 тыс. руб., состоящая из налога на прибыль за оказание услуг по передаче электрической энергии (в сумме 887,02 тыс. руб.) и технологическому присоединению заявителей к электрическим сетям (в сумме 326,81 тыс. руб.).

При расчете налога на прибыль обществом также включен налог с дохода от безвозмездной аренды объектов электросетевого хозяйства, который относится к виду деятельности «передача энергии», в сумме 82 656 тыс. руб., прочие постоянные налоговые обязательства распределены пропорционально выручке (с применением коэффициентов).

Тарифным органом в соответствии с протоколом заседания Правления РСТ РД от 27 декабря 2019 года № 34 и экспертным заключением расходы по данной статье приняты в размере 71,53 тыс. руб.

Вместе с тем, в протоколе заседания Правления РСТ РД от 27 декабря 2019 года № 34, а также в экспертном заключении в нарушение ранее приведенных требований пунктов 22, 23, 28 Правил государственного регулирования цен (тарифов) органом регулирования не дана оценка достоверности данных, приведенных регулируемой организацией в заявлении об установлении тарифов применительно к статье расходов «налог на прибыль», не приведены мотивы, по которым предложенные обществом значения не приняты к расчету данного налога, отсутствует сам расчет величины принятых к учету показателей.

В свою очередь, представленный РСТ РД в ходе разбирательства в суде апелляционной инстанции расчет расходов по уплате налога на прибыль и примененный им порядок такого расчета не соответствует действующему законодательству.

Из положений статьи 247 НК РФ следует, что объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 данного Кодекса.

Особенности представления налоговых деклараций и уплаты налога на прибыль налогоплательщиками, имеющими обособленные подразделения, установлены статьями 288 и 289 НК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 288 НК РФ налогоплательщики - российские организации, имеющие обособленные подразделения, исчисляют и уплачивают в федеральный бюджет суммы авансовых платежей, а также суммы налога по итогам налогового периода по месту своего нахождения без распределения указанных сумм по обособленным подразделениям.

Пунктом 2 статьи 288 НК РФ определено, что налогоплательщики уплачивают авансовые платежи, а также суммы налога, подлежащие зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации, по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения. Указанная доля определяется как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной согласно пункту 1 статьи 257 данного Кодекса, в целом по налогоплательщику.

Налогоплательщик уплачивает суммы авансовых платежей и суммы налога на прибыль организаций, исчисленного по итогам налогового периода, в бюджеты субъектов Российской Федерации по месту нахождения обособленных подразделений не позднее срока, установленного статьей 289 НК РФ для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный или налоговый период.

В соответствии с пунктом 20 Основ ценообразования в необходимую валовую выручку включается величина налога на прибыль организаций по регулируемому виду деятельности, сформированная по данным бухгалтерского учета за последний истекший период.

Одним из основных принципов государственного регулирования цен (тарифов) является учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов).

Порядок отражения в бухгалтерском учете информации о расчетах по налогу на прибыль для организаций установлен в Положении по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02», утвержденном приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. № 114н (далее - ПБУ 18/02).

Способ определения величины текущего налога на прибыль выбирается организацией самостоятельно из двух вариантов - на основе данных, сформированных в бухгалтерском учете, либо на основе налоговой декларации по налогу на прибыль (пункт 22 ПБУ 18/02). При этом величина текущего налога на прибыль должна соответствовать сумме исчисленного налога на прибыль, отраженного в налоговой декларации по налогу на прибыль.

В рассматриваемом случае регулируемой организацией расчет налога на прибыль по филиалу «Северо-Кавказский» в соответствии с учетной политикой АО «Оборонэнерго» произведен в порядке статьи 288 НК РФ, которой установлены особенности представления налоговых деклараций и уплаты налога на прибыль налогоплательщиками, имеющими обособленные подразделения.

Поскольку данный филиал осуществляет деятельность на территории нескольких субъектов РФ, то расчет доли налога на прибыль произведен обществом для Республики Дагестан, учитывая, что уплата налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет Республики Дагестан, производится обществом исходя из совокупности показателей трех обособленных подразделений (ПУ «Каспийский», ПУ «Буйнакский», ПУ Ботлихскй») по месту нахождения ПУ «Каспийский» филиала «Северо-Кавказский», выбранного АО «Оборонэнерго» на основании абзаца 2 пункта 1 статьи 257 НК РФ.

В соответствии с пунктом 2 вышеназванной нормы уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации, производится налогоплательщиками - российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с пунктом 1 статьи 257 настоящего Кодекса, в целом по налогоплательщику.

Указанные в данном пункте удельный вес среднесписочной численности работников и удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества определяются исходя из фактических показателей среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и остаточной стоимости основных средств указанных организаций и их обособленных подразделений за отчетный (налоговый) период.

В соответствии с пунктом 5.7 Учетной политики по налоговому учету АО «Оборонэнерго», утвержденной приказом АО «Оборонэнерго» № 315 от 26 декабря 2018 года, доля прибыли, приходящаяся на обособленное подразделение, определяется как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества подразделений, что было применено обществом в расчетах налога на прибыль.

Как следует из представленных в материалы дела письменных пояснений административного ответчика, при корректировке необходимой валовой выручки на 2020 год орган регулирования исчислил налог на прибыль расчетным путем, исходя из балансовой прибыли общества на 2020 год с применением ставки 20% в соответствии с пунктом 1 статьи 284 НК РФ.

Такой расчет налога на прибыль для включения в необходимую валовую выручку противоречит вышеприведенным нормам права, а также позиции Министерства финансов Российской Федерации, изложенной в письме от 1 февраля 2016 года № 03-07-11/4411.

Исключение тарифным органом налога на прибыль по имуществу, переданному в безвозмездное пользование, мотивированное в судебном заседании отсутствием расчета его величины, также не нашло своего обоснования в протоколе и экспертном заключении.

Не соблюдены тарифным органом требования пунктов 22, 23, 28 Правил государственного регулирования цен (тарифов) и при исключении из НВВ выпадающих расходов.

Так, филиалом в составе НВВ на 2020 год были заявлены в качестве экономически обоснованных выпадающие расходы за 2018 год в размере 3 550,98 тыс. руб., не обеспеченные тарифной выручкой и понесенные в период действия с 26 ноября по 31 декабря 2018 года установленных постановлением РСТ РД от 14 ноября 2018 года № 16 индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для АО «Оборонэнерго» на территории Республики Дагестан.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что на 2018 год расчет тарифов осуществлялся методом экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом ФСТ России от 6 августа 2004 года № 20-э/2, в отличие от спорных тарифов, рассчитанных с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки в соответствии с Методическими указаниями № 98-э.

Согласно представленному АО «Оборонэнерго» расчету выпадающие расходы за 2018 год понесены обществом по различным статьям, в том числе, налогам на прибыль, на транспорт, на имущество, на оплату труда и так далее.

В ходе разбирательства в суде РСТ РД в обоснование исключения выпадающих доходов ссылалась на некорректное использование данных за один месяц тарифного регулирования в 2018 году, факт не превышения НВВ общества 10% от общей НВВ всех сетевых организаций субъекта РФ за три последних периода регулирования.

Согласно абзацу одиннадцатому пункта 7 Основ ценообразования исключение экономически не обоснованных доходов и расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, выявленных в том числе по результатам проверки их хозяйственной деятельности, учет экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по не зависящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, в целях сглаживания изменения тарифов могут осуществляться в течение периода, в том числе относящегося к разным долгосрочным периодам регулирования, который не может быть более 5 лет. В этом случае распределение исключаемых экономически не обоснованных доходов и расходов, учитываемых экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования, осуществляется при расчете необходимой валовой выручки соответствующего годового периода регулирования с учетом параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации. Действие положений, установленных настоящим абзацем, не распространяется на территориальные сетевые организации, необходимая валовая выручка которых с учетом расходов на оплату потерь и оплату услуг других территориальных сетевых организаций за 3 последних периода регулирования не превысила 10 процентов суммарной необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, учтенной при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

Из данной нормы также следует, что правило распределения исключаемых экономически не обоснованных доходов и расходов, учитываемых экономически обоснованных расходов в целях сглаживания изменения тарифов - не распространяется на территориальные сетевые организации, необходимая валовая выручка которых с учетом расходов на оплату потерь и оплату услуг других территориальных сетевых организаций за три последних периода регулирования не превысила 10 % суммарной необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, учтенной при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

Таким образом, исходя из системного толкования указанных положений абзаца одиннадцатого пункта 7, а также пунктов 37, 38 Основ ценообразования с учетом приведенного в пункте 2 Основ ценообразования понятия «период регулирования», следует отметить, что правило распределения исключаемых экономически не обоснованных доходов и расходов, учитываемых экономически обоснованных расходов в целях сглаживания изменения тарифов на административного истца не распространяется, поскольку предыдущий период регулирования (2018 год) для него не являлся долгосрочным, а по смыслу названных положений в целях сглаживания роста тарифов неучтенные расходы и недополученные доходы могут учитываться в течение 5 лет начиная с годового периода регулирования, следующего за годовым периодом, в котором они были выявлены, при этом перераспределение НВВ может быть произведено в течение 5 лет и относится к нескольким долгосрочным периодам регулирования.

Возможность исключения из состава НВВ ранее учтенных экономически не обоснованных расходов либо включения в расчет тарифов ранее не учтенных экономически обоснованных расходов регулируемой организации (недополученного дохода, возникшего по не зависящим от нее причинам) предусмотрены абзацами первым и десятым пункта 7 Основ ценообразования. Такие меры должны быть реализованы органом регулирования при установлении тарифов в целях соблюдения баланса интересов регулируемой организации и ее потребителей.

Однако возможность применения данных положений Основ ценообразования тарифным органом не проверена, мотивы и основания отказа во включении выпадающих расходов за 2018 год в протоколе и экспертном заключении не приведены. Немотивированность выводов экспертной группы ставит под сомнение обоснованность принятых на основании такого заключения тарифных решений.

Следует отметить, что позиция административного истца относительно порядка применения Методических указаний №20-э/2 в соответствии с абзацем вторым пункта 39 Основ ценообразования основана на ошибочном толковании данной нормы, поскольку эти положения касаются случаев изменения метода регулирования, основанного на долгосрочных параметрах регулирования, к таковому 2018 год не относится.

Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции об установлении тарифным органом для АО «Оборонэнерго» НВВ на 2020 год в экономически обоснованном размере основаны на неправильном применении норм материального права, и это в силу части 3 статьи 310 КАС РФ является основанием для отмены решения суда и принятия нового решения о признании недействующими оспариваемых нормативных правовых актов в оспариваемой части в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ.

Определяя момент, с которого нормативные правовые акты подлежат признанию недействующими, судебная коллегия исходит из того, что поскольку оспариваемые нормативные акты применялись и права граждан и организаций были реализованы, то в соответствии со статьей 215 КАС РФ и с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», оспариваемые положения подлежат признанию не действующими со дня их принятия.

При этом следует учесть разъяснения, содержащиеся в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 63 «О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена», согласно которому в случае признания судом недействующим нормативного правового акта об установлении регулируемой цены, подлежащей применению в расчетах неопределенного круга лиц с ресурсоснабжающими организациями за поставленный ресурс (далее - нормативный правовой акт), с целью надлежащего урегулирования данных отношений соответствующий орган в силу его компетенции, закрепленной законом и иными правовыми актами, и в связи с принятием соответствующего решения суда обязан принять нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный судом недействующим (часть 2 статьи 178, часть 6 статьи 180, часть 4 статьи 216 КАС РФ).

В силу пункта 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» в связи с тем, что нормами КАС РФ не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании нормативных правовых актов или актов, обладающих нормативными свойствами, вопрос об этих расходах разрешается судом на основании правил, предусмотренных главой 10 КАС РФ.

Частью 1 статьи 111 КАС РФ предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 1 статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Согласно представленному в материалы дела платежному поручению № 3102 от 9 июня 2020 года филиала Банка ГПБ (АО) «Северо-Кавказский» обществом при обращении в суд оплачена государственная пошлина в размере 6 000 рублей, подлежащая взысканию с административного ответчика.

Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции,

определила:

решение Верховного Суда Республики Дагестан от 6 ноября 2020 года отменить, апелляционную жалобу акционерного общества «Оборонэнерго» удовлетворить.

Принять по административному делу новое решение, которым административное исковое заявление акционерного общества «Оборонэнерго» удовлетворить.

Признать недействующим с даты принятия постановление Региональной службы по тарифам Республики Дагестан от 27 декабря 2019 года № 124 «О внесении изменений в постановление Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан от 26 декабря 2014 года № 140 «Об утверждении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров деятельности территориальных сетевых организаций, и необходимой валовой выручки сетевых организаций на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь)» в части пункта 9 приложения № 2 к указанному постановлению, которым установлена необходимая валовая выручка сетевых организаций без учета оплаты потерь для акционерного общества «Оборонэнерго» на 2020 год в размере 16 230,15 тыс. руб.

Признать недействующим с даты принятия постановление Региональной службы по тарифам Республики Дагестан от 27 декабря 2019 года № 125 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Дагестан и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями» в части необходимой валовой выручки сетевых организаций без учета оплаты потерь, учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в субъекте Российской Федерации, для акционерного общества «Оборонэнерго» в части пункта 8 приложения № 2 в размере 16 230,15 тыс. руб.

Возложить на Республиканскую службу по тарифам Республики Дагестан обязанность принять новые нормативные правовые акты, заменяющие признанные недействующими в оспариваемой части постановление от 27 декабря 2019 года № 12, постановление от 27 декабря 2019 года № 125.

Взыскать с Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан в пользу акционерного общества «Оборонэнерго» расходы по оплате государственной пошлины в размере 6 000 (шесть тысяч) рублей.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение шести месяцев.

Мотивированное апелляционное определение составлено 26 июля 2021 года.

Председательствующий

Судьи