Судья Перелыгина И.В. Дело № 33-2491/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 31 июля 2018 года
Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Руди О.В.,
судей: Небера Ю.А., Мурованной М.В.,
при секретаре Коневой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске апелляционную жалобу Олейник (Желонкиной) Ольги Викторовны на решение Советского районного суда г. Томска от 17 мая 2018 года
по делу по иску Олейник (Желонкиной) Ольги Викторовны к Управлению Министерства внутренних дел по Томской области о признании незаконным отказа в предоставлении дополнительных дней отдыха, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
заслушав доклад председательствующего, пояснения Олейник (Желонкиной) О.В., поддержавшей апелляционную жалобу, пояснения представителя ответчика Харитонова В.С., просившего в ее удовлетворении отказать,
установила:
Олейник (Желонкина) О.В. обратилась в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел по Томской области (далее – УМВД России по Томской области), в котором просила признать необоснованным отказ начальника УМВД России по Томской области в предоставлении дополнительных дней отдыха, возложить на начальника УМВД России по Томской области обязанность предоставить дополнительное время отдыха равное продолжительности выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в выходные и праздничные дни, с учетом уточнения, в количестве 33 рабочих дней.
В обоснование исковых требований указала, что с 27.06.2016 проходит службу в должности следователя отдела по расследованию организованной преступной деятельности в сфере экономики СЧ СУ УМВД России по Томской области. Согласно устному распоряжению начальника СЧ СУ УМВД России по Томской области Л. с 17.12.2016 все сотрудники следственной части были привлечены к выполнению своих служебных обязанностей в выходные дни. Свои служебные обязанности в выходные дни она выполняла в период с 17.12.2016 по 14.09.2017 (по субботам и в праздничные дни в период времени с 10:00 до 13:00 часов), а именно: 17.12.2016, 18.12.2017, 24.12.2016, 05.01.2017, 06.01.2017, 14.01.2017, 21.01.2017, 28.01.2017, 04.02.2017, 11.02.2017, 18.02.2017, 04.03.2017, 11.03.2017, 18.03.2017, 25.03.2017, 01.04.2017, 08.04.2017, 15.04.2017, 22.04.2017, 06.05.2017, 13.05.2017, 20.05.2017, 27.05.2017, 03.06.2017, 10.06.2017, 17.06.2017, 24.06.2017, 22.07.2017, 29.07.2017, 05.08.2017, 12.08.2017, 19.08.2017, 09.09.2017. В соответствии с п. 8, 9, 10, 12 Приказа МВД РФ от 19.10.2012 №961 07.12.2017 ею был подан рапорт на имя начальника СУ УМВД России по Томской области о предоставлении основного отпуска за 2016 год, а также дополнительного времени отдыха, равного продолжительности выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в выходные и праздничные дни из расчета 3 часа в день, всего 99 часов, то есть 12 рабочих дней. Данные дни отдыха просила присоединить к основному отпуску за 2016 год. В предоставлении дополнительных дней отпуска ей было необоснованно отказано, что явилось основанием для обращения в суд.
В судебном заседании истец Олейник (Желонкина) О.В., ее представитель Воднев С.А. заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в иске. Истец дополнительно пояснила, что 17.12.2016 на общем собрании сотрудников следственной части до коллектива была доведена информация о переходе на усиленный режим работы – с 08:45 до 20:00, включая работу в выходные дни. Затем обязанность работать в воскресенье была упразднена, рабочий день в субботу сокращен до обеда. Первое время руководством проводились ежедневные планерки. В конце января – начале февраля 2017 года сотрудников обязали работать в будние дни до 19:00, так продолжалось на протяжении всего 2017 года. Введение указанных обязанностей объяснялось большим объемом уголовных дел с длительными сроками расследования. В случае опоздания на работу в субботу, сотруднику делалось замечание, в том числе, на общих собраниях. Письменные распоряжения или приказы руководством не издавались.
Представитель ответчика УМВД России по Томской области Харитонов B.C. в судебном заседании заявленные требования не признал в полном объеме по основаниям, изложенным в отзыве на иск. Пояснил, что установленный порядок предоставления дополнительных дней отдыха при отсутствии подтверждения факта привлечения Желонкиной О.В. к исполнению служебных обязанностей и выполнения служебных обязанностей в дни, указанные в рапорте, подача рапорта о предоставлении дополнительных дней отдыха без согласования с непосредственным руководителем исключает предоставление истцу дополнительных дней отдыха. Работа сотрудников внутренних дел происходит в ненормированном режиме, сопряжена с повышенной ответственностью, выполнением государственных задач, ввиду чего сотрудникам предоставляются дополнительные социальные гарантии. Отметил, что работодатель не исключает возможность того, что Желонкина О.В. находилась на работе в какие-либо выходные дни, выполняя должностные обязанности по своему усмотрению.
Обжалуемым решением на основании п. 1. 2 ст. 3, ч. 1, 2. 6 ст. 53, ч. 1 ст. 54 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п. 2, 4, 9, 10, 11, 15 Порядка привлечения сотрудников ОВД Российской Федерации к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления сотрудникам ОВД Российской Федерации дополнительных дней отдыха, утв. приказом МВД России от 19.10.2012 г. № 961, приказа МВД России от 01.02.2018 № 50 «Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации», приказа МВД России от 14.12.2016 № 842 «О дополнительном отпуске за ненормированный служебный день сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации», приказа МВД России от 01.02.2018 № 50 «Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации», Правил внутреннего распорядка УМВД России по Томской области, утв. приказом УМВД России по Томской области от 12.02.2013 №36, приказа УМВД России по Томской области от 30.01.2017 №24 «Об утверждении служебного распорядка», ст. 56, 98, 173, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе Олейник (Желонкина) О.В. просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Не соглашается с произведенной судом оценкой доказательств, показаний свидетелей.
Не соглашается с выводом суда о недоказанности факта ее нахождения на рабочем месте в выходные дни.
Считает, что отсутствие письменных распоряжений руководства при устном указании работникам на необходимость нахождения на рабочем месте в выходные и праздничные дни не является основанием для отказа в иске, поскольку отказаться от выполнения указаний руководства, выраженных, в том числе в устной форме, она не имела права в соответствии со своим должностным регламентом, дисциплинарным уставом ОВД.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия оснований к его отмене не нашла.
Так, суд установил, что 28.09.2016 Желонкиной О.В. заключен контракт о прохождении службы в органах внутренних дел в должности следователя отдела по расследованию организованной преступной деятельности в сфере экономики СЧ СУ УМВД России по Томской области сроком на 4 года (л.д. 14-17).
Пунктом 10 указанного контракта истцу установлен ненормированный рабочий день.
20.04.2018 Желонкина О.В. вступила в брак, ей была присвоена фамилия Олейник (л.д. 123).
07.12.2017 Желонкина (Олейник) О.В. подала рапорт на имя заместителя начальника УМВД России по Томской области - начальника СУ О.В. Олейника, в котором просила предоставить ей основной отпуск за 2017 год в количестве 14 календарных дней. Помимо этого истец указывает на выполнение на основании устного распоряжения начальника СЧ СУ УМВД России по Томской области полковника юстиции Л. в период с 17.12.2016 по 14.09.2017 служебных обязанностей в выходные и праздничные дни, ввиду чего, в соответствии с п.8,9,10,12 Приказа МВД от 19.10.2012 №961 просит ей предоставить дополнительное время отдыха, равное продолжительности выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в выходные и праздничные дни, а именно: 17.12.2016, 18.12.2017, 24.12.2016, 05.01.2017, 06.01.2017, 14.01.2017, 21.01.2017, 28.01.2017, 04.02.2017, 11.02.2017, 18.02.2017, 04.03.2017, 11.03.2017, 18.03.2017, 25.03.2017, 01.04.2017, 08.04.2017, 15.04.2017, 22.04.2017, 06.05.2017, 13.05.2017, 20.05.2017, 27.05.2017, 03.06.2017, 10.06.2017, 17.06.2017, 24.06.2017, 22.07.2017, 29.07.2017, 05.08.2017, 12.08.2017, 19.08.2017, 09.09.2017 из расчета 3 часа в день, всего 99 часов, то есть 12 рабочих дней. Данные дни отдыха Желонкина (Олейник) О.В. просила присоединить к основному отпуску (л.д. 72).
В соответствии с приказом по личному составу от 18.12.2017 Желонкиной (Олейник) О.В. предоставлена первая часть основного отпуска за 2017 год в количестве 14 календарных дней с 11 по 30 декабря 2017 года включительно, увеличенного на 2 дня в связи со следованием в г.Москву воздушным транспортом (л.д. 91).
15.01.2018 истец обратилась в УМВД России по Томской области с заявлением, аналогичным по содержанию заявлению от 07.12.2017 (л.д. 6).
14.02.2018 Желонкиной (Олейник) О.В. был предоставлен ответ на обращение от 15.01.2018 за подписью заместителя начальника УМВД России по Томской области - начальника СУ Олейника О.В., в котором со ссылкой на п.12 Порядка от 19.10.2012 №961 указано, что необходимым условием предоставления дополнительного отдыха за выполнение служебных обязанностей в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, является фактическое выполнение служебных обязанностей в соответствии с правовым актом, при отсутствии признаков самостоятельного посещения служебных помещений (л.д. 19).
Отказывая в иске, суд первой инстанции исходил из того, что истец не доказала, что в указанные ею субботние и праздничные дни находилась на работе по распоряжению руководства о привлечении её в установленном порядке к систематической работе в выходные дни, при том, что ответчиком представлены доказательства того, что работодателем предусмотренная законом процедура привлечения работников к работе в выходные дни не реализовывалась.
Данный вывод суда является правильным, основанным на законе и фактических обстоятельствах дела.
Так, согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ) регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, названным Федеральным законом, Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 названной статьи, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства (часть 2 статьи 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 53 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ служебное время - период времени, в течение которого сотрудник органов внутренних дел в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения, должностным регламентом (должностной инструкцией) и условиями контракта должен выполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел относятся к служебному времени.
Нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника органов внутренних дел не может превышать 40 часов в неделю, а для сотрудника женского пола, проходящего службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, - 36 часов в неделю. Для сотрудника устанавливается пятидневная служебная неделя (часть 2 статьи 53 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ).
Сотрудник органов внутренних дел в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация (часть 6 статьи 53 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 54 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ режим служебного времени сотрудника органов внутренних дел устанавливается правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения. Особенности режима служебного времени сотрудника могут определяться законодательством Российской Федерации, должностным регламентом (должностной инструкцией) и контрактом.
Режим служебного времени сотрудника органов внутренних дел должен предусматривать определенное количество служебных и выходных дней в неделю, продолжительность служебного дня и перерыва в течение служебного дня (часть 2 статьи 54 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ).
Правила внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения утверждаются в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел (часть 3 статьи 54 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ).
В спорные периоды порядок привлечения сотрудников ОВД Российской Федерации к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления сотрудникам ОВД Российской Федерации дополнительных дней отдыха регулировался приказом МВД России от 19.10.2012 г. № 961 «Об утверждении Порядка привлечения сотрудников ОВД Российской Федерации к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления сотрудникам ОВД Российской Федерации дополнительных дней отдыха», действовавшим до 02.04.2018 (далее - Порядок).
Пунктом 8 Порядка установлено, что продолжительность выполнения сотрудником служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени определяется исходя из продолжительности выполнения сотрудником служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности ежедневной службы, а при суммированном учете служебного времени - сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за учетный период.
Из приведенного выше правового регулирования следует, что для сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, привлекаемых к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, с учетом их особого правового статуса положениями специального законодательства установлены дополнительные социальные гарантии в виде отдыха соответствующей продолжительности или выплаты денежной компенсации. При этом в период выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени сотруднику предоставляется перерыв для отдыха и приема пищи, в течение которого сотрудник освобожден от выполнения служебных обязанностей.
Таким образом, привлечение сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни действующим законодательством предусмотрено, а порядок такого привлечения регламентирован.
Согласно п. 2 Порядка сотрудники привлекаются к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни на основании правового акта.
Руководитель (начальник), привлекший сотрудника к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, несет дисциплинарную ответственность за законность и обоснованность такого привлечения. В целях учета продолжительности выполнения сотрудниками служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни в органах, организациях, подразделениях МВД России составляются табели учета служебного времени сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (п. 4 Порядка).
В силу п. 9 Порядка сотруднику, привлеченному к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, предоставляется компенсация в виде дополнительного времени отдыха, равного продолжительности выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время. Сотруднику, привлеченному к службе в выходной или нерабочий праздничный день, предоставляется компенсация в виде дополнительного дня отдыха.
Компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности предоставляется сотруднику в другие дни недели. В случае если предоставление такого отдыха в другие дни недели невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. В приказе о предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска указываются количество дополнительных дней отдыха, подлежащих компенсации, и вид компенсации (п. 10 Порядка).
Пунктом 15 названного Порядка предусмотрено, что предоставление дополнительных дней отдыха или дополнительного времени отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и праздничные дни осуществляется на основании рапорта сотрудника, согласованного с непосредственным руководителем (начальником).
Вместе с тем рассматриваемым Порядком установлен особый порядок привлечения к труду сверх установленной продолжительности рабочего времени для лиц, которым установлен ненормированный рабочий день.
Так, пунктом 11 Порядка предусмотрено, что сотрудники, которым установлен ненормированный служебный день, могут эпизодически привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной для них нормальной продолжительности служебного времени по решению прямого руководителя (начальника). За выполнение указанными сотрудниками служебных обязанностей сверх установленной для них нормальной продолжительности служебного времени компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности не предоставляется. Сотрудникам, которым установлен ненормированный служебный день, предоставляется дополнительный отпуск в соответствии с частью 5 статьи 58 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ.
Привлечение сотрудников, которым установлен ненормированный служебный день, к выполнению служебных обязанностей в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, а также предоставление им в связи с таким привлечением компенсации в виде отдыха соответствующей продолжительности осуществляются в соответствии с настоящим Порядком, т.е. привлечение возможно, в том числе, на основании правового акта территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации, акта руководителя (начальника) структурного подразделения территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации, имеющего право назначения сотрудников на должности. Указанный правовой акт доводится до сведения сотрудника под расписку. Руководитель (начальник), привлекший сотрудника к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, несет дисциплинарную ответственность за законность и обоснованность такого привлечения.
Нормы аналогичного содержания предусмотрены действующим с 03.04.2018 Приказом МВД России от 01.02.2018 № 50 «Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации» (п. 274-277).
При этом в соответствии с действующим Порядком для реализации сотрудником органов внутренних дел права на использование дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни необходимо соблюдение обязательных условий: привлечение сотрудника к исполнению служебных обязанностей в выходной или нерабочий праздничный день по решению уполномоченного руководителя; фактическое исполнение служебных обязанностей в выходной или нерабочий праздничный день при отсутствии признаков самостоятельного посещения служебных помещений; отражение указанных обстоятельств в табеле учета служебного времени сотрудников; волеизъявление самого сотрудника, выраженное в форме рапорта, согласованного с непосредственным руководителем; соблюдение срока обращения сотрудника к руководителю, поскольку, как следует из положений пункта 10 Порядка, дни отдыха, образовавшиеся в период рабочего ежегодного периода, присоединяются к ежегодному отпуску сотрудника и не суммируются по истечении этого срока к предстоящим отпускам за последующие годы.
Перечень должностей в органах внутренних дел РФ, при замещении которых сотрудникам ОВД РФ может устанавливаться ненормированный рабочий день, до 02.04.2018 был установлен Приказом МВД России от 14.12.2016 № 842 «О дополнительном отпуске за ненормированный служебный день сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации», предусматривающим установление ненормированного рабочего дня для всех должностей следственных подразделений.
Положения аналогичного характера содержатся в Приказе МВД России от 01.02.2018 № 50 «Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации», действующем с 03.04.2018.
В материалы дела представлен приказ УМВД России по Томской области от 30.01.2017 №24 «Об утверждении служебного распорядка», которым для сотрудников УМВД России по Томской области, территориальных органов МВД России на районном уровне установлена пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями - суббота, воскресенье. Нормальная продолжительность служебного времени - 40 часов в неделю. Для сотрудников следственных подразделений предусмотрен ненормированный служебный день. Указано, что сотрудникам, проходящим службу в условиях ненормированного служебного дня, ежегодно предоставляется дополнительный отпуск за ненормированный служебный день независимо от фактической продолжительности службы сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени. За выполнение сотрудниками, замещающими должности, для которых установлен ненормированный служебный день, служебных обязанностей сверх установленной для них нормальной продолжительности служебного времени компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности не предоставляется, за исключением случаев привлечения к выполнению служебных обязанностей в ночное время, в выходные и праздничные дни (п.24).
Приказом УМВД России по Томской области от 12.02.2013 №36 утверждены Правила внутреннего распорядка УМВД России по Томской области, подчиненных органов и подразделений, пунктом 7 которых установлена следующая продолжительность рабочего дня: начало работы - в 08:45, перерыв на обед - с 13 до 14 часов, окончание работы - в 17:45. Кроме того, в указанном приказе отражены положения о ненормированном служебном дне сотрудников следственных подразделений, аналогичные установленным приказом УМВД России по Томской области от 30.01.2017 №24 «Об утверждении служебного распорядка».
В соответствии с представленной суду выпиской из распоряжения СУ УМВД России по Томской области от 30.04.2013 «О закреплении ответственных лиц за ведение табеля учета служебного времени сотрудников СУ УМВД России по Томской области, СУ УМВД России по г.Томску», выпиской из перечня сотрудников подразделений, ответственных за ведение табеля учета служебного времени, капитан юстиции У., начальник отдела СЧ СУ УМВД России по Томской области является ответственным за ведение табеля учета служебного времени в отделе по расследованию организованной преступной деятельности в сфере экономики СЧ СУ УМВД России по Томской области (в его отсутствие - подполковник юстиции П., заместитель начальника отдела СЧ СУ УМВД России по Томской области) (л.д. 56-58).
Согласно справке помощника начальника СУ УМВД России по Томской области - начальника группы по работе с личным составом С. от 20.04.2018 Олейник (Желонкина) О.В. находится в непосредственном подчинении у начальника отдела по расследованию организованной преступной деятельности в сфере экономики СЧ СУ УМВД России по Томской области, обязанности которого с 14.03.2017 по 07.11.2017; с 01.12.2017 по 26.12.2017, с 29.12.2017 по 21.01.2018, с 29.01.2018 по настоящее время исполняет подполковник юстиции Г.
Руководителями Желонкиной О.В. являются полковник юстиции Л., заместитель начальника СУ УМВД России по Томской области -начальник СЧ, полковник юстиции Олейник О.В., заместитель начальника УМВД России по Томской области - начальник СУ (л.д. 59).
В соответствии со справкой врио начальника отдела СЧ СУ УМВД России по Томской области Г. от 20.04.2018 Олейник (Желонкина) О.В. для исполнения служебных обязанностей с 10 до 13 часов в субботы с 17 декабря 2016 года по 14 сентября 2017 года и 5,6 января 2017 года не привлекалась, в связи с чем, ведение табелей учета служебного времени не осуществлялось. Приказы о привлечении Желонкиной (Олейник) О.В. к исполнению служебных обязанностей в указанный период не издавались, рапорта руководителей о привлечении к исполнению служебных обязанностей в указанный период не подготавливались (л.д. 60).
Согласно справке начальника канцелярии СУ УМВД России по Томской области М. от 26.04.2018 в соответствии с учетом подготовленных документов за период с 2016 по 2017 приказы и распоряжения в СУ УМВД России по Томской области об установлении обязательного исполнения обязанностей по субботам для сотрудников СЧ СУ УМВД России по Томской области не издавались (л.д. 92).
Установив данные обстоятельства, суд пришел к верному выводу о том, что в спорный период времени приказов о привлечении Желонкиной (Олейник) О.В. к исполнению служебных обязанностей в выходные и праздничные дни не издавалось, рапорты руководителей о привлечении истца к исполнению служебных обязанностей в указанный период отсутствуют, соответствующие сведения в табели учета служебного времени не вносились.
Оспаривая приведенные выводы, истец ссылается на то, что факт ненадлежащего исполнения должностными лицами ответчика служебных обязанностей и неиздание в связи с этим соответствующих приказов, рапортов не может быть ей поставлен в вину, не является основанием к отказу в иске.
В подтверждение представляет доказательства, свидетельствующие, по ее мнению, о фактическом привлечении к работе в выходные и праздничные дни по устному приказу руководителя (показания свидетелей С., М., К., видеозапись совещания, проводимого руководителем подразделения, фотоскопическое заключение к нему).
Исследовав приведенные доказательства, а также доказательства ответчика, дав им оценку, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в пользу истца они не свидетельствуют.
Так, из показаний свидетеля С. действительно следует, что по распоряжению руководителя Л. сотрудники следственного управления, в том числе истец, были вынуждены работать в выходные и праздничные дни. С целью контроля за исполнением данного распоряжения производилась перекличка, фиксировались результаты.
Из показаний свидетеля М. следует, что, будучи оперуполномоченным, в спорный период по поручению истца несколько раз выходил на работу в выходные и праздничные дни, встречался с истцом. С ее слов ему известно, что в выходные дни она работает по распоряжению руководства, в эти дни проводились утренние планерки.
Из показаний свидетеля К. следует, что фактически сотрудники были заняты на службе с 08.00 до 20.00 каждый день. Ей известно, что по устному распоряжению руководства сотрудники должны были выходить на службу в выходные и праздничные дни. Приказ при этом не издавался, но, по слухам, высказывались угрозы о сокращении дней дополнительного отпуска за невыполнение распоряжения.
В то же время из показаний данных свидетелей следует, что работа в выходные дни была обусловлена необходимостью быстрейшего завершения дел и их сдачи, учитывая большой объем работы. При этом С. пояснил, что такое распоряжение касалось не всех работников, а только тех, у кого были проблемы в работе. К. также пояснила, что ей известно о трениях истца с руководством, которое неоднократно высказывало недовольство ее работой.
В указанной части показания приведенных свидетелей согласуются с показаниями свидетелей ответчика С., Л., Г., из которых следует, что истцу установлен ненормированный рабочий день, за что предусмотрена соответствующая гарантия. Поскольку не все сотрудники успевают в течение установленного рабочего дня выполнить надлежащим образом служебную функцию, при ненормированном рабочем дне им может быть предложено выполнить ее дополнительно во внерабочее время.
Тот факт, что истец относится к числу сотрудников, к которым имеются нарекания по службе, подтверждается, кроме показаний свидетелей ответчика, представленными в деле письменными доказательствами.
Так, из справки заместителя начальника СЧ СУ УМВД России по Томской области Т. от 26.04.2018 следует, что средняя нагрузка по находящимся в производстве уголовным делам за 9 месяцев 2017 года на 1 следователя в СЧ СУ УМВД России по Томской области составила - 8,7. У следователя Желонкиной (Олейник) О.В. - 5 (л.д. 90).
Из решения Советского районного суда г.Томска от 02.04.2018 следует, что Желонкина О.В. оспаривала приказ о привлечении ее к дисциплинарной ответственности за нарушение служебной дисциплины (несоблюдение при производстве предварительного следствия по уголовному делу требований п.4 ч.1 ст. 208, п.3 ч.1 ст. 220 УПК РФ). Поскольку постановление о привлечении Г. и Г. были согласованы с врио начальника СЧ СУ УМВД России по ТО Г., который письменных указаний об изменении объема обвинения, формулировок не давал, возврат дела врио начальника СЧ СУ УМВД России по ТО Т. на дополнительное расследование в связи с неконкретизацией времени совершения преступления, неуказанием способа осуществления предпринимательской деятельности считает неправомерным, носящим субъективный характер (л.д.92-93, оборот).
Из решения Советского районного суда г.Томска от 26.02.2018 следует, что Желонкина О.В. оспаривала приказ о привлечении ее к дисциплинарной ответственности за нарушение служебной дисциплины. Полагала, что проведение иных следственных действий, чем те, которые она выполнила, было нецелесообразным без получения необходимой информации от организаций-контрагентов, продление срока следствия было законным и согласованным, поскольку выполнение всех следственных действий по делам экономической направленности в срок, установленный процессуальным законом (2 месяца), невозможно в связи с особой сложностью дела (л.д. 100-105).
Не смотря на то, что названные решения суда не вступили в законную силу, суть приведенных фактических обстоятельств была изложена в исках Желонкиной О.В., а факт наложения на нее в связи с этим дисциплинарных взысканий не оспаривался истцом в ходе судебного заседания.
Оценивая данные обстоятельства в совокупности с пояснениями сторон, показаниями свидетелей, судебная коллегия пришла к выводу о том, что при отсутствии оформленных в установленном порядке приказов о работе в выходные и праздничные дни устные указания истцу о необходимости работы в такие дни были связаны не с установлением таких дней рабочими, а с неправильной организацией труда истцом в течение рабочей недели и некачественным исполнением в связи с этим служебных обязанностей. Указанные обстоятельства, которые также связаны с работой в выходные и праздничные дни для сотрудников с ненормированным рабочим днем, следует отличать от работы в выходные и праздничные дни в связи со служебной необходимостью. В первом случае работа в такие дни зависит от субъективного фактора (от самого работника), во втором случае – от объективного фактора, когда выходной день объявляется рабочим независимо от того, как справляется со служебными обязанностями работник в течение установленного рабочего времени, а в связи с тем, что этого требуют интересы публичной службы.
О необходимости знать и соблюдать законодательные и иные нормативные правовые акты РФ в сфере внутренних дел, обеспечивать их исполнение; знать и исполнять должностной регламент и положения иных документов, определяющие права и служебные обязанности; выполнять служебные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне; при производстве предварительного следствия обеспечивать соблюдение законности, установленных сроков следствия, полноту, объективность и всесторонность следствия; принимать меры к повышению производительности своего труда, улучшению организации работы; осуществлять планирование своей работы, строить свою работу так, чтобы обеспечить своевременное и планомерное проведение необходимых следственных действий по всем делам, находящимся в производстве, Желонкина О.В. была осведомлена при поступлении на службу, что следует из ее служебных обязанностей в должностном регламенте, утвержденном 27.04.2017. С указанным должностным регламентом истец ознакомлена 27.04.2017 (л.д. 61-71).
При этом разделом IV указанного регламента так же установлено, что следователь (в данном случае истец) несет ответственность за организацию и результаты своей работы.
Факт наличия претензий к истцу со стороны руководства по поводу дел, находящихся у нее в производстве, не оспаривался истцом и в суде апелляционной инстанции. Несмотря на то, что истец с обоснованностью таких претензий не соглашалась, объективно их наличие подтверждается и представленной ею видеозаписью совещания, фотоскопическим заключением, которые, вопреки доводам апелляционной жалобы, оценены судом по правилам ст. 67 ГПК РФ.
При указанных обстоятельствах, учитывая установленный для истца ненормированный рабочий день, ей могло быть указано на недостатки в работе, в том числе на сроки следствия, и на необходимость их устранения во внерабочее время (выходные и праздничные дни). Такая возможность обусловлена, по мнению судебной коллегии, тем, что служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, которая направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус таких сотрудников, вправе устанавливать для этой категории граждан как определенные ограничения в части реализации ими гражданских прав и свобод, так и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц.
Учитывая установление для истца ненормированного рабочего дня служебным контрактом, для нее был установлен особый режим работы, в соответствии с которым она, равно как и другие сотрудники, могла по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих функций за пределами установленной продолжительности рабочего времени, что, по сути, является не удлинением рабочего дня в сравнении с общеустановленным, а свидетельствует об особом порядке распределения рабочего времени в пределах рабочего дня и (или) рабочей недели, обусловленном характером служебной функции сотрудника.
Доводы апелляционной жалобы об обратном – ошибочны.
Иных правовых аргументов апелляционная жалоба не содержит.
Решение является законным, обоснованным, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Томска от 17 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Олейник (Желонкиной) Ольги Викторовны – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: