НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Томского областного суда (Томская область) от 30.11.2021 № 33-3866/2021

Судья Сабылина Е.А. Дело № 33-3866/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 ноября 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:

председательствующего Руди О.В.,

судей Черных О.Г., Ячменевой А.Б.

при секретаре Климашевской Т.Г.,

помощник судьи А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске апелляционную жалобу исполняющего обязанности начальника Кемеровской таможни Журавлёва Олега Юрьевича на решение Томского районного суда Томской области от 29 июля 2021 года

по гражданскому делу № 2-1534/2021 (УИД 70RS0005-01-2021-001919-70) по иску Томского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов Веригиной Анастасии Вячеславовны к Кемеровской таможне о взыскании невыплаченной компенсации,

заслушав доклад судьи Черных О.Г., объяснения представителя ответчика Галимовой Ю.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя процессуального истца - прокурора Свинцова И.А., возражавшего против ее удовлетворения,

установила:

Томский транспортный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов Веригиной А.В. к Кемеровской таможне, в котором просил взыскать с ответчика в пользу Веригиной А.В. недоплаченную сумму компенсации четырехмесячного денежного содержания в размере /__/ руб. (л.д.3-11)

В обоснование требований указал, что Томской транспортной прокуратурой в ходе проведения проверки обоснованности расчетов денежной компенсации, выплаченной служащим Томской таможни, установлено, что Веригина А.В. уволена с государственной гражданской службы в таможенных органах приказом начальника Томской таможни № 111-К от 26.05.2020 в соответствии с п. 8.2 ч. 1 ст.37 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Служебный контрактпрекращен с 30.06.2020. Томской таможней при увольнении Веригиной А.В. произведены следующие выплаты: окончательный расчет по 30.06.2020 в размере /__/ руб., выплата компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания – /__/ руб. При расчете денежного содержания для исчисления компенсации при увольнении и компенсации за неиспользованные дни отпуска Томской таможней не были учтены указанные произведенные Веригиной А.В. выплаты материального стимулирования, в связи с чем размер окончательного расчета с Веригиной А.В. произведен не в полном объеме. Согласно выписке из ЕГРЮЛ Томская таможня прекратила деятельность 24.07.2020 путем реорганизации в форме присоединения к Кемеровской таможне. С учетом изложенного истец считал, что доплата компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, компенсации за неиспользованный отпуск подлежит взысканию в пользу Веригиной А.В. с Кемеровской таможни.

В судебном заседании представитель процессуального истца помощник Томского транспортного прокурора Свинцов И.А., материальный истец Веригина А.В. исковые требования поддержали.

Представитель ответчика Щедрин Р.В. возражал против заявленных требований.

Обжалуемым решением на основании п. 4 ч. 1 ст. 14, ч. 1, 2, 5, 10 ст. 50, ч. 1, 2, 3, 6 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», ст. 45, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, абз. 8 подп. «р» п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», п. 8, 9 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих», п. 2, 8 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562, приказа Федеральной таможенной службы России от 26.12.2019 № 1970 «О реорганизации Томской и Кемеровской таможни», письма Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 № 14-04-05/34482 исковые требования Томского транспортного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов Веригиной Анастасии Вячеславовны удовлетворены (л.д. 193-196).

Постановлено:

Взыскать с Кемеровской таможни в пользу Веригиной Анастасии Вячеславовны недоплаченную сумму компенсации четырехмесячного денежного содержания в размере /__/ рублей.

В апелляционной жалобе представитель ответчика и.о. начальника Кемеровской таможни Журавлев О.Ю. просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований (л.д. 202-212).

Указывает, что решение суда вынесено с существенным нарушением норм материального и процессуального права. Суд, приняв во внимание разъяснения Министерства финансов России от 15.07.2014 № 14-04-05/34482, не учел, что указанное письмо не определяет механизм формирования фонда оплаты труда государственных служащих. Порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа установлен Указом Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» в соответствии со ст. 51 Федерального закона № 79-ФЗ. Включение средств материального стимулирования в фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих вышеуказанными нормативными правовыми актами не предусмотрено. Кроме того, приведенные в письме выводы сделаны относительно дополнительного материального стимулирования, осуществляемого на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 № 238-7, что не корреспондируется с выплатами, произведенными таможенным органом в соответствии с бюджетными ассигнованиями, выделенными ФТС России в соответствии с постановлениями Правительства РФ от 19.03.2019 № 283-14, от 17.02.2020 № 168-8. Согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 15.01.2021 № 14-03-03/1414 позиция, изложенная в письме от 15.07.2014 № 14-04-05/34482, не является официальным разъяснением и не регулирует спорные отношения.

Отмечает, что из буквального толкования положений постановления Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562 «Об утверждении Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих» следует, что при исчислении денежного содержания гражданских служащих в предусмотренных ими случаях учету подлежат только те выплаты, которые прямо предусмотрены в составе денежного содержания в соответствии с Федеральным законом № 79-ФЗ. Выплаты на материальное стимулирование государственных гражданских служащих согласно ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ не включены законодателем в перечень основных, дополнительных выплат фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих и подлежат выплате сверх фонда оплаты труда.

Кроме того, считает, что суд при определении взыскиваемой в пользу истца компенсации необоснованно включил в расчет выплаты материального стимулирования, произведенные в июне 2020 года на основании приказа Томской таможни от 16.06.2020 № 67-П, поскольку Веригина А.В. уволена с государственной гражданской службы 30.06.2020, соответственно, при расчете месячного денежного содержания учитываются выплаты, произведенные с июня 2019 года по май 2020 года.

Средства материального стимулирования не являются премиальным фондом и в фонд оплаты труда государственных гражданских служащих не входят, данные средства материального стимулирования выплачиваются в виде единовременных поощрений сверх фонда оплаты труда за качество исполнения определенных обязанностей.

Не соглашается с выводом суда о том, что материальное стимулирование сверх установленного фонда оплаты труда относится к выплатам, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих в том понятии, в котором оно установлено Федеральным законом № 79-ФЗ, Правилами № 562, и полагает его основанным на неверном толковании и применении закона. В п.2 Правил № 562 установлен исчерпывающий перечень выплат, учитываемых при исчислении денежного содержания гражданского служащего в тех случаях, на которые распространяется действие Правил. Иные выплаты, кроме тех, что перечислены в частях 2 и 5 ст. 50 Федерального закона №79-ФЗ, в указанном пункте Правил № 562 не предусмотрены.

Отмечает, что согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 01.07.2019 № 34-КГ19-2, от 22.07.2019 № 34-КГ19-4, к юридически значимым обстоятельствам по настоящему делу, с учетом заявленных требований о составе денежного содержания для исчисления компенсационных выплат в связи с увольнением, относится определение правовой природы произведенных выплат в виде материального стимулирования.

Ссылается на то, что выплата материального стимулирования произведена Томской таможней в виде единовременных поощрений, а не премий за выполнение особо важных и сложных заданий. Очевидно, что указанные выплаты имеют разную правовую природу. Премия за выполнение особо важных и сложных заданий входит в структуру денежного содержания, единовременное поощрение не входит, соответственно, произведенные таможенным органом в виде единовременного поощрения выплаты материального стимулирования не могут учитываться при расчете соответствующих компенсаций.

В возражениях на апелляционную жалобу и.о. Томского транспортного прокурора Кривошеин С.А. просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 327 и 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие материального истца Веригиной А.В., извещенной о времени и месте судебного заседания.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, проверив законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к следующему.

Как следует из дела, приказом Томской таможни от 09.04.2020 №66-К с 09.04.2020 Веригина А.В. назначена в порядке перевода на должность /__/; ей установлен должностной оклад в размере /__/ руб.; оклад за классный чин государственной гражданской службы Российской Федерации в размере /__/ руб.; ежемесячное денежное поощрение из расчета одного должностного оклада на период с 09.04.2020 по 30.06.2020; ежемесячную премию за выполнение особо важных и сложных заданий размере 30% денежного содержания на период с 09.04.2020 по 30.06.2020; ежемесячная надбавка за особые условия государственной гражданской службы в размере 120 % должностного оклада на период с 09.04.2020 по 30.06.2020; ежемесячное денежное поощрение в зависимости от сложности, объема важности выполняемых задач в размере двух должностных окладов на период с 09.04.2020 по 30.06.2020.

09.04.2020 между Томской таможней и Веригиной А.В. заключен служебный контракт /__/, по которому Веригина А.В. приняла на себя обязательства, связанные с прохождением государственной гражданской службы Российской Федерации, а представитель нанимателя обязался обеспечить гражданскому служащему прохождение государственной гражданской службы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации.

Согласно п. 2 служебного контракта, гражданский служащий обязуется исполнять должностные обязанности по должности /__/.

Датой начала исполнения должностных обязанностей является 09.04.2020 (п.4).

В соответствии с п. 9 служебного контракта, гражданскому служащему устанавливается денежное содержание, которое состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (должностного оклада) в размере /__/ руб.; месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином государственной гражданской службы (оклада за классный чин) в размере /__/ руб.; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации в размере до 30 % оклада; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы Российской Федерации в размере от 90 до 120 % оклада; ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размере от 0 до 50 % оклада; премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с положением, утвержденным представителем нанимателя; ежемесячного денежного поощрения в размере 1 должностного оклада; ежемесячного денежного поощрения в зависимости от сложности, объема и важности выполняемых задач в размере до 2 должностных окладов; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи; других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Приказом Томской таможни от 26.05.2020 № 111-К Веригина А.В. с 30.06.2020 уволена с государственной гражданской службы в таможенных органах Российской Федерации в связи с сокращением занимаемой ею должности (п. 8.2 ч.1 ст. 37 Федерального закона РФ от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

В соответствии с п. 2 приказа Томской таможни от 26.05.2020 № 111-К на отдел бухгалтерского учета и финансового мониторинга Томской таможни возложена обязанность произвести Веригиной А.В. окончательный расчет по 30.06.2020; выплату компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания.

Как усматривается из расчета ТН-761, а также справки-расчета от 30.06.2020, при увольнении Веригиной А.В. произведены следующие выплаты: окончательный расчет по 30.06.2020 в размере /__/ руб. выплата компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания в размере /__/ руб.

На основании приказа Федеральной таможенной службы от 26.12.2019 №1970 Томская таможня прекратила деятельность 01.07.2020 путем реорганизации в форме присоединения к Кемеровской таможне.

Томский транспортный прокурор, действуя в интересах Веригиной А.В., обратился в суд с иском, полагая, что при ее увольнении неверно произведен расчет, поскольку не были учтены произведенные выплаты материального стимулирования.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что произведенное материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27.04.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», входящим в состав денежного содержания федеральных государственных служащих.

Судебная коллегия с таким выводом и его обоснованностью согласилась.

Так, правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон от 27.07.2004 №79-ФЗ).

Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ установлено, что гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ).

В соответствии с частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562 (далее - Правила).

Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

Абзацем первым пункта 8 Правил, в частности, определено, что в случае, предусмотренном подпунктом «д» пункта 1 данных Правил (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере, соответственно, месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.

Согласно абзацу второму пункта 8 Правил месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а» - «г» пункта 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д» - «ж» пункта 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.

В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется, в том числе, за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации (ч. 6 ст. 51).

В соответствии с пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: должностных окладов; окладов за классный чин и дополнительных выплат, – в размерах (в расчете на год), предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

Фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 настоящего Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, – в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; повышенного денежного содержания, – в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, – в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п.9).

В соответствии с абзацем восьмым подпункта «р» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

В соответствии со статьями 50, 51 и 55 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Указом Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» приказом ФТС России от 30.10.2006 № 1058 утвержден Порядок выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий и единовременных поощрений федеральным государственным гражданским служащим таможенных органов Российской Федерации.

Порядок выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий единовременных поощрений федеральным государственным гражданским служащим таможенных органов Российской Федерации, утвержденный приказом ФТС России от 30.10.2006 № 1058, разработан в целях повышения эффективности деятельности федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов Российской Федерации (далее соответственно - гражданские служащие, таможенные органы), уровня их ответственности по выполнению возложенных на таможенные органы задач и функций, в том числе в рамках реализации приоритетных проектов (программ).

Премирование гражданских служащих производится за выполнение особо важных и сложных заданий руководства таможенного органа, выполнение установленных плановых заданий с учетом добросовестного и качественного исполнения должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом и задачами, возложенными на таможенный орган (структурное подразделение таможенного органа) согласно Положению о Федеральной таможенной службе и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 2).

Гражданским служащим за безупречную и эффективную службу производится выплата единовременных поощрений: при поощрении Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, при присвоении почетных званий Российской Федерации и награждении знаками отличия Российской Федерации, при награждении орденами и медалями Российской Федерации, знаками особого отличия - медалью «Золотая Звезда» и золотой медалью «Герой Труда Российской Федерации»; при объявлении благодарности; при награждении Почетной грамотой ФТС России; при награждении ведомственными наградами Минфина России, нагрудными знаками и медалями ФТС России; в связи с праздничными днями и юбилейными датами (достижением 50-, 55-, 60- и 65-летнего возраста); за существенный вклад в результаты деятельности таможенного органа (структурного подразделения таможенного органа), инициативу и профессионализм при выполнении установленных должностным регламентом полномочий (задач и функций) (п. 9).

Из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных частями 2, 3 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.

Таким образом, значение при разрешении заявленных требований имеет правовая природа произведенных в течение 12 месяцев перед увольнением выплат в виде материального стимулирования и единовременного поощрения.

На основании принятых в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» постановлений Правительства Российской Федерации от 19.03.2019 № 283-14 и от 17.02.2020 № 168-8 в 2019 и 2020 годах предусматривались объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих, их центральных аппаратов и территориальных органов.

Приказами Сибирского таможенного управления Федеральной таможенной службы от 27.06.2019 № 229 (л.д. 95), от 19.09.2019 № 249-П (л.д. 98), от 11.12.2019 № 466 (л.д. 101), от 08.04.2020 № 105-П (л.д. 105), от 11.06.2020 № 181-П (л.д. 109) утверждено распределение лимитов бюджетных ассигнований, направленных на материальное стимулирование государственных гражданских служащих таможенных органов Сибирского таможенного управления за достижение показателей результативности и эффективности деятельности за 1 - 4 кварталы 2019 года, 1 квартал 2020 года.

На основании приказов начальника Томской таможни о материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих таможни за достижение показателей результативности и эффективности деятельности Веригиной А.В. были произведены следующие выплаты материального стимулирования: приказ № 54-П от 26.07.2019 – /__/ руб. за 1 квартал 2019 года (л.д. 57); приказ № 69-П от 25.09.2019 – /__/ руб. за 2 квартал 2019 года (л.д. 66); приказ № 101-П от 23.12.2019 – /__/ руб. за 3 квартал 2019 года (л.д. 73); приказ № 44-П от 27.04.2020 – /__/ руб. за 4 квартал 2019 года (л.д. 80-81); приказ № 67-П от 16.06.2020 – /__/ руб. за 1 квартал 2020 года (л.д. 87-88).

Данными приказами начальникам таможенных органов Российской Федерации поручено обеспечить распределение бюджетных ассигнований в зависимости от выполнения установленных показателей результативности и направить их на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих в виде единовременного поощрения, предусмотренного подпунктом «е» пункта 9 Порядка выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий и единовременных поощрений федеральным государственным гражданским служащим таможенных органов Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной таможенной службы России от 30.10.2006 № 1058.

Издание приведенных выше приказов свидетельствует о том, что Федеральная таможенная служба и ее территориальные органы в пределах выделенных им бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих в соответствии с частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ ежеквартально производили начисление своим гражданским служащим выплат стимулирующего характера (материальное стимулирование), относящихся к премиям за выполнение особо важных и сложных заданий, подлежащих включению в состав денежного содержания гражданского служащего.

В этой связи доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к тому, что произведенные Веригиной А.В. выплаты имеют иную правовую природу, являясь единовременным поощрением, не подлежащим учету при расчете соответствующих компенсаций, судебной коллегией отклоняются как основанные на неверном толковании норм материального права применительно к установленным по делу обстоятельствам.

Доводы апелляционной жалобы о неправомерной ссылке суда первой инстанции на разъяснения Министерства финансов России от 15.07.2014 № 14-04-05/34482, а также ссылки в апелляционной жалобе на письмо Министерства финансов Российской Федерации от 15.01.2021 № 14-03-03/1414, письмо Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд РФ) от 22.03.2019 № 18-4/10/В-2197 не могут быть приняты во внимание, поскольку на выводы судебной коллегии не влияют.

Доводы апелляционной жалобы о неверно исчисленном расчетном периоде, который, по мнению апеллянта, в данном случае должен составлять период с июня 2019 года по май 2020 года в силу пункта 8 Правил (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации № 562), безосновательны.

Так, согласно пункту 8 приведенных Правил месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных пунктами «а»-«г» пункта 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д»-«ж» пункта 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.

Исходя из буквального толкования приведенной нормы, предшествующий период исчисляется исходя из календарных месяцев. В данной ситуации работник увольняется 30 июня 2020 года, соответственно, день увольнения (30 июня) является для работника последним днем работы, он же - последним днем месяца, а потому включается в календарный месяц. Следовательно, июнь 2020 года обоснованно учтен судом в расчетном периоде.

Ссылка апеллянта на письмо Минфина России от 15.01.2021 № 14-03-03/1414 и от 27.04.2021 № 14-03-03/32289 судебной коллегией отклоняется, поскольку правомерность его позиции не подтверждает. Более того, в данном письме отражено, что выплата гражданским служащим материального стимулирования имеет характер, аналогичный премированию за выполнение особо важных и сложных заданий.

Ссылка апеллянта на судебную практику не может являться основанием к отмене решения, поскольку не опровергает выводов суда, а повторяет его правовую позицию, выраженную в суде первой инстанции, исследованную судом и нашедшую правильную оценку в решения.

Иных правовых аргументов апелляционная жалоба не содержит. Решение суда первой инстанции является законным, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Томского районного суда Томской области от 29 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу исполняющего обязанности начальника Кемеровской таможни Журавлёва Олега Юрьевича – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи