Судья Шукшина Л.А. Дело № 33а-2896/2021
70RS0004-01-2021-001102-52
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 октября 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Томского областного суда в
составе
председательствующего Кущ Н.Г.,
судей Осмольской М.О., Куцабовой А.А.
при секретаре Маслюковой М.Н.,
помощнике судьи С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело №2а-1528/2021 по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Томской области, Управлению Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Томской области, государственному инспектору Межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Томской области ФИО2 о признании незаконным решения об отказе в проведении регистрационных действий, возложении обязанности по возобновлению государственного учета транспортного средства, постановке транспортного средства на государственный учет
по апелляционной жалобе административного истца ФИО1 на решение Советского районного суда г. Томска от 27 апреля 2021 года,
заслушав доклад судьи Осмольской М.О., объяснения представителя административного ответчика ФИО3, полагавшей апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению,
установила:
ФИО1 обратилась в Советский районный суд г. Томска с административным исковым заявлением (с учетом привлечения соответчиков) к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Томской области (сокращенное наименование – УМВД России по Томской области), Управлению Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Томской области (сокращенное наименование – УГИБДД УМВД России по Томской области), государственному инспектору Межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Томской области ФИО2 (сокращенно - государственный инспектор МРЭО ГИБДД УМВД России по Томской области), в котором просила:
признать незаконным решение Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Томской области об отказе в проведении регистрационных действий в отношении автомобиля марки «Nissan Sunny», 2002 года выпуска (ПТС серии /__//__/);
обязать Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Томской области возобновить государственный учет транспортного средства в отношении автомобиля марки «Nissan Sunny», 2002 года выпуска (ПТС серии /__//__/);
обязать Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Томской области совершить регистрационные действия: поставить транспортное средство «Nissan Sunny», 2002 года выпуска (ПТС серии /__//__/, /__/) на государственный учет.
В обоснование исковых требований указано, что ФИО1 приобрела автомобиль марки «Nissan Sunny», 2002 года выпуска (ПТС серии /__//__/, /__/) на основании договора купли-продажи транспортного средства от 30.01.2019, заключенного с ФИО4 Для постановки автомобиля на государственный регистрационный учет она обратилась в МРЭО ГИБДД УМВД России по Томской области, где 02.02.2019 инспектором установлено, что номер двигателя указанного автомобиля по шрифту не соответствует заводу-изготовителю. Постановлением от 02.02.2019 назначена автотехническая экспертиза, по результатам которой установлено наличие признаков изменения номера двигателя автомобиля, в связи с чем 14.02.2020 сотрудниками МРЭО ГИБДД УМВД России по Томской области изъяты государственный регистрационный знак и свидетельство о регистрации транспортного средства. На обращение ФИО1 в МРЭО ГИБДД УМВД России по Томской области ей пояснили, что для постановки автомобиля на учет необходимо приобрести другой двигатель. В декабре 2020 года административный истец приобрела двигатель с соответствующими документами, который установлен в автомобиль марки «Nissan Sunny», 2002 года выпуска. 12.02.2021 государственным инспектором МРЭО ГИБДД УМВД России по Томской области ФИО1 отказано в проведении регистрационных действий в отношении данного транспортного средства на основании пункта 4 части 1 и пункта 1 части 5 статьи 20 Федерального закона от 03.08.2018 № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пункта 92.4 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств, утвержденного приказом МВД России от 21.12.2019 № 950, пункта 65 постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2019 № 1764 «О государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации». Данное решение полагает незаконным, поскольку при отчуждении транспортного средства действует общее правило относительно момента возникновения права собственности у приобретателя – момент передачи транспортного средства; регистрация транспортных средств носит учетный характер и не служит основанием для возникновения на них права собственности. Законодательство Российской Федерации не содержит норм, ограничивающих правомочия собственника по распоряжению транспортным средством в случаях, когда это транспортное средство не снято с регистрационного учета, а также норм о том, что у нового приобретателя транспортного средства по договору не возникает на него право собственности, если прежний собственник не снял его с регистрационного учета.
Дело рассмотрено в отсутствие административного истца, представителя административного ответчика УГИБДД УМВД России по Томской области, заинтересованного лица ФИО4, извещенных о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО5 административные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, пояснила, что ФИО1 является собственником автомобиля, в связи с чем доводы административных ответчиков о том, что для совершения регистрационных действий необходимо присутствие предыдущего собственника ошибочны, отказ в совершении регистрационных действий неправомерен. Представитель административного ответчика ФИО3 исковые требования ФИО1 не признала, поддержала письменный отзыв на административное исковое заявление, пояснив, что право собственности административного истца на автомобиль не оспаривается, однако пользоваться автомобилем возможно лишь в случае его постановки на государственный регистрационный учет, а поскольку номер двигателя подвергнут изменениям, регистрация на автомобиль прекращена; дальнейшая регистрация автомобиля возможна при установке нового двигателя с заводскими номерами, однако поставить автомобиль на регистрационный учет может тот собственник, который значится в реестре. Административный ответчик государственный инспектор МРЭО ГИБДД УМВД России по Томской области ФИО2 заявленные требования не признала, пояснив, что при обращении разъясняла представителю административного истца необходимость восстановления регистрационного учета и после этого - переоформления автомобиля на административного истца ФИО1
Решением Советского районного суда г. Томска от 27 апреля 2021 года в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 отказано.
В апелляционной жалобе административный истец ФИО1 просит указанное решение суда отменить, принять по делу новое решение.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что судом первой инстанции указано, что возобновление государственного учета транспортного средства марки «Nissan Sunny», 2002 года выпуска, в случае устранения причин, явившихся основанием для прекращения его регистрации возможно по заявлению ФИО4 как владельца транспортного средства, сведения о котором содержатся в государственном реестре транспортных средств. Суд указал на отсутствие доказательств устранения причин, явившихся основанием для прекращения регистрации транспортного средства и непредоставление административным истцом в материалы дела таких доказательств. При этом право собственности ФИО1 на транспортное средство марки «Nissan Sunny», 2002 года выпуска, никем не оспаривается. В силу закона документами, являющимися основаниями для постановки транспортного средства на государственный учет за его владельцем являются документы, удостоверяющие право собственности на транспортное средство, а также документы, удостоверяющие иные права владельца транспортного средства. Государственная регистрация осуществляется регистрационными подразделениями за собственником транспортного средства. Возобновление государственного учета транспортного средства осуществляется по заявлению его владельца при наличии для этого установленных законодательством Российской Федерации оснований. При обнаружении признаков подделки представленных документов, государственных регистрационных знаков, изменения или уничтожения маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств или основных компонентов транспортных средств (кузов, кабина, рама) в розыске либо представленных документов - в числе похищенных орган внутренних дел осуществляет проверку в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В этих случаях регистрационные действия производятся по окончании проверок, осуществляемых органами внутренних дел, а в отношении транспортных средств с измененной (уничтоженной) маркировкой - после нанесения дополнительной маркировки. 09.04.2019 постановлением начальника ОМВД России по Октябрьскому району г. Томска в возбуждении уголовного дела отказано ввиду отсутствия события преступления. Представленное административным ответчиком в суд заявление от 04.12.2019 № 48153841 об аннулировании регистрационного учета ФИО4 не подписано, из объяснений ответчика следует, что заявление сформировано автоматически. Изменение номера двигателя не является основанием для отказа в совершении регистрационных действий и прекращении регистрационного учета, поскольку двигатель является расходной частью автомобиля; на момент обращения административного истца в МРЭО ГИБДД УМВД России по Томской области 12.02.2021 за предоставлением услуги по регистрации транспортного средства в автомобиле уже был установлен другой двигатель. Суду представлен договор об оказании услуг по замене двигателя от 20.12.2021, а также копия таможенной декларации, где в списке автозапчастей числится двигатель № QG 15 226881. Из материалов дела следует, что письмом от 10.12.2019 ФИО1 сообщено об аннулировании регистрационных действий в отношении автомобиля марки «Nissan Sunny», 2002 года выпуска, однако, доказательств направления письма административным ответчиком не представлено. В связи с отказом в регистрации автомобиля ФИО1 не имеет возможности эксплуатировать автомобиль; нарушено право административного истца на пользование транспортным средством. Доказательств несоответствия транспортного средства, принадлежащего административному истцу, установленным требованиям безопасности дорожного движения суду не представлено.
В возражениях на административное исковое заявление представитель административного ответчика УМВД России по Томской области ФИО6 просит в удовлетворении апелляционной жалобы административного истца ФИО1 отказать.
В суд апелляционной инстанции административный истец ФИО1, административный ответчик государственный инспектор МРЭО ГИБДД УМВД России по Томской области ФИО2, представитель административного ответчика УГИБДД УМВД России по Томской области, будучи извещенными о дате, времени и месте рассмотрения дела не явились.
Заинтересованное лицо ФИО4 в суд апелляционной инстанции также не явился; телеграмма, направленная по адресу, указанному в материалах дела (/__/) не доставлена по причине неявки адресата за телеграммой по извещению. В данном случае в отсутствие сведений об уважительности причин, препятствовавших получению судебного извещения, следует признать, что ФИО4 не проявил должную степень заботливости и осмотрительности, для своевременного получения направленного судом извещения.
Руководствуясь частью 1 статьи 307, частью 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пунктом 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, апелляционная инстанция рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя административного ответчика УМВД России по Томской области, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Обязанность по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, согласно пункту 19 части 1 статьи 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» возложена на полицию.
Одним из основных направлений деятельности полиции, закрепленным в подпункте 7 пункта 1 статьи 2 Федерального закона № 3-ФЗ, является обеспечение безопасности дорожного движения, органом его обеспечивающим является Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекция).
Согласно подпункту «в» пункта 11 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 № 711, Госавтоинспекция, являясь в соответствии с подпунктом «д» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 01.03.2011 № 250 «Вопросы организации полиции» составной частью полиции, осуществляет функции по регистрации и учету автомототранспортных средств и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования, выдаче регистрационных документов и государственных регистрационных знаков на зарегистрированные автомототранспортные средства и прицепы к ним, а также выдаче паспортов транспортных средств в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Порядок регистрации транспортных средств определен Федеральным законом от 03.08.2018 № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Правилами государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2019 № 1764 «О государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» (далее – Правила), приказом Министерства внутренних дел от 21.12.2019 № 950 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств» (далее – Административный регламент).
Как следует из материалов дела, ФИО1 приобрела у ФИО4 автомобиль марки «Nissan Sunny», 2002 года выпуска, цвет серый, номер кузова /__/, ПТС серии /__//__/ от 23.09.2017, в подтверждение данного обстоятельства в материалы дела представлены договоры купли-продажи транспортного средства от 30.01.2019 (л.д. 7), от 31.01.2019 (л.д. 19). Данное транспортное средство передано ФИО1, в свою очередь, последняя передала ФИО4 100000 рублей.
С целью совершения регистрационных действий по постановке автомобиля на государственный учет в связи со сменой владельца транспортного средства административный истец ФИО1 обратилась с соответствующим заявлением в ГИБДД УМВД России по Томской области. При осмотре автомобиля государственным инспектором РО МОТНРЭР ГИБДД УМВД России по Томской области установлено, что модель и номер двигателя не соответствуют шрифту завода-изготовителя, данный факт подтвержден заключением эксперта ФБУ Томская ЛСЭ Минюста России от 05.03.2019, согласно которому поверхность маркировочной площадки блока цилиндров двигателя подвергалась видоизменению путем стачивания слоя металла, имеющаяся на ней маркировка модели и номера двигателя «QG15 214210А» нанесена кустарным способом, является вторичной (л.д. 27-37).
На основании указанного заключения эксперта начальником МОТНРЭР ГИБДД УМВД России по Томской области М. 30.11.2019 дано заключение об аннулировании регистрации автомобиля марки «Nissan Sunny», государственный регистрационный знак /__/ в соответствии с пунктом 50 Правил государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД России от 26.06.2018 № 399; внесении сведений об аннулировании регистрации и специальной продукции (ПТС /__/, государственный регистрационный знак /__/, свидетельство о регистрации /__/,), выданной на автомобиль «Nissan Sunny», внесении данных в соответствующие учеты ФИС ГИБДД-М ИСОД МВД России (л.д. 24-26).
Письмом от 10.12.2019 № 20/8971 ФИО1 сообщено о том, что регистрационные действия в отношении автомобиля марки «Nissan Sunny», государственный регистрационный знак /__/ аннулированы в связи с обнаружением признаков скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационных номеров транспортного средства, номеров узлов и агрегатов, идентифицирующих транспортное средство; ПТС /__//__/, государственный регистрационный знак /__/, свидетельство о регистрации транспортного средства /__/, выданные на транспортное средство, выставлены в розыск; указано на необходимость сдать в РО МОТНРЭР ГИБДД УМВД России по Томской области названные документы и регистрационные знаки; дополнительно сообщено, что в соответствии с пунктом 51 Правил, утвержденных приказом МВД России от 26.06.2018 №399, в случае устранения причин, явившихся основанием для аннулирования регистрации транспортного средства, его регистрация производится по месту обращения владельца транспортного средства с выдачей новых регистрационных документов, новых государственных регистрационных знаков и паспорта транспортного средства (л.д. 79).
Согласно протоколу изъятия вещей и документов от 14.02.2020 № 010097 у представителя ФИО1 ФИО7 изъяты свидетельство о регистрации транспортного средства /__/, государственный регистрационный знак /__/ (л.д. 11).
Заключением начальника МОТНРЭР ГИБДД УМВД России по Томской области от 30.11.2019, карточкой учета транспортного средства подтверждается, что до настоящего времени владельцем автомобиля марки «Nissan Sunny», 2002 года выпуска, государственный регистрационный знак /__/, кузов № FNB15-030672 в государственном реестре транспортных средств значится ФИО4, /__/ года рождения.
Из искового заявления следует, что в декабре 2020 года ФИО1 приобрела новый двигатель с соответствующими документами, который установлен в спорный автомобиль марки «Nissan Sunny», и обратилась через своего представителя ФИО7 12.02.2021 в ГИБДД УМВД России по Томской области с заявлением № 63832132 о возобновлении государственного учета транспортного средства марки «Nissan Sunny», 2002 года выпуска, с выдачей ПТС, СТС.
По результатам рассмотрения заявления 12.02.2021 государственным инспектором МРЭО ГИБДД УМВД России по Томской области ФИО2 административному истцу отказано в проведении регистрационных действий на основании пункта 4 части 1 и пункта 1 части 5 статьи 20 Федерального закона от 03.08.2018 № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пункта 92.4 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств, утвержденного приказом МВД России от 21.12.2019 № 950, пункта 65 постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2019 № 1764 «О государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» (л.д. 9).
Согласно пункту 1 части 5 статьи 20 Федерального закона от 03.08.2018 № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» основанием для отказа в совершении регистрационных действий является запрет на совершение регистрационных действий в случаях, предусмотренных частью 1 данной статьи.
Запрещается совершение регистрационных действий в случае несоответствия регистрационных данных или конструкции транспортного средства сведениям, указанным в документах, идентифицирующих транспортное средство, за исключением регистрационных и иных данных транспортного средства, подлежащих изменению (внесению в документ, идентифицирующий транспортное средство) на основании представленных документов (пункт 4 части 1 статьи 20 Федерального закона от 03.08.2018 № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
В соответствии с пунктом 92.4 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств, утвержденного приказом МВД России от 21.12.2019 №950 основанием для отказа в совершении регистрационных действий в соответствии со статьей 20 Федерального закона является несоответствие регистрационных данных или конструкции транспортного средства сведениям, указанным в документах, идентифицирующих транспортное средство, за исключением регистрационных и иных данных транспортного средства, подлежащих изменению (внесению в документ, идентифицирующий транспортное средство) на основании представленных документов.
Суд первой инстанции, разрешая требования ФИО1, пришел к выводу о том, что регистрационные действия в отношении автомобиля марки «Nissan Sunny», 2002 года выпуска, прекращены (аннулированы) в связи с обнаружением признаков скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационных номеров транспортного средства, номеров узлов и агрегатов, идентифицирующих транспортное средство - модель и номер двигателя по шрифту не соответствует заводу-изготовителю; данный автомобиль до настоящего времени зарегистрирован за ФИО4; возобновление государственного учета транспортного средства марки «Nissan Sunny», 2002 года выпуска, в случае устранения причин, явившихся основанием для прекращения его регистрации, возможно по заявлению ФИО4 как владельца транспортного средства, сведения о котором содержатся в государственном реестре транспортных средств.
С данным выводом суда первой инстанции согласиться нельзя по следующим основаниям.
Так, в оспариваемом решении государственного инспектора МРЭО ГИБДД УМВД России по Томской области ФИО2 имеется ссылка на пункт 65 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2019 № 1764, согласно которому возобновление государственного учета транспортного средства, прекращенного в соответствии с пунктом 59 данных Правил, осуществляется после устранения причин, явившихся основанием для прекращения регистрации, за владельцем транспортного средства, сведения о котором содержатся в государственном реестре транспортных средств, в порядке, предусмотренном абзацем первым пункта 63 данных Правил, с проведением осмотра транспортного средства.
В соответствии с абзацем первым пункта 63 названных Правил возобновление государственного учета транспортного средства, прекращенного в соответствии с пунктом 56 данных Правил при отсутствии перехода права собственности на него, осуществляется за владельцем транспортного средства, сведения о котором содержатся в государственном реестре транспортных средств, при подаче владельцем транспортного средства или его представителем заявления о совершении регистрационного действия, документа, идентифицирующего транспортное средство, документа об уплате государственной пошлины, документа, удостоверяющего личность обратившегося лица, а в случае обращения не от своего имени - также документа, подтверждающего его полномочия.
При этом абзацем 2 пункта 63 названных Правил предусмотрено, что возобновление государственного учета транспортного средства, прекращенного в соответствии с пунктом 56 данных Правил, в случае перехода права собственности на него или изменения владельца транспортного средства осуществляется за новым владельцем транспортного средства. При этом помимо документов, указанных в абзаце первом указанного пункта, представляются документы, подтверждающие право собственности на транспортное средство, и страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, а также проводится осмотр транспортного средства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 03.08.2018 № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» владелец транспортного средства - собственник транспортного средства (за исключением лица, не достигшего возраста шестнадцати лет либо признанного недееспособным), или лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения, на праве оперативного управления либо на основании договора лизинга, или один из родителей, усыновитель либо опекун (попечитель) лица, не достигшего возраста шестнадцати лет, являющегося собственником транспортного средства, или опекун недееспособного гражданина, являющегося собственником транспортного средства.
Пунктом 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Согласно пункту 1 статьи 454 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
В соответствии со статьей 223 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором (пункт 1).
В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом (пункт 2).
Государственной регистрации в силу пункта 1 статьи 131 данного кодекса подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение.
Пунктом 2 статьи 130 этого же кодекса установлено, что вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе.
Из приведенных выше положений закона следует, что транспортные средства не отнесены к объектам недвижимости, в связи с чем являются движимым имуществом, а следовательно, при отчуждении транспортного средства действует общее правило о моменте возникновения права собственности у приобретателя - с момента передачи транспортного средства.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» транспортное средство допускается к участию в дорожном движении в случае, если оно состоит на государственном учете, его государственный учет не прекращен и оно соответствует основным положениям о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении, установленным Правительством Российской Федерации. Требования, касающиеся государственного учета, не распространяются на транспортные средства, участвующие в международном движении или ввозимые на территорию Российской Федерации на срок не более одного года.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 8 Федерального закона от 03.08.2018 №283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» владелец транспортного средства обязан обратиться с заявлением в регистрационное подразделение для внесения изменений в регистрационные данные транспортного средства в связи со сменой владельца транспортного средства в течение десяти дней со дня приобретения прав владельца транспортного средства.
Приведенными выше положениями предусмотрена регистрация самих транспортных средств, обусловливающая их допуск к участию в дорожном движении. При этом регистрация транспортных средств носит учетный характер и не является обязательным условием для возникновения на них права собственности. Действующее законодательство не содержит норм, ограничивающих правомочия собственника по распоряжению транспортным средством в случаях, когда это транспортное средство не снято им с регистрационного учета. Отсутствуют в законодательстве и нормы о том, что у нового приобретателя транспортного средства по договору не возникает на него право собственности, если прежний собственник не снял его с регистрационного учета. Данная позиция изложена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, № 2 (2017), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 апреля 2017 года.
Таким образом, вопреки доводам представителей административного ответчика УМВД России по Томской области, выводу суда первой инстанции, ФИО1 как собственник (законный владелец) транспортного средства марки «Nissan Sunny», 2002 года выпуска, в порядке, предусмотренном абзацем 2 пункта 63 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2019 № 1764, вправе обратиться в соответствующее подразделение ГИБДД УМВД России по Томской области с заявлением о возобновлении государственного учета транспортного средства после устранения причин, явившихся основанием для прекращения регистрации данного транспортного средства, и в этом случае возобновление государственного учета транспортного средства осуществляется за его новым владельцем, то есть за ФИО1
При этом суд первой инстанции пришел к верному выводу о законности оспариваемого решения государственного инспектора МРЭО ГИБДД УМВД России по Томской области ФИО2 об отказе в проведении регистрационных действий в отношении транспортного средства марки «Nissan Sunny», 2002 года выпуска, принятого по заявлению ФИО1 в лице представителя ФИО7 от 12.02.2021 № 63832132 в той части, в которой указано, что доказательства устранения причин, явившихся основанием для прекращения регистрации транспортного средства, административным истцом в материалы дела не представлены; ссылаясь на приобретение двигателя на автомобиль с соответствующими документами, который установлен в транспортное средство, ФИО1 такие доказательства в материалы дела не представила.
Как установлено выше, регистрационные действия в отношении автомобиля марки «Nissan Sunny», государственный регистрационный знак <***>, аннулированы в связи с обнаружением признаков скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационных номеров транспортного средства, номеров узлов и агрегатов, идентифицирующих транспортное средство: поверхность маркировочной площадки блока цилиндров двигателя подвергалась видоизменению путем стачивания слоя металла, имеющаяся на ней маркировка модели и номера двигателя «QG15 214210А», нанесена кустарным способом, является вторичной (заключение эксперта от 05.03.2019 №00155/06-1).
В исковом заявлении ФИО1 указано, что в декабре 2020 года она приобрела двигатель, который установлен в автомобиль марки «Nissan Sunny», 2002 года выпуска, после чего она в лице представителя ФИО7 обратилась в МРЭО ГИБДД УМВД России по Томской области с заявлением от 12.02.2021 № 63832132 о возобновлении государственного учета транспортного средства с выдачей ПТС, СТС.
Согласно пункту 3 статьи 4 Федерального закона от 03.08.2018 № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» идентификация транспортного средства - проводимое без разборки транспортного средства установление тождественности идентификационного номера транспортного средства или идентификационного номера основного компонента транспортного средства (кузова, рамы, кабины) и данных, содержащихся в документе, идентифицирующем транспортное средство, или в электронном паспорте транспортного средства (электронном паспорте шасси транспортного средства).
В соответствии с частями 1 - 3 статьи 12 того же Федерального закона идентификационный номер - комбинация цифровых и (или) буквенных обозначений, присваиваемая изготовителем транспортному средству или его основным компонентам в целях идентификации транспортного средства или его основных компонентов; маркировка транспортного средства - идентификационный номер транспортного средства, нанесенный на основной компонент транспортного средства, а также размещенный на табличке изготовителя; маркировка основного компонента транспортного средства - идентификационный номер основного компонента транспортного средства, нанесенный на соответствующий основной компонент транспортного средства, а также размещенный на табличке изготовителя.
По смыслу указанного Федерального закона идентификация транспортного средства является необходимым условием для совершения действий по государственной регистрации транспортного средства.
Идентификационный номер транспортного средства либо идентификационный номер основного компонента транспортного средства в случае, если транспортное средство не имеет идентификационного номера транспортного средства, относится к регистрационным данным транспортного средства (пункт 5 части 2 статьи 11 Федерального закона № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Документами, идентифицирующими транспортное средство, являются паспорт транспортного средства (паспорт шасси транспортного средства), свидетельство о регистрации транспортного средства (части 1, 2 статьи 14 Федерального закона № 283-ФЗ).
Внесение изменений в регистрационные данные транспортного средства осуществляется в порядке, установленном пунктами 51 - 53 Правил (пункт 125 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств, утвержденного приказом МВД России от 21.12.2019 № 950).
В соответствии с пунктом 51 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2019 № 1764, внесение изменений в регистрационные данные транспортного средства осуществляется при изменении содержания или состава регистрационных данных транспортного средства, содержащихся в соответствующей записи государственного реестра транспортных средств, и внесении соответствующих изменений в документы, идентифицирующие транспортное средство.
Согласно пункту 52 указанных Правил в случае, если замена двигателя не связана с внесением изменений в конструкцию транспортного средства, внесение сведений в государственный реестр транспортных средств о его номере осуществляется регистрационным подразделением при производстве регистрационных действий на основании результатов осмотра.
В случае, если замена двигателя связана с внесением изменений в конструкцию транспортного средства, внесение сведений в государственный реестр транспортных средств о его номере осуществляется регистрационным подразделением при производстве регистрационных действий на основании свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности.
В силу пункта 6 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», принятого решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года № 877 внесение изменений в конструкцию транспортного средства - исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, выполненные после выпуска транспортного средства в обращение и влияющие на безопасность дорожного движения.
В соответствии с пунктом 75 данного Технического регламента проверка выполнения требований к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию осуществляется в форме предварительной технической экспертизы конструкции на предмет возможности внесения изменений и последующей проверки безопасности конструкции и технического осмотра транспортного средства с внесенными в конструкцию изменениями.
ФИО1 в лице представителя ФИО7, обращаясь в МРЭО ГИБДД УМВД России по Томской области с заявлением от 12.02.2021 № 63832132, не приложила к данному заявлению документы, подтверждающие приобретение и установку на транспортном средстве марки «Nissan Sunny», 2002 года выпуска, нового двигателя, а равно документы, содержащие идентифицирующие признаки нового двигателя, что подтверждается предоставленными УГИБДД УМВД России по Томской области на запрос суда документами, материалами административного дела № 2а-1528/2021. Ссылка ФИО1 в апелляционной жалобе на то, что суду представлен договор об оказании услуг по замене двигателя от 20.12.2021, а также копия таможенной декларации, где в списке автозапчастей числится двигатель № QG 15 226881, какими-либо доказательствами не подтверждена; при обращении в МРЭО ГИБДД УМВД России по Томской области такие документы представлены не были.
Отсутствие названных документов исключило возможность идентификации транспортного средства, а также установления обстоятельства того, повлекла ли замена двигателя изменения в конструкции транспортного средства и требуется ли при этом свидетельство о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности. Эти обстоятельства явились основанием для отказа в совершении регистрационных действий.
При отсутствии полного пакета документов, требуемых в соответствии с вышеприведенными положениями законодательства, государственный инспектор МРЭО ГИБДД УМВД России по Томской области, установив, что номер и модель двигателя, указанные в регистрационных документах транспортного средства марки «Nissan Sunny», 2002 года выпуска, не соответствуют фактическим номеру и модели двигателя данного транспортного средства, обоснованно отказал административному истцу в совершении регистрационных действий, что отражено в отказе в проведении регистрационного действия к заявлению № 63832132 от 12.02.2021.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о законности в части, подтвержденной настоящим апелляционным определением, оспариваемого ФИО1 решения государственного инспектора МРЭО ГИБДД УМВД России по Томской области ФИО2 об отказе в проведении регистрационных действий в отношении автомобиля марки «Nissan Sunny», 2002 года выпуска (ПТС серии /__/, /__/).
Совокупность условий, предусмотренных частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для признания оспариваемого решения незаконным, в данном случае отсутствует.
Приведенный в обоснование апелляционной жалобы довод административного истца о том, что отказ в предоставлении государственной услуги не мотивирован, отклоняется судом апелляционной инстанции ввиду его несостоятельности. Неуказание в оспариваемом отказе конкретных фактических обстоятельств, установленных при рассмотрении заявления о проведении регистрационных действий и послуживших основанием для отказа в их проведении, само по себе не свидетельствует о том, что данные обстоятельства не являлись предметом рассмотрения соответствующего органа.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований для изменения или отмены решения суда; безусловные основания отмены решения суда (статья 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации) не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Томска от 27 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца ФИО1 – без удовлетворения.
кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Советский районный суд г. Томска.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 22 ноября 2021 года.