НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Томского областного суда (Томская область) от 29.07.2016 № 33-2885/2016

Судья: Ларина Е.Е. Дело №33-2885/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 29 июля 2016 года

Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:

председательствующего Худиной М.И.,

судей: Емельяновой Ю.С., Уваровой В.В.,

при секретаре Жилякове А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в ЗАТО Северск Томской области о признании незаконным решения в части отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости

по апелляционной жалобе истца ФИО1 на решение Северского городского суда Томской области от 27 апреля 2016 года.

Заслушав доклад судьи Емельяновой Ю.С., объяснения ФИО1, поддержавшего апелляционную жалобу, объяснения представителя ГУ УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области ФИО2, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в ЗАТО Северск Томской области (далее – ГУ УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области), в котором с учетом уточнений требований просил признать незаконным решение ГУ УПФ в ЗАТО Северск Томской области № 411 от 18.02.2016 об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, обязать ГУ УПФ в ЗАТО Северск Томской области устранить в полном объеме допущенные нарушения конституционных прав путем назначения досрочной страховой части страховой пенсии по старости с 05.02.2016 (со дня обращения за назначением трудовой пенсии).

В обоснование иска указал, что с 27.12.2000 получает пенсию за выслугу лет. 05.02.2016 обратился к ответчику за назначением досрочной страховой пенсии по старости, решением комиссии ГУ УПФ в ЗАТО Северск Томской области от 18.02.2016 ему отказано в назначении страховой трудовой пенсии досрочно. С решением ответчика не согласен, считает отказ в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным и необоснованным. При исчислении его страхового стажа ответчик ссылается на отсутствие требуемой продолжительности стажа для назначения страховой пенсии по старости досрочно (20 лет), не учитывая положения закона, регулирующие назначение пенсии. Его возраст более 50 лет, стаж работы во вредных условиях составляет более 10 лет, общий страховой стаж более 20 лет (34 календарных года). Полагает, что периоды военной службы должны быть включены в страховой стаж при назначении пенсии по старости на основании ст.32 Закона № 1032- 1 «О занятости населения в Российской Федерации», которой предусмотрены условия продления сроков выплаты пособия по безработице и досрочного выхода на пенсию.

Дело рассмотрено в отсутствие истца ФИО1, представителя ответчика ГУ УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Решением суда на основании ст.39 Конституции Российской Федерации (далее – Конституции РФ), ст.3 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", ст.8, 11, 12, 13, 14, 22, 30, 35 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", ст.32 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", п.53 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015, ФИО1 в иске к ГУ УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области о признании незаконным решения в части отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости с 05.02.2016 отказано.

В апелляционной жалобе истец ФИО1 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.

В обоснование жалобы указывает, что судом не в полной мере исследованы представленные им доказательства.

Считает, что при вынесении решения судом не учтены положения п.2 указа Президента РФ от 23.08.2000 N1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации", п.2 постановления Правительства РФ от 01.09.2005 N 549 "О мероприятиях по совершенствованию системы мер социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации", которыми предусмотрено установление дополнительного ежемесячного материального обеспечения при назначении страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» либо при назначении страховой пенсии по старости досрочно в соответствии Законом РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".

Также, по мнению апеллянта, судом не учтены положения пп. 2, 51 постановления Правительства РФ от 02.10.2014 N1 015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий", предусматривающее периоды, подлежащие включению в страховой стаж.

Полагает, что положения ст. 32 Закона РФ от 19.04.1991 N1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" не противоречат Федеральному закону "О страховых пенсиях", который не предусматривает порядок начисления страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости досрочно гражданами, получающими пенсию за выслугу лет. Ссылается на положения пп.1, 4 ст.32 Закона РФ от 19.04.1991 N1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".

В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика ГУ УПФ в ЗАТО Северск Томской области ФИО2 просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Частью 6 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предусмотрено, что военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовноисполнительной системы, и их семей», и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О страховых пенсиях».

Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - ФЗ «О страховых пенсиях») право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Пунктом 1 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.

В соответствии с ч. 1-3 статьи 35 ФЗ «О страховых пенсиях», продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет. Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, начиная с 1 января 2016 года ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона. С 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, с 27.12.2000 ФИО1 является получателем пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». При назначении данной пенсии включены периоды военной службы с 05.08.1981 по 02.11.1998, с 16.12.1998 по 26.12.2000. Данные обстоятельства истцом в ходе рассмотрения дела не оспаривались.

25.06.2001 ФИО1 принят учеником плотника на участок по ремонту зданий и сооружений основного производства (ХМЗ) ремонтно-строительного цеха ремонта зданий и сооружений основного производства (цех № 1) ФМЗ в Государственное предприятие «Сибирский Химический Комбинат». 05.01.2004 он переведен маляром (он же штукатур) по 3 разряду на участок по ремонту зданий и сооружений основного производства (РХЗ) ремонтно- строительного цеха ремонта зданий и сооружений основного производства (цех № 1) РМЗ. 01.10.2004 ФИО1 переведен маляром (он же штукатур) по 3 разряду на участок по ремонту зданий и сооружений основного производства и межобъектового ремонта ремонтно-строительного цеха № 1 ремонтно-механического завода. 07.02.2005 истец переведен плотником 3 разряда участка по ремонту зданий и сооружений основного производства и межобъектового ремонта ремонтно-строительного цеха № 1 Ремонтно-механического завода. 01.12.2008 ФИО1 переведен плотником по 3 разряду на участок по ремонту зданий и сооружений основного производства и межобъектового ремонта ремонтно-строительного цеха № 2 ремонтно- механического завода. 19.11.2009 истец переведен слесарем-ремонтником (по сантехническим коммуникациям) по 6 разряду на производственный участок энергоснабжения отдел главного энергетика химико-металлургический завод. 16.10.2012 ФИО1 переведен слесарем аварийно-восстановительных работ 6 разряда участка по эксплуатации и ремонту энергооборудования (спецканализации) ХМЗ Завода гидроэнергосиабжения (ЗГЭС).

05.02.2016 истец обратился в ГУ-УПФ в ЗАТО Северск Томской области с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ГУ-УПФ в ЗАТО Северск Томской области № 411 от 18.02.2016 в назначении ФИО1 досрочной страховой пенсии отказано, в связи с отсутствием требуемой продолжительности страхового стажа - 20 лет. Отказывая истцу в назначении досрочной страховой пенсии, ГУ-УПФ в ЗАТО Северск Томской области сослался на нормы п. 53 Правил № 1015, а также справку УФСИН России по Томской области от 04.02.2016 № 72/ТО/1 /24-858, согласно которой ФИО1 является получателем пенсии за выслугу лет с 27.12.2000, при назначении пенсии включены периоды военной службы с 05.08.1981 по 02.11.1998 и с 16.12.1998 по 26.12.2000, указав, что страховой стаж истца составляет 14 лет 7 месяцев 9 дней.

Согласно ч. 1 ст. 11 ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 12 ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Вместе с тем согласно ч. 4 ст. 13 ФЗ «О страховых пенсиях» при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом. При этом учтенными считаются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе периоды, не влияющие на размер пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности, в соответствии с указанным Законом.

В п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30
"О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что, рассматривая требования об установлении гражданам, получающим пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Законом от 12 февраля 1993 года N 4468-1, страховой части трудовой пенсии по старости, суд с учетом части 4 статьи 7 этого закона и пункта 6 статьи 3 Федерального закона N 166-ФЗ вправе их удовлетворить при соблюдении такими гражданами предусмотренных в Федеральном законе N 173-ФЗ условий, необходимых для назначения трудовой пенсии по старости (на общих основаниях или досрочной).

Вместе с тем, учитывая, что положения статьи 7 Закона от 12 февраля 1993 года N 4468-1 в части установления страховой части трудовой пенсии по старости распространены Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения" на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года, в страховой стаж, требуемый для приобретения права на страховую часть трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы и (или) иной деятельности, в которые лицо подлежало обязательному пенсионному страхованию, имевшие место как до 1 января 2007 года, так и после этой даты. В указанный стаж на основании пункта 1 статьи 12 Федерального закона N 173-ФЗ не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом от 12 февраля 1993 года N 4468-1. В связи с этим одновременное включение в выслугу лет и в страховой стаж совпадающих по времени периодов не допускается.

Таким образом, в целях обеспечения реализации социальных прав работающих по трудовому договору военных пенсионеров федеральный законодатель предусмотрел правовой механизм, гарантирующий им, помимо выплаты пенсии по государственному пенсионному обеспечению, возможность получать страховую пенсию по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом страховых взносов, отраженных на их индивидуальных лицевых счетах в Пенсионном фонде Российской Федерации, - при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях".

Установленное действующим правовым регулированием правило, исключающее возможность одновременного зачета в выслугу лет и в страховой стаж хронологически совпадающих периодов, обусловлено тем, что такие периоды были учтены при определении размера пенсии за выслугу лет, носящей характер основной пенсионной выплаты, назначаемой на основании специального закона уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел как лицам с особым правовым статусом исходя из продолжительности выслуги лет, определяемой на день увольнения со службы.

Правила подсчета и подтверждения страхового стажа устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ч. 4 ст. 14 ФЗ «О страховых пенсиях»).

Пунктом 53 Правил подсчета и подтверждения стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015, предусмотрено, что при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом. При этом учтенными считаются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе периоды, не влияющие на размер пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности, в соответствии с указанным Законом.

Учитывая вышеуказанные обстоятельства и нормы законодательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истцом не представлены доказательства нарушения его пенсионных прав действиями ответчика, а потому, исходя из анализа совокупности представленных сторонами доказательств, отказал в удовлетворении исковых требований.

При этом, вопреки доводам жалобы, суд верно не нашел оснований для применения к правоотношениям сторон положений ст. 32 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».

Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.

Доводы жалобы сводятся к иной иному толкованию законодательства, аналогичны доводам, которые приводил истец в суде первой инстанции, обосновывая заявленные требования, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных сторонами доказательств в их совокупности.

Решение суда является законным и обоснованным, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Северского городского суда Томской области от 27 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи: