Судья Бакулина Н.В. Дело № 33-1484/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 мая 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Брагиной Л.А.,
судей: Марисова А.М., Величко М.Б.,
при секретаре-помощнике судьи П.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело №2-194/2020 по исковому заявлению Колпашевского городского прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Колпашевского района Томской области о возложении обязанности принять меры по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения
по апелляционной жалобе представителя ответчика Администрации Колпашевского района Томской области Гришаева Дмитрия Викторовича на решение Колпашевского городского суда Томской области от 02 марта 2020 года.
Заслушав доклад судьи Марисова А.М., пояснения прокурора Кофман Е.Г., судебная коллегия
установила:
Колпашевский городской прокурор, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Колпашевского района Томской области о возложении обязанности в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения – ограждающей дамбы в с. Озерное Колпашевского района Томской области (р.Обь), а именно: разработать и утвердить в установленном законом порядке декларацию безопасности на ограждающую дамбу в с. Озерное Колпашевского района Томской области (р. Обь); утвердить в установленном законом порядке экспертизу декларации безопасности на ограждающую дамбу в с.Озерное Колпашевского района Томской области (р. Обь); получить разрешение на эксплуатацию ограждающей дамбы в с. Озерное Колпашевского района Томской области (р. Обь).
В обоснование исковых требований указано, что Колпашевской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения Администрацией Колпашевского района законодательства о предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного характера и их последствий. В ходе проверки установлено, что в собственности муниципального образования «Колпашевский район» находится ограждающая дамба с. Озерное (р. Обь) Колпашевского района Томской области (III класс – гидротехническое сооружение средней опасности). Декларация безопасности на указанное сооружение не составлена, в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору не представлена. Также в установленный законом срок до 01 января 2019 года не подготовлены документы, необходимые для обновления сведений в Российском регистре гидротехнических сооружений. Кроме того, отделом по надзору за гидротехническими сооружениями Сибирского управления Ростехнадзора Администрации Колпашевского района выдано предписание по устранению нарушений в сфере безопасности гидротехнических сооружений в срок до 01.03.2019: представить в установленном законом порядке декларацию безопасности ограждающей дамбы в с. Озерное (р.Обь) или провести в установленном законом порядке государственную экспертизу декларации безопасности ограждающей дамбы в с. Озерное (р.Обь), или провести в установленном законом порядке государственную экспертизу проектной документации ограждающей дамбы в с. Озерное (р. Обь); получить разрешение на эксплуатацию гидротехнического сооружения «Ограждающая дамба в с. Озерное (р. Обь)». До настоящего времени указанные нарушения не устранены. Непринятие мер к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений может привести к существенному материальному ущербу и ставит под угрозу жизнь и здоровье жителей близлежащих территорий, а также состояние окружающей природной среды, в том числе водных объектов, на которых расположены сооружения, и соответственно, нарушению прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Представитель истца помощник Колпашевского городского прокурора Озорнов Н.А. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объёме.
Представитель ответчика Администрации Колпашевского района Томской области Гришаев Д.В. в судебном заседании исковые требования не признал. В отзыве на иск указал, что на Администрацию Колпашевского района не может быть возложена обязанность по составлению и утверждению декларации безопасности гидротехнического сооружения до истечения установленного законодательством 5-летнего срока, который истекает 03.10.2021. Вместе с тем Администрация Колпашевского района в настоящее время предпринимает необходимые меры к разработке декларации безопасности гидротехнического сооружения.
Представитель Сибирского управления Ростехнадзора, надлежащим образом извещенный, в судебное заседание не явился, сведений о причинах неявки не представил.
Обжалуемым решением суда исковые требования Колпашевского городского прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Колпашевского района Томской области о возложении обязанности принять меры по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения удовлетворены. На Администрацию Колпашевского района Томской области возложена обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения – ограждающей дамбы в с. Озерное Колпашевского района Томской области (р.Обь), а именно: разработать и утвердить в установленном законом порядке декларацию безопасности на ограждающую дамбу в с. Озерное (р. Обь); утвердить в установленном законом порядке экспертизу декларации безопасности на ограждающую дамбу в с. Озерное Колпашевского района Томской области (р.Обь); получить разрешение на эксплуатацию ограждающей дамбы в с. Озерное Колпашевского района Томской области (р. Обь).
В апелляционной жалобе представитель ответчика Администрации Колпашевского района Томской области Гришаева Д.В. просит решение отменить, считая решение суда необоснованным и незаконным.
Ссылаясь на ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 3 июля 2016 г. №255-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений», считает, что 5 летний срок для составления и представления на утверждение декларации безопасности гидротехнического сооружения истекает 3 октября 2021 года, в связи с чем на Администрацию Колпашевского района не может быть возложена обязанность по составлению и утверждению декларации безопасности гидротехнического сооружения до истечения установленного законодательством 5 летнего срока.
Также указывает, что в настоящее время Администрацией Колпашевского района предпринимаются необходимые меры к разработке декларации безопасности гидротехнического сооружения.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора г.Колпашево Озорнов Н.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика - без удовлетворения.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя ответчика Администрации Колпашевского района Томской области Гришаева Д.В., представителя Сибирское управление Ростехнадзора, не возражавших о рассмотрении дела в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Суд первой инстанции, установив, что в собственности муниципального образования «Колпашевский район» находится ограждающая дамба, расположенная в с. Озерное Колпашевского района, которая согласно Федеральному закону от 21.07.1997 № 117-ФЗ относится к гидротехническому сооружению III класса, на которую не разработана и не утверждена декларация безопасности, не утверждена в установленном порядке экспертиза декларации безопасности, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и находит их правильными по следующим основаниям.
Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, регулирует Федеральный закон от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (далее по тексту - Федеральный закон от 21.07.1997 N 117-ФЗ), устанавливающий обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.
Согласно абзацу 3 статьи 8 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании, в том числе, требований представления деклараций безопасности гидротехнических сооружений.
В соответствии с абзацами 1, 2, 3 статьи 10 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности.
Содержание декларации безопасности гидротехнического сооружения, порядок ее разработки и представления в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти устанавливает Правительство Российской Федерации с учетом специфики гидротехнического сооружения.
Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация составляют и представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларацию безопасности гидротехнического сооружения при эксплуатации гидротехнического сооружения I, II или III класса, а также при консервации и ликвидации гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса.
Частью 1 статьи 11 Закона N 117-ФЗ предусмотрено, что экспертиза проектной документации гидротехнических сооружений, содержащей декларацию безопасности гидротехнических сооружений, проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Правительство Российской Федерации постановлением от 06.11.1998 N 1303 утвердило Положение о декларировании безопасности гидротехнических сооружений (далее - Положение).
Согласно пункту 9 Положения декларация безопасности представляется декларантом в орган надзора не реже одного раза в 5 лет с даты ввода гидротехнических сооружений в эксплуатацию.
Согласно пункту 10 Положения декларация безопасности проектируемых гидротехнических сооружений разрабатывается в составе проектной документации на строительство (реконструкцию) гидротехнических сооружений, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, и представляется в орган надзора для внесения сведений о проектируемом гидротехническом сооружении в Российский регистр гидротехнических сооружений.
Целью государственной экспертизы декларации безопасности является установление полноты и достоверности сведений, указанных в декларации безопасности, в части: выявления степени опасности на гидротехнических сооружениях; достаточности предусмотренных мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений и соответствия этих мер обязательным требованиям (пункт 14 Положения).
Пунктом 25 Положения предусмотрено, что декларация безопасности, утвержденная органом надзора, а также декларация безопасности, разработанная в составе проектной документации, прошедшей государственную экспертизу в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, являются основанием для внесения гидротехнического сооружения в Российский регистр гидротехнических сооружений и выдачи этим органом надзора разрешения на эксплуатацию гидротехнического сооружения. Указанное разрешение выдается органом надзора на срок действия декларации безопасности.
По сведениям Сибирского управления Ростехнадзора срок действия декларации безопасности гидротехнического сооружения в с. Озерное Колпашевского района и разрешения на его эксплуатацию истек в январе 2019 года.
Согласно письму Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 23.01.2019 N 00-02-05/113 декларация безопасности гидротехнического сооружения в с. Озерное Колпашевского района подлежала представлению в январе 2019 года (п/п 1215).
Вместе с тем до настоящего времени такая декларация ответчиком не разработана, не представлена на экспертизу и утверждение.
При таких обстоятельствах суд пришел к верному выводу об удовлетворении заявленного прокурором иска.
Доводы апелляционной жалобы о возможности разработки декларации безопасности в срок до октября 2021 года нельзя признать обоснованными.
В силу части 3 статьи 3 Федерального закона от 03.07.2016 N 255-ФЗ утвержденные федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений до дня вступления в силу названного Федерального закона декларации безопасности гидротехнических сооружений сохраняют свое действие после дня вступления в силу указанного Федерального закона и предоставляют собственнику гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организации право осуществлять эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с законодательством Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений до окончания срока действия таких деклараций безопасности.
В соответствии с частью 4 статьи 3 Закона N 255-ФЗ при отсутствии декларации безопасности гидротехнического сооружения на день вступления в силу указанного Закона декларация безопасности гидротехнического сооружения составляется и представляется на утверждение в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в течение пяти лет со дня вступления в силу названного Федерального закона (3 октября 2016 года).
Таким образом, поскольку срок действия декларации безопасности гидротехнического сооружения истек в январе 2019 года и утвержденным в установленном порядке графиком представления декларации на гидротехническое сооружение ответчика установлен срок ее представления в январе 2019 года, часть 4 статьи 3 Закона N 255-ФЗ в данном споре применению не подлежит.
В связи с чем доводы апелляционной жалобы о возможности представления декларации в 2021 году основаны на неправильном толковании норм материального права.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь п.1 ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Колпашевского городского суда Томской области от 02 марта 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Администрации Колпашевского района Томской области Гришаева Дмитрия Викторовича – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: