НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Томского областного суда (Томская область) от 29.01.2016 № 33-260/2016

Судья: Родионова Н.В. Дело № 33-260/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 29 января 2016 года

Судебная коллегия погражданским делам Томского областного суда в составе:

председательствующего Брагиной Л.А.,

судей: Марисова А.М., Уваровой В.В.,

при секретаре Лауэр С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске дело по иску Администрации Угловского района Алтайского края к Самойленко И. А. о взыскании полученной социальной выплаты на приобретение жилья в сельской местности

по апелляционной жалобе ответчика Самойленко И. А. на решение Стрежевского городского суда Томской области от 26 октября 2015 года.

Заслушав доклад судьи Марисова А.М., судебная коллегия

установила:

Администрация Угловского района Алтайского края обратилась в суд с иском к Самойленко И.А. о взыскании полученной социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере /__/ руб.

В обоснование заявленных требований указано, что Самойленко И.А. в 2011 году являлась участником мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках федеральной целевой программы «/__/». Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 № 858 утверждена федеральная целевая программа «/__/», действовавшая на момент предоставления социальной выплаты Самойленко И.А. в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 28.04.2011 № 336. В указанную программу Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2009 № 83 внесены изменения, она дополнена правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов (правила), и типовыми положениями о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым специалистам. Законом Алтайского края от10.03.2004 № 5-ЗС (в ред. Закона от 09.04.2012 № 26-ЗС) «Об утверждении краевой целевой программы "/__/" утверждена долгосрочная целевая программа «/__/», во исполнение которой, а также федеральной целевой программы Постановлением Администрации Алтайского края от10.06.2009 № 246 «Об утверждении порядка предоставления средств краевого бюджета на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности /__/, в том числе молодым семьям и молодым специалистам» установлен порядок предоставления средств краевого бюджета на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности /__/, в том числе молодым семьям и молодым специалистам. В 2011 году между Администрацией Угловского района и Главным управлением сельского хозяйства Алтайского края заключен договор № 180, предметом которого является взаимодействие сторон по выполнению мероприятий Программы по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов на селе. Самойленко И.А. включена в список получателей социальной выплаты на 2011 год. Расчетная стоимость приобретаемого жилья определена в размере /__/ рублей, размер предоставляемой социальной выплаты за счет средств федерального бюджета - в размере /__/ рублей, за счет средств краевого бюджета - в размере /__/ рублей согласно приложению № 2 к указанному договору.

20.05.2011 ответчику выдано свидетельство № /__/ о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности. Размер предоставляемой социальной выплаты составил /__/ рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - в размере /__/ рублей, за счет средств местного бюджета - в размере /__/ рублей. Платежными поручениями от 09.08.2011 № 1485390, от 10.08.2011 № 1499913 ответчику перечислены денежные средства в сумме /__/ рублей, /__/ рублей. Истец обязанности по предоставлению социальной выплаты выполнил. 29.08.2011 Самойленко И.А. заключила договор купли-продажи жилого помещения, расположенного по адресу: /__/, общей площадью /__/ кв.м. Указанный договор и право собственности на жилой дом зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

16.05.2011 между муниципальным учреждением здравоохранения «Угловская центральная районная больница», Самойленко И.А. и Администрацией Угловского района Алтайского заключен трехсторонний договор № 16, по условиям которого ответчик обязалась выполнять обязанности /__/ в МУЗ «Угловская ЦРБ» в течение не менее 5 лет с даты выдачи свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности. В случае досрочного расторжения договора не по своей инициативе и по причинам, не связанным с нарушением трудового законодательства, участник программы обязан в срок не более 6 месяцев заключить трудовой договор с другим работодателем или обратиться в администрацию с просьбой о содействии в трудоустройстве в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы. При несоблюдении указанных условий участник программы обязан возвратить средства в размере предоставленной социальной выплаты на счет Администрации (п.2.1.3 договора №16 от 16.05.2001).

20.05.2015 в ходе проведения контрольных мероприятий Администрацией района выявлено, что трудовой договор между КГБУЗ «Угловская ЦРБ» и Самойленко И.А. прекращен 14.01.2013 по собственному желанию работника. В связи с чем ответчиком нарушено условие предоставления социальной выплаты – обязанность работать у работодателя по трудовому договору не менее 5 лет с даты выдачи свидетельства о предоставлении социальной выплаты.05.06.2015 истцом в адрес ответчика была направлена претензия о необходимости возврата социальной выплаты в 10-дневный срок с момента получения претензии. Указанная претензия получена ответчиком 10.06.2015, однако до настоящего времени денежные средства не возвращены.

Дело рассмотрено судом первой инстанции в отсутствие представителя истца, ответчика, представителя третьих лиц КГБУЗ «Угловская центральная районная больница» и Главного управления сельского хозяйства Алтайского края, извещенных о времени и месте судебного заседания.

В судебном заседании представитель ответчика Самойленко И.А. Агалиева Е.С. исковые требования не признала, не оспаривала факты, изложенные истцом в иске, пояснила, что в Угловской Центральной районной больнице Самойленко И.А. работала в период с 2006 года по 2013 год, то есть более семи лет. Более 5 лет состояла на очереди по программе «/__/». В 2011 году истцу была предоставлена субсидия на приобретение жилого помещения. Считает, что по условиям трехстороннего договора Самойленко И.А. должна была отработать в сельской местности 5 лет. В 2011 году стаж работы истца составлял 5 лет, в связи с чем условия договора выполнены в полном объеме. В связи с отсутствием работы у мужа, тяжелым материальным положением семья Самойленко И.А. вынуждена была переехать в /__/.

Решением Стрежевского городского суда Томской области от 26.10.2015 на основании ч.4 ст. 15, ст. 17, ст. 46 Конституции Российской Федерации, ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года, ч.1 ст.6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950, ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 31.01.2009 № 83, положений Закона Алтайского края от 10.03.2004 № 5-ЗС, постановления Администрации Алтайского края от 10.06.2009 № 246 «Об утверждении Порядка предоставления средств краевого бюджета на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности /__/, в том числе молодым семьям и молодым специалистам» исковые требования Администрации Угловского района Алтайского края к Самойленко И. А. о взыскании полученной социальной выплаты на приобретение жилья в сельской местности удовлетворены в полном объеме.

С ответчика Самойленко И. А. в пользу Администрации Угловского района Алтайского края взысканы денежные средства в размере /__/ (/__/) руб. /__/ коп., а также в доход бюджета Муниципального образования городской округ Стрежевой взыскана государственная пошлина в размере 6160 (шесть тысяч сто шестьдесят) рублей 00 коп.

В апелляционной жалобе ответчик Самойленко И.А. просит решение Стрежевского городского суда Томской области от 26 октября 2015 отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования Администрации Угловского района Алтайского края оставить без удовлетворения в полном объеме. В обоснование жалобы указывает, что она являлась участником целевой программы «/__/», по которой ей была предоставлена субсидия на приобретение жилья. На момент получения социальной выплаты она находилась в трудовых отношениях и работала в Угловской Центральной районной больнице, где проработала с 2006 года по 2013год, то есть более семи лет, в связи с чем полагает, что выполнила условия трехстороннего соглашения о том, что она должна была отработать в сельской местности пять лет, поскольку уже к 2011 году ее стаж работы в сельской местности составлял пять лет. Ссылаясь на п. 33 Типового Положения, согласно которому право члена молодой семьи (молодого специалиста) на социальную выплату сохраняется в случае досрочного расторжения трудового договора не по инициативе члена молодой семьи (молодого специалиста) и по причинам, не связанным с нарушением трудового законодательства, если член молодой семьи (молодой специалист) в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем в сельской местности или обратился в орган местного самоуправления с просьбой о содействии в трудоустройстве в другие организации агропромышленного комплекса или социальной сферы, считает, что материалами дела установлено отсутствие с ее стороны нарушений пп. «а» п. 31 Типового Положения, так как она проработала в Угловской Центральной районной больнице более пяти лет и в настоящее время продолжает работать в социальной сфере, в связи с чем оснований для взыскания с нее полученной социальной выплаты не имеется.

Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие участвующих в дел лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, судебная коллегия оснований для его отмены не находит. При этом суд апелляционной инстанции исходит из следующего.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 № 858 утверждена федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2012 года», действовавшая на момент предоставления социальной выплаты Самойленко И.А. в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 28.04.2011 № 336.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2009 № 83 программа дополнена Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, и Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семья и молодым специалистам.

Типовое положение устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там.

Также Законом Алтайского края от 10.03.2004 N 5-ЗС утверждена долгосрочная целевая программа "/__/", а постановлением Администрации Алтайского края от 10.06.2009 N 246 утвержден Порядок предоставления средств краевого бюджета на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности Алтайского края, в том числе молодым семьям и молодым специалистам.

Судом установлено, что Самойленко И.А. в 2011 году являлась участником мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках федеральной целевой программы «/__/».

В 2011 году между Администрацией Угловского района (Муниципальное образование) и Главным управлением сельского хозяйства Алтайского края (Орган исполнительной власти) заключен договор № 180, предметом которого является взаимодействие сторон по выполнению мероприятий Программы по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов на селе (п. 1.1).

Согласно приложению 2 к указанному договору Самойленко И.А. - /__/ ЦРБ включена в список получателей социальной выплаты на 2011 год. Расчетная стоимость приобретаемого жилья определена в размере /__/ рублей, размер предоставляемой социальной выплаты за счет средств федерального бюджета - /__/ рублей, за счет средств краевого бюджета - в размере /__/ рублей, размер собственного взноса - /__/ руб. (л.д. 7-12).

16.05.2011 между муниципальным учреждением здравоохранения «Угловская центральная районная больница» (работодатель), Самойленко И.А.(участник программы) и Администрацией Угловского района Алтайского края (Администрация) заключен трехсторонний договор № 16, по условиям которого участник программы обязуется выполнять обязанности /__/ в МУЗ «Угловская ЦРБ» в течение не менее 5 лет с даты выдачи свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности (п. 2.1.1). В случае досрочного расторжения договора не по своей инициативе и по причинам, не связанным с нарушением трудового законодательства, участник программы обязан в срок не более 6 месяцев заключить трудовой договор с другим работодателем или обратиться в администрацию с просьбой о содействии в трудоустройстве в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы (п. 2.1.2). При несоблюдении указанных условий участник программы обязан возвратить средства в размере предоставленной социальной выплаты на счет Администрации (п. 2.1.З.). В случае неисполнения участником программы своих обязанностей по настоящему договору Администрация обязана взыскать с участника программы в установленном законом порядке средства в размере предоставленной социальной выплаты (п. 2.3.2). Работодатель обязуется своевременно извещать Администрацию о намерении участника программы расторгнуть трудовой договор(п.2.2.2).

20.05.2011 Самойленко И.А. выдано свидетельство № /__/ о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности. Размер предоставляемой социальной выплаты составил /__/ рублей на приобретение индивидуального дома, в том числе: за счет средств федерального бюджета- в размере /__/ рублей, за счет средств краевого бюджета - в размере /__/ рублей.

Платежными поручениями от 09.08.2011 № 1485390, от 10.08.2011 № 1499913 Самойленко И.А. перечислены денежные средства в сумме /__/ рублей, /__/ рублей в качестве социальной выплаты на строительство, приобретение жилья (л.д. 14-15).

Также судом установлено, что полученная Самойленко И.А. социальная выплата использована на приобретение земельного участка категория земель: земли населенных пунктов - для ведения личного подсобного хозяйства, площадью /__/ кв.м, находящегося по адресу: /__/, кадастровый номер /__/, с расположенным на нем жилым домом, общей площадью /__/ кв.м, находящимся по адресу: /__/, кадастровый номер /__/;

По сведениям, предоставленным КГБУЗ «Угловская ЦРБ» 27.05.2015, Самойленко И.А. в трудовых отношениях с «Угловской ЦРБ» не состоит с 14.01.2013. Основанием для прекращения трудовых отношений является собственное желание работника.

03.06.2015 истцом в адрес ответчика направлена претензия с предложением возвратить денежные средства в сумме /__/ руб., полученные в качестве социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности согласно свидетельству №/__/ в течение 10 дней с момента получения.

Ответчиком Самойленко И.А. требование истца о возврате денежных средств не исполнено, что явилось основанием для обращения истца в суд.

Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, согласился с доводами истца, что не имеется правовых оснований для сохранения за ответчиком права на социальную выплату в рамках программы, поскольку ответчиком не выполнено условие о работе в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в течение не менее 5 лет с даты получения свидетельства о предоставлении социальной выплаты.

Судебная коллегия находит решение суда правильным по следующим основаниям.

В силу пункта 31 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семья и молодым специалистам, в случае предоставления молодой семье (молодому специалисту) социальной выплаты орган исполнительной власти (орган местного самоуправления - в случае перечисления субсидий в бюджет соответствующего муниципального образования), член молодой семьи (молодой специалист) и работодатель заключают трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты. Существенными условиями указанного договора являются:

а) обязательство члена молодой семьи (молодого специалиста) работать у работодателя по трудовому договору не менее 5 лет с даты выдачи свидетельства;

б) право органа исполнительной власти (органа местного самоуправления) истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае расторжения трудового договора до истечения установленного срока по инициативе молодого специалиста (члена молодой семьи - если другой член молодой семьи не работает в сельской местности) в соответствии со статьей 80 Трудового кодекса Российской Федерации или по инициативе работодателя по предусмотренным статьей 81 Трудового кодекса Российской Федерации основаниям, связанным с нарушением членом молодой семьи (молодым специалистом) положений трудового законодательства.

Согласно п. 33 Типового положения право члена молодой семьи (молодого специалиста) на социальную выплату сохраняется в случае досрочного расторжения трудового договора не по инициативе члена молодой семьи (молодого специалиста) и по причинам, не связанным с нарушением трудового законодательства, если член молодой семьи (молодой специалист) в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем в сельской местности или обратился в орган местного самоуправления с просьбой о содействии в трудоустройстве в другие организации агропромышленного комплекса или социальной сферы. При этом период трудовой деятельности у прежнего работодателя учитывается при исполнении членом молодой семьи (молодым специалистом) предусмотренного трехсторонним договором, указанным в пункте 31 настоящего типового положения, обязательства о работе в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в течение не менее 5 лет.

При несоблюдении указанных условий орган исполнительной власти (орган местного самоуправления) сохраняет право истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты, что должно быть отражено в указанном трехстороннем договоре.

Аналогичные положения предусмотрены Порядком предоставления средств краевого бюджета на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности /__/, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, утвержденным постановлением Администрации Алтайского края от 10.06.2009 № 246.

Таким образом, вывод суда первой инстанции о неисполнении ответчиком условий предоставления ей социальной выплаты судебная коллегия находит правильным, поскольку стаж работы ответчика в МУЗ «Угловская ЦРБ» с даты выдачи Самойленко И.А. сертификата о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности 20.05.2011 до расторжения трудового договора 14.01.2013 составил менее 5 лет.

Доводы апелляционной жалобы ответчика Самойленко И.А., связанные с наличием у нее стажа трудовой деятельности в сельской местности в течение 5 лет, а также с работой ответчика в настоящее время в организации социальной сферы в /__/, являются несостоятельными и не могут послужить в качестве оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда, поскольку наличие у ответчика стажа осуществления трудовой деятельности в сельской местности до выдачи свидетельства о предоставлении социальной выплаты не имеет в данном случае правового значения, так как в силу п. 2.1.1. договора от 16.05.211 в качестве исполнения обязательства ответчика по трехстороннему соглашению принимается стаж трудовой деятельности, отсчитываемый с даты выдачи свидетельства о предоставлении социальной выплаты.

То, что Самойленко И.А. в настоящее время работает в организации социальной сферы в /__/, не свидетельствует о выполнении ею п. 2.1.2. договора и не является основанием для сохранения за ответчиком социальной выплаты в соответствии с п. 33 Типового положения, поскольку /__/ не относится к сельской местности, и не находится на территории субъекта РФ, в котором Самойленко И.А. обязалась осуществлять трудовую деятельность, по условиям трехстороннего договора №16 от 16.05.2011.

Руководствуясь п.1 ст.328, ст.329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Стрежевского городского суда Томской области от 26 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Самойленко И. А. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи: