Томский областной суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Томский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Судья: Глумова Т.А. Дело № 33-3154/2012
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕот28 декабря 2012 года
Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Худиной М.И.,
судей Радикевич М.А., Емельяновой Ю.С.,
при секретаре Жернаковой Е.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Томске дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в ЗАТО Северск Томской области о признании незаконным решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в ЗАТО Северск Томской области об отказе в перерасчете размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения, возложении обязанности произвести перерасчет дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения с учетом страхового стажа работы в организации ядерного оружейного комплекса РФ с даты назначения дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения
по апелляционной жалобе ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в ЗАТО Северск Томской области на решение Северского городского суда Томской области от 24 августа 2012 года.
Заслушав доклад судьи Радикевич М.А., объяснения представителя ответчика ФИО2 (доверенность от 10.12.2012), поддержавшего жалобу, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в ЗАТО Северск Томской области (далее - ГУ УПФ РФ), в обоснование заявленных требований указав, что работала в организации ядерного оружейного комплекса – ОАО «Сибирский химический комбинат» 31 год 01 месяц. С 12.03.2012 ей выплачивается дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение (далее - ДМО). При назначении ДМО был учтен только стаж ее работы в видах деятельности, предусмотренных Перечнем, утвержденным Указом Президента РФ от 23.08.2000 № 1563 «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса РФ», 11 лет 05 месяцев, при этом не учтен общий страховой стаж работы в организации ядерного оружейного комплекса, что противоречит подп. «б» п. 3 Указа Президента РФ от 23.08.2000 №1563. Решением ГУ - УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области от 09.04.2012 № 929 в перерасчете ДМО ей отказано. Считая данное решение незаконным и полагая, что продолжительность страхового стажа работы в организациях ядерного оружейного комплекса влияет на размер ДМО, просила суд признать незаконным назначение ей ДМО, предусмотренного Указом Президента РФ от 23.08.2000 № 1563, без учета страхового стажа 31 год 01 месяц работы в организации ядерного оружейного комплекса РФ; признать незаконным решение ГУ – УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области 09.04.2012 № 929 об отказе в перерасчете размера ДМО с учетом страхового стажа 31 год 01 месяц работы в организации ядерного оружейного комплекса РФ; обязать ГУ - УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области назначить ей ДМО в соответствии с Указом Президента РФ от 23.08.2000 № 1563 с учетом страхового стажа 31 год 01 месяц работы в организации ядерного оружейного комплекса РФ и произвести перерасчет размера ДМО с учетом данного стажа со дня установления ДМО - с 12.03.2012; взыскать с ответчика в ее пользу в возврат госпошлины - 200 рублей.
Дело рассмотрено в отсутствие надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания истца ФИО1 и представителя ответчика ГУ - УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области ФИО3, которая представила письменные возражения относительно заявленных исковых требований.
Обжалуемым решением на основании ст.2, подп.1 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ, п. 2, подп. «б» п. 3 Указа Президента Российской Федерации от 23.08.2000 № 1563 «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации», п. 9, 10 Положения «Об установлении, выплате, перерасчете и индексации размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса РФ и военных представительствах Министерства обороны РФ, созданных в этих организациях при выходе их на трудовую пенсию», утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.09.2005 № 549, ст. 1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», ч.1 ст.98, 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ исковые требования ФИО1 удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе ГУ-УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области просит решение суда отменить, вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Ссылается на то, что ДМО устанавливается тем категориям граждан, которые непосредственно участвовали в видах деятельности, предусмотренных перечнем, в том числе, гражданам, которым трудовая пенсия по старости назначена в соответствии с подп.1 или 2 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» при осуществлении ими указанных в перечне видов деятельности в организациях ядерного оружейного комплекса.
Отмечает, что учет общего страхового стажа работы в организациях ядерного оружейного комплекса в справке предусмотрен для граждан, перечисленных в п.а п.2 Положения № 549.Истец же относится к категории граждан, перечисленных в п.б п.2 Положения №549. В судебном заседании установлено, что истцу назначена пенсия по старости в соответствии с п.1 ч.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и никаких наград и званий, перечисленных в п.а п.2 Положения № 549, у истца нет.
Суд не учел прямого указания закона на возможность увеличения суммарного размера пенсии и ДМО только при осуществлении предусмотренных перечнем видов деятельности в организациях ядерного оружейного комплекса. Суд неверно трактует смысл пункта 10 Положения №549, исключая данную фразу, которая играет ключевой смысл, при этом суд необоснованно ссылается на преамбулу Указа №1563.
Полагает, что удовлетворяя требования истца о расчете размера ДМО с учетом страхового стажа в организации ядерного оружейного комплекса, суд перечеркивает адресность социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса при осуществлении ими предусмотренных Перечнем видов деятельности.
Ссылаясь на п. 2 постановления Правительства РФ от 01.09.2005 № 549 «О мероприятиях по совершенствованию системы мер социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса», указывает, что суд необоснованно отклонил ходатайство о привлечении к участию в деле Министерства финансов РФ.
В возражениях на апелляционную жалобу истец ФИО1 просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании ст. 327 Гражданского процессуального кодекса РФ ( далее-ГПК РФ) судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие истца ФИО1, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Обсудив доводы жалобы и возражений, проверив материалы дела по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено, что ФИО1 работала на Сибирском химическом комбинате с 19.01.1981 по 11.03.2012 (л.д. 10-15). Ей назначена пенсия по старости с 28.03.1997 по ст. 12 «а» Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ», с 12.03.2012 назначено дополнительное материальное обеспечение, суммарный размер ДМО со страховой частью трудовой пенсии составляет 58 %, в размере /__/ руб. /__/ коп ( л.д.19). Страховой стаж работы в организациях, осуществляющих виды деятельности в организации ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, составил 31 год 01 месяц, стаж на работах в производстве делящихся материалов, радиоактивных веществ для ядерных зарядов, обращение с ними составил 11 лет 05 месяцев (л.д. 17).
Решением ГУ - УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области оп 09.04.2012 № 929 ФИО1 отказано в перерасчете размера дополнительного материального обеспечения с учетом страхового стажа работы в организациях ЯОК продолжительностью 31 год 01 месяц со ссылкой на то, что стаж продолжительностью 11 лет 05 месяцев на соответствующих работах, предусмотренных Перечнем, учтен при исчислении размера ДМО.
Удовлетворяя исковые требования ФИО1, суд исходил из того, что ДМО ей должно быть назначено с учетом страхового стажа работы в организации ЯОК - 31 год 01 месяц.
Данный вывод суда первой инстанции судебная коллегия находит неверным.
Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 года № 1563 «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации» установлен ряд мер социального характера для специалистов ядерного оружейного комплекса, а также утвержден Перечень видов деятельности, осуществляемой в организациях и воинских частях, входящих в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, участие в которых дает право на социальную поддержку (пункт 1 Указа).
Названным Указом и Положением об установлении, выплате, перерасчете и индексации размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения гражданам, осуществляющим трудовую деятельность в организациях, осуществляющих виды деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, и военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, при выходе их на трудовую пенсию, утвержденным постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2005 года № 549 (в ред. постановления Правительства РФ от 13 мая 2010 № 328) (далее – Положение), гражданам, которым трудовая пенсия по старости назначена в соответствии с подпунктом 1 или 2 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», при осуществлении ими указанных в Перечне видов деятельности в организациях ядерного оружейного комплекса при выходе на пенсию и при условии прекращения трудовой деятельности в организации ядерного оружейного комплекса установлено право на дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение (абзац 3 пункта 2 Указа, подпункт «Б» пункта 2 Положения).
Пунктом 9 Положения установлено, что минимальный суммарный размер дополнительного обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости (трудовой пенсией по инвалидности) составляет 55 процентов среднемесячного заработка гражданина за полные 12 месяцев непрерывной работы в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах.
В соответствии с пунктом 10 Положения суммарный размер дополнительного обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости (трудовой пенсией по инвалидности) увеличивается:
на 1 процент среднемесячного заработка за каждый полный год страхового стажа сверх 15 лет страхового стажа при работе в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах - для граждан, указанных в подпункте «а» пункта 2 настоящего Положения;
на 1 процент среднемесячного заработка за каждый полный год страхового стажа сверх страхового стажа на соответствующих работах, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с абзацем первым подпункта 1 или абзацем первым подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», - для граждан, указанных в подпункте «б» пункта 2 настоящего Положения.
Кроме того, суммарный размер дополнительного обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости (трудовой пенсией по инвалидности) увеличивается на 1 процент среднемесячного заработка гражданина при осуществлении им предусмотренных перечнем видов деятельности в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) военных представительствах за каждый полный год страхового стажа:
сверх 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин при назначении трудовой пенсии на общих основаниях;
сверх страхового стажа, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии в соответствии с подпунктами 1 или 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Как установлено в подп. 1 пункта 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.
Подпунктом «а» п. 2 Положения предусмотрены граждане, награжденные орденами Российской Федерации и (или) СССР, удостоенные звания лауреата Ленинской премии, лауреата государственных премий СССР, лауреата государственных премий Российской Федерации (РСФСР), лауреата премии Президента Российской Федерации, лауреата премии Совета Министров СССР и (или) РСФСР, лауреата премии Правительства Российской Федерации в период осуществления ими предусмотренных перечнем видов деятельности, имеющие страховой стаж работы в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах не менее 15 лет.
Доказательств того, что истец относится к данной категории граждан, материалы дела не содержат, следовательно, абз. 2 п. 10 Положения к нему не применим.
Подпунктом «б» п. 2 Положения предусмотрены граждане, которым трудовая пенсия по старости назначена в соответствии с подпунктами 1 или 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при осуществлении ими предусмотренных перечнем видов деятельности в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах, а также граждане, за которыми сохраняется право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на указанных условиях.
В абзаце 2 подпункта «б» пункта 2 Положения закреплено, что в стаж, дающий право на установление указанным гражданам дополнительного обеспечения, засчитываются только периоды осуществления ими видов деятельности, предусмотренных перечнем.
Таким образом, в соответствии с Указом и Положением, регулирующими спорные правоотношения, основным критерием при определении права на дополнительное обеспечение является требование о предоставлении социальной поддержки только гражданам, непосредственно участвовавшим в видах деятельности, предусмотренных Указом.
В число указанных производств, работ и профессий включаются только те, которые непосредственно относятся к основному технологическому процессу при выполнении видов деятельности, а также деятельность по непосредственной организации основного производственного процесса, контролю за ним и обеспечению безопасности при его проведении.
Как следует из материалов дела, истец относится к категории граждан, указанных в абзаце 3 пункта 2 Указа и подпункте «б» пункта 2 Положения. Стаж продолжительностью 11 лет 05 месяцев на соответствующих работах, предусмотренных Перечнем, учтен при исчислении размера дополнительного обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии ФИО1 При этом суммарный размер ежемесячного дополнительного обеспечения составил 58%.
Учет общего страхового стажа работы в организациях ядерного оружейного комплекса при назначении дополнительного обеспечения предусмотрен только тем гражданам, которые перечислены в абзаце 2 пункта 2 Указа, подпункте «а» пункта 2 Положения.
Учитывая изложенное, состоявшееся решение суда первой инстанции нельзя признать соответствующим закону, а потому оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе ФИО1 в удовлетворении заявленного иска.
Руководствуясь п. 2 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Северского городского суда Томской области от 24 августа 2012 года отменить, принять новое решение, которым исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в ЗАТО Северск Томской области о признании незаконным назначения дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения, предусмотренного Указом Президента РФ от 23.08.2000 № 1563, без учета страхового стажа работы в организации ядерного оружейного комплекса РФ; признании незаконным решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в ЗАТО Северск Томской области № 929 от 09.04.2012 об отказе в перерасчете размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения; о возложении обязанности по назначению дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения в соответствии с Указом Президента РФ от 23.08.2000 № 1563 с учетом страхового стажа работы в организации ядерного оружейного комплекса РФ и перерасчету размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения с учетом страхового стажа работы в организации ядерного оружейного комплекса РФ со дня установления дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: