НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Томского областного суда (Томская область) от 28.06.2022 № 33-1905/2022

Судья Усманова Е.А. Дело № 33-1905/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 28 июня 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:

председательствующего Фоминой Е.А.,

судей Вотиной В.И., Нечепуренко Д.В.,

при секретаре Вавилиной В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске апелляционную жалобу истца Новоковского Виктора Митрофановича на решение Кировского районного суда г.Томска от 18 марта 2022 года

по гражданскому делу № 2-782/2022 по иску Новоковского Виктора Митрофановича к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области о признании незаконным и отмене решения, возложении обязанности произвести перерасчет и включить периоды в страховой стаж в льготном исчислении, признании законным решения о назначении страховой пенсии, признании за ним права на назначение страховой пенсии, возложении обязанности назначить пенсию,

заслушав доклад судьи Вотиной В.И.,

установила:

Новоковский В.М. обратился в суд с иском к ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области, в котором просит признать незаконным решение ГУ-Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области №1434 от 25.11.2021 в части учета периода работы с 20.02.1986 по 12.11.1990 в Управлении механизации треста «Томскгазстрой» г. Стрежевого Томской области в календарном исчислении; обязать ответчика произвести перерасчет стажа работы в указанный период из расчета один календарный год работы за один год и шесть месяцев в календарном исчислении; признать законным решение о назначении страховой пенсии от 09.08.2021 с 14.08.2021, обязать ответчика назначить ему пенсию со дня подачи заявления – с 14.08.2021.

В обоснование требований указал, что в августе 2021 года обратился с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании ст. 33 Федерального закона от 18.12.2013 №400-ФЗ. На момент назначения страховой пенсии являлся получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-1. При определении размера пенсии за выслугу лет были учтены периоды службы, работы и (или) иной деятельности с 29.10.1983 по 26.11.1985, с 14.11.1990 по 31.03.2003. При назначении с 14.08.2021 страховой пенсии страховой стаж составлял 25 лет 10 месяцев 2 дня по состоянию на 01.06.2019. При подсчете страхового стажа ответчиком был учтен период работы в Управлении механизации треста «Томскгазстрой» с 20.02.1986 по 12.11.1990 в льготном исчислении (1 год за 1год и 6 месяцев) общей продолжительностью 7 лет 1 месяц 5 дней. Решением №1434 от 25.11.2021 при рассмотрении документов пенсионного дела решение о назначении пенсии от 09.08.2021 ответчик посчитал принятым без достаточных оснований, засчитал период с 20.02.1986 по 12.11.1990 в календарном исчислении, выплата страховой пенсии по старости в связи с отсутствием права была прекращена. Данное решение является незаконным, поскольку спорный период работы проходил в г.Стрежевом Томской области – местности, приравненной к районам Крайнего Севера, при этом в соответствии с действовавшим в спорный период времени законодательством стаж работы должен быть засчитан в льготном исчислении.

В судебном заседании истец Новоковский В.М., его представитель Валиева Э.М. уточнили исковые требования, просили признать незаконным и отменить решение ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области №1434 от 25.11.2021 в части учета периода работы с 20.02.1986 по 12.11.1990 в Управлении механизации треста «Томскгазстрой» г. Стрежевого Томской области в льготном исчислении, обязать ответчика произвести перерасчет и включить в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего севера период с 20.02.1986 по 12.11.1990 в Управлении механизации треста «Томскгазстрой» г. Стрежевого Томской области в льготном исчислении как один календарный год работы за один год и 6 месяцев, остальные требования поддержали в изложенной редакции по указанным в исковом заявлении основаниям. Представитель истца указала, что ранее действовавшее пенсионное законодательство допускало исчисление общего стажа в льготном порядке при условии выполнения работ в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях. В данном случае юридическое значение имеет выполнение работ в определенных районах и местностях в период действия законодательства, допускавшего исчисление общего стажа в льготном порядке. При совокупном толковании действовавших в тот период правовых норм следует однозначный вывод о применении льготного исчисления стажа независимо от наличия либо отсутствия срочного трудового договора. Отметила, что истец приехал в г. Стрежевой из другой местности для трудоустройства, отсутствие у него срочного трудового договора не должно нарушать его права на пенсионное обеспечение.

Представитель ответчика Бурикова К.А. не признала исковые требования, поддержала доводы письменного отзыва, согласно которому в спорный период работы истца действовало Постановление Совмина СССР от 03.08.1972 №590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий». Согласно абз. 2 п.110 указанного положения работа в районах Крайнего Севера и в местностях, к ним приравненных с 01.03.1960 засчитывается в стаж в полуторном размере при условии, если работник имел право на льготы, установленные статьей 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера». В силу п. «д» ст. 5 Указа работникам, переводимым, направляемым или приглашаемым на работу в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, из других местностей страны, при условии заключения ими трудовых договоров о работе в этих районах на срок 5 лет, а на островах Северного Ледовитого океана – два года, предоставлены дополнительно следующие льготы: засчитывать один год работы в районах Крайнего Севера за один год и шесть месяцев работы при исчислении стажа, дающего право на получение пенсии по старости и инвалидности. Порядок предоставления льгот лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, был также установлен Инструкцией, утвержденной Постановлением Госкомтруда и президиума ВЦСПС от 16.12.1967 №530/П-28, введенной в действие с 01.01.1968. В соответствии с абз. 2 п. 2 Инструкции льготы, предусмотренные ст. 5 Указа от 10.02.1960 и ст. 3 Указа от 265.09.1967 предоставляются дополнительно работникам, прибывшим на работу в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, из других местностей страны (включая лиц, прибывших по своей инициативе), при условии заключения ими трудового договора о работе в этих районах и местностях на срок три года, а на островах Северного Ледовитого океана – два года. 26.07.2021 Новоковский В.М. обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости без учета фиксированной выплаты в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона №400-ФЗ. Решением от 09.08.2021 ему была назначена страховая пенсия по старости с 14.08.2021. Впоследствии в ходе ревизионной проверки при анализе документов пенсионного дела было установлено, что при назначении досрочной пенсии в страховой стаж был включен спорный период работы, к которому был необоснованно применен льготный порядок исчисления, так как данные трудовой книжки, архивного фонда в отношении спорного периода не содержат сведений о том, что истец прибыл самостоятельно либо был переведен из другой местности на работу в приравненную к районам Крайнего Севера на условиях срочного трудового договора, в связи с этим спорный период работы должен быть учтен в календарном исчислении, т.е. 4 года 8 месяцев 23 дня, следовательно, продолжительность страхового стажа стала составлять 23 года 5 месяцев 1 день при требуемой 25 лет. 22.11.2021 отделением вынесено решение о прекращении выплаты пенсии с 01.12.2021 в связи с отсутствием необходимой продолжительности страхового стажа. Указанное решение полагала законным и соответствующим требованиям законодательства.

Обжалуемым решением исковые требования оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе истец Новоковский В.М. просит решение Кировского районного суда г. Томска от 18.03.2022 отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования.

В обоснование доводов жалобы указывает, что в судебном заседании бесспорно было установлено, что при назначении ему страховой пенсии, он являлся и является получателем пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1. При определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 были учтены периоды службы, работы и (или) иной деятельности с 29.10.1983 по 26.11.1985, с 14.11.1990 по 31.03.2003.

Считает, что ответчиком при назначении страховой пенсии (без учёта фиксированной выплаты к страховой пенсии) с 14.08.2021, по первоначальному решению ГУ-Отделение Пенсионного Фонда РФ по Томской области от 09.08.2021 № 164593/21, обоснованно был включен период работы в Управлении механизации треста «Томскгазстрой» с 20.02.1986 по 12.11.1990 в качестве слесаря, а затем тракториста в льготном (полуторном исчислении) общей продолжительностью - 7 лет 1 месяц 5 дней, в связи с чем его страховой стаж составлял - 25 лет 10 месяцев и 2 дня на дату его обращения - 26 июля 2021 г. в ГУ-УПФР в г. Стрежевой (межрайонное) Томской области.

Полагает, что ответчик в своём повторном решении ГУ-ОПФР по Томской области № 1434 от 25.11.2021 неправомерно посчитал ранее принятое им решение о назначении ему страховой пенсии (без учета фиксированной выплаты к страховой пенсии) с 14.08.2021 необоснованным, посчитав, что период его работы с 20.02.1986 по 12.11.1990 надлежит зачислять в страховой стаж в календарном исчислении.

Указывает, что ранее действующее пенсионное законодательство не предусматривает льготного исчисления страхового стажа. В силу ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О страховых пенсиях» исчисление страхового стажа производится в календарном порядке. Вместе с тем, согласно ч. 8 ст. 13 данного закона, при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

Отмечает, что в указанные спорные периоды работы действовало Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. № 590, абз. 2 п. 110 которого было предусмотрено, что работа в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, с 1 марта 1960 г. засчитывается в стаж в полуторном размере при условии, если работник имел право на льготы, установленные ст. 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера».

Полагает, что выводы суда о неприменении в данном споре положений п. 2, 43 Инструкции «О порядке предоставления льгот лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденной постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 16 декабря 1967 г. № 530/П-28 (далее - Инструкция) основаны на неверном толковании норм права.

Указывает, что льготы при назначении пенсии указанные в под. «а» ст. 43 Инструкции, распространяют свое действие не только на лиц указанных в статье 5 Указа от 10 февраля 1960 года, т.е. на работников прибывших на работу в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, из других местностей страны (включая лиц, прибывших по собственной инициативе), при условии заключения ими срочных трудовых договоров, но и на работников всех предприятий, учреждений и организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, предусмотренных статьями 1, 2, 3, 4 Указа от 10 февраля 1960 г., с учетом изменений и дополнений, внесенных Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 г., независимо от заключения с ними письменного срочного трудового договора (иными словами льготное (полуторное) исчисление пенсии распространяется не только на лиц указанных в статье 5, но и на иных лиц указанных в статьях 1, 2, 3 и 4, Указа от 10 февраля 1960 г.).

Законодательство, действовавшее в спорный период работы истца, предусматривало зачет периодов работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, всем рабочим и служащим предприятий, учреждений и организаций, находящихся в таких районах, в стаж, необходимый для назначения пенсии по старости, в полуторном исчислении.

В подтверждение своей позиции ссылается на Определение Архангельского областного суда от 11.11.2021 по делу №33-6702/2021, Определение Архангельского областного суда от 27.01.2022 по делу №33-540/2022.

Федеральное законодательство с 1 января 1992 г. (дата введения в действие Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации») также подтвердило право лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях на льготное исчисление трудового стажа и исключило какие-либо различия в оценке трудового стажа, приобретенного в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в зависимости от условий выполнения соответствующей работы (в частности, от заключения срочного трудового договора).

Считает, что исчисление спорного периода его работы в календарном исчислении фактически ставят в заведомо неравное положение его и лиц, которые приобрели право на пенсию в период действия Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (введенного в действие с 01.01.1992 г.) и на основании приведенных выше норм этого закона их трудовой стаж исчислялся в льготном порядке, в том числе за периоды, имевшие место до его вступления в силу, поскольку иное бы толкование этих норм носило бы дискриминационный (несправедливый) характер, а именно лишающий местных жителей и лиц прибывших самостоятельно для осуществления своей трудовой деятельности в местности, приравненные к районам Крайнего Севера и заключивших трудовые договора на постоянной основе, права на льготное исчисление трудового стажа, в отличие от лиц, прибывших на работу из других местностей и заключивших срочный трудовой договор с работодателем.

Руководствуясь ч. 3 ст. 167, ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие сторон, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела по правилам ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не нашла оснований для отмены или изменения судебного акта.

Из материалов дела следует, что Новоковский В.М. является получателем пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». При определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом учтены периоды службы, работы и (или) иной деятельности истца с 29.10.1983 по 26.11.1985, с 14.11.1990 по 31.03.2003.

26.07.2021 Новоковский В.М. обратился в УПФР в г. Стрежевой Томской области (межрайонное) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.

Решением от 09.08.2021 Новоковскому В.М. с 14.08.2021 назначена страховая пенсия по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона №400-ФЗ.

Из решения об обнаружении ошибки от 25.11.2021 следует, что в ходе ревизионной проверки при анализе документов пенсионного дела Новоковского В.М. было установлено, что при назначении досрочной пенсии в страховой стаж был включен период работы с 20.02.1986 по 12.11.1990, к которому необоснованно применен льготный порядок исчисления стажа за работу в местности, приравненной к района Крайнего Севера (1 год за 1 год 6 месяцев), вследствие чего неправомерно возникло право на назначение досрочной страховой пенсии.

Решением ГУ-Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области №1434 от 25.11.2021 постановлено засчитать в страховой стаж в календарном порядке период работы с 20.02.1986 по 12.11.1990, решение о назначении пенсии от 09.08.2021 №164593/21 считать принятым без достаточных оснований, прекратить выплату страховой пенсии по старости (без учета фиксированной выплаты к страховой пенсии) в связи с отсутствием права.

Из указанного решения следует, что в страховой стаж включены периоды работы с 01.09.1980 по 06.07.1983, с 20.02.1986 по 12.11.1990, с 08.05.2003 по 23.09.2007, с 24.11.2007 по 01.06.2019 общей продолжительностью 23 года 5 месяцев 21 день.

Согласно трудовой книжке АТ-III №5040952 от 20.02.1986 Новоковский В.М. с 20.02.1986 принят в Управление механизации треста «Томскгазстрой» г. Стрежевой слесарем 4 разряда, 10.03.1987 переведен трактористом 4 разряда, 12.11.1990 уволен в порядке перевода в Стрежевское ГОВД.

Принадлежность Новоковскому В.М. трудовой книжки подтверждается решением Стрежевского городского суда Томской области от 20.11.2020.

Согласно архивной справке №3 от 28.12.2021 в документах архивного фонда муниципального архива по Управлению механизации треста «Томскгазстрой» в личной карточке Т-2, приказах по личному составу имеются сведения о Новоковском В.М.: приказ от 21.02.1986 №19-к п. 4: Новоковского В.М. с 20.02.1986 принять временно слесарем 4 разряда, сроком на 2 месяца; приказ от 19.03.1986 №28/к п.2 в дополнение к приказу №19 от 21.02.1986: Новоковского В.М. слесаря считать принятым постоянно; приказ от 12.03.1987 №32-к п.4: на период ремонта сельскохозяйственной техники и в связи с предстоящей компанией по заготовке кормов слесаря РММ Новоковского В.М. перевести трактористом-машинистом 4 разряда на трактор ДТ-75 с 10.03.1987; приказ от 13.11.1990 №185-к: Новоковского В.М. тракториста с 12.11.1990 уволить по ст. 29 п.5 КЗот РСФСР переводом в Стрежевское ГОВД. Вышеуказанное предприятие располагалось в городе Стрежевой Томской области, местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Районный коэффициент – 1,7.

Согласно справке № 10767 от 23.12.2021 Новоковский В.М. зарегистрирован по месту жительства по адресу: /__/ с 05.11.2013 по настоящее время. Ранее был зарегистрирован по месту жительства по адресу: /__/ с 04.03.1986 по 01.04.2003; /__/ с 03.04.2003 по 28.12.2010; /__/ с 28.12.2010 по 05.11.2013.

Отказывая в удовлетворении исковых требований о зачете периода работы с 20.02.1986 по 12.11.1990 в общий страховой стаж в льготном исчислении, суд указал на то, что истец прибыл из /__/ для трудоустройства, срочного трудового договора с ним не заключалось, был принят на постоянной основе.

Судебная коллегия соглашается с указным выводом суда, исходя из следующего.

Частью 6 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» определено, что военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О страховых пенсиях".

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28.12.2013 №400-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2015.

Согласно ч. 1 ст. 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет ((с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ).

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

В силу ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом. При этом учтенными считаются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе периоды, не влияющие на размер пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности, в соответствии с указанным Законом.

При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица (ч. 8 ст. 13 данного Федерального закона).

Согласно пункту 5 статьи 251 Кодекса законов о труде Российской Федерации, утвержденного Верховным Советом РСФСР 9 декабря 1971 г. и действовавшего в спорный период, работникам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - не менее 20 календарных лет, пенсии по старости назначаются мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет. Работникам, заключившим срочные трудовые договоры (контракты) о работе на Крайнем Севере и в приравненных к ним местностях на срок три года, а на островах Северного Ледовитого океана - два года, предоставляются, кроме того, дополнительные льготы. Круг работников, с которыми заключаются срочные трудовые договоры (контракты) с предоставлением дополнительных льгот, и виды этих льгот устанавливаются законодательством.

Согласно пункту 110 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. № 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий", работа в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, с 1 марта 1960 г. засчитывается в стаж в полуторном размере при условии, если работник имел право на льготы, установленные статьей 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера".

В соответствии с подпунктом "д" статьи 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. работникам, переводимым, направляемым или приглашаемым на работу в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, из других местностей страны, при условии заключения ими трудовых договоров о работе в этих районах на срок пять лет, а на островах Северного Ледовитого океана - два года, предоставлены дополнительно льготы, в том числе: один год работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, засчитывается за один год и шесть месяцев работы при исчислении стажа, дающего право на получение пенсии по старости и по инвалидности.

Льготы, предусмотренные настоящей статьей, предоставляются также лицам, прибывшим в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, по собственной инициативе и заключившим срочный трудовой договор о работе в этих районах.

Порядок предоставления льгот лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, был установлен также Инструкцией, утвержденной Постановлением Госкомтруда и Президиума ВЦСПС от 16 декабря 1967 г. № 530/П-28, которой было предусмотрено, что льготы по исчислению общего стажа предоставлялись работникам переводимым, направляемым или приглашаемым на работу в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, из других местностей страны (включая лиц, прибывших по собственной инициативе), при условии заключения ими трудового договора о работе в этих районах и местностях на срок три года, а на островах Северного Ледовитого океана - два года.

Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" в соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4521-1 введен в действие с 1 июня 1993 г. и не распространяется на правоотношения, действовавшие до его принятия.

В соответствии с пунктами 7, 8 Инструкции о порядке предоставления льгот лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях трудовые договоры на определенный срок (три или два года) заключаются министерствами, ведомствами, центральными учреждениями, а также предприятиями, учреждениями и организациями, расположенными в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Трудовые договоры могут заключаться со всеми рабочими и служащими, прибывшими на работу в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, из других районов страны. Трудовые договоры заключаются в письменной форме в двух экземплярах, причем один экземпляр выдается работнику. В договорах, в частности, указывается: дата и место заключения договора; наименование сторон; срок действия договора; должность или работа, для выполнения которой приглашается работник; должностной оклад или тарифная ставка; льготы, предоставляемые работнику, а также место постоянного жительства.

Таким образом, для применения льготного порядка исчисления периодов работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях необходимо, чтобы работник прибыл самостоятельно, либо был переведен из другой местности на работу в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности на условиях срочного трудового договора. Только заключение срочного трудового договора с работниками прибывшими в районы Крайнего Севера либо приравненные к ним местности, давало основание для льготного исчисления периода работы по таким договорам при определении права на пенсионное обеспечение.

Принимая во внимание, что истец постоянно проживал в /__/, в спорные периоды для выполнения работы из другого региона не приглашался, срочные трудовые договоры с ним не заключались, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии оснований для льготного исчисления спорного периода работы истца в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

Статьей 94 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", действовавшего с 1 января 1992 г. до 31 декабря 2001 г., предусматривалось льготное исчисление трудового стажа, и в частности, периодов работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

Указанием Министерства социального обеспечения РСФСР от 16 июля 1991 г. №1-76-У "О порядке применения некоторых статей Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" (пункт 5) разъяснялось, что при назначении пенсии в соответствии со статьей 14 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР" специальный стаж (15 и 20 лет) исчисляется календарно, а общий стаж может быть исчислен в льготном размере; трудовая деятельность, указанная в статье 12 названного Закона, к работе на Крайнем Севере приравнивается календарно.

В последующем, Министерством труда и социального развития Российской Федерации 17 октября 2003 г. утверждены Разъяснения (№ 70) "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В соответствии с пунктом 1 указанного Разъяснения при исчислении продолжительности страхового стажа или стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую, в указанный стаж включаются все периоды работы, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы, с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа). Изложенный порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин (независимо от возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, дававший право на пенсию по старости за выслугу лет.

В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного правового акта гражданин не выработал необходимой продолжительности общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости или за выслугу лет, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой.

Учитывая, что на день отмены Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (1 января 2002 г.) истец не выработал полностью необходимый специальный стаж по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", то исчисление выработанного им льготного стажа должно производиться в соответствии с законодательством, действующим на день установления страховой пенсии по старости.

В настоящее время назначение и выплата пенсий осуществляется на основании Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в котором подобных положений о льготном исчислении периодов работы в районах Крайнего Севера по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не содержится, в связи с чем спорные периоды работы подлежат исчислению в календарном порядке.

Ссылка апеллянта на положения п. 2, 43 Инструкции «О порядке предоставления льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» от 16.12.1967 № 530/П-28, в которых, по его мнению, содержатся указания на то, что общий трудовой стаж исчисляется в полуторном размере для назначения пенсии в районах Севера, в том числе и для местных жителей и других лиц, принятых на работу на месте, является не состоятельной. Данные выводы апеллянта основаны на неверном толковании норм права.

Из содержания указанных правовых актов следует, что независимо от наличия срочных трудовых договоров, работникам всех предприятий, учреждений и организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, предоставляются гарантии и компенсации, установленные ст. 1, 2, 3, 4 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960, с учетом изменений и дополнений, внесенных Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967 (выплата надбавки к месячному окладу, предоставление дополнительных отпусков, полное или частичное соединение отпусков, доплата разницы между размером пособия по социальному страхованию и фактическим заработком). Льготы по исчислению общего стажа, установленные подпунктом "д" статьи 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г., предоставлялись работникам переводимым, направляемым или приглашаемым на работу в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, из других местностей страны (включая лиц, прибывших по собственной инициативе), при условии заключения ими срочного трудового договора о работе в этих районах и местностях.

Ссылка в жалобе на иную судебную практику несостоятельна, поскольку судебные постановления по другим делам, не относящимся к данному делу, с иным составом лиц не имеют преюдициального значения для разрешения настоящего спора (ст. 61 ГПК РФ). А в силу ч. 1 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Суд разрешает гражданские дела, исходя из обычаев делового оборота в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами. Судебное решение к их числу не относится.

Поскольку оснований для льготного исчисления спорного периода работы истца в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, на дату принятия решения о назначении пенсии Новоковскому В.М. не имелось, суд обоснованно отказал в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене решения №1434 от 25.11.2021 в части учета периода работы с 20.02.1986 по 12.11.1990 в Управлении механизации треста «Томскгазстрой» г. Стрежевого Томской области из расчета в календарном исчислении, о возложении обязанности произвести перерасчет, включить период работы в страховой стаж в льготном исчислении, признании законным решения о назначении пенсии от 09.08.2021, признании права на назначение страховой пенсии, возложении обязанности назначить пенсию с 14.08.2021.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на исследовании доказательств, их оценке в соответствии с правилами, установленными в ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.

Изложенные в апелляционной жалобе доводы истца фактически выражают его несогласие с выводами суда, однако по существу их не опровергают, оснований к отмене решения не содержат, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.

Таким образом, при разрешении спора судом первой инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, представленным по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы суда в полной мере соответствуют обстоятельствам дела, а апелляционная жалоба не содержит правовых оснований, предусмотренных процессуальным законом к отмене постановленного судом решения.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Кировского районного суда г. Томска от 18 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Новоковского Виктора Митрофановича – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.