НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Томского областного суда (Томская область) от 26.08.2022 № 33А-2423/2022

Судья Шукшина Л.А. № 33а-2423/2022

УИД 70RS0004-01-2022-000453-75

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 26 августа 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Томского областного суда в составе

председательствующего Простомолотова О.В.,

судей Бондаревой Н.А.,Кулинченко Ю.В.,

при секретарях Семочкиной В.В., Куреленок В.Г., Вавилиной В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело № 2а-917/2022 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Томской области к Куцу Евгению Ивановичу о взыскании задолженности по земельному налогу, пени по земельному налогу, транспортному налогу, пени по транспортному налогу, налогу на имуществу физических лиц, пени по налогу на имущество физических лиц, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, налогу на доходы физического лица, пени по налогу на доходы физического лица

по апелляционной жалобе Куца Евгения Ивановича на решение Советского районного суда г. Томска от 28 марта 2022 года,

заслушав доклад судьи Бондаревой Н.А.,

установила:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 7 по Томской области (сокращенное наименование – Межрайонная ИФНС России № 7 по Томской области) обратилась в Советский районный суд г. Томска с административным иском к Куцу Е.И. о взыскании в пользу соответствующего бюджета задолженности в размере 60635,98 руб., в том числе:

земельный налог за 2019 год в размере 1715 руб., пени по земельному налогу за период со 2 декабря 2020 г. по 16 декабря 2020 г. в размере 3,64 руб.,

транспортный налог за 2019 год в размере 2027,02 руб., пени по транспортному налогу за период со 2 декабря 2020 г. по 16 декабря 2020 г. в размере 4,46 руб.,

налог на имущество физических лиц за 2018, 2019 годы в размере 9207 руб., пени по налогу на имущество физических лиц за период со 2 декабря 2020 г. по 16 декабря 2020 г. в размере 19,57 руб.,

страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2019 год в размере 29354 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период с 1 января 2020 г. по 28 сентября 2020 г. в размере 1418,29 руб.,

страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2019 год в размере 6884 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за период с 1 января 2020 г. по 28 сентября 2020 г. в размере 322,61 руб.,

налог на доходы физических лиц (авансовые платежи) в размере 8469,99 руб. за 2017 год, пени по налогу на доходы физических лиц в размере 1200,40 руб. за период с 30 января 2019 г. по 15 ноября 2020 г.

В обоснование заявленных требований указано, что Куц Е.И. является собственником объектов налогообложения:

- земельного участка по адресу: /__/; кадастровый номер /__/,

- земельного участка по адресу: /__/, кадастровый номер /__/,

- земельного участка по адресу: /__/, кадастровый номер /__/,

- земельного участка по адресу: /__/, кадастровый номер /__/,

- жилого дома по адресу: /__/, кадастровый номер /__/,

- квартиры по адресу: /__/, кадастровый номер /__/,

- комнаты по адресу: /__/, кадастровый номер /__/,

- иного строения, помещения и сооружения по адресу: /__/, кадастровый номер /__/,

- жилого дома по адресу: /__/, кадастровый номер /__/,

- иного строения, помещения и сооружения по адресу: /__/, кадастровый номер /__/,

- иного строения, помещения и сооружения по адресу: /__/, кадастровый номер /__/,

- автомобиля легкового NISSAN XTRAIL, государственный регистрационный знак /__/.

Соответственно, Куц Е.И. является плательщиком земельного налога, налога на имущество физических лиц, транспортного налога.

Также Куц Е.А. 14 сентября 2004 г. был поставлен на учет в налоговых органах в качестве адвоката, в связи с чем являлся плательщиком страховых взносов на обязательное медицинское страхование и обязательное пенсионное страхование, а также налога на доходы физических лиц в виде авансовых платежей.

Куцу Е.А. налоговым органом исчислены суммы налогов и направлено налоговое уведомление от 1 сентября 2020 г. № 300477 с извещением на уплату транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц. В связи с неуплатой налоговых платежей, в адрес Куца Е.И. направлены требования от 29 сентября 2020 г. № 83376, от 16 ноября 2020 г. № 92313, от 17 декабря 2020 г. № 107440 об уплате налогов, страховых взносов и пеней по ним, которые налогоплательщиком исполнены не были. 8 апреля 2021 г. вынесен судебный приказ о взыскании налоговой задолженности с Куца Е.И., который определением мирового судьи от 17 августа 2021 г. отменен в связи с поступившими от должника возражениями. До настоящего времени задолженность налогоплательщиком в полном объеме не погашена.

В судебном заседании административный ответчик Куц Е.А. требования не признал по изложенным в письменных возражениях основаниям, согласно которым административным истцом представлены недостоверные сведения о находящихся в собственности объектах налогообложения, в связи с чем суммы налогов исчислены неверно.

На основании части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя административного истца, при подаче административного искового заявления просившего рассмотреть дело в свое отсутствие.

Решением Советского районного суда г. Томска от 28 марта 2022 г. административный иск удовлетворен частично; с учетом определения Советского районного суда г. Томска от 21 июня 2022 г. об устранении допущенной в решении описки с Куца Е.И. в пользу соответствующего бюджета взыскана задолженность в размере 59175,89 руб., состоящая из задолженности по земельному налогу за 2019 год в размере 268 руб., пени по земельному налогу за период со 2 декабря 2020 г. по 16 декабря 2020 г. в размере 0,57 руб., по транспортному налогу за 2019 год в размере 2027,02 руб., пени по транспортному налогу за период со 2 декабря 2020 г. по 16 декабря 2020 г. в размере 4,46 руб., по налогу на имущество физических лиц за 2018, 2019 годы в размере 9207 руб., пени по налогу на имущество физических лиц за период со 2 декабря 2020 г. по 16 декабря 2020 г. в размере 19,57 руб., страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2019 год в размере 29354 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период с 1 января 2020 г. по 28 сентября 2020 г. в размере 1418,29 руб., страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2019 год в размере 6884 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за период с 1 января 2020 г. по 28 сентября 2020 г. в размере 322,61 руб., налогу на доходы физических лиц (авансовые платежи) за 2017 год в размере 8469,99 руб., пени по налогу на доходы физических лиц в размере 1200,40 руб.

В апелляционной жалобе Куц Е.И. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, полагает, что налоговым органом в отношении предъявленных требований истек срок для обращения в суд.

На основании части 1 статьи 307, части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителя административного истца Межрайонной ИФНС России № 7 по Томской области, административного ответчика Куца Е.И., извещенных о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции представителем административного истца подано заявление об отказе от административного иска в части требований о взыскании задолженности по земельному налогу за 2019 год в размере 268 руб., пени по земельному налогу за период со 2 декабря 2020 г. по 16 декабря 2020 г. в размере 0,57 руб., налогу на доходы физических лиц за 2017 год в виде авансовых платежей в размере 312 руб. В остальной части решение суда Межрайонная ИФНС России № 7 по Томской области в письменных пояснениях просит оставить без изменения.

Изучив материалы дела, заявление административного истца об отказе от иска в части, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия пришла к следующему.

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, определяя права и обязанности лиц, участвующих в деле, в статье 46 устанавливает право административного истца отказаться полностью или частично от административного иска, которым данное лицо может воспользоваться до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой или апелляционной инстанции (часть 2).

Согласно части 2 статьи 304 Кодекса административного производства Российской Федерации порядок и последствия рассмотрения заявления об отказе административного истца от иска в суде апелляционной инстанции установлены статьей 157 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В силу части 3 статьи 157 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае принятия судом отказа от административного иска суд выносит определение, которым одновременно прекращается производство по административному делу полностью или в соответствующей части.

При принятии заявления об отказе административного истца от иска суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по административному делу (часть 2 статьи 304 названного Кодекса).

Отказ Межрайонной ИФНС России № 7 по Томской области от административного иска в части заявлен в поданных в письменной форме в суд апелляционной инстанции заявлениях, из которых усматривается выраженное однозначно волеизъявление административного истца на отказ от иска в соответствующей части, предусмотренные законом последствия отказа от иска административному истцу известны и понятны. Заявление подписано представителем, которому предоставлены соответствующие полномочия, выраженные в доверенности.

Отказ истца от административного иска в части в данном случае не противоречит действующему законодательству и не влечет нарушений прав иных лиц.

Спор не относится к категории административных дел, по которым не допускается принятие отказа от административного иска.

В силу части 1 статьи 195 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

При изложенных обстоятельствах судебная коллегия принимает отказ административного истца от административных исковых требований в части взыскания с Куца Е.И. задолженности по земельному налогу за 2019 год в размере 268 руб., пени по земельному налогу за период со 2 декабря 2020 г. по 16 декабря 2020 г. в размере 0,57 руб., налогу на доходы физических лиц за 2017 год в виде авансовых платежей в размере 312 руб., в связи с чем решение суда первой инстанции в указанной части подлежит отмене с прекращением в данной части производства по делу.

Разрешая требования административного иска в части взыскания с Куца Е.И. задолженности по земельному налогу за 2019 год, суд первой инстанции исходил из того, что налоговым органом правомерно произведено исчисление земельного налога за земельный участок по адресу: /__/, кадастровый номер /__/, площадь /__/ кв.м в размере 769 руб. (кадастровая стоимость земельного участка (256180) x долю в праве (1) x % ставку налога (0,30) x количество месяцев владения в году/12 (12/12), а также за земельный участок по адресу: /__/, кадастровый номер /__/ в размере 268 руб. (кадастровая стоимость земельного участка (35695 руб.) x долю в праве (1765/3530) x % ставку налога (0,15) x количество месяцев владения в году/12 (12/12), за которые производится расчет).

При этом суд указал, что в сведениях Единого государственного реестра недвижимости отсутствует информация о зарегистрированном праве административного ответчика на земельный участок по адресу: /__/, кадастровый номер /__/, площадью /__/ кв.м, следовательно, правовых оснований для возложения на Куца Е.И. обязанности по уплате земельного налога в размере 1447 руб. и пени в отношении данного участка не имеется.

В данной части решение суда сторонами не обжалуется.

Приняв во внимание наличие переплаты в размере 679 рублей, суд пришел к выводу о взыскании с административного ответчика задолженности по земельному налогу за 2019 год в размере 268 руб. и пени на указанную сумму за период с 2 декабря 2020 г. по 16 декабря 2020 г. в размере 0,57 руб.

Вместе с тем в части требования о взыскании задолженности по земельному налогу за 2019 г. в размере 268 руб. и пени в размере 0,57 руб. судом апелляционной инстанции принят отказ от иска, производство по делу в указанной части прекращено.

С учетом изложенного предметом проверки по настоящему делу является законность и обоснованность обжалуемого решения в части взыскания с Куца Е.И. задолженности по транспортному налогу за 2019 год в размере 2027,02 руб., пени по транспортному налогу за период со 2 декабря 2020 г. по 16 декабря 2020 г. в размере 4,46 руб., по налогу на имущество физических лиц за 2018, 2019 годы в размере 9207 руб., пени по налогу на имущество физических лиц за период со 2 декабря 2020 г. по 16 декабря 2020 г. в размере 19,57 руб., страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2019 год в размере 29354 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период с 1 января 2020 г. по 28 сентября 2020 г. в размере 1418,29 руб., страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2019 год в размере 6884 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за период с 1 января 2020 г. по 28 сентября 2020 г. в размере 322,61 руб., по налогу на доходы физических лиц (авансовые платежи) за 2017 год в размере 8157,99 руб., пени по налогу на доходы физических лиц в размере 1200,40 руб.

Изучив материалы дела, исследовав новые доказательства, приобщенные на основании статьи 63, части 1 статьи 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в суде апелляционной инстанции, обсудив доводы апелляционной жалобы, поступивших возражений, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в указанной части по правилам части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия пришла к следующим выводам.

Положениями части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги (статья 19); эта обязанность возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных данным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах (пункт 1 статьи 44); обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога, которая должна быть произведена налогоплательщиком самостоятельно, от своего имени и за счет собственных средств (статья 45).

В соответствии с пунктом 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчет налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Статьей 52 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, налоговый орган не позднее 30 дней до наступления срока платежа направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

В силу стати 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (статья 69 приведенного Кодекса).

На основании подпункта 14 пункта 1 статьи 31, пункта 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе предъявить в суд общей юрисдикции административный иск о взыскании недоимки, пени, то есть денежной суммы, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

В соответствии с пунктом 4 статьи 75 того же Кодекса пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается для физических лиц равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (статья 357 названного Кодекса).

Согласно статье 358 указанного Кодекса объектом налогообложения признаются, в том числе автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 362 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками-физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (пункт 1). Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей (пункт 2). Статьей 363 приведенного Кодекса предусмотрен порядок и сроки уплаты транспортного налога в соответствии с пунктом 1 которой налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (пункт 3).

Транспортный налог в соответствии с пунктом 3 статьи 14 Налогового кодекса Российской Федерации относится к региональным налогам и на территории Томской области введен Законом Томской области от 4 октября 2002 г. № 77-ОЗ «О транспортном налоге».

При рассмотрении дела установлено, что Куц Е.И. является собственником транспортного средства - легкового автомобиля NISSANXTRAIL, государственный регистрационный знак /__/, VIN /__/, за который ему был исчислен транспортный налог за 2019 год в размере 2100 руб., включений налоговым органом в налоговое уведомление № 300477 от 3 августа 2020 г.

Налог на имущество физических лиц, земельный налог относятся к числу местных налогов и сборов (пункты 1, 2 статьи 15 Налогового кодекса Российской Федерации).

Налог на имущество физических лиц устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 этого же кодекса, к которому отнесены: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

При исчислении налога на имущество физических лиц в силу пункта 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации (здесь и далее в редакции, действующей в период спорных правоотношений) налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи, в соответствии с которым налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 названной статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 указанной статьи.

Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года (статья 404 Налогового кодекса Российской Федерации).

Закон Томской области от 13 ноября 2018 г. № 125-ОЗ «Об установлении единой даты начала применения на территории Томской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установил единую дату начала применения на территории Томской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения – 1 января 2020 г.

Статьей 406 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (пункт 1).

Решением Думы Города Томска от 11 ноября 2014 г. № 1145 «Об установлении на территории муниципального образования «Город Томск» налога на имущество физических лиц» (в редакции, действующей в период спорных правоотношений) установлены ставки налога на имущество физических лиц в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и вида объектов налогообложения согласно приложению 1, в котором указано, что ставка налога в отношении жилого дома, части жилого дома, квартиры, части квартиры, комнаты, суммарная инвентаризационная стоимость которых, умноженная на коэффициент-дефлятор, свыше 1600 до 1850 тыс.руб. (включительно) составляет 0,48 %, свыше 1850 до 2050 тыс.руб. (включительно) составляет 0,59%, а в отношении гаража, иных зданий, строений, сооружений, помещений, суммарная инвентаризационная стоимость которых, умноженная на коэффициент-дефлятор, до 300 тыс.руб. (включительно) составляет 0,1 %.

Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса (пункт 2 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации).

Налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 1 статья 409 Налогового кодекса Российской Федерации).

Из представленных административным истцом сведений следует, что в собственности административного ответчика в 2018, 2019 годах находились объекты недвижимости:

- квартира по адресу: /__/, кадастровый номер /__/, дата регистрации права 10 сентября 2019 г.

- комната по адресу: /__/, кадастровый номер /__/ (доля в праве 1/2 - дата регистрации права 11 марта 2008 г. и доля в праве 1/2 - дата регистрации права 7 октября 2013 г.).

- иное строение, помещение и сооружение по адресу: /__/, кадастровый /__/, дата регистрации права 9 октября 2015 г.

- жилой дом по адресу: /__/, кадастровый номер /__/, (общая долевая собственность, доля в праве 1/2), дата регистрации права 22 октября 2010 г.

Налоговым органом за 2019 год произведено исчисление налога на имущество физических лиц за названные объекты недвижимости:

- квартиру по адресу: /__/, кадастровый номер /__/, в размере 534 руб. (инвентаризационная стоимость 271549 руб. х 0,59% х 1 (доля в праве) х 4/12 (количество месяцев владения в году/12)

- комнату по адресу: /__/, кадастровый номер /__/ в размере 7 564 руб. (инвентаризационная стоимость 1463912 руб. х 0,59% х 1 (доля в праве) х 4/12 (количество месяцев владения в году/12 – после приобретения квартиры с кадастровым номером /__/); (инвентаризационная стоимость 1463912 руб. х 0,48% х 1 (доля в праве) х 8/12 (количество месяцев владения в году/12 - до приобретения квартиры с кадастровым номером /__/);

- иное строение, помещение и сооружение по адресу: /__/, кадастровый номер /__/, в размере 23 руб. (инвентаризационная стоимость 22639 руб. х 0,10% х 1 (доля в праве) х 12/12 (количество месяцев владения в году/12);

- жилой дом по адресу: /__/, кадастровый номер /__/ в размере 1064 руб. (инвентаризационная стоимость 411955 руб. х 0,59% х 1/2 (доля в праве) х 4/12 (количество месяцев владения в году/12 - после приобретения квартиры с кадастровым номером /__/); (инвентаризационная стоимость 411955 руб. х 0,48% х 1/2 (доля в праве) х 8/12 (количество месяцев владения в году/12 - до приобретения квартиры с кадастровым номером /__/).

Также налоговым органом за 2018 год произведен перерасчет налога на имущество физических лиц за объект недвижимости: иное строение, помещение и сооружение по адресу: /__/, кадастровый номер /__/, в размере 22 руб. (инвентаризационная стоимость 22087 руб. х 0,10% х 1 (доля в праве х 12/12 (количество месяцев владения в году/12).

Указанные суммы налогов включены налоговым органом в налоговое уведомление № 300477 от 3 августа 2020 г., которое размещено в личном кабинете налогоплательщика, что подтверждается представленными в материалы дела скриншотами личного кабинета.

При этом как следует решения Советского районного суда г. Томска от 4 февраля 2021 г. по административному делу № 2а-804/2021, которым с Куца Е.И. взыскана недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2018 год, налог за 2018 г. в отношении объекта - иное строение, помещение и сооружение по адресу: /__/, кадастровый номер /__/, взыскан не был.

Удовлетворяя административные исковые требования о взыскании транспортного налога за 2019 год в заявленном размере 2027,02 руб. с учетом частичной оплаты, а также налога на имущество физических лиц за 2018, 2019 годы в общем размере 9 0207 руб., суд первой инстанции правомерно исходил из того, что административный ответчик в указанный период являлся собственником названного в налоговом уведомлении № 300477 имущества (транспортного средства и объектов капитального строительств), а, соответственно, плательщиком соответствующих налогов. При этом налоговым органом исчисление транспортного налога произведено верно, исходя из мощности двигателя 150 л.с. и установленной Законом Томской области от 4 октября 2002 г. № 77-ОЗ «О транспортном налоге» налоговой ставки 14 руб. – для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 100 л.с. до 150 л.с. включительно. Налог на имущество физических лиц также исчислен верно исходя из инвентаризационной стоимости объектов недвижимости, размера долей в праве собственности, количества месяцев в году нахождения объекта в собственности и установленных ставок - в размере 0,1 процента для гаражей и иных помещений суммарной инвентаризационной стоимостью до 300000 рублей; 0,59 процентов для жилых домов, квартир и комнат, суммарной инвентаризационной стоимостью свыше 1850 до 2050 руб. (включительно), 0,48 процентов - свыше 1600 до 1850 руб. (включительно), а также исходя из того, что до 10 сентября 2019 г. суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения составляла 1692528,50 руб., а после – 1964077,50 руб.

В связи с неуплатой налогоплательщиком транспортного налога и налога на имущество физических лиц в установленный срок, налоговым органом в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени:

по транспортному налогу за 2019 год за период со 2 декабря 2020 г. по 16 декабря 2020 г. в размере 4,46 руб.,

налогу на имущество физических лиц за 2018, 2019 годы за период со 2 декабря 2020 г. по 16 декабря 2020 г. в размере 19,57 руб.

Расчет пени соответствует требованиям пункта 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации.

Указанные суммы задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц и пени включены в требование от 17 декабря 2020 г. № 107440, размещенное в личном кабинете налогоплательщика, срок уплаты по требованию установлен до 26 января 2021 г. (л.д. 30-31).

Доказательств оплаты возникшей недоимки и пени в материалы дела не представлено.

При этом при взыскании названой задолженности суд первой инстанции справедливо констатировал о соблюдении налоговым органом порядка и срока направления требования (статьи 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации), а также срока обращения как за вынесением судебного приказа к мировому судье, так и в районный суд после отмены судебного приказа (статья 48 Налогового кодекса Российской Федерации).

Так, в связи с неисполнением Куцем Е.И. требования № 107440 в указанной части, Межрайонная ИФНС России № 7 по Томской области с соблюдением предусмотренного пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации срока обратилась к мировому судье судебного участка № 1 Советского судебного района г. Томска о вынесении судебного приказа о взыскании спорной задолженности.

Процедура и сроки взимания задолженности и пени по уплате налогов в судебном порядке регламентированы статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации и главой 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (абзац 1).

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд (абзац 3).

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи (абзац 4).

Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (абзац 1).

В соответствии с абзацами 1, 2 пункта 3 приведенной правовой нормы рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Из материалов дела следует, что срок для исполнения требования № 107440 от 17 декабря 2020 г. установлен до 26 января 2021 г.

Соответственно, налоговый орган должен был обратиться к мировому судье за вынесением судебного приказа в течение шести месяцев со дня истечения срока, указанного в названном требовании, т.е. не позднее 26 июля 2021 г.

Указанный срок налоговым органом был соблюден, заявление о вынесении судебного приказа поступило мировому судье 1 апреля 2021 г. судебный приказ вынесен мировым судьей судебного участка № 1 Советского судебного района г. Томска 8 апреля 2021 г. Также соблюден срок, предусмотренный абзацем 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, для обращения в суд с административным иском, являющимся предметом рассмотрения по настоящему делу, поскольку судебный приказ по заявлению административного ответчика отменен определением от 17 августа 2021 г, а административный иск направлен в районный суд 27 января 2022 г.

Таким образом, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования административного искового заявления о взыскании с административного ответчика задолженности в части взыскания недоимки по транспортному налогу за 2019 год в размере 2027,02 руб., пени по нему за период 2 декабря 2020 г. по 16 декабря 2020 г. в размере 4,46 руб., а также по налогу на имущество физических лиц за 2018 и 2019 годы в размере 9207 руб. и пени по нему за период 2 декабря 2020 г. по 16 декабря 2020 г. в размере 19,57 руб.

Вопросы исчисления и уплаты обязательных страховых взносов с 1 января 2017 г. регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации, введенной в действие Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».

Как предусмотрено подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, адвокаты являются плательщиками страховых взносов, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Согласно статье 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 данного Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено данной статьей (пункт 1).

Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование (абзац 1 пункта 2).

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено данной статьей (абзац 2 пункта 2).

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками (абзац 3 пункта 2).

В силу подпунктов 1, 2 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации за расчетный период 2019 года страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере составляют 29354 руб. в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере составляют 6884 руб.

Удовлетворяя заявленные требования в части взыскания недоимки по страховым взносам за 2019 год и пени по ним, суд первой инстанции исходил из того, что административный ответчик 14 сентября 2004 г. поставлен на учет в налоговом органе в качестве адвоката (ИНН /__/) и осуществлял соответствующую деятельность в течение 2019 года, в виду чего у него имелась обязанность уплатить в срок до 31 декабря 2019 г. страховые взносы на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в суммах 29 354 руб. и 6 884 руб. соответственно.

Также суд пришел к выводу, что в связи с неисполнением данной обязанности административным ответчиком в указанный срок налоговым органом в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени за период с 1 января 2020 г. по 28 сентября 2020 г. на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 1418,29 руб., на сумму страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 332,62 руб. Названные суммы задолженности по страховым взносам и пене включены в требование от 29 сентября 2020 г. № 83376, размещенное в личном кабинете налогоплательщика, срок уплаты по требованию установлен до 10 ноября 2020 г. (л.д. 18-1). В связи с чем суд взыскал с административного ответчика заявленные суммы страховых взносов и пени.

Вместе с тем суд первой инстанции не учел следующее.

В соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (пункт 1).

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (пункт 2).

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (пункт 4).

В силу пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора.

В соответствии с пунктом 2 статьи 48 этого же кодекса заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.

На основании пункта 3 указанной нормы требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Согласно установленной законом процедуре требование об уплате налога направляется налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, и должно быть им исполнено в течение восьми дней либо иного указанного срока с даты его получения, после чего в случае неисполнения требования налоговый орган должен в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога обратиться к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки, а в случае последующей отмены этого судебного приказа не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа может предъявить требование о взыскании недоимки в суд в порядке искового производства.

Несвоевременное совершение налоговым органом указанных действий, предусмотренных статьями 69, 70, 48 Налогового кодекса Российской Федерации, не влечет продления совокупного срока принудительного взыскания задолженности, который исчисляется объективно - в последовательности и продолжительности, установленной названными нормами закона. Однако, пропущенный налоговым органом по уважительным причинам срок может быть восстановлен судом.

В рассматриваемом случае в соответствии с пунктом 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации страховые взносы за 2019 год подлежали уплате не позднее 31 декабря 2019 г. С учетом установленного законом срока уплаты страховых взносов, днем выявления недоимки за 2019 год является 1 января 2020 года.

Следовательно, требование об уплате страховых взносов и пени должно было быть направлено налогоплательщику за 2019 год не позднее 1 апреля 2020 года.

С учетом изложенного, нельзя признать обоснованным направление требования об уплате страховых взносов за 2019 год в сентябре 2020 года, которое в соответствии со статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога.

Доказательств, подтверждающих наличие оснований для перерасчета страховых взносов, в материалах дела не имеется.

Согласно разъяснениям Конституционного суда Российской Федерации, изложенным в определении от 22 апреля 2014 года № 822-О, в пункте 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации федеральный законодатель, действуя в рамках своей дискреции, установил сроки направления требования налогоплательщику. Иные вопросы, связанные с исчислением сроков на принудительное взыскание налогов, данное законоположение не регулирует. При этом нарушение сроков, установленных статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации, не может приводить к увеличению сроков, установленных для принудительного взыскания налогов иными статьями данного Кодекса.

Таким образом, несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных в том числе статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации, не влечет изменение порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, сбора, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той последовательности, каторая установлена нормами Налогового кодекса Российской Федерации.

Исходя из буквального толкования норм действующего законодательства направление требования об уплате страховых взносов за 2019 год с нарушением установленного законом срока влечет пропуск всех последующих сроков в процедуре принудительного взыскания задолженности.

Письменные пояснения представителя Межрайонная ИФНС России № 7 по Томской области, представленные в суд апелляционной инстанции, о том, что установленный налоговым законодательством трехмесячный срок для направления требования пропущен по техническим причинам, возникшим при выгрузке сведений об осуществлении Куцем Е.И. адвокатской деятельности из базы данных ЭОД в автоматизированную информационную систему Федеральной налоговой службы (АИС «Налог-3»), которое было осуществлено только 7 августа 2020 г., не свидетельствуют о наличии причин, которые могли бы быть признаны уважительными.

В данном случае административный истец был осведомлён о том, что Куц Е.И. состоит на учете в БД ЭОД в налоговом органе по месту жительства с 18 января 2005 г. как адвокат, информации об изменении его статуса не поступало.

Кроме того, в материалах дела отсутствует ходатайство административного истца о восстановлении пропущенного срока.

При изложенных данных суд пришел к неверному выводу о наличии оснований для взыскания с Куца Е.И. недоимки по страховым взносам за 2019 год.

Поскольку по смыслу статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня носит акцессорный характер, производный от основного обязательства, задолженность по пене не может быть взыскана при истечении срока на принудительное взыскание сумм страховых взносов.

Также судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о взыскании с административного ответчика налога на доходы физических лиц (авансовых платежей) за 2017 год и пени.

Налог на доходы физических лиц является федеральным налогом, регламентируется главой 23 Налогового кодекса Российской Федерации, его налогоплательщиками признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации (пункт 3 статьи 13, пункт 1 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации).

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что плательщиками налога на доходы физических лиц являются нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, - по суммам доходов, полученных от такой деятельности.

В соответствии с вышеуказанной статьей налогоплательщики самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 2).

Согласно пункту 1 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции на момент спорных правоотношений, налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В силу пункта 5 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации адвокаты обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в сроки, установленные статьей 229 настоящего Кодекса, то есть не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 6 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 3 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с настоящим Кодексом может предусматриваться уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу - авансовых платежей. Обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога.

В случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Кодекса.

До 2020 года адвокат должен был уплачивать авансовые платежи на основании уведомления, направленного ему налоговым органом не позднее 30 дней до наступления срока платежа (статья 227 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действующей до 1 января 2020 г.).

Расчет авансовых платежей осуществлялся налоговым органом на основании одной из следующих сумм: суммы предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации по форме 4-НДФЛ, если деятельность адвоката началась в текущем году; суммы фактически полученного дохода за предыдущий налоговый период с учетом налоговых вычетов (стандартного и профессионального), указанного в декларации по форме 3-НДФЛ за прошлый год, если деятельность осуществляется не первый год.

Адвокаты уплачивали авансовые платежи в следующих размерах и со следующими сроками уплаты: не позднее 15 июля текущего года - в размере 1/2 годовой суммы авансовых платежей; не позднее 15 октября текущего года - в размере 1/4 годовой суммы авансовых платежей; не позднее 15 января следующего года - в размере 1/4 годовой суммы авансовых платежей (пункт 9 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действующей до 1 января 2020 г.).

В случае значительного (более чем на 50 процентов) увеличения или уменьшения в налоговом периоде дохода налогоплательщик обязан представить новую налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от осуществления деятельности, указанной в пункте 1 настоящей статьи, на текущий год. В этом случае налоговый орган производит перерасчет сумм авансовых платежей на текущий год по ненаступившим срокам уплаты. Перерасчет сумм авансовых платежей производится налоговым органом не позднее пяти дней с момента получения новой налоговой декларации (пункт 10 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации).

Удовлетворяя заявленные требования в части взыскания налога на доходы физических лиц за 2017 год в виде авансовых платежей и пени по нему, суд первой инстанции исходил из того, что административный ответчик подал налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ за 2017 год, сумма налога составила 8775 руб. В установленный срок НДФЛ в указанной сумме административным ответчиком уплачен не был.

С указанными выводами суда судебная коллегия не может согласиться по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что административный ответчик в 2017 году осуществлял адвокатскую деятельность в форме адвокатского кабинета, что подтверждается справкой Адвокатской палаты Томской области от 25 июля 2022 г. № 662, а также поданной им 25 апреля 2018 г. налоговой декларацией по форме 3-НДФЛ.

Налоговым органом исчислен налог на доходы физических лиц в размере 13% на сумму дохода /__/ руб., исходя из дохода, полученного за предыдущий налоговый период с учетом налоговых вычетов.

Согласно представленной декларации по налогу на доходы физических лиц за 2016 год, общая сумма дохода, подлежащая налогообложению, составила /__/ руб. Сумма авансовых платежей по налогу на доходы физических лиц за 2017 год исчислена в размере /__/ руб. (13% от /__/ руб.).

2 июня 2017 г. налоговым органом в адрес административного ответчика направлено налоговое уведомление № 2645 о необходимости уплаты налога на доходы физических лиц за 2017 год тремя авансовыми платежами: в сумме 5850 руб. по сроку уплаты до 17 июля 2017 года, по 2925 руб. по сроку уплаты до 16 октября 2017 г. и 15 января 2018 г.

В связи с возникновением недоимки по налогу на доходы физических лиц начислены пени в размере 1200,41 руб., направлено требование № 92313 от 16 ноября 2020 г., предоставлен срок для добровольного исполнения до 13 января 2021 г.

По смыслу статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации под авансовыми платежами понимается часть налоговых платежей, уплачиваемых в течение налогового периода и (или) по его окончании, но до наступления срока уплаты общей суммы налога по итогам налогового периода.

Согласно статье 55 Налогового кодекса Российской Федерации под налоговым периодом понимается календарный год, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговым периодом признается календарный год (статья 216 Налогового кодекса Российской Федерации).

Таким образом, налоговое законодательство разграничивает понятие налога и авансового платежа, предусматривая различные сроки их уплаты. Авансовые платежи являются промежуточными платежами, уплачиваются в течение налогового периода, а в силу статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации неуплаченный авансовый платеж сам по себе не является недоимкой по налогу.

В данном случае в связи с истечением налогового периода, в течение которого должны были быть уплачены авансовые платежи (2017 год), они утратили статус авансовых, а у налогоплательщика наступила обязанность по уплате налога на доходы физических лиц (НДФЛ) за истекший налоговый период, рассчитанного с учетом поступивших авансовых платежей и подлежащего уплате до 15 июля 2018 года.

Вместе с тем согласно поданной Куцем Е.И. 25 апреля 2018 г. и принятой налоговым органом налоговой декларации о фактически полученных доходах (форма 3-НДФЛ) за 2017 год, административный ответчик предоставил сведения о том, что его доход от адвокатской деятельности за период 2017 год составил /__/ руб., расходы составили /__/ руб., к уплате исчислен налог в сумме 260 руб., исходя их определенной им налоговой базы 2000 руб.

Сведений о проведении камеральной налоговой проверки декларации на доходы физических лиц, представленной Куцем Е.И. за 2017 год, в материалы дела не представлено.

Согласно письменным пояснениям представителя Межрайонной ИФНС России № 7 по Томской области, поданная Куцем Е.И. декларация заполнена неверно, в связи с чем ему направлено требование о предоставлении уточненной декларации, которая до настоящего времени не представлена. Для приведения карточки расчетов с бюджетом в соответствие административному ответчику необходимо устранить нарушения и представить уточненную налоговую декларацию за 2017 год, после чего будет сделан перерасчет задолженности по налогу на доходы физических лиц.

Оценив названные доказательства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что налоговым органом не представлено доказательств, послуживших основанием к исчислению налоговым органом Куцу Е.И. налога на доходы физических лиц за 2017 год в размере, указанном в административном исковом заявлении и расчетах.

При этом судебная коллегия отмечает, что налоговым органом также пропущен срок осуществления принудительных мер по взысканию задолженности по налогу на доходы физических лиц за 2017 г., поскольку требование об уплате сумм НДФЛ (авансовых платежей) направлено лишь 16 ноября 2020 г., т.е. с нарушением срока, предусмотренного пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации, в то время как днем выявления недоимки по авансовым платежам является следующий день, после наступления срока их уплаты, указанного в налоговом уведомлении, - 18 июля 2017 г., 17 октября 2017 г., 16 января 2018 г., а днем выявления недоимки по НДФЛ является следующий день, после наступления срока уплаты налога, установленного пунктом 6 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации, - 16 июля 2018 года.

Таким образом, несвоевременное совершение налоговым органом действий, предусмотренных статьями 69, 70, 48 Налогового кодекса Российской Федерации, повлекло нарушение совокупного срока принудительного взыскания задолженности по налогу на доходы физических лиц.

Указание налогового органа на то, что названный срок пропущен в связи с большим объемом формирования требований, не может являться уважительной причиной пропуска данного срока, поскольку налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, осуществляет возложенные на него обязанности по контролю и надзору в области налогов и сборов, в том числе, по их взысканию в принудительном порядке, что предполагает осведомленность инспекции о правилах и сроках направления требований и обращения в суд с административными исковыми заявлениями о взыскании обязательных платежей и санкций.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 8 февраля 2007 г. № 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит требования налогового органа о взыскании с Куца Е.И. задолженности по налогу на доходы физических лиц в размере 8157,99 руб. (с учетом отказа от части требований) и пени в размере 1200,40 руб. за период с 30 января 2019 г. по 15 ноября 2020 г. не подлежащими удовлетворению.

В соответствии с частью 3 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, если суд вышестоящей инстанции, не передавая дело на новое рассмотрение, изменит состоявшееся решение суда нижестоящей инстанции или примет новое решение, он соответственно изменяет распределение судебных расходов с учетом правил, установленных настоящей статьей.

С учетом взыскиваемой с административного ответчика общей суммы налоговой задолженности по налогу на имущество физических лиц, транспортному налогу и пени в размере 11258,05рублей (2 027 рублей (транспортный налог) + 9207 рублей (налог на имущество физических лиц) + 4,46 рубль (пеня по транспортному налогу) + 19,57 руб. (пеня по налогу на имущество физических лиц) с административного ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 450 рублей 32 копеек (подпункт 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации).

Руководствуясь пунктом 2 статьи 309, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

принять отказ Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Томской области от административного иска к Куцу Евгению Ивановичу в части взыскания задолженности по земельному налогу за 2019 год в размере 268 руб., пени по земельному налогу за период со 2 декабря по 16 декабря 2020 г. в размере 0,57 руб., авансовым платежам по налогу на доходы физических лиц за 2017 год в размере 312 руб.;

решение Советского районного суда г. Томска от 28 марта 2022 года в указанной части отменить, производство по административному делу в данной части прекратить;

это же решение суда в части взыскания с Куца Евгения Ивановича страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2019 год в размере 29354 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период с 1 января 2020 г. по 28 сентября 2020 г. в размере 1418,29 руб., страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2019 год в размере 6884 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за период с 1 января 2020 г. по 28 сентября 2020 г. в размере 322,61 руб., налога на доходы физических лиц (авансовые платежи) в размере 8157,99 руб. за 2017 год, пени по налогу на доходы физических лиц в размере 1200,40 руб. за период с 30 января 2019 г. по 15 ноября 2020 г. отменить;

принять в указанной части новое решение об отказе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Томской области в удовлетворении административных исковых требований о взыскании с Куца Евгения Ивановича в доход соответствующего бюджета задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2019 год в размере 29354 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период с 1 января 2020 г. по 28 сентября 2020 г. в размере 1418,29 руб., страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2019 год в размере 6884 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за период с 1 января 2020 г. по 28 сентября 2020 г. в размере 322,61 руб., налога на доходы физических лиц (авансовые платежи) в размере 8157,99 руб. за 2017 год, пени по налогу на доходы физических лиц в размере 1200,40 руб. за период с 30 января 2019 г. по 15 ноября 2020 г.;

это же решение в части размера взысканной государственной пошлины изменить, взыскать с Куца Евгения Ивановича в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 450 рублей 32 копеек;

в остальной части решение Советского районного суда г. Томска от 28 марта 2022 года о взыскании с Куца Евгения Ивановича задолженности по транспортному налогу за 2019 год в размере 2027,02 руб., пени по транспортному налогу за период со 2 декабря 2020 г. по 16 декабря 2020 г. в размере 4,46 руб., по налогу на имущество физических лиц за 2018, 2019 годы в размере 9207 руб., пени по налогу на имущество физических лиц за период со 2 декабря 2020 г. по 16 декабря 2020 г. в размере 19,57 руб. оставить без изменения, апелляционную жалобу Куца Евгения Ивановича – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Кемерово) через Советский районный суд г. Томска.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное определение принято 9 сентября 2022 года.