НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Томского областного суда (Томская область) от 26.01.2024 № 33А-4577/2023

Судья Дайнеко А.М. Дело № 33а-70/2024 (33а-4577/2023)

70RS0018-01-2023-000309-72

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 26 января 2024 года

Судебная коллегия по административным делам Томского областного суда в составе

председательствующего Бондаревой Н.А.,

судей Небера Ю.А., Точилина Е.С.

при секретаре Зеленковой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело № 2а-227/2023 по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Томской области к Плюту Олегу Анатольевичу о взыскании обязательных платежей и санкций

по апелляционной жалобе представителя административного истца Управления Федеральной налоговой службы по Томской области Миханьковой Дианы Гапасовны на решение Молчановского районного суда Томской области от 25 сентября 2023 года,

заслушав доклад судьи Точилина Е.С., объяснения представителя административного истца Управления Федеральной налоговой службы по Томской области Поповой Татьяны Алексеевны, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения административного ответчика Плюта О.А.,

установила:

Управление Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Томской области (сокращенное наименование – УФНС России по Томской области) обратилось в Молчановский районный суд Томской области с административным иском к Плюту О.А. о взыскании 30593,98 рублей, из которых (с учетом заявления об уточнении от 11.09.2023):

недоимка по налогу на доходы физических лиц за 2021 год – 1859 рублей; штраф – 38,03 рублей, пеня, начисленная на задолженность по налогу на доходы физических лиц– 45,08 рублей;

недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2021 год – 22339,83 рублей; пеня, начисленная на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование – 26,08 рублей;

недоимка по страховым взносам на обязательное социальное страхование – 5665,87 рублей; пеня, начисленная на недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование – 6,57 рублей;

недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2019 год – 113,00 рублей; пеня, начисленная на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование – 0,42 рублей;

штраф за налоговое правонарушение – 500 рублей.

В обоснование требований указано, что Плют О.А. в период с 08.08.2017 по 30.08.2022 состоял на учете в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя – главы КФХ, в связи с чем обязан уплатить названные выше обязательные платежи и санкции. В установленный законом срок налоги и взносы не уплачены, в связи с чем административному ответчику направлены требования № 13319 от 01.09.2022, № 13430 от 12.09.2022, № 13518 от 20.09.2022, № 13571 от 26.09.2022, которые оставлены без исполнения. Мировым судьей 13.01.2023 вынесен судебный приказ, отмененный 03.02.2023 на основании возражений должника.

Дело рассмотрено в отсутствие сторон, извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.

Обжалуемым решением Молчановского районного суда Томской области от 25.09.2023 в удовлетворении административных исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе представитель административного истца Миханькова Д.Г. просит решение суда отменить, принять новое – об удовлетворении требований.

В обоснование жалобы указано, что административным истцом УФНС России по Томской области в исковом заявлении допущена ошибка в части указания периода возникновения задолженности (указан 2021 год вместо 2022 года); данное обстоятельство следует из документов, приложенных к административному исковому заявлению; суд первой инстанции необоснованно отказал во взыскании задолженности, не исследовав представленные доказательства.

Изучив материалы дела, исследовав новые доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене, поскольку судом неправильно применены нормы материального права и процессуального права.

Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что административным истцом заявлены требования о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц за 2021 год, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2021 год, по страховым взносам на обязательное социальное страхование с 01.01.2017, а также по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2019 год, однако доказательства, подтверждающие данные требования, не представлены, поскольку к административному исковому заявлению приложены документы о недоимке, возникшей в 2022 году.

Вместе тем судом первой инстанции не учтено следующее.

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации в статье 3 определяет задачи административного судопроизводства, а в статье 6 – принципы, в том числе, правильное рассмотрение административных дел, законность и справедливость при их разрешении. Данные положения корреспондируют части 1 статьи 176 вышеуказанного Кодекса, согласно которой решение суда должно быть законным и обоснованным.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении», судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда такой акт содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Достижение указанной задачи невозможно без соблюдения принципа состязательности и равноправия сторон административного судопроизводства при активной роли суда (пункт 7 статьи 6, статья 14 названного Кодекса).

Согласно абзацу второму пункта 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» указанный принцип выражается, в том числе в принятии судом предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения дела (часть 1 статьи 63, части 8, 12 статьи 226, часть 1 статьи 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Согласно статье 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Судебная коллегия пришла к выводу, что судом первой инстанции не приняты меры к всестороннему и полному установлению всех фактических обстоятельств по административному делу, истребованию по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения заявленных требований.

Судом апелляционной инстанции исходя из положений статьи 6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации об активной роли суда в целях правильного разрешения настоящего административного дела в соответствии со статьей 63 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также частью 1 статьи 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации истребованы и приобщены к материалам дела дополнительные доказательства.

Как следует из представленного по запросу судебной коллегии ответа УФНС России по Томской области от 10.01.2024, последним в административном исковом заявлении допущена описка в части указания календарного года, в котором возникла недоимка.

Указанное обстоятельство подтверждается объяснениями представителя административного истца УФНС России по Томской области в суде апелляционной инстанции, а также приложенными к административному исковому заявлению доказательствами: расчетами административного ответчика с налоговым органом за 2022 год.

Кроме того, налоговый орган, обращаясь с заявлением о вынесении судебного приказа, в том числе о взыскании задолженности по страховым взносам за 2022 год, представлял в качестве доказательств наличия у административного ответчика задолженности по обязательным платежам и санкциям налоговые требования № 13319 от 01.09.2022, № 13430 от 12.09.2022, № 13571 от 26.09.2022, № 13518 от 20.09.2022, № 847 от 25.01.2022.

Эти же требования приложены к административному исковому заявлению.

Таким образом, с учётом заявления административного истца от 10.01.2024 о наличии описки в административном исковом заявлении судебная коллегия приходит к выводу, что судом подлежали разрешению требования налогового органа о взыскании 30593,98 рублей, из которых:

налог на доходы физических лиц за 2022 год – 1859,00 рублей, пеня – 45,08 рублей;

страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации за 2022 год – 22339,83 рублей, пеня – 26,08 рублей;

страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за 2022 год – 113,10 рублей, пеня – 0,42 рублей;

страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2022 год – 5665,87 рублей; пеня – 6,57 рублей;

штраф за налоговое правонарушение в соответствии со статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации – 38,03 рублей,

штраф за налоговое правонарушение в соответствии со статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации – 500 рублей.

В соответствии с частью 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Согласно части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации налоговая служба как орган государственной власти, наделенный в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Указанное положение соответствует нормам Налогового кодекса Российской Федерации, а именно подпункту 14 пункта 1 статьи 31, где закреплено право налоговых органов предъявлять в суды общей юрисдикции иски о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения.

Уплата законно установленных налогов и сборов является обязанностью налогоплательщиков, она закреплена Конституцией Российской Федерации (статья 57), а также Налоговым кодексом (пункт 1 статьи 3, подпункт 1 пункта 1 статьи 23).

Обязанность по уплате конкретного налога, сбора возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора, что предусмотрено пунктом 2 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (НДФЛ) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 208 Налогового кодекса Российской Федерации для целей главы 23 данного Кодекса к доходам от источников в Российской Федерации относятся, в частности, вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 данной статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 225 Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей.

Указанные в абзаце первом пункта 1 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации лица именуются в главе 23 Кодекса налоговыми агентами.

Согласно пункту 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации под индивидуальными предпринимателями понимаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств.

В силу пункта 2 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление сумм и уплата налога в соответствии с настоящей статьей производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, с зачетом ранее удержанных сумм налога (за исключением доходов, в отношении которых исчисление сумм налога производится в соответствии со статьей 214.7 Кодекса), а в случаях и порядке, предусмотренных статьей 227.1 Кодекса, также с учетом уменьшения на суммы фиксированных авансовых платежей, уплаченных налогоплательщиком.

В силу пункта 6 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2023) налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода.

Согласно статье 216 указанного Кодекса налоговым периодом по НДФЛ признается календарный год.

Пунктом 2 статьи 230 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2023) предусмотрено, что налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту учета по формам, форматам и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, за первый квартал, полугодие, девять месяцев – не позднее последнего дня месяца, следующего за соответствующим периодом, за год – не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом;

Согласно положениям статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога, процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).

На основании пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с названным Кодексом.

При этом в силу пункта 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога может быть передано физическому лицу лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Как следует из выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 24.01.2024, Плют О.А. в период с 08.08.2017 по 30.08.2022 являлся главой крестьянского (фермерского) хозяйства.

Административным ответчиком по форме 6-НДФЛ в 2022 году в налоговый орган представлены расчёты сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом от 24.03.2022, 21.06.2022, 24.08.2022. Из расчётов следует, что Плют О.А. в указанный период являлся налоговым агентом, обязанным удержать НДФЛ в общей сумме 2535 рублей с доходов, полученных Ф. и Я. (л.д. 22-23, 25-26, 28-31).

Так, согласно данным расчетам сумма НДФЛ, подлежавшая уплате 17.01.2022, 15.02.2022, 15.03.2022, 15.04.2022, 16.05.2022, 15.06.2022, 04.07.2022 и 04.08.2022, составляла 338 рублей в каждую из указанных дат, 15.08.2022 – 169 рублей.

Согласно представленному по запросу судебной коллегии ответу УФНС России по Томской области от 10.01.2024 административным истцом ко взысканию предъявлена недоимка, возникшая в связи с неуплатой НДФЛ 15.04.2022 в размере 338 рублей, 16.05.2022 – 338 рублей, 15.06.2022 – 338 рублей, 04.07.2022 – 338 рублей, 04.08.2022 – 338 рублей, 15.08.2022 – 169 рублей, всего на сумму 1859 рублей.

В соответствии с представленными на запрос судебной коллегии сведениями УФНС России по Томской области от 25.01.2024 (с приложением скриншотов АИС Налог-3 ПРОМ) данная недоимка погашена только 25.10.2023.

Поскольку в установленный срок Плют О.А. не исполнил свою обязанность как налогового агента по уплате НДФЛ за 2022 год, в личный кабинет налогоплательщика (в соответствии с пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации) направлено требование № 13319 от 01.09.2022 об уплате в срок до 04.10.2022 налога, а также пени в размере 45,08 рублей, из которых:

17,13 рублей – пеня, начисленная на недоимку в размере 338 рублей по налогу на доходы физических лиц за 2022 год за период с 16.04.2022 по 31.08.2022;

11,63 рублей – пеня, начисленная на недоимку в размере 338 рублей по налогу на доходы физических лиц за 2022 год за период с 17.05.2022 по 31.08.2022;

7,60 рублей – пеня, начисленная на недоимку в размере 338 рублей по налогу на доходы физических лиц за 2022 год за период с 16.06.2022 по 31.08.2022;

5,57 рублей – пеня, начисленная на недоимку в размере 338 рублей по налогу на доходы физических лиц за 2022 год за период с 05.07.2022 по 31.08.2022;

2,43 рублей – пеня, начисленная на недоимку в размере 338 рублей по налогу на доходы физических лиц за 2022 год за период с 05.08.2022 по 31.08.2022;

0,72 рублей – пеня, начисленная на недоимку в размере 169 рублей по налогу на доходы физических лиц за 2022 год за период с 16.08.2022 по 31.08.2022.

Доказательств, подтверждающих уплату НДФЛ в размере 1859 рублей ранее 25.10.2023, административным ответчиком не представлено.

Поскольку НДФЛ административным ответчиком уплачен, судебная коллегия принимает решение об отказе во взыскании данной задолженности.

При этом в отношении требования о взыскании пени, начисленной на указанную недоимку, судебная коллегия принимает решение об удовлетворении требований, поскольку налог уплачен за пределами срока, установленного законодательством.

Налоговым органом также заявлены требования о взыскании недоимки по страховым взносам и пени, начисленной на неё.

В силу пункта 3 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что плательщиками страховых взносов признаются также индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения страховыми взносами для индивидуальных предпринимателей, признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса) в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.

Кроме того, объектом обложения страховыми взносами для индивидуальных предпринимателей признается осуществление ими предпринимательской либо иной профессиональной деятельности (пункт 3 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации).

Расчетным периодом для уплаты страховых взносов в соответствии со статьей 423 Налогового кодекса Российской Федерации признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.

Как следует из пункта 2 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации, главы крестьянских (фермерских) хозяйств уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование за себя и за каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства. При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в целом по крестьянскому (фермерскому) хозяйству определяется как произведение фиксированного размера страховых взносов, составляющего 34445 рублей за расчетный период 2022 года, и количества всех членов крестьянского (фермерского) хозяйства, включая главу крестьянского (фермерского) хозяйства.

Размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование в целом по крестьянскому (фермерскому) хозяйству определяется за расчетный период как произведение фиксированного размера страховых взносов, составляющего 8766 рублей за расчетный период 2022 года, и количества всех членов крестьянского (фермерского) хозяйства, включая главу крестьянского (фермерского) хозяйства.

Согласно пункту 1 статьи 431 Налогового кодекса Российской Федерации в течение расчетного периода по итогам каждого календарного месяца плательщики производят исчисление и уплату страховых взносов исходя из базы для исчисления страховых взносов с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца и тарифов страховых взносов за вычетом сумм страховых взносов, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.

В соответствии с пунктом 6 статьи 431 Налогового кодекса Российской Федерации сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 данного Кодекса, отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Плательщики, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса (за исключением физических лиц, производящих выплаты, указанные в подпункте 3 пункта 3 статьи 422 данного Кодекса), представляют расчет по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организации, которым организацией открыты счета в банках и которые начисляют и производят выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, по месту жительства физического лица, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Пунктом 4 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что физические лица, прекратившие деятельность в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства до конца расчетного периода, обязаны не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства представить в налоговый орган по месту учета расчет по страховым взносам за период с начала расчетного периода по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства включительно. Сумма страховых взносов, подлежащая уплате в соответствии с указанным расчетом, подлежит уплате в течение 15 календарных дней со дня подачи такого расчета.

Как указано выше, Плют О.А. в период с 08.08.2017 по 30.08.2022 являлся главой крестьянского (фермерского) хозяйства, который также производил выплату вознаграждения Ф. и Я., в связи с чем административный ответчик обязан уплатить страховые взносы в фиксированном размере как глава КФХ, а также как страхователь, производящий выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Административным ответчиком в налоговый орган представлен расчёт по страховым взносам за 2022 год, согласно которому Плютом О.А. подлежали уплате страховые взносы на обязательное пенсионное страхование главы КФХ в размере 21481,83 рублей и страховые взносы на обязательное медицинское страхование главы КФХ – 5466,97 рублей (пропорционально времени до закрытия КФХ в 2022 году).

Как следует из приложенных к ответу УФНС России по Томской области от 25.01.2024 скриншотов АИС Налог-3 ПРОМ, административным ответчиком 25.10.2023 частично погашена задолженность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 3418,17 рублей, остаток задолженности по данным страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере составляет 2048,80 рублей.

Доказательств уплаты в полном объеме названных фиксированных взносов административным ответчиком не представлено.

Кроме того, согласно названному выше расчету по страховым взносам, представленному административным ответчиком в налоговый орган 24.08.2022, уплате за период с 01.01.2022 по 15.08.2022 подлежали страховые взносы в связи с выплатой вознаграждения Ф. и Я.:

на обязательное пенсионное страхование за июль 2022 года – 572 рублей, август 2022 года – 286 рублей;

на обязательное медицинское страхование за июль 2022 года – 132,60 рублей, август 2022 года – 66,30 рублей;

на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за июль 2022 года – 75,40 рублей, август 2022 года – 37,70 рублей.

Указанная обязанность по уплате страховых взносов в фиксированном размере и в связи с выплатой вознаграждения Плютом О.А. не исполнена, в связи с чем налоговым органом начислена пеня, а в личный кабинет налогоплательщика (в соответствии с частью 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации) переданы требования:

№ 13319 от 01.09.2022 об уплате в срок до 04.10.2022 недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за июль 2022 года – 572 рублей; недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за июль 2022 года – 75,40 рублей; недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за июль 2022 года – 132,60 рублей; пени, начисленной на недоимку в размере 572 рубля по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период с 16.08.2022 по 31.08.2022 – 2,44 рублей; пени, начисленной на недоимку в размере 75,40 рублей по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 16.08.2022 по 31.08.2022 – 0,32 рублей; пени, начисленной на недоимку в размере 132,60 рублей по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за период с 16.08.2022 по 31.08.2022 – 0,57 рублей;

№ 13571 от 26.09.2022 об уплате в срок до 28.10.2022 недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за август 2022 года – 286 рублей; недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за август 2022 года – 37,70 рублей; недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за август 2022 года – 66,30 рублей; пени, начисленной на недоимку в размере 286 рублей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период с 16.09.2022 по 25.09.2022 – 0,73 рублей; пени, начисленной на недоимку в размере 37,70 рублей по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 16.09.2022 по 25.09.2022 – 0,10 рублей; пени, начисленной на недоимку в размере 66,30 рублей по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за период с 16.09.2022 по 25.09.2022 – 0,17 рублей;

№ 13430 от 12.09.2022 об уплате в срок до 14.10.2022 недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2022 год – 21481,83 рублей; недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2022 год – 5466,97 рублей; пени, начисленной на недоимку в размере 21481,83 рублей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2022 год за период с 08.09.2022 по 11.09.2022 – 22,91 рублей; пени, начисленной на недоимку в размере 5466,97 рублей по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2022 год за период с 08.09.2022 по 11.09.2022 – 5,83 рублей.

Как следует из приложенных к ответу УФНС России по Томской области от 25.01.2024 скриншотов АИС Налог-3 ПРОМ, административным ответчиком 25.10.2023 погашена частично задолженность, а именно: недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за июль 2022 года в размере 572 рублей; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за июль 2022 года – 132,60 рублей; по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за июль 2022 года – 75,40 рублей.

Факт погашения административным ответчиком задолженности в названной части с нарушением установленных налоговым законодательством сроков (25.10.2023) подтверждается также представленным по запросу судебной коллегии ответом УФНС России по Томской области от 10.01.2024.

В той части, в которой задолженность погашена, административный иск не подлежит удовлетворению.

Судебная коллегия, проверив расчеты налогового органа, приходит к выводу об обоснованности требований о взыскании в остальной части задолженности по страховым взносам и пени за 2022 год, а именно:

недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2022 год – 21767,83 рублей (21481,83+286); пени, начисленной на недоимку в размере 572 рублей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период с 16.08.2022 по 31.08.2022 – 2,44 рублей; пени, начисленной на недоимку в размере 286 рублей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период с 16.09.2022 по 25.09.2022 – 0,73 рублей; пени, начисленной на недоимку в размере 21481,83 рублей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период с 08.09.2022 по 11.09.2022 – 22,91 рублей;

недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за 2022 год – 37,70 рублей; пени, начисленной на недоимку в размере 75,40 рублей по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 16.08.2022 по 31.08.2022 – 0,32 рублей; пени, начисленной на недоимку в размере 37,70 рублей по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 16.09.2022 по 25.09.2022 – 0,10 рублей;

недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2022 год – 2115,10 рублей (2048,80+66,30); пени, начисленной на недоимку в размере 132,60 рублей по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за период с 16.08.2022 по 31.08.2022 – 0,57 рублей; пени, начисленной на недоимку в размере 66,30 рублей по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за период с 16.09.2022 по 25.09.2022 – 0,17 рублей; пени, начисленной на недоимку в размере 5466,97 рублей по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за период с 08.09.2022 по 11.09.2022 – 5,83 рублей.

Помимо указанных выше обязательных платежей и санкций налоговым органом заявлены требования о взыскании штрафов за совершение налоговых правонарушений.

Согласно пункту 1 статьи 123 Налогового кодекса Российской Федерации неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный данным Кодексом срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.

Согласно решению № 565 от 29.07.2022 налоговым органом на основании данной нормы рассчитан штраф в размере 304,20 рублей за неперечисление в установленный срок Плютом О.А. НДФЛ, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом.

Ссылаясь на пункт 1 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации (обстоятельства, смягчающие ответственность) налоговый орган уменьшил размер штрафа с 304,20 рублей до 38,03 рублей.

Требование № 13518 от 20.09.2022 об уплате названного штрафа направлено в личный кабинет налогоплательщика.

В силу пункта 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 рублей.

Согласно решению № 1349 от 10.12.2021 налоговым органом на основании данной нормы рассчитан штраф в размере 1000 рублей за непредставление Плютом О.А. налоговой декларации в установленный в срок за 2 полных и 1 неполный месяц просрочки в размере 1000 рублей.

Ссылаясь на подпункт 4 пункта 1 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации (обстоятельства, смягчающие ответственность) налоговый орган уменьшил размер штрафа в 2 раза с 1000 рублей до 500 рублей.

Требование № 847 от 25.01.2022 об уплате названного штрафа направлено в личный кабинет налогоплательщика.

Таким образом, в соответствии с решениями налогового органа № 1349 от 10.12.2021 и № 565 от 29.07.2022 административный ответчик обязан уплатить штрафы за непредставление налоговой декларации в установленный законом срок в размере 500 рублей и за неперечисление в установленный срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, в размере 38,03 рублей.

По запросу судебной коллегии административным истцом представлен ответ от 06.12.2023 с приложением скриншотов личного кабинета налогоплательщика Плюта О.А., согласно которым требование № 13518 получено административным ответчиком 21.09.2022, требование № 847 – 26.01.2022.

Судебная коллегия отмечает, что согласно акту налоговой проверки № 1857 факт непредставления налоговой декларации в установленный срок выявлен 18.10.2021, в то время как требование об уплате штрафа за указанное нарушения направлено 25.01.2022, то есть за пределами установленного статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации срока.

При этом по требованию № 847 от 25.01.2022 также пропущен срок для обращения к мировому судье за вынесением судебного приказа.

Оценивая указанное обстоятельство, судебная коллегия учитывает следующее.

Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Из разъяснений, изложенных в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 № 62 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве», следует, что истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации является препятствием для выдачи судебного приказа.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 27.05.2021 № 1093-О, при принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.

Из приобщенных судебной коллегией материалов приказного производства следует, что судебный приказ о взыскании с Плюта О.А. задолженности, включая штрафа за непредставление налоговой декларации в установленный срок в размере 500 рублей, выдан мировым судьей судебного участка Молчановского судебного района Томской области 13.01.2023.

Вынесение судебного приказа предполагает, что вопрос о соблюдении (восстановлении) срока налоговым органом мировым судьей разрешен, а отмена судебного приказа в связи с поступившими возражениями ответчика не влияет на указанный правовой результат.

Данная правовая позиция изложена и в кассационном определении Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 27.07.2023 № 88а-15322/2023.

Иных фактов пропуска срока направления требований об уплате обязательных платежей и санкций не установлено.

Вышеназванные требования административным ответчиком в установленные сроки не исполнены, в связи с чем налоговый орган обратился в суд с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с административного ответчика данной задолженности.

13.01.2023 мировым судьей судебного участка Молчановского судебного района Томской области вынесен судебный приказ

Определением мирового судьи от 03.02.2023 судебный приказ на основании возражений Плюта О.А. отменен.

Согласно пункту 4 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании задолженности за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке административного судопроизводства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Налоговый орган обратился в суд с административным иском 03.08.2023 в установленный законом шестимесячный срок после отмены судебного приказа (л.д. 6).

Учитывая изложенное, принимая во внимание отсутствие доказательств со стороны административного ответчика оплаты установленной судебной коллегией задолженности, требование УФНС России по Томской области о взыскании с Плюта О.А. в пользу соответствующего бюджета задолженности по обязательным платежам подлежит удовлетворению в части взыскания 24536,81 рублей.

На основании части 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Вместе с тем, принимая решение о взыскании государственной пошлины в доход федерального бюджета, суд учитывает положения абзаца 10 пункта 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, который, являясь специальным федеральным законом, регулирующим отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в данном случае имеет приоритетное значение, что отражено в пункте 40 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», в котором прямо разъяснено, что при разрешении коллизий между частью 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В связи с удовлетворением административных исковых требований с административного ответчика Плюта О.А. в местный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в размере 936 рублей (подпункт 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации).

Руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Молчановского районного суда Томской области от 25 сентября 2023 года отменить, принять по делу новое решение, которым административный иск Управления Федеральной налоговой службы по Томской области к Плюту Олегу Анатольевичу о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворить частично;

взыскать с Плюта Олега Анатольевича, зарегистрированного по адресу: /__/, в пользу соответствующего бюджета 24536,81 рублей, из которых

пеня, начисленная на недоимку в размере 338 рублей по налогу на доходы физических лиц за 2022 год за период с 16.04.2022 по 31.08.2022, - 17,13 рублей;

пеня, начисленная на недоимку в размере 338 рублей по налогу на доходы физических лиц за 2022 год за период с 17.05.2022 по 31.08.2022, - 11,63 рублей;

пеня, начисленная на недоимку в размере 338 рублей по налогу на доходы физических лиц за 2022 год за период с 16.06.2022 по 31.08.2022, - 7,60 рублей;

пеня, начисленная на недоимку в размере 338 рублей по налогу на доходы физических лиц за 2022 год за период с 05.07.2022 по 31.08.2022, - 5,57 рублей;

пеня, начисленная на недоимку в размере 338 рублей по налогу на доходы физических лиц за 2022 год за период с 05.08.2022 по 31.08.2022, - 2,43 рублей;

пеня, начисленная на недоимку в размере 169 рублей по налогу на доходы физических лиц за 2022 год за период с 16.08.2022 по 31.08.2022, - 0,72 рублей;

недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2022 год – 21767,83 рублей;

пеня, начисленная на недоимку в размере 572 рублей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2022 год за период с 16.08.2022 по 31.08.2022 – 2,44 рублей;

пеня, начисленная на недоимку в размере 286 рублей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2022 год за период с 16.09.2022 по 25.09.2022 – 0,73 рублей;

пеня, начисленная на недоимку в размере 21481,83 рублей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2022 год за период с 08.09.2022 по 11.09.2022 – 22,91 рублей;

недоимка по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за 2022 год – 37,70 рублей;

пеня, начисленная на недоимку в размере 75,40 рублей по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за 2022 год за период с 16.08.2022 по 31.08.2022 – 0,32 рублей;

пеня, начисленная на недоимку в размере 37,70 рублей по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за 2022 год за период с 16.09.2022 по 25.09.2022 – 0,10 рублей;

недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2022 год – 2115,10 рублей;

пеня, начисленная на недоимку в размере 132,60 рублей по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2022 год за период с 16.08.2022 по 31.08.2022 – 0,57 рублей;

пеня, начисленная на недоимку в размере 66,30 рублей по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2022 год за период с 16.09.2022 по 25.09.2022 – 0,17 рублей;

пеня, начисленная на недоимку в размере 5466,97 рублей по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2022 год за период с 08.09.2022 по 11.09.2022 – 5,83 рублей;

штраф за налоговое правонарушение по решению от 29.07.2022 № 565 в размере 38,03 рублей;

штраф за налоговое правонарушение по решению от 10.12.2021 № 1349 в размере 500 рублей;

в остальной части в удовлетворении административного иска Управления Федеральной налоговой службы по Томской области отказать;

взыскать с Плюта Олега Анатольевича в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 936 рублей;

кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Молчановский районный суд Томской области.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 9 февраля 2024 года.