Судья: Дайнеко А.М. Дело № 33-1642/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 мая 2018 года
Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Карелиной Е.Г.,
судей: Уваровой В.В., Черемисина Е.В.,
при секретаре Климашевской Т.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске дело по иску ФИО1 к Областному государственному казённому учреждению «Центр социальной поддержки населения Колпашевского района» об отмене решения, возложении обязанности предоставить государственную услугу по компенсации расходов по оплате коммунальных услуг, взыскании судебных расходов
по апелляционной жалобе представителя ответчика Областного государственного казённого учреждения «Центр социальной поддержки населения Колпашевского района» на решение Колпашевского городского суда Томской области от 14 февраля 2018 года.
Заслушав доклад судьи Уваровой В.В., объяснения
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Областному государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения Колпашевского района» (далее - ГКУ «ЦСПН Колпашевского района»), в котором, с учётом уточнения исковых требований, просила отменить решение ГКУ «ЦСПН Колпашевского района» № 05-101 от 17.01.2018 об отказе в предоставлении ей мер социальной поддержки; признать педагогической деятельностью работу: в должности педагога-воспитателя в детских яслях-саде Кетской сплавной конторы в период с 01.04.1987 по 01.08.1988; в должности воспитателя в яслях - саде № 83 Томского приборного завода в период с 26.09.1988 по 01.02.1993; в должности воспитателя в яслях-саде № 56 Октябрьского РОНО в период 02.02.1993 по 10.03.1993; в должности воспитателя в ГКУ «ЦСПН Колпашевского района» в период 01.09.2000 по 29.01.2018; признать работу в сельской местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в периоды с 01.04.1987 по 01.08.1988 и с 01.09.2000 по 29.01.2018; возложить на ответчика обязанность выплачивать компенсацию расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг со дня обращения за выплатой ежемесячной денежной выплаты на оплату жилищно-коммунальных услуг (ЕДВ) как пенсионеру из числа педагогических работников; взыскать судебные расходы на оплату государственной пошлины при подаче иска в размере 300 руб.; взыскать расходы на оплату услуг представителя в размере 10000 руб.
В обоснование требований указала, что 27 декабря 2017 года она обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении ЕДВ РСС на оплату коммунальных услуг в связи с тем, что занималась педагогической деятельностью более 10 лет, проживала и проживает в /__/ Колпашевского района Томской области, относящемся к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера. Данные обстоятельства дают ей право являться пользователем социальной поддержки по оплате коммунальных услуг на основании Закона Томской области от 30.04.2009 № 9-03 «О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельной категории граждан, работающих (работавших) и проживающих в сельской местности и рабочих поселках на территории Томской области». Ответчик отказал в предоставлении данной услуги по причине отсутствия необходимого педагогического стажа, не признав педагогическим стаж с 12.05.1997 по 31.08.2000 (3 года 3 месяца 20 дней) и исключив из подсчёта периоды работы с 01.04.1987 по 01.08.1988 в должности педагога-воспитателя в детских яслях-саде в Кетской сплавной конторе; с 26.09.1988 по 10.03.1993 в должности воспитателя в я/с № 83 и № 56 Томского приборного завода, с 01.09.2000 по 29.01.2018 в должности воспитателя в ОГКУ «Центр социальной помощи семье и детям Колпашевского района». Соответствующие записи о ее работе в трудовой книжке имеются, ответчиком не оспорены. С данным решением ответчика она не согласна, поскольку работала в указанных выше учреждениях, реализующих образовательные программы, в должности воспитателя, занимаясь только педагогической деятельностью, а потому как педагогический работник сельской местности имеет право на получение компенсации расходов на оплату коммунальных услуг.
Истец ФИО2, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, представив заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель истца ФИО2 ФИО3 в судебном заседании иск, с учётом уточнений, поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске.
Представители ответчика ОГКУ «ЦСПН Колпашевского района» ФИО4, ФИО5 заявленный иск не признали, указав, что меры социальной поддержки установлены пенсионерам из числа педагогических работников при одновременном выполнении следующих условий: наличие стажа работы в требуемой сфере и в соответствующей должности не менее 10 лет, а также переход на пенсию с соответствующих должностей. Истец не подпадает под данные требования, поскольку не выполнено ни одно из условий. Согласно трудовой книжке работы ФИО2 в сельской местности как педагога менее 10 лет. Переход на пенсию 01.07.2017 осуществлен не с соответствующей должности, так как на тот момент она не являлась работником образовательного учреждения. При этом ФИО2 работала и продолжает работать в Центре социальной помощи семье и детям, поэтому получает меры социальной поддержки по категории «Социальные службы - сельские специалисты», так как является социальным работником. До 2000 года ФИО1 работала воспитателем в детском саду «Золотой ключик» и получала меры социальной поддержки как педагогический работник. После переименования детского сада «Золотой ключик» в Центр социальной поддержки семьи и детям были внесены соответствующие изменения в Устав учреждения, которое прекратило педагогическую деятельность. На основании постановления Администрации Томской области от 04.02.2005 № 10а «Об утверждении перечня профессий, должностей и учреждений, расположенных на территории Томской области» для предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг истец является социальным работником и ей не может быть назначена ежемесячная денежная выплата как педагогу-пенсионеру - сельскому специалисту.
Решением Колпашевского городского суда Томской области от 14 февраля 2018 года исковые требования ФИО1 удовлетворены частично. Решение ГКУ «ЦСПН Колпашевского района» № 428 от 16.01.2018 отменено, на ГКУ «ЦСПН Колпашевского района» возложена обязанность назначить ФИО1 выплату компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 26.12.2017. С ГКУ «ЦСПН Колпашевского района» в пользу ФИО1 взысканы судебные расходы в размере 8300 руб.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ГКУ «ЦСПН Колпашевского района» ФИО5 просит решение суда отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении требований отказать.
В обоснование доводов жалобы указывает, что суд первой инстанции не учел, что Тогурское сельское территориальное управление было реорганизовано путем выделения части имущества его структурного подразделения детского сада «Колокольчик» на базе выделенного имущества и обслуживающего персонала детского сада «Колокольчик» и двух структурных подразделений иных юридических лиц («Центр реабилитации, оздоровления и развития детей», МУЗ «Центральная районная больница», «Приют для детей», МУ «Центр социального обслуживания») было создано МУ «Центр социальной помощи семье и детям». При этом учредителем был определен отдел социальной защиты населения Администрации Колпашевского района.
Указанные в постановлении Главы Администрации Колпашевского района Томской области от 31.05.2000 № 494 структурные подразделения были перепрофилированы в учреждение социальной защиты населения, не осуществляющее ни образовательную, ни педагогическую, ни здравоохранительную деятельность. Обращает внимание на то, что действие пп 1-2 ст. 1 Закона № 59-ОЗ не распространяется на педагогических работников учреждений социального обслуживания и социальной поддержки населения, в том числе организаций, осуществляющих обучение.
В возражениях на апелляционную жалобу истец ФИО1 просит решение Колпашевского городского суда Томской области от 14 февраля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции на основании ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие истца ФИО1, представителя ответчика ГКУ «ЦСПН Колпашевского района», надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на них, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Удовлетворяя исковые требования ФИО1 в полном объеме, суд первой инстанции исходил из того, что ФИО1 имеет стаж работы в педагогической должности более 10 лет, приобрела право на получение льгот по оплате жилья и коммунальных услуг в период работы на педагогических должностях, поскольку в период ее работы в образовательных учреждениях указанные льготы и их сохранение за работниками, вышедшими на пенсию, были предусмотрены действовавшим законодательством, во время работы на педагогических должностях работала и проживала в сельской местности и в настоящее время проживает на территории Колпашевского района Томской области.
Учитывая нормы правовых актов, регулировавшие спорные отношения и действовавшие в период трудовой деятельности ФИО1, а также в момент ее выхода на пенсию, суд пришел к выводу о наличии у нее права на названную меру социальной поддержки на момент обращения истца к ответчику с соответствующим заявлением.
Судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции основаны на неправильном толковании и применении к спорным правоотношениям норм материального права.
Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что в период с 01.04.1987 по 01.08.1988 ФИО1 работала в Кетской сплавной конторе в должности педагога-воспитателя в детских яслях-саде «Ивушка».
В период с 26.09.1988 по 01.02.1993 работала на Томском приборном заводе в яслях-саде № 83, а в период со 02.02.1993 по 10.03.1993 в Октябрьском РОНО в яслях-саде № 56.
С 12.05.1997 по 31.08.2000 ФИО1 работала в детском саде «Колокольчик» Тогурской сельской администрации и с 01.09.2000 по настоящее время работает воспитателем в Центре социальной помощи семье и детям (после реорганизации - Областное государственное казенное учреждение «Центр социальной помощи семье и детям Колпашевского района»).
Установлено, что на 07.02.2018 ФИО1 является получателем страховой пенсии по старости и ее страховой стаж составляет 28 лет 10 месяцев 10 дней.
Полагая, что стаж работы ФИО1 в педагогической деятельности составляет более 10 лет, 26.12.20217 она обратилась в Областное государственное казенное учреждение «Центр социальной поддержки населения Колпашевского района» с заявлением о предоставлении ЕДВ РСС на оплату коммунальных услуг.
Решением руководителя Областного государственного казенноного учреждения «Центр социальной поддержки населения Колпашевского района» от 16.01.2018 за номером 428 в предоставлении ЕДВ РСС ФИО1 было отказано по причине отсутствия необходимого десятилетнего педагогического стажа в учреждении образования.
Судебная коллегия полагает, что данный отказ, направленный в адрес истца в виде уведомления 17.01.2018 за номером 05-101, который она обжалует, является законным и обоснованным по следующим основаниям.
В силу ст. 21 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вступившего в силу с 01 сентября 2013 года, образовательная деятельность осуществляется образовательными организациями и в случаях, установленных этим Федеральным законом, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями.
Согласно п. 8 ст. 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», действовавшим до 01 сентября 2013 года, образовательным признавалось учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными учреждениями, в том числе учреждениями общественных объединений и религиозных организаций). Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.
К образовательным учреждениям относятся и дошкольные.
Согласно статье 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года №3266-I «Об образовании» в редакции, действовавшей до 11 января 2011 года, педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имели право пользоваться бесплатно жилой площадью с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливались законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 29 декабря 2010 года № 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» приведенная норма Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года « 3266-I была изложена в новой редакции, согласно которой педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
В целях установления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим (работавших) и проживающим в сельской местности и рабочих поселках на территории Томской области был принят Закон Томской области № 59-ОЗ от 30.04.2009 «О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, работающих (работавших) и проживающих в сельской местности и рабочих поселках на территории Томской области».
Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг пенсионерам из числа педагогических работников, которые проработали в сельской местности в указанной сфере не менее 10 лет и вышли на пенсию с соответствующих должностей на территории Томской области регламентированы Законом Томской области № 59-03 от 30.04.2009 «О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, работающих (работавших) и проживающих в сельской местности и рабочих посёлках на территории Томской области».
Из материалов дела следует, что стаж работы ФИО1 в периоды с 01.04.1987 по 01.08.1988 (1 год 4 месяца) в Кетской сплавной конторе в должности педагога –воспитателя и с 12.04.1997 по 31.08.2000 (3 года 3 месяца 20 дней) в детском саду «Колокольчик» в должности воспитателя составляет 4 года 7 месяцев и 21 день.
Данный стаж признан ответчиком педагогическим и принят в расчет стажа ФИО1 как педагога - пенсионера – сельского специалиста.
Вместе с тем период работы ФИО1 в должности воспитателя «Центра социальной помощи семье и детям» с 01.09.2000 по настоящее время не включен ответчиком в расчет стажа как педагогу - пенсионеру – специалисту в связи с тем, что данное учреждение не является образовательным.
Анализируя положения должностной инструкции воспитателя Областного государственного учреждения «Центр социальной помощи семье и детям Колпашевского района» № 18 от 01.01.2010, утвержденном директором ОГУ ЦСПСД, положения должностной инструкции воспитателя Областного государственного казенного учреждения «Центр социальной помощи семье и детям Колпашевского района» б/н от 01.07.2014, утвержденной директором ОГКУ ЦСПСД, положения Устава Областного государственного учреждения «Центр социальной помощи семье и детям Колпашевского района» от 05 апреля 2016 года, показания свидетелей М., Г., судебная коллегия приходит к выводу о том, что последнее место работы, с которого истец вышла на пенсию - Областное государственное казенное учреждение «Центр социальной помощи семье и детям Колпашевского района», не является образовательным, поскольку целями и задачами учреждения является социальная адаптация жителей Колпашевского района, попавших в трудную жизненную ситуацию, а в видах деятельности образовательная и педагогическая деятельности отсутствуют.
Учитывая, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для включения в педагогический стаж истца ее периода деятельности в должности воспитателя в Областном государственном учреждении «Центр социальной помощи семье и детям Колпашевского района», то на момент выхода на пенсию ФИО1 не имела 10 лет стажа педагогической работы в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и вышла на пенсию не с должности педагогического работника.
Так как истец ФИО1, проживая в сельской местности, тем не менее на пенсию вышла не из образовательного учреждения, на момент ее увольнения стажа, необходимого для назначения пенсии, не имелось, то судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции и принятии нового решения об отказе ФИО1 в удовлетворении требований в предоставлении ей меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, предусмотренной Законом Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», действовавшим и распространявшим свое действие на спорные правоотношения, а также положениями действующего в настоящее время Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», по причине недостаточности стажа педагогической работы в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
Руководствуясь п.2 ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Колпашевского городского суда Томской области от 14 февраля 2018 года отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Областному государственному казённому учреждению «Центр социальной поддержки населения Колпашевского района» об отмене решения об отказе в предоставлении государственной услуги по компенсации расходов по оплате коммунальных услуг, возложении обязанности предоставить государственную услугу по компенсации расходов по оплате коммунальных услуг отказать.
Председательствующий
Судьи: