Судья Шишкина С.С. Дело № 33а-3177/2023
УИД 70RS0003-01-2023-002517-63
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 октября 2023 года
Судебная коллегия по административным делам Томского областного суда в составе
председательствующего Петровского М.В.,
судей Осмольской М.О., Куцабовой А.А.
при секретаре Вавилиной В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске административное дело №2а-1708/2023 по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Томской области к Ярославцеву Олегу Анатольевичу о взыскании задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество, земельному налогу, налогу на профессиональную деятельность, пени
по апелляционной жалобе административного истца Управления Федеральной налоговой службы по Томской области на решение Октябрьского районного суда г.Томска от 7 июня 2023 года,
заслушав доклад судьи Осмольской М.О.,
установила:
Управление Федеральной налоговой службы по Томской области (сокращенное наименование - УФНС России по Томской области) обратилось в Октябрьский районный суд г.Томска с административным исковым заявлением к Ярославцеву О.А. о взыскании в пользу соответствующего бюджета задолженности в размере 12398 рублей 23 копейки, из которых: 3 220 рублей - транспортный налог за 2019-2020 годы, 6 рублей 64 копейки – пеня по транспортному налогу за периоды с 02.12.2020 по 16.12.2020, с 02.12.2021 по 09.12.2021, 6 096 рублей - налог на имущество физических лиц за 2019-2020 годы, 12рублей 69 копеек- пеня по налогу на имущество физических лиц за периоды с 02.12.2020 по 16.12.2020, с 02.12.2021 по 09.12.2021, 356 рублей – земельный налог за 2019-2020 годы, 74 копейки – пеня по земельному налогу за периоды с 02.12.2020 по 16.12.2020, с 02.12.2021 по09.12.2021, 2 704 рубля - налог на профессиональный доход за июль 2022 года, 2 рубля 16 копеек – пеня по налогу на профессиональный доход за период с 26.08.2022 по28.08.2022.
В обоснование заявленных требований указано, что Ярославцев О.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером /__/, расположенного по адресу: /__/, жилого дома, расположенного по адресу: /__/, общей площадью /__/ кв.м с кадастровым номером /__/, квартиры, расположенной по адресу: /__/, общей площадью /__/ кв.м с кадастровым номером /__/, помещения по адресу: /__/, общей площадью /__/ кв.м с кадастровым номером /__/, транспортного средства - автомобиля марки «OPEL ASTRA», государственный регистрационный знак /__/, идентификационный номер (VIN) /__/, 2011 года выпуска. Таким образом, Ярославцев О.А. является плательщиком транспортного налога, земельного налога, налога на имущество физических лиц. Налогоплательщику исчислен земельный налог за 2019 год – 178 рублей, за 2020 год – 178 рублей; направлены налоговые уведомления от 03.08.2020 № 4604141, от 01.09.2021 №16195525; в связи с неуплатой земельного налога за периоды с 02.12.2020 по 16.12.2020, с 02.12.2021 по09.12.2021 начислена пеня 74 копейки; налогоплательщику направлены требования от 17.12.2020 №110693, от 10.12.2021 № 104573; земельный налог за 2019-2020г.г. в общей сумме 356 рублей и пеня 74 копейки не уплачены. Ярославцеву О.А. исчислен налог на имущество физических лиц за 2019 год – 3988 рублей, за 2020 год – 2108 рублей; налогоплательщику направлены налоговые уведомления от 03.08.2020 №4604141, от 01.09.2021 № 16195525; в связи с неуплатой налога на имущество физических лиц за периоды с 02.12.2020 по 16.12.2020, с 02.12.2021 по09.12.2021 начислена пеня 12рублей 69 копеек; налогоплательщику направлены требования от 17.12.2020 № 110693, от 10.12.2021 № 1045734; налог на имущество физических лиц за 2019-2020 г.г. в общей сумме 6096 рублей и пеня 12рублей 69 копеек не уплачены. Административному ответчику исчислен транспортный налог за 2019 год – 1610 рублей, за 2020 год – 1610 рублей; направлены налоговые уведомления от 03.08.2020 № 4604141, от 01.09.2021 №16195525; в связи с неуплатой транспортного налога за периоды с 02.12.2020 по 16.12.2020, с 02.12.2021 по09.12.2021 начислена пеня 6 рублей 64 копейки; налогоплательщику направлены требования от 17.12.2020 № 110693, от 10.12.2021 №104573; транспортный налог за 2019-2020 г.г. в общей сумме 3220 рублей и пеня 6 рублей 64 копейки не уплачены. В соответствии с Федеральным законом от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» Ярославцев О.А. применял специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход»; уплата налога осуществляется не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, по месту ведения налогоплательщиком деятельности; в установленный срок налог на профессиональный доход за июль 2022 года в сумме 2704 рубля не уплачен, налогоплательщику за период с 26.08.2022 по28.08.2022 начислена пеня 2 рубля 16 копеек; направлено требование от 29.08.2022 № 71990; налог на профессиональный доход в сумме 2704 рубля и пеня 2 рубля 16 копеек не уплачены. Налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Ярославцева О.А. задолженности по уплате налогов и пени; 13.10.2022 мировым судьей вынесен судебный приказ о взыскании задолженности по уплате налогов и пени в общей сумме 12398 рублей 23 копейки; по возражениям Ярославцева О.А. 30.11.2022 мировым судьей вынесено определение об отмене судебного приказа.
Административное дело в суде первой инстанции рассмотрено в отсутствие представителя административного истца УФНС России по Томской области, извещенного о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Административный ответчик Ярославцев О.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, сославшись на пропуск административным истцом срока обращения в суд с заявленными требованиями, а также на факт погашения всей предъявленной ко взысканию суммы задолженности по налогам и пени.
Решением Октябрьского районного суда г. Томска от 07.06.2023 УФНС России по Томской области отказано в удовлетворении административного иска.
В апелляционной жалобе административный истец УФНС России по Томской области в лице представителя Лях Ю.А. просит решение суда отменить, принять новое решение – об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что суд первой инстанции пришел к необоснованному выводу об оплате Ярославцевым О.А. предъявленной ко взысканию задолженности по налогам и пени. Сальдо ЕНС по налогоплательщикам формируется с 01.01.2023; все поступившие денежные средства, а также начисления, отраженные в карточке расчетов с бюджетом по состоянию на 31.12.2022 участвуют в формировании сальдо для ЕНС. Административным ответчиком в суд первой инстанции представлены платежные документы от 07.06.2023 об уплате задолженности по налогам и пени на сумму 9694 рубля 23 копейки; данная сумма 07.06.2023 поступила в Межрегиональную инспекцию по управлению долгом; в соответствии с частью 8 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации денежные средства зачтены в счет погашения задолженности Ярославцева О.А. по недоимкам с более ранним моментом выявления. Таким образом, задолженность по налогам и пени, предъявленная ко взысканию до настоящего времени остается непогашенной.
На основании части 1 статьи 307, части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть административное дело в отсутствие сторон, извещенных о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23, пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Согласно пункту 1 статьи 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать, соответственно, налоги и (или) сборы.
Возникновение обязанности по уплате налога законодательство о налогах и сборах связывает с наличием у налогоплательщика объекта налогообложения (пункт 1 статьи 38 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 данного Кодекса, если иное не предусмотрено указанной статьей.
Согласно пункту 1 статьи 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается этим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге, вводится в действие в соответствии с данным Кодексом законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьями 399, 400 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц устанавливается данным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с этим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований; плательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 данного Кодекса.
На основании пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
В силу положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формой платы за использование земли является, в том числе земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) (часть 1). Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (часть 2).
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации лица, владеющие земельными участками на праве собственности, признаются плательщиками земельного налога.
На основании статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей в спорный налоговый период, налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Статьей 393 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговым периодом признается календарный год.
В силу части 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 данной статьи. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками– физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
В силу статьи 18 Налогового кодекса Российской Федерации налог на профессиональный доход относится к специальным налоговым режимам и устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 27.11.2018 №422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход».
Согласно статье 1 Закона Томской области от 29.05.2020 № 62-ОЗ «О введении в действие специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» на территории Томской области» в соответствии с частью 1.1 статьи 1 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ названный специальный налоговый режим на территории Томской области введен с 01.07.2020.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 27.11.2018 №422-ФЗ налогоплательщиками налога на профессиональный доход признаются физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, перешедшие на специальный налоговый режим в порядке, установленном данным Федеральным законом.
Согласно статье 8 приведенного Федерального закона налоговой базой признается денежное выражение дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), являющегося объектом налогообложения. Налоговая база определяется отдельно по видам доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки (часть 1). В целях определения налоговой базы доходы учитываются нарастающим итогом с начала налогового периода (часть 2).
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 27.11.2018 №422-ФЗ налоговым периодом признается календарный месяц, если иное не предусмотрено данной статьей.
Согласно статье 10 названного Закона налоговые ставки устанавливаются в размере: 4 процента в отношении доходов, полученных налогоплательщиками от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) физическим лицам (пункт 1); 6 процентов в отношении доходов, полученных налогоплательщиками от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) индивидуальным предпринимателям для использования при ведении предпринимательской деятельности и юридическим лицам (пункт 2).
В силу статьи 11 приведенного Закона сумма налога исчисляется налоговым органом как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при применении разных ставок - как сумма, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз, с учетом уменьшения соответствующей суммы налога на сумму налогового вычета в порядке, предусмотренном статьей 12 данного Федерального закона (часть1).
Налоговый орган уведомляет налогоплательщика через мобильное приложение «Мой налог» не позднее 12-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, о сумме налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, с указанием реквизитов, необходимых для уплаты налога. В случае, если сумма налога, подлежащая уплате по итогам налогового периода, составляет менее 100 рублей, указанная сумма добавляется к сумме налога, подлежащей уплате по итогам следующего налогового периода (часть 2).
Уплата налога осуществляется не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, по месту ведения налогоплательщиком деятельности (часть 3).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога, повлекшие формирование отрицательного сальдо единого налогового счета налогоплательщика, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику через мобильное приложение «Мой налог» предусмотренного статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации требования об уплате задолженности в сроки, установленные статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения требования об уплате задолженности налоговый орган вправе взыскать имеющуюся у налогоплательщика задолженность в порядке и сроки, которые установлены Налоговым кодексом Российской Федерации (часть 6).
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Налоговый орган не позднее 30 дней до наступления срока платежа направляет налогоплательщику налоговое уведомление (статья 52 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом (пункт 4 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации).
В случаях, когда расчет налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получение налогового уведомления.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленным законодательством сроки налогоплательщик должен уплатить пени. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Пеня начисляется, если иное не предусмотрено данной статьей и главами 25 и 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности, по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пени, начисленная на недоимку, не может превышать размер этой недоимки (пункт 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (статья 69 Налогового кодекса Российской Федерации).
Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с названным Кодексом (абзац 1 пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 11.2 Налогового кодекса Российской Федерации личный кабинет налогоплательщика - информационный ресурс, который размещен на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и ведение которого осуществляется указанным органом в установленном им порядке.
Личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками - физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.
Налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам- физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено данным пунктом.
Для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на бумажном носителе налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, направляют в любой налоговый орган по своему выбору уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе.
При передаче налогоплательщиками - физическими лицами в налоговый орган через личный кабинет налогоплательщика документов в электронной форме документы, подписанные усиленной неквалифицированной электронной подписью, сформированной в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи», признаются электронными документами, равнозначными документам на бумажном носителе, подписанным собственноручной подписью налогоплательщика.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных данной статьей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на период спорных правоотношений) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено этим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Согласно пункту 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами административного дела, с 30.12.2014 за Ярославцевым О.А. зарегистрировано транспортное средство – легковой автомобиль марки «OPEL ASTRA», государственный регистрационный знак /__/, идентификационный номер (VIN) /__/, 2011 года выпуска, мощностью двигателя 115 л.с., что подтверждается карточкой учета транспортного средства, поступившей на запрос судебной коллегии, в связи с чем административный ответчик в спорные периоды 2019-2020 г.г. являлся плательщиком транспортного налога.
В 2019, 2020 г.г. Ярославцеву О.А. на праве общей совместной собственности с Я. принадлежала квартира с кадастровым номером /__/, расположенная по адресу: /__/, площадью /__/ кв.м (право собственности зарегистрировано 13.03.2013); с 10.11.2015 в собственности Ярославцева О.А. находится нежилое помещение с кадастровым номером /__/, расположенное по адресу: /__/, площадью /__/ кв.м (выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 13.09.2023, поступившие по запросу судебной коллегии).
Также в спорные налоговые периоды (2019, 2020 г.г.) Ярославцеву О.А. принадлежали 1/4 доли в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером /__/ по адресу: /__/, площадью /__/ кв.м и жилой дом с кадастровым номером /__/ по адресу: /__/, площадью /__/ кв.м, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 13.09.2023, свидетельством о праве на наследство по завещанию от 08.09.2014, поступившими по запросу судебной коллегии.
Таким образом, в 2019, 2020 г.г. Ярославцев О.А. являлся плательщиком земельного налога, налога на имущество физических лиц.
Налоговым органом сформировано налоговое уведомление от 03.08.2020 №4604141 с исчисленным транспортным налогом за 2019 год – 1 610 рублей, земельным налогом за 2019 год (1/4 доли в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером /__/ по адресу: /__/) – 178 рублей; налогом на имущество физических лиц за 2019 год – 3 988 рублей (3003 рубля – за 1/2 доли в праве собственности на квартиру по адресу: /__/; 985 рублей- за 1/4 доли в праве собственности на жилой дом по адресу: /__/).
Налоговым органом сформировано налоговое уведомление от 01.09.2021 №16195525 с исчисленным транспортным налогом за 2020 год в размере 1 610 рублей, земельным налогом за 2020 год (1/4 доли в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером /__/ по адресу: /__/) – 178 рублей, налогом на имущество физических лиц за 2020 год – 2 108 рублей (1569 рублей – за 1/2 доли в праве собственности на квартиру по адресу: /__/; 213 рублей – за 1/4 доли в праве собственности на жилой дом по адресу: /__/, 326 рублей – за нежилое помещение по адресу: /__/).
Налоговые уведомления направлены Ярославцеву О.А. через личный кабинет налогоплательщика и получены им: налоговое уведомление от 03.08.2020 №4604141 – 25.09.2020, налоговое уведомление от 01.09.2021 №16195525 – 22.09.2021, что подтверждается скриншотами страницы личного кабинета налогоплательщика (л.д. 14).
Поскольку Ярославцевым О.А. обязанность по уплате указанных налогов не исполнена, в соответствии с пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации через личный кабинет налогоплательщика ему направлено требование от 17.12.2020 №110693 об уплате в срок до 26.01.2021 недоимки по транспортному налогу - 1610 рублей, пени по транспортному налогу – 3 рубля 42 копейки, налога на имущество физических лиц – 3 988 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц – 8 рублей 47 копеек, земельного налога - 178 рублей, пени по земельному налогу – 38 копеек (л.д.22).
Ярославцеву О.А. направлено требование от 10.12.2021 №104573 об уплате в срок до 25.01.2022 недоимки по транспортному налогу – 1 610 рублей, пени по транспортному налогу – 3 рубля 22 копейки, налога на имущество физических лиц – 2 108 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц – 4рубля 22 копейки, земельного налога - 178 рублей, пени по земельному налогу – 36 копеек (л.д. 20-21).
В адрес административного ответчика также направлено требование от 29.08.2022 №71990 об уплате в срок до 30.09.2022 налога на профессиональный доход – 2 704 рубля, пени по налогу на профессиональный доход – 2 рубля 16 копеек.
Указанные требования направлены налогоплательщику через личный кабинет налогоплательщика и получены им: требование от 17.12.2020 №110693 – 21.12.2020 (л.д.15), требование от 10.12.2021 №104573 – 13.12.2021 (л.д. 14), требование от 29.08.2022 №71990 – 23.09.2022 (л.д. 16).
Таким образом, указанные требования об уплате налогов и пени налоговым органом направлены Ярославцеву О.А. в установленный пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации трехмесячный срок.
В связи с неисполнением названных требований об уплате налогов и пени в установленные сроки, налоговый орган 07.10.2022 обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Ярославцева О.А. задолженности по уплате недоимки по налогам и пени.
Судебным приказом от 13.10.2022 по делу №2а-3559/22 мировым судьей судебного участка №8 Октябрьского судебного района г.Томска с Ярославцева О.А. в пользу соответствующего бюджета взыскана задолженность в размере 12 398 рублей 23копейки, в том числе: налог на имущество физических лиц за 2019, 2020 г.г. - 6 096 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц - 12 рублей 69 копеек, транспортный налог за 2019, 2020 г.г. - 3 220 рублей, пени по транспортному налогу - 6 рублей 64 копейки, земельный налог за 2019, 2020г.г. - 256 рублей, пени по земельному налогу - 74 копейки, налог на профессиональный доход за 2022 год – 2 704 рубля, пени по налогу на профессиональный доход - 2 рубля 16 копеек.
По возражениям Ярославцева О.А. указанный судебный приказ отменен определением мирового судьи судебного участка №8 Октябрьского судебного района г.Томска от 30.11.2022 (л.д.8).
С административным исковым заявлением в Октябрьский районный суд г.Томска налоговый орган обратился 12.04.2023 (л.д.3), то есть в установленный законом шестимесячный срок после отмены судебного приказа.
Вопреки доводам административного ответчика, налоговым органом не пропущен срок обращения в суд с заявлением о взыскании задолженности по налогам и пени, предусмотренный пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на период спорных правоотношений).
Как верно указано судом первой инстанции, срок исполнения самого раннего требования от 17.12.2020 № 110693, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налогов и пеней, установлен до 26.01.2021, сумма налоговой задолженности исходя из общих сумм, предъявленных в требованиях налогового органа, превысила 10 000 рублей с момента предъявления требования от 29.08.2022 № 71990 со сроком уплаты до 30.09.2022; шестимесячный срок для обращения к мировому судье о взыскании задолженности истекал 30.03.2023 (30.09.2022 + 6 месяцев), следовательно, не был пропущен на дату обращения к мировому судье – 07.10.2022. Довод Ярославцева О.А., изложенный в письменном отзыве на апелляционную жалобу, о том, что по состоянию на 26.01.2021, на 25.01.2022 за ним числилась задолженность в размере более 10000 рублей во внимание судебной коллегией не принимается, поскольку данный довод какими-либо доказательствами не подтвержден и опровергается вышеуказанными требованиями налогового органа.
В ходе рассмотрения административного дела в суде первой инстанции Ярославцевым О.А. представлены платежные документы, содержащие сведения об исполнении требований налогового органа об уплате налогов за 2019, 2020 г.г. и пени, предъявленных ко взысканию, с указанием в каждом платежном документе назначения производимого платежа.
Так, Ярославцевым О.А. представлены: справка по операции от 01.05.2023 о внесении суммы 8 872 рубля 58 копеек в счет уплаты налога на профессиональный доход (л.д. 47, 48), чек по операции от 07.06.2023 (л.д.55) о внесении суммы 2 рубля 16 копеек в счет уплаты пени по налогу на профессиональный доход за период с 26.06.2022 по 28.08.2022; чек по операции от 07.06.2023 (л.д.49) о внесении суммы 6 096 рублей в счет уплаты налога на имущество физических лиц за 2019, 2020 г.г., чек по операции от 07.06.2023 (л.д.53) о внесении суммы 12рублей 69 копеек в счет уплаты пени по налогу на имущество физических лиц за период с 02.12.2020 по 16.12.2020, с 02.12.2021 по 09.12.2021; чек по операции от 07.06.2023 (л.д.50) о внесении суммы 3 220 рублей в счет уплаты транспортного налога за 2019, 2020 г.г., чек по операции от 07.06.2023 (л.д.52) о внесении суммы 6 рублей 64 копейки в счет уплаты пени по транспортному налогу за период с 02.12.2020 по 16.12.2020, с 02.12.2021 по 09.12.2021; чек по операции от 07.06.2023 (л.д.51) о внесении суммы 356 рублей в счет уплаты земельного налога за 2019, 2020 г.г., чек по операции от07.06.2023 (л.д.54) о внесении суммы 74 копейки в счет уплаты пени по земельному налогу за период с 02.12.2020 по 16.12.2020, с 02.12.2021 по 09.12.2021.
Отказывая УФНС России по Томской области в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что Ярославцев О.А., произведя вышеуказанные платежи 01.05.2023, 07.06.2023, обязанность по уплате транспортного налога, земельного налога, налога на имущество физических лиц за 2019, 2020 г.г., налога на профессиональный доход за июль 2022 года и пеней выполнил в объеме, предъявленном в административном иске.
Согласно ответу УФНС России по Томской области от 02.10.2023 на запрос судебной коллегии поступившие от Ярославцева О.А. 01.05.2023, 07.06.2023 суммы распределены налоговым органом в счет погашения ранее возникших недоимок административного ответчика: 8 872 рубля 58 копеек зачтены в счет уплаты налога на профессиональный доход: 2 704 рубля - за июль 2022 года, 1 077 рублей 48 копеек – за август 2022 года, 922 рубля 52 копейки – за ноябрь 2022 года, 4 168 рублей 58 копеек – за декабрь 2023 года; 2 рубля 16 копеек зачтены в счет уплаты транспортного налога за 2018 год; 6 096 рублей зачтены в счет уплаты налога на имущество физических лиц: 2 156 рублей 89 копеек - за 2017 год, 2 484 рубля 40 копеек - за 2018 год в размере, в счет уплаты транспортного налога: 223 рубля 27 копеек - за 2017 год, 1 053 рубля 44 копейки - за 2018 год, а также в счет уплаты земельного налога за 2015 год - 178 рублей; 12 рублей 69 копеек зачтены в счет уплаты транспортного налога за 2018 год; 3 220 рублей зачтены в счет уплаты транспортного налога за 2017 год - 216 рублей 90 копеек, в счет уплаты земельного налога за 2017 год - 178 рублей, за 2018 год - 128 рублей 01 копейка, в счет уплаты налога на имущество физических лиц за 2017 год - 1 774 рубля 11 копеек, за 2015 год - 922 рубля 98 копеек; 6 рублей 64 копейки зачтены в счет уплаты земельного налога за 2018 год; 356 рублей зачтены в счет уплаты земельного налога за 2018 год - 43 рубля 35 копеек, в счет уплаты налога на имущество физических лиц за 2015 год - 312 рублей 65 копеек; 74 копейки зачтены в счет уплаты транспортного налога за 2018 год.
Таким образом, внесенные Ярославцевым О.А. 01.05.2023, 07.06.2023 денежные средства зачтены налоговым органом в счет уплаты недоимки по налогам за 2015, 2017 и 2018годы.
При этом решением Советского районного суда г.Томска от24.01.2018 по делу №2а-152/2018 по административному иску ИФНС России по г. Томску, вступившим в законную силу 01.03.2018, с Ярославцева О.А. в пользу соответствующего бюджета взыскана задолженность по обязательным платежам и санкциям в общей сумме 5337 рублей 79 копеек, из которых: 1744 рубля – транспортный налог за 2015 год, 8 рублей 14 копеек – пеня по транспортному налогу за период с 02.12.2016 по 15.12.2016, 3 391 рубль - налог на имущество физических лиц за 2015 год, 15 рублей 82 копейки - пени по налогу на имущество физических лиц за период с 02.12.2016 по 15.12.2016, 178 рублей - земельный налог за 2015 год, 83 копейки - пеня по земельному налогу за период с 02.12.2016 по 15.12.2016.
По сведениям, предоставленным отделением судебных приставов по Советскому району г.Томска УФССП России по Томской области на запрос судебной коллегии, и согласно материалам исполнительного производства на основании указанного решения суда постановлением судебного пристава-исполнителя отделения судебных приставов по Советскому району г.Томска УФССП России по Томской области Ж. от09.11.2018 в отношении Ярославцева О.А. возбуждено исполнительное производство №/__/, которое постановлением судебного пристава-исполнителя от 09.01.2019 окончено на основании пункта 1 части 1 статьи 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в связи с исполнением должником требований исполнительного документа в полном объеме. В подтверждение оплаты вышеуказанных сумм налогов и пени за 2015 год представлены сведения с указанием размера сумм и номеров платежных поручений.
Судебным приказом мирового судьи судебного участка №2 Советского судебного района г.Томска от 02.06.2020 по делу №2а-1366/2020 по заявлению ИФНС России по г.Томску с Ярославцева О.А. взыскана задолженность в размере 5 705 рублей 64 копейки, из которых: земельный налог за 2018 год – 178 рублей, пени по земельному налогу – 83копейки, 3 891 рубль – налог на имущество физических лиц за 2018 год, пени по налогу на имущество физических лиц – 18 рублей 26 копеек, 1 610 рублей – транспортный налог за 2018 год, пени по транспортному налогу – 7 рублей 55 копеек.
По заявлению Ярославцева О.А. указанный судебный приказ отменен 05.11.2020, однако по сведениям, предоставленным отделением судебных приставов по Советскому району г.Томска УФССП России по Томской области на запрос судебной коллегии, и представленным материалам исполнительного производства на основании указанного судебного приказа постановлением судебного пристава-исполнителя отделения судебных приставов по Советскому району г.Томска УФССП России по Томской области Р. от 23.09.2020 в отношении Ярославцева О.А. возбуждено исполнительное производство №/__/; постановлением судебного пристава-исполнителя от 27.11.2020 данное исполнительное производство окончено на основании пункта 1 части 1 статьи 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в связи с исполнением должником требований исполнительного документа в полном объеме. В подтверждение оплаты вышеуказанных сумм налогов и пени за 2018 год представлены сведения с указанием размера сумм и номеров платежных поручений.
Вступившим в законную силу 05.06.2018 решением Советского районного суда от27.04.2018 по делу № 2а-1128/2018 ИФНСРоссии по г.Томску отказано во взыскании c Ярославцева О.А. задолженности в размере 6 452 рубля 58 копеек, из которых: земельный налог за 2012-2014 годы – 403 рубля 72 копейки, пени по земельному налогу – 1 рубль 34 копейки, налог на имущество физических лиц за 2012-2014 годы – 5 126 рублей 63 копейки, пени по налогу на имущество физических лиц – 16рублей 92 копейки, транспортный налог за 2014 год – 901 рубль, пени по транспортному налогу – 2 рубля 97копеек.
Задолженность по транспортному, земельному налогам, налогу на имущество физических лиц за 2016 год, взысканная с Ярославцева О.А. на основании судебного приказа №2а-3339/2018 от 06.11.2018 в размере 5 686 рублей 39 копеек погашена, что подтверждается постановлением судебного пристава-исполнителя отделения судебных приставов по Советскому району г.Томска от 13.02.2019 об окончании исполнительного производства №/__/ в связи с исполнением должником требований исполнительного документа, а также сведениями об оплате сумм в рамках исполнительного производства №/__/ с указанием номеров платежных поручений.
Согласно ответу УФНС России по Томской области от 06.10.2023 на запрос судебной коллегии налоговый орган с требованиями о взыскании с Ярославцева О.А. земельного налога, транспортного налога, налога на имущество физических лиц за 2017 год в судебном порядке не обращался.
Из налогового уведомления от23.06.2018 №11093180 следует, что за налоговый период 2017 года сумма задолженности Ярославцева О.А. по налогам составила 5 259 рублей: 1 150 рублей – транспортный налог, 178 рублей – земельный налог, 3 931 рубль - налог на имущество физических лиц; пени по налогам за 2017 год исчислены в следующем размере: пени по транспортному налогу - 16 рублей 51 копейка, по налогу на имущество физических лиц - 56 рублей 45 копеек, по земельному налогу - 2рубля 56 копеек.
26.09.2023 от УФНС России по Томской области поступило заявление об отказе от административного иска в части требований о взыскании с Ярославцева О.А. налога на профессиональный доход за июль 2022 года в размере 2 704 рубля.
11.10.2023 от УФНС России по Томской области поступило заявление об отказе от части административных исковых требований, предъявленных к Ярославцеву О.А., в размере 4 458 рублей 29 копеек, из которых: 360 рублей 03 копейки - транспортный налог за 2019 год, 6 рублей 64копейки - пеня по транспортному налогу за периоды с 01.12.2020 по 16.12.2020, с 02.12.2021 по 09.12.2021; 3 720 рублей 03копейки - налог на имущество физических лиц за 2019 год, 12 рублей 69 копеек - пеня по налогу на имущество физических лиц за периоды с 01.12.2020 по 16.12.2020, с 02.12.2021 по 09.12.2021; 356 рублей - земельный налог за 2019, 2020 г.г., 74 копейки - пеня по земельному налогу за период с 01.12.2020 по 16.12.2020, с 02.12.2021 по 09.12.2021; 2 рубля 16 копеек - пеня по налогу на профессиональный доход за период с 26.08.2022 по 28.08.2022.
В остальной части УФНС России по Томской области поддержало административный иск в части требований к Ярославцеву О.А. на сумму 5 235рублей 94 копейки, из которых: 1 249 рублей 97копеек - транспортный налог за 2019 год, 1 610 рублей- транспортный налог за 2020 год; 267 рублей 97 копеек - налог на имущество физических лиц за 2019 год, 2 108 рублей - налог на имущество физических лиц за 2020 год.
В соответствии с частью 2 статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично.
Согласно статье 304 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации отказ административного истца от иска, совершенный после принятия апелляционных жалобы, представления, должен быть выражен в поданном суду апелляционной инстанции заявлении в письменной форме (часть 1); порядок и последствия рассмотрения заявления об отказе административного истца от иска определяются по правилам, установленными статьей 157 того же Кодекса; при принятии заявления об отказе административного истца от иска суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по административному делу (часть 2).
При этом, как следует из положений части 2 статьи 157 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, отказ от административного иска не может быть принят судом, если по данной категории административных дел не допускается принятие отказа от административного иска.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 194 того же Кодекса суд прекращает производство по административному делу в случае, если административный истец отказался от административного иска, и отказ принят судом. На основании части 1 статьи195 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае прекращения производства по административному делу повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Заявления УФНС России по Томской области об отказе от административного иска в части поданы в суд апелляционной инстанции в письменной форме, содержат выраженное однозначно волеизъявление административного истца на отказ от административного иска в части требований о взыскании с Ярославцева О.А. задолженности по налогу на профессиональный доход за июль 2022 года в размере 2 704 рубля; задолженности в размере 4 458 рублей 29 копеек, из которых: 360 рублей 03 копейки - транспортный налог за 2019 год, 6 рублей 64копейки - пеня по транспортному налогу за периоды с 01.12.2020 по 16.12.2020, с 02.12.2021 по 09.12.2021; 3 720 рублей 03копейки - налог на имущество физических лиц за 2019 год, 12 рублей 69 копеек - пеня по налогу на имущество физических лиц за периоды с 01.12.2020 по 16.12.2020, с 02.12.2021 по 09.12.2021; 356 рублей - земельный налог за 2019, 2020 г.г., 74 копейки - пеня по земельному налогу за период с 01.12.2020 по 16.12.2020, с 02.12.2021 по 09.12.2021; 2 рубля 16 копеек - пеня по налогу на профессиональный доход за период с 26.08.2022 по 28.08.2022.
Предусмотренные законом последствия отказа от административного иска административному истцу известны и понятны; заявления подписаны представителем УФНС России по Томской области Лях Ю.А., обладающей соответствующими полномочиями в соответствии с доверенностью от 18.05.2023 № /__/, выданной сроком до 31.12.2023.
Отказ от административного иска заявлен до рассмотрения судом апелляционной инстанции дела по существу; спор не относится к категории административных дел, по которым не допускается принятие отказа от административного иска.
В связи с изложенным судебная коллегия полагает возможным принять отказ УФНС России по Томской области отадминистративного иска в вышеуказанной части, решение Октябрьского районного суда г.Томска от 07.06.2023 в этой части отменить, производство по делу в указанной части - прекратить.
Как указано выше, налоговый орган с требованиями о взыскании с Ярославцева О.А. земельного налога, транспортного налога, налога на имущество физических лиц за 2017 год не обращался, вместе с тем согласно ответу УФНС России по Томской области от 02.10.2023 часть денежных средств, внесенных Ярославцевым О.А. в счет уплаты земельного налога, транспортного налога, налога на имущество физических лиц за 2019, 2020 г.г. учтены налоговым органом в счет уплаты налогов за 2017 год: из внесенных 07.06.2023 денежных средств в размере 6 096 рублей 2 156 рублей 89 копеек зачтено в счет уплаты налога на имущество физических лиц за 2017 год, 223 рубля 17 копеек – в счет уплаты транспортного налога за 2017 год; из внесенных 07.06.2023 денежных средств в размере 3220 рублей 216 рублей 90 копеек зачтено в счет уплаты транспортного налога за 2017 год, 178 рублей – в счет уплаты земельного налога за 2017 год, 1 774 рубля 11 копеек- в счет уплаты налога на имущество физических лиц за 2017 год.
В качестве документа, подтверждающего направление Ярославцеву О.А. налогового уведомления от23.06.2018 №11093180 (по налогам за 2017 год) и требования от 29.01.2019 № 4038 налоговым органом представлены скриншоты системы АИС-налог. Из данных скриншотов следует, что налоговое уведомление от23.06.2018 №11093180 в адрес налогоплательщика не направлено; требование об уплате налогов от29.01.2019 № 4038 направлено через личный кабинет налогоплательщика и получено 12.02.2019.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» сальдо единого налогового счета организации или физического лица формируется 01.01.2023 с учетом особенностей, предусмотренных данных статьей, в порядке, аналогичном установленному статьей 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации, на основании имеющихся у налоговых органов по состоянию на 31.12.2022 сведений о суммах: 1)неисполненных обязанностей организации или физического лица, являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов и (или) налоговыми агентами, по уплате налогов, авансовых платежей, государственной пошлины, в отношении уплаты которой налоговому органу выдан исполнительный документ, иных сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации процентов (пункт 1); излишне уплаченных и излишне взысканных налогов, авансовых платежей, государственной пошлины, в отношении уплаты которой выдан исполнительный документ, иных сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации процентов, а также о суммах денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа физического лица, организации, индивидуального предпринимателя и не зачтенных в счет исполнения соответствующей обязанности по уплате налогов, авансовых платежей, государственной пошлины, в отношении уплаты которой налоговому органу выдан исполнительный документ, иных сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов (пункт 2).
Частью 2 статьи 4 вышеназванного Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ предусмотрено, что в целях пункта 1 части 1 данной статьи в суммы неисполненных обязанностей не включаются, в том числе, суммы недоимок по налогам, государственной пошлине, в отношении уплаты которой налоговому органу выдан исполнительный документ, иным сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации процентам, по которым по состоянию на 31.12.2022 истек срок их взыскания.
Аналогичные по содержанию разъяснения приведены в письме ФНС России от14.03.2023 № КЧ-4-8/2882@ «О порядке исключения из ЕНС задолженности, в отношении которой истек срок взыскания».
Таким образом, задолженность по налогам за 2017 год (5 259 рублей, из которых: транспортный налог – 1 150 рублей, земельный налог – 178 рублей, налог на имущество физических лиц – 3 931 рубль, пени по транспортному налогу за 2017 год – 16 рублей 51 копейка, по налогу на имущество физических лиц за 2017 год – 56 рублей 45 копеек, по земельному налогу за 2017 год – 2рубля 56 копеек), учитывая налоговый период, за который сформировалась задолженность (2017 год), ненаправление в адрес налогоплательщика налогового уведомления от23.06.2018 №11093180, отсутствие со стороны налогового органа действий, направленных на взыскание указанной задолженности, подлежала исключению из единого налогового счета, поскольку срок взыскания указанных налогов за 2017 год истек.
В соответствии с частью 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному административному делу, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства.
В отличие от излишней уплаты налоговых платежей, допускаемой, как правило, в результате ошибочных действий самого плательщика, в случае неправильного их распределения в связи с принятием налоговым органом ошибочного решения, права налогоплательщика нарушаются самим фактом совершения налоговым органом таких действий.
Как установлено выше, решением Советского районного суда г.Томска от24.01.2018 по делу № 2а-152/2018 с Ярославцева О.А. в пользу соответствующего бюджета взыскана задолженность по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу за 2015 год и пени в общей сумме 5337 рублей 79 копеек; возбужденное на основании данного судебного акта исполнительное производство №/__/ окончено 09.01.2019 на основании пункта 1 части 1 статьи 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в связи с исполнением должником требований исполнительного документа в полном объеме.
Судебным приказом мирового судьи судебного участка №2 Советского судебного района г.Томска от 02.06.2020 по делу №2а-1366/2020 с Ярославцева О.А. взыскана задолженность по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу за 2018 год в размере 5 705 рублей 64 копейки; возбужденное на основании данного судебного акта исполнительное производство №/__/ окончено 27.11.2020 на основании пункта 1 части 1 статьи 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в связи с исполнением должником требований исполнительного документа в полном объеме
При этом часть поступивших от Ярославцева О.А. денежных средств 07.06.2023 в счет уплаты задолженности по налогам и пени за 2019-2020 г.г. зачтены налоговым органом в счет недоимок по налогам за 2015, 2018 г.г., которые до указанной даты внесения денежных средств (07.06.2023) уже были взысканы судебными актами, которые в свою очередь исполнены, следовательно, на основании части 2 статьи 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ сведения о недоимках по уплате налогов и пени за 2015, 2018 г.г. подлежали исключению из единого налогового счета Ярославцева О.А., а внесенные им 07.06.2023 денежные средства подлежали учету в счет задолженности по налогам и пени за 2019, 2020 г.г. в соответствии с назначением платежей, указанных налогоплательщиком.
Таким образом, поскольку задолженность по налогам за 2015 год погашена в декабре 2018 года, за 2016 – в феврале 2019 года, за 2018 год – в ноябре 2020 года, задолженность за 2017 год не подлежала включению в единый налоговый счет в связи с истечением срока ее взыскания, у налогового органа отсутствовали основания для направления уплаченных Ярославцевым О.А. 07.06.2023 денежных средств в счет уплаты ранее возникших недоимок (за 2015, 2017, 2018 годы).
С учетом внесения Ярославцевым О.А. платежей 01.05.2023, 07.06.2023 задолженность административного истца по налогам и пени за 2019-2020 г.г. подлежала погашению, в связи с чем суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что представленные административным ответчиком платежные документы от 01.05.2023, 07.06.2023 свидетельствуют об уплате административным истцом налогов и пеней за 2019, 2020 г.г., о взыскании которых заявлено УФНС России по Томской области при рассмотрении настоящего административного дела.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований для изменения или отмены решения суда; безусловные основания отмены решения суда (статья 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации) не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
принять отказ Управления Федеральной налоговой службы по Томской области от административного иска в части требований о взыскании с Ярославцева Олега Анатольевича в пользу соответствующего бюджета задолженности по налогу на профессиональный доход за июль 2022 года в размере 2 704 рубля, задолженности в размере 4 458 рублей 29 копеек, из которых: 360 рублей 03 копейки - транспортный налог за 2019 год, 6 рублей 64копейки - пеня по транспортному налогу за периоды с 01.12.2020 по 16.12.2020, с 02.12.2021 по 09.12.2021, 3 720 рублей 03копейки - налог на имущество физических лиц за 2019 год, 12 рублей 69 копеек - пеня по налогу на имущество физических лиц за периоды с 01.12.2020 по 16.12.2020, с 02.12.2021 по 09.12.2021, 356 рублей - земельный налог за 2019, 2020 г.г., 74 копейки - пеня по земельному налогу за период с 01.12.2020 по 16.12.2020, с 02.12.2021 по 09.12.2021, 2 рубля 16 копеек - пеня по налогу на профессиональный доход за период с 26.08.2022 по 28.08.2022;
решение Октябрьского районного суда г.Томска от 7 июня 2023 года в указанной части отменить, производство по делу в этой части - прекратить;
в остальной части решение Октябрьского районного суда г.Томска от 7 июня 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Томской области – без удовлетворения;
кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Октябрьский районный суд г.Томска.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 3 ноября 2023 года