Судья Шукшина Л.А. Дело № 33-2096/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 июля 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Руди О.В.,
судей Мурованной М.В., Черных О.Г.,
при секретаре Крючковой А.Е.,
помощник судьи К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске дело №2-1086/2021 по иску ФИО1 к Департаменту социальной защиты населения Томской области о признании незаконным решения в части исключения периодов работы из стажа, дающего право на назначение государственной пенсии за выслугу лет, обязании включить периоды работы в стаж и произвести перерасчет назначенной пенсии
по апелляционной жалобе истца ФИО1 на решение Советского районного суда г.Томска от 24.03.2021,
заслушав доклад судьи Мурованной М.В., объяснения истца ФИО1, поддержавшей доводы апелляционной жалобы,
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Департаменту социальной защиты населения Томской области о признании решения №59-04-4413 от 28.10.2020 незаконным в части исключения из стажа, дающего право на назначение государственной пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Томской области от 10.10.2011 №240-ОЗ «О государственной пенсии за выслугу лет и единовременном поощрении в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет» периодов работы: с 29.07.1988 по 05.01.1990 в должности инженера строителя производственной группы при районном архитекторе в Чаинском райисполкоме Томской области, с 05.01.1990 по 07.06.1994 в должности инженера-проектировщика 2 категории в Хозрасчетном проектно-производственном архитектурно-планировочном бюро при районном архитекторе, с 26.09.1994 по 01.06.1997 в должности специалиста 1 категории проектной группы при районном архитекторе в Администрации Чаинского района Томской области, обязании включить в стаж для назначения государственной пенсии за выслугу лет указанные периоды работы и произвести перерасчет государственной пенсии за выслугу лет с 01.10.2020.
В обоснование исковых требований указала, что с 29.07.1988 по 30.09.2020 работала в органах местного самоуправления Чаинского района Томской области, 30.09.2020 трудовой договор с ней расторгнут в связи с выходом на пенсию. При расчете стажа, дающего право на назначение государственной пенсии за выслугу лет, ответчиком незаконно исключены спорные периоды работы продолжительностью 8 лет 6 месяцев 15 дней. Считала, что периоды работы с 29.07.1988 по 01.06.1997 подлежат включению в стаж, дающий право на назначение государственной пенсии за выслугу лет, на основании подп.8 п.1 приложения 1 к Закону Томской области от 10.10.2011 №240-ОЗ «О государственной пенсии за выслугу лет и единовременном поощрении в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет» как периоды замещения в местных органах власти и управления Томской области должностей специалистов, не связанных с их техническим обслуживанием и обеспечением указанных органов, до 01.01.1996.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала.
Представитель ответчика Департамента социальной защиты населения Томской области ФИО2 в судебном заседании иск не признала.
Обжалуемым решением суда первой инстанции с учетом определения об исправлении описки от 19.05.2021 исковые требования ФИО1 удовлетворены частично, на Департамент социальной защиты населения Томской области возложена обязанность включить ФИО1 в стаж, дающий право на назначение государственной пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Томской области от 10.10.2011 №240-ОЗ «О государственной пенсии за выслугу лет и единовременном поощрении в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет», период работы с 26.09.1994 по 01.06.1997 в должности специалиста 1 категории проектной группы при районном архитекторе Администрации Чаинского района Томской области и произвести перерасчет пенсии с 01.10.2020. В удовлетворении иска в остальной части отказано.
В апелляционной жалобе истец ФИО1 просит решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований изменить, принять в указанной части новое решение об удовлетворении иска в полном объеме. Выражает несогласие с выводом суда первой инстанции о том, что работа в Чаинском райисполкоме Томской области в должности инженера строителя производственной группы при районном архитекторе не относится к работе в органах местного самоуправления, поскольку данная должность относилась к категории должностей служащих в местных органах власти и управления Томской области, а не специалистов, связанных с техническим обслуживанием и обеспечением указанного органа. Отмечает, что производственная группа при районном архитекторе до формирования системы органов местного самоуправления решала вопросы, которые в настоящее время относятся к вопросам местного значения в сфере градостроительных и земельных отношений, организации жилищного строительства и объектов социально-культурного назначения. Полагает необоснованным вывод суда первой инстанции о том, что работа в должности инженера-проектировщика 2 категории в Хозрасчетном проектно-производственном архитектурно-планировочном бюро при районном архитекторе не относится к работе в органах местного самоуправления, поскольку такая работа относится к иным периодам, дающим право на назначение государственной пенсии за выслугу лет.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика Департамента социальной защиты населения Томской области ФИО2 просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
В соответствии с ч.3-5 ст. 167, ч.1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика Департамента социальной защиты населения Томской области, извещенного о времени и месте судебного заседания.
Обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Судом установлено и из материалов дела следует, что с 01.10.2020 истцу ФИО1, /__/ года рождения, назначена государственная пенсия за выслугу лет как лицу, замещавшему должности муниципальной службы, в соответствии с Законом Томской области от 10.10.2011 №240-ОЗ «О государственной пенсии за выслугу лет и единовременном поощрении в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет» с учетом стажа 23 года 3 месяца 29 дней.
В письме от 28.10.2020 №59-04-4413 Департамент социальной защиты населения Томской области сообщил, что период работы истца в проектной группе при районном архитекторе с 26.09.1994 по 01.06.1997 не может быть включен в стаж для назначения пенсии за выслугу лет, поскольку указанная организация не относится к органам государственной власти Томской области, федеральным органам государственной власти, органам местного самоуправления Томской области.
В письме от 28.12.2020 №Б-3023 Департамент социальной защиты населения Томской области в ответ на обращение ФИО1 также указал, что в стаж для назначения государственной пенсии за выслугу лет не включены следующие периоды работы истца: с 29.07.1988 по 05.01.1990 (1 год 5 месяцев 6 дней) - в должности инженера строителя производственной группы при районном архитекторе в Чаинском райисполкоме Томской области; с 05.01.1990 по 07.06.1994 (4 года 4 месяца 22 дня) - в должности инженера-проектировщика 2 категории в Хозрасчетном проектно-производственном архитектурно-планировочном бюро при районном архитекторе; с 26.09.1994 по 01.06.1997 (2 года 8 месяцев 5 дней) - в должности специалиста 1 категории проектной группы при районном архитекторе в Администрации Чаинского района Томской области, поскольку указанные должности не предусмотрены приложением 1 «Реестр муниципальных должностей и месячные оклады муниципальных служащих органов представительной и исполнительной власти муниципальных образований Томской области» к Закону Томской области «О муниципальной службе в Томской области», принятому решением Государственной Думы Томской области от 07.12.1995 №227 (в период действия указанного приложения), указанные организации не относятся к органам государственной власти Томской области, федеральным органам государственной власти, органам местного самоуправления Томской области.
Согласно трудовой книжке ФИО1 серии /__/ от 29.07.1988 в период с 29.07.1988 по 05.01.1990 она работала в Чаинском райисполкоме Томской области в должности инженера строителя производственной группы при районном архитекторе; 05.01.1990 производственная группа при районном архитекторе преобразована в хозрасчетное проектно-производственное архитектурно-планировочное бюро при районном архитекторе Чаинского райисполкома, 05.01.1990 уволена по п.5 ст. 29 КЗоТ РСФСР переводом в Хозрасчетное проектно-производственное архитектурно-планировочное бюро при районном архитекторе Чаинского райисполкома, 05.01.1990 принята переводом в Хозрасчетное проектно-производственное архитектурно-планировочное бюро при районном архитекторе на должность инженера-проектировщика II категории, 07.06.1994 уволена по п.1 ст. 33 КЗоТ РСФСР в связи с ликвидацией предприятия, 26.09.1994 принята в Администрацию Чаинского района Томской области в проектную группу при районном архитекторе специалистом I категории, 02.06.1997 проектная группа при районном архитекторе реорганизована в производственную группу при архитекторе администрации района, 21.01.2000 производственная группа при архитекторе администрации района переименована в производственную группу при комитете по ЖКХ, архитектуре и строительству, 01.11.2001 переведена на муниципальную должность ведущего специалиста комитета по ЖКХ, архитектуре и строительству.
Ссылаясь на незаконность решения Департамента социальной защиты населения Томской области, изложенного в письме от 28.10.2020 №59-04-4413, в части исключения из стажа для назначения государственной пенсии за выслугу лет периодов работы с 29.07.1988 по 01.06.1997, ФИО1 обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования в части обязания ответчика включить в стаж для назначения государственной пенсии за выслугу лет период работы с 26.09.1994 по 01.06.1997 в должности специалиста 1 категории проектной группы при районном архитекторе в Администрации Чаинского района Томской области и произвести перерасчет пенсии, суд первой инстанции исходил из того, что указанная должность включена в перечень должностей муниципальной службы Администрации Чаинского района в соответствии с Законом РСФСР от 06.07.1991 №1550-1 «О местном самоуправлении в РСФСР» и Законом Томской области «О муниципальной службе в Томской области» от 07.12.1995 №227, выплата денежного содержания истцу производилась в соответствии со штатным расписанием, разработанным Администрацией Чаинского района согласно ст. 18 Закона Томской области «О муниципальной службе в Томской области» от 07.12.1995 №227, в связи с чем спорный период работы в должности муниципального служащего в соответствии с Реестром муниципальных должностей необоснованно исключен из стажа для назначения государственной пенсии за выслугу лет при назначении истцу государственной пенсии с 01.10.2020.
Законность и обоснованность указанных выводов суда в апелляционной жалобе под сомнение не ставится, предусмотренных законом оснований для выхода за пределы доводов апелляционной жалобы в данном случае не имеется, в связи с чем судебная коллегия не дает правовой оценки обжалуемому решению суда в указанной части.
Доводы апелляционной жалобы истца ФИО1 сводятся к несогласию с выводом суда об отказе во включении в стаж для назначения государственной пенсии за выслугу лет периодов работы с 29.07.1988 по 05.01.1990 в должности инженера строителя производственной группы при районном архитекторе в Чаинском райисполкоме Томской области, с 05.01.1990 по 07.06.1994 в должности инженера-проектировщика 2 категории в Хозрасчетном проектно-производственном архитектурно-планировочном бюро при районном архитекторе и частично заслуживают внимания.
В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение в случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В силу ч.1, 5 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют граждане Российской Федерации при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом для различных видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению. Федеральные государственные гражданские служащие имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет, предусмотренной настоящим Федеральным законом, и доли страховой пенсии по старости, устанавливаемой к указанной пенсии за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях».
Согласно ч.4 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления. При этом государственные гражданские служащие субъектов Российской Федерации, муниципальные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» либо досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», при наличии стажа государственной гражданской службы, стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которых для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону (в 2020 году – 17 лет).
В ч.1 ст. 2 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрено, что муниципальной службой признается профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
В области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (ч.1 ст. 24 указанного Федерального закона).
В соответствии с ч.1, 3, 4 ст. 25 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды замещения: должностей муниципальной службы; муниципальных должностей; государственных должностей Российской Федерации и государственных должностей субъектов Российской Федерации; должностей государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей федеральной государственной службы иных видов; иных должностей в соответствии с федеральными законами. В стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим включаются (засчитываются) помимо периодов замещения должностей, указанных в части 1 настоящей статьи, иные периоды в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Порядок исчисления стажа муниципальной службы устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
На основании ст. 13 Закона Томской области от 11.09.2007 №198-ОЗ «О муниципальной службе в Томской области» пенсионное обеспечение лиц, проходивших муниципальную службу в Томской области, осуществляется в соответствии с Законом Томской области от 10.10.2011 №240-ОЗ «О государственной пенсии за выслугу лет и единовременном поощрении в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет».
При исчислении стажа муниципальной службы суммируются все включаемые (засчитываемые) в него периоды замещения должностей, установленные законодательством. Документами, подтверждающими стаж муниципальной службы, являются трудовая книжка, военный билет, справка военного комиссариата и иные документы соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, архивных учреждений, установленные законодательством Российской Федерации (ч.1, 3 ст. 12 Закона Томской области «О муниципальной службе в Томской области»).
В ст. 2 Закона Томской области от 10.10.2011 №240-ОЗ «О государственной пенсии за выслугу лет и единовременном поощрении в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет» определены условия назначения пенсии за выслугу лет, в том числе согласно п.3 ст. 2 одним из условий, дающих право на назначение пенсии за выслугу лет, является наличие стажа, минимальная продолжительность которого указана в приложении к Федеральному закону от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (в 2020 году – 17 лет), состоящего из периодов, указанных в приложении 1 к настоящему Закону.
Согласно подп.8 п. 1 Приложения 1 к Закону Томской области от 10.10.2011 №240-ОЗ «Периоды замещения должностей, включаемые в стаж для назначения государственной пенсии за выслугу лет» в такой стаж включаются периоды замещения в органах государственной власти и управления Томской области, местных органах власти и управления в Томской области, органах местного самоуправления в Томской области должностей руководителей и специалистов, не связанных с их техническим обслуживанием и обеспечением указанных органов, до 01.01.1996.
В ст. 1, 3 Закона РСФСР от 29.07.1971 «О районном Совете народных депутатов РСФСР» в редакции Закона РСФСР от 03.08.1979 предусмотрено, что районные Советы народных депутатов являлись органами государственной власти в районе. Исполнительные комитеты районного Совета народных депутатов осуществляли руководство предприятиями, учреждениями и организациями районного подчинения через свои отделы и управления либо непосредственно.
На основании пп. 3, 9 постановления Верховного Совета РСФСР от 06.07.1991 №1551-1 «О порядке введения в действие Закона РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР», указанный Закон РСФСР от 29.07.1971 признан утратившим силу, при этом исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов наделялись компетенцией, установленной Законом РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» для соответствующей местной администрации, до вступления в должность главы местной администрации.
В силу п.10 ст. 85 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, осуществлявших на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации, с даты, начиная с которой указанные органы местного самоуправления приступают к исполнению полномочий в соответствии с положениями ч.5 ст. 84 настоящего Федерального закона. При этом органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками по имущественным обязательствам, возникшим вследствие действий (бездействия) местных Советов народных депутатов (районных, городских, районных в городах, поселковых, сельских), их исполнительных комитетов и должностных лиц, в случае, если совершение таких или аналогичных действий относится в соответствии с законодательными актами Российской Федерации к решению вопросов местного значения, осуществлению полномочий органов местного самоуправления муниципальных образований, образованных на территории, на которой ранее действовали местные Советы народных депутатов (районные, городские, районные в городах, поселковые, сельские), их исполнительные комитеты и должностные лица.
По смыслу приведенных нормативных положений в спорный период работы истца с 29.07.1988 по 05.01.1990 Чаинский райисполком Томской области (исполнительный комитет Чаинского районного Совета народных депутатов Томской области (л.д. 26, 33, 74, 95)) являлся местным органом государственной власти Томской области, в связи с чем указанный период замещения истцом должности специалиста - инженера строителя производственной группы при районном архитекторе (согласно Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденному постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 27.03.1986 №102/6-142, Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденному постановлением Минтруда России от 21.08.1998 №37, не связанной с техническим обслуживанием и обеспечением указанных органов) подлежит включению в стаж для назначения государственной пенсии за выслугу лет в соответствии с подп.8 п. 1 Приложения № к Закону Томской области от 10.10.2011 №240-ОЗ.
В связи с изложенным обжалуемое решение суда об отказе в удовлетворении иска ФИО1 в указанной части не может быть признано законным, обоснованным и подлежит отмене с принятием в этой части нового решения об обязании Департамента социальной защиты населения Томской области включить в стаж ФИО1, дающий право на назначение государственной пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Томской области от 10.10.2011 №240-ОЗ, период работы с 29.07.1988 по 05.01.1990 в должности инженера строителя производственной группы при районном архитекторе в Чаинском райисполкоме Томской области.
Вместе с тем вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении иска ФИО1 в части требования о включении в специальный стаж периода работы с 05.01.1990 по 07.06.1994 в должности инженера-проектировщика 2 категории в Хозрасчетном проектно-производственном архитектурно-планировочном бюро при районном архитекторе основан на правильном применении норм материального права, соответствует обстоятельствам дела и совокупности исследованных доказательств.
Так, хозрасчетные проектно-производственные архитектурно-планировочные бюро были созданы на основании постановления Государственного комитета РСФСР по делам строительства от 09.03.1988 №28, которым утверждено Положение о хозрасчетном проектно-производственном архитектурно-планировочном бюро при Госстроях автономных республик, архитектурно-градостроительных органах исполкомов местных советов народных депутатов в РСФСР».
В соответствии с данным правовым актом решением Чаинского райисполкома от 28.12.1989 №258 утверждено Положение о хозрасчетных проектно-производственных архитектурно-планировочных бюро при районном архитекторе (л.д. 28-32).
В пп. 1.2, 1.3 указанного Положения установлено, что в своей деятельности бюро руководствуется Законом СССР «О государственном предприятии (объединении)» и иным действующим законодательством СССР. Бюро является юридическим лицом, пользуется правами государственного предприятия и проектно-изыскательской научной организации, имеет самостоятельный баланс.
В силу п. 3.1 Положения бюро действует на принципах полного хозяйственного расчета и самофинансирования. Производственная, социальная деятельность и оплата труда осуществляется за счет заработанных трудовым коллективом средств.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции на основании оценки совокупности представленных истцом доказательств правильно установлено, что Хозрасчетное проектно-производственное архитектурно-планировочное бюро при районном архитекторе не относилось к органам государственной власти и управления Томской области, местным органам власти и управления в Томской области, органам местного самоуправления в Томской области, в связи с чем период работы истца в данной организации правомерно не учтен ответчиком при определении продолжительности стажа, дающего право на назначение государственной пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Томской области от 10.10.2011 №240-ОЗ.
В связи с этим в остальной части решение суда является законным, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь п.2 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г.Томска от 24.03.2021 в части отказа в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Департаменту социальной защиты населения Томской области о возложении обязанности включить в стаж для назначения государственной пенсии за выслугу лет периода работы с 29.07.1988 по 05.01.1990 в должности инженера строителя производственной группы при районном архитекторе в Чаинском райисполкоме Томской области отменить, принять в указанной части новое решение.
Возложить на Департамент социальной защиты населения Томской области обязанность включить в стаж ФИО1, дающий право на назначение государственной пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Томской области от 10.10.2011 №240-ОЗ «О государственной пенсии за выслугу лет и единовременном поощрении в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет», период работы с 29.07.1988 по 05.01.1990 в должности инженера строителя производственной группы при районном архитекторе в Чаинском райисполкоме Томской области.
В остальной части решение Советского районного суда г.Томска от 24.03.2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: