НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Томского областного суда (Томская область) от 19.04.2019 № 33А-1218/19

Судья Ребус А.В. Дело № 33а-1218/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 19 апреля 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Томского областного суда в составе:

председательствующего Простомолотова О.В.,

судей: Бондаревой Н.А., Цоя А.А.,

при секретаре Кустовой Д.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело по административному иску Управления жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи Администрации ЗАТО Северск Томской области к старшему государственному инспектору дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по ЗАТО Северск Томской области капитану полиции ФИО1, главному государственному инспектору безопасности дорожного движения ОГИБДД УМВД России по ЗАТО Северск Томской области майору полиции ФИО2, УМВД России по Томской области о признании незаконным и отмене акта выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда от 06.11.2018, признании незаконными действий старшего государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по ЗАТО Северск Томской области, признании незаконным и отмене предписания от 06.11.2018 № 188, признании незаконными действий Главного государственного инспектора безопасности дорожного движения ОГИБДД УМВД России по ЗАТО Северск Томской области,

по апелляционной жалобе административного истца Управления жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи Администрации ЗАТО Северск Томской области на решение Северского городского суда Томской области от 07 февраля 2019 года.

Заслушав доклад судьи Простомолотова О.В., объяснения представителя административного ответчика УМВД России по Томской области и представителя заинтересованного лица УМВД России по ЗАТО Северск ФИО3, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

установила:

Управление жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации ЗАТО Северск обратилось в суд с административным исковым заявлением к старшему государственному инспектору ОГИБДД России по ЗАТО Северск Томской области ФИО1, ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по Томской области, в котором просит:

- признать незаконным и отменить акт выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда от 06.11.2018, признать незаконными действий старшего государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по ЗАТО Северск капитана полиции ФИО1, выразившееся в составлении акта выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда от 06.11.2018 в отсутствие владельца автодороги, расположенной на участке г. Северск Томской области, проезд, ведущий к зданию № 15-а по ул. Леской от ул. Лесной – представителей Администрации ЗАТО Северск Томской области и УЖКХ ТиС,

- признать предписание от 06.11.2018 № 188, выданное главным государственным инспектором дорожного ОГИБДД УМВД России по ЗАТО Северск Томской области майором полиции ФИО4 УЖКХ ТиС Администрации ЗАТО Северск Томской области, в лице руководителя П., незаконным и отменить.

В обоснование требований административный истец указал, что 06.11.2018 в 10 час. 27 мин. на участке: г. Северск Томской области, проезд, ведущий к зданию № 15-а по ул. Лесная от ул. Лесной, были выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), а именно: на покрытии проезжей части не проведены снегоуборочные работы, наличие рыхлого снега, образование снежно-ледяного наката, чем нарушен п. 8.1. ГОСТ Р 50597-2017. На основании выявленных недостатков 06.11.2018 старший государственный инспектор дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по ЗАТО Северск капитан полиции ФИО1 (далее старший государственный инспектор) составил акт выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда (далее акт от 06.11.2018, акт). Фото и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации не применялись. На основании настоящего акта главным государственным инспектором безопасности дорожного движения ОГИБДД УМВД России по ЗАТО Северск майором полиции ФИО2 (далее главный государственный инспектор) 06.11.2018 в адрес УЖКХ ТиС Администрации ЗАТО Северск, в лице руководителя П. вынесено предписание № 188 о выполнении следующих мероприятий: организовать и провести снегоуборочные работы по устранению рыхлого снега и зимней скользкости на покрытии проезжей части проезд, ведущий к зданию № 15-а по ул. Лесная от ул. Лесной. Срок выполнения: 6 часов. Исходя из содержания предписания № 188, не проведение снегоуборочных работ и наличие рыхлого снега на проезжей части проезда нарушает требования пункта 8.1. ГОСТ Р 50597-2017 и пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению дорожного движения Правил дорожного движения Российской Федерации. Указанные акт и предписание подлежат отмене. Предписание № 188 не может быть признано законным, так как содержит неопределенность об административной процедуре в рамках исполнения государственной функции, по которой выявлялось нарушение требований п. 8.1. ГОСТ Р 50597-2017, а также о должностном лице органа федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения, которым конкретная административная процедура исполнялась. В силу положений пунктов 36-72 Административного регламента предписание об устранении выявленного нарушения обязательных требований безопасности является обязательным приложением к акту проверки, и может быть выдано юридическому лицу исключительно по результатам проверки, организованной и проведенной в соответствии с указанным регламентом. Предписание помимо иного должно содержать ссылку на акт проверки, по результатам рассмотрения которого принято решение о вынесении предписания, состав нарушений со ссылками на нормативные акты, требования которых были нарушены; меры по устранению нарушений; срок устранения нарушений. Акт о выявленных недостатках и предписание № 188 не содержат сведений и документов об осуществлении 06.11.2018 и 07.11.2018 старшим государственным инспектором и главным государственным инспектором административной процедуры по надзору за дорожным движением, а так же не содержат сведения о поручении указанным должностным лицам провести мероприятия по контролю за исполнением требований предписания № 188 на проезжей части проезда, ведущего к зданию № 15-а по ул. Лесная от ул. Лесной, в период с 18 часов 00 минут 06.11.2018 до момента начала очередного снегопада, либо о невозможности проведения контроля в указанное время. Согласно п. 8.1. ГОСТ Р 50597-2017 на покрытии проезжей части дорог и улиц не допускаются наличие снега и зимней скользкости после окончания работ по их устранению, осуществляемые в срок по таблице 8.1. ГОСТа. Моментом обнаружения зимней скользкости является дата и время регистрации поступления информации об ее фактическом образовании с дорожных метеостанций или из других источников, или о возможном ее образовании с дорожных метеостанций и организаций Росгидромета, уполномоченным лицом организации, осуществляющей дорожную деятельность (пункт 4.3 ГОСТ Р 50597-2017). Само по себе образование и наличие рыхлого снега на проезжей части проезда в период снегопада не является нарушением пункта 8.1. ГОСТ Р 50597-2017, поскольку в силу примечания к графе «Срок устранения ч., не более» таблицы 8.1 ГОСТ 50597-2017 срок устранения рыхлого или талого снега (снегоочистки) отсчитывается с момента окончания снегопада и (или) метели до полного его устранения, а зимней скользкости - с момента ее обнаружения, в том числе с учетом очередности работ по снегоочистке дорог и улиц, которая определяется проектами содержания автомобильных дорог. Однако, вопреки положениям п. 8.1. ГОСТ 50597-2017 акт о выявленных недостатках от 06.11.2018 и предписание № 188 были оформлены должностными лицами и вручены руководителю УЖКХ ТиС в тот период, когда в г.Северск наблюдались осадки в виде снега, что также подтверждается Томским центром гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиалом ФГБУ «Западно-Сибирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» в сообщении от 14.11.2018 № 05-21-424/672, Предписание № 188 нельзя признать законным и обоснованным, так как в нарушение пункта 73 Административного регламента указанное предписание не содержит ссылку на акт проверки, по результатам рассмотрения которого было принято решение о вынесении предписания, а содержащееся в нем требование об устранении зимней скользкости на покрытии проезжей части проезда, ведущего к зданию № 15-а по ул. Лесная от ул. Лесной, в 6-ти часовой срок не основано на результатах исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения. Управление в соответствии с Положением об УЖКХ ТиС организовало содержание автомобильных дорог посредством составления муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в 2018 году. Исполнителем муниципального задания является Муниципальное бюджетное эксплуатационное учреждение ЗАТО Северск (далее МБЭУ). Предписание от 06.11.2018 № 188, адресованное УЖКХ ТиС Администрации ЗАТО Северск и доставленное нарочным - старшим инспектором ФИО1, было вручено под подпись руководителю юридического лица П. 06.11.2018 в 12 часов 00 минут, что подтверждается отметкой в предписании. Согласно предписанию П. было предложено организовать выполнение мероприятий, а именно: организовать и провести снегоуборочные работы но устранению рыхлого снега и зимней скользкости на покрытии проезжей части проезда, ведущего к зданию № 15-а по ул. Лесная от ул. Лесной. В части предложения организовать снегоуборочные работы Управлением было оперативно дано письменное распоряжение МБЭУ ЗАТО Северск и Муниципальному казенному учреждению «Технический центр» (уполномоченной организации по осуществлению контроля за проведением работ). Непосредственное проведение работ по уборке объектов улично-дорожной сети г. Северска должностные лица УЖКХ ТиС не осуществляют. Несмотря на это, руководителем Управления были своевременно предприняты действия и меры реагирования на полученное Предписание во исполнение требования абз. 2 п. 4.2. ГОСТ Р 50597-2017, предписывающего владельцам дорог и улиц, а также организациям, осуществляющим их содержание, принимать меры, направленные на скорейшее устранение дефектов и осуществлять превентивные действия в случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта. После получения информации о результатах реагирования на требования предписания от исполнителя работ (исх. от 07.11.2018 № 859) и уполномоченной организации по осуществлению контроля (исх. от 07.11.2018 № 142) должностные лица ОГИБДД были уведомлены письменно. Положенные в обоснование вынесенного предписания выводы о наличии рыхлого снега и зимней скользкости (в неопределенных объемах и неизмеренных величинах), вследствие чего не обеспечивалась безопасность дорожного движения на неопределенном участке проезжей части проезда, ведущего к зданию № 15-а по ул. Лесная от ул. Лесной, в том числе сделанные без проведения обязательных измерений, определенных ГОСТ и положениями ОДМ 218.4.005-2010, являются недопустимыми оценочными суждениями. Предписание изначально не отвечало требованиям объективности, определенности и правомерности как основанное на оценочных суждениях.

Определением Северского городского суда Томской области от 20.12.2018 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Томской области.

Определением Северского городского суда Томской области от 23.01.2019 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Муниципальное бюджетное эксплуатационное учреждение ЗАТО Северск Томской области, Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по ЗАТО Северск Томской области.

Определением Северского городского суда Томской области от 23.01.2019 прекращено производство по настоящему административному делу в части требований к административному ответчику ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по Томской области.

Представитель административного истца УЖКХ ТиС Администрации ФИО5 E.X., в судебном заседании административные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в уточненном административном иске, дополнительно пояснила, что права административного истца нарушены тем, что предписание от 06.11.2018 № 188 в части предложения провести снегоуборочные работы было вынесено не в адрес уполномоченного лица, которым, по мнению Управления, является МБЭУ ЗАТО Северск, поскольку именно оно отвечает за уборку и содержание дорог и улиц по городу Северску, а в адрес Управления.

В судебное заседание административный ответчик главный государственный инспектор безопасности дорожного движения ОГИБДД УМВД России по ЗАТО Северск Томской области майор полиции ФИО2 не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседании., представил письменные возражения, в соответствии с которыми просил отказать в удовлетворении административных исковых требований.

На основании ст. 150, 226 КАС РФ суд рассмотрел дело в отсутствие ответчика ФИО6

Административный ответчик старший государственный инспектор дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по ЗАТО Северск Томской области капитан полиции ФИО1 в судебном заседании возражал против удовлетворения административных исковых требований, поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях, в возражениях главного государственного инспектора.

Представитель административного ответчика УМВД России по Томской области, представитель заинтересованного лица УМВД России по ЗАТО Северск Томской области ФИО7 в судебном заседании возражала против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях, согласно которым в соответствии с требованиями п. 8.1. ГОСТ 50597-2017 на покрытии проезжей части дорог и улиц не допускается наличие снега и зимней скользкости после окончания работ по их устранению. В соответствии с требованиями ст. 6, 12 ФЗ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления (далее - ОМСУ) в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ и в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия ОМСУ в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. К полномочиям ОМСУ в области использования автомобильных дорог относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Акт и предписание от 06.11.2018 № 188 выдан в соответствии с требованиями законодательства РФ, уполномоченным лицом в орган - УЖКХ ТиС Администрации ЗАТО Северск, осуществляющий дорожную деятельность на территории г. Северск Томской области.

Представитель заинтересованного лица МБЭУ ЗАТО Северск ФИО8 в судебном заседании полагал, что административные исковые требования подлежат удовлетворению по основаниям, изложенным в письменных пояснениях, при этом указал, что обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог возложена исключительно на владельца автомобильной дороги. МБЭУ не является владельцем проезда, ведущего к зданию по ул. Лесная, 15а и не владеет на вещном праве проездом, ведущим к зданию по ул. Лесная, 15а, поскольку не установлен факт закрепления автомобильной дороги за МБЭУ во владение, пользование и распоряжение в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего муниципального образования. Акт и предписание от 06.11.2018 № 188 не содержат информации о местоположении дефекта автомобильной дороги; дату и время проведения измерений; сведения о применяемом вследствие измерения приборе, в том числе о поверке прибора (оборудования), результаты измерений, наименование организации, выполнившей измерение и ее реквизиты, также не содержит показаний замеров коэффициента сцепления дорожного покрытия, указания на измерительные приборы. Таким образом, акт от 06.11.2018 и предписание от 06.11.2019 № 188 не содержат доказательств факта нарушений п. 8.1 ГОСТ Р 50597-2017. Полагает, что 06.11.2018 эксплуатационное состояние на участке проезда, ведущего к зданию № I5A по ул. Лесная от ул. Лесной в г. Северск Томской области соответствовало допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Участок проезда, ведущего к зданию № 15а по ул. Лесная от ул. Лесной является улицей, но не автомобильной дорогой, а Административный регламент не позволяет сотрудникам ГИБДД право осуществлять административные процедуры (действия) в части контроля за соблюдением требований законодательства РФ о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при эксплуатации улицы - проезда, ведущего к зданию № 15А по ул. Лесная от ул. Лесной в г. Северске Томской области. Следовательно, действия по составлению акта от 06.11.2018 и предписания № 188 от 06.11.2018 являются незаконными и подлежат отмене.

Обжалуемым решением суда от 07.02.2019 года в удовлетворении административного иска отказано.

В апелляционной жалобе административный истец просит указанное решение отменить, административный иск удовлетворить.

В обоснование жалобы указывает, что решение суда является незаконным, поскольку 06 ноября 2018 года в 10 час. 27 мин. на участке: г. Северск Томской области, проезд, ведущий к зданию № 15-а по ул. Лесная от ул. Лесной были выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), а именно: на покрытии проезжей части не проведены снегоуборочные работы, наличие рыхлого снега, образование снежно-ледяного наката, чем нарушен п.8.1 ГОСТ 50597-2017. На основании чего, 06 ноября 2018 года старший государственный инспектор дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по ЗАТО Северск капитан полиции ФИО1 составил акт выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда от 06 ноября 2018 года. Акт содержит запись о применении фото и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации - не применялись.

На основании настоящего акта Главным государственным инспектором безопасности дорожного движения ОГИБДД УМВД России по ЗАТО Северск майором полиции ФИО2 06.11.2018 УЖКХ ТиС Администрации ЗАТО Северск Томской области, в лице руководителя П. было вынесено предписание №188 о выполнении следующих мероприятий: Организовать и провести снегоуборочные работы по устранению рыхлого снега и зимней скользкости на покрытии проезжей части проезд, ведущий к зданию № 15-а по ул. Лесная от ул. Лесной. Срок выполнения 6 часов.

Исходя из содержания предписания должностного лица органа федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения, не проведение снегоуборочных работ и наличие рыхлого снега на проезжей части проезда нарушает требования пункта 8.1 ГОСТ Р 50597-2017 и пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению дорожного движения Правил дорожного движения Российской Федерации.

В тоже время акт выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда и предписание от 06 ноября 2018 года является незаконным, и подлежали отмене.

Так, в нарушение пункта 2 статьи 30 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», пункта 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 19.08.2013 №716 «О федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения», пункта 33 Административного регламента, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 30.03.2015 № 380, предписание № 188 содержит неопределенность об административной процедуре, в рамках исполнения государственной функции по которой выявлялось нарушение требований пункта 8.1 ГОСТ Р 50597-2017, а также о должностном лице органа федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения, которым конкретная административная процедура исполнялась.

В силу положений пунктов 36-72, 73, 81, 83, 84 Административного регламента, акт о выявленных недостатках и предписание № 188 не содержат сведений и документов об осуществлении 06.11.2018 и 07.11.2018 старшим государственным инспектором дорожного надзора Лопаревым A.IO. и главным государственным инспектором безопасности дорожного движения ФИО2 административной процедуры по надзору за дорожным движением, равно как и не содержат сведений (документов) о поручении указанным должностным лицам провести мероприятия по контролю за исполнением требований предписания № 188 на проезжей части проезда, ведущего к зданию № 15-а по ул. Лесная от ул. Лесной в период с 18 часов 00 минут 06.11.2018 до момента начала очередного снегопада либо о невозможности проведения контроля в указанное время.

Согласно пункту 3.4, пункту 3.7, пункту 8.1 ГОСТ Р 50597-2017, разделу 9 ГОСТ Р 50597-2017, подраздела 9.5 ГОСТ Р 50597-2017, само по себе образование и наличие рыхлого снега на проезжей части проезда в период снегопада не является нарушением пункта 8.1. ГОСТ Р 50597-2017, поскольку в силу примечания к графе «Срок устранения, ч, не более» таблицы 8.1 ГОСТ Р 50597-2017 срок устранения рыхлого или талого снега (снегоочистки) отсчитывается с момента окончания снегопада и (или) метели до полного его устранения, а зимней скользкости - с момента ее обнаружения, в том числе с учетом очередности работ по снегоочистке дорог и улиц, которая определяется проектами содержания автомобильных дорог.

Вопреки положениям пункта 8.1. ГОСТ Р 50597-2017, акт о выявленных недостатках от 06.11.2018 и предписание № 188, были оформлены должностными лицами и вручены руководителю УЖКХ ТиС в тот период, когда в г. Северск наблюдались осадки в виде снега, что также подтверждается Томским центром гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиалом ФГБУ «Западно-Сибирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» в исх. от 14.11.2018 № 05-21- 424/672.

Предписание № 188, в нарушение пункта 73 Административного регламента, не содержит ссылку на акт проверки по результатам рассмотрения которого было принято решение о вынесении предписания, а содержащееся в нем требование об устранении зимней скользкости на покрытии проезжей части проезда, ведущего к зданию № 15-а по ул. Лесная от ул. Лесной, в 6-ти часовой срок не основано на результатах исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения.

При этом ни предписание №188, ни акт выявленных недостатков от 06.11.2018 не содержат указаний о конкретной административной процедуре по исполнению государственной функции, в рамках которой действовали должностные лица Отдела ГИБДД УМВД России по ЗАТО Северск.

Согласно пункту 8 Положения об УЖКХ ТиС Администрации ЗАТО Северск, утвержденного Решением Думы ЗАТО Северск от 24.04.2008 № 51/5, одними из основных направлений деятельности и задач Управления является организация работы по обеспечению требований СНиПов, технических условий и других нормативных документов при капитальном и текущем ремонте, содержании и эксплуатации жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи, находящихся в муниципальной собственности.

Для реализации указанного направления деятельности в соответствии с поставленной задачей Постановлением Администрации ЗАТО Северск от 02.12.2013 №3114 было создано «Муниципальное бюджетное эксплуатационное учреждение ЗАТО Северск» (МБЭУ), учредителем которого является УЖКХ ТиС. Одним из основных видов деятельности МБЭУ является организация капитального ремонта, ремонта и содержания закрепленных автомобильных дорог общего пользования и искусственных дорожных сооружений в их составе.

Также, в соответствии с пунктом 8 Положения об УЖКХ ТиС Администрации ЗАТО Северск одними из основных направлений деятельности и задач Управления является формирование муниципального заказа на выполнение работ и оказание услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства, транспортного обслуживания и связи на территории ЗАТО Северск.

В соответствии с Разделом 3 «Организация капитального ремонта, ремонта и содержания закрепленных автомобильных дорог общего пользования и искусственных дорожных сооружений в их составе» Муниципального задания МБЭУ надлежит содержать объекты улично-дорожной сети на территории г. Северска в зимний и летний периоды в соответствие с требованиями нормативных документов. В соответствии подпунктом 3.2. «Показатели, характеризующие объем работы» МБЭУ должно выявлять аварийно-опасные участки дорожного покрытия, принятие мер к своевременному предупреждению и устранению аварийно-опасных ситуаций. Организовывать работы по устранению замечаний, предписаний ОГИБДД УМВД Томской области по ЗАТО Северск.

Согласно предписанию П., как руководителю юридического лица, было предложено организовать выполнение мероприятий, а именно: организовать и провести снегоуборочные работы по устранению рыхлого снега и зимней скользкости на покрытии проезжей части проезда, ведущего к зданию № 15-а по ул. Лесная от ул. Лесной.

В части предложения организовать снегоуборочные работы, Управлением было оперативно дано соответствующее письменное распоряжение Муниципальному бюджетному эксплуатационному учреждению ЗАТО Северск (исполнителю работ) и Муниципальному казенному учреждению «Технический центр» (уполномоченной организации по осуществлению контроля за проведением работ).

В части предложения провести снегоуборочные работы указывает на то, что непосредственное проведение работ по уборке объектов улично-дорожной сети г.Северск должностные лица Управления не осуществляют. Несмотря на данные обстоятельства, руководителем Управления были своевременно предприняты действия и меры реагирования на полученное предписание во исполнение требования абз. 2 пункта 4.2 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».

После получения информации о результатах реагирования на требования предписания от исполнителя работ (исх. от 07.11.2018 № 859) и уполномоченной организации по осуществлению контроля за проведением работ (исх. от 07.11.2018 № 142) должностные лица ОГИБДД были уведомлены письменно.

Ссылаясь на положения части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пункт 13.9 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог», пункт 10.1 Межгосударственного стандарта ГОСТ 33220-2015 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию», ГОСТ 33181-2014 «Дороги автомобильные общего пользования, рекомендациях по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах, утвержденных Распоряжением Минтранса России от 24.06.2002 № ОС-557-р (далее - Рекомендации), руководство по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах - отраслевом дорожном методическом документе, утвержденном Распоряжением Минтранса России от 16.06.2003 № ОС-548-р (далее - Руководство), Межгосударственный стандарт ГОСТ 33181-2014, пункт 9.1.1 ГОСТ Р 50597-2017, пункт 4.1 Межгосударственного стандарта ГОСТ 33220-2015 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию» указывает что приведенные выше требования нормативных документов старшим государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по ЗАТО Северск Томской области ФИО1 при исполнении должностных обязанностей 06.11.2018 в полной мере соблюдены не были, что подтверждается Актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы) от 06.11.2018.

Таким образом, положенные в обоснование вынесенного предписания выводы о наличии рыхлого снега и зимней скользкости (в неопределенных объемах и неизмеренных величинах), следствием чего не обеспечивалась безопасность дорожного движения на неопределенном участке проезжей части проезда, ведущего к зданию № 15-а по ул. Лесная от ул. Лесной (к месту базирования ОГИБДД УМВД России по ЗАТО Северск Томской области), в том числе сделанные без проведения обязательных измерений, определенных и вытекающих из требований Межгосударственных стандартов ГОСТ 33220-2015, ГОСТ 33181-2014, ГОСТ 33382-2015, а также национальных стандартов ГОСТ Р 50597-2017, ГОСТ Р 30413 и положений ОДМ 218.4.005-2010 расценивают как недопустимые оценочные суждения. В этой связи внесенное предписание не отвечало требованиям объективности, определенности и правомерности как основанное на оценочных суждениях.

При этом должностному лицу дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по ЗАТО Северск Томской было достоверно известно, что работы по обеспечению безопасности дорожного движения на территории г. Северск были своевременно организованы Управлением и беспрерывно проводились снегоуборочной техникой МБЭУ в период с 03.11.2018 в условиях аномально обильных снегопадов и непрекращающихся метелей с приоритетами расстановки сил и первоочередного проведения снегоуборочных работ на дорогах с массовым движением автомобильного и городского пассажирского транспорта, на путях следования потоков пешеходов, вблизи подъездов и подходов к объектам здравоохранения, образования и иным социально важным объектам.

Исходя из изложенного, УЖКХ ТиС предписание № 188 от 06.11.2018 незаконным и подлежащим отмене, поскольку выдано ненадлежащему лицу.

Кроме того, считают необоснованным вывод суда о том, что на момент составления акта о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, а именно 06.11.2018 в 10 час. 27 мин. при указанных выше погодных условиях (отсутствие осадков в виде снега) участок дороги проезд, ведущий к зданию №15а по ул. Лесная от ул. Лесной имел дефекты в виде рыхлого снега и зимней скользкости, в связи, с чем административными ответчиками правомерно был составлен акт и выдано предписание.

Данный вывод суда был сделан на основании представленной справки от 14.11.2018 № 05-21-424/672 «О метеорологических параметрах», из которой следует, что в г. Северске метеорологические наблюдения не проводятся, ближайшая метеорологическая станция находится в г. Томске. По данным метеорологической станции Томск, запрашиваемая метеорологическая информация за 06.11.2018 и 07.11.2018 распространяется, как на г. Томск, так и на г. Северск. Согласно информации, в указанные дни 06.11.2018 и 07.11.2019 имел место быть слабый обложной мокрый снег. В связи с чем, вывод суда о том, что в г. Северске в спорный период времени не было осадков в виде снега, является необоснованным. Метеорологическая станции «Томск» является единственной станцией, которая предоставляет сведения по всей Томской области, в том числе, включая г. Северск.

Также, считают необоснованным и не основанным на доказательствах вывод суда о том, что владельцем сооружения - проезда от ул. Лесной до территории ОГИБДД (ул. Лесная, 15а) является уполномоченный орган муниципального образования городской округ ЗАТО Северск - УЖКХ ТиС.

Поскольку спорный участок - проезд не является собственностью муниципального образования городской округ ЗАТО Северск - УЖКХ ТиС, то и УЖКХ ТиС не является лицом, в отношении которого могли быть были вынесены оспариваемые акт и предписание от 06.11.2019 № 188.

Нормативно-правовой акт - постановление Администрации ЗАТО Северск от 30.12.2013 № 3569 «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования», не является документом, подтверждающим право собственности УЖКХ ТиС на спорной участок - проезд от ул. Лесной до территории ОГИБДД (ул. Лесная, 15а).

На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей административного истца, представителя заинтересованного лица Муниципального бюджетного эксплуатационного учреждения, ЗАТО Северск Томской области, административных ответчиков старшего государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по ЗАТО Северск Томской области капитан полиции ФИО1, главного государственного инспектора безопасности дорожного движения ОГИБДД УМВД России по ЗАТО Северск Томской области майора полиции ФИО2 извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия не нашла оснований для отмены решения суда первой инстанции, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Конституция Российской Федерации каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (части 1 и 2 статьи 46).

Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют гражданину право обратиться в суд в том числе с требованиями об оспаривании бездействия органа государственной власти иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.

В силу части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа на принятие оспариваемого решения, порядок принятия оспариваемого решения, основания для принятия оспариваемого решения; соответствует ли содержание оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца (статья 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Согласно пункту 2 статьи 30 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 2, 3 Положения о федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2013 № 716, федеральный надзор осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации и его территориальными органами, а сотрудники Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, имеющие специальное звание, государственные инспектора безопасности дорожного движения являются должностными лицами, уполномоченными осуществлять федеральный надзор.

Согласно подпункта «а» пункта 11 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 № 171, на Госавтоинспекцию возложены обязанности по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования к эксплуатационному состоянию дорог.

Согласно пункта 6 Положения о федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2013 № 716, федеральный надзор осуществляется не только посредством организации и проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствии со статьями 9 - 13 и 14 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», но и посредством осуществления иных полномочий, возложенных на органы внутренних дел для осуществления специальных контрольных, надзорных и разрешительных функций в области обеспечения безопасности дорожного движения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с указанным постановлением Правительства Российской Федерации приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 30.03.2015 № 380 утвержден Административный регламент МВД России исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог (далее - Административный регламент).

Согласно пунктов 4 и 5 Административного регламента, исполнение государственной функции на территории Российской Федерации осуществляется Главным управлением по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ; Центром специального назначения в области обеспечения безопасности дорожного движения МВД России; в пределах соответствующих субъектов РФ - подразделениями Госавтоинспекции территориальных органов РФ; специализированными подразделениями Госавтоинспекции территориальных органов МВД России по субъектам РФ; в пределах территории обслуживания - подразделениями Госавтоинспекции управлений, отделов МВД России по районам, городам и иным, муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, по закрытым административно-территориальным образованиям.

Должностными лицами, уполномоченными исполнять государственную функцию являются: руководители (начальники) подразделений Госавтоинспекции на федеральном, региональном и районном уровнях (их заместители) (далее - главные государственные инспектора безопасности дорожного движения); руководитель (начальник) ЦСИ БДД МВД России (его заместители); руководители (командиры) специализированных подразделений Госавтоинспекции (их заместители); командир полка (батальона, роты, взвода) дорожно-патрульной службы (его заместители); сотрудники Госавтоинспекции, имеющие специальное звание; старшие государственные инспектора безопасности дорожного движения, государственные инспектора безопасности дорожного движения; старшие государственные инспектора дорожного надзора, государственные инспектора дорожного надзора.

Согласно пункту 33.6. Административного регламента исполнение государственной функции включает в себя надзор за дорожным, движением, в том числе с использованием технических средств и специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме.

В соответствии с пункта 9.7. Административного регламента сотрудники при исполнении государственной функции имеют право давать юридическим лицам и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, ремонте, реконструкции и содержании автомобильных дорог, а в случае непринятая по таким предписаниям необходимых мер привлекать виновных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 81 Административного регламента основанием для начала осуществления административной процедуры является решение руководителя подразделения о заступлении сотрудников на службу. Надзор за дорожным движением осуществляется непрерывно, в целях контроля за эксплуатационным состоянием автомобильных дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов и линий городского электрического транспорта, соблюдением обязательных требований безопасности при проведении ремонтно-строительных и других работ на автомобильных дорогах; принятия мер по устранению угроз безопасности дорожного движения я нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, а также совершенствованию организации дорожного движения.

Из пункта 82 Административного регламента следует, что при надзоре за дорожным движением осуществляется: выявление, пресечение и предупреждение нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог; получение информации о выполнении требований о прекращении противоправных действий, выданных предписаний об устранении нарушений обязательных требований безопасности, внесенных в соответствии с федеральным законом представлений об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности, совершению административных правонарушений, о проведении мероприятий, предусмотренных законодательством о безопасности дорожного движения, а также о проведении или завершении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту или ремонту автомобильных дорог и вводе в эксплуатацию.

Согласно абз. 1. п. 83 Административного регламента при надзоре за дорожным движением устанавливается степень соответствия обязательным требованиям безопасности транспортно-эксплуатационных характеристик и состояния автомобильных дорог. Как следует из п. 84 вышеуказанного регламента, в зимний период дополнительно контролируется соблюдение обязательных требований безопасности: к срокам ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки; местам формирования и времени уборки снежных валов; осуществлению мероприятий по снегозадержанию и противолавинных мероприятий.

На основании пункта 86 Административного регламента в случае выявления при осуществлении надзора за дорожным движением нарушений обязательных требований безопасности оформляется акт о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда (приложение № 4 к настоящему Административному регламенту).

Из п. 87, абз. 4 п. 87.1. Административного регламента следует, что при выявлении нарушений обязательных требований безопасности принимаются решения, предусмотренные п. 17 настоящего Административного регламента. Лицу, осуществляющему содержание автомобильных дорог, выдается предписание об устранении нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог с указанием мероприятий, необходимых для введения временного ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам.

Согласно п. 87.3. Административного регламента, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог даются главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения в соответствии с их компетенцией в письменной форме с указанием сроков представления информации о принимаемых мерах.

Согласно п. 17, 17.4 Административного регламента, по результатам исполнения государственной функции принимаются решения, в том числе о выдаче обязательного для исполнения предписания об устранении нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог (приложение № 2 к Административному регламенту.)

Из рекомендуемого образца акта о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда (приложение № 4 к Административному регламенту) следует, что акт должен содержать в себе сведения о должности, специальном звании, подразделении, фамилию и инициалы должностного лица, составившего акт. Кроме того, акт должен содержать наименование улицы, дороги, железнодорожного переезда, км, где обнаружены недостатки, должны быть указаны выявленные недостатки, запись о применении фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации (если производились), подпись должностного лица, составившего акт, дату и время составления акта. Также в акте должны содержаться сведения о том, кому передана информация о выявленном недостатке с указанием должности лица передавшего информацию, его специального звания, подразделения, фамилию и инициалы должностного лица получившего информацию, а также дату и время получения информации.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что 06.11.2018 в ходе исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения старшим государственным, инспектором дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по ЗАТО Северск ФИО10, составлен акт о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), из которого следует, что на участке: г. Северск Томской области, проезда, ведущего к зданию № 15А по ул. Лесная от ул. Лесной, а именно: на покрытии проезжей части не проведены снегоуборочные работы, наличие рыхлого снега, образование снежно-ледяного наката, чем нарушен п. 8.1. ГОСТ 50597-2017.

В связи с выявленными нарушениями требований законодательства к содержанию и эксплуатации дорог главным государственным инспектором безопасности, дорожного движения ОГИБДД УМВД России по ЗАТО Северск ФИО11. вынесено предписание в адрес УЖКХ ТиС от 06.11.2018 № 188, в котором юридическому лицу УЖКХ ТиС Администрации ЗАТО Северск было предложено организовать и провести снегоуборочные работы по устранению рыхлого снега и зимней скользкости на покрытии проезжей части проезда, ведущего к зданию № 15А по ул. Лесная от ул. Лесной в г. Северск Томской области, срок выполнения: 6 часов. Указанный акт и предписание от 06.11.2018 188 вручены начальнику УЖКХ ТиС Администрации ЗАТО Северск ФИО12 06.11.2018 в 12 час. 00 мин., что подтверждается личной подписью П.

С учетом установленных обстоятельств, положений нормативных правовых актов, исследованных доказательств суд первой инстанции пришел к выводу о том, что, государственным инспектором дорожного надзора ФИО1, главным государственным инспектором безопасности дорожного движения ФИО2 в пределах предоставленных им полномочий выдано предписание от 06.11.2018 № 188 в адрес уполномоченного лица, осуществляющего содержание автомобильных дорог, - УЖКХ ТиС, которые соответствуют требованиям действующего законодательства.

Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с указанными выводами суда первой инстанции.

Доводам административного истца о том, что оспариваемые акт и предписание являются незаконными, так как содержат неопределенность об административной процедуре в рамках исполнения государственной функции, по которой выявлялось нарушение требований п. 8.1. ГОСТ Р 50597-2017, а также о должностном лице органа федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения, которым конкретная административная процедура исполнялась, что предписание об устранении выявленного нарушения обязательных требований безопасности может быть выдано юридическому лицу исключительно по результатам проверки, организованной и проведенной в соответствия с Административным регламентом (п. 36-72), судом первой инстанции дана обоснованная правовая оценка, указанные доводы обоснованно признаны не основанными на положениях нормативных актов регламентирующих проведение процедуры надзора за безопасностью дорожного движения, со ссылкой на п. 32, подп. 33.1-33.8 п. 33 Административного регламента, согласно которым исполнение государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения, помимо организации плановых и внеплановых проверок, проведения проверок и оформления их результатов, включает в себя такую административную процедуру, как надзор за дорожным движением, в том числе с использованием технических средств и специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме.

В связи с чем, акт от 06.11.2018 и предписание от 06.11.2018 № 188 составлены административными ответчиками в пределах предоставленных им полномочий и в соответствии с требованиями, предусмотренными Административным регламентом.

Доводы жалобы о том, что предписание от 06.11.2018 № 188 в части предложения провести снегоуборочные работы вынесено не в адрес уполномоченного лица, которым является МБЭУ ЗАТО Северск, поскольку оно отвечает за уборку и содержание дорог и улиц по городу Северску, а в адрес Управления, судом первой инстанции признаны необоснованным, с чем считает возможным согласиться судебная коллегия исходя з следующего.

Согласно статье 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации (подпункты 6 и 7). Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12).

Согласно статье 12 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог. Согласно Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, при этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований (ч. 4 ст. 6); ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения; обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (ч. 1, 2 ст. 12).

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Аналогичные положения содержатся в пункте 3 статьи 15 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В статье 3 данного закона понятие автомобильной дороги определяется как объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью; понятие дорожной деятельности определяется как деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Согласно пунктам 3, 11 статьи 5 Федерального закона № 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования, то есть автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц, в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

На основании пункта 9 статьи 6 указанного Федерального закона автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог, относятся к собственности городского округа и соответственно обязанность их содержания в надлежащем нормативном состоянии лежит на уполномоченных органах местного самоуправления и уполномоченных ими лицах.

Согласно п. 5 ст. 10 Устава городского округа закрытого административно- территориального образования Северск Томской области (принят решением СНП ЗАТО Северск от 12.04.2005 № 69/1) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах ЗАТО Северск и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах ЗАТО Северск, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии, с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения ЗАТО Северск Томской области.

Согласно п. 2, 3, 5 статьи 41 Устава ЗАТО Северск структура Администрации утверждается Думой по представлению Главы Администрации. В структуру Администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы. Отраслевые (функциональные) и территориальные органы Администрации наделяются при их учреждении, правами юридического лица. Положения об органах Администрации, наделенных правами юридического лица, утверждаются Думой.

Согласно Положению об УЖКХ ТиС Администрации ЗАТО Северск, утвержденному Решением Думы ЗАТО Северск от 24.04.2008 № 51/5, УЖКХ ТиС является отраслевым, органом Администрации ЗАТО Северск.

Основными, направлениями деятельности и задачами УЖКХ ТиС являются, в том числе реализация полномочий Администрации ЗАТО Северск в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, предусмотренных ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и до дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», в части содержания и текущего ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения (п. 8.).

В соответствии с постановлением Администрации ЗАТО Северск Томской области от 30.12.2013 №3569 «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения и перечня внутриквартальных проездов городского округа ЗАТО Северск» утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа, согласно которому на территории городского округа ЗАТО Северск имеется сооружение - проезд от ул. Лесной до территории ОГИБДД (ул. Лесная, 15а), протяженностью 0,144 км, тип покрытия - асфальтобетонное, адрес: Томская область, ЗАТО Северск, <...>, сооружение № 1ад, идентификационный номер 69 541 ОПМ.Г 1-047.

Владельцем сооружения - проезд от ул. Лесной до территории ОГИБДД (ул. Лесная, 15а) является уполномоченный орган муниципального образования городской округ ЗАТО Северск - УЖКХ ТиС Администрации ЗАТО Северск, МБЭУ ЗАТО Северск не является владельцем указанной дороги на каком-либо вещном праве, предусмотренном гражданским законодательством, доказательств обратного суду не представлено. Нахождение указанного проезда на землях относящихся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения указанного вывода не опровергает, поскольку указанные земли относиться к землям государственная собственность на которые не разграничена и соответственно полномочия по распоряжению которыми осуществляет орган местного самоуправления в силу положений ст. 3.3 Федеральный закон от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, суд первой инстанции обосновано пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание вынесено в адрес уполномоченного органа, ответственного за состояние дорог и дорожных сооружений по ЗАТО Северск, - УЖКХ ТиС Администрации ЗАТО Северск Томской области, которое должным образом не выполнило возложенную на него обязанность по надлежащему содержанию автомобильной дороги.

Довод представителя административного истца о том, что указанная обязанность согласно муниципальному заданию возложена на МБЭУ ЗАТО Северск, поскольку Управление, реализуя свои полномочия по содержанию автомобильных дорог, вправе самостоятельно определять способ и круг лиц, непосредственно осуществляющих снегоуборочные работы (в т.ч. путем муниципального задания, выдачи конкретных поручений по проведению работ и т.п.), не свидетельствует об отсутствии у административного истца как уполномоченного органа местного самоуправления обязанности по надлежащему содержанию дорог местного значения и обеспечению безопасности дорожного движения.

Доводы о том, что оспариваемый акт и предписание не содержат информации о местоположении дефекта автомобильной дороги; дату и время проведения измерений; сведения о применяемом вследствие измерения приборе, в том числе о поверке прибора (оборудования), результаты измерений, наименование организации, выполнившей измерение и ее реквизиты, также не содержит показаний замеров коэффициента сцепления дорожного покрытия, указания на измерительные приборы, а также о том, что наличие рыхлого снега и зимней скользкости допускается в соответствии с действующими нормами, судом отклонен в связи со следующим.

В судебном заседании установлено, что местоположением дефекта автомобильной дороги (улицы) являлся участок дороги - проезда, ведущего к зданию по ул. Лесная № 15А от ул. Лесной по всей ее протяженности.

Пунктом 8.1. Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», установлено, что на покрытии проезжей части дорог и улиц не допускается наличие снега и зимней скользкости (таблица В.1 приложения В) после окончания работ по их устранению, осуществляемых в сроки по таблице 8.1.

В таблице 8.1. указанного ГОСТ Р 50597-2017 содержатся положения о том, что срок устранения рыхлого или талого снега для категории группы улиц Д - 6 часов, срок устранения зимней скользкости для категории группы улиц Г, Д - 5 часов.

Согласно таблице В.1 приложения В «Виды снежно-ледяных образований на покрытии проезжей части, обочин и тротуаров» снег подразделяется на рыхлый снег, талый снег, зимняя скользкость - на стекловидный лед, гололед; уплотненный снег, снежный накат.

Как следует из п. 8.2. ГОСТ Р 50597-2017 во время снегопада и (или) метели и до окончания снегоочистки на проезжей части дорог категорий 1А-Ш допускается наличие рыхлого (талого) снега толщиной не более 1 (2) см, на дорогах категории IV - не более 2 (4) см, на всех группах улиц - 5 см.

Из справки от 14.11.2018 № 05-21-424/672 Томского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиала ФГБУ «Западно-Сибирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» следует, что в г. Северске метеорологические наблюдения: не проводятся, ближайшая метеорологическая станция находится в г. Томске. Доказательств, подтверждающих доводы административного истца о том, что в момент составления акта в г. Северске были метели и непрекращающийся обильный снег, материалы дела не содержат.

В журнале учета выполнения работ по механизированной уборке улично-дорожной сети МБЭУ ЗАТО Северск от 24.10.2018 указано: 06.11.2018, 08-00 часов: ДЗ 12 ДМК грейдирование ФИО13, ФИО14, Куйбышева, Крупская, Строителей, ФИО13, проезд ГАИ, Смалакурка, Ленинградская разжим пр. Коммунистический, пл. Ленина, Театральная площадь, 40 лет Октября, Московская, Парковая. 06 - 07.11.2018, 20- 00 час.: ДЗ 122 (1195) ФИО15 - разжим территории у ГАИ. Однако из содержания указанной записи в 8-00 час. 06.11.2018 невозможно определить в какое конкретно время производились работы по проезду, ведущему к зданию по ул. Лесная № 15А от ул. Лесной, были ли они фактически произведены 06.11.2018 ранее 20-00 час., поскольку 06.11.2018 в 20-00 час., как следует из журнала учета выполнения работ по механизированной уборке, было дано аналогичное задание на проведение работ по разжиму территории у ГАИ. Из объяснений представителя заинтересованного лица МБЭУ ФИО8 в судебном заседании следует, что уборка дороги по проезду, ведущему к зданию по ул. Лесная № 15А от ул. Лесной, МБЭУ ЗАТО Северск в указанный период была произведена.

С учетом изложенного судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что на момент составления акта о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, а именно 06.11.2018 в 10 час. 27 мин. при указанных выше погодных условиях (отсутствие осадков в виде снега) участок дороги по проезду, ведущему к зданию по ул. Лесная № 15А от ул. Лесной имел дефекты в виде рыхлого снега и зимней скользкости, в связи с чем, административными ответчиками правомерно был составлен акт и выдано предписание. При этом, учитывая тот факт, что согласно требованиям ГОСТ о том, что на покрытии проезжей части дорог и улиц не допускается наличие снега и зимней скользкости, обнаружение которых возможно по внешним признакам при визуальном наблюдении, доводы апеллянта о том для установления указанных дефектов требуется проведения каких-либо измерений и применения измерительных приборов являются несостоятельными.

Довод о том, что административные ответчики не вправе использовать при осуществлении своей служебной деятельности и ссылаться на документ ГОСТ Р 50597-2017, так как он не был официально опубликован и размещен в официальных изданиях РФ, суд считает несостоятельным ввиду того, что «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) от 26.09.2017 № 1245-ст, с датой введения в действие 1 сентября 2018 г. за исключением п 5.1 Л, 6.1.1 и 7.1, которые вводятся в действие с 1 июля 2019 г. в части рекламных конструкций и наружной рекламы, размещенных на улицах населенных пунктов. ГОСТ Р 50597-2017 введен в действие взамен ГОСТ Р 50597-93. Управлением технического регулирования и стандартизации было обеспечено размещение информации об утвержденном настоящим приказом стандарте на официальном сайте Госстандарта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - официальный сайт) с учетом законодательства о стандартизации. Федеральным государственным унитарным предприятием «Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия» был размещен настоящий приказ и утвержденный им стандарт на официальном сайте (https://www.gost.ru) в установленном порядке.

Совокупность исследованных доказательств подтверждает, что акт о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда от 06.11.2018, предписание от 06.11.208 № 188 являются законными и обоснованными, поскольку соответствуют нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения, составлены уполномоченными на это лицами, которые действовали в пределах своей компетенции и предоставленных полномочий, предписание выдано в адрес уполномоченного лица, ответственного за надлежащее содержание дорог в ЗАТО Северск, незаконных действий или бездействия старшим государственным инспектором и главным государственным инспектором не допущено.

В связи с тем, что в ходе рассмотрения дела факт нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца не установлен, препятствий к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административными ответчиками не создано, каких-либо незаконных обязанностей не возложено, а действия по составлению оспариваемых актов соответствуют нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, оснований для удовлетворения административных исковых требований не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Северского городского суда Томской области от 07 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Управления жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи Администрации ЗАТО Северск Томской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи: