НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Томского областного суда (Томская область) от 18.10.2023 № 33А-3303/2023

Судья Симагина Т.С. Дело № 33а-3303/2023

УИД 70RS0006-01-2023-000279-22

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 18 октября 2023 года

Судебная коллегия по административным делам Томского областного суда в составе

председательствующего Кущ Н.Г.,

судей Куцабовой А.А., Осмольской М.О.

при секретаре Зеленковой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело № 2а-235/2023 по административному исковому заявлению акционерного общества «Русско-китайская инвестиционная компания по развитию торгово-промышленного сотрудничества в Томской области» к администрации Асиновского городского поселения Томской области о признании недействующим постановления № 620/22 от 28 октября 2022 года «Об утверждении нормативов состава сточных вод, сбрасываемых абонентами МУП АГП «Асиновский водоканал» в централизованную систему водоотведения г. Асино»

по апелляционным жалобам административного истца акционерного общества «Русско-китайская инвестиционная компания по развитию торгово-промышленного сотрудничества в Томской области», административного ответчика администрации Асиновского городского поселения на решение Асиновского городского суда Томской области от 22 июня 2023 года,

заслушав доклад судьи Куцабовой А.А., объяснения представителя административного истца Новикова С.Н., представителя административного ответчика администрации Асиновского городского поселения Томской области Сивириновой Ю.О., поддержавших доводы соответствующих апелляционных жалоб, объяснения представителя заинтересованного лица МУП АГП «Асиновский водоканал» Цедрик Ж.С., заключение прокурора Семеновой О.О.,

установила:

постановлением администрации Асиновского городского поселения от 28 октября 2022 года № 620/22 «Об утверждении нормативов состава сточных вод, сбрасываемых абонентами МУП АГП «Асиновский водоканал» в централизованную систему водоотведения г. Асино» установлены нормативы водоотведения состава сточных вод для объектов абонентов МУП АГП «Асиновский водоканал».

Акционерное общество «Русско-китайская инвестиционная компания по развитию торгово-промышленного сотрудничества в Томской области» (сокращенное наименование – АО «Рускитинвест») обратилось в Асиновский городской суд Томской области с административным исковым заявлением к администрации Асиновского городского поселения Томской области о признании недействующим постановления № 620/22 от 28 октября 2022 года «Об утверждении нормативов состава сточных вод, сбрасываемых абонентами МУП АГП «Асиновский водоканал» в централизованную систему водоотведения г. Асино».

Требования мотивированы тем, что оспариваемым постановлением утверждены нормативы состава сточных вод, сбрасываемых абонентами МУП АГП «Асиновский водоканал» в централизованную систему водоотведения г.Асино. Постановление опубликовано в официальном издании «Образ жизни. Регион» и размещено на официальном сайте муниципального образования «Асиновское городское поселение» www.gorodasino.ru. Постановление основано на расчете нормативов состава сточных вод для абонентов централизованной системы водоотведения Асиновского городского поселения, утвержденных 17 июня 2022 года директором МУП АГП «Асиновский водоканал» и противоречит Правилам холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года № 644. Расчет нормативов состава сточных вод основан на результатах отбора проб, которые представителями аккредитованной лаборатории не производились, что противоречит положению пункта 9 и пункта 23 постановления Правительства Российской Федерации № 728 от 22 мая 2020 года «Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации». Оспариваемое постановление нарушает права АО «Рускитинвест», так как на его основании МУП АГП «Асиновский водоканал» административному истцу выставлен счет об оплате за ноябрь 2022 года 14 420 192,91 руб., за декабрь 2022 года 11 727 250,18 руб.

Определением Асиновского городского суда Томской области от 22 марта 2023 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Сибирское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, отдел водных ресурсов по Томской области Верхне-Обское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, областное государственное бюджетное учреждение «Областной комитет охраны окружающей среды и природопользования» (сокращенное наименование - ОГБУ «Областной комитет охраны окружающей среды и природопользования»).

В судебном заседании представитель административного истца Новиков С.Н. требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении; представитель административного ответчика администрации Асиновского городского поселения Сивиринова Ю.О. с административным иском не согласилась; представители заинтересованных лиц МУП АГП «Асиновский водоканал» Цедрик Ж.С., Сорокодум Н.Ю. считали заявленные требования не подлежащими удовлетворению; представитель отдела водных ресурсов по Томской области Верхне-Обское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов Мершина Г.И. полагала требования подлежащими удовлетворению.

Прокурор Паршин П.П. дал заключение об удовлетворении заявленных требований.

Дело рассмотрено в отсутствие представителей заинтересованных лиц Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ОГБУ «Областной комитет охраны окружающей среды и природопользования».

Решением Асиновского городского суда Томской области от 22 июня 2023 года административный иск удовлетворен. Признано не действующим с момента вступления в законную силу решения суда постановление администрации Асиновского городского поселения Томской области № 620/22 от 28 октября 2022 года «Об утверждении нормативов состава сточных вод, сбрасываемых абонентами МУП АГП «Асиновский водоканал» в централизованную систему водоотведения г.Асино». На администрацию Асиновского городского поселения Томской области возложена обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанный недействующим. Постановлено, что сообщение о принятом решении подлежит опубликованию администрацией Асиновского городского поселения Томской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в средствах массовой информации путём размещения в газете «Образ жизни. Регион», на официальном сайте муниципального образования «Асиновское городское поселение» http://www.gorodasino.ru, а также путем размещения в информационном сборнике в библиотечно-эстетическом центре, расположенном по адресу: город Асино, ул. имени Ленина, 70.

В апелляционной жалобе представитель административного истца АО «Рускитинвест» просит решение суда изменить, установить, что постановление №620/22 от 28 октября 2022 года является недействующим с 31 октября 2022 года.

В обоснование указывает, что оспариваемый нормативно-правовой акт нарушает права административного истца с момента принятия и в случае признания его недействующим с момента вступления решения суда в законную силу не отменяет обязанность административного истца уплатить 26147443,09 руб. за ноябрь-декабрь 2022 года на основании незаконно установленных нормативов.

В апелляционной жалобе Глава Асиновского городского поселения Томской области К. ставит вопрос об отмене решения суда с принятием по делу нового решения - об отказе в удовлетворении требований. В обоснование жалобы указывает, что

с момента утверждения декларации и нормативов допустимых сбросов (марте 2021 года), нормативы не изменились, данных об изменении показателя эффективности удаления загрязняющего вещества очистными сооружениями по итогам 12 календарных месяцев подряд более чем на 10 % не представлено;

возложив на административного ответчика обязанность принять новый правовой акт, суд первой инстанции предопределил принятие заведомо неправомерного правового акта, поскольку требования пункта 177 Правил № 644 не могут быть выполнены в короткий срок;

законодательством в сфере водоснабжения и водоотведения не предусмотрены основания для признания нормативов состава сточных вод недействующими;

судом первой инстанции неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, в части противоречия пункту 177 раздела XIII Правил № 644 периодов, необходимых для расчета нормативов по составу сточных вод;

пункт 23 Правил № 728, на который ссылается административный истец, не применим в рамках данного дела, поскольку данный пункт не регламентирует отбор проб сточных вод в целях установления нормативов;

выводы суда со ссылками на объяснения третьего лица о том, что МУП АГП «Асиновский водоканал» не производил расчет нормативов допустимых сбросов с учетом фоновых концентраций, не соответствует обстоятельствам дела;

выводы суда о выполнении третьим лицом документов с нарушением ПНД Ф 12.15.1-08 «Методические указания по отбору проб для анализа сточных вод» основаны на неверном толковании норм действующего законодательства;

положения ГОСТов, примененные судом, не предъявляют требования о том, что предоставляемые на бумажных носителях документы должны быть прошиты, следовательно, данные обстоятельства не свидетельствуют о недействительности представленных документов;

выводы суда об оформлении актов и протоколов с нарушением требований пункта 6.3 ГОСТ 31816-2021 и о признании их недопустимыми доказательствами, свидетельствуют о неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела;

судом не учтены письменные объяснения административного ответчика и третьего лица.

В отзыве на апелляционные жалобы директор МУП АГП «Асиновский водоканал» Ю. просит отменить решение суда и принять новое решение - об отказе в удовлетворении требований.

На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей заинтересованных лиц Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Верхне-Обского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, Областного государственного бюджетного учреждения «Областной комитет охраны окружающей среды и природопользования», извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушавобъяснения представителя административного истца Новикова С.Н., представителя административного ответчика администрации Асиновского городского поселения Томской области Сивириновой Ю.О., представителя заинтересованного лица МУП АГП «Асиновский водоканал» Цедрик Ж.С., заключение прокурора Семеновой О.О., полагавшей необходимым оставить решение суда без изменения, а апелляционные жалобы без удовлетворения, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В силу части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Согласно части 4 указанной статьи муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Пунктом 4 статьи 9 Устава муниципального образования «Асиновское городское поселение» (принят решением Совета Асиновского городского поселения 16 августа 2007 года № 101) определен круг вопросов местного значения Асиновского городского поселения, к которому отнесена организация в границах Асиновского городского поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Согласно пункту 1 статьи 79 Устава муниципального образования «Асиновское городское поселение» Глава администрации Асиновского городского поселения в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами Томской области, данным Уставом, нормативными правовыми актами Совета Асиновского городского поселения, издает постановления администрации Асиновского городского поселения по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Томской области, а также распоряжения по вопросам организации работы администрации Асиновского городского поселения.

На основании пункта 14 статьи 72 Устава муниципального образования «Асиновское городское поселение» муниципальные правовые акты, обязательные для опубликования, должны быть опубликованы не позднее пятнадцати дней после их принятия; орган местного самоуправления, принимающий муниципальные правовые акты, самостоятельно определяет средство (средства) массовой информации, которое (которые) осуществляют официальное опубликование данных документов; муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным Конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также Уставу (Основному закону), законам, иным нормативным правовым актам Томской области, настоящему Уставу.

Постановлением администрации Асиновского городского поселения от 28 октября 2022 № 620/22 «Об утверждении нормативов состава сточных вод, сбрасываемых абонентами МУП АГП «Асиновский водоканал» в централизованную систему водоотведения г. Асино», нормативы водоотведения состава сточных вод для объектов абонентов МУП АГП «Асиновский водоканал» установлены согласно приложению № 1 к настоящему постановлению, и указано, что нормативы состава сточных вод устанавливаются для упорядочения вопросов нормирования качества сточных вод абонентов, отводимых в централизованную систему водоотведения г.Асино, в целях обеспечения безаварийной работы сооружений канализации (предотвращения заиливания, зажиривания, закупорки трубопроводов, агрессивного влияния на материал труб, колодцев), стабилизации производственной деятельности, повышения эффективности очистки стоков.

№п/п

Наименование загрязняющего вещества

Величина норматива состава сточных вод мг/куб.дм

1

ХПК

500

2

БПКпол

150

3

Аммоний-ион

16,67

4

Фосфаты (по фосфору)

1,85

5

Фенолы

0,02

6

Нефтепродукты

1,85

7

Магний

89,49

8

Железо

0,83

9

Фторид-ион

0,05

10

Алюминий

0,10

11

Цинк

0,02

12

Марганец

0,07

13

Формальдегид

0,03

14

Медь

0,03

Согласно пункту 2 постановления администрации Асиновского городского поселения от 28 октября 2022 года № 620/22 оно вступает в силу со дня его официального опубликования.

Оспариваемое постановление опубликовано посредством размещения на официальном сайте (дата опубликования постановления - 31.10.2022), в газете «Образ жизни. Регион» № 7 от 31 октября 2022 года.

Рассматривая заявленные требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции, пришел к выводу, что оспариваемый нормативный акт противоречит требованиям нормативных актов, имеющих большую юридическую силу, принят ответчиком в пределах предоставленных ему законом полномочий, с нарушением процедуры его принятия.

Судебная коллегия выводы суда первой инстанции в части противоречия положений оспариваемого нормативного акта требованиям нормативных актов, имеющих большую юридическую силу, нарушения процедуры принятия нормативного правового акта считает незаконными.

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения урегулированы Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

В соответствии с пунктом 8.1 части 11 статьи 7 названного Федерального закона холодное водоснабжение и водоотведение осуществляется в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и определяющими порядок установления органами местного самоуправления нормативов состава сточных вод.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года № 644 утверждены Правила холодного водоснабжения и водоотведения.

Частями 1 и 2 статьи 30.1 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», введенной в действие с 1 января 2019 года, предусмотрено, что в целях охраны водных объектов от загрязнения для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, за исключением жилых домов, многоквартирных домов (кроме нежилых помещений в многоквартирных домах, имеющих отдельные канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения (канализации), иных объектов, определенных правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативы состава сточных вод.

Нормативы состава сточных вод устанавливаются органами местного самоуправления в соответствии с порядком, установленным правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, на основании нормативов допустимых сбросов, установленных для объектов организаций, осуществляющих водоотведение, с учетом эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение. Показатели эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение, рассчитываются в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Особенности установления нормативов состава сточных вод в отношении технологически нормируемых веществ устанавливаются правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 30.1 Федерального закона 7 декабря 2011года № 416-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2020 года №728 «Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года № 644, дополнены разделом XIII «Порядок установления нормативов состава сточных вод, в том числе порядок расчета показателей эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение, и особенности установления нормативов состава сточных вод в отношении технологически нормируемых веществ», который введен в действие с 3 июня 2020 года.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что видами деятельности МУП АГП «Асиновский водоканал» являются: предоставление услуг водоснабжения и водоотведения гражданам и юридическим лицам путем забора, очистки и распределения воды; сбора и обработки сточных вод. В ведении МУП АГП «Асиновский водоканал» находятся несколько очистных сооружений, обслуживающих различные населенные пункты. Прием сточных вод от абонентов и последующий сброс в озеро Кривое осуществляется с очистных сооружений МУП АГП «Асиновский водоканал», расположенных на территории г.Асино.

Право пользования водным объектом озеро Кривое с целью сброса сточных вод предоставлено МУП АГП «Асиновский водоканал» решением Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области, зарегистрированы в государственном водном реестре 3 сентября 2019 года № 70-13.01.04.003-О-РСБХ-С-2019-03071/00 сроком водопользования по 1 сентября 2024 года (л.д.142-148 т.3).

Из схемы водоснабжения и водоотведения Асиновского городского поселения Асиновского района Томской области, утвержденной постановлением администрации Асиновского городского поселения от 3 марта 2015 года № 93/15, следует, что система водоотведения г.Асино является централизованной системой (л.д.26-44 т.4).

Согласно свидетельству об актуализации учетных сведений очистные сооружения г. Асино, ул. Строительная, 4, относятся к объектам II категории негативного воздействия на окружающую среду (л.д.109- 110 т.3).

ООО Центр проектирования экологической документации» по заказу МУП АГП «Асиновский водоканал» изготовлен расчет нормативов допустимых сброс загрязняющих веществ, поступающих в озеро Кривое со сточными водами, от 14 февраля 2021 года. Расчет нормативов произведен в соответствии с методикой, утвержденной приказом Минприроды России от 29 декабря 2020 года №1118. Определена допустимая концентрация НДС по загрязняющим веществам и их концентрации.

10 марта 2021 года МУП АГП «Асиновский водоканал» утверждены нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, поступающих в озеро Кривое со сточными водами (л.д.154-214 т.3).

17 марта 2021 года МУП АГП «Асиновский водоканал» направило в Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области декларацию о воздействии на окружающую среду от 16 марта 2021 года (л.д. 58-64 т.2).

20 июня 2022 года в целях установления нормативов сточных вод в соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 22 мая 2020 года № 728 «Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», в соответствии с требованиями пункта 172 Правил № 644, МУП АГП «Асиновский водоканал» предоставило в администрацию Асиновского городского поселения рассчитанные значения нормативов состава сточных вод для абонентов централизованной системы водоотведения Асиновского городского поселения, рассчитанные нормативы допустимого сброса веществ и микроорганизмов в озеро Кривое, расчет значений нормативов состава сточных вод абонентов, в целях их установления (л.д. 65 т.2 ).

Между МУП АГП «Асиновский водоканал» и абонентом АО «Рускитинвест» 7 июня 2019 года заключен договор № 112/19 холодного водоснабжения и водоотведения (л.д.16-36 т. 1).

18 ноября 2021 года АО «Рускитинвест» в соответствии с разделом VIII «Порядок подачи абонентами декларации» Правил № 644 подана МУП АГП «Асиновский водоканал» декларация о составе и свойствах сточных вод на 2022 год.

Письмом № 684 от 7 ноября 2022 года МУП АГП «Асиновский водоканал» уведомил АО «Рускитинвест» об утверждении нормативов состава сточных вод и о необходимости внесения изменений в части перечня загрязняющих веществ с последующей подачей измененной декларации в течение 3-х месяцев.

После получения документов от организации, осуществляющей водоотведение, администрацией Асиновского городского поселения 28 октября 2022 года принято постановление № 620/22 «Об утверждении нормативов состава сточных вод, сбрасываемых абонентами МУП АГП «Асиновский водоканал» в централизованную систему водоотведения г. Асино», установлены нормативы водоотведения состава сточных вод для объектов абонентов МУП АГП «Асиновский водоканал».

6 декабря 2022 года АО «Рускитинвест» подана МУП АГП «Асиновский водоканал» декларация о составе и свойствах сточных вод на 2023 год.

Удовлетворяя требования административного истца, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое постановление № 620/22 от 28 октября 2022 года принято административным ответчиком в пределах предоставленных ему полномочий, однако с нарушением процедуры его принятия и не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В частности, по мнению суда первой инстанции, нарушены положения пунктов 172, 173, 175 Правил холодного водоснабжения и водоотведения от 29 июля 2013 года № 644, а именно

не соблюдены сроки расчета нормативов состава сточных вод;

нормативы допустимых сбросов (НДС) загрязняющих веществ, поступающих в озеро Кривое, выполнены с нарушением действующего законодательства;

акты и протоколы проб «Сточные воды, поступающие на очистные сооружения г. Асино», акты и протоколы «Сброс с очистных сооружений г. Асино в озеро Кривое» не соответствуют требованиям пункта 6.3 ГОСТ 31816-2021 «Вода. Общие требования к отбору воды»;

программа экологического контроля МУП АГП «Асиновский водоканал» не является единым документом с приложениями с № 1 по № 12,

оценка регулирующего воздействия в соответствии с положениями Закона Томской области от 17 ноября 2014 года № 156-ОЗ «Об оценке регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизе муниципальных нормативных правовых актов в Томской области» не представлена.

С указанным выводами суда судебная коллегия не может согласиться по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 170 Правил от 29 июля 2013 года № 644 нормативы состава сточных вод устанавливаются для загрязняющих веществ, в отношении которых объектам соответствующей централизованной системы водоотведения или технологической зоны водоотведения (если централизованная система водоотведения состоит из 2 и более технологических зон водоотведения) в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды, установлены (рассчитаны, представлены) нормативы допустимых сбросов, а также установлены технологические нормативы (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 180 и 181 данных Правил).

Основаниями для установления или корректировки нормативов состава сточных вод являются установление (расчет, представление), корректировка (перерасчет) нормативов допустимых сбросов или установление (корректировка) технологических нормативов для объектов централизованных систем водоотведения организации, осуществляющей водоотведение (пункт 171 Правил).

Нормативы состава сточных вод рассчитываются в порядке, определенном данным разделом, организацией, осуществляющей водоотведение, и представляются в орган, уполномоченный на установление нормативов состава сточных вод, не позднее 30 календарных дней со дня представления организацией, осуществляющей водоотведение, декларации о воздействии на окружающую среду, или выдачи организации, осуществляющей водоотведение, комплексного экологического разрешения, получения ею разрешения на сброс загрязняющих веществ (внесения в них соответствующих изменений), или установления нормативов допустимых сбросов для объектов централизованных систем водоотведения (пункт 172).

Орган, уполномоченный на установление нормативов состава сточных вод, обязан в течение 30 календарных дней со дня представления рассчитанных значений нормативов состава сточных вод организацией, осуществляющей водоотведение, установить нормативным правовым актом нормативы состава сточных вод или уведомить организацию, осуществляющую водоотведение, об отказе в установлении нормативов состава сточных вод (для загрязняющих веществ, в отношении которых имеются основания для принятия решения об отказе в установлении органом, уполномоченным на установление нормативов состава сточных вод, нормативов состава сточных вод) с указанием оснований для такого отказа (любым способом, позволяющим подтвердить факт и дату получения уведомления организацией, осуществляющей водоотведение) (пункт 173 Правил).

В случае если организация, осуществляющая водоотведение, в срок, указанный в пункте 172 указанных Правил, не представила в орган, уполномоченный на установление нормативов состава сточных вод, рассчитанные значения нормативов состава сточных вод, орган, уполномоченный на установление нормативов состава сточных вод, при наличии соответствующих оснований, предусмотренных пунктом 171 данных Правил, утверждает нормативы состава сточных вод без представления организацией, осуществляющей водоотведение, рассчитанных значений нормативов состава сточных вод. При этом организация, осуществляющая водоотведение, обязана представить в орган, уполномоченный на установление нормативов состава сточных вод, по его письменному запросу в течение 5 рабочих дней имеющиеся у этой организации документы и материалы, необходимые для установления нормативов состава сточных вод, указанные в запросе (пункт 175 Правил холодного водоснабжения и водоотведения).

Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года № 644 установлено, что разъяснения о применении указанных Правил дает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (Минстрой России).

Согласно разъяснениям, данным в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 9 октября 2017 года №36109-АЧ/04, указанные требования к составу и свойствам сточных вод абонентов имеют различную правовую природу и целевую направленность: нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод направлены на предотвращение негативного воздействия на окружающую среду (водные объекты), а требования к составу и свойствам сточных вод абонентов, предусмотренные приложением № 5 к Правилам № 644 - на предотвращение негативного воздействия на централизованные системы водоотведения.

Из письма Минстроя России от 30 марта 2023 года, направленного в адрес МУП АГП «Асиновский водоканал», следует, что представление рассчитанных нормативов состава сточных вод в орган, уполномоченный на их установление позднее срока, указанного в пункте 172 Правил № 644, или установление уполномоченным органом данных нормативов позднее срока, указанного в пункте 173 Правил № 644, не может являться основанием для отказа в установлении нормативов состава сточных вод, их отмены или признания утратившими силу.

С учетом приведенного правового регулирования судебная коллегия критически оценивает выводы суда о нарушении административным ответчиком положений пунктов 172, 173, 175 Правил холодного водоснабжения и водоотведения в части сроков расчета нормативов состава сточных вод, поскольку законодательством в сфере водоснабжения и водоотведения не предусмотрена ответственность за несоблюдение сроков, предусмотренных пунктами 172 и 173 Правил № 644, некоторая задержка может быть обусловлена, например, отсутствием необходимого объема или качества исходных данных для расчета нормативов.

Пункт 175 Правил холодного водоснабжения и водоотведения обеспечивает принятие нормативов состава сточных вод в случаях бездействия организации, осуществляющей водоотведение, в связи с чем выводы суда в указанной части несостоятельны по вышеприведенным основаниям.

Что касается установления судом нарушений в отношении расчетов нормативов допустимых сбросов (НДС) загрязняющих веществ, поступающих в озеро Кривое, то судебная коллегия также не усматривает оснований для их оценки как свидетельствующей о недействительности постановления № 620/22 от 28 октября 2022 года.

Согласно частям 2, 3 статьи 22 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов производится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, планирующими строительство объектов I и II категорий (при проведении оценки воздействия на окружающую среду), а также осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории.

Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, является приложением к декларации о воздействии на окружающую среду, представляемой соответственно в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 31.2 данного Федерального закона, кроме случаев, предусмотренных статьей 23.1 указанного Федерального закона.

Согласно части 1 статьи 31.2 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду.

Одновременно с подачей декларации о воздействии на окружающую среду представляются расчеты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов (части 4 статьи 31.2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ).

Согласно части 9 статьи 31.2 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ за непредставление декларации о воздействии на окружающую среду или представление недостоверной информации, содержащейся в этой декларации, юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

10 марта 2021 года директором МУП АГП «Асиновский водоканал» утверждены нормативы допустимых сбросов (НДС) загрязняющих веществ, поступающих в озеро Кривое.

Согласно расчету НДС он проведен в соответствии с положениями Методики разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей, утвержденной приказом Минприроды России от 29 декабря 2020 года № 1118.

Вывод суда о нарушении порядка расчетов нормативов допустимых сбросов (НДС) мотивирован тем, что

расчет данных нормативов выполнен на основании актов приёма/сдачи проб сточных вод (сброс с очистных сооружений) с 27 января 2020 года по 21 декабря 2020 года, составленных с нарушением действующего законодательства;

согласно объяснениям представителя отдела водных ресурсов по Томской области Верхне-Обского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов при рассмотрении проекта «Нормативы допустимых сбросов (НДС) загрязняющих веществ, поступающих в озеро Кривое со сточными водами», утвержденного директором МУП АГП «Асиновский водоканал» 10 марта 2021 года, установлены нарушения в отношении определения показателей по фенолам (летучим), формальдегиду, фторид-ионам.

Вместе с тем в соответствии с пунктом 13 Методики разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей, утвержденной приказом Минприроды России от 29 декабря 2020 года № 1118, срок актуальности расчетов НДС не превышает 7 лет с момента предоставления декларации о воздействии на окружающую среду, приложением к которой они являлись.

Вторым абзацем пункта 13 Методики установлены случаи, при которых производится расчет новых НДС или разработка и утверждение новых НДС в установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2007 года № 469 порядке до истечения сроков, указанных в абзаце первом пункта 13 Методики, в том числе при обнаружении ошибок или недостоверной информации в расчетах НДС.

При наступлении вышеуказанных обстоятельств декларация, содержащая такие расчеты НДС, признается действующей до момента расчета новых НДС в соответствии с указанными обстоятельствами и предоставления Декларации, приложением к которой являются расчеты новых НДС в пределах сроков, на которые предоставлена Декларация, но не более 6 месяцев.

Изложенные выводы не опровергает и ответ Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области от 11 октября 2023 года, согласно которому указанный орган не осуществляет согласование деклараций воздействия на окружающую среду.

Таким образом, установленные судом первой инстанции обстоятельства (в том числе в части составления с нарушением действующего законодательства актов приёма/сдачи проб сточных вод (сброс с очистных сооружений) с 27 января 2020 года по 21 декабря 2020 года, а также допущенных нарушений при расчете показателей по фенолам (летучим), формальдегиду, фторид-ионам при определении НДС) могли быть основанием для расчета новых НДС и, как следствие, последующей корректировки нормативов состава сточных вод. При проверке нормативного правового акта об установлении нормативов состава сточных вод в порядке абстрактного нормоконтроля суд не мог давать оценку достоверности нормативов допустимых сбросов, утвержденных иным нормативно правовым актом.

При этом судебная коллегия не может согласиться с выводами суда о признании актов и протоколов проб не соответствующим требованиям пункта 6.3 ГОСТ 31816-2021 «Вода. Общие требования к отбору воды».

Приложением № 6 к Правилам № 644 установлена периодичность отбора проб сточных вод, необходимых для определения усредненных значений концентрации загрязняющего вещества в сточных водах, поступающих на очистные сооружения организации, осуществляющей водоотведение, и усредненных значений концентрации данного загрязняющего вещества в сточных водах на выпуске сточных вод в водный объект с очистных сооружений организации, осуществляющей водоотведение (в целях определения показателя эффективности удаления загрязняющего вещества очистными сооружениями организации, осуществляющей водоотведение), а также категория очистных сооружений по объему сброса сточных вод в водный объект, м3/сут.

Согласно приложению № 6 к Правилам № 644 для очистных сооружений, относящихся к категории очистных сооружений по объему сброса сточных вод в водный объект более 4000 м3/сут., отбор проб сточных вод для производства 1 раз в месяц. Интервал между датами отбора проб для такой периодичности отбора проб Правилами № 644 не определен.

Разделом XIII Правил № 644 не предъявляются конкретные требования к процедуре отбора проб сточных вод, их транспортировке и анализу в целях определения показателя эффективности удаления i-ro загрязняющего вещества очистными сооружениями организации, осуществляющей водоотведение.

Однако с учетом иных положений Правил № 644, а также Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2020 года № 728, отбор проб сточных вод и их транспортировка могут осуществляться как представителями организации, осуществляющей водоотведение, так и представителями аккредитованной лаборатории, а анализ отобранных проб сточных вод может осуществляться только в аккредитованной лаборатории (в том числе являющейся подразделением организации, осуществляющей водоотведение).

Согласно материалам дела пробы отбирались 15 июня 2021 года, 20 июля 2021 года, 18 августа 2021 года, 15 сентября 2021 года, 25 октября 2021 года, 17 ноября 2021 года, 8 декабря 2021 года, 24 января 2022 года, 24 февраля 2022 года, 10 марта 2022 года, 20 апреля 2022 года, 18 мая 2022 года сотрудником ООО «ГидроТранс» Н. для заказчика МУП АГП «Асиновский водоканал».

В период с 1 июня 2021 года по 26 мая 2022 года между МУП АГП «Асиновский водоканал» и ООО «ГидроТранс» заключены договоры комплексного обслуживания.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ видами деятельности ООО «ГидроТранс», в том числе является: сбор и обработка сточных вод; деятельность по мониторингу загрязнения окружающей среды для физических и юридических лиц.

Данные договоры согласованы администрацией Асиновского городского поселения, что подтверждается постановлениями № 221/21 от 14 мая 2021 года, №406/21 от 19 июля 2021 года, № 546/21 от 10 сентября 2021 года, № 688/21 от 15 ноября 2021 года, № 731/21 от 25 ноября 2021 года, №739/21 от 26 ноября 2021 года, № 66/22 от 2 февраля 2022 года, № 65/22 от 2 февраля 2022 года, № 67/22 от 2 февраля 2022 года, № 252/22 от 18 мая 2022 года, № 274/22 от 20 мая 2022 года.

Из предметов договоров, заключенных МУП АГП «Асиновский водоканал» и ООО «ГидроТранс» в период с 1 июня 2021 года по 26 мая 2022 года, следует, что исполнитель (ООО «ГиброТранс») обязуется оказать комплексные услуги заказчику (МУП АГП «Асиновский водоканал») на площадке заказчика, а также в рамках комплексного обслуживания в объеме и на условиях, определённых этими договорами и приложением № 1 к договорам, а заказчик обязуется принять услуги и осуществить оплату в согласованном размере (п.1.1 договоров).

Из приложения № 1 к договорам, заключенным МУП АГП «Асиновский водоканал» и ООО «ГидроТранс» в период с 1 июня 2021 года по 26 мая 2022 года, следует, что:

- деятельность по мониторингу загрязнения окружающей среды для физических и юридических лиц осуществляется в течение 1 рабочего дня по письменной заявке заказчика, до исполнения;

- деятельность по мониторингу загрязнения окружающей среды для физических и юридических лиц осуществляется в течение 1 рабочего дня по письменной заявке заказчика, до исполнения.

В подтверждение квалификации Н. (лица, осуществившего отбор проб) представлены дипломы о среднем профессиональном образовании по специальности «Химическая технология органических веществ и высокомолекулярных соединений» и о высшем образовании по специальности «Химическая технология органических веществ».

Пунктом 1 статьи 30.3 Федерального закона № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено, что контроль состава и свойств сточных вод, сбрасываемых абонентом в централизованную систему водоотведения (канализации), осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В спорный период порядок отбора проб сточных вод и анализа отобранных проб сточных вод регламентировался в пунктами 147 - 149 Правил № 644 и Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2020 года № 728 (далее - Правила № 728).

В силу пункта 9 Правил № 728 отбор проб сточных вод осуществляется представителями аккредитованной лаборатории или представителями организации, осуществляющей водоотведение, соответствующими требованиям, предъявляемым к лицам для их допуска к отбору проб сточных вод. Анализ отобранных проб сточных вод осуществляется аккредитованной лабораторией.

Результаты измерений отобранных проб закреплены в протоколах ОГБУ «Областной комитет охраны окружающей среды и природопользования», которое с 16 октября 2014 года является лицом, аккредитованным в соответствии с законодательством об аккредитации в национальной системе аккредитации по испытанию (исследованию), измерению объектов окружающей среды.

ГОСТ Р 59024-2020 «Вода. Общие требования к отбору проб», заменившим ГОСТ 31861-2012, содержит требования о том, что отбор проб проводят специалисты, прошедшие обучение на рабочем месте, которое включает ознакомление с инструкцией по отбору проб и практические занятия по отбору проб конкретных типов вод; процедура обучения и оценки должна быть документально оформлена.

Вместе с тем данный ГОСТ действует с 1 января 2023 года, то есть в период, в который осуществлен отбор проб, не действовал. Конкретных требований к лицам, осуществляющим отбор проб действующее законодательство в момент отбора проб не содержало.

При указанных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что пробы отобраны надлежащим лицом в пределах предоставленных полномочий. Действующее законодательство запрета на привлечение для отбора проб в рассматриваемом случае сотрудников иных организаций не содержит.

Вопреки позиции представителя административного истца, Правила отнесения централизованных систем водоотведения (канализации) к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 года № 691, в том числе и пункт 9, согласно которому пробы должны отбираться не менее одного раза в каждом из календарных месяцев, при этом разница между датами отбора проб должна составлять не менее 15 календарных дней, не подлежат к применению к рассматриваемым правоотношениям, поскольку данные Правила определяют порядок отнесения централизованных систем водоотведения (канализации) к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов (пункт 1), в то время как порядок установления нормативов состава сточных вод регламентирован постановлением Правительства Российской Федерации № 644 от 29 июля 2013 года.

По аналогичному основанию не могут быть приняты во внимание и ссылки представителя административного истца на положения пункта 23 Правил № 728.

Отбор проб сточных вод осуществляется представителями аккредитованной лаборатории или представителями организации, осуществляющей водоотведение, соответствующими требованиям, предъявляемым к лицам для их допуска к отбору проб сточных вод; для целей данных Правил под аккредитованной лабораторией понимается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, включенные в реестр аккредитованных лиц в соответствии с положениями Федерального закона «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» и имеющие область аккредитации в сфере деятельности по определению фактических показателей состава и свойств сточных вод, по которым осуществляется или должен быть осуществлен анализ, в том числе лаборатория организации, осуществляющей водоотведение, отвечающая указанным требованиям; в случаях, установленных пунктом 23 настоящих Правил, отбор проб сточных вод осуществляется представителями аккредитованной лаборатории (пункт 9 Правил № 728).

Согласно же пункту 23 указанных Правил к таким случаям относятся:

определение фактических показателей состава и свойств сточных вод в целях информирования территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о превышении абонентами нормативов состава сточных вод 2 и более раза в течение 12 месяцев со дня первого превышения или об однократном превышении нормативов состава сточных вод в 3 и более раза в случаях, установленных статьей 30.3 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении»;

определение фактических показателей состава и свойств сточных вод в целях учета их объема в составе объема сточных вод, являющегося критерием отнесения централизованной системы водоотведения (канализации) к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов в порядке, установленном Правилами отнесения централизованных систем водоотведения (канализации) к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 года № 691 «Об утверждении Правил отнесения централизованных систем водоотведения (канализации) к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов и о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2013 года № 782».

Что касается недостатков в оформлении направлений, актов отбора проб, установленных судом, то судебная коллегия учитывает следующее.

Согласно пункту 6.3 ГОСТ 31816-2021 «Вода. Общие требования к отбору воды» результаты отбора проб заносят в акт об отборе, который должен содержать следующую информацию: - расположение и наименование места отбора проб, с координатами и любой другой информацией о местонахождении; - дату отбора; - метод отбора; - время отбора; - климатические условия окружающей среды при отборе проб (при необходимости); - температуру воды при отборе пробы (при необходимости); - метод подготовки к хранению (при необходимости); - цель исследования воды; - другие данные в зависимости от целей отбора проб; - должность, фамилию и подпись исполнителя.

Согласно материалам дела место отбора проб, цель исследования указаны в паспортах проб, являющихся обязательным приложением к акту отбора проб: «Томская область, г. Асино, сточные воды, поступающие на очистные сооружения г.Асино»; «Томская область, г. Асино, сброс с очистных сооружений г. Асино в оз.Кривое».

То обстоятельство, что в направлении образца: «сброс с очистных сооружений г. Асино в озеро Кривое» от 15 июня 2021 года указано время отбора пробы «08:40», а в акте № 495 от 15 июня 2021 года - «10:30, 11:00», направлении от 15 июня 2021 года – «08:40», в акте № 496 от 15 июня 2021 – «11:30,12:00», направление содержит иной год «08.12.2022», чем указан в акте № 1361 от 8 декабря 2021 года (л.д. 29, 30-31, 53-54, 41-42, том 3), не может быть оценено как существенное нарушение порядка отбора проб.

В части актов действительно не указаны сведения о времени отбора проб, однако данные сведения приведены в паспорте пробы, который является обязательным приложением к такому акту; тот факт, что в направлении от 8 декабря 2021 года указан «2022» год, свидетельствует о технической ошибке, поскольку в этом же документе указана дата поступления образца – «08.12.2021».

Таким образом, акты отбора проб, протоколы результатов исследований, представленные в материалы дела, содержат необходимую информацию. Те недостатки в оформлении актов, которые установлены судом, не могли повлиять на правильность результатов исследований. При этом доказательств того, что указанные выше обстоятельства повлекли получение недостоверных результатов анализа, не представлено.

Кроме того, судебная коллегия учитывает, что в соответствии с Методическими указаниями по отбору проб для анализа сточных вод ПНД Ф 12.15.1-08 для целей контроля за соблюдением нормативов/лимитов сброса, учета и расчета массы сброса загрязняющих веществ в составе сточных вод пробы отбираются из водоотводящих устройств; места отбора проб должны быть максимально приближены к точке сброса.

Согласно решению Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды о предоставлении водного объекта (участка оз. Кривое) в пользование от 3 сентября 2019 года использование водного объекта (участка оз. Кривое) может производиться водопользователем МУП АГП «Асиновский водоканал» при выполнении им условия об осуществлении сброса сточных вод в определенном месте (указаны географические координаты) на данном водном объекте за чертой населенного пункта.

С учетом изложенного отсутствие в актах отбора проб координат места отбора проб также не свидетельствует о нарушении положений действующего законодательства.

Поскольку порядок установления нормативов состава сточных вод регламентирован положениями Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года № 644, ссылки суда на

несоответствие актов и протоколов проб требованиям пункта 6.3 ГОСТ 31816-2021 «Вода. Общие требования к отбору воды»,

недопустимость как доказательств программы проведения измерений качества сточных вод МУП АГП «Асиновский водоканал», поступающих в оз. Кривое на 2021, программы производственного контроля сточных вод на микробиологические показатели на 2019-2024 оз. Кривое, графиков сброса сточных вод в оз. Кривое МУП АГП «Асиновский водоканал» на 2019-2024, планов-графиков отбора проб на 2021 и 2022,

незаконности программы экологического контроля МУП АГП «Асиновский водоканал»,

необеспечение идентификации места отбора проб в актах приёма/сдачи проб сточных вод с 27 января 2020 года по 21 декабря 2020 года (иной период; иная цель отбора проб (при инвентаризации сбросов загрязняющих веществ)),

а также непредставление утвержденной директором МУП АГП «Асиновский водоканал» программы специальных работ для инвентаризации сбросов на 2020-2021 годы,

не могут быть определяющими при определении действительности оспариваемого нормативного правового акта.

Правила №644 не содержат регламентации порядка отбора проб, кроме указания на период отбора проб не менее 12 месяцев, в связи с чем судебная коллегия не усматривает нарушения положений пунктов 176, 177 Правил холодного водоснабжения и водоотведения.

Доводы представителя АО «Рускитинвест» о том, что МУП АГП «Асиновский водоканал», администрация Асиновского городского поселения Томской области, ООО «ГидроТранс» являются аффилированными лицами судебная коллегия отклоняет по следующим основаниям.

Согласно выпискам из Единого государственного реестра юридических лиц, размещенных в свободном доступе на интернет-сайте налоговой службы

учредителем юридического лица МУП АГП «Асиновский водоканал» (ИНН 7002020823) является муниципальное образование «Асиновское городское поселение»;

учредителями юридического лица ООО «ГидроТранс» (ИНН 7002023849) являются Ч. и муниципальное унитарное предприятие Асиновского городского поселения «Энергия-Т1»;

учредителями муниципального унитарного предприятия Асиновского городского поселения «Энергия-Т1» (ИНН 7002020291) является муниципальное образование «Асиновское городское поселение».

В силу статьи 53.2 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, если этот Кодекс или другой закон ставит наступление правовых последствий в зависимость от наличия между лицами отношений связанности (аффилированности), наличие или отсутствие таких отношений определяется в соответствии с законом.

Согласно статье 4 Закона РСФСР от 22 марта 1991 года № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» аффилированные лица - физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

Также аффилированными считаются юридические и физические лица, состоящие в одной группе лиц. В свою очередь, группой лиц признается совокупность физических и (или) юридических лиц, соответствующих, кроме признаков аффилированности, указанным в статье 9 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» критериям, таким как наличие родственных связей; полномочий, в том числе на основании письменного соглашения, распоряжаться долей участия в организации в размере 50% и более; возможности посредством учредительных документов или договора давать обязательные для исполнения указания; способности оказывать влияние на назначение единоличного органа управления юридического лица посредством предложения для назначения кандидатуры на такую должность и др.

Вместе с тем действующее законодательство в сфере охраны окружающей среды не устанавливает запрета на отбор проб сотрудниками организации в пользу иной организации, в отношении которых администрация органа местного самоуправления выступает от имени участника/учредителя, что исключает вывод об аффилированности указанных выше лиц, как основание для признания оспариваемого нормативного правового акта не действительным.

Доводы представителя АО «Рускитинвест» о несоответствии установленных нормативов положениям главы XIII Правил № 644 несостоятельны, поскольку расчёты нормативов состава сточных вод произведены в соответствии с требованиями действовавшего на момент их составления законодательства, в том числе Федерального закона «Об охране окружающей среды», Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», Правил № 644 и № 728, с применением соответствующих формул.

В соответствии с пунктом 174 Правил № 644 основаниями для принятия решения об отказе в установлении нормативов состава сточных вод органом, уполномоченным на установление нормативов состава сточных вод, являются:

- отсутствие установленных (рассчитанных, представленных) нормативов допустимых сбросов или установленных технологических нормативов в отношении загрязняющих веществ, для которых были представлены рассчитанные значения нормативов состава сточных вод;

- рассчитанные значения нормативов состава сточных вод меньше установленных (рассчитанных, представленных) значений нормативов допустимых сбросов или установленных технологических нормативов по соответствующим загрязняющим веществам;

- рассчитанные значения нормативов состава сточных вод не соответствуют требованиям пунктов 176 - 181 данных Правил;

- отсутствие предусмотренных пунктом 171 этих Правил оснований для корректировки нормативов состава сточных вод (при представлении для корректировки нормативов состава сточных вод).

Основания для принятия уполномоченным органом решения об отказе в установлении нормативов состава сточных вод с учетом изложенных выше обстоятельств судебной коллегией не установлены.

Кроме того, судебная коллегия принимает во внимание, что оснований для применения положений Закона Томской области от 17 ноября 2014 года № 156-ОЗ «Об оценке регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизе муниципальных нормативных правовых актов в Томской области» нет, поскольку оценка регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов проводится в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности и местных бюджетов (статья 2), однако в данном случае оспариваемый нормативный правовой акт такие положения не включает.

Более того, судебная коллегия принимает во внимание, что в силу положений пункта 171 Правил № 644 основаниями для установления нормативов состава сточных вод являются установление (расчет, представление) нормативов допустимых сбросов или установление (корректировка) технологических нормативов для объектов централизованных систем водоотведения организации, осуществляющей водоотведение.

Таким образом, нормативы состава сточных вод могут быть скорректированы. Данное обстоятельство не учтено судом первой инстанции.

При указанных обстоятельствах судебная коллегия полагает, что у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения заявленных требований, в связи с чем судебный акт подлежит отмене, а административный иск оставлению без удовлетворения.

С учетом приведенного правового регулирования факт начисления АО «Рускитинвест» платы за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод за ноябрь и декабрь 2022 года вышеизложенные выводы судебной коллегии не опровергает.

Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав, свобод и законных интересов административного истца, отсутствуют основания для определения даты признания его недействующим, и доводы апелляционной жалобы представителя АО «Рускитинвест» о наличии оснований для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим со дня его принятия оставлены без внимания как несостоятельные.

Руководствуясь статьей 309, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Асиновского городского суда Томской области от 22 июня 2023 года отменить;

принять по делу новое решение, которым требования акционерного общества «Русско-китайская инвестиционная компания по развитию торгово-промышленного сотрудничества в Томской области» к администрации Асиновского городского поселения Томской области о признании недействующим постановления № 620/22 от 28 октября 2022 года «Об утверждении нормативов состава сточных вод, сбрасываемых абонентами МУП АГП «Асиновский водоканал» в централизованную систему водоотведения г. Асино» оставить без удовлетворения.

Кассационные жалоба, представление могут быть поданы в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Асиновский городской суд Томской области.

Председательствующий

Судьи