НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Томского областного суда (Томская область) от 16.06.2020 № 33-1486/20

Судья Шачнева А.А. Дело № 33-1486/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 16 июня 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:

председательствующего Фоминой Е.А.,

судей Вотиной В.И., Нечепуренко Д.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске апелляционную жалобу ФИО1 на решение Колпашевского городского суда Томской области от 3 марта 2020 года

по гражданскому делу № 2-56/2020 по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) об отмене решения, возложении обязанности произвести перерасчет размера досрочной страховой пенсии по старости.

Заслушав доклад судьи Фоминой Е.А., судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) (далее – ГУ УФПР в Колпашевском районе (межрайонное)), в котором с учетом уточнения требований просила отменить решение ГУ УФПР в Колпашевском районе от 23.07.2019 № 74703/19 об отказе в перерасчете в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»; возложить на ответчика обязанность при перерасчете размера досрочной страховой пенсии по старости использовать данные о заработной плате за период работы с 01.03.1993 по 01.03.1998 на территории Украины исходя из официально установленного курса к моменту назначения пенсии в размере 176211257,22 руб.; возложить на ответчика обязанность при перерасчете размера досрочной страховой пенсии по старости использовать ожидаемый период выплаты накопительной пенсии продолжительностью 234 месяца.

В обоснование требований указала, что 24.04.2016 ей установлена досрочная страховая пенсия по старости. Решением Колпашевского городского суда Томской области от 11.06.2019 на ГУ-УПФР в Колпашевском районе возложена обязанность произвести перерасчет размера досрочной страховой пенсии истца за период работы с 12.11.1992 по декабрь 1999 года на территории Украины с учетом среднемесячного заработка в национальной валюте Украины - украинский карбованец и в национальной валюте Украины - гривна. В июле 2019 года истец обратилась в пенсионный орган с заявлением о перерасчете размера досрочной страховой пенсии по старости за периоды до 2015 года. Решением ГУ-УПФР в Колпашевском районе Томской области от 23.07.2019 №74703/19 в перерасчете в соответствии с п.1 ч.2 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» отказано. Расчет и конкретное правовое обоснование для отказа в перерасчете размера досрочной страховой пенсии в решении пенсионного органа не приведены. Считала, что перерасчет размера пенсии осуществлен ответчиков не верно, а именно: размер заработка (дохода) определен не исходя из официально установленного курса к моменту назначения пенсии. Ответчик при перерасчете размера досрочной страховой пенсии по старости руководствовался методикой расчета, при которой суммы заработка с 12.11.1992 по 02.09.1996 были переведены в гривны путем уменьшения карбованцев в 100 000 раз. Далее полученная сумма переводилась в рубли по курсу 56,6723 руб. за 10 украинских гривен. После полученная сумма по доходам за периоды до 01.01.1998 увеличивалась в 1 000 раз в связи с деноминацией. Вместе с тем обмен карбованцев на гривны по курсу 100000 карбованцев за 1 гривну в соответствии с п.9 Указа Президента Украины № 762/96 от 25.08.1996 «О денежной реформе на Украине» производился в период с 02.09.1996 по 16.09.1996, в связи с чем при расчете пенсии перевод 100 000 карбованцев за 1 гривну за период с 12.11.1992 до 02.09.1996 является неправомерным. Указанная методика расчета не соответствует положениям статьи 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения и полностью искажает величину полученного истцом дохода, который должен определяться за период с марта 1993 года по август 1996 года на основании официально установленного курса украинского карбованца к рублю, а за период с сентября 1996 года по декабрь 1999 года – по курсу украинской гривны к рублю. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2015 №384-ФЗ «Об ожидаемом периоде выплаты накопительной пенсии на 2016 год» ожидаемый период выплаты накопительной пенсии, применяемый для расчета ее размера, на 2016 год установлен продолжительностью 234 месяца. Однако ответчик использует ожидаемый период выплаты накопительной пенсии продолжительностью 252 месяца, чем снижает размер пенсии, кроме того ответчик в своих расчетах применяет заработок за 80 месяцев, тогда как должен учитываться заработок только за 60 месяцев. Таким образом, в 2019 году размер страховой пенсии истца с учетом ее заработной платы за период работы в Изваринской птицефабрике с 01.11.1992 по 30.04.1999 (60 месяцев) должен составить 21021,42 руб.

В судебном заседании представитель истца ФИО1 ФИО2 требования, поддержал по основаниям, изложенным в иске.

Представители ответчика ГУ-УПФР в Колпашевском районе ФИО3 и ФИО4 требования не признали по основаниям, указанным в письменных отзывах, дополнительно пояснили, что в соответствии со ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в РФ» конвертация стажа и заработка в пенсионный капитал, из которого в дальнейшем рассчитывается размер пенсии, производится на 01.01.2002, соответственно, и перевод национальной валюты заработка должен проводиться по курсу на 01.01.2002. Заработок истца был указан в карбованцах и в гривнах. Пенсионный орган при расчете размера пенсии переводил карбованцы в гривны по указанной схеме перевода согласно разъяснениям Пенсионного фонда РФ. Считала, что условия Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения не подлежат применению к спорным правоотношениям.

Дело рассмотрено в отсутствие истца ФИО1

Обжалуемым решением суда в удовлетворении иска отказано.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить и принять по делу новое решение. Полагает, что судом неправильно применены нормы материального права. Не согласна с выводом суда о том, что о невозможности при определении размера ее пенсии применять положения, предусмотренные Соглашения о гарантиях прав граждан - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992.

Считает необоснованным вывод суда о том, что нормы данного Соглашения, устанавливающие порядок определения размера пенсии при указании размера заработка в национальной валюте государства – участника данного Соглашения, применяются только в том случае, когда гражданин приобрел право на пенсионное обеспечение на территории государства – участника СНГ или на территории других республик за период их вхождения в СССР до переезда на новое место жительства на территорию другого государства, где это право реализуется.

Указывает, что исходя из толкования пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13.03.1992, которое приведено в решении Экономического Суда СНГ от 07.04.2005 № 01-1/6-04, и учитывая, что ФИО1 переехала с территории Украины – участника Соглашения, истец имеет право на учет трудового стажа на территории Украины и соответствующего заработка. Ссылается на то, что решением Колпашевского городского суда Томской области от 11.06.2019 на пенсионный орган возложена обязанность произвести перерасчет размера досрочной страховой пенсии ФИО1 за период работы на территории Украины с учетом среднемесячного заработка в национальной валюте Украины.

Считает, что при исполнении решения Колпашевского городского суда Томской области от 11.06.2019 по делу № 2-304/2019 пенсионный орган неправомерно отказал в перерасчете пенсии на том основании, что перерасчет страховой пенсии приведет к уменьшению размера страховой пенсии по старости. Тогда как при рассмотрении дела №2-304/2019 суд исследовал этот вопрос, и представитель ответчика подтвердил, что в результате перерасчета размера досрочной страховой пенсии ФИО1 за период работы с 12.11.1992 по декабрь 1999 года на территории Украины приведет к увеличению размера страховой пенсии. Полагает, что пенсионный орган при исполнении судебного решения от 11.06.2019 неправильную методику расчета размера заработной платы, а именно необоснованный перевод карбованцев в гривну за период с 12.11.1992 до 02.09.1996, что ведет к существенному занижению размера заработка, не соответствует статье 6 Соглашения от 13.03.1992.

В возражениях относительно апелляционной жалобы и.о. начальника ГУ-УПФР в Колпашевском районе П. просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

В соответствии с частью 1 статьи 327, частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания и не явившихся сторон, просивших о рассмотрении апелляционной жалобы в их отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к следующему.

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что ФИО1 назначена досрочная страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 24.04.2016. Расчет пенсии произведен по нормам Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Размер пенсии составляет 17572,22 руб., в том числе: фиксированная выплата – 8001,29 руб., страховая пенсия по старости – 9570,93 руб.

Решением Колпашевского городского суда Томской области от 11.06.2019 по делу № 2-304/2019, вступившим в законную силу, удовлетворены исковые требования ФИО1 к ГУ-УПФР в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) о возложении обязанности произвести перерасчет размера досрочной страховой пенсии, на пенсионный орган возложена обязанность произвести ФИО1 с 01.04.2019 перерасчет размера досрочной страховой пенсии по старости за период работы с 12.11.1992 по декабрь 1999 года с учетом среднемесячного заработка в национальной валюте Украины украинский карбованец в размере: 1992 год: ноябрь 12489,45, декабрь – 12519; 1993 год: январь 12821, февраль 14502, март 13243, апрель 10174, май -, июнь 46040, июль 81960, август 77086, сентябрь 216110, октябрь 177956, ноябрь 74844, декабрь 598497; 1994 год: январь 0,22, февраль 23000, март 66041, апрель 270000, май 270000, июнь 307500, июль 282850, август 728500, сентябрь 495700, октябрь 134880, ноябрь 153400, декабрь 230800; 1995 год: январь 267400, февраль 369700, март -, апрель -, май -, июнь -, июль 3805000, август 3953000, сентябрь 5849000, октябрь 1499000, ноябрь 3413000, декабрь 8255000; 1996 год : январь 5410000, февраль 4413000, март 4280000, апрель 5523000, май 5849000, июнь 4944000, июль 4499000, август 5849000; в национальной валюте Украины гривна в размере: 1996 год : сентябрь 80, октябрь 80, ноябрь 58,09, декабрь 61,04; 1997 год : январь 80, февраль 60, март 60,38, апрель 68, 57, май 62,84, июнь 113,54, июль 60,99, август 38,05, сентябрь 60,68, октябрь 60,99, ноябрь 59,59, декабрь 60,99; 1998 год : январь 80, февраль 60, март 45,45, апрель 40,46, май 40,25, июнь 40, июль 54,99, август 109,44, сентябрь 175,80, октябрь 67, ноябрь 107,85, декабрь 38,46; 1999 год : январь 62,35, февраль 55, март 108,23, апрель 150, май 121,42, июнь 150, июль 102, август 101,63, сентябрь 112,49, октябрь 103,57, ноябрь 60, декабрь 32,78.

Определением Колпашевского городского суда Томской области от 22.07.2019 по заявлению ГУ-УПФР в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) разъяснено решение суда от 11.06.2019 следующим образом - на ГУ-УПФР в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) возложена обязанность произвести с 01.04.2019 перерасчет размера досрочной страховой пенсии по старости за период работы с 12.11.1992 по декабрь 1992 года с учетом среднемесячного заработка в случае увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента.

Из материалов дела следует, что 17.07.2019 ФИО1 обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете размера досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с учетом решения суда от 11.06.2019.

Решением ГУ-УПФР в Колпашевском районе Томской области принято решение от 23.07.2019 № 874 ФИО1 отказано в перерасчете в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 18 Федерального закона «О страховых пенсиях», т.к. при перерасчете размер пенсии не меняется.

Обращаясь в суд с требованиями о перерасчете размера страховой пенсии, истец считала, что ответчиком применена неправильная методика расчета размера пенсии, а также неверно определен ожидаемый период выплаты накопительной пенсии.

С 1 января 2015 года страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

На основании части 3 статьи 36 Федерального закона «О страховых пенсиях» со днявступления в силунастоящего Федерального законаФедеральный законот 17 декабря 2001года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

13 марта 1992 года между государствами – участниками СНГ подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения.

Согласно статье 6 названного Соглашения от 13.03.1992 назначение пенсий гражданам государств-участников Соглашения производится по месту жительства. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж.

В случае, если в государствах-участниках Соглашения введена национальная валюта, размер заработка (дохода) определяется исходя из официально установленного курса к моменту назначения пенсии.

В соответствии с частью 3 статьей 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных данным Кодексом.

Решением Колпашевского городского суда Томской области от 11.06.2019 по делу № 2-304/2019 по иску ФИО1 к ГУ-УПФР в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) установлено, что 22.10.1990 ФИО1 была принята рабочей убойного цеха Изваринской птицефабрики; 29.10.1991 переведена весовщиком по взвешиванию разных грузов; 01.04.1994 переведена учетчиком тракторной бригады; 04.07.1995 переведена бухгалтером производственного отдела; 27.11.1995 уволена по ст.36 п.5 КЗОТ Украины (по переводу в КСП «Изваринская птицефабрика»), куда была принята по переводу 27.11.1995 бухгалтером производственного отдела. Впоследствии КСП «Изваринская птицефабрика» была реорганизована в ЗАО «Изваринский птицесовхоз», где ФИО1 продолжала работать в должности бухгалтера, и 17.12.1999 была уволена по ст.38 КЗОТ Украины (по собственному желанию). Период работы истца с 12.11.1992 по декабрь 1999 года учитывался в подсчет страхового стажа.

Как следует из решения суда от 11.06.2019 по делу № 2-304/2019, поскольку в период до 12.11.1992 на территории Украины введены украинские карбованцы, а с 02 сентября 1996 года по настоящее время в обращении находится гривна, в связи с чем заработная плата ФИО1 в спорный период начислялась в эквивалентной валюте, суд, руководствуясь положением частью 2 статьи 6 Соглашения «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» от 13 марта 1992 года, пришел к выводу о том, что указанное влечет обязанность ответчика осуществить перерасчет размера назначенной истцу пенсии за период работы с 12.11.1992 года по декабрь 1999 года с учетом среднемесячного заработка, отраженного в архивных справках о заработной плате истца, в национальной валюте Украины - украинский карбованец за период с 12.11.1992 по август 1996 года и в национальной валюте Украины - гривна за период с сентября 1996 года по декабрь 1999 года.

Определение Колпашевского городского суда Томской области от 22.07.2019 названное решение было разъяснено следующим образом: обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) произвести ФИО1 с 01.04.2019 перерасчет размера досрочной страховой пенсии по старости за период работы с 12.11.1992 по декабрь 1999 года с учетом среднемесячного заработка в случае увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента.

Таким образом, решением суда от 11.06.2019, вступившим в законную силу, установлены основания для применения при расчете размера страховой пенсии истца положений статьи 6 Соглашения «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» от 13 марта 1992 года.

В этой связи вывода суда, приведенного в обжалуемом решении от 3 марта 2020 года о том, что требования п. 3 ст. 6 Соглашения «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» от 13 марта 1992 года на истца не распространяются и применению не подлежат, является неправильным, доводы апелляционной жалобы ФИО1 в этой части заслуживают внимания.

Между тем суд первой инстанции, дав оценку имеющимся в деле доказательствам в совокупности, в том числе объяснениям сторон, письменным доказательствам, представленным пенсионным органом письменным отзывам с подробными расчетами размера пенсии истца, руководствуясь положениями статьей 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований истца, поскольку оснований для возложении обязанности на ответчика произвести перерасчет выплачиваемой истцу пенсии по старости не имеется, поскольку расчетный размер пенсии истца при оценке пенсионных прав застрахованного лица определен по наиболее выгодному для нее варианту.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку они основаны на верном применении судом первой инстанции норм материального права и правильной оценке представленных в материалы дела доказательств.

Как следует из материалов дела, истец оспаривает правильность учета периода ее трудовой деятельности на территории Украины с 12.11.1992 по декабрь 1999 года при расчете размера страховой пенсии по старости.

В целях сохранения ранее приобретенных прав на трудовую пенсию статьей 30 Закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.

Расчетный размер трудовой пенсии в силу пункта 2 статьи 30 Закона N 173-ФЗ определяется по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 названной статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 названной статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 названной статьи.

В силу пункта 3, пункта 4 статьи 30 Закона № 173-ФЗ в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002. В названных пунктах приведены конкретные перечни трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002, которые учитываются в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с указанными пунктами.

Так, пункт 3 статьи 30 Закона № 173-ФЗ не предусматривает учет в общий трудовой стаж периодов ухода неработающей матери за ребенком.

При оценке пенсионных прав по пункту 4 статьи 30 Закона № 173-ФЗ в общий трудовой стаж учитываются периоды ухода неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней до его рождения, но не более девяти лет в общей сложности.

Расчетный размер трудовой пенсии (РП), определяемый для застрахованных лиц в соответствии с частью 4 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле: РП = ЗР x СК, где: ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами; СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равной продолжительности страхового стажа, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20.

Как следует из представленных материалов, истец является получателем страховой пенсии по старости, расчет которой произведен в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», с включением в стаж периодов ухода за детьми и с учетом льготного исчисления периодов работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, стаж для конвертации пенсионных прав составил 19 лет 11 месяцев 3 дня.

Ответчик представил суду подробный расчет, на основании которого им определен размер пенсии истца по указанному выше варианту.

Так, согласно представленному расчету осовремененный среднемесячный заработок истца, в случае его определения за период с марта 1993 года, будет составлять 523,47 руб., а отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ч. 3 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») для данного периода работы истца равняется 0,354.

При определении осовремененного среднемесячного заработка за период с декабря 1994 года по ноябрь 1999 года он составит 347,38 руб., отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации - 0,462.

Вместе с тем осовремененный среднемесячный заработок ФИО1 за период 2000 – 2001 гг. определен пенсионным органом в размере 1884,20 руб., что истец не оспаривала. Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации для периода 2000 – 2001 гг. составило 1,167.

В этой связи расчет размера пенсии произведен пенсионных органом по наиболее выгодному для истца варианту – исходя из осовремененный среднемесячный заработок ФИО1 за период 2000 – 2001 гг.

Таким образом, расчетный размер трудовой пенсии истца, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с частью 4 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» составил 983,94 руб. (1884,20 руб. х 0,55 = 1036,31 руб. (с учетом ограничения составляет (833,94 + 150 руб. компенсационной выплаты).

Расчетный пенсионный капитал истца на 01.01.2002 определен в размере 134048,31 ((983,94 – 450) х 252 х 0,996252000 (отношение выработанного стажа к требуемому)).

С учетом индексации пенсионный капитал составил 752656,67 руб.

По сведениям индивидуального лицевого счета ФИО1 общая сумма страховых взносов на 31.12.2014 составила 710312 руб.

По формуле, установленной в ч. 1 ст. 29.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ответчиком определена сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, с учетом которой исчисляется размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), его размер на 31.12.2014 составил 1 598 446,87 руб. (135478,20 руб. + 752656,67 + 710312).

Таким образом, размер страховой части пенсии на 31.12.2014 составил 6343,04 (1 598 446,87 / 252); индивидуальный пенсионный коэффициент (балл) на 01.01.2015 составил 98,955 (6343,04 / 64,10). С учетом ежегодных отчислений страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с 01.01.2015 по дату назначения пенсии баллы составляют 4,786, индивидуальный пенсионный коэффициент на 24.04.2016 составил 103,741. Исходя из стоимости пенсионного коэффициента – 74,27 руб., размер страховой пенсии по старости на дату назначения составил 7704,84 руб.

Трудовой стаж для валоризации, выработанный до 1991 года, составляет 8 лет, следовательно, сумма валоризации составила 135478,20 руб. (752656,67 х 18 %).

С учетом отчислений страховых взносов как работающему пенсионеру ФИО1 произведены беззаявительные перерасчеты с 01.08.2017 (сумма баллов 2,967), с 01.08.2018 (сумма балов 3,000) и с 01.08.2019 (сумма баллов 2,722).

Сумма индивидуального пенсионного коэффициента с 01.08.2019 составила 112,430.

С 01.01.2019 стоимость пенсионного коэффициента — 87,24 руб. Размер страховой пенсии по старости равен 9808,39 (112,43 * 87,24).

В соответствии с ч. 1 и 6 ст. 16 Федерального закона «О страховых пенсиях» фиксированная выплата к страховой пенсии по старости лицам устанавливается в твердом размере и подлежит ежегодной индексации с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год.

Лицам, проживающим в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, фиксированная выплата к страховой пенсии по старости увеличивается на соответствующий коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в этих районах (местностях) (ч. 9 и 11 ст. 17 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Как следует из расчета ответчика, с учетом фиксированной выплаты общий размер пенсии составил 17809,68 руб., в том числе: 8001,29 руб. - фиксированная выплата; 9808,39 руб. - страховая пенсия по старости.

Истец приведенный выше расчет не оспаривала.

По смыслу статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с введением с 01.01.2002 нового правового регулирования территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации должны были по выбору пенсионера произвести оценку его пенсионных прав по состоянию на 1 января 2002 года. Оценка пенсионных прав должна быть произведена ответчиком по более выгодному для застрахованного лица варианту.

В целях подтверждения законности и обоснованности применения в отношении ФИО1 расчета страховой пенсии по старости по указанному выше варианту, т.е. из среднемесячного заработка истца за период 2000 – 2001 гг., ответчиком представлен расчет размера пенсии ФИО1 с учетом ее заработной платы за период работы в Изваринской птицефабрике с 22.10.1990 по 17.12.1999, для которого осовремененный среднемесячный заработок в размере 850,39 руб. был определен за 60 месяцев в периоде с декабря 1994 года по ноябрь 1999 года.

Таким образом, расчетный размер трудовой пенсии с учетом надбавок составит 727,98 руб. (0,55 * 850,39 = 467,71 руб. + 260,27)

Расчетный пенсионный капитал на 01.01.2002 составит: 69788,27 руб. (727,98 — 450) * 252 * 0,99625000 (отношение выработанного стажа к требуемому).

С учетом индексации пенсионный капитал составит 391848,33 руб.

Сумма валоризации установлена в размере 70532,70 руб. (391848,33 х 18%).

Таким образом, пенсионный капитал на 31.12.2014 равен 1172693,03 руб. (391848,33+70532,70 + 710312,00); размер страховой части пенсии (на 31.12.2014) - 4653,54 руб. (1172693,03 / 252); индивидуальный пенсионный коэффициент (балл) на 01.01.2015 - 72,598 (4653,54/64,10). Сумма индивидуального пенсионного коэффициента с 01.08.2019 составит 86,073. Размер страховой пенсии по старости 7509,01 (86,073 * 87,24).

С учетом фиксированной выплаты общий размер пенсии составит 15510,30 руб., в том числе: 8001,29 руб. - фиксированная выплата; 7509,01 руб. - страховая пенсия по старости, что меньше того размера пенсии, который ФИО1 установлен в настоящее время.

Истец, не соглашаясь с указанным расчетом, полагала его ошибочным в части определения осовремененного среднемесячный заработка в размере 850,39 руб., а именно считала, что при конвертации в рубли заработной платы, указанной в национальной валюте Украины, пенсионный орган необоснованно производил конвертацию заработной платы за период с 12.11.1992 до 02.09.1996 из украинских карбованцев в гривну, тогда как перевод карбованцев в гривны осуществлялся на территории Украины только в 1996 году, ранее - с 1993 года ЦБ Российской Федерации устанавливался официальный курс украинского карбованца к рублю.

Указанные доводы ФИО1, изложенные ею в иске и в апелляционной жалобе, судебная коллегия не может признать обоснованными.

Исходя из части 3 статьи 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств – участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992, данная норма устанавливает право граждан государств – участников Соглашения на исчисление пенсий из заработка (дохода) в национальной валюте по официально установленному курсу, действовавшему к моменту назначения пенсии.

С учетом введения с 01.01.2002 в Российской Федерации нового правового регулирования распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российской Федерации из государств – республик бывшего СССР» в пункте 11 установлено, что исчисление расчетного размера трудовой пенсии гражданам государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г. производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж.

В случае если в государствах - участниках данного Соглашения введена национальная валюта, размер заработка (дохода) определяется исходя из официально установленного курса к моменту назначения пенсии.

При обращении за установлением пенсии после 1 января 2002 г. перевод национальной валюты осуществляется на дату конвертации пенсионных прав, то есть по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на 1 января 2002 г. (период выплаты заработной платы в переходной валюте заменяется другими месяцами, непосредственно предшествующими или следующими за ним.

В этой связи при расчете истцу страховой пенсии по старости по варианту, учитывающему ее заработок за 1992 – 1996 годы, который она получала в национальной валюте Украины, пересчет суммы заработка в рубли должен осуществляться по курсу национальной валюты, который был установлен на 01.01.2002.

Учитывая, что на эту дату национальной валютой Украины являлась украинская гривна, в 1996 году на территории Украины произведена конвертация украинского карбованца в гривны, отсутствуют правовые основания для учета при назначении пенсии истцу ее заработной платы в украинских карбованцах, которые на 01.01.2002 уже не являлись национальной валютой Украины. Довод истца об обратном является несостоятельным, поскольку не соответствует положениям части 3 статьи 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств – участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992.

Как следует из исследованных судебной коллегией материалов дела, ГУ - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) страховая пенсия по старости исчислена истцу в соответствии с действующим законодательством, выбран наиболее выгодный вариант конвертации (преобразования) ее пенсионные прав, учтены все обстоятельства, подтвержденные документально.

При исчислении размера страховой пенсии ФИО1 пенсионным органом учтен страховой стаж истца до 1 января 2002 года 19 лет 11 месяцев 3 дня (с учетом периодов работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера), применен стажевый коэффициент 0,55; среднемесячный заработок за период работы за 2000 – 2001 годы (60 месяцев). Фактическое отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране за этот же период составило 0,602, при максимальном значении данного показателя 1,2. В целях валоризации учтен трудовой стаж до 1 января 1991 г. продолжительностью полных 8 лет, таким образом, валоризация расчетного пенсионного капитала составила 18 %.

При установлении размера пенсии учтены страховые взносы, начисленные за ФИО1 страхователем (работодателем) в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации за периоды работы после 1 января 2002 года, отраженные на ее индивидуальном лицевом счете в системе обязательного пенсионного страхования.

При таких обстоятельствах, оценивая доводы апелляционной жалобы истца о том, что ответчиком необоснованно в перерасчете размера пенсии на основании решения Колпашевского городского суда Томской области от 11.06.2019, судебная коллегия приходит к выводу о том, что ответчик рассмотрел заявление ФИО1 о перерасчете, осуществил расчет размера пенсии исходя из размера ее заработной платы в национальной валюте Украины, установленного указанным решением суда, и правомерно отказал в перерасчете страховой пенсии, поскольку расчетный размер пенсии истца при оценке пенсионных прав определен по наиболее выгодному для нее варианту, тем самым ответчиком не допущено нарушений пенсионных прав ФИО1 в соответствии с нормами действующего пенсионного законодательства, на основании исследованных доказательств, которым дана оценка в соответствии с требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Ответчиком в подтверждение законности и обоснованности размера назначенной истцу пенсии представлены в материалы дела подробные расчеты страховой пенсии истца по старости на основании данных о заработке истца и других, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда по состоянию на день, в который выносится решение об установлении пенсии со ссылками на нормы пенсионного законодательства.

Требование о возложении на ответчика обязанности по перерасчету досрочной страховой пенсии по старости исходя из ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии 234 месяца представитель истца при рассмотрении дела в суде первой инстанции не поддерживал, согласился с позицией ответчика, в соответствии с которой продолжительность ожидаемого периода выплаты составляет 252 месяца, и истец в апелляционной жалобе этот довод не оспаривала.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований о признании незаконным решения пенсионного органа и возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет страховой пенсии у суда первой инстанции не имелось, что подтверждается представленными ответчиком расчетами страховой пенсии истца по старости.

В целом доводы апелляционной жалобы аналогичны тем, которые являлись предметом исследования суда первой инстанции, фактически сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой установленных по делу обстоятельств и представленных в их подтверждение доказательств, с которой судебная коллегия соглашается, не усматривая оснований для признания ее ошибочной. Обстоятельства дела, возражения и доводы сторон, и имеющиеся доказательства получили надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 67, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в постановленном по делу решении, доводы ответчика, как не опровергающие правильности выводов суда, не могут служить основанием для его отмены.

Оснований для его отмены судебная коллегия не усматривает в связи с чем, оно подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Колпашевского городского суда Томской области от 3 марта 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи: