Судья: Попова Е.Н. Дело №33-2657/2017АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 сентября 2017 года
Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Ахвердиевой И.Ю.,
судей: Уваровой В.В., Шефер И.А.,
при секретаре Пензиной О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по иску Стариковой Е. Р. к ОГКУ «Центр социальной поддержки населения ЗАТО Северск» о признании незаконным отказа в назначении ежемесячной денежной выплаты до достижения ребенком трех лет, признании права на получение ежемесячной денежной выплаты до достижения ребенком трех лет, возложении обязанности произвести расчет и выплату ежемесячной денежной выплаты до достижения ребенком трех лет
по апелляционной жалобе представителя ответчика ОГКУ «Центр социальной поддержки населения ЗАТО Северск» Коробко К. Е. на решение Северского городского суда Томской области от 05 июня 2017 года.
Заслушав доклад судьи Уваровой В.В., объяснения представителя истца Стариковой Е.Р. Терчанян Н.И. (доверенность от 11.09.2017), возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия
установила:
Старикова Е.Р. обратилась в суд с иском к ОГКУ «Центр социальной поддержки населения ЗАТО Северск» о признании незаконным отказа в назначении ежемесячной денежной выплаты до достижения ребенком трех лет, возложении обязанности произвести перерасчет ежемесячной денежной выплаты до достижения ребенком трех лет за период с 25.01.2014 по 30.04.2016.
В обоснование заявленных требований указала, что является матерью троих детей и в соответствии с постановлением Губернатора Томской области № 191 от 28.1,2.2012 «Об утверждении Порядка признания семьи нуждающейся в поддержке, назначения и выплаты, ежемесячной денежной выплаты нуждающейся в поддержке семье, назначаемой в случае рождения после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет» имеет право на получение ежемесячной денежной выплаты. В связи с рождением третьего ребенка в мае 2015 года в устной форме обращалась в ОГКУ «Центр социальной поддержки населения ЗАТО Северск», где в назначении выплаты ей было отказано. 24.01.2017 она обратилась с письменным заявлением о признании нуждающейся и назначении ежемесячной денежной выплаты до достижения ребенком трех лет. Решением ОГКУ «Центр социальной поддержки населения ЗАТО Северск» от 31.01.2017 в предоставлении ежемесячной денежной выплаты в случае рождения третьего ребенка до достижения ребенком возраста трех лет отказано в связи с тем, что ею не подтвержден факт трудоустройства второго родителя, не осуществляющего уход за ребенком, тогда как факт работы второго родителя в период с 01.04.2015 по 30.04.2016 подтверждается представленной ответчику справкой ЗАО «Кристина». Считала, что такой отказ лишает ее возможности получать ежемесячную денежную выплату до достижения ребенком трех лет за предшествующий дате обращения период. В ходе рассмотрения дела истец отказалась от искового требования в части возложения обязанности произвести перерасчет ежемесячной денежной выплаты до достижения ребенком трех лет за период с 25.01.20.14 по 30.04.2016.
Определением Северского городского суда Томской области от 13.04.2017 отказ истца от исковых требований в часта возложения на ОГКУ «Центр социальной поддержки населения ЗАТО Северск» обязанности произвести перерасчет ежемесячной денежной выплаты до достижения ребенком трех лет за период с 25.01.2014 по 30.04.2016 принят, производство по делу в указанной части прекращено.
В результате неоднократного изменения исковых требований просила суд признать незаконным отказ областного государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки населения ЗАТО Северск» в назначении ей ежемесячной денежной выплаты в случае рождения третьего ребенка до достижения ребенком возраста трех лет, признать за ней право на получение ежемесячной денежной выплаты по случаю рождения третьего ребенка до достижения ребенком возраста трех лет, а также возложить на областное государственное казенное учреждение «Центр социальной поддержки населения ЗАТО Северск» обязанность произвести расчет ежемесячной денежной выплаты до достижения ребенком трех лет за период с 25.01.2014 по 30.04.2016.
В судебном заседании истец Старикова Е.Р. заявленные требования поддержала в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям.
В судебном заседании представитель ответчика ОГКУ «Центр социальной поддержки населения ЗАТО Северск» Лашевич Л.А. указала, что на момент обращения истца с заявлением отсутствовали обстоятельства, указанные в п. 2 Порядка признания семьи нуждающейся в поддержке, назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты нуждающейся в поддержке семье, назначаемой в случае рождения после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, утвержденного постановлением Губернатора Томской области № 191 от 28.12.2012 (далее - Порядка), так как на момент обращения Стариковой Е.Р. с заявлением. (24.01.2017) второй родитель, не осуществляющий уход за ребенком, не работал и документы, подтверждающие данное обстоятельство, истцом представлены не были. Указала, что основанием для отказа в назначении ежемесячной выплаты послужило одно основание - истцом не подтвержден факт трудоустройства второго родителя.
Дело рассмотрено без участия третьего лица Департамента социальной защиты населения Томской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Решением Северского городского суда Томской области от 05 июня 2017 года исковые требования Стариковой Е.Р. удовлетворены частично. Отказ ОГКУ «Центр социальной поддержки населения ЗАТО Северск» в назначении Стариковой Е.Р. ежемесячной денежной выплаты в случае рождения третьего ребенка до достижения ребенком возраста трех лет признан незаконным. За Стариковой Е.Р. признано право на получение ежемесячной денежной выплаты по случаю рождения третьего ребенка до достижения ребенком возраста трех лет. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ОГКУ «Центр социальной поддержки населения ЗАТО Северск» Коробко К.Е. просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
Полагает, что при принятии решения об отказе в назначении Стариковой Е.Р. ежемесячной денежной выплаты был соблюден установленный порядок принятия решения, который соответствует нормативным актам, регулирующим данные правоотношения, права и свободы заявителя нарушены не были.
Указывает, что по представленным Стариковой Е.Р. документам семья заявителя является полной, в семье не воспитывается ребенок-инвалид, родители инвалидами не являются, однако какие-либо документы подтверждающие трудоустройство второго родителя С., на момент подачи заявления представлены не были, что в соответствии с п. 11 Порядка признания семьи нуждающейся в поддержке, назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты нуждающейся в поддержке семье, назначаемой в случае рождения после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, утвержденного постановлением Губернатора Томской области № 191 от 28.12.2012 (далее – Порядок), является основанием для отказа в назначении ежемесячной денежной выплаты.
Считает, что на основании предоставленных истцом документов, в связи с несоблюдением условий, установленных в п. 2 Порядка, Стариковой Е.Р. было законно отказано в назначении ежемесячной денежной выплаты в связи с обращением за назначением ежемесячной денежной выплаты лицом, не обладающим правом на ее получение в соответствии с пп. 1 п. 2 Порядка, а именно не подтвержден факт трудоустройства второго родителя.
Выражает несогласие с выводом суда о возможности назначить ежемесячную денежную выплату за прошедший период при несоблюдении п. 2 Порядка. Считает, что суд ошибочно установил, что истцом были соблюдены необходимые условия, установленные Порядком для назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты, за период, в котором второй родитель, не осуществляющий уход за ребенком, был трудоустроен. Ссылается на то, что возможность получить ежемесячную денежную выплату за предшествующий период возникает только после подачи заявления и принятия по нему положительного решения.
Обращает внимание на то, что право на получение ежемесячной денежной выплаты семья теряет в случае прекращения действия условий, указанных в п. 2 Порядка, а в случае устранения данных обстоятельств ежемесячная денежная выплата назначается вновь с месяца обращения, но не ранее дня возникновения права.
Указывает, что требования истца о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты на иные периоды в рамках судебного разбирательства заявлены не были, в связи с чем апеллянт полагает, что суд вышел за пределы исковых требований, установив право истца на получение ежемесячной денежной выплаты на период трудоустройства второго родителя, не осуществляющего уход за ребенком.
В возражениях на доводы апелляционную жалобу истец Старикова Е.Р. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции на основании ст. 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч. 1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Удовлетворяя исковые требования Стариковой Е.Р. частично, суд первой инстанции исходил из того, что после рождения третьего ребенка и до достижения им возраста трех лет истец имела право на получение ежемесячной денежной выплаты, но не реализовала его по объективным обстоятельствам.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7 Конституции Российской Федерации). Материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ч.1 ст.38 Конституции Российской Федерации).
Вопросы защиты семьи, материнства, отцовства и детства, а также вопросы социальной защиты являются предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст.72 Конституции Российской Федерации).
Указом Президента Российской Федерации № 606 от 07.05.2012 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» (п.2) рекомендовано высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации установить до 01.07.2012 нуждающимся в поддержке семьям ежемесячную денежную выплату в размере определенного в субъекте Российской Федерации прожиточного минимума для детей, назначаемую в случае рождения после 31.12.2012 третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.
В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации №606 от 07.05.2012 «О мерах по реабилитации демографической политики Российской Федерации» в Закон Томской области от 16.12.2004 № 253-ОЗ «О социальной поддержке граждан, имеющих несовершеннолетних детей» (далее - Закон № 253-ОЗ) введена статья 10.4, которая содержит положения об условиях назначения ежемесячной денежной выплаты нуждающейся в поддержке семье, назначаемой в случае рождения после 31.12.2012 третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.
В соответствии с п.1, 4 ст. 10.4 Закона Томской области от 16.12.2004 № 253-ОЗ «О социальной поддержке граждан, имеющих несовершеннолетних детей» право на получение ежемесячной денежной выплаты предоставляется нуждающейся в поддержке семье в случае рождения после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей, имеющих гражданство Российской Федерации, до достижения ребенком возраста трех лет. Порядок признания семьи нуждающейся в поддержке, назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной настоящей статьей, устанавливается постановлением Губернатора Томской области.
В соответствии со ст. 10.4 Закона Томской области от 16.12.2004 №253-ОЗ «О социальной поддержке граждан, имеющих несовершеннолетних детей» постановлением Губернатора Томской области от 28.12.2012 № 191 утвержден Порядок признания семьи нуждающейся в поддержке, назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты нуждающейся в поддержке семье, назначаемой в случае рождения после 31.12.2012 третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет (далее - Порядок).
В соответствии с п. 1 названного Порядка (в ред. от 30.12.2016) семьей, нуждающейся в поддержке и приобретающей право на получение ежемесячной денежной выплаты, назначаемой в случае рождения после 31.12.2012 третьего ребенка или последующих детей, имеющих гражданство Российской Федерации, до достижения ребенком возраста трех лет, признается семья, среднедушевой доход которой на день обращения за социальной поддержкой не превышает величины прожиточного минимума на душу населения в Томской области, утвержденной в установленном порядке, в которой родители не лишены родительских прав (ограничены в правах) на первого ребенка и последующих детей.
При определении очередности рождения детей для назначения ежемесячной денежной выплаты учитываются предыдущие дети, рожденные матерью третьего ребенка (последующих детей).
Пунктом 2 Порядка установлены определенные условия, при соблюдении одного из которых предоставляется ежемесячная денежная выплата нуждающейся в поддержке семье, назначаемая в случае рождения после 31.12.2012 третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.
Судом первой инстанции установлено, что истец Старикова Е.Р. является матерью троих детей: Л., /__/ года рождения, Г., /__/ года рождения, С., /__/ года рождения, вторым родителем С. является С.
Установлено, что 24.01.2017 (в последний день до достижения несовершеннолетней С. трехлетнего возраста) истец Старикова Е.Р. обратилась в ОГКУ «Центр социальной поддержки населения ЗАТО Северск» с заявлением установленного образца о признании семьи нуждающейся в поддержке и назначении ежемесячной денежной выплаты, назначаемой в случае рождения после 31.12.2012 третьего ребенка, до достижения ребенком возраста трех лет, в котором просила назначить ежемесячную выплату на третьего ребенка С. с момента ее рождения. К заявлению были приложены следующие документы: копии паспортов Стариковой Е.Р., С., Г., Л.; копии свидетельств о рождении детей С., Л., Г..; свидетельства об установлении отцовства в отношении Власовой (Ложниковой) М.А.; свидетельство о расторжении брака между Л. и Л.; свидетельство о заключении брака между С. и Л.; копия трудовой книжки Л.; копия трудовой книжки С.; справка о составе семьи от 19.01.2017; справка о заключении брака между Л. и В.; справка УФССП России по Томской области от 19.01.2017 об отсутствии исполнительного документа, о взыскании алиментов на содержание Л.; объяснительная Стариковой Е.Р. о причине невзыскания алиментов на Л.; справка МАОУСОШ № 15 им. Г.Е. Никодаевой г.Томска от 16.01.2017; справка о доходах С. за период с апреля 2013 года по апрель 2016 года.
Таким образом, данный пакет документов подтверждает факты рождения у Стариковой Е.Р. третьего ребенка после 31.12.2012, наличие в семье трех детей, а также наличие права на получение ежемесячной денежной выплаты.
Отказывая в предоставлении ежемесячной денежной выплаты в случае рождения третьего ребенка до достижения ребенком возраста трех лет, в своем решении №323 от 31.01.2017 ОГКУ «Центр социальной поддержки населения ЗАТО Северск» указал основание причины отказа – это отсутствие документов, подтверждающих факт трудоустройства второго родителя.
Вместе с тем из материалов дела следует, что истец Старикова Е.Р. приложила к заявлению копию трудовой книжки второго родителя ребенка С., заполненной 28.03.2002, в которой имеется запись о том, что в период с 01.04.2013 по 01.05.2016 он был трудоустроен в ЗАО «Кристина» слесарем-сантехником.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что при обращении с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты в случае рождения третьего ребенка Старикова Е.Р. подтвердила обстоятельство того, что трудоспособный родитель С., не осуществляющий уход за ребенком, был трудоустроен, и он был трудоустроен в промежутке со дня рождения ребенка и до дня достижения ребенком возраста трех лет.
Довод апелляционной жалобы о том, что на момент подачи заявления доказательств, подтверждающих трудоустройство второго родителя С., представлено не было, что исключает назначение ежемесячной денежной выплаты, основан на неверном толковании положений Закона Томской области №253-03 от 16 декабря 2004 года № 253-03 «О социальной поддержке граждан, имеющих несовершеннолетних детей», Порядка признания семьи нуждающейся в поддержке, назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты, утвержденного постановлением Губернатора Томской области от 28 декабря 2012 года № 191.
Тот факт, что второй родитель, не осуществляющий уход за ребенком, не был трудоустроен именно на момент обращения, не может являться основаниям к непредоставлению установленных законом мер социальной поддержки семье истца на третьего ребенка, поскольку ни Законом Томской области от 16 декабря 2004 года № 253-03 «О социальной поддержке граждан, имеющих несовершеннолетних детей», ни утвержденным постановлением Губернатора Томской области от 28 декабря 2012 года № 191 Порядком признания семьи нуждающейся в поддержке, назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты нуждающейся в поддержке семье, назначаемой в случае рождения после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, не предусмотрено, что обстоятельства, указанные в пункте 2 Порядка, должны иметь место именно на момент обращения заявителя с заявлением о назначении выплаты.
Довод апеллянта о том, что ежемесячная денежная выплата за предшествующий период до дня подачи заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты не может быть произведена, поскольку истец не является «получателем» в соответствии с абзацем 2 пункта 9 Порядка, был предметом рассмотрения в суде первой инстанции и ему дана надлежащая правовая оценка.
Как правильно указано судом первой инстанции, основанием для отказа в назначении пособия ответчик указал отсутствие подтверждения факта трудоустройства второго родителя, не осуществляющего уход за ребенком, предусмотренного п. 2 Порядка, а не по иным мотивам.
Ссылка апеллянта на то, что по заявлению истца имелись и иные основания для отказа в назначении выплаты, правового значения не имеет, поскольку предметом рассматриваемого спора является решение ОГКУ «Центр социальной поддержки населения ЗАТО Северск» № 323 от 31.01.2017 об отказе в предоставлении ежемесячной денежной выплаты в случае рождения третьего ребенка до достижения ребенком возраста трех лет, который мотивирован единственным основанием - отсутствие права на получение ежемесячной денежной выплаты в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 Порядка, иных оснований для отказа ответчиком не приведено.
Учитывая изложенное, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения суда по доводам жалобы не имеется.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Руководствуясь п. 1 ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Северского городского суда Томской области от 05 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика ОГКУ «Центр социальной поддержки населения ЗАТО Северск» Коробко К. Е. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: