НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Томского областного суда (Томская область) от 14.10.2014 № 33-2802/2014

  Судья Юровский И.П. Дело № 33-2802/2014

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 14 октября 2014 года

 Судебная коллегия по административным делам Томского областного суда в составе:

 председательствующего Ахвердиевой И.Ю.,

 судей Бондаревой Н.А., Фоминой Е.А.,

 при секретаре Мочаловой Т.А.

 рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске по апелляционной жалобе Селиверстовой М. Н. на решение Ленинского районного суда г. Томска от 3 июля 2014 года

 по заявлению Селиверстовой М. Н. о признании незаконным решения Администрации Томского района об отказе в образовании и предоставлении в собственность земельного участка для садоводства.

 Заслушав доклад судьи Фоминой Е.А., судебная коллегия

 установила:

 Селиверстова М.Н. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения Администрации Томского района об отказе в образовании и предоставлении в собственность земельного участка по адресу: /__/ площадью /__/ кв.м для садоводства по ее заявлению от 25.04.2014 № 1393-з, оформленное письмом от 19.05.2014 № 02-33/1290.

 В обоснование требований ссылалась на то, что обратилась в Администрацию Томского района с заявлением об образовании и предоставлении ей в собственность для садоводства земельного участка по вышеуказанному адресу. В удовлетворении заявления было отказано в связи с тем, что она не представила адресную справку в отношении испрашиваемого земельного участка. Однако указанное обстоятельство не могло являться основанием для отказа в предоставлении земельного участка, что свидетельствует о его незаконности. При вынесении оспариваемого решения Администрация Томского района применила недействующий нормативный акт - регламент, утвержденный постановлением Администрации Томского района от 16.11.2010 № 292, который официально не опубликован. Администрация не вправе требовать от него предоставления адресной справки со схемой, поскольку имеет возможность и обязана получить ее самостоятельно в порядке межведомственного взаимодействия.

 Дело рассмотрено в отсутствие заявителя Селиверстовой М.Н.

 Представители заявителя Лаптев Д.Б., Мельников О.О. в судебном заседании поддержали заявленные требования по изложенным в заявлении основаниям.

 Представитель Администрации Томского района Мережкина С.А. против удовлетворения заявления возражала, поддержала письменный отзыв, в котором указала, что в соответствии с административным регламентом, утвержденным постановлением Администрации Томского района от 16.11.2010 № 292, заявитель обязан вместе с заявлением об образовании земельного участка представить адресную справку на земельный участок. Указанное постановление было опубликовано в информационно-аналитической газете «/__/» с указанием на возможность ознакомиться с текстом административного регламента на официальном сайте Администрации Томского района. Обязанность представлять адресную справку предусмотрена также решением Думы Томского района от 30.04.2009 № 303. К заявлению Селиверстовой М.Н. адресная справка не была приложена. Представленная заявителем распечатка с публичной карты не подтверждает достоверно местоположение земельного участка, в законе возможность предоставления такого документа не предусмотрена.

 Обжалуемым решением суд на основании ст. 254, 255 ГПК Российской Федерации, ст. 223, 551 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 1, 2, 4, п. 3 ст. 7, ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», ч. 2 ст. 7 Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О госу­дарственном кадастре недвижимости», п. 21 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправле­ния в Российской Федерации», п. 2 ст. 2 Закона Томской области от 12.11.2004 № 241-03 «О наделе­нии статусом муниципального района, сельского поселения и установлении границ муниципальных образований на территории Томского района» с учетом Положения об адресации объектов недвижимости на территории муниципального образования «Заречное сельское по­селение, утв. постановлением Администрации Заречного сельского поселения № 135 от 16.05.2011, и Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Присвоение адресов объектам недвижимости на территории Заречного сельского поселения», утв. постановлением Администрации Заречного сельского поселения № 250 от 19.09.2012, п. 7 Перечня ус­луг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления Адми­нистрацией Томского района муниципальных услуг, утв. решением Думы Томского района от 30.08.2012 № 176, в удовлетворении заявления Селиверстовой М.Н. отказал.

 В апелляционной жалобе Селиверстова М.Н. просит решение отменить, удовлетворив заявление. Полагает, что суд неправильно применил нормы материального права. Земельный кодекс Российской Федерации не предусматривает необходимость предоставления вместе с заявлением об образовании земельного участка адресной справки. Соответствующее требование администрации и вывод суда не основаны на законе. Ссылка суда на то, что администрация Томского района не вправе обращаться в администрацию Зареченского сельского поселения за предоставлением муниципальной услуги по присвоению адреса земельному участку, является необоснованной, поскольку администрация Томского района имеет возможность и обязана получить адресную справку самостоятельно от сельского поселения не в порядке оказания муниципальной услуги, а в порядке межведомственного взаимодействия. Считает ошибочным вывод суда о том, что без адресной справки невозможно осуществить кадастровый учет земельного участка, поскольку в силу Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» для кадастрового учета необходим или адрес объекта, или описание его местоположения. Предполагаемое местонахождение земельного участка может быть определено заявителем в схеме, приложенной к заявлению.

 В возражениях относительно апелляционной жалобы представитель администрации Томского района Упиралов Д.В. выражает несогласие с доводами апелляционной жалобы, просит оставить решение суда без изменения, жалобу – без удовлетворения.

 В соответствии со ст. 327, ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие заявителя Селиверстовой М.Н., извещенной о времени и месте судебного заседания.

 Проверив законность и обоснованность решения суда по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

 Разрешая заявление Селиверстовой М.Н., суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что оспариваемое заявителем решение администрации Томского района являются законным, поскольку принято в пределах полномочий органа, права и свободы заявителя не нарушены.

 Согласно ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее- ГПК РФ) гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служа­щего, если считает, что нарушены его права и свободы.

 Судом установлено и следует из материалов, что Селиверстова М.Н. обратилась в Администрацию Томского района с заявлением от 25.04.2014 № 1393-з об образовании и предоставлении ей в собственность земельного участка для садоводства площадью /__/ кв. м согласно прилагаемой схеме расположения данного земельного участка.

 Из ответа Администрации Томского района от 19.05.2014 № 02-33/1286, направленного в адрес Селиверстовой М.Н., следует, что в предоставлении муниципальной услуги ей отказано ввиду непредставления необходимых документов - адресной справки на земельный участок с ситуационным планом (схемы расположения земельного участка на картографическом материале в масштабе от 1:500 до 1:10000), выдаваемой органами местного самоуправления сельских поселений по месту нахождения испрашиваемого земельного участка. Основанием для отказа послужил п. 1.7 административного регламента «Прием заявлений и выдача документов о согласовании проектов границ земельных участков», утвержденный постановлением Администрации Томского района от 16.11.2010 № 292.

 Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 Земельного кодекса Российской Федерации.

 Пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации на органы государственной власти и органы местного самоуправления возложена обязанность по принятию соответствующего акта, устанавливающего процедуры и критерии предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия по ним решений.

 В пункте 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации. В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункт 3 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации).

 Порядок предоставления заинтересованным лицам земельных участков для целей, не связанных со строительством, регулируется статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.

 Согласно пунктам 2 и 3 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

 В соответствии с пунктом 4 указанной статьи орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанного заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

 Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

 Согласно пункту 5 указанной статьи исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта, испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

 В силу п. п. 1, 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченные органы должны осуществлять предоставление земельных участков с учетом требований градостроительных условий использования, в частности - с учетом границ территориальных зон.

 Таким образом, соблюдение заявителем требования, предусмотренного ст. 34 ЗК РФ об указании местоположения земельного участка, должно обеспечивать возможность из обращения заявителя определить категорию и территориальную зону испрашиваемого земельного участка, а также возможность дальнейшего проведения кадастровых работ, согласования границ участка со смежными землепользователями.

 Согласно п.1.7. Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений и выдача документов о согласовании проектов границ земельных участков», утвержденного постановлением Администрации Томского района от 16.11.2010 № 292, заявитель к заявлению о получении муниципальной услуги об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастром плане (карте) соответствующей территории должен приложить в том числе адресную справку на земельный участок с ситуационным планом (схемой расположения земельного участка на картографическом материале в масштабе от 1:500 до 1:1000), выдаваемую органами местного самоуправления сельских поселений по месту нахождения испрашиваемого земельного участка. В силу пункта 2.19. в предоставлении муниципальной услуги может быть отказано в том числе в случае нарушения требований, установленных пунктом 1.7. настоящего регламента.

 Как следует из представленных в материалы дела доказательств, Селиверстовой М.Н. адресная справка на земельный участок с ситуационным планом (схемой расположения земельного участка на картографическом материале в масштабе от 1:500 до 1:1000), выдаваемая органами местного самоуправления сельских поселений по месту нахождения испрашиваемого земельного участка, к заявлению в Администрацию Томского района не прилагалась. Более того, представленная заявителем выписка из публичной кадастровой карты с обозначениями местоположения испрашиваемого земельного участка, изготовленная заявителем в рукописной форме, по мнению судебной коллегии, также достоверно не подтверждает местонахождение испрашиваемого земельного участка, принимая во внимание, что испрашиваемый земельный участок не сформирован и не является учтенным, а также отсутствует текстовое описание его местоположения, позволяющее однозначно установить его расположение относительно системы координат (частей света) и других ранее адресованных объектов недвижимости.

 Таким образом, поскольку Селиверстовой М.Н. не выполнены требования ст. 34 ЗК РФ, п.1.7. Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений и выдача документов о согласовании проектов границ земельных участков», утвержденного постановлением Администрации Томского района от 16.11.2010 № 292 об указании местоположения испрашиваемого земельного участка, у Администрации Томского района отсутствовали основания для оказания муниципальной услуги по утверждению и выдаче ему схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории, в связи с чем вывод суда о наличии у Администрации Томского района оснований для отказа в предоставлении заявителю муниципальной услуги по согласованию схемы расположения земельного участка и его отводу является верным.

 Довод о том, что Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений и выдача документов о согласовании проектов границ земельных участков» является недействующим в связи с его не опубликованием, является несостоятельным, поскольку из материалов дела следует, что постановление Администрации Томского района № 292 от 16.11.2010 об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений и выдача документов о согласовании проектов границ земельных участков» опубликовано в информационно-аналитической газете Томское предместье от 09.04.2014 № 29, при этом указано на то, что с приложениями к постановлению № 292 можно ознакомиться на официальном сайте администрации Томского района (/__/). Таким образом, заинтересованным лицам была предоставлена возможность ознакомления с приложениями к постановлению.

 Данный вывод суда согласуется с позицией, изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» (пункт 21).

 Кроме того, предоставление адресной справки при предоставлении земельного участка на территории Томского района для целей, не связанных со строительством предусмотрено также п.2.3. Положения «О предоставлении земельных участков на территории Томского района для целей, не связанных со строительством», утвержденным решением Думы Томского района от 30.04.2009 № 303.

 Довод заявителя о наличии у органа местного самоуправления обязанности самостоятельно получить адресную справку на испрашиваемый заявителем земельный участок в порядке межведомственного взаимодействия также не может быть признан состоятельным, учитывая что, определение адреса объекта недвижимости возможно только в порядке оказания муниципальной услуги по заявлению заинтересованного лица.

 В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ муниципальная ус­луга, предоставляемая органом местного самоуправления - это деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ и уставами муниципальных образований.

 В силу статьи 4 данного закона предусмотрено, что основными принципами предоставления государственных и муниципальных услуг являются, в том числе, правомерность предоставле­ния муниципальных услуг, заявительный порядок обращения за предоставлением государст­венных и муниципальных услуг.

 Адресация объектов недвижимости является самостоятельной муниципальной услугой, осуществляемой согласно п. 21 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах - организации местного самоуправления в Российской Федерации» органом местного самоуправления сельского поселения.

 В силу п.1.2. Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Присвоение адреса объекту недвижимости в Заречном сельском поселении», являющегося Приложением к Постановлению Администрации Заречного сельского поселения №250 от 19.09.2012, данная муниципальная услуга предоставляется по заявлению физических лиц, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (организаций) всех форм.

 При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

 Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 определила:

 решение Ленинского районного суда г. Томска от 3 июля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Селиверстовой М. Н. - без удовлетворения.

 Председательствующий

 Судьи: